"Здоровьесберегающие технологии в дошкольном учреждении"
Автор: Ковалева Наталья Геннадьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ № 12 "Золотой ключик" Населённый пункт: город Таштагол, Кемеровская область Наименование материала: Методическая разработка Тема: "Здоровьесберегающие технологии в дошкольном учреждении" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад
№
10 «Солнышко» общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением деятельности
по социально-личностному развитию воспитанников
Методическая разработка по теме:
«Здоровьесберегающие технологии в
дошкольном учреждении»
Автор:
Ковалева Н.Г.
Воспитатель МБ ДОУ
Детский сад
№
10
«Солнышко»,
п. Малиновка
г. Калтан 2013г.
Аннотация
В
пособии
рассматриваются
особенности
здоровьесберегающей
деятельности в дошкольных образовательных учреждениях.
Значительный
практический
интерес
представляют
методические
материалы,
позволяющие
реализовать
в
дошкольных
образовательных
учреждениях
комплекс
здоровьесберегающих
средств
и
методов
на
здоровьесберегающую
деятельность
всех
субъектов
воспитательно-
образовательного процесса.
Учебно-методическое
пособие
адресовано
воспитателям
детских
садов.
Введени
е
Здоровьесберегающая деятельность в дошкольном учреждении.
Валеология - это наука о здоровье.
Здоровье
-
это
состояние
организма
полного
физического,
душевного социального благополучия, а не только отсутствие болезней и
физических дефектов (устав Всемирной организации здравоохранения).
Здоровье
–
это процесс
сохранения
и
развития
психических,
физиологических, биологических особенностей человека, его оптимальной
трудовой
способности,
социальной
активности
при
максимальной
продолжительности активной жизни (В. П. Казначеев).
В
условиях
модернизации
российского
образования
особо
актуальной
является
проблема
сохранения
здоровья
детей
дошкольного
возраста. Анализ научной литературы позволяет утверждать, что в настоящее
в р е м я
ф о р м и р у ю т с я
т е о р е т и ко - м е т о д о л о г и ч е с к и е
о с н о в ы
здоровьесберегающей
деятельности,
совершенствуется
её
нормативно
-
правовая
база,
реализуются
здоровьесберегающие
ресурсы
дошкольных
образовательных учреждений и системы образования в целом. Концепции
сохранения здоровья ребёнка и взрослого человека в основе своей очень
близки,
но
не
идентичны,
поскольку
им
свойственны
существенные
различия. Взрослые должны сделать всё возможное, чтобы сфера детства
была валеологической, то есть, здоровой
Предметом валеологии является
здоровье здорового человека. Опираясь на работы учёных: Г. К Зайцева, В. В.
Колбанова,
В.
П.
Петленко,
Л.
Г.
Татарниковой,
используем
в
качестве
основной задачи сохранение и укрепление здоровья детей. Образовательное
учреждение
стало
важнейшим
звеном
в
сохранении
здоровья
детей.
И
отправной
точкой
здоровьесберегающей
деятельности
современной
организации
является
реализация
здоровьесберегающих
технологий
в
условиях
воспитательно-образовательного
процесса,
которые
можно
рассматривать и как технологическую основу здоровьесберегающей
педагогики,
и
как
совокупность
приёмов,
форм
и
методов
организации
воспитания
обучения
дошкольников,
без
ущерба
для
их
здоровья.
Детство
–
период
интенсивного
и
целенаправленного
развития,
процесс
формирования
физического,
интеллектуального,
психического,
нравственного
и
социального
созревания
человека,
поэтому
стержневой
научной
базой
становится
изучение
возрастной
психологии,
биологии,
экологии организма в раннем онтогенезе, методов защиты и обеспечения его
полноценного развития и здоровья.
Опираясь на понятие адаптационного синдрома, открытого Г. Селье.
(1960), и теорию функциональных систем П. К. Анохина(1973), Мы пришли к
выводу,
что
здоровье
детей
может
рассматриваться
как
процесс
непрерывного приспособления организма к условиям окружающей среды, а
мерой здоровья в таком случае будут являться адаптационные возможности
организма. Любой процесс взаимодействия ребёнка со средовыми условиями
и
факторами
следует
рассматривать
с
трёх
позиций:
физиологической,
индивидуально-типологической
и
социально-психологической,
которые
тесно переплетаются между собой, в совокупности элементов, оказывающих
жизненно
значимое
влияние
на
детей
в
процессе
образования.
Факторы
образовательной
среды
значимы
для
сохранения
здоровья,
если
они
оптимально гуманны.
Специфика
здоровьесберегающей
деятельности
в
дошкольных
образовательных
учреждениях
должна
быть
в
целом
направлена
на
комплексное решение следующих задач:
-
оздоровительных,
которые
предусматривают
увеличение
резистентности организма к неблагоприятным воздействиям, формирование
гармоничного
телосложения
и
правильной
осанки,
повышение
бодрости,
жизнерадостности, нормализуют психосоматическое развитие;
-
образовательных,
нацеленных
на
вооружение
воспитанников
умениями и навыками, необходимыми в разнообразных условиях жизни. В
дошкольном образовательном учреждении – это представления о здоровых
привычках (режиме дня, правильной личной гигиене и закаливании), умения
выполнять игровые и двигательные действия.
- воспитательных, направленных на формирование мотивационно-
потребностной
сферы
личности
в
области
ценности
здоровья,
здорового
образа жизни, развитие и совершенствование физических навыков и умений.
Основные направления и признаки здоровьесбережения,
реализуемые на занятиях в ДОУ.
Здоровьесберегающее занятие в ДОУ – это ограниченный по времени
комплекс условий, методов, средств и приёмов организации образовательного
процесса,
направленный
на
сохранение
физического,
психического,
социального здоровья дошкольника.
Признаки здоровьесберегающего занятия в ДОУ.
1 . Соблюдение
санитарно
–
гигиенических
требований
к
занятию
(проветривание и влажная уборка и т.д.).
2 . Смена видов деятельности (рассказ демонстрация и т. д.).
3. Учёт индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников.
4. Мотивация на обучение (заинтересовать детей т. д.).
5. Профилактика нарушения осанки воспитанников (подбор учебной
мебели и т. д.).
6. Профилактика нарушения зрения (оптимальное освещение группы и
т. д.).
7.
Психоэмоциональный
комфорт
на
занятии
(позитивный
эмоциональный настрой воспитателя и т. д.).
направления здоровьесбережения, реализуемые на занятиях в ДОУ.
1.Организация двигательной активности детей .
Одним из основных условий организации считают систематическое
использование
циклических
упражнений
в
ходьбе,
беге,
прыжках.
Длительные,
равномерно
повторяющиеся
циклические
упражнения
рассматриваются
как
наиболее
важный
компонент
двигательного
режима
растущего
организма,
который
на
физиологическом
уровне
способствует
нормализации работы сердечно - сосудистой, дыхательной, систем, а также
повышению умственной и физической работоспособности, развитию общей
выносливости, созданию и закреплению позитивного эмоционального фона.
Использование циклических упражнений с детьми предполагает соблюдение
ряда общих гигиенических требований: а) нагрузка должна возрастать по
мере повторения упражнений и определяться изменением их содержания; б)
обязательным
условием
применения
упражнений
служит
формирование
навыков рационального дыхания; в) налагается запрет на любую физическую
и психическую перегрузку; г) при выполнении упражнений у детей следует
формировать
и
поддерживать
положительный
эмоциональный
настрой.
(приложение 1)
2.Формирование
у
детей
навыков
рационального
дыхания
и
правильной осанки.
Правильное
дыхание
способствует
развитию,
укреплению
грудной
клетки
и
является
залогом
оздоровления.
Е.А.
Аркин
указал
средства
формирования полноценного дыхания:
•
а) упражнения в беге,
•
б) гимнастика дыхательных мышц,
•
в) обучение технике дыхания (дыхание через нос, с закрытым
ртом, глубокий вдох, продолжительный выдох),
•
г) постановка соответствующих певческих навыков.
Обучение правильному дыханию должно проводиться путем терпеливого
показа, повторного напоминания после упражнений, связанных с большой
тратой энергии (бега, продолжительной маршировки, прыжков и т.д.). Особое
внимание следует обращать на выдох: он должен быть медленным ,
продолжительным. В 5-6-летнем возрасте дети осознанно сочетают вдох и
выдох с движениями при наиболее благоприятных биомеханических
условиях и с некоторым сопротивлением. Следует воспитывать у детей
умение правильно сочетать дыхание с темпом движения. Для этого после 10-
12 организованных занятий физическими упражнениями можно переходить к
формированию умения сочетать каждый уровень вдоха и выдоха с
постепенно возрастающим количеством движений.(приложение 2).
3.Реализация системы эффективного закаливания.
При работе с детьми дошкольного возраста необходимо соблюдать
основные принципы закаливания: осуществлять закаливание следует, если
ребенок
совершенно
здоров;
интенсивность
закаливающих
процедур
целесообразно
увеличивать
постепенно,
соответственно
возрастающим
в
процессе
закаливающей
тренировки
компенсаторным
возможностям
растущего организма, соблюдая их систематичность и последовательность.
Наиболее
эффективны
нетрадиционные
методы
закаливания,
к
которым
относятся, прежде всего,
контрастные методики в пульсирующем режиме.
Именно контрастные воздушные и водные ванны обеспечивают необходимый
уровень
повышения
защитных
сил
организма.
Методика
контрастного
воздушного закаливания предусматривает закаливающее дыхание для часто и
длительно болеющих детей,
закаливающее носовое дыхание, выполнение
основных методических принципов проведения физкультурных занятий с
детьми дошкольного возраста, к которым относятся следующие: к концу
дневного сна в одной из комнат группового помещения (спальня, игровая или
раздевалка) температура воздуха снижается. В 15 часов дети просыпаются
под звуки музыки, что создает радостный эмоциональный фон, и, лежа в
постели
поверх
одеяла,
выполняют
в
течение
2-3
минут
физические
упражнения,
охватывающие
все
группы
мышц.
Недопустимо
проведение
закаливания,
если
ребёнок
испытывает
отрицательные
эмоции
(страх
беспокойство и др.). это может привести к невротическим расстройствам.
Ребёнка необходимо настроить на позитив (приложение 3 -3.1).
4. Организация оздоровительных режимов в детском саду.
Правильное
построение
режима
является
одним
из
центральных
звеньев
Организация
жизни
ребенка
в
детском
саду.
Для
правильной
организации
оздоровительного
режима
дня
необходимо
учитывать
особенности
биоритмов
растущего
организма,
систематиче ская,
направленная двигательная и другая деятельность, построенная с учётом
индивидуально
–
дифференцированного
оздоровительного
режима,
положительных
эмоций,
высокого
и
среднего
уровня
двигательной
активности с использованием преимущественно циклических упражнений,
оздоровительно
–
закаливающих
мероприятий,
может
содействовать
некоторой коррекции биоритмологического профиля у детей. Прогулки на
открытом воздухе в любую погоду закаляет организм детей. После активной
прогулки у ребенка всегда нормализуется аппетит и сон, поэтому она должна
проводиться
в
любую
погоду,
за
исключением
особо
не
благоприятных
условий. Для этого одежда и обувь должны соответствовать погоде и всем
гигиеническим требованиям (приложение 4).
5. создание атмосферы психологического комфорта в детском саду.
В
работе
детского
сада
особое
значение
имеет
влияние
процесса
воспитания
на
развивающуюся
психику
ребёнка.
Очень
важно
изучать
индивидуальность
ребёнка,
поскольку
и
индивидуальные
различия
среди
ослабленных детей выражены резче, чем среди здоровых. При этом важно
выявить
факторы,
спо собствующие
возникновению
р а з в и т и ю
предневротических и невротических состояний у детей, создать каждому
ребёнку условия для преобладания положительных эмоций в ежедневном
распорядке.
Следовательно,
необходимо
широко е
в н е д р е н и е
психогигиенических и психопрофилактических методов и средств в практику
работы
с
детьми
дошкольного
возраста.
Рекомендуется
применение
психолого-педагогических
средств,
направленных
на
копирование
и
предупреждение
у
детей
негативных
аффективных
проявлений.
К
таким
средствам
относятся
индивидуальные
беседы
воспитателя
психологов
с
ребёнком
и
родителями,
подвижные,
сюжетно-ролевые
и
особенно
режиссёрские
игры,
музыкотерапия,
соответствующим
образом
организованные
продуктивные
виды
деятельности,
а
также
отдельные
приёмы
рациональной
стихотерапии,
техника
мышечной
релаксации
как
базовый компонент аутогенной тренировки (приложение 5).
6.
Организация
взаимодействия
с
семьёй
и
внешней
социокультурной средой.
Организовывая
работу
с
родителями,
необходимо
понимать,
что
в
каждой семье существуют свои традиции. вычленить традиции физического
воспитания,
оздоровления
детей
в
семье
и
использовать
их
в
процессе
взаимодействия
детского
сада
и
семьи-
одна
из
приоритетных
задач.
(приложение 6).
Приложение
1.Оздоровительная гимнастика
Ходьба
в
колоне
по
одному;
бег
между
предметами
(кубики,
кегли
или
набивные мячи).
упражнение с малым мячом
1.2 и.п.- основная стойка, мяч в правой руке.1-руки в стороны; 2-руки
вверх, предложить мяч в левую руку; 3-руки в стороны; 4-руки в низ (6 раз).
1.3 и.п. стойка ноги на ширине плеч, мяч в правой руке. 1-2-поворот
вправо
(влево),
ударить
мячом
о
пол;
3-4-вернуться
в
исходное
положение(6раз).
1.4 и.п. стойка ноги на ширине ступни, мяч в правой руке. 1-присесть
,
ударить мячом о пол, поймать его; 2-вернуться в исходное положение(5-6
раз).
1.5
и.п.
стойка на коленях, сидя на пятках, мяч в правой руке.1-4-с
поворотом вправо (влево) покатить мяч вокруг туловища(6раз).
1.6
игровое упражнение «пингвины». Дети стоят по кругу, зажимают
мяч
между
колен
и
по
сигналу
воспитателя
прыгают
на
двух
ногах,
подвигаясь по кругу, как пингвины.
1.7 ходьба в колонне по одному.
2. при нарушении осанки
2.1
невидимка. (дети
стоят
по
кругу,
в
кругу
лежит
мяч
среднего
размера ) Дети передают по кругу друг другу за спиной «шапку невидимку» .
По сигналу воспитателя тот ребёнок у кого шапка в руках надевает её на
соседа.
Услышав
возглас:
«берегись
невидимки!»-стоящие
в
кругу
разбегаются, а невидимка взяв мяч который находиться в кругу кричит: «
стой! Ни с места!».
2.2
по
ниточке. Участвуют
две
команды.
прочерчены
две
прямые
линии(50м).
по
сигналу
игроки
бегут
на
перегонки
по
линиям.
Важно
пробежать дистанцию как по ниточке.
2.3
туннель. Две
команды.
Дети
на
четвереньках
проползают
по
туннелю на перегонки.
2.4 построй замок. Две команды. Дети движутся на носочках с мешком
на голове, с различными предметами в руках для постройки замка.
2. 5
упражнения
для
правильного
дыхания
должны
длиться
на
протяжении 2-3 секунд, каждый вдох и выдох.
3. Закаливающее дыхание для часто и длительно
болеющих детей.
3.1«часики»
и.п. стоять прямо, ноги слегка расставить.
В.у. размахивая прямыми руками вперёд и назад, произносить «тик,
так».(6-8раз).
3.2 «дудочка»
И.п. сесть на стульчик кисти рук сжать, как будто в руках дудочка.
В.у. поднести их к губам, сделать медленный выдох. «п-ф-ф-ф-ф-ф.
(4раза)
3.3. «петушок»
И.п. стоять прямо, ноги слегка расставить.
В.у. поднять руки в стороны вдохнуть а потом похлопать ими по бёдрам
со словами «ку-ка-ре-ку» на выдохе. (4 раза).
3 .4 «каша кипит».
И.п. сесть на стул. Одну руку положить на живот, вторую на грудь.
В .у. втянуть живот и набрать воздуха. При выдохе громко произнести
звук «ф-ф-ф-ф-ф-ф». (4 раза).
3.5. «паровозик» .
И.п. ходить по комнате.
В.у. делать по переменные движения руками и говорить «чух-чух-чух-
чух».20 сек.
3.6. «весёлый мячик».
И.п. встать прямо, ноги расставить. Руки с мячом (диаметр 10-см.)
поднести к груди.
В.у. вдохнуть
и
бросить
мяч
от
груди
со
звуком
«у-х-х-х»
(выдох),
догнать мяч. (4раза).
3.7. «гуси».
И.п. медленно ходить по комнате.
В.у. на выдохе вытягивать вниз голову произносить длительно звук «г-у-
у-у» в течении 1 минуты.
Выполнять упражнения не менее 2 - х раз в день.
3.1.1 Сделать 10 вдохов и 10 выдохов через нос, чередуя вдох и выдох.
То есть если вдох делаем через правую ноздрю, то выдох, через левую и
наоборот .
3.1.2 Открыть рот, кончик языка прижать к небу и дышать ртом около 10
- 15 сек.
3.1.3 Сделать спокойный вдох носом и на выдохе с одновременным
постукиванием пальцами по крыльям носа произносить слоги "ба - бо - бу"
4 -5 раз.
3.1.4 Сжать пальцы в кулак вовремя вдоха. Широко раскрыв рот и
насколько возможно высуньте язык на выдохе и разожмите пальцы. 4 - 5 раз.
Эти
упражнения
улучшают
кровообращение
верхних
дыхательных путей.
Повышают устойчивость организма к инфекциям, недостатку
кислорода .
повторяются 4 - 5 раз в день :
вовремя утренней гимнастики;
перед утренней прогулкой;
перед второй прогулкой;
дома перед сном.
3.2.гимнастики после сна:
Алгоритм проведения гимнастики после сна:
1.звучит музыка 1-1,5 мин.
2.начинаю будить детей нежным голосом, предлагаю лечь на спину, руки
вытянуть вдоль туловища, закрыть глаза и представить (релаксация).
3.комплекс упражнений.
3.2. Комплекс №1 «Весёлый котёнок».
1. И.П.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Согнуть колени, ноги
подтянуть к груди, обхватить колени руками, вернуться в и.п. 5 раз.
2. И.П.: лежа на спине, руки в замок за голову, ноги согнуты в коленях.
Наклон колен влево, в и.п., наклон колен вправо, в и.п. 5 раз.
3. И.П.: сидя, ноги вместе, руки в упоре сзади. Согнуть ноги в коленях,
подтянуть их к груди, со звуком «ф-ф» - выдох, И.П., вдох (через нос). 5 раз.
4. И.П.: то же, одна рука на животе, другая на груди. Вдох через нос,
втягивая живот; выдох через рот, надувая живот. 5 раз.
5. И.п.: стоя, ноги врозь, руки внизу. Хлопок в ладоши - выдох; развести
ладони в стороны - вдох. 5 раз.
6. И.П.: о.с. Потягивания: достали до потолка, вернулись в и.п. 5 раз.
3.2. Комплекс №2 «Прогулка по морю»
1. «Потянулись к солнышку». И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища,
потягивание, и.п. 5 раз.
2. «Горка». И.П.: сидя, ноги прямые, руки в упоре сзади, опираясь на
кисти рук и пятки выпрямленных ног, поднять таз вверх, держать, вернуться
в и.п. 5 раз.
3.
«Лодочка».
И.п.:
лежа
на
животе,
руки,
ноги
поднять
вверх
прогнуться, удержаться 2 - 3 сек., вернуться в и.п. 3 раз.
4. «Волна». И.п.: стоя на коленях, руки на поясе, сесть справа от пяток,
руки влево, И.П., сесть слева от пяток, руки вправо, и.п. 5 раз.
5.
«Мячик».
И.П.:
о.с.,
прыжки
на
двух
ногах
с
имитацией
подбрасывания мяча перед собой. 10 сек.
6. «Послушаем свое дыхание». И.п.: о.с., мышцы туловища расслаблены.
В
полной
тишине
дети
прислушиваются
к
собственному
дыханию
и
определяют, какая часть тела приходит в движение при вдохе и выдохе
(живот, грудная клетка, плечи волнообразно), тихое дыхание или шумное.
1 мин.
3.2. Комплекс №3 «Прогулка в лес»
1. «Потягушки». И.П.: лежа на спине, руки вдоль туловища выдох,
потягивание руки в верх вдох. «В колыбельке подвесной летом житель спит
лесной». 5 раз.
3. «Вот нагнулась елочка, зеленые иголочки». И.П.: стоя, ноги на ширине
плеч, руки внизу, вдох, наклон туловища вперед, выдох, и.п. 5 раз.
4. «Вот сосна высокая стоит и ветвями шевелит». И.п.: о.с. вдох, руки в
стороны, выдох наклон туловища вправо, и.п. вдох, выдох, наклон туловища
влево. 5 раз.
5. «Дети в беретках с ветки упали, беретки потеряли» (желуди). И.П.:
о.с., руки за голову, вдох - подняться на носки, выдох - присесть. 5 раз.
6. «Стоит Алена, листва зелена, тонкий стан, белый сарафан» (береза).
И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища, вдох руки через
стороны вверх подняться на носки. Покачать руками выдох, вдох, выдох и.п.
5 раз.
3.2. Комплекс №4 «Дождь пошел»
1. И.п. Сидя, ноги скрестить «по-турецки». Сверху пальцем правой руки
показать траекторию движения капли, следить глазами.
Капля первая упала - кап!
То же проделать другой рукой.
И вторая прибежала - кап!
2. И.П. то же. Посмотреть глазами вверх, не поднимая головы.
Мы на небо посмотрели,
Капельки«кап-кап» запели,
Намочились лица.
3. И.п. то же. Вытереть лицо руками, встать на ноги.
Мы их вытирали.
4. И.П.: о.с. Показать руками, посмотреть вниз.
Туфли, посмотрите, мокрыми стали.
5. И.П.: о.с. Поднять и опустить плечи.
Плечами дружно поведем
И все капельки стряхнем.
6. И.П.: о.с. Бег на месте. Повторить 3-4 раза
От дождя убежим.
7. И,-.П.: о.с. Приседания.
Под кусточком посидим.
3.2. Комплекс №5 «наши ножки шагали по дорожке»
1. И.П.: лежа на спине, руки вдоль туловища, руки вверх, потянуться,
руки вперед, и.п. 5 раз.
2. И.П.: лежа на спине, руки вдоль туловища, носки потянуть на себя,
и.п. 5 раз.
3. И.П.: сидя, ноги прямые, руки в упоре сзади, развести носки ног в
стороны, и.п. 5 раз.
4. «Пешеход». И.П. то же, наклонять носки ног в перед и назад , и.п. 5
раз.
5.
«Молоточки».
И.п.:
сидя,
согнув
ноги,
руки
в
упоре
за
спиной,
пальчики на носках, удар пяткой чередуя ноги. 6 раз.
6. И.П.: О.с., руки на пояс, перекат с носков на пятки. 5 раз.
3.2. Комплекс №6 «разогреем пальчики»
1.
И.П.:
лежа
на
спине,
руки
вдоль
туловища,
поднять
руки
вверх,
потянyтьcя, и.п. 4 -5 раз.
2. И.П.: сидя, ноги скрестно (поза лотоса), массаж больших пальцев ног,
начиная от подушечки до основания. 10 сек.
3.
И.П.
то
же,
массаж
пальцев
рук
-
от
ногтей
до
основания
с
надавливанием (внутреннее и внешнее). 20 сек.
4. И.П. то же, руки вперед, массаж-поглаживание рук - от пальцев до
плеча. 6 раз.
5. И.П. то же, крепко зажмурить глаза на 5 сек., открыть, повторить 5-6
раз.
6. И.П: о.с., ходьба на месте с высоким подниманием колена 10 сек.
3.2. Комплекс №7 «зарядка»
Кто спит в постели сладко? Давно пора вставать. Спешите на зарядку,
Мы вас не будем ждать! Носом глубоко дышите, Спинки ровненько
держите.
1.
И.П.:
лежа
на
спине,
руки
вдоль
туловища,
напрячь
тело,
вдох,
держать несколько секунд, расслабиться, выдох. 5 раз.
2.
И.П.:
лежа
на
спине,
руки
в
стороны,
пальцы
сжаты
в
кулаки,
скрестить руки перед собой, выдох, развести руки, в и.п., вдох. 5 раз.
3. И.П.: лежа на спине, руки в замок за голову, поднять прямую левую
ногу, поднять прямую правую ногу, держать их вместе, и.п. (одновременно
опустить). 4 раз.
4. И.П.: лежа на спине, руки в упоре на локти, прогнуться, приподнять
грудную клетку вверх, голову держать прямо (3-5 сек.), вернуться в и.п. 4 раз.
5. И.П.: лежа на животе, руки за голову, прогнуться, руки к плечам, ноги
лежат на полу, держать (3 -5 сек.), и.п. 4 раз.
6. И.П.: лежа на животе, руки под подбородком, прогнуться, приняв упор
на предплечья, шея вытянута - вдох, и. п. выдох. 5 раз.
3.2. Комплекс №8 «едем на машине»
1. И.П.: лежа на спине, руки вдоль туловища, поднять правую ногу
(прямую), и.п., поднять левую ногу (прямую), и.п.чередовать 5 - 10 сек.
2.
.П.:
лежа
на
спине,
руки
перед
собой
«держат
руль»,
«езда
на
велосипеде», и.п. 5 - 10сек.
3. И.П.: лежа на спине, руки за головой, свести локти впереди (локти
каcaютcя друг друга) - выдох, и.п., развести локти - вдох. 5 раз.
4. И.П.: сидя, ноги скрестно, руки на поясе, руки через стороны вверх
вдох, выдох. 4 - 5 раз.
5. И.П.: о.с., руки вверху, поворот туловища вправо, влево, и.п. 4 -5 раз.
3.2. Комплекс №9 «Самолёт»
1. И.П.: сидя, ноги скрестно. Смотреть вверх, не поднимая головы, и
следить за пролетающим самолетом (игрушка). Пролетает самолет, С ним
собрался я в полет. 10 сек.
2. И.П. то же. Отвести правую руку в сторону (следить взглядом), то же
выполняется в левую сторону. Правое крыло отвел, Посмотрел. Левое крыло
отвел, Поглядел. 10 сек.
3.
И.п.
то
же.
Выполнять
вращательные
движения
перед
грудью
и
следить взглядом. Я мотор завожу И внимательно гляжу. 10 сек.
4.
И.П.:
о.с.
рядом
с
кроватью
встать
на
носочки
и
выполнять
летательные движения. Поднимаюсь ввысь, Лечу. Возвращаться не хочу. 10
сек.
5. И.П.: о.с., крепко зажмурить глаза на 5 сек. открыть (повторить 4 -5
раз).
6. И.П.: о.с., быстро моргать глазами. 10 сек.
3.2. Комплекс №10 «Весёлые жучки»
1.
И.
П.
Лежа
на
спине,
руки,
согнутые
в
локтях
перед
собой.
Поочередное сгибание и разгибание ног, касаясь локтями коленей. 5 раз.
2. И. П. Лежа на спине, руки согнуты в локтях, ноги - в коленях.
Побарахтаться, как жучок. 10 сек.
3. И. П.. Лежа на спине, руки вдоль туловища. Надуть живот, как мячик,
удержать положение, не дыша, 2-3 секунды. 5 раз.
4. И. П. Сидя, скрестив ноги, руки на коленях. Наклоны к коленям -
поочередно к правому, левому. 5 раз.
5. И.П. Лежа на животе, руки под подбородком. Поочередно положить
голову на правое, потом на левое плечо. 5 раз.
6. И. П. Сидя, руки на коленях. Вдохнуть, задержать дыхание (2 - 3сек.),
выдохнуть. 5 раз.
4. режим дня
Режимные моменты
Время
Прием и осмотр, игры, дежурство, утренняя
оздоровительная гимнастика
7.00-8.30
Подготовка к завтраку, завтрак
8.30-8.50
Подготовка к НОД
8.50- 9.00
НОД
9.00-10.50
Игры, подготовка к прогулке, прогулка (игры,
наблюдения, труд)
10.50-12.25
Возвращение с прогулки, закаливающие процедуры,
игры
12.25-12.40
Подготовка к обеду, обед
12.40-13.10
Подготовка ко сну, дневной сон
13.10-15.00
Постепенный подъем, гимнастика в постели,
воздушные, водные процедуры
15.00-15.25
Подготовка к полднику, полдник
15.25-15.50
Игры, самостоятельная и организованная
образовательная деятельность детей
15.50-16.20
Чтение художественной литературы
16.20-16.40
Подготовка к прогулке, прогулка
16.40-18.00
Возвращение с прогулки, игры
18.00-18.20
Подготовка к ужину, ужин
18.20-18.45
Игры, уход детей домой
18.45-19.00
Режим дня используется с учетом здоровьезберегающих технологий.
5. Психогимнастика.
5.1. игра «весёлая пчёлка».
вдох свободный. На выдохе произнести звук «з-з-з-з-з». Представляем
что
пчела
села
на
нос,
руку,
голову,
ногу.
Упражнение
учит
направлять
дыхание и внимание на определённый участок тела.
5.2. «остров плакс».
Путешественник попал на волшебный остров, где живут одни плаксы.
Он старается их утешить то одного, то другого, но дети плаксы отталкивают
его и продолжают реветь. При этом головы должны быть подняты, брови
сведены, уголки губ опущены, всхлипывание – вдох без выдоха (3-5 мин.).
Благодаря этому упражнению происходит насыщение крови кислородом.
5.3. «холодно – жарко».
Подул холодный северный ветер, дети съёжились в комочки. Выглянуло
летнее
солнышко,
можно
загорать.
Дети
расслабились,
обмахиваются
платочками или веерами (2-3 раза). Происходит расслабление и напряжение
мышц туловища.
И.т.д.
6. Работа с родителями.
Темы:
6.1 одежда и здоровье детей.
6.2 воспитание гигиенических навыков у детей.
6.3 Условия полноценного сна.
6.4. Предупреждение детской нервности.
6.5.
Рациональный
режим
–
основной
фактор
правильного
воспитания и охраны здоровья ребенка.
6.6.
Особенности
физического
и
нервно-психического
развития
ребенка.
6.7. Спортивные упражнения и игры на прогулке зимой.
6 . 8 .
Р а з в и т и е
у
д е т е й
н а в ы ков
с а мо о б с л уж и в а н и я
и
самостоятельности.
6.9. Рациональное питание ребенка в семье.
6.10. Как организовать досуг ребенка в выходные дни.
6.11. Закаливание детей
И т.д.
Заключение
По данным учёных, удельный вес здоровых детей составляет 25-30%
от
общего
количества
обучающихся.
Динамика
здоровья
подрастающего
поколения
за
последние
10-15
лет
характеризуется
весьма
не
благоприятными тенденциями. Современная система охраны материнства и
детства находиться в кризисе, качество здоровья подрастающего поколения
катастрофически
ухудшается. Несбалансированное и недоброкачественное
питание, дефицит физической активности, курение, загрязнение опасными
для организма человека веществами воздуха, водоёмов,
почвы, вредные
условия труда, психоэмоциональные перегрузки и стрессы – эти и многие
другие
отрицательные
явления,
непосредственно
ведут
к
ухудшению
здоровья людей. Нужны кардинальные меры по его охране и укреплению.
Неудовлетворительное
состояние
общественного
и
личного
здоровья
становиться следствием многих факторов, в том числе низкого уровня знаний
основ
охраны
и
укрепления
здоровья,
недостаточной
гигиенической
культуры взрослого и детского населения.
В соответствии с Указом Президента РФ «Об утверждении Концепции
демографической политики Российской Федерации до 2025 года» основными
задачами
являются
защита
прав
детей,
формирование
мотивации
к
безопасному и здоровому образу жизни, возрождение и сохранение духовно –
нравственных
традиций
семейных
отношений
и
семейного
воспитания,
совершенствование
программ
профилактики,
направленных
на
предупреждение
социально
значимых
заболеваний
обучающихся,
воспитанников.
Создание
условий,
способствующих
сохранению
и
укреплению
здоровья
в
дошкольных
образовательных
учреждениях,
предполагает
организацию и проведение системных межведомственных мероприятий по
охране и укреплению здоровья субъектов воспитательно-образовательного
процесса, обеспечение непрерывного образования детей, начиная с раннего
возраста,
повышение
здоровьесберегающей
профе ссиона льной
компетентности работников образования.
Литература
1.Федорцева
М.Б.,
Шелкунова
Т.В.
Учебно-методическое
пособие
Здоровьесберегающая деятельность педагога дошкольного образовательного
учреждения. – Новокузнецк, 2009. – 116с.
2. Чупаха И.В. и др. Научно-практический сборник инновационного
опыта Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном
процессе. – М, 2004. – 400с.
3.
Учебно-методический
комплекс
Здоровьесберегающие
аспекты
дошкольного и начального общего образования, под ред. Николаевой В.С. –
Кемерово, 2011. – 499с.
4. Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет. – М.,
2010. – 125с.
5. Богина Т.Л., Терехова Н.Т. режим дня в детском саду. – М., 1987.-
24с.
Оглавление
Аннотация
2
Введение
3
Основные направления и признаки
здоровьесбережения, реализуемые на занятиях в ДОУ
6
Приложение
11
Заключение
22
Литература
24