Напоминание

"Непосредственно образовательная деятельность по познавательному развитию для детей 3-4 лет"


Автор: Иванова Светлана Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад комбинированного вида №25" АГО
Населённый пункт: город Асбест, Свердловской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Непосредственно образовательная деятельность по познавательному развитию для детей 3-4 лет"
Раздел: дошкольное образование





Назад





УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ

АДМИНИСТРАЦИИ ТАЙШЕТСКОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

« ТАЙШЕТСКАЯ ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА»

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА



ПО ПРЕДМЕТУ ДЕКОРАТИВНО - ПРИКЛАДНАЯ

КОМПОЗИЦИЯ

(ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 2-3-4-5 КЛАССОВ ДХШ)

Автор- составитель: преподаватель МКУДО ТДХШ

МАНТУЗОВА ИРИНА АЛЕКСАНДРОВНА





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА




В учебно-воспитательной работе с детьми ДХШ и ДШИ наряду с изучением изобразительной грамоты по рисунку, живописи, композиции и скульптуре все большее значение приобретают занятия по прикладной композиции и работа в материале. Она способствует развитию мышления, творческого воображения, художественных способностей обучающихся, их
эстетическому воспитанию. С каждым днем в любой сфере нашей жизни и отрасли производства все острее ощущается необходимость в специалистах, способных мыслить нестандартно, постоянно искать новые пути решения, изобретать, быть все- сторонне развитой, творческой личностью. Учить этому человека следует с раннего возраста, прививая тягу к художественному самовыражению, раз- вивая творческое начало в ребенке, его воображение - самого главного по- мощника в творчестве. Предлагаемый курс учебной программы по декоративно-прикладной композиции «Природа и фантазия» предлагает технологию по изготовлению плоскостных композиций из бересты, природного материала, кожи обладающих яркими и эффектными пластическими средствами и живопис- ными свойствами, что дает преподавателю возможность творчески подходить к ее преподаванию и применять на уроках задания для каждой конкретной школы. Искусству художественной обработки изделий из бересты обучают сегодняво многих школах, студиях. В нашей художественной школе так же накоплен большой опыт работы по художественной обработке бересты. В связи с большим интересом к данному виду декоративного творчества у учащихся, для более эффективного протекания образовательного процесса в направлении декоративно-прикладного искусства, возникла необходимость систематизации накопленного теоретического, методического материала и практических заданий, объединения их в единую программу. В результате осуществляется целостное, системное обучение, позволяющее проследить динамику развития и результативность.
Цель программы «Природа и фантазия»

-
развитие творческих способностей учащихся, формирование умения мыслить в материале, становление ребёнка как художника и творческой личности, приобщение к национальным Сибирским промыслам и ремёслам.
Задачи программы:
1. Познакомить с основными видами декоративно-прикладного искусства и раскрыть комплексный характер народного художественного творчества. 2. Развивать эмоциональную отзывчивость детей на произведения декоративного искусства, формировать основы эстетического восприятия. 3. Способствовать развитию познавательной и творческой активности детей в изобразительном и декоративном, художественном творчестве, активизировать самостоятельный творческий поиск в решении художественных задач. 4. Усвоение теоретических знаний, формирование практических навыков, обучение разным технологиям художественной обработки бересты, работа с различными природными материалами. 5. Формирование художественного вкуса, развитие наблюдательности, воображения, фантазии, творческого мышления, умения увидеть в привычном предмете необычное или по-новому показать хорошо знакомое. 6. Воспитание аккуратности, организованности, трудолюбия. Основная задача данной программы – не только дать учащимся понятия
об основных элементах декоративной композиции из бересты и навыках работы с материалом, но и на примере анализа произведений изобразительного и декоративного искусства продемонстрировать ученикам различные подходы к решению композиции. Дать понятия о единстве формы и содержания, где идея является главным и первичным, а декоративная композиция и выполненное изделие - средство ее выражения. Данная программа реализуется в нашей школе уже девятый год. Теоретические знания и практические навыки, полученные учащимися в ходе работы с природными материалами, берестой имеют большое значение в развитии творческих способностей для школ с небольшой численностью контингента учащихся, проживающих в небольших городах, посёлках. В программе сделана попытка систематизировать задания, навыки работы в технике декоративного панно из различных видов природных материалов, флористики, кожи, фурнитуры, дать детям, живущим в непосредственной близости от природы, представление о многообразии мира, о том, как прекрасен наш Сибирский край. Работа с берестой заключает в себе большие возможности сближения с родной природой. Задания по темам воспринимаются непосредственно и сразу, учат более внимательно вглядываться в различные формы, развивают наблюдательность, самостоятельность, помогают изучить и освоить новый вид деятельности в декоративной композиции. Учащиеся, занимающиеся по данной программе, могут почувствовать себя «мастерами», так как их работы близких народному творчеству, и соответствуют всем принципам утилитарности и художественности. Учебный материал программы составлен в виде единых блоков по разделам, что дает возможность последовательно вести усвоение знаний, умений и организовать итоговые занятия в конце года.
Программа

«Природа

и

фантазия»

по

особенностям

развития



общая,

рассчитана на 4-летний курс обучения. Весь курс программы

составляет

176

часов
, где 1 занятие, включающее в себя 4 урока композиции и 1 урок ППВ.
Количественный состав группы: 5-10 человек. Возраст: 10-17 лет.
С повышением возрастной категории сложность работы увеличивается. Дети младшей группы занимаются более простыми заданиями, а старшая группа занимается составлением и изготовлением сложных форм изделий требующее определённых навыков работы с берестой.
Занятия носят в основном практический характер.
Программа составлена на основе методического пособия «Художественная обработка бересты в ДХШ» Мантузовой И.А. , корректировалась в процессе работы в соответствии с интересами учащихся. Материал, полученный учащимися на занятиях, тесно связан с другими предметами учебного плана в ДХШ («Рисунок», «Живопись», «Композиция», «Скульптура», «Пленэр», «История искусства»). Как следствие межпредметных связей – в программе предусмотрена возможность сочетать работу с натуры (пленэрные, живописные и графические зарисовки) с композиционными заданиями. В программе тесно
связаны задания по станковой композиции и декоративной, это помогает полнее развить их творческие способности учащихся.
Один час предмета по выбору присоединяется к композиции.
На этих занятиях учащиеся изучают основы композиции и цветоведения, декора- тивности, стилизации от простых понятий к сложным, подготавливают материалы, бересту к работе, отрабатывают технологические приёмы работы.
Обучение проводится в двух направлениях:
освоение теоретических знаний и формирование практических навыков, изучение технологии работы с материалом. Теоретическая часть предусматривает определение цели и задачи, раскрытие темы занятия, проходит в форме лекций, бесед, рассказов с привлечением иллюстративного, видео материалов. Практическая часть включает отработку навыков работы с материалами и инструментами, навыки изготовления декоративных композиций, готовых изделий. Выполнение изделий не должно быть механическим копированием образцов - это творческий процесс. Программой предполагаются индивидуальные, и коллективные формы работы при выполнении творческих заданий, посещение выставок, поездки на природу, заготовка бересты, сбор природного материала в рамках предмета по выбору и пленэрных занятий. При заготовке природного материала учащихся следует знакомить не только с растениями, которые используются для композиций, а со всем разнообразием растительного мира. Следует обратить внимание на то, что природу нужно наблюдать, подмечать скрытую до времени ее красоту, находить замысловато переплетенные корни, фантастическую форму и текстуру коры, бересты. Учащиеся должны видеть, что их изделия носят общественно - полезную направленность и находят применение в школе для оформления кабинетов, на выставках, в домашней обстановке. Следует поощрять смелость в поисках новых форм и декоративных средств выражения образа, проявления фантазии в разработке композиций. С первых дней учащихся надо приучать к аккуратности, к соблюдению порядка на рабочем месте, к экономному расходованию материала. Рекомендации преподавателя по каждой индивидуальной работе должны предусматривать возможность выбора, который сделает сам ученик из предложенных ему вариантов. В каждом конкретном случае последовательность проведения теоретических и практических занятий преподаватель может изменять в индивидуальном тематическом плане в зависимости от поставленных задач и уровня подготовки учащихся.
Основное

внимание

в

программе

уделено

знакомству

с

произведениями

народного

декоративно-прикладного

искусства.
В содержании занятий включены темы, раскрывающие взаимосвязь разных видов народного творчества: резьба и роспись по дереву, ткачество, вышивка, народная игрушка, художественная обработка бересты. Необходимо уже на первом этапе знакомства дать детям целостное представление о народной культуре. Для обеспечения результативности учебного процесса и активизации
интереса учащихся к выполнению творческих работ, в программе предусмотрено большое разнообразие тем, техник, материалов.
Формы подведения итогов реализации программы.
Выполненные работы оцениваются по пятибалльной системе в ходе рабочих просмотров и выставок. Хорошими показателями эффективной реализации программы также являются достойный уровень общего развития ребенка, положительное отношение к окружающему миру, стремление к самостоятельной творческой деятельности, эстетическое восприятие произведений искусства, доведение ручных операций от простейших до выполнения сложных техник украшений. Формы подведения итогов по каждой теме программы: 1.Правильно и хорошо оформленные работы в дальнейшем применяются в качестве наглядных пособий. 3.Наблюдение, опрос, участие в выставках разного уровня и др. 4.Составление «пояснительных записок» к изделиям, ведение фотоальбома. Любые творческие достижения детей не должны оставаться без внимания. Поэтому все работы нужно оформлять в виде выставки. Экспози- ции творческих работ должны быть представлены как важное событие в их жизни, от этого во многом зависит воспитание эстетического, художе- ственного вкуса, общей культуры отношения к творчеству. В проведении занятий используются индивидуальные и коллективные формы работы. Коллективная работа способствует не только разностороннему коммуникативному развитию воспитанников, но и формированию нравственных качеств, требующие объединения творческих усилий всех ее участников. В коллективной работе у ребят формируются навыки совместной деятельности, накапливается опыт общения, межличностных отношений, координации совместных действий. В 5 классе выполняется «Выпускная работа», являющаяся итогом самореализации учащегося в декоративно- прикладной композиции. Формами подведения итогов так же являются участие учащихся в большом количестве выставок, фестивалей и конкурсов разного уровня (районных, областных, Всероссийских, Международных), где наши юные художники всегда становятся лауреатами. А так же открытые занятия, массовые мероприятия, мастер-классы. Преподаватель, вместе с учащимися подводит итоги работы каждого, отмечает, какие знания приобрели и чему научились. Выставка - одно из самых действенных средств подведения результатов. Желательно, чтобы выставку посетили специалисты, художники дали оценку работ, сделали конкретные замечания, поговорили с юными художниками об их работах. Эффективность реализации программы оценивается количеством полученных призовых мест, грамот, дипломов, денежных и ценных подарков. После окончания декоративно-прикладных отделений в художественных школах и школах искусств, получив навыки работы в материале, учащиеся смогут продолжить обучение в специальных учебных заведениях: в училищах искусств на декоративно-прикладных отделениях, в технологических институтах, освоении и изучении народных промыслов.

Основная цель образовательного процесса - развитие творческого

потенциала ребенка. На этом пути выделяются три уровня:

1-й

уровень

ознакомительный

(2

класс)
– у ч е н и к и получают первоначальные технологические знания и навыки, знакомятся с материалами и инструментами, используемыми при работе. Выполняют простые плоскостные задания, изделия, упражнения в технике аппликации, учатся составлять композиции из различных природных материалов, работать с фактурами и оттенками бересты, даётся такое понятие как ритм в графике и цвете, изучаются различные графические приемы, фактуры. Значительное внимание на этом этапе уделяется развитию наглядно-образного, пространственного, цветового, композиционного мышления, а также творческих способностей, творческого воображения. Должны знать основные направления декоративно- прикладного искусства, приёмы заготовки и обработки бересты, основную терминологию, применяемую в процессе обучения и изготовления панно, приёмы декорирования изделий, правила безопасности.
2-й уровень развивающий (3 класс)
- углубляются полученные знания и происходит переход к изготовлению более сложных и более трудоемких работ. Учащие ся фантазируют, экспериментируют, более свободно владеют технологией и различными материалами, совершенствуют ранее полученные з н а н и я , что позволяет им самовыражаться. Изучают п р и е м ы декоративности, стилизации. Должны знать терминологию по всему курсу, особенности обработки бересты, работы с кожей, природным материалом, назначение каждого из используемых материалов
3-й исследовательский, профессиональный (4-5 классы
) - на этом этапе учащиеся учатся вести научно-исследовательскую, проектную работу, развивают способность ставить перед собой цель и при помощи решения намеченных задач осуществлять ее выполнение. Этот этап предусматривает выполнение сложных техник и технологий по созданию декоративных панно, самостоятельно и последовательно работают в технике художественной обработки бересты. Используют в своих работах свойства материала, различные приемы и техники обработки бересты. Образовательный процесс осуществляется при помощи различных методов о бу ч е н и я : • объяснительно-иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); • репродуктивный (воспроизводящий); • проблемный (ставится проблема, и учащиеся под руководством преподавателя ищут пути ее решения); • исследовательский; • эвристический (проблема формулируется детьми, ими же и предлагаются способы решения). Автор данной программы успешно обучает этому ремеслу ребят из Тайшетской художественной школы (Иркутская область). Опыт и знания помогут вам самостоятельно освоить технику изготовления различных -декоративных панно, композиций из бересты, природных материалов. Владение данной техникой работы с берестой, кожей, природным материалом дадут возможность творческой деятельности учеников в любой
профессиональной области, какой бы не занимались они в будущем.
ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ



задания

Наименование разделов и тем

Количество

часов на

теоретические

практические

задания

Раздел 1

ВВЕДЕНИЕ
Тема 1 Вводная беседа. Народное декоративное искусство и художественные народные промыслы России, Сибири. Художественная обработка бересты. Основные задания программы «Природа и фантазия. Декоративное панно.» (береста, кожа, флористика). Показ изделий берестяных промыслов, образцов декоративных панно. 4
Итого по разделу:

4

Раздел 2

ЗНАКОМСТВО С ТЕХНОЛОГИЕЙ ИЗГОТОВЛЕНИЯ

ДЕКОРАТИВНЫХ ПАННО. ВИДЫ И МНОГООБРАЗИЕ

ТЕХНИК ИСПОЛНЕНИЯ. ДЕКОРАТИВНЫЕ И ЖИВОПИСНЫЕ

СВОЙСТВА БЕРЕСТЫ.
Тема 1 Оборудование и инструменты, применяемые в работе при изготовлении декоративных панно, коллажей, композиции. Знакомство с палитрой древесных и берестяных фактур. Материалы и инструменты. Техника безопасности. 2 Тема 2 Текстура бересты. Взаимодействие цветов и оттенков. Эскиз графической композиции с о г р а н и ч е н н ы м и с п о л ь з о в а н и е м ц в е т а в 6
колористическом решении бересты для создания коллажа «Берестяная палитра». Тема 3 Декоративная работа в технике цветных коллажей «Берестяные фантазии». Использование в работе различных оттенков, фактур кусочков бересты, сдиров для создания сюжетных абстрактных композиций. 8 Тема 4 Композиция на тему «Пейзаж», использование натурных пленэрных зарисовок. Виды пейзажа: с е л ь с к и й , г о р о д с к о й , « л е с н о й » . П о и с к композиционных решений. Подготовка основы, подбор берестяной палитры и создание готового панно. Использование природных материалов (мох, кора деревьев, ветви и т. п.) 8
Итого по разделу:

24 часа

Всего за второй класс:

28 часов

ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ



задания

Наименование разделов и тем

Количество

часов на

теоретические

практические

задания

Раздел 1

ОСНОВНЫЕ ПРИЁМЫ ДЕКОРАТИВНОСТИ.

СТИЛИЗАЦИЯ. ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ ТЕХНОЛОГИИ

ИЗГОТОВЛЕНИЯ ДЕКОРАТИВНЫХ ПЛОСКОСТНЫХ

КОМПОЗИЦИЙ ИЗ БЕРЕСТЫ, ПРИРОДНЫХ МАТЕРИАЛОВ.

(ДЕКОРАТИВНЫЕ КЛАУЗУРЫ).
Тема 1 Знакомство с заданиями третьего года 6
обучения. Основные материалы и технологии. Представление работ из методического фонда. Различ ные виды и приемы д е ко р а т и в н о й композиции. Декоративные основные приемы при работе с берестой и природными материалами. Техника безопасности работы с инструментами. Тема 2 Поиск природных ритмов, обобщение и упрощение изображения. Стилизация. Поиск колористиче ских решений в д е ко р ат и в н о й композиции. Исполнение декоративных композиций- эскизов в круге, квадрате, полосе (цветы, растения, деревья, насекомые, рыбки в технике гуашь). 6 Тема 3 Декоративная клаузура «Волшебный мир» , выполненная в технике коллажа из бересты, цветов, листьев, коры, шишек и т.д., по выполненным ранее декоративным композициям. 8
Итого по разделу:

20 часов

Раздел 2

СОЗДАНИЕ ДЕКОРАТИВНОГО ПАННО «ВКУСНАЯ

КАРТИНА», «ПРИРОДНЫЕ ДАРЫ» ИЗ СДИРОВ НА

РАСТИТЕЛЬНУЮ ТЕМАТИКУ С ВВОДОМ МАЛЫХ ФОРМ

ФЛОРИСТИКИ ( ВЕТКИ, ЦВЕТЫ, ТРАВЫ, ЛИСТЬЯ, ГРИБЫ)
Тема 1 Натюрморт станковой композиции и д е к о р а т и в н ы й н а т ю р м о р т, и х о т л и ч и е . Последовательность приема ведения работы от зарисовок, набросков, цветовых поисков до выполнения законченных работ. 4 Тема 2 Создание эскизов для задания «Природные дары», «Вкусная картина». Подбор о сновы, берестяной набор фона и предметов натюрморта. 8 Тема 3 Выполнение «натюрморта» в материале. Сбор и обобщение деталей, декорирование мелкими деталями. 8

Итого по разделу:

20 часов

Раздел 3

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЕДЕНИЯ РАБОТЫ НАД

ЭСКИЗАМИ В ДЕКОРАТИВНОЙ КОМПОЗИЦИИ.
Тема 1 Натурная зарисовка и перевод пленэрных зарисовок, цветка, ветки, дерева, насекомого в декоративную плоскость, используя приемы стилизации. 6
Итого по разделу:

6 часов

Итого за третий класс

46 часов



ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ЧЕТВЁРТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ



задания

Наименование разделов и тем

Количество

часов на

теоретические

практические

задания

Раздел 1

ОБОБЩЕНИЕ, ЗАКРЕПЛЕНИЕ ТЕМЫ: «ОСНОВЫ

СТИЛИЗАЦИИ С НАТУРЫ». УГЛУБЛЕНИЕ ЗНАНИЙ ,

УМЕНИЙ ПО ИЗУЧЕНИЮ И ОСВОЕНИЮ ПЛОСКОСТНЫХ

ПРИЁМОВ ДЕКОРАТИВНОЙ КОМПОЗИЦИИ.

ВЫПОЛНЕНИЕ ДЕКОРАТИВНОЙ КОМПОЗИЦИИ

«ЗВЕРИ СИБИРИ».
Тема 1 Знакомство с заданиями четвёртого года обучения. Основные приемы декоративности. Художественно-технические приемы и многообразие используемых природных материалов. Создание 2
вариантов декоративных упражнений на плоскости. Техника безопасности работы с р е з а ка м и , стамесками, высечками. Тема 2 Сделать натурные зарисовки растений, птиц, животных, рыб академической графикой с изучением характера, пропорций, фактуры. 4 Тема 3 Поиск цветовой палитры, соответствующей растениям, животным, птицам и состояния среды обитания. Подготовка пластовой бересты. 2 Тема 4 Стилизация в декоративную плоскостную композицию. Создание сюжетной плоскостной композиции «Звери Сибири- среда обитания» 6 Тема 5 Декоративная графика. Эскизы в графике с проработкой крупных, мелких и декоративных форм. 4 Тема 6 Работа в материале на плоскости методом ко л л а ж а . П о д б о р д е т а л е й , о ф о р м л е н и е , декорирование. 10
Итого по разделу:

28 часов

Раздел 2

СОЗДАНИЕ ДЕКОРАТИВНОГО ПАННО ИЗ БЕРЕСТЫ С

ВВОДОМ ПЛАСТОВ КОЖИ, ФУРНИТУРЫ ПО ТЕМЕ

«ЖЕНСКИЙ ОБРАЗ»
Тема 1 Декоративный портрет в ст анковой композиции. Последовательность приемов ведения работы от зарисовок, набросков, цветовых поисков до готовой композиции. 4 Тема 2 Выполнение эскизов для создания портрета. Стилизация форм лица, фигуры. Ввод нового декоративного материала- кожи в работе с берестой. Технология совмещения двух разных по фактуре, цвету, материальности декоративных материалов. 6 Тема 3 Подбор фурнитуры, пластин берестяных и из 2
кожи, поиск цветовой палитры . Тема 4 Изготовление декоративного панно. Работа в материале, декорирование фурнитурой, роспись. 14
Итого по разделу:

26 часов

Итого за четвертый класс:

54 часа

ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ПЯТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ



задания

Наименование разделов и тем

Количество

часов на

теоретические

практические

задания

Раздел 1

КОЛЛЕКТИВНАЯ РАБОТА НАД ИТОГОВЫМ

ЗАДАНИЕМ (ВЫПУСКНАЯ РАБОТА). ПОИСК ТЕМЫ,

ВЫБОР ТЕХНИКИ ИСПОЛНЕНИЯ ДЕКОРАТИВНОГО

ПАННО. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВСЕХ РАНЕЕ ПОЛУЧЕННЫХ

ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ ПРИ РАБОТЕ С БЕРЕСТОЙ,

ПРИРОДНЫМ МАТЕРИАЛОМ.
Тема 1 П о и с к т е м ы и с о зд а н и е в а р и а н т о в композиции. Работа над эскизами в графике и цвете. Выбор материала, техники исполнения. 10 Тема 2 Работа над картоном в натуральную величину. Поиск колористического решения композиции из пластов бересты. Подбор природных материалов, технологии изготовления панно. Обсуждение проекта. 10
Итого по разделу:

20 часов


Раздел 2

ВЫПОЛНЕНИЕ ИТОГОВОЙ КОМПОЗИЦИИ В

МАТЕРИАЛЕ. СОЗДАНИЕ ДЕКОРАТИВНОГО ПАННО ПО

РАНЕЕ ВЫБРАНОЙ ТЕМЕ.
Тема 1 Выполнение декоративной композиции или серии работ на выбранную тему из бересты, сдиров, набора природных материалов (мох, ветки, кора, трава, цветы). 20 Тема 2 Оформление работы и «пояснительной записки» по выбору темы. Организация итоговой выставки. Защита проекта. 8
Итого по разделу:

28 часов

Итого за пятый класс

48 часов

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

ВТОРОЙ

ГОД ОБУЧЕНИЯ

Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ.

Тема 1

Вводная беседа по теме: «Народное декоративное искусство и

художественные

народные

промыслы

России,

Сибири.»

Основные

задания

программы

«Природа

и

фантазия.

Технология

изготовления

декоративных панно из бересты и

природных материалов» (береста,

кожа,

флористика).

Показ

изделий

берестяных

промыслов,

образцов

декоративных панно.
Декоративное народное искусство (резьба и роспись по дереву, керамика, ковроделие, лаковая миниатюра, кружевоплетение, вышивка, финифть, художественная обработка бересты, работа со шпоном, лозой и т.д.). Роль декоративного искусства в современном обществе, показ презентаций, фильма по теме, фотографий, методических разработок по теме, показ работ учащихся из методического фонда. Основные этапы и технология изготовления декоративного панно из бересты, кожи, природных материалов. Характеристика заданий, целей и задач курса. Требования по организации занятий. Показать специфику работы техники декоративного
панно, как вида прикладной композиции.
Задача:
Общее знакомство с программой, заданиями, целями, задачами, курса, с основными понятиями, техниками работы с берестой. Понятие об организации изобразительной плоскости декоративной композиции. Воспитание эстетического восприятия декоративного искусства, расширение кругозора, изучение традиций народного искусства и его значения.
Оборудование,

материалы
: Тетрадь для записей, альбом для зарисовок, компьютер, телевизор, диски с фильмом «Народные промыслы России», альбомы по искусству, работы учащихся.
Р а з д е л

2 .

З Н А К О М С Т В О

С

Т Е Х Н О Л О Г И Е Й

ИЗГОТОВЛЕНИЯ

ДЕКОРАТИВНЫХ

ПАННО.

ВИДЫ

И

М Н О Г О О Б Р А З И Е

Т Е Х Н И К

И С П О Л Н Е Н И Я .

ДЕКОРАТИВНЫЕ И ЖИВОПИСНЫЕ СВОЙСТВА БЕРЕСТЫ.

Тема 2.1.

Оборудование и инструменты применяемые в работе при изготов-

лении

декоративных

панно,

коллажей,

композиции.

Знакомство

с

палитрой древесных и берестяных фактур. Техника безопасности при

работе

с

инструментами.
Подготовка рабочего места в зависимости от характера выполняемых работ. Специфика применения материалов и инструментов при работе с берестой, кожей, природным материалом. Технические возможности клея различных марок (ПВА, «Момент», «Суперклей», «Силикатный»). Характеристики и качество применяемых инструментов. Освоение учащимися навыков заточки и правки резцов, высечек, ножей - резаков. Демонстрация инструментов по приложению к программе.
Задача:
Знакомство, получение навыков работы с новыми инструментами и материалами. Сдача зачёта по технике безопасности при работе с клеем и инструментами. Формирование исследовательских навыков в работе.
Оборудование, материалы:
Клей различных марок, ножницы, нож-резак, шило, стамески по дереву, линолеуму, высечки, молоток, пробойники, циркуль, штампы, стамески, точило, кусочки бересты, наждачная бумага.
Тема 2.2.

Текстура бересты. Взаимодействие цветов и оттенков.


Выполнение

эскиза

графической

композиции

с

ограниченным

использованием

цвета

в

колористическом

решении

бересты

для

создания коллажа «Берестяная

палитра».
Влияние на фактуру бересты природных, географических факторов, технологии хранения. Тонировка бересты. Сдир - как один из основных материалов, используемых в декоративных панно. Демонстрация ученикам методического пособия «Фактура бересты» (в растяжках и различных цветовых оттенках). Выполнение эскиза в свободной технике клаузуры. Выполнение в цвете более удачного эскиза, используя оттенки, цвета, колорит, для последующего задания по теме. Подбор пластов и фактур, бересты.
Задача:
Показать красоту природной текстуры бересты, как декоративного материала, развитие чувства цвета, колорита. Освоение материала, формирование опыта размещения композиции—клаузуры на плоскости в малом формате.
Материал:
бумага, гуашь, акварель , стекло (техника монотипии).
Тема 2.3.

Декоративная работа в технике цветных коллажей «Берестяные

фантазии».

Использование

в

работе

различных

оттенков,

фактур

кусочков

бересты,

сдиров

для

создания

сюжетных

абстрактных

композиций.

Задача:
Уроки направлены на то, чтобы развивать у детей воображение, чувство цветовой гармонии, творческую фантазию, абстрактное мышление, научить свободно, обращаться с материалом. Освоение нового материала и навыков работы с инструментами в плоскости. Аккуратность при работе с клеем, красивая подача выполненной работы. Коллажи из разных кусочков бересты, сделанные в виде сюжетных абстрактных композиций- итог работы.
Материал:
ножницы, клей «Момент», резак, губка, кусочки бересты, сдиры, картон для основы.
Тема 2.4.

Выполнение декоративной композиция на тему «Пейзаж», на основе

натурных пленэрных зарисовок. Виды пейзажа: сельский, городской,

«лесной». Поиск композиционных решений. Подготовка основы, подбор

берестяной

палитры

и

создание

готового

панно

на

тему

с

использованием природных материалов (мох, кора деревьев, ветви и т.

д.)
Создание произвольной пейзажной композиции из пластов и сдиров
бересты, небольшого формата по выполненным ранее пленэрным натурным зарисовкам сделанным на летней практике. Выбор варианта из 4-5 работ учеников. Поиск упрощенной и стилизованной декоративной композиции. Главное условие данной работы -это учет художественных особенностей бересты, как живописного материала. Следить за декоративным сочетанием природных рисунков, цвета и тонов берестяных сдиров, передающих глубину пространства пейзажа. Обобщая представление, полученные при знакомстве с пейзажами русских художников, литературой, музыкальными произведениями, которые должны прозвучат в начале урока. Преподаватель делает отбор пейзажей сделанных учениками для выполнения декоративной композиции. Выполнить работу в материале. Формат работы 20х30 см.
Задача:
Познакомить (или вспомнить) учащихся с видами пейзажа (сельский, городской, лесной и т.д.). Повторить приёмы его стилизации для декоративной композиции. Проследить последовательность работы от натурных зарисовок, этюдов, поиска композиционных до завершения работы с четко выраженным ритмом плоскости. В процессе работы с этими материалами необходимо формировать у детей практические навыки соединения частей, умение подбирать материал нужной величины, формы и цвета. Одновременно решаются задачи развития художественного вкуса, умение видеть красоту природы. Дети ни когда не проходят мимо интересного и приносят домой шишки, ветки, цветы, листья и т.д. Исследуя собранный материал, они запоминаю свойства каждого вида: форму, цвет, фактуру, учатся наблюдать, сравнивать.
Материал:
слой бересты, сдиры, ДВП для основы, клей "Момент", губка, ножницы, нож, резак.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

ТРЕТИЙ

ГОД ОБУЧЕНИЯ

Раздел

1.

ОСНОВНЫЕ

ПРИЕМЫ

ДЕКОРАТИВНОСТИ.

СТИЛИЗАЦИЯ.

ОСНОВНЫЕ

ПРИЕМЫ

ТЕХНОЛОГИИ

ИЗГОТОВЛЕНИЯ

ДЕКОРАТИВНЫХ

ПЛОСКОСТНЫХ

К О М П О З И Ц И Й

И З

Б Е Р Е С Т Ы ,

П Р И Р О Д Н Ы Х

МАТЕРИАЛОВ. (ДЕКОРАТИВНЫЕ КЛАУЗУРЫ.)

Тема 1.1.

Знакомство с заданиями третьего года обучения. Основные мате-

риалы

и

технологии.

Представление

работ

из

методического

фонда.


Различные виды и приемы декоративной композиции. Декоративные

основные приёмы при работе с берестой и природными материалами.

Техника безопасности при работе с инструментами.

Задача:
Познакомить учащихся с различными приемами при работе с берестой, растительными элементами, природными формами, со спецификой берестяной пластики.. Использовать в работе при создании декоративной клаузуры и абстрактных композиций технику коллажа, аппликации. Раскрыть многообразие природных материалов. Определить отличие декоративной композиции данной техники от других видов ИЗО. Выработать чёткую поэтапность работы с декоративными материалами.
Оборудование,

материалы
: Тетрадь для записей, альбом для зарисовок, компьютер, телевизор, диски с презентацией изделий из бересты, альбомы по искусству, работы учащихся.
Тема 2.2.

Поиск природных ритмов, обобщение и упрощение изображения.

Стилизация.

Поиск

колористических

решений

в

декоративной

ком-

позиции.

Исполнение

декоративных

композиций

в

круге,

квадрате,

полосе. (Цветы, растения, деревья), (насекомые, рыбки в технике гуашь).
Беседа о жостовской, Городецкой хохломской росписи. Рисование различных природных форм помогут быстрее овладеть (декоративное - графическим языком). Задание на выбор формата и окружения для бедующей композиции. Использовать основные приемы декоративности, стилизации. Оформление геометрической формы листа.
Задача:
Правила выполнения эскиза и технического рисунка для готового изделия. Создание декоративной композиции - орнаментов с использованием различных техник, фактур. Умение мыслить и выражать свои мысли в художественных образах, используя различные техники работы с природным материалом. Колористическое и композиционное решение от натурной зарисовки до приемов стилизации в геометрической основе.
Материалы:
бумага, карандаш, гуашь, картон.
Тема 2.3.

Декоративная

клаузура

«Волшебный

мир»,

выполненная

в

технике коллажа из бересты, цветов, листьев, коры, шишек и т.д., по

выполненным ранее декоративным композициям.
Объяснить учащимся роли декоративного панно в интерьере, специфика декорирование пространства. Степень обобщения и условность трактовки растительных форм и сюжетов. Выбор возможных тем для создания коллажа. Требование:
идеальное аккуратное выполнение работы на плоскости. Работа в различных техниках коллажа с использованием различных приемов. Обширная цветовая палитра. Обобщение и декорирование берестой, сдирами.
Задача:
Работы по созданию композиций из цветов и бересты, рас- ширяют представления детей об окружающем мире, способствуют запоминанию формы, цветовой палитры, свойств данного материала приучают к аккуратности и внимательности в процессе работ. Развитие фантазии, образного мышления. Создать свой декоративный образ животного, насекомого в материале, на основе эскиза, подчёркивая крупные и мелкие формы, дополняя их мелкими деталями. Исполнение работы в материале формата 30х40.
Материалы:
основа ДВП, картон, береста, растительный природный материал, клей «Момент», ПВА; нож-резак , ножницы, губка.
Раздел 2. СОЗДАНИЕ ДЕКОРАТИВНОГО ПАННО «ВКУСНАЯ

КАРТИНА»,

«ПРИРОДНЫЕ

ДАРЫ»

ИЗ

СДИРОВ

НА

РАСТИТЕЛЬНУЮ ТЕМАТИКУ С ВВОДОМ МАЛЫХ ФОРМ

ФЛОРИСТИКИ ( ВЕТКИ, ЦВЕТЫ, ТРАВЫ, ЛИСТЬЯ, ГРИБЫ)

Тема 2.1.

Натюрморт станковой композиции и декоративный

натюрморт, их отличие. Последовательность приема ведения работы от

зарисовок, набросков, цветовых поисков до выполнения законченной

работы.
Выполнить рисунок натюрморта из 5-6 предметов связанных между собой единством содержания, различным по цвету, форме, материалу, фактуре. Выполнение двух эскизов- натюрморта в академиче- ской технике , затем перевести изображение в декоративно-плоскостную форму. Стилизовать основные формы, применяя приемы декоративности в проработке мелких деталей, использовать фактуры, технику монотипии. Техника исполнения живописная или аппликация.
Задача:
Последовательность ведения работы над натюрмортом от зарисовок до набросков. Цветовой поиск в теплых берестяных тонах до выполнения законченных работ. Показать умение стилизации изо б р а же ния , использования декоративных элементов. Освоение новых техник, использование фактур.
Материалы:
бумага , гуашь, цветная бумага.
Тема 2.2.

Создание эскизов для задания «Дары природы», «Вкусная

картина».

Подбор

основы,

берестяной

набор

фона

и

предметов


натюрморта.
Выполнение работы из пластов бересты с введением цветов, растений, фруктов, грибов, листьев и т.д. «Вкусная картина» может быть предметной, декоративной, сюжетной. Все детали подбираются из сухих материалов флористики декорируются пластами, сдирами бересты.
Задача:
Последовательность ведения работы. Использование фактур. Единая цветовая гамма. Поиск колористического решения. Развитие вкуса и фантазии. Сочетание различных по фактуре материалов. Компоновка предметов. Аккуратность исполнения.
Материалы:
бумага, картон, гуашь, акварель,пастель.
Тема 2.3.

Выполнение «натюрморта» в материале. Сбор и обобщение

деталей, декорирование мелкими деталями.
Цветы, фрукты, овощи очень распространенный и любимый сюжет в декоративных композициях. Выполнить работу с использованием природных материалов: засушенных листьев малины, клена, боярышника, пиона, розы, цветов, бересты, сдиров, засушенных овощей, фруктов. Оформите фон из листьев, бересты, выложенных и приклеенных на плотный лист картона или ДВП.
Задача:
Последовательность ведения работы над декоративным панно, от натурных зарисовок, стилизации предметов, эскиза, поиска композиционных решений до завершения работы. Развитие творческой фантазии. Аккуратность исполнения.
Материал:
ДВП, пласт бересты, сдиры, засушенные цветы, листья трава, ветки, фрукты, бобовые и т.д., клей ПВА, «Момент», ножницы, губка.
Раздел 3. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЕДЕНИЯ РАБОТЫ НАД

ЭСКИЗАМИ В ДЕКОРАТИВНОЙ КОМПОЗИЦИИ.

Тема 1.

Натурная зарисовка и перевод пленэрных зарисовок, цветка,

ветки, дерева, насекомого в декоративную плоскость, используя приемы

стилизации.
Декоративная переработка натурных зарисовок. Изучение приемов стилизации в плоскостных изображениях. Выполнение вариантов изображения листьев, веток, деревьев различных по форме, величине, окраске. Можно взять растения из засушенных букетов, высохшие в естественных условиях. Знакомство с последовательностью работы над декоративной композицией. Копирование росписи жостовскик подносов. Создание растительного орнамента

Задача:
Специфика переработки изображения плоскостного или полуобъемного изображения в плоскостное при работе с берестой. Отбор наиболее удачных вариантов для выполнении в материале.
Материал:
бумага, тушь, гуашь, перо, гелиевые ручки, пастель.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

ЧЕТВЁРТЫЙ

ГОД ОБУЧЕНИЯ

Раздел 1. ОБОБЩЕНИЕ, ЗАКРЕПЛЕНИЕ ТЕМЫ: «ОСНОВЫ

СТИЛИЗАЦИИ

С

НАТУРЫ».

УГЛУБЛЕНИЕ

ЗНАНИЙ,

УМЕНИЙ ПО ИЗУЧЕНИЮ И ОСВОЕНИЮ ПЛОСКОСТНЫХ

П Р И Ё М О В

Д Е К О РА Т И В Н О Й

К О М П О З И Ц И И .

ВЫПОЛНЕНИЕ

ДЕКОРАТИВНОЙ

КОМПОЗИЦИИ

«ЗВЕРИ

СИБИРИ».

Тема 1.1.

Знакомство с заданиями четвёртого года обучения. Основные

приемы

декоративности.

Художественно-технические

приемы

и

многообразие

используемых

природных

материалов.

Создание

вариантов

декоративных

упражнений

на

плоскости.

Техника

безопасности работы с резаками, стамесками, высечками.

Задача:
Повторение приёмов работы с берестой, природными материалами. Освоение практических навыков работы с берестой. Зачёт по технике безопасности при работе с инструментами для обработки бересты. Расширение кругозора, воспитание исследовательских качеств.
Оборудование,

материалы
: Тетрадь для записей, альбом для зарисовок, компьютер, телевизор, диски с презентацией изделий из бересты, альбомы по искусству, работы учащихся.
Тема 1.2
.
Сделать натурные зарисовки растений, птиц, животных, рыб ака-

демической

графикой

с

изучением

характера,

пропорций.
Выполнить наброски, зарисовок с натуры. Отбор наиболее интересных. Выполнение качественного графического рисунка. Подбор цветов палитры рядом с изображением и набора фактур характерные для растений, животных, птиц и их среды обитания. Работа предлагает внимательную проработку тоном всех деталей. При этом важно не утратить живости в рисунке и передать первое, яркое впечатление с натуры. Большое значение имеет эмоциональная сторона- нужно увидеть красоту живой натуры и передать свои ощущения в рисунке.

Задача:
Изучение «Красной книги» Сибири». Передача характерных черт объемов, форм в графике, подбор фактуры. Выразительность образа через графическое решение. Четкое представление о среде обитания. Расширение представлений учеников об окружающем животном, растительном мире. Развитие наблюдательности, внимания, фантазии, воображения.
Материал:
карандаш, тушь, перо, мелки, бумага, фактуры бересты, сдиров.
Тема 1.3.

Поиск цветовой палитры, соответствующей растениям,

животным, птицам и состоянию среды обитания. Подготовка пластовой

бересты. Выполнить чистку пластов бересты, подобрать сдиры.

Материал:
пласты, фактуры бересты, сдиры, нож-резак, ножницы.
Тема 1.4.

Стилизация в декоративную плоскостную композицию. Создание

сюжетной плоскостной композиции «Звери Сибири- среда обитания».
Обратиться к репродукциям, фотографиям, наброскам, выполненным ранее. Выбор формата, сюжета. Переработать графическую композицию, сделать эскиз более декоративным с четкой плановой композицией. Отбор главного в композиции для дальнейшей работы в материале. Передача настроения. Характера животного, пластики, красоты. Рекомендованные темы: «Лесные жители», «Микромир», «Цветут цветы»,«Насекомые».
Задача:
Обучение приёмам стилизации панорамных, природных, растительных мотивов. Создание эскиза с четкой прорисовкой мелких деталей, стилизованных и обобщенных с учетом специфики декоративной композиции. Композиционное решение от натурной зарисовки до приемов графической стилизации. Членение плоскости на части, дробление изображения – стиль мозаики и деревянного набора.
Материал:
картон, тушь, перо, пастель, гуашь.
Тема 1.5.

Декоративная графика. Эскизы в графике с проработкой

крупных, мелких и декоративных форм.
Создание аппликации декоративного панно на выбранную тему. Суметь выдержать единый стиль в композиции и цветовом решении, в декоре работы мелким природными формами. Тщательная проработка форм, деталей аппликации.
Задача:
работа с берестой развивает фантазию детей, помогает приобрести необходимые навыки и умения в работе с материалами. Изделия из природного материала требуют от ребенка ловких действий, развивая мелкую моторику пальцев, способствует развитию согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движения. Формировать навыки пространственного изображения на плоскости. Умение учащихся самостоятельно работать с материалом. Вести последовательно работу над заданием. Совершенствование художественных навыков работы в
декоративно-плоскостной композиции.
Материалы:
основа- ДВП, картон, пласт бересты. Клей «момент». Ножницы, губка, природный материал, сдиры.
Тема 1.6.

Работа в материале на плоскости . Подбор дета лей, оформление,

декорирование. Цветовое решение цельности и единства композиции.

Просмотр работ, оформление выставки.

Раздел

2.

СОЗДАНИЕ

ДЕКОРАТИВНОГО

ПАННО

ИЗ

БЕРЕСТЫ С ВВОДОМ ПЛАСТОВ КОЖИ, ФУРНИТУРЫ ПО

ТЕМЕ «ПРЕКРАСНЫЙ ЖЕНСКИЙ ОБРАЗ».

Тема 2.1
.
Декоративный портрет в станковой композиции. Последователь-

ность

приемов

ведения

работы

от

зарисовок,

набросков,

цветовых

поисков до готовой композиции.
Это одно из наиболее сложных заданий, так как в работе требуется не только изобразить лицо, фигуру человека с помощью декоративных материалов, но и постараться совместить две совершенно разные фактуры- бересту и кожу. Портрет в декоративном берестяном панно это плоскостные изображения в фас и в профиль. Выбор темы произвольный (исторический портрет, «Друзья», «Женский образ»). Изучаются новые технологии работы.
Оборудование,

материалы
: Тетрадь для записей, альбом для зарисовок, компьютер, телевизор, диски с презентацией, альбомы по искусству, работы учащихся.
Тема 2.2.

Выполнение эскизов для создания портрета. Стилизация форм

лица, фигуры. Ввод нового декоративного материала- кожи в работе с

берестой.

Технология

совмещение

двух

разных

по

фактуре,

цвету,

материальности

декоративных

материалов.
Работа потребует серьезных графических навыков, владение изобразительной грамотой. Формирование понимания структуры плоскостного изображения человеческого лица, фигуры в пространстве декоративной композиции. Можно выполнить эскизы в технике коллажа, аппликации.
Задача:
Создание художественных образов, развитие способности образно мыслить. Раскрыть живописные и декоративные возможности двух материалов: кожи, бересты. Грамотно использовать фактуру материалов и применение техники, наиболее подходящей для панно. Составить композицию будущей работы и обратиться к репродукциям. Предпочтение следует отдать картинам с графичными сюжетам. Рисунок делать более про- стым, декоративным. Задачи декоративной композиции углубляются и усложняются, более качественное исполнение работы.

Материал:
карандаш, тушь, перо, гуашь, пастель.
Тема 2.3
.
Подбор берестяных пластин и пластин из кожи, подбор цветовой

палитры и фурнитуры.
Тоновое решение работы может быть различным: на светлом фоне темный теневой силуэт, или наоборот, светлый профиль, окруженный плотной, приглушенной палитрой бересты или кожей. Выбор нужного цвета, тона, поможет объединить колористическое решение панно. Ориентируясь на основной фон, подбирайте цвета, гармонирующие с ним.
Задача:
Используя все ранее изученные приемы декоративной композиции, грамотно подобрать декоративный материал, фурнитуру.
Материал:
пласты, сдиры бересты, кожа толстая, тонкая, потертая, с браком. Иногда именно бракованные участки кожи придают интересное звучание всей работы. Для декоративного украшения, отделки деталей, для акцентирования композиции используем фурнитуру: бусины, камни, тесьма, шнур, т.д.
Тема 2.4.

Изготовление декоративного панно. Работа в материале,

декорирование фурнитурой, роспись.
Выбор формата, оформление основы. Перенос основных элементов эскиза на основу. После выполнения эскиза с четкой прорисовкой деталей, стилизованных и обобщенных с учетом специфики декоративной композиции, сделав основу-рисунок можно прону- меровать крупные основные детали и перевести рисунок на кальку-это будет рабочий эскиз. После этого разрезать эскиз на шаблоны и вырезать по ним из кожи и бересты детали. Подбирая материал по цвету, качеству, фактуре, оформить детали на основу. Декорирование мелкими деталями и фурнитурой. Акцентировать внимание на главном, старайтесь «не раздробить» композицию панно. Прорисовать детали лица, костюма, для наиболее выразительного решения темы. Оформление работы в раму. Выставка- просмотр готовых работ.
Задача:
Использовать все ранее изученные приемы в декоративной композиции, различные фактуры и материалы. Учащиеся учатся добиваться большей эмоциональной выразительности. Совершенствование приемов декора и применение фурнитуры. Совершенствование навыков работы с декоративным панно, наработка опыта в данной технике. Грамотное решение подбора материалов по цвету, соответствующее выразительности замысла.
Материалы:
основа ДВП, ножницы, нож-резак, высечки, стамески, клей «Момент», пласты, обрезки кожи, береста, сдиры, фурнитура, акриловые краски.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

ПЯТЫЙ

ГОД ОБУЧЕНИЯ


Раздел

1.

КОЛЛЕКТИВНАЯ

РАБОТА

НАД

ИТОГОВЫМ

ЗАДАНИЕМ

(ВЫПУСКНАЯ

РАБОТА).

ПОИСК

ТЕМЫ,

ВЫБОР

ТЕХНИКИ

ИСПОЛНЕНИЯ

ДЕКОРАТИВНОГО

ПАННО. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВСЕХ РАНЕЕ ПОЛУЧЕННЫХ

ЗНАНИЙ,

УМЕНИЙ

ПРИ

РАБОТЕ

С

БЕРЕСТОЙ

И

ПРИРОДНЫМ МАТЕРИАЛОМ.

Тема 1.1.

Поиск темы и создание вариантов композиции. Работа над эскиза-

ми в графике и цвете. Выбор материала, техники исполнения.
Этот результат работы позволяет учащимся в полной мере реализовать накопленный опыт работы с материалами, реализовать свои творческие возможности. Учащиеся сами должны выбрать технику исполнения, определить композиционное решение, сформировать и выявить эмоциональное состояние композиции. И тем самым найти способ выражения своей творческой индивидуальности. Подбор фото, изобразительного материала, большое количество зарисовок, набросков по выбранной теме начинается со 2 учебного полугодия. Стилизация изображения для декоративного панно. Выполнение эскиза в графической и живописной техниках.
Задача:
Умение работать в группе, выбирать наиболее лучшие, интересные композиции для воплощения в итоговой работе. Коллективная работа способствует коммуникативному развитию, нравственных качеств, умению распределять обязанности, а так же оправдана большим объёмом работы, размерами панно, используемыми материалами и инструментами. Понятие о сущности творческого процесса, о последовательности работы над композицией. Умение самостоятельно мыслить, придумывать, вникать в содержание задач и находить художественные средства, соответствующие композиционному замыслу. Умение работать с дополнительным иллюстративным материалом.
Тема 1.2.

Работа над картоном в натуральную величину. Поиск

коллористического решения композиции из пластов бересты. Подбор

природных материалов, технологии изготовления панно. Обсуждение,

утверждение проекта.

Задача:
Поиск композиционного решения темы в эскизах, зарисовках. Соответствия замысла выбранной технике и материалу (береста, природный материал, кожа и т.д.), владение художественными средствами выражения. Работа над итоговым заданием ведется последовательно от графического эскиза, шаблона (в котором нужно суметь реализовать способность отбора общего в композиции) до готового изделия с проработкой мелких и декоративных деталей, используемых в работе. Работа над эскизами, колоритом работы в материале, подбором фактур, декоративных элементов, изобразительных средств, техники исполнения. Художественный образ будущей работы. Коллективное обсуждение эскизов и тематики
декоративного панно. Возможные темы: «Сибирь моя..», «Образы природы», «Женский образ», «Фантазия и сказка», «Музыка, теартр», «Мифы и легенды Сибирского края», «Иркутск. Сибирь», «Декоративное панно для интерьера» и т.д. Панно выполняется в свободной технике с применением флористики. может быть как плоскостным, полуобъемным, исходя из замысла и техники исполнения работы.
Материал:
бумага, картон, гуашь, тушь, , пастель, подбор природных мате- риалов, фурнитуры.
Раздел

2.

ВЫПОЛНЕНИЕ

ИТОГОВОЙ

КОМПОЗИЦИИ

В

МАТЕРИАЛЕ.

СОЗДАНИЕ

ДЕКОРАТИВНОГО

ПАННО

ПО

РАНЕЕ ВЫБРАНОЙ ТЕМЕ.

Тема 2.1.

Выполнение декоративной композиции или серии работ на вы-

бранную тему из бересты, сдиров, набора природных материалов (мох,

ветки, кора, трава, цветы).
Работа над изготовлением итогового задания. Последовательность работы, кройка шаблонов. Оформление основы, проработка мелких деталей форм. Идеальная аккуратность в работе. Декорирование. Оформление фурнитурой, росписью в зависимости от используемой техники исполнения.
Задача:
Работа в материале на плоскости. Подбор деталей, оформление, декорирование. Цветовое решение цельности и единства композиции. Возможности художественных средств выразительности в композиции. Применение технологических способов работы над берестяным панно. Понятие сущности творческого процесса в декоративно-прикладном искусстве. Получение опыта коллективной, самостоятельной работы и испол- нение декоративной композиции. Совершенствование навыков.
Материалы:
в зависимости от выбора темы.
Тема 2.2.

Оформление работы, «пояснительной записки» по выбору темы.

Организация

итоговой

выставки.

Защита

проекта.
Обсуждение и оформление работы учениками. Культура подачи.
Задача:
П о д б о р д е т алей, оформление, декорирование. Умение самостоятельно выполнить законченную декоративное изделие, оформить его, грамотно, интересно провести «защиту проекта». Цветовое решение цельности и единства композиции. Просмотр работ, оформление выставки. Раскрытие художественного образа и тематики декоративной композиции с помощью составленного небольшого рассказа. Своеобразная защита работы- проекта. Организация итоговой выставки. При оформлении выставки следует учитывать: 1. Декоративное панно должно располагаться так, чтобы его можно было хорошо рассмотреть. 2. Плоскостные композиции лучше закреплять на стендах или оформленные в рамы размещать на стене. Все работы, размещенные на выставке, должны
представлять собой единое и законченное целое по содержанию, композиции, цвету.
Условия реализации программы.

Методическое обеспечение программы.

Технология работы с берестой и природными

материалами

.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ

ПРОГРАММЫ
На протяжении всей истории человечества народное искусство было неотъемлемой частью национальной культуры. Народное искусство сохраняет традиции преемственности поколений, влияет на формирование художественных вкусов. Задачи программы «Природа и фантазия» реализуются через использование следующих форм и методов обучения и воспитания:  наглядный метод;  метод сообщение информации педагогом;  метод беседы;  посещение выставок, музеев;  организацию походов, экскурсий;  участие в районных, областных, Всероссийских, Международных, выставках, фестивалях, конкурсах; Каждый этап обучения имеет свои особенности. При организации педагогического процесса педагогу необходимо учитывать не только специфику работы с природным материалом, но и индивидуальные особенности учащихся, степень подготовленности их к усвоению того или иного материала, использовать индивидуально-личностный подход, так как изготовление изделий из бересты – процесс кропотливый, требующий от учащихся проявления терпения, усидчивости, внимания, аккуратности. На начальном этапе усилия преподавателя направлены на формирование интереса, желания ребят заниматься с природным материалом. Для возникновения и поддержания этого интереса на первых занятиях целесообразно проводить ознакомление учащихся с изделиями декоративно- прикладного творчества и историей народных промыслов и ремёсел. Поэтому содержание программы по обучению учащихся 2 -5 классов изготовлению изделий из природных материалов, направлено на воспитание художественной культуры учащихся, развитию их интереса к народному творчеству, его традициям и наследию нашего края. Программа учитывает возрастные особенности учеников, их интересы, навыки, воспитывают готовность к проявлению творчества. О б у ч е н и е у ч а щ и х с я д о л ж н о п р о х о д и т ь н а о с н о в е осмысленного запоминания и восприятия технологии исполнения. В процессе теоретического обучения учащиеся знакомятся с истоками
возникновения и развития разных видов ремесел и промыслов нашего края, раскрывают их тесную связь с природой, традициями народа, его историей. Народное искусство, ремесло всегда было преимущественно бытовым, и, изучая его приемы, традиции, необходимо создавать изделия, которые могут найти применение в современном мире, украсить любой интерьер, нести бытовую функцию. В программе предусмотрены экскурсии по парку, лесу, посещения музея и различных выставок народного и декоративно-прикладного искусства. После этих уроков-экскурсий ребята с увлечением выполняют эскизы и наброски. В зависимости от целей урока перед учащимися ставится конкретная задача: кратковременные и длительные зарисовки всего изделия, фрагментов и т.д. В программе предусмотрены экспедиции учащихся 4-5 классов для сбора природных материалов и по заготовке бересты, учащиеся знакомятся с природой родного края, учатся в простых вещах видеть будущее изделие. Такие занятия проходят в летний период на пленэрной практике. Материалы, используемые на уроках сравнительно легко можно найти в окрестностях любого города, посёлка нашей области.
Примерная схема

организации работы с природным материалом
1. Вступительная беседа о материале, с которым предстоит работать. Рассказ сопровождается показом данного материала: учащиеся должны потрогать, ощутить его поверхность, обследовать качества, обратить внимание на цвет. 2. Сообщение темы и показ образца работы. 3. Анализ образца и показ приёмов работы. Желательно использовать возможности детей анализировать образец, преподаватель корректирует ответы учащихся, направляя их внимание на особенности работы с данным материалом. 4. Непосредственная работа с природным материалом. В процессе урока осуществляется контроль за работой учащихся, за соблюдением правил безопасного пользования инструментами. Тем, кто затрудняется, оказывается необходимая помощь. Учащиеся побуждаются к самостоятельному поиску путей создания изделий, их украшению, к проявлению взаимоотношений между собой в ходе выполнения заданий. 5. Анализ готового изделия, его оценка с точки зрения художественной выразительности. 6. Уборка рабочих мест, инструментов и оставшихся материалов. Схема примерная, так как не всегда целесообразно использовать те или иные методы обучения. Предпочтение следует отдавать таким приёмам, которые дадут возможность пофантазировать, раскрыть свои творческие возможности (метод проблемной ситуации, интерактивные методы).

Организации рабочего места.
В помещении должно быть естественное и электрическое освещение, водопровод, кладовая для хранения материала, низкий стол и стул. В учебном классе столы размещены с таким расчетом, чтобы работающие не мешали друг другу. Если нет возможности обеспечить всех специальной мебелью, можно пользоваться обычными столами и стульями. В комнате должно быть сухо. При сырости основной - изобразительный материал набухнет, покоробится и станет непригоден к употребления. Вдоль всех стен желательно расставить вспомогательные столы. Их сдвинутые крышки должны образовать одну, общую поверхность.
Техника

безопасности

и

противопожарная
профилактика. Береста -быстровоспламеняющий материал, поэтому пользоваться открытым огнем вблизи мест ее хранения запрещается. Основные причины пожара- применение открытого огня в помещении, нарушение правил эксплуатации электроприборов. При работе с синтетическим клеем необходимо соблюдать особую осторожность: хранить его и пользоваться им вдали от источников открытого огня, в хорошо проветриваемом помещении, которое должно быть оборудовано приточно-вытяжной вентиляцией. При отделке берестяной поверхности образуется древесная, бумажная, клеевая и абразивная пыль. Чтобы воздух был в хорошем состоянии, потребуется система вентиляции. Рабочее место необходимо содержать в чистоте. После окончания занятий, обрезки бересты выносить в специально отведенное место. На рабочем столе отводится место для инструментов, но лучше складывать его в специальный ящик. Беспорядок на столе, разбросанные инструменты могут стать причиной травм. Шило, ножи, ножницы, стамески, высечки должны быть с гладкой овальной ручкой из древесины твердых пород. При заточке ножей, стамесок необходимо соблюдать особую осторожность. Для изготовления, заточки и правки инструментов в мастерской; должны быть электроточило и бруски. Для самой: первичной, грубой, обточки инструмента применяется электрическое точило со сменными кругами. Для дальнейшей обработки инструмента служит точильный брусок, на котором лезвию придается окончательная форма и острота, а также снимаются все образовавшиеся заусенцы. Брусок обязательно должен смачиваться. Как на палитре живописца, краски располагаются в определенном привычном ему порядке, так и на столах не должно быть цветового хаоса бересты. С края размещают, светлую, а дальше ее тон должен постепенно уплотняться, становиться темнее и завершаться самыми темными оттенками. Это помогает привыкнуть к такому порядку и не терять понапрасну время в поисках нужной породы.
Желательно изготовить несколько наглядных пособий по различным

свойствам и фактурам бересты, такие как:

-
Естественная цветная шкала пород. На этом стенде должны быть показаны самые светлые и самые темные породы, а между ними нужно поместить разнообразные цветовые градации. - Стенд с наиболее характерными рисунками берестяных волокон. Здесь
должны быть абсолютно гладкие породы рядом с древесиной чешуйчатого рисунка, пластинки с ярко выраженными полосами волокон в соседстве с пятнистым строением. - Пособия могут быть и иного содержания, например: «Этапы выполнения Изделия», « Приемы работы инструментами», «Последовательность учебных упражнений " и т.д.
Правила техники безопасности.
1. Строго соблюдать и выполнять инструкции преподавателя. 2. Ношение и пользование инструментом: а.) Ношение режущего и колющего инструмента обязательно в зачехлённом виде. б.) Применять инструмент только по назначению. в.) Вынос инструмента из кабинета запрещён. г) Ответственность за рабочее состояние и хранение инструмента возлагается на учащихся. д.) В случае получения травмы или пореза обратиться за помощью к преподавателю. Руководитель обязан оказать первую помощь.
Инструменты и приспособления для обработки бересты и

изготовлению декоративного панно:
-острые ножницы ( Для разрезания бумаги, выполнения различных выкроек, надрезов, просечек, можно иметь полукруглые медицинские ножницы, удобные для вырезания криволинейных деталей.)
-канцелярские скрепки, прищепки, зажимы ( Они необходимы как в предварительной примерке участков соединения деталей, так и при окончательном монтаже заготовок. В отдельных случаях можно использовать пинцет.) -линейки, угольники, лекала ( Хорошо иметь линейки металлические длиной в 25-30 см и в 50-100 см.) -карандаш -комплект пробойников ( Такие приспособления может, изготовить любой токарь из качественной инструментальной стали, с последующей закалкой. В наборе можно иметь три-пять пробойников диаметром от 3 до 25 мм. Они необходимы для выполнения отверстий и кружочков различного диаметра. Серийная заготовка деталей с помощью пробойников освобождает от механических операций и экономит время для творчества. Вырубаются кружки пробойником с помощью молотка, кружки большого диаметра вырезаются с помощью циркуля- измерителя.) -шило ( Необходимо для следующих операций: прокалывание отверстий, протяжка полосок бересты для получения спиралевидных форм, нанесение клея в малом количестве в трудно доступные участки изделий, поддержка тех или иных элементов конструкций при склеивании.) -нож-резак ( Этот простейший инструмент для резания бересты можно изготовить из ножовочного полотна по металлу. Полотно длиною в 10-12 см на наждачном круге отрезать под 45 градусов и этот срез заточить как лезвие с двух сторон. Оставьте 2-3 см обнаженного металла со стороны лезвия, остальной участок обмотайте изоляционной лентой. Лезвие резака заточите на бруске, а затем на мелкой наждачной шкурке.) -металлические шаблоны, высечки, стамески ( Во избежание быстрого затупления режущих частей инструмента и порчи поверхности стволов стамесок, всегда перед началом работы следует подкладывать под бересту специальные плоскости: картон, линолеум.) -клей «Момент» -поролон -сухое мыло -напильник, пилка -доска для подкладки , линолеум Так же при работе используют дополнительные- материалы, без которых невозможно передать образ изделия. Использование каждого из них будет зависеть от замысла проявления творчества, мастерства, смекалки и от степени развития воображения. К дополнительным материалам относятся, например: - калька, капирка, бумага и картон, ДВП, виды, которых отличаются друг от друга по толщине, плотности, окраске, назначению. Из бумаги и картона обычно выполняют отделочные, шаблонные детали изделия, можно использовать их в качестве фона, основы;
- краски акриловые, гуашь, акварель, необходимые для оформления отдельных деталей, тонировки фона, кисточки для рисования и для клея;
Минимальные требования к инструменту — идеально острые и

всегда заточенные.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС СОЗДАНИЯ

БЕРЕСТЯНОГО ПАННО
Включает несколько этапов: -выполнение рисунка, композиции; -перевод его на кальку, а затем на основу; -вырезание гнезда по очертаниям рисунка; - поиск подходящего материала для заполнения образовавшегося гнезда и перевод очертаний гнезда на основу; -отделочные операции, декорирование и аппликация природных материалов. Обозначив тему, необходимо составить эскиз будущей работы, выбрать правильнее композиционное решение. В декоративной работе композицией называется расположение отдельных элементов, разных по величине, по форме, составляющих вместе единое целое. Работу над композицией надо начинать с эскиза. Не всегда можно достигнуть хороших результатов с первого рисунка, иногда их надо сделать много, выбрав потом лучший. Подготовительный рисунок выполняется на бумаге в величину будущего панно. Рисунок имеет ряд особенностей, связанных со спецификой берестяной мозаики. В этом виде искусства все предметы за редким исключением изображаются строго в профиль, в фас иди в сочетании этих двух положений. Свободные ракурсы и повороты, широко применяемые в живописи, в берестяной мозаике почти не встречаются. Часто дается только намек отдельная деталь изображаемого предмета или его предельно упрощенный стилизованный символ. Однако трактуются они так, что у зрителя создается полное представление о внешнем виде всего предмета. Рисунок нужно создать так, чтобы можно было полнее показать красоту бересты. А это значит, что нужно отказаться от мелких деталей, излишних подробностей, заменяя их более выразительными штрихами фактурами. Ведь фактура и текстура дерева сами по себе очень выразительны, и желательно, что материал, из которого будет создаваться панно, с самого начала лежал перед учениками. Это поможет повлиять на творческий процесс ученика, направить его творческое воображение, подсказать композиционное решение, соответствующее декоративным свойствам бересты. Так как возможности текстуры и цвета бересты достаточно ограничены, кроме того, важен и размер рисунка. Он не должен быть слишком крупным, так как берестяной рисунок может получиться несколько грубоватым, и не
должен быть слишком мелким - это сделает его невыразительным и трудноисполнимым. Разработанный рисунок по частям переносится через кальку, капирку на бересту определенной текстуры, при этом учитывается направление полосок в текстуре и ее цвет. При вырезании рисунка обязательно нужно совмещать точки и линии частей рисунка, для того чтобы не исказить изображение. После того как все части рисунка вырезаны, их раскладывают на соответствующие рисунку место и еще раз проверяют точность совмещения, подбор по цвету и рисунку текстуры на основу. Вырезанные из бересты фигурки, жанровые сценки или орнаменты можно наклеить в берестяных панно на какой - либо фон, например, картон, бумагу, ткань. Этот метод называется аппликацией или накладным рисунком.
ОСНОВНЫЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ
• Наложение. Этим способом добивается различных тональных переходов, основного изображения, объёмов. • Кромка. Выполняется путем втирания тонкого слоя сдира бересты в поверхность фона до получения гладкой фактуры. • Резаный край. Применяется при оформлении неровных границ изображения .Дня этого по нужному шаблону выкладываются тонкие слои бересты или сдиры , края подрезаются ножницами и переносятся зеркально на фон.
ТЕХНОЛОГИЯ ЗАГОТОВКИ БЕРЕСТЫ И

ПРИРОДНОГО МАТЕРИАЛА

Заготовка бересты.
Заготовлением бересты занимаются в жаркий летний период: с середины июня до середины июля. В это время кора хорошо отслаивается от ствола, тогда как зимой она напрочь пристает к пробочному слою. Однако можно заниматься заготовкой и в более позднее время. Вплоть до октября месяца на болотистой местности берёза позволяет с определёнными усилиями снимать тёмную бурую кору. В лесу выбирается гладкая без сучков и трещин берёза. На ней делается вертикальный надрез ножом 4-6 см. для снятия ленты. Далее кору нужно отслаивать по спирали вокруг ствола вниз. Важно следить затем, чтобы глубина надреза была небольшой, в пределах пробкового слоя, чтобы берёзка не засохла и через 10-15 лет на ней снова появилась защитная кора. Для снятия пласта нужно сделать вертикальный надрез на всю достижимую высоту дерева и отслаивать пластами того размера, в зависимости от того как
вы планируете хранить бересту. Предварительно можно почистить ствол от верхнего белого слоя, тем самым уменьшить объем работ в мастерской.
Правила при заготовке бересты.


Обязательно ученикам нужно объяснить то, что заготовлять бересту можно только в определённых участках леса. Для этого необходимо связаться в ближайшим лесничеством и получить разрешение на заготовку бересты. Ни в коем случае нельзя снимать кору с берёз, расположенных на территории города, парков, населённых пунктов.
Хранение бересты.
Хранят бересту в тёмных, сухих и проветриваемых помещениях. Берестяное лыко сразу после снятия со ствола скручивают в клубки, белой стороной вверх. Лента пролежавшая не скрученная несколько часов становится непригодной для работы. Береста снятая пластами укладывается между двух широких досок или фанеры, а сверху помещается груз, чтобы во время хранения пласты не скручивались и были пригодны для работы. Необходимо проследить за тем, чтобы между пластами оставалось некоторое расстояние для просушки. В клубках и пластами береста может храниться годами. Хранящаяся в сырых помещениях береста покрывается плесенью, отчего на ней появляются пятна. При длительном хранении бересты на свету она теряет свои свойства. Поэтому старую бересту размачивают в воде определённое время, после чего её можно использовать в работе. Свежая береста обладает такими свойствами как гибкость, прочность, эластичность, водонепроницаемость, насыщенность цвета. Цвет в декоративном творчестве играет важную роль, особенно при изготовлении декоративных панно, когда выжна фактура и разность оттенков.
Природные материалы.
Заготовку материала начните с интересных сучков и корней, коры, грибов- трутовиков которые имеют красивые извивы, сложные переплетения и фактуры. Много интересного материала можно собрать в лесных речках, из которых легко извлечь так называемые топляки – корни, сучья, кору затонувших деревьев. Полежавшая некоторое время в воде древесина березы приобретает серебристо - серый цвет. Темно - коричневыми, почти черными становятся ветки и кора елей, пихт. На торфяниках, там, где неподалеку растет сосна можно найти ее корни медно-красного цвета. Собранные корни, кору промойте, просушите. Природные материалы по происхождению делятся на три группы:
• материалы растительного происхождения (листья, цветы, мох, плоды, ветки,корни, кора) • материалы животного происхождения (яичная скорлупа, кожа, мех, пух, перья, кожа) • материалы минерального происхождения (камни, песок, глина,ракушки) Что собирать для композиций, какие материалы - это вам подскажет воображение, но все-таки не проходите мимо и обязательно возьмите для работы: листья, ветки, кору, шишки (еловые, сосновые, кедровые), орехи (грецкие и лесные), косточки (персиковые, абрикосовые, сливовые, вишневые, от хурмы), бобы, фасоль, горох, сою, фрукты, овощи, древесные грибы, веточки различной формы, кукурузные печатки (с зернами и без них), морские и речные ракушки, корни (деревья, кустарников травянистых растений), семена- крылатки (клена, ясеня, липы), головки чертополоха, репейника, вербу, солому (пшеничную, овсяную, ржаную, ячменную), глину, песок, камушки, кору и т.д.
Текстура бересты, деревьев.
Ритмические повторы в строении дерева дают каждой ветке удивительно красивый рисунок. И этот красивый рисунок, воплощаясь в ритмическом строении бересты, древесины. Красота бересты - её текстура, медовый, иногда пестрый рисунок. Поэтому нельзя покрывать бересту краской, закрывая выигрышное сочетание цвета и оттенков. Каждый корень и ветвь дерева, кроме пластичной живой формы, присуще и всему живому, имеют сложнейшую структуру, и богатство этой структуры, текстуры, надо уметь показать. Важно уметь обыграть фактуру и тон бересты. Где-то кора должна сильнее сиять, где-то тускло переливаться слабым блеском. Чтобы получить красивую поверхность, можно протереть пласт воском, разведенным в скипидаре. Древесина разных деревьев цветная и меняется от ярко-черной - через красную, коричневую, оранжевую, нежно-желтую - до ослепительно мраморной, белой. Но особенно красивы древесные наросты-капы. Слои древесины в капах перевиты и дают сложнейший рисунок, неправильный орнамент.
Список литературы.
1. Зотов Ю. Организация современного урока. - М. Просвещение. 1994. 2. Газарян С. Прекрасное- своими руками. Народные художественные ремесла.- М. Детская литература. 1986. 3. Чернуха Т. Твоя маленькая мастерская. - Киев. 1989. 4. Хвостов А. Декоративно-прикладное искусство в школе. - М. Просвещение. 1981. 5. Пономарьков С. Декоративно- прикладное искусство в школе. - М. Просвещение. 1976. 6. Щипанов А. Юным любителям кисти и резца. - М. Просвещение.
1981. 7. Черныш И.В. Поделки из природных материалов. - М. Аст.пресс. 1999. 8. Финягин В.В. Изделия из бересты. Уроки ремесла. - М. Астрель. 2001. 9. Смирнов Б. Художник о природе вещей.- Л. Художник. 1970. 10. Нагибина М. Пособие. Природные дары для поделок игры. - Ярославль. 1997. 11.П.БарадулинВ. Сельскому учителю о народных промыслах. - М. Просвещение. 1979. 12.Базик И. Что можно сделать из природного материала. - М. Просвещение.1991. 13. Гульянц Э., Базик И. «Что можно сделать из природного материала.- М., 1991. 14. Степанова Н. Поделки из природных материалов. Кишинёв. 1988. 15.Рондели Л. Народное декоративно-прикладное искусство.-М. 1986. 16.Федотов Г. Волшебный мир дерева.-М. Искусство. 1985. 17.Федотов Г. Дарите людям красоту.- М. 1985. 18. Разина Т. Русское народное творчество. - М. Изобразительное искусство. 1970. 19. Коновалова Т., Шевырева И. «Сухоцветы».- М., 2002 . 20.Хворостов А. С. Декоративное прикладное искусство в школе. - М. Искусство. 1988. 21. Максимов Ю. У истоков мастерства. Народное искусство в художественном воспитании детей.- М. Искусство. 1983. 22. Претте М. Капальдо А. Творчество и выражение. -М. Сов. Худ. 1981. 23. Алехин А. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа: Книга для Учителя. – М.: Просвещение, 1984. 24. Стриженов А.Н. «Травы вокруг нас». - М., 1983 . 25.Неменский Б. Изобразительное искусство и художественный труд. - М. Просвещение. 1991. 26. Некрасова М. Народное искусство как часть культуры. – М.: Изобр. Искусство, 1983. 27. Пульман Л. Методика преподавания композиции декоративно- прикладного искусства в ДХШ. – Минск., 1980. 28. Терещенко Т. Декоративно-прикладная композиция. – М. 1987.
Приложение к программе

«

ПРИРОДА И ФАНТАЗИЯ»

РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ МКУДО «ТАЙШЕТСКАЯ

ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА» ПО ПРЕДМЕТУ

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНАЯ КОМПОЗИЦИЯ












В раздел образования