Автор: Никитенко Наталья Александровна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования "Детская школа искусств имени А.И.Баева" Северного района Новосибирской области
Населённый пункт: с. Северное, Новосибирская область.
Наименование материала: методическая работа
Тема: Совместное творчество детей, родителей и педагога
Раздел: дополнительное образование
Методическая работа
«Совместное творчество детей, родителей и
педагога».
Подготовил: преподаватель фортепиано
Никитенко Наталья Александровна
с. Северное, 2018 г.
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение…………………………………………………стр. 3.
Совместное творчество детей, родителей и педагога....стр. 4-7.
Заключение………………………………………………стр.8.
Список литературы………………………………………стр.9.
2
Введение.
Цель работы: вовлечение родителей в воспитательно-образовательный
процесс посредством совместного творчества педагога, детей и родителей.
Задачи:
1.
Установить доверительные отношения между детьми, родителями и
педагогом;
2.
Создать условия для творческой самореализации педагогов, родителей
и детей;
3.
Способствовать творческому развитию личности детей, (учить увидеть
красоту в обыденных вещах, проявлять фантазию, испытывать чувство
радости от процесса труда и от достигнутых результатов).
Формы работы педагога с семьями воспитанников:
1.Изучение социального статуса семьи, их культурного уровня, запросов и
потребностей. Важно определить ценностные ориентации семьи.
2. Индивидуальные беседы педагога с родителями учеников.
3. Проведение совместно с родителями праздников, развлечений.
4.
Приглашение
родителей
к
участию
в
собраниях
(классных
и
общешкольных).
5. Привлечение родителей к участию в конкурсах разного уровня, в качестве
сопровождения и непосредственных слушателей.
Совместное творчество детей, родителей и педагога.
3
Деятельность педагога и родителей в интересах ребенка может быть
успешной только в том случае, если они станут союзниками и партнерами,
если
семья
будет
выступать
не
только
в
роли
социального
заказчика
образовательных
услуг,
но
и
в
роли
участника
учебно-воспитательного
процесса.
Мой стаж работы в качестве педагога дополнительного образования более
тридцати пяти лет.
Я обучаю детей игре на фортепиано. Чем дальше нахожусь на этом
поприще, тем больше убеждаюсь, что только тесное сотрудничество педагога
с родителями своих воспитанников и сотрудничество родителей с детьми в
учебном и творческом процессе оказывает благоприятное воздействие на
развитие личности ребенка, его интеллект, эмоциональную сферу, творческие
способности. Наиболее благоприятный период для развития музыкальных
способностей, чем детство, трудно себе представить.
Фундамент музыкальной культуры человека, музыкальный вкус и их
развитие начинается в детском возрасте и становится частью его общей
духовной культуры в будущем.
Как правило, родители приводят ребенка учиться музыке в 6-7 летнем
возрасте. Музыка из детства – является хорошим воспитателем. В семьях, где
любят музыку, а в некоторых случаях сами члены семьи владеют каким либо
инструментом, либо любят петь – музыка становится для маленького ученика
частью его жизни. А если, несмотря на занятость, домашние готовы прийти
на помощь ребенку в освоении нового, неизведанного то это наилучшая
почва для рождения будущего музыканта, пусть даже непрофессионала, а
просто любителя.
Педагогу нужно уделить много времени в работе с семьей, чтобы разъяснить
родителям какую роль они играют в обучении своего ребенка музыкальному
искусству,
какую
роль
оказывает
семейная
атмосфера
на
закрепление
появившегося
интереса
к
обучению.
Педагог
должен
суметь
объяснить
4
ученику необходимость работать над музыкальным репертуаром ежедневно.
Это понимание необходимо донести до родителей ребенка и просить у них
помощи в том, чтобы они следили за регулярностью домашних занятий.
Успешным ребенок может быть в том случае, если родители и педагог
станут партнерами и союзниками в учебно-воспитательном процессе. Это
сделать нелегко, так как:
а)
занятость
родителей
на
работе
колоссальная,
с
целью
поддержания
достойного материального уровня своей семьи;
б) из-за низкой педагогической культуры многие родители самоустраняются
от решения вопросов воспитания и развития ребенка, пуская все на самотек;
в)
во
многих
семьях
нарушены
взаимоотношения
между
родителями
и
детьми,
так
как
родители
не
знают
возрастных,
индивидуальных
и
психологических особенностей собственных детей.
Обучение игре на инструменте очень длительный процесс. Программа
рассчитана на 7-8 лет, программа очень насыщенная. Учебный процесс –
объемный. Программа насыщена творческой деятельностью и только при
постоянной
поддержке
родителей,
единства
и
согласованности
действий
взрослых (педагога, родителей), развитие ребенка становится очевидным и
успешным.
Обучение игре на инструменте – это процесс индивидуального характера. В
этом есть большое преимущество, так как дети из разных семей; разных по
социальному
статусу,
культурному
уровню,
ценностным
ориентациям.
Педагог должен себе хорошо представлять
особенности каждой семьи,
чтобы взвешенно выбирать формы и методы работы не только с детьми но и с
их родителями.
Работу с родителями веду по нескольким направлениям:
1.
По
методическим
вопросам
(индивидуальное
консультирование
родителей по освоению образовательной программы учеником, выбор
индивидуального образовательного маршрута их ребенка).
5
2.
По вопросам педагогики и психологии (индивидуальный выбор форм и
методов
работы
с
ребенком,
в
зависимости
от
индивидуальных
психологических особенностей его).
3.
Посещения
родителями
уроков
начинающего
музыканта
(с
целью
обратить внимания родителей на цели и задачи урока, его структуру,
методы
работы
с
ребенком.
Заострить
внимание
на
возникающие
проблемы во время учебного процесса и пути их разрешения). Здесь же
они получают консультацию по организации домашних занятий.
Конечным результатом занятий музыкой должен являться выход ребенка на
сцену. Это очень ответственный и важный момент в жизни ребенка. Тут
ребенок отдает много сил, эмоций, чтобы удачно, без срывов построить свое
выступление.
На
все
концерты
своих
учащихся
приглашаю
бабушек,
дедушек,
мам,
пап,
братьев,
сестер.
Они
являются
самыми
дорогими
слушателями для ребенка и группой поддержки.
Впечатления
от
публичного
выступления
юного
музыканта
–
ни
с
чем
несравнимо. Это чувство гордости, восторга – как у самого исполнителя, так
и его родных и близких. Слезы радости, умиления – что лучшее в жизни
можно испытать!
Пропагандирую на каждом родительском собрании домашние концерты, в
которых участвуют дети перед близкими и родными. В этих концертах важно
участие и самих членов семьи (мамы, папы, бабушки, дедушки, братьев,
сестер,
друзей).
Убеждена,
что
такое
совместное
творчество
детей
и
их
членов семьи - это путь к взаимопониманию, любви друг к другу.
Проработав такой продолжительный отрезок времени ко мне ведут своих
детей на обучение мои бывшие ученики, а самые первые мои ученики – ведут
уже своих внуков. Они доверяют мне самое дорогое свое «богатство» - это
свое потомство. Все это накладывает определенный отпечаток в моей работе.
Это и радость за то, что мне доверяют, и дополнительная ответственность за
этих детей, желание и стремление не потерять это доверие.
Тут открывается большое интересное поле деятельности. В этом году
работаю
по
направлению
«Мама,
папа,
брат,
сестра
……..музыкальная
семья».
6
В этой работе мама, бабушка, дети и внуки – участвуют в концертных
номерах совместно. Это инструментальные ансамбли мама и дочь; мама и
сын,
это
пение
бабушки
под
аккомпанемент
внука
или
внучки;
это
инструментальный ансамбль – детей из одной семьи, обучающихся в моем
классе и в детской музыкальной школе у других педагогов.
Совместная деятельность взрослых (педагогов, родителей), основанная на
заинтересованности,
взаимопонимании,
любви
к
детям
помогает
сделать
учебный процесс увлекательным, результативным, успешным для каждого
ребенка.
Заключение.
Совместная активная деятельность педагога, родителей и ребенка в учебном
процессе дает свои результаты уже с первых лет обучения. Благоприятно
действует на формирование «хорошего вкуса» у ребенка на «правильную
музыку», которая формирует у него правильное эстетическое восприятие
мира, умение видеть прекрасное и творить это прекрасное своими руками.
7
Список литературы.
1.
Артоболевская
А.
Первая
встреча
с
музыкой:
у.
пособие
–
М:
«Советский композитор», 1986г.
2.
Баренбойм Л. «Путь к музицированию»: - Л., 1974 г.
3.
Фейгин
М.:
«Индивидуальность
ученика
и
искусство
педагога»,
Москва : «Музыка: -1975 г.
4.
Нейгауз Г. «об искусстве фортепианной игры». Москва: «Музыка» -
1982г.
8