Автор: Пшеничная Анна Васильевна
Должность: Заместитель директора по воспитательной работе
Учебное заведение: МАОУ Озерновская СОШ№ 3
Населённый пункт: пос.Озерновский
Наименование материала: воспитательная работа
Тема: "Формы и методы нравственного воспитания в работе классного руководителя"
Раздел: дополнительное образование
«
Формы
и
методы
нравственного
воспитания
в
работе
классного
руководителя
»
Пшеничная
А
.
в
.
Классный
руководитель
6
а
класса
Задача
классного
руководителя
–
увидеть
даже
в
самом
маленьком
человечке
индивидуальность
,
найти
особый
подход
к
каждому
обучающемуся
.
Воспитывать
–
значит организовывать деятельность
детей. Человек развивается, формирует свои навыки, модели
поведения, ценности, чувства в процессе современной
деятельности с людьми и в ходе общения с ними. Поэтому
классный руководитель для достижения воспитательных
целей должен уметь организовывать разнообразную
деятельность детей (развивающей, воспитывающей…), а для
детей она является их естественной жизнью.
Основными
формами
и
методами
Основными
формами
и
методами
работы
работы
классного
руководителя
являются
:
классного
руководителя
являются
:
проведение анализа результатов успеваемости;
организация собраний, классных часов;
проведение различных соревнований;
участие в обсуждении классных и общешкольных
дел/мероприятий;
организация культурных, познавательных, развивающих
мероприятий
Основные
понятия
Основные
понятия
Метод обучения
–
это способ взаимосвязи преподавателя с
обучающимися для достижения целей обучения, развития и
воспитания
Форма организации
деятельности – это система средств, с
помощью которых педагог добивается включения обучающихся в
активную деятельность на основе сочетания
разных видов работы
.
Активные
формы
воспитательной
Активные
формы
воспитательной
работы
работы
Проблемный классный час
-
начинается с вопросов, с проблемы,
которую необходимо решить. Обучающиеся выполняют поисковую и
исследовательскую деятельность.
Классный час –визуализация
-
учит обучающегося
преобразовывать устную, письменную информацию в визуальную
форму, выделяя значимые элементы. Используются схемы,
рисунки, анимации для привлечения внимания.
Классный
час
с
заранее
Классный
час
с
заранее
запланированными
ошибками
запланированными
ошибками
Которые должны обнаружить обучающиеся
Список ошибок обучающиеся узнают в конце
Подбираются распространенные ошибки, которые
делают как обучающиеся, так и учителя
Обучающиеся во время урока должны обнаружить
ошибки и занести на лист
В конце классного часа проводится
их обсуждение
Классный
час
-
дискуссия
Классный
час
-
дискуссия
целенаправленное, коллективное обсуждение конкретной
проблемы, сопровождающееся обменом идеями, суждениями,
мнениями в группе
Виды дискуссий:
Тематическая
:
обсуждаемые вопросы связаны с темой
урока
Биографическая
: ориентирована на индивидуальный
прошлый опыт участника
Интеракционная
: обсуждаются структура и
содержание отношений, складывающихся «здесь» и «теперь»
Мозговой
штурм
Мозговой
штурм
(
мозговая
атака
)
(
мозговая
атака
)
свободная форма дискуссии, позволяет быстро
включить в работу всех обучающихся
Используется для решения конкретной проблемы
или поиска ответа на вопрос.
Это способ поощрения активности обучающихся
и быстрого генерирования идей
Правила
проведения
мозгового
Правила
проведения
мозгового
штурма
штурма
Запрещена критика выдвинутых идей
Не допускаются суждения о неразрешимости проблемы
Чем больше выдвинуто предложений, тем больше
вероятность появления новой и ценной идеи
Наличие ролей
В ходе штурма приветствуется усовершенствование и
развитие предложенных идей
Доброжелательная, творческая атмосфера проведения
Активное взаимодействие всех участников
Применение системы оценки, стимулирование
Классный
час
–
пресс
-
Классный
час
–
пресс
-
конференция
конференция
Учитель объявляет тему классного часа
Просит обучающихся письменно задавать ему вопросы по
данной теме.
Обучающиеся формулируют вопросы в течение 5 минут
Далее учитель сортирует поступившие записки и читает в
форме связного раскрытия темы
В процессе которого формулируются ответы на заданные
вопросы.
В конце учитель проводит итоговую оценку вопросов,
выявляя знания и интересы обучающихся
Активные
формы
воспитательной
Активные
формы
воспитательной
работы
работы
Классный час с разбором конкретной ситуации, изложенной устно или
в виде видеозаписи и т.п.
обучающиеся совместно анализируют и обсуждают представленный
материал.
классный час –
консультация
50% на вопросы обучающихся;
50% времени отводится для ответов
в том числе с привлечением специальных консультантов в области
изучаемой проблемы.
«Круглый стол»
сочетание тематической дискуссии с групповой
консультацией, позволяет сформировать умения решать проблемы,
научить культуре ведения дискуссии
Методы
группового
решения
Методы
группового
решения
творческих
задач
творческих
задач
Метод
Дельфи
Помогает выбрать из предлагаемоых вариантов лучший: от членов группы
требуется дать оценку каждого варианта в определенной
последовательности.
Метод
6–6
Не менее шести членов группы в течение шести минут формулируют
варианты решения проблемы.
Каждый участник записывает свои соображения на определенном листе.
После этого проводится обсуждение всех подготовленных списков, отсеиваются
явно ошибочные решения, остальные группируются по определенным
признакам.
Задача– отобрать несколько наиболее важных
вариантов (их количество должно быть меньше
количества участников дискуссии).
Методы
группового
решения
Методы
группового
решения
творческих
задач
творческих
задач
Метод дневников
- участники решения проблемы записывают появившиеся
в определенный период времени (неделя и т.п.) идеи – с последующим
коллективным их обсуждением.
Метод развивающейся кооперации
- ставиться задача, которую трудно
выполнить в индивидуальном порядке и нужна кооперация (объединение)
обучающихся с распределением внутренних ролей в группе.
Создаются группы из 6–8 человек, а далее каждая группа предлагает
свой вариант решения и начинается дискуссия, в ходе которой группы
должны доказать истинность своего варианта решения.
Коллективно
-
творческие
дела
Коллективно
-
творческие
дела
Для воспитания нравственной и духовной личности учащихся
важно привлекать к коллективно-творческим делам не
только внутри класса, а также на общешкольном уровне,
где ребята представляют себя как единый сплоченный
коллектив.
Мы
участвуем
Мы
участвуем
всегда
и
везде
!!!
всегда
и
везде
!!!
КВН
,
дом
школьника
КВН
,
дом
школьника
«
САПСАН
»
«
САПСАН
»
Экологический
КВЕСТ
Экологический
КВЕСТ
Сотрудничество
с
Домом
Сотрудничество
с
Домом
Школьника
Школьника
Сотрудничество
с
библиотекой
Сотрудничество
с
библиотекой
9 мая, митинг, солдатская каша
9 мая, митинг, солдатская каша
Тематические
классные
часы
Тематические
классные
часы
Совместные
родительские
Совместные
родительские
собрания
собрания
Новый
Год
Новый
Год
Всероссийские
акции
Всероссийские
акции
Военно
-
патриотичекие
игры
Военно
-
патриотичекие
игры
Выпуск
газет
Выпуск
газет
Классные
чаепития
Классные
чаепития
В
озможно ли Другого изменить?
О
ткрыть, сломать и вновь свинтить,
С
удьбу без колебаний предсказать,
П
отом туда дорогу смело указать
И
не давать с дороги сбиться,
Т
олкать мешая ошибиться?
А
кто нам дал такое право?
Т
ого и я не знаю, правда
Е
сть шаг: любить, не ждать мольбы:
Л
ишь в чуде внутренней борьбы
Ю
тится взлёт людской судьбы …