Напоминание

Использование инновационных технологий в образовательной деятельности хореографического коллектива.


Автор: Окорокова Екатерина Андреевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ Гимназия
Населённый пункт: город Ливны
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Использование инновационных технологий в образовательной деятельности хореографического коллектива.
Раздел: дополнительное образование





Назад




Использование инновационных технологий

в образовательной деятельности

хореографических коллективов «Задоринка» и «Вдохновение»

Чтобы создать условия для раскрытия и развития творческого потенциала

учащихся,

формирования

у

них

устойчивой

положительной

мотивации

к

занятиям хореографией и достижения ими высокого творческого результата в

современной

практике

используются

различные

методы

работы,

как

традиционные, так и инновационные методики.

Работая в системе дополнительного образования, все чаще убеждаешься,

что

для

успешной

профессиональной

деятельности

необходимы

глубокие

знания

основ

педагогики

и

психологии.

Развитие

современных

информационных технологий влечет за собой внедрение новых подходов к

обучению,

таких,

которые

обеспечивали

бы

развитие

профессиональных,

коммуникативных

и

творческих

знаний,

а

также

потребностей

в

самообразовании.

Традиционными методами подготовки являются методы и рекомендации

по

изучению

истории

становления

и

развития

искусства

танца,

основ

музыкального движения, танцевальной техники, построению и разучиванию

танцевальных комбинаций, постановки танца, отработки движений.

Инновационные методы включают в себя современные педагогические

технологии развития лидерских и диалогических способностей; педагогические

аспекты творческой деятельности; методы развития межличностного общения в

коллективе;

интеграцию

в

процессе

создания

коллективного

творческого

продукта танцевального коллектива; методы создания художественной среды

средствами хореографии.

Наш инновационный опыт представляет собой применение комплексного

способа разучивания танцевальных комбинаций на основе приема «от простого

к сложному» для развития танцевальных способностей обучающихся.

Опыт включает в себя следующие компоненты:

-

визуальный

(знакомство

с

новыми

танцевальными

движениями:

наглядная подача материала педагогом, просмотр образцовых танцевальных

коллективов);

теоретический

(объяснение

правил

выполнения

движений

с

учетом

возрастных особенностей детей);

-

практический

(разучивание

и

проработка

элементов

танцевальной

комбинации,

закрепление

путем

многократного

повторения,

тренировка

мышечной памяти;

- использование на практических занятиях видеосъемки);

-

рефлексивный(видеозаписи

практических

занятий

для

анализа,

сравнения и оценки достоинств и недостатков работы; установка на домашнее

задание, мысленный повтор разученных комбинаций).

1

1. Ведущими

являются

технология

обучения

в

сотрудничестве

и

развивающего

обучения,

позволяющие

организовать

обучение

детей

программам в традиционных для занятий хореографией формах.

Технология

обучения

в

сотрудничестве

включает

индивидуально-

групповую

и

командно-игровую

работы.

Для

эффективной

работы

хореографического коллектива и достижения высокого творческого результата в

нашей педагогической практике используем такие формы организации занятий:

групповая(группы

формируются

с

учетом

возраста

детей,

половому

признаку; насчитывают от 10 до 12 человек; могут состоять из участников

какого-либо танца или этюда);

коллективная(такая

форма

применяется

для

проведения

сводных

репетиций, ансамблей, постановок танцев, в которых, например, задействовано

несколько возрастных групп);

индивидуальная (работа с солистами, наиболее талантливыми детьми;

обучающимися, не усвоившими пройденный материал).

В авторской системе развивающего обучения Л.В. Занков на первое место

выдвинул

обучение

на

высоком

уровне

трудности,

преодолеваемой

обучающимися в ходе процесса обучения.

Развитие

личности

проходит

ряд

этапов,

каждый

из

которых

тесно

взаимосвязан с предыдущим. Ранее достигнутый этап органически включается

в последующий. Также и мы в своей работе последовательно и систематично

идем от простого к сложному. На первом году обучения развиваем у детей

выворотность ног, подъем стопы, гибкость, танцевальный шаг, мышцы тела

партерной гимнастикой; учим простейшим танцевальным движениям (галопы,

подскоки, танцевальный бег). На основе уже изученного материала строим

более

сложные

танцевальные

комбинации,

этюды,

что

развивает

у

детей

мышечную

память,

чувство

ритма,

музыкальность,

повышает

работоспособность. Особое внимание придаем музыкальному сопровождению,

обогащающему художественный вкус и развивающему общую музыкальную

культуру.

Экзерсис у станка содержит много трудных движений, которые в старших

классах мы комбинируем, составляя более сложные танцевальные комбинации,

что дает возможность развивающее обучение сделать более эффективным. Мы

не стоим на месте, а постоянно совершенствуем исполнительское мастерство

обучающихся,

выявляем

их

творческие

задатки

и

развиваем

творческие

способности.

2. Технология игрового обучения применяется нами в связи с тем, что в

состав обучающихся первых лет обучения входят дети дошкольного и младшего

школьного возраста.

Мною

разработан

комплекс

игровых

упражнений,

помогающих

удерживать интерес обучающихся и включать их в активную работу. Игры

долгие годы остаются главным и любимым занятием всех детей. Правильно

используя потенциал игр, можно многого добиться в воспитании ребенка. В

игре

происходит

рефлексирование,

самореализация,

принятие

решений,

за

2

которые ребенок в ответе, игра также предполагает творческое начало. Ребенок

моделирует в игре свои взаимоотношения с окружающим миром, проигрывает

различные ситуации – лидерства или, наоборот, подчинения, ведет совместную

деятельность с другими детьми или взрослыми.

3. Информационные

технологии активно используются

нами

для

совершенствования

образовательного

процесса, повышения

эффективности

обучения хореографии.

Деятельность

танцевального

коллектива

предполагает

постановку

хореографических

номеров,

проведение

концертных

выступлений

для

обучающихся, их участие в конкурсах-фестивалях различных уровней. Для

качественного

звучания

танцевальных

фонограмм

и

соответствия

их

современным

техническим

требованиям,

используются

компьютерные

технологии.

Применение компьютера позволяет:

- накапливать и хранить музыкальные файлы;

- менять темп, звуковысотность музыкального произведения;

- производить монтаж, компоновку музыкального произведения.

Кроме традиционных форм и методов проведения занятий, могут быть

использованы такие, как:

методика работы с интернет-технологиями –серфинг по сети Интернет:

посещение танцевальных сайтов;

поиск специальной литературы и необходимой информации;

подбор музыкального материала;

методика использования метода проектов на занятиях хореографии с

применением средств MicrosoftOffice:

создание банка данных;

формирование электронных таблиц;

разработка сценария праздников и концертов;

методика

использования

творческих

заданий

с

применением

средств

MicrosoftOffice:

создание рекламных буклетов(история создания коллектива, структура

нашего ансамбля, концертная деятельность, конкурсы-фестивали.).

подготовка концертных программ;

разработка баннеров; фото-коллажей; фото-презентаций.

Все

это

каждый

учебный

год

демонстрируется

на

родительских

собраниях в ансамблях танца «Задоринка» и «Вдохновение»

информационно-новостные

публикации

о

мероприятиях,

конкурсах,

концертной деятельности коллектива, фотоматериалы.

Формы

организации

учебных

занятий: беседа, практическое занятие,

самостоятельная работа, творческие задания, проекты, интерактивные игры и

др.

Формы

контроля

на

занятиях

хореографии: практические

работы,

приуроченные к теме занятий, открытые уроки, опросы, самоконтроль.

3

4. Технология здоровьесберегающего обучения. Здоровьеформирующие

образовательные технологии, по определению Н.К. Смирнова, – психолого-

педагогические технологии, программы, методы, направленные на воспитание у

обучающихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его

сохранению

и

укреплению,

формирование

представления

о

здоровье

как

ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Здоровьесберегающие

технологии,

которые

мы

используем,

подразделяются на подгруппы:

организационно-педагогические,

психолого-педагогические,

учебно-воспитательные,

лечебно-оздоровительные.

5. Технология

проблемного

обучения.

В

ц е л я х

п о в ы ш е н и я

эффективности

воспитательной

работы

важно

использовать

проблемную

методику. Особенностью данного подхода является реализация идеи «обучение

через открытие»: ребенок должен сам открыть явление, закон, закономерность,

свойства, способ решения задачи, найти ответ на неизвестный ему вопрос. При

этом в своей деятельности он может опираться на инструменты познания,

строить гипотезы, проверять их и находить путь к верному решению.

Принципами проблемного обучения являются:

самостоятельность обучающихся;

развивающий характер обучения;

интеграция и вариативность в применении различных областей знаний;

использование дидактических алгоритмизированных задач.

В

отличие

от

традиционной,

когда

детям

сообщается

«готовая»

информация

обучения,

проблемная

методика

предлагает

более

активную

умственную и эмоциональную деятельность. В процессе занятий детям можно

предложить дополнить танцевальную комбинацию или сочинить ее полностью,

исполнить то или иное движение, которое не касается программы их обучения.

Дети сначала робко, а потом смелее, при поддержке педагога, включаются в

творческую

работу.

Важно,

чтобы

ребенок

смог

применить

свои

знания

и

осуществить задуманное.

Необходимо

поощрять

творческую

инициативу

обучающихся,

так

как

многие

из

них,

становясь

старше,

помогают

своим

учителям

в

работе

с

младшими детьми. Разумный педагог, доверяя своему ученику, направляет его в

учебной и постановочной работе. Дети, активно включившиеся в атмосферу

творчества,

выбирают

в

дальнейшем

профессию

хореографа.

Увлеченные

хореографией, они приобретают книги, собирают вырезки из газет и журналов с

фотографиями артистов балета, солистами ансамблей, начинают прослушивать

аудиокассеты с музыкой различных направлений, просматривать специальные

видеозаписи. Здесь уместно привлечь детей к аналитической работе, организуя

беседы,

диспуты

для

правильного

понимания

содержательной

стороны

хореографического искусства.

4

Ус пех

д е т е й

в

хоре огра фич е с ком

колле кт иве

за в ис ит

о т

профессиональных качеств педагога, который должен уметь умело применяет

их в практике. Педагогам дополнительного образования в хореографии важно

понимать

особенности

методики

работы

с

детьми

разных

возрастов,

разбираться в причинах наиболее часто встречающихся недочетов в работе. В

результате,

учебная

программа

с

каждым

последующим

годом

обучения

становится полнее и насыщеннее по содержанию. Это отражается и в учебном

процессе,

и

в

концертном

репертуаре

коллектива,

способствуя

высоким

творческим достижениям.

Подводя

итог

сказанному,

отметим,

что

применение инновационных

технологий

в

образовательной

деятельности

хореографического

коллектива

спо собствует

повышению

каче ства

обучения,

расширяет

рамки

образовательных

результатов,

делать

более

качественным

исполнение

хореографических

номеров,

улучшает

процесс

самостоятельной

творческой

деятельности обучающихся.

Хочется

надеяться,

что

совместными

усилиями

представителей

всех

уровней

сферы

дополнительного

образования

инновационный

опыт,

накопленный педагогами, будет успешно изучаться, обобщаться и эффективно

внедряться в широкую образовательную практику.

Список литературы

1. Пуляева,

Л.Е.

Некоторые

аспекты

методики

работы

с

детьми

в

хореографическом коллективе: учеб. пособие. – Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р.

Державина, 2011. – 80 с.

2. Пуртурова, Т.В.Учите детей танцевать : учеб. пособие для студентов

учреждений среднего профессионального образования / Т.В. Пуртурова, А.Н.

Беликова, О.В. Кветная. –М.: Владос. – 2007. – 256 с.: ил.

3. Тарасенко, Т.В. Положение педагогики в применении к хореографии

/Межд.науч.-теоретич.конф., посвящ. 10-летию образования ЮКПУ, 2013. – С.

33-35.

4. Тарасенко, Т.В. Импровизация – необходимый творческий процесс в

становлении личности танцора /Межд.науч.-теоретич. конф. «Ауезовскиечтения

– 3». – Шымкент, 2014. – С. 97-99.

5. Хореографическое искусство. Справочник. – М.: Искусство, 2009.

6. Янковская, О.Н. Учить ребенка танцам необходимо // Начальная школа.

– 2000. – №2. – С. 34-37.

7. Янаева, Н.Н. Хореография :учебник для нач. хореографической школы.

– М.: Релиз. – 2004. – 340 с.

5



В раздел образования