Напоминание

"Содержание форм и методов взаимодействия ДОУ и семьи по формированию основ здорового образа жизни у ребёнка дошкольного возраста"


Автор: Каргина Вера Антоновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №16 "Рябинушка"
Населённый пункт: город Шумерля
Наименование материала: Статья
Тема: "Содержание форм и методов взаимодействия ДОУ и семьи по формированию основ здорового образа жизни у ребёнка дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




СОДЕРЖАНИЕ ФОРМ И МЕТОДОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Проблема здоровья детей дошкольного возраста всегда находилась в центре внимания педагогов. В последние годы заметно возросло количество физически ослабленных детей.При поступлении в детский сад дети дошкольного возраста имеют очень слабое физическое развитие, поскольку испытывают «двигательный дефицит»: дети стали вести малоподвижный образ жизни, практически не играют во дворах в подвижные и спортивные игры, много времени проводят у компьютера, телевизора. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятий физической культурой и спортом. Детский сад и семья — вот две основные социальные структуры, которые главным образом определяют уровень здоровья ребенка. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно- оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьей, если в ДОУ не создано детско-взрослое сообщество (дети — родители — педагоги). Основные направления организации работы дошкольного учреждения с семьей по формированию ЗОЖ:  составление характеристик семей воспитанников (состав родителей, сфера их занятости, образовательный и социальный уровень и др.);  организация диагностической работы по изучению потребностей семей в здоровом образе жизни;  использование оптимальных форм и методов в дифференцированной групповой и индивидуальной работы с семьей по формированию системы знаний и умений здорового образа жизни у детей;  организация психолого-педагогического просвещения родителей;  создание системы массовых досугово - оздоровительных мероприятий с родителями, работа по организации совместной общественно значимой деятельности и здорового досуга родителей и детей;  выявление и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания;  внедрение в семейное воспитание традиций здорового образа жизни;  оказание помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи, диагностике и предупреждении негативных проявлений у детей;  использование различных форм сотрудничества с родителями-отцами, вовлечение их в совместную с детьми досуговую деятельность, направленную на повышение их авторитета. Сотрудничество дошкольного учреждения и семьи представляет собой комплекс взаимодействий, взаимоотношений, совместной и индивидуальной деятельности. Единство ДОУ и семьи в вопросах сохранения здоровья детей достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо понятны не только воспитателям, но и родителям; когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания. В дошкольном образовании накоплен обширный опыт сотрудничества с родителями,
привлечения их внимания к жизни ребенка в детском саду с помощью различных форм, методов и приемов работы с родителями.
Метод


совокупность относительно однородных приемов, операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи. Другими словами, понимание того, «как работать».
П р и е м


относительно законченный элемент воспитательной технологии, зафиксированный в общей или личной педагогической культуре; элемент метода, его составная часть, отдельный шаг в реализации. То есть, «что непосредственно делать».
Форма –
способ существования процесса, оболочка его внутренней сущности, логики и содержания. Форма связана: - с количеством участников, - временем и местом проведения процесса, - порядком его осуществления. В практике взаимодействия детского сада и семьи сложились наиболее рациональные формы работы, которые можно поделить, в зависимости от количества участников, на виды: массовые, групповые, индивидуальные (Таблица 1): Таблица 1 «Формы работы с родителями по количеству ее участников»
Массовые
 совместные мероприятия педагогов и родителей родительские собрания («Мы за здоровый образ жизни»)  консультации  клубы по интересам («Здоровая семья»)  совместные мероприятия педагогов, родителей и детей («Веселые старты», «В гостях у доктора Айболита»)  Дни открытых дверей  Тематические акции («Здоровый образ жизни», «Подари спортивную игру детскому саду»)  Радиовещание по радиосети дошкольного учреждения («Здорово здоровым быть!», «Что мы знаем о здоровье?»)
Групповые
 консультации  совместное творчество  праздники  родительские собрания  выпуск семейных газет («Вырасти в действительно здоровой семье – вот настоящая удача из удач», «Папа, мама, я – спортивная семья»)  концерты (агитбригада «Движенье – это здоровье»)  соревнования
Индивидуальные
 беседы  посещения на дому  выполнение индивидуальных поручений В современном дошкольном образовательном учреждении используются новые, интерактивные формы сотрудничества с родителями, позволяющие вовлечь их в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка. В новых формах взаимодействия с родителями реализуется принцип партнерства, диалога. Заранее спланировать противоречивые точки зрения по вопросам воспитания детей (наказания и поощрения, подготовка к школе и т.д.). Положительной стороной подобных форм является то, что участникам не навязывается готовая точка зрения, их вынуждают
думать, искать собственный выход из сложившейся ситуации (Таблица 2) Таблица 2 «Интерактивные формы работы с родителями по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста»  родительские собрания в нетрадиционных формах (игры, семинары–практикумы, тренинги и др.);  Дни здоровья и марафоны «Здоровое поколение»;  праздники здоровья;  туристические походы, спортивные соревнования;  выставки детских работ;  спортивные и другие праздники («Папа, мама, я – спортивная семья» и др.);  «Круглые столы»;  «Устные журналы» для родителей;  клубы «Молодая семья», «За здоровый образ жизни» и др.;  выпуск журналов «Азбука дорожная – азбука надёжная», «В здоровом теле – здоровый дух» и др.;  выпуск газет «Добрая дорога детства» и «Мудрая сова»;  семейные фотовыставки «Наша дружная семья»;  выпуски «Полезной книги для родителей», бюллетеней, рекомендаций;  конкурсы на лучшие семейные проекты, поделки;  совместные занятия с детьми и родителями по физической культуре по познанию;  мини-турпоходы;  открытые занятия для родителей (как детей, посещающих дошкольное учреждение, так и для вновь прибывших);  «Прямой телефон» и телефон доверия;  «День радости»;  консультативные Дни «Сотрудничество»;  Дни открытых дверей; «Добро пожаловать в д/сад»;  выпуск семейных газет;  родительская газета «Здоровье»;  семейные старты;  родительская гостиная;  «Семейный музей»;  «Семейный театр»;  «Почта для родителей»;  открытый микрофон «Детский сад и семья: мы рядом»;  родительская Академия «Здоровье», «Дети – зеркало родителей», «Школа здоровья»;  ведение «Дневников здоровья», дневников «Шаг за шагом» и многие другие. Таким образом, взаимодействие семьи и детского сада по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста - это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий от педагогов и родителей терпения, творчества и взаимопонимания. Новые формы взаимодействия с родителями способствуют реализации принципа партнерства, диалога. Разнообразие, интерактивность форм взаимодействия с родителями, позволяют воспитателям значительно улучшить отношения с семьями, повысить педагогическую культуру родителей, расширить представления детей по различным образовательным областям. Интерактивные формы взаимодействия родителей и ДОУ означает способность взаимодействия в режиме беседы, диалога. Основные цели интерактивного взаимодействия - обмен опытом, выработка общего мнения, формирование умений, навыков, создание условия для диалога, групповое сплочение, изменение психологической атмосферы.
Литература: 1. Борисова, Н. П. Детский сад и родители. Поиск активных форм взаимодействия[Текст] / Борисова Н. П., Занкевич С. Ю. // Дет. сад. управление. – 2007. - № 2. – С. 5-6 2. Евдокимова, Н.В. Детский сад и семья: методика работы с родителями. / Н. В. Евдокимова. – М.: Мозаика – Синтез, 2007. – 144с. 3. Никишина И.В. Настольная книга современного педагога.


В раздел образования