"Содержание форм и методов взаимодействия ДОУ и семьи по формированию основ здорового образа жизни у ребёнка дошкольного возраста"
Автор: Каргина Вера Антоновна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №16 "Рябинушка" Населённый пункт: город Шумерля Наименование материала: Статья Тема: "Содержание форм и методов взаимодействия ДОУ и семьи по формированию основ здорового образа жизни у ребёнка дошкольного возраста" Раздел: дошкольное образование
СОДЕРЖАНИЕ ФОРМ И МЕТОДОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА.
Проблема здоровья детей дошкольного возраста всегда находилась в центре внимания
педагогов.
В последние годы заметно возросло количество физически ослабленных детей.При
поступлении в детский сад дети дошкольного возраста имеют очень слабое физическое
развитие,
поскольку
испытывают
«двигательный
дефицит»:
дети
стали
вести
малоподвижный образ жизни, практически не играют во дворах в подвижные и спортивные
игры, много времени проводят у компьютера, телевизора.
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и
психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не
повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное
развитие
органов
и
становление
функциональных
систем
организма,
закладываются
основные
черты
личности,
отношение
к
себе
и
окружающим.
Важно
на
этом
этапе
сформировать
детей
базу
знаний
и
практических
навыков
здорового
образа
жизни,
осознанную потребность в систематических занятий физической культурой и спортом.
Детский сад и семья — вот две основные социальные структуры, которые главным
образом определяют уровень здоровья ребенка. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-
оздоровительная
программа
не
сможет
дать
полноценных
результатов,
если
она
не
реализуется совместно с семьей, если в ДОУ не создано детско-взрослое сообщество (дети —
родители — педагоги).
Основные направления организации работы дошкольного учреждения с семьей по
формированию ЗОЖ:
составление
характеристик
семей
воспитанников
(состав
родителей,
сфера
их
занятости, образовательный и социальный уровень и др.);
организация диагностической работы по изучению потребностей семей в здоровом
образе жизни;
использование оптимальных форм и методов в дифференцированной групповой и
индивидуальной работы с семьей по формированию системы знаний и умений здорового
образа жизни у детей;
организация психолого-педагогического просвещения родителей;
создание системы массовых досугово - оздоровительных мероприятий с родителями,
работа по организации совместной общественно значимой деятельности и здорового досуга
родителей и детей;
выявление
и
использование
в
практической
деятельности
позитивного
опыта
семейного воспитания;
внедрение в семейное воспитание традиций здорового образа жизни;
оказание помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи,
диагностике и предупреждении негативных проявлений у детей;
использование различных форм сотрудничества с родителями-отцами, вовлечение их
в совместную с детьми досуговую деятельность, направленную на повышение их
авторитета.
Сотрудничество
дошкольного
учреждения
и
семьи
представляет
собой
комплекс
взаимодействий, взаимоотношений, совместной и индивидуальной деятельности. Единство
ДОУ и семьи в вопросах сохранения здоровья детей достигается в том случае, если цели и
задачи
воспитания
здорового
ребенка
хорошо
понятны
не
только
воспитателям,
но
и
родителям;
когда
семья
знакома
с
основным
содержанием,
методами
и
приемами
физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, а педагоги используют лучший опыт
семейного воспитания.
В дошкольном образовании накоплен обширный опыт сотрудничества с родителями,
привлечения их внимания к жизни ребенка в детском саду с помощью различных форм,
методов и приемов работы с родителями.
Метод
– совокупность относительно однородных приемов, операций практического
или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи.
Другими словами, понимание того, «как работать».
П р и е м
– относительно
законченный
элемент
воспитательной
технологии,
зафиксированный
в
общей
или
личной
педагогической
культуре;
элемент
метода,
его
составная часть, отдельный шаг в реализации. То есть, «что непосредственно делать».
Форма – способ существования процесса, оболочка его внутренней сущности, логики
и содержания. Форма связана:
- с количеством участников,
- временем и местом проведения процесса,
- порядком его осуществления.
В практике взаимодействия детского сада и семьи сложились наиболее рациональные
формы работы, которые можно поделить, в зависимости от количества участников, на виды:
массовые, групповые, индивидуальные (Таблица 1):
Таблица 1 «Формы работы с родителями по количеству ее участников»
Массовые
совместные
мероприятия
педагогов
и
родителей родительские
собрания
(«Мы
за
здоровый образ жизни»)
консультации
клубы по интересам («Здоровая семья»)
совместные мероприятия педагогов, родителей и детей («Веселые старты», «В гостях
у доктора Айболита»)
Дни открытых дверей
Тематические акции («Здоровый образ жизни», «Подари спортивную игру детскому
саду»)
Радиовещание по радиосети дошкольного учреждения («Здорово здоровым быть!»,
«Что мы знаем о здоровье?»)
Групповые
консультации
совместное творчество
праздники
родительские собрания
выпуск семейных газет («Вырасти в действительно здоровой семье – вот настоящая
удача из удач», «Папа, мама, я – спортивная семья»)
концерты (агитбригада «Движенье – это здоровье»)
соревнования
Индивидуальные
беседы
посещения на дому
выполнение индивидуальных поручений
В
современном
дошкольном
образовательном
учреждении
используются
новые,
интерактивные формы сотрудничества с родителями, позволяющие вовлечь их в процесс
обучения, развития и познания собственного ребенка.
В новых формах взаимодействия с родителями реализуется принцип партнерства,
диалога. Заранее спланировать противоречивые точки зрения по вопросам воспитания детей
(наказания и поощрения, подготовка к школе и т.д.). Положительной стороной подобных
форм является то, что участникам не навязывается готовая точка зрения, их вынуждают
думать, искать собственный выход из сложившейся ситуации (Таблица 2)
Таблица 2 «Интерактивные формы работы с родителями по формированию основ
здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста»
родительские
собрания
в
нетрадиционных
формах
(игры,
семинары–практикумы,
тренинги и др.);
Дни здоровья и марафоны «Здоровое поколение»;
праздники здоровья;
туристические походы, спортивные соревнования;
выставки детских работ;
спортивные и другие праздники («Папа, мама, я – спортивная семья» и др.);
«Круглые столы»;
«Устные журналы» для родителей;
клубы «Молодая семья», «За здоровый образ жизни» и др.;
выпуск журналов «Азбука дорожная – азбука надёжная», «В здоровом теле – здоровый
дух» и др.;
выпуск газет «Добрая дорога детства» и «Мудрая сова»;
семейные фотовыставки «Наша дружная семья»;
выпуски «Полезной книги для родителей», бюллетеней, рекомендаций;
конкурсы на лучшие семейные проекты, поделки;
совместные занятия с детьми и родителями по физической культуре по познанию;
мини-турпоходы;
открытые занятия для родителей (как детей, посещающих дошкольное учреждение,
так и для вновь прибывших);
«Прямой телефон» и телефон доверия;
«День радости»;
консультативные Дни «Сотрудничество»;
Дни открытых дверей; «Добро пожаловать в д/сад»;
выпуск семейных газет;
родительская газета «Здоровье»;
семейные старты;
родительская гостиная;
«Семейный музей»;
«Семейный театр»;
«Почта для родителей»;
открытый микрофон «Детский сад и семья: мы рядом»;
родительская Академия «Здоровье», «Дети – зеркало родителей», «Школа здоровья»;
ведение «Дневников здоровья», дневников «Шаг за шагом» и многие другие.
Таким
образом,
взаимодействие
семьи
и
детского
сада
по
формированию
основ
здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста - это длительный процесс,
долгий и кропотливый труд, требующий от педагогов и родителей терпения, творчества и
взаимопонимания. Новые формы взаимодействия с родителями способствуют реализации
принципа
партнерства,
диалога.
Разнообразие,
интерактивность
форм
взаимодействия
с
родителями, позволяют воспитателям значительно улучшить отношения с семьями, повысить
педагогическую
культуру
родителей,
расширить
представления
детей
по
различным
образовательным
областям.
Интерактивные
формы
взаимодействия
родителей
и
ДОУ
означает
способность
взаимодействия
в
режиме
беседы,
диалога.
Основные
цели
интерактивного взаимодействия - обмен опытом, выработка общего мнения, формирование
умений,
навыков,
создание
условия
для
диалога,
групповое
сплочение,
изменение
психологической атмосферы.
Литература:
1.
Борисова, Н. П. Детский сад и родители. Поиск активных форм взаимодействия[Текст] /
Борисова Н. П., Занкевич С. Ю. // Дет. сад. управление. – 2007. - № 2. – С. 5-6
2.
Евдокимова,
Н.В.
Детский
сад
и
семья:
методика
работы
с
родителями.
/
Н.
В.
Евдокимова. – М.: Мозаика – Синтез, 2007. – 144с.
3. Никишина И.В. Настольная книга современного педагога.