Автор: Палкина Ирина Николаевна Должность: воспитатель в ДОУ Учебное заведение: МАДОУ Детский сад № 1 "Золотой ключик" Населённый пункт: город Кызыл, Республика Тыва Наименование материала: статья Тема: "Театральная деятельность в 1 младшей группе" Раздел: дошкольное образование
«Театральная деятельность в 1 младшей группе»
В
таком
сложном
и
важном
деле,
как
воспитание
детей,
наиболее
эффективным
инструментом
является
театрализация,
так
как
в
ней
синтезированы
практически
все
виды
художественной
деятельности
в
доступной и интересной для ребенка форме – игре.
Универсальность
театрализованной
игры
позволяет
решать
практически все образовательные задачи в работе с детьми. Поэтому, нет ни
одного детского сада, где не использовался бы этот вид деятельности.
В период раннего детства маленький ребенок активно познаёт окружающий
мир.
В
детском
саду
он
приобретает
опыт
эмоционально-практического
взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Возможности организации и
обогащения
такого
опыта
расширяются
при
условии
создания
в
группе
раннего
развития
театральной
зоны
или
уголка
сказки.
И
наша
задача
воспитателя
–
сделать
окружение
для
ребенка
ярким,
интересным,
запоминающимся, эмоциональным, активным, мобильным.
Задачи театрализованной деятельности в первой младшей группе:
• создать оптимальные условия для развития творческой активности ребенка
в
т е а т р а л и з о в а н н о й
д е я т е л ь н о с т и ;
• формировать у детей живой интерес к театральной игре
• развивать речь и координацию движений у детей
• побуждать детей к двигательной импровизации
• доставлять детям радость
Большое значение для развития ребёнка 2-3х лет имеет театральная среда,
она способствует его самовыражению. Все дети любят слушать сказки, но
когда сказка оживает, когда герои начинают двигаться и разговаривать – для
детей это настоящее чудо! Чтобы нам, воспитателям, было чем показывать
такие «чудеса» мы собираем театральные уголки.
Мы стараемся знакомить малышей с различными видами театра, чтобы
каждый ребенок мог выбрать именно тот театр, который ему наиболее близок
и удобен.
В театральном уголке есть пальчиковый театр (когда каждая куколка
одевается
на
палец);
резиновые
куклы
(представлены
в
виде
резиновых
игрушек); настольный театр (все персонажи, а также некоторые атрибуты
сказки,
например:
избушки,
лес,
пеньки
и
др.,
представлены
в
виде
деревянных фигурок); куклы би-ба-бо (каждая кукла надевается на руку),
теневой
театр. Ну
и
конечно
же
сцена
или
ширма,
которые
позволяют
сделать кукольный спектакль более интересным.
Ознакомление с играющими куклами начинается уже в раннем возрасте.
Надев на руку куклу, воспитатель читает потешки, сказки, подражая голосам
животных. Это вызывает у детей положительную эмоциональную реакцию,
дети начинают повторять потешки и песни вместе со взрослым.
Пальчиковый театр с 2х лет – незаменимый помощник в общении с
ребятами. Знакомство начинается с формированием умений детей управлять
движениями
собственных
пальцев,
а
чуть
позже
обучают
элементарным
действиям с куклами.
Воспитатель
разыгрывает
перед
детьми
сказку,
соответствующую
возрасту детей. Например: «Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок», «Репка»,
«Маша и медведь» и другие. Во время показа идет общение кукольных
персонажей и детей.
Тесто ручками помнем (сжимаем - разжимаем кулачки)
Сладкий колобок мы испечем (как будто мнем тесто)
Серединку смажем джемом (круговые движения ладошками)
А верхушку - сладким кремом (по плоскости стола)
Бабушка и Дедушка : Подуйте, дети, на Колобок, пусть он остынет, а
мы пойдем в домик, мы очень устали…(Воспитатель дует вместе с детьми.)
Колобок :Здравствуйте! А вы кто? (Ответы детей). А где бабушка и
дедушка? (Ответы детей.)
Заяц : Дети, кто же так весело песенку поет? (Ответы детей.)
Колобок ( Зайцу ) : А ты кто такой? Уши длинные, хвостик маленький?
Дети, кто это?..(и т.д.)
Воспитатель: Вот и сказочке конец, а кто слушал – молодец!
Где наши ладошки? Похлопайте немножко!
Первые
занятия
с
малышами
проходят
в
виде
кукольных
представлений,
которые
показывает
воспитатель,
а
дети
в
этом
случае
являются зрителями.
Основная задача таких встреч – познакомить детей с театром, вызвать
интерес к занятиям, создать доброжелательную атмосферу взаимодействия
воспитателя с детьми.
Основная
работа
по
театрализованной
деятельности
проходит
по
следующей структуре:
1 Приветствие (в игровой форме)
2 Подготовка (пальчиковая гимнастика или игровые упражнения)
3 Работа над сценками
4 Уход
Воспитание и развитие детей в театрализованной деятельности – одно
из основных направлений работы воспитателя, где ставят спектакли,
шьют
костюмы, делают декорации, изготавливают билеты, приглашают зрителей.
Задача
воспитателя -
раскрыть
талант
каждого
ребенка,
дать
ему
возможность поверить в себя, почувствовать свою успешность.
Встреча
с
куклой
помогает
ребятишкам
расслабиться,
снять
напряжение, создать радостную атмосферу. Во время игры в театральной
зоне дети учатся понимать обращенную к ним речь, составляют предложения,
общаются со сверстниками, осваивают культуру общения.
Предлагаем
вашему
вниманию
наш
вариант
развивающей
среды -
эстетично оформленная театральная зона «Буратино и Золотой ключик». В
уголке имеется сцена, уголок ряженья и достаточное количество масок для
драматизации сказок, дидактических игр, атрибутов, элементов декораций,
костюмов и шапочек для самостоятельной игры в театр.
Эти игры мы сочетаем с артикуляционной и пальчиковой гимнастикой,
где малыши учатся воспроизводить звуковые образы, осваивают правильное
речевое дыхание, воспроизводят ритмы стихотворения. Широко используя
литературу и иллюстрированный материал, легко сделать эти игры весёлыми
и живыми.
Дети имеют свободный доступ к игрушкам и игровому оборудованию,
удовлетворяется
потребность
каждого
ребенка
в
речевой
и
творческой
активности средствами театрально-игровой деятельности.
Для
показа
детям
инсценировок
по
сказкам («Курочка
Ряба»,
«Колобок», «Репка», «Теремок», «Заюшкина избушка» и др.) используется
театр
картинок,
настольный
театр
плоскостных
игрушек,
музыкальные
инструменты и магнитофон. Дети в восторге от музыкально-театрального
уголка.
Театрализованные игры способствуют развитию памяти, учат доброте,
чуткости, честности, смелости, формируют понятия добра и зла. Робкий
ребёнок станет более смелым и решительным, застенчивый – преодолеет
неуверенность в себе.
М.Е. Салтыков-Щедрин утверждал, что «из всех существующих в мире
т а й н тайна
куклы
–
самая
загадочная».
Если
к
театральным
куклам
относиться
серьезно,
с
полной
ответственностью
и
пониманием,
что
в
кукольном
театре
сокрыто
какое-то
важное
сокровище
и
нужно
искать
«Золотой ключик», столь необходимый в воспитании детей.
Одним
из
определяющих
факторов
воспитания
малышей
является
развивающая
предметно-пространственная
среда
–
источник
знаний
и
социального опыта ребенка.
И хочется надеяться, что любовь к театру, к творчеству, к музыке
останется у наших воспитанников навсегда.