Напоминание

"Методические рекомендации для школьников к написанию научной работы"


Автор: Марченко Владимир Алексеевич
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МБОУ СОШ с. Сырское
Населённый пункт: Липецкая область, Липецкий район, село Сырское
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: "Методические рекомендации для школьников к написанию научной работы"
Раздел: полное образование





Назад





МБОУ СОШ с. Сырское Липецкого муниципального района

Методические рекомендации для школьников к написанию научной работы

1.

Выбор темы. Проблематика
Выбор темы и постановка проблемы исследования – начальный и самый сложный этап работы. Иногда уже на этой стадии работы экспертов становится очевидным, что предложенный текст не содержит научной проблематики. Заявленная тема либо охватывает огромный материал, который невозможно изложить не только в десятиминутном сообщении, но даже и в часовом, либо выбран- ная проблема, чаще всего по зарубежной истории, не может быть обеспечена доступными школь - нику источниками. Чтобы избежать этих сложностей, рекомендуются преимущественно темы по отечественной истории или сюжеты на стыке отечественной и зарубежной истории. Лучше всего брать более мелкие и конкретные проблемы. Работы по проблемам местной истории должны быть обязательно связанны с общероссийским материалом. Основной недостаток краеведческих работ состоит в поверхностном сборе материала и отсутствии обобщений. Недопустим реферативный (описательный) характер работы. 2.
Как хорошо написать введение?
Задача введения – заинтересовать читателя. Расскажите о себе, о том, что Вас интересует, и как Вы пришли к теме исследования. Не бойтесь быть искренними. Работы тех, кто по-настоящему увлечен, отличаются от формальных, скучных сочинений. Заразившись Вашей увлеченностью, чи- татель терпеливо пройдет вслед за Вами по извилистым путям Вашего исследования, сопереживая автору и его героям. Хороший способ привлечь внимание – начать с какого-нибудь неожиданного факта или события, произведшего на Вас большое впечатление. Немного мастерства рассказчика (а раз вы взялись на- писать работу, то оно у Вас непременно есть или появится со временем) – и читатель уже заинтри- гован.
Пример
: работая в архиве мы неожиданно натолкнулись на неизвестный документ по истории нашего города(села) и т.д. «Зацепив» читателя, переходите к делу – расскажите, что Вы исследовали, какими источниками для исследования вы пользовались, какую историю хотите рассказать и зачем. Как Вы это сделае- те – неважно. Главное – не слишком надоедать и быть краткими. Рассказывая о задачах исследова- ния, не стоит говорить о том, что к нему непосредственно не относится.
3.

Основная часть

Простота и понятность
При написании научного текста важно понимать, что Вы пишете его не для себя и не для Вашего научного руководителя, а для такого читателя или слушателя, который не только не имеет никакого понятия о том, что Вы описываете, но и не поймёт ни одной даже самой простой мысли, если Вы её детально не растолкуете
. Не бойтесь простоты. В ней ключ к успеху.
Запомните, что не существует утверждений, с которыми все должны быть согласны. Часто в рабо- тах за фразами «очевидно,…», «всем известно, что…» оказываются вовсе не очевидные мысли. Ваш взгляд на вещи или то, что кажется Вам общим взглядом на вещи – это позиция, которую по- хорошему нужно обосновать, как бы сложно это ни было. Совершенно необходимо это сделать, если такие «очевидные» для Вас мысли имеют прямое отношение к содержанию работы. Критика (а иногда и выявление) «неочевидных очевидностей» – важнейшая задача Вашей работы.
Исследователям приходится иметь дело со специфическими научными терминами или названиями, которые в обычной речи не используются. При первом упоминании каждый такой термин следует объяснить. Это важно не только для непонятливого читателя, но и для Вас: объяснив термин, Вы можете удостовериться в том, что Вы его поняли. То же относится и к упомянутым людям. Каждый раз введение нового имени должно сопровождаться краткой характеристикой. В простей- шем случае это могут быть даты жизни человека, указание отношений с ранее упомянутыми пер- сонажами (сосед, председатель сельсовета, краевед). Если Вам важно, чтобы читатель знал что- либо о нём ещё, – не скупитесь на разъяснения.
Деление текста на абзацы
Большое значение для восприятия текста имеет его правильная разбивка на абзацы. Абзац – смыс- ловая единица текста, зачастую более важная, чем предложение. Осмысленное деление текста на абзацы поэтому не только облегчает чтение, но и позволяет наилучшим образом сформулиро- вать мысль или рассказать историю. Здесь лучше придерживаться следующих простых правил:  Абзац должен содержать не более одной законченной мысли или смыслового фрагмента ис- тории. Не следует начинать абзац с одной мысли, в середине цитировать невпопад источник и заканчивать анализом только что упомянутого фрагмента.  Абзацев не должно быть слишком много или слишком мало. Не пишите каждое новое предложение с красной строки, но и не забудьте разбить на два или три абзаца текст, кото- рый занимает более страницы.
Как отделить свой текст от чужого?
Важнейшее умение при написании научного текста – это умение отличить свои мысли и сведения, добытые Вами самостоятельно из источников от того, что содержится в специальной литературе (будь это напечатанные книги или статьи в интернете). Цитируя чужие тексты и мысли без указа- ния первоисточника, Вы рискуете оказаться обвиненным в плагиате, то есть воровстве чужих идей. И это не самое страшное. Указывать источник информации нужно, потому что это показывает уровень Вашего профессиона - лизма, наилучшим образом демонстрирует объём проделанной работы. Большое количество ссы - лок демонстрирует, сколько книг Вы на самом деле прочитали и какой объём информации успели переработать. Правильно указанный первоисточник позволяет Вам обезопасить себя от ошибок того автора, которого вы использовали (а книг без ошибок не бывает). Наконец, правильно указан- ные первоисточники позволяют лучше показать то, что сделали Вы сами и какова Ваша роль в представляемом исследовании. Это далеко не всегда очевидно, так что старайтесь подчеркивать свои заслуги как можно более красноречиво (и вместе с тем тактично, не напрямую). Не забывайте ставить кавычки, если цитируете текст дословно или просто ссылки, если переска - зываете его. Если в Вашей работе оказались небанальные факты, не забудьте указать, где они упо- минаются. Если то, что Вы пишете, противоречит информации в каких-либо книгах, указывайте это непременно!
Источники
Автор работы должен не просто использовать источники, но и продемонстрировать свое умение работать с разными типами источников, понимание специфики информации в разных типах доку- ментов. Историографический анализ. Очень часто причиной отклонения работ является отсут- ствие историографического анализа. Автор должен ознакомиться с основными научными исследо- ваниями по выбранной проблеме и составить представление о степени изученности, т.е. опреде- лить вклад предшественников в освещении данного вопроса и выявить в нем малоизученные или дискуссионные (спорные, неоднозначно трактуемые) моменты. Этот вывод о степени изученности
должен обязательно присутствовать в тексте работ. Способ, которым Вы описываете источники ин- формации или мнений, называется научным аппаратом работы. Вариантов его организации может быть много, не следует воспринимать какой-нибудь из них как догму. Важны лишь две идеи – при- водимые Вами сведения должны быть проверяемы, а фрагменты текста, написанные не Вами, обозначены (например, кавычками или как прямая речь). 4.
Как правильно написать заключение?
Задача заключения – напомнить читателю Ваши выводы, сделанные в основных главах работы. Испытанный способ – написать в заключении несколько общих предложений по сути работы в це- лом, сверить написанный текст с «задачами», сформулированными во введении. Такое заключение не вызовет нареканий, но и не произведёт впечатления на читателей. Любому, кто дочитал Вашу работу до конца, помимо собственно результатов исследования будет интересно узнать, какие мысли возникли у Вас в связи с этой работой (пусть и не относящиеся не- посредственно к теме исследования), с какими сложностями Вы встретились при её написании, что Вы планируете делать с полученными результатами дальше. Возможно, есть что-то особенное, что бы Вы хотели сообщить внимательному читателю. Всё это найдёт своё место в хорошем за- ключении. Не бойтесь выйти за рамки работы и пишите только то, что думаете сами! Другим вариантом заключения может быть своеобразный эпилог Вашей истории. Что случилось с описанными Вами персонажами, явлениями, местами? Возможно, Вас более всего поразил чей- то монолог или отрывок какого-нибудь письма. Вероятно, у исследуемого Вами сюжета есть какой- то необычный поворот, который до поры оставался в тени, – это также может стать хорошим мате- риалом для заключительной части. Вариантов, как эффектно и интересно завершить работу, множество. Главное здесь – не поддаться искушению писать формально. 5.
Как оформить работу

Титульный лист
На титульном листе должна быть отражена информация о теме работы, её авторе (или авторах), научных руководителях и консультантах, а также о школе, в которой авторы работ учатся. Главное правило при оформлении титульного листа – на нём не должно быть лишних слов (напри- мер, «Исследовательская работа на тему»). Постарайтесь также избегать писать СЛОВА БОЛЬШИМИ БУКВАМИ. Это выглядит, как правило, неудачно. Для выделения особенно важных частей заголовков существует капитель – специально разработанное для этого начертание шрифта1. Общую композицию первой страницы Вашей работы придумайте сами. Как правило, она стан - дартна, и нет особого смысла отходить от традиций. Для того, чтобы уяснить, как выглядит титуль- ный лист в профессионально сделанных изданиях, обращайте внимание на его устройство в кни- гах, которые вам попадаются.
Как оформить текст
Работа выглядит аккуратней и производит лучшее впечатление на читателя, если:  основной текст написан одним шрифтом и одним размером. Использование других шриф- тов и начертаний (например, курсива) должно быть обосновано;
 абзацы отделены один от другого, соблюдается красная строка;  текст выровнен по ширине или по левому краю;  в тексте работы правильно использованы тире («–», нужно для разделения двух предложе- ний, обособления определений, обозначения прямой речи и т. п., ставится между цифрами при обозначении промежутка) и дефис («-», ставится между частями сложных слов)2;  в тексте единообразно употребляются кавычки (например, только «ёлочки», а внутри них – только „лапки");  названия глав отличаются размером или, по меньшей мере, форматированием от основного текста;  на всех страницах, кроме титульной и содержания, проставлены их номера.
Что такое аппарат работы
Аккуратно оформленный научный аппарат произведёт хорошее впечатление на читателя. Не- ряшливый – заставит усомниться в качестве работы в целом и даже в том, что автор писал работу самостоятельно. Вот несколько советов, как сделать научный аппарат удобным и прозрачным.  Мы рекомендуем использовать наиболее простой и удобный для просмотра вариант постра- ничных сносок (источник информации или цитаты указывается внизу страницы). Допусти- мо указывать источник цитаты в круглых или квадратных скобках после неё (если, напри- мер, речь идёт о письмах из семейного архива).  После написания работы имеет смысл ещё раз пересмотреть её и составить для себя список использованных типов источников. Для каждого из типов (например, интервью или письма) следует определить, что о нём должно быть известно читателю, придумать форму представ- ления этих сведений. Например, про интервью важно знать, кем оно было взято, когда и у кого, где хранилось (если используются материалы местных архивов). Обязательно следу- ет проверить подписи к картинкам, схемам. Для каждой фотографии должно быть указано, что на ней изображено, в какое время она была сделана. Если возможно, следует указать и авторство фотографии (если фотография сделана автором исследовательской работы – не стоит этого скрывать!). Для иллюстраций, взятых из книг или из интернета, нужно ука- зать, откуда конкретно они взяты.
Ссылки на книги
Правильное оформление использованной литературы – сложное искусство. Ознакомиться с его азами Вы можете по многочисленным справочникам и советуясь с библиотекарями. В нашем кон- курсе мы не требуем строгого и безукоризненного соответствия работы государственным стандар- там по оформлению. Важно, чтобы стороннему читателю было понятно, на какие конкретно книги, статьи и исследовательские материалы Вы ссылаетесь. Для этого нужно быть последовательным и указывать все необходимые данные об источнике цитаты или сведений (имя автора, название произведения, год его издания и страница). Если Вы используете книгу, перепишите её выходные данные (название книги, автор, серия и пр.) точно так, как они указаны в книге (как правило, их печатают с обратной стороны титульного ли- ста). Если Вы ссылаетесь на статью, то укажите имя автора, название статьи, а затем – через две
косых черты («//») – название журнала или сборника, где она опубликована, его выходные данные и страницы, на которых находится статья.
Ссылки на документы из архивов:
Как и у книг, у архивных документов есть по меньшей мере название. Иногда есть и автор. Большинство хранящихся в архиве документов никогда не издавались. Для описания такого доку- мента нужно указать название архива, номер и название фонда, раздел (если описи фонда органи- зованы по разделам), опись, дело и листы (если указанный Вами документ не единственный в деле или Вы ссылаетесь на конкретное его место). Название архива можно писать сокращённо (например, Государственный архив Тверской области называть ГАТО), но в таком случае в конце работы нужно предусмотреть раздел «Сокращения», где бы все использованные в Вашем исследовании аббревиатуры раскрывались. Если Вы ссылае- тесь всё время на один и тот же фонд, то его полное описание можно привести там, где Вы говори- те о нем в первый раз, а затем просто указывать информацию, которая меняется (другой номер дела, другая страница и т. д.). При использовании фондов крупных архивов, важно в тексте работы описать, что за фонд Вы ис- пользуете, как и когда он формировался. Зачастую подспорьем для этого могут стать путеводители по архивам3.
Ссылки на информацию, взятую из интернета
Часто сложности возникают в связи с использованием ресурсов интернета. Чтобы не попасть впро- сак, нужно обращать внимание на несколько важных моментов. Прежде всего, следует понять, что за текст перед Вами. Это может быть подписанная или аноним- ная статья из авторитетной энциклопедии, фрагмент базы данных, отрывок чей-то диссертации (например, с сайтов dissland или dissercat), электронная публикация общедо- ступных произведений (например, с сайтов libили books.google) или просто опубликованная кем-то в интернете работа. Затем нужно оценить степень доверия к тексту, взятому из интернета. Помните, что Вы можете запросто столкнуться со статьями, написанными людьми, вовсе не разбирающимися в вопросе. Так, не следует слепо доверять материалам «Википедии». «Свободная энциклопедия» далеко не всегда пишется компетентными людьми. Хороший способ определить качество статьи – посмот- реть на сноски. Если они ведут на книги, которые кажутся серьёзными, то вероятно, тексту статьи можно доверять. Но каждый факт всё равно следует перепроверять, «пробивая» его на поисковых сайтах. Разумеется, на «Википедию» не нужно ссылаться! После того, как Вы поняли, что за текст перед Вами и убедились, что он и его автор вызывают до- верие, можете использовать его в работе и ссылаться на него. Важный нюанс: при ссылке на интер- нет-статьи нужно не забыть указать дату, когда Вы заходили на указываемую страничку в послед- ний раз. Это делается из-за того, что поменять информацию или страницу в интернете можно лег- ко и не оставляя следов. Указывая дату обращения, Вы тем самым «страхуете» себя от того, что проверяющий не сможет найти нужного текста на странице. Если Вы используете картинки из интернета, нужно указать, с какого сайта они взяты. Это Ваша дань уважения к людям, которые фотографию нашли и отсканировали.
Оформление содержания
Задача содержания – дать понять читателю, что за работа перед ним. Содержание должно отражать внутреннюю структуру Вашего исследования. «План работы» без указания страниц для этого пло- хо подходит. При составлении содержания следует помнить о нескольких вещах:
 Главы исследования должны иметь название. Если Вы хотите их только пронумеровать, не давая заглавия, в содержании следует в квадратных скобках описать, о чём идёт речь в главе  Не должно быть бессмысленных разделов (таких как «Основная часть»).  Приложения к работе должны быть указаны в оглавлении. Если у Вас несколько различных типов приложений к работе, то это тоже нужно отразить:  Сквозная нумерация частей (например, «I. Введение; II. Глава 1. Предварительные замет- ки») не нужна, если не служит какой-то важной для Вас цели.  В русскоязычной традиции напротив названия части обычно пишется страница её начала, а не промежуток страниц, на которых она располагается (например, вариант «Вступление ____ стр. 1–2» – неверный). УДАЧИ!


В раздел образования