Автор: Двоенко Ольга Витальевна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МОБУ гимназия №1 и МОБУ СОШ №5
Населённый пункт: город Мелеуз Республика Башкортостан
Наименование материала: методическая разработка открытого урока по химии в 10 классе
Тема: "Циклоалканы"
Раздел: полное образование
План-конспект открытого урока по теме «Циклоалканы»
Цели урока: изучить циклоалканы как один из классов карбоциклических соединений.
Образовательные:
- продолжить формирование понятия об основных классах углеводородов;
- начать формировать понятие о карбоциклических соединениях;
- изучить строение, номенклатуру и изомерию циклоалканов;
- рассмотреть основные способы получения и применения циклоалканов;
- изучить химические свойства циклоалканов и генетическую связь с другими классами
углеводородов.
Развивающие:
- развивать когнитивную сферу учащихся;
- развивать общеучебные умения и навыки учащихся;
- развивать умения анализировать и делать самостоятельные выводы;
Воспитательные:
- прививать культуру умственного труда и сотрудничества;
- воспитывать дисциплинированность;
- воспитывать коллективизм и чувство ответственности;
- способствовать созданию благоприятного психо-эмоционального климата на уроке.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Методы усвоения: словесные ( рассказ, объяснение, беседа; демонстрационные)
Формы деятельности: фронтальная, индивидуально-обособленная, групповая.
Технология: элементы технологии «Сотрудничества» и «Проблемного обучения»
Оборудование: модели молекул циклоалканов, презентация по теме.
Ход урока
1.
Организационный момент. Вступление.
2.
Повторение темы «Алканы» и постановка познавательной задачи урока.
3.
Изучение новой темы (по ходу объяснений учитель на доске, а учащиеся у себя в
тетрадях делают опорный конспект)
4.
Задания на закрепление изученного материала.
5.
Оценочный этап. Рефлексия.
I. Организационный момент. Вступление.
2. Повторение и обобщение темы «Алканы»
Задание № 1 (на экране) «Вставьте пропущенные слова» (Слайд №1)
Задание № 2. На доске формулы: C
4
H
10
C
3
H
8
C
3
H
6
C
5
H
12
C
4
H
8
CH
4
Какой класс органических веществ мы изучали? (Алканы)
Все ли формулы, прописанные на доске, можно отнести к алканам? Почему? (К алканам
относятся вещества, отвечающие формуле C
n
H
2n+2
)
Что объединяет эти вещества в один класс?
Идет обсуждение в группе, после чего на доске появляется:
Алканы:
Состав: C
n
H
2n+2
Строение:
прямая цепь атомов
одинарные связи между атомами
Sp3 гибридизация атома углерода
угол связи 109
о
28’
Свойства:
реакция разложения
реакция замещения
устойчивость к растворам окислителей.
Задание № 1 (на экране) «Вставьте пропущенные слова» (Слайд №1)
Учитель обращает внимание на формулы C4H8 и C3H6 и обращается к ученикам с
вопросом:
Имеют ли право на существование эти формулы? Обоснуйте ответ, используя для этого
модели атомов.
Учащиеся конструируют модели, появляются
и
формы молекулы.
Такие вещества называются циклоалканами.
3. Изучение нового материала (Презентация. Слайды № 2 – 8)
Строение молекул.
Циклоалканы относятся к карбоциклическим углеводородам.
Карбоциклическими углеводородами называют вещества, молекулы которых содержат
замкнутую цепь атомов углерода (цикл).
Циклоалканы – это циклические углеводороды, не содержащие в молекуле кратных связей
и соответствующие общей формуле
. (sp³- гибридизация).
Изомерия и номенклатура.
Для циклоалканов характерна структурная изомерия, связанная с размером цикла:
- со взаимным расположением заместителей в кольце:
-
Со строением заместителя:
Межклассовая изомерия.
Циклоалканы изомерны алкенам .
Для циклоалканов, содержащих два и более заместителя, возможна пространственная
изомерия.
Получение циклоалканов
1. Гидрирование бензола.
2. Дегалогенирование дигалогенопроизводных .
3. Пиролиз солей дикарбоновых кислот
.
Химические свойства.
Реакции присоединения.
1. Гидрирование (при повышенной температуре):
2. Галогенирование (бромирование).
3. Гидрогалогенирование:
Реакции замещения.
1.Галогенирование (бромирование):
2.Нитрование:
Реакции дегидрирования (реакция разложения)
4. Закрепление изученного материала.
Выводы (Слайд № 9)
Как алканы (предельные) имеют:
одинарные связи между атомами
Sp
3
гибридизацию атома углерода
угол связи 109
0
вступают в реакцию замещения
вступают в реакцию разложения
устойчивы к растворам окислителей
атомы углерода замкнуты в цикл
отклонение от угла связи 109
0
28’
вступают в реакцию присоединения (малые циклы)
C
n
H
2n
– Циклоалканы
одинарные связи между атомами
Sp
3
гибридизацию атома углерода
циклическое строение в пространстве
вступают в реакции присоединения и замещения
разлагаются под действием температуры
устойчивы к растворам окислителей
Тест (Слайд № 10)
1.Укажите, какое из веществ, формулы которых приведены ниже, является изомером н-
гексена:
2.Общая формула гомологического ряда циклоалканов:
3. Сколько различных циклопарафинов соответствует молекулярной формуле
а) 4 б) 2
в) 5 г) 3
4.Уравнение полного сгорания циклобутана:
5. Тип гибридизации циклоалканов:
а) sp³ - б) sp² -
в) sp –
6.Тип ковалентной связи у циклоалканов:
а) σ – связи б) π - связи
в) σ и π связи
7. Типы изомерии у циклоалканов:
а) структурная б) межклассовая
в) геометрическая г) структурная, межклассовая и геометрическая
Ответы на тест. 1-б 2-б 3-в 4-а 5-а 6-а 7-г
5. Оценочный этап. Рефлексия.
Домашнее задание: § . Самостоятельно изучить применение и генетическую связь
циклоалканов с другими классами органических соединений.