Автор: Ляер Людмила Ивановна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБОУ ДО "Великоустюгская ДХШ им. Е.П.Шильниковского"
Населённый пункт: город Великий Устюг, Вологодской области
Наименование материала: статья
Тема: «Пленэр как средство патриотического воспитания школьников»
Раздел: дополнительное образование
Ляер Людмила Ивановна,
преподаватель МБУ ДО «Великоустюгской ДХШ им Е.П. Шильниковского»
«Пленэр как средство патриотического воспитания школьников»
Нет у человека ничего прекраснее
и дороже родины. Человек без родины — нищий человек.
Якуб Колас
На востоке существует поговорка: «Хочешь пожелать человеку
трудностей на его жизненном пути – пожелай ему жить во времена перемен».
Так
сложилось,
что
мы
живем
в
эпоху,
когда
рушатся
старые
устои
и
формируется фундамент нового общества. Основой прочного фундамента,
несомненно, является чувство патриотизма и гражданской ответственности.
Примеры истории показывают, что в переходные периоды самым уязвимым
оказывается
подрастающее
поколение,
так
как
разрушение
устоев
и
традиций
общества
приводит
к
деформации
мышления
и
восприятия
окружающего мира.
Патриоти́
зм - это любовь к отечеству, преданность ему, стремление
действиям служить его интересам. Данное определение многоаспектно по
своему
содержанию
-
это
ощущение
неразрывной
связи
с
окружающим
миром, уважение к культуре своего края, страны и гордость за свой народ,
свою Родину. Любовь к Родине начинается у ребенка с отношения к своей
семье, самым близким людям - матери, отцу, бабушке, дедушке, с берёзки,
посаженной у своего дома. Славный город - Великий Устюг, расположенный
на берегу северной красавицы Сухоны-реки - это наша родина. Город -
ровесник Москвы, славится он белокаменными храмами, тихими улочками,
хранящими очарование старины, северной сказкой, в которой поселился Дед
Мороз.
Великий Устюг - музей под открытым небом всегда был центром
художественных
ремёсел
и
промыслов,
городом
мастеров
и
великих
путешественников. Мы живём в таком месте, где самобытность северного
региона, красота природы, богатое историческое прошлое и настоящее края,
таланты
русского
народа,
его
непревзойдённые
умения
в
прикладном
народном творчестве, имеют важное
значение в развитии, формировании
патриотических,
нравственных
и
эстетических
чувств
подрастающего
поколения. Эффективный результат в работе можно получить тогда, когда
воспитание
будет
основываться
на
конкретном
историческом
материале.
Детям ближе, понятнее и привычнее то, что окружает его с раннего детства,
что он может ежедневно видеть и наблюдать. Постепенно расширяясь эта
любовь к родному краю трансформируется в любовь к своей стране, истории,
прошлому и настоящему.
Педагогический коллектив нашего учреждения реализует
дополнительную предпрофессиональную общеобразовательную программу
в области изобразительного искусства – Живопись. (Утверждена приказами
Министерства культуры Российской Федерации от 12 марта 2012 г. № 156, от
26 марта 2013 года № 279) . Одной из приоритетных направлений данной
программы
является
задача формирования нравственных ценностей.
Становление
каждой
личности,
особенно
творческой,
не
может
осуществляться
без
такого
важного
компонента,
как
изобразительное
искусство. При этом особая роль в образовательном процессе отводится
региональному
компоненту:
«опора
на
красоту
окружающего
мира,
культурные ценности
и историю родного края- верный путь повышения
качества воспитания и обучения».
Есть современное инновационное понятие как пленэр (франц. plein air –
открытый воздух), живопись, создаваемая на природе, под открытым небом.
Каждый год в нашей Великоустюгской детской художественной школе
им. Е.П Шильниковского, в начале лета мы с группой учеников обязательно и
с удовольствием ходим на пленэр. Данное обучение обеспечивает богатые
педагогические возможности и непосредственно развивает у детей интерес к
живописи
и
рисованию,
способствует
проявлению
у
них
творческих
способностей. Работа на природе позволяет живо и более полно передать
пейзажные этюды с натуры,
отразить
изменения погоды и атмосферы,
особенности естественного освещения и световоздушную среду. Детям по
желанию предоставляется возможность рисовать понравившиеся им виды:
исторические здания и архитектурные ансамбли; деревья и кусты в парке,
которые изменяются в разное время года; небольшое озеро, расположенное
недалеко от Детской художественной школы, в котором
плавает утиная
семейка; белоснежные облака, отражающиеся в спокойной глади величавой
Сухоны.
Мы совместно с детьми за несколько дней до пленэра определяем место,
куда они хотели бы пойти, почему выбор пал на тот, или иной объект. Если
среди учеников нет единого мнения, тогда решающее слово остается за
преподавателем. Затем происходит обсуждение, что именно дети хотели бы
рисовать и какое средство изображения для каждого предпочтительнее. Я
предварительно
посещаю
предполагаемое
место
пленэра,
определяю,
где
могут
расположиться
ученики,
какую
музыку
лучше
использовать
для
прослушивания и будет ли выбранное место безопасным, Выход на пленэр -
это довольно длительная пешая прогулка, переходы с одного места на другое
в
поисках
подходящей
натуры
или
интересного
освещения.
Мы
отправляемся на пленэр в летнее время года - когда тепло. Занятия длятся
от 45 минут и более в зависимости от погоды и заинтересованности детей
своим занятием. Придя на место, каждый ученик находит что-то для себя и
своего
наброска
или
этюда,
вместе
смотрим
откуда
натура
смотрится
наиболее
выразительно
и
живописно.
Я
обращаю
внимание
юных
художников на отдельные элементы выбранного для рисования объекта, на
особенности цветовой гаммы (это может быть отдельно стоящее дерево или
группа
деревьев,
цветочные
насаждения,
берег
озера,
здание
или
часть
постройки, или просто старый покосившийся забор и т.д.), внимательно его
рассматриваем,
вспоминаем
подходящие
к
случаю
стихотворные
строки,
историческую
информацию,
которую
ученики
находили
в
процессе
проектной деятельности. Ведь прежде мы изучали его историю, посещали
музеи
и
памятные
места:
«История
в
названии
улиц»,
«Архитектура
–
застывшая
музыка
зданий»,
«Прошлое
и
настоящее
улиц
города»,
«Первопроходцы земли устюгской» и др. Родной город - это дорогой нашему
сердцу край. Выбрав место и средство изображения, дети устраиваются, и …
работа закипела! Каждый
школьник работает абсолютно самостоятельно,
вкладывая в работу своё настроение, мысли и частичку души, т.к после
завершения
будет
устроен
вернисаж.
При
рассматривании
работ
определяем, кому удалось наиболее реалистично передать объекты, отмечаем
наиболее
выразительное
сочетание
цветов
и
оттенков,
композиционное
размещение.
Выход на пленэр, конечно, нельзя назвать простым мероприятием. Это
дело достаточно хлопотливое. Зато наши дети со знанием дела употребляют
художественные термины, со знанием дела
рассматривают репродукции с
картин известных художников. И все потому, что у них есть возможность
действительно
почувствовать
себя
художниками
и
ощутить
родство
с
признанными мастерами.
Результатом деятельности учащихся на пленэре
стало
создание
собственных
творческих
произведений,
которые
они
демонстрируют на выставках и разнообразных мероприятиях города. Работы
юных пейзажистов занимают призовые места в конкурсах за 2018 год на
Всесоюзных конкурсах победителями стали 2 работы, в межрегиональных -
лауреатами только 1 степени -4 учащихся, 7 конкурсных работ-лауреаты 2 и
3 степеней.
К. Паустовский говорил: «Человеку нельзя жить без родины, как нельзя
жить без сердца», нельзя любить то, чего не знаешь. Поэтому наша задача –
показать и научить детей видеть красоту родного города, любить свой край, а,
следовательно, больше узнавать о нём, уметь ценить его историю, углубить
знания
о
родной
природе,
о
месте
и
роли
человека,
живущего
с
ней
в
единстве.