Напоминание

"Использование ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности с целью повышения интереса учащихся к предмету «Математика»


Автор: Андреева Мария Алексеевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "Школа №113 им.И.И.Рыбалко"
Населённый пункт: городского округа город Уфа РБ
Наименование материала: методический материал
Тема: "Использование ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности с целью повышения интереса учащихся к предмету «Математика»
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа №113 имени Героя Советского Союза Рыбалко Ивана Игнатьевича»

городского округа город Уфа Республики Башкортостан

Использование

информационно-коммуникационных технологий

на уроках и во внеурочной деятельности с целью повышения

интереса учащихся к предмету «Математика»

Автор: Андреева Мария Алексеевна,

учитель математики высшей квалификационной категории

МБОУ «Школа № 113 им.И.И.Рыбалко»

городского округа город Уфа

Республики Башкортостан

Уфа – 2019

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. Использование информационно-коммуникационных технологий на

уроках

и

во

внеурочной

деятельности

с

целью

повышения

интереса учащихся к предмету «Математика»

1.1 Цели и задачи использования ИКТ

1.2 Использование ИКТ на этапах процесса обучения

1.3 Виды реализации ИКТ

1.4 Содержание инновационной деятельности

1.5 Формы использования ИКТ

1.6 Описание полученных образовательных результатов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

2

Введение

Информационные коммуникационные технологии прочно вошли во все сферы

нашей

жизни,

современный

человек

не

может

себе

представить

жизнь

без

интеллектуального

помощника

персонального

компьютера,

без

офисных

и

прикладных программ, Интернета. По данным исследований, в памяти человека

остается

25%

услышанного

материала,

33%

увиденного,

50%

увиденного

и

услышанного, 75% материала, если ученик вовлечен в активные действия в процессе

обучения.

Изучение

математики

в

настоящее

время

сопряжено

с

целым

рядом

особенностей, если не сказать трудностей развития школьного образования в нашей

стране.

Как

отмечается

в

ряде

статей,

приходится

говорить

даже

о

кризисе

математического образования. Причины его видятся в следующем:

в изменении приоритетов в обществе и в науке – в настоящее время на фоне

резкого

падения

интереса

к

науке

в

целом

наблюдается

рост

приоритета

гуманитарных наук;

в сокращении количества уроков математики в школе;

в оторванности содержания математического образования от жизни (особенно в

массовых школах);

в малом воздействии на чувства и эмоции учащихся.

Позволю себе привести высказывания ученых разных времен без подробных

комментариев.

Цель

знания

не

запоминание

огромного

фактического

материала

в

мельчайших подробностях, а способность легко и быстро ориентироваться в этой

области. (А.Н. Теренин)

Не так важно, чему учат в школе, а важно как учат… Функции школы не в том,

чтобы

дать

специальный

опыт,

а

в

том,

чтобы

выработать

последовательное

методическое мышление. (М. Планк)

Если учащийся не переживает радости поиска и находок, не ощущает живого

процесса становления идей, то ему редко удается достичь ясного понимания всех

обстоятельств, которые позволили избрать именно этот, а не какой-нибудь другой

путь. (А. Эйнштейн)

Собрав

воедино

основные

положения,

отмеченные

в

этих

удивительно

глубоких и современных по смыслу высказываниях можно выделить самое главное:

Роль

математики

как

учебного

предмета

чрезвычайно

велика

в

плане

формирования

мировоззрения

и

творческого

мышления

учащихся

не

только

в

области естествознания, но и в самом общем смысле;

3

Знания, твердые основы которых формируются при изучении математики в

школе, должны быть максимально приближены к реальной жизни и повседневной

практике:

Изучение математики должно осуществляться так, чтобы учащиеся видели

науку

в

постоянном

историческом

развитии

и,

желая

изучать

ее,

испытывали

удовлетворение и радость от процесса познания.

Эти

противоречия

побудили

меня

к

работе,

направленной

на

повышение

качества

знаний

учащихся,

развития

их

творческих

способностей

посредством

новых информационных технологий.

ИКТ

является

неотъемлемой

частью

сферы

образования.

Данный

факт

предоставляет

возможность

оптимизировать

процесс

обучения,

увеличить

насыщенность образовательного процесса. Новые технологии можно использовать в

любом предмете, на любом этапе урока. Мы исследуем возможности ИКТ на уроках

математики.

Нет готовых рецептов того, как применять компьютерные технологии. Ведь

компьютер

может

представлять:

и

источник

учебной

информации;

и

наглядное

пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа); и тренажер; и

средство диагностики и контроля.

На

сегодняшний

день

складывается

противоречие

между

огромными

возможностями компьютерной техники, в том числе использование мультимедиа

информации и существующей системой обучения, опирающейся на ограниченное

стандартами

содержание

и

традиционную

классно

урочную

систему.

И

если

изменить

стандарты

образования

не

в

компетенции

учителя,

то

вписать

в

традиционную классно – урочную систему компьютерный урок может и должен

каждый учитель.

Совершенно очевидно, что, используя только традиционные методы обучения,

решить

эту

проблему

невозможно.

Необходимо разнообразить

формы и виды

уроков с помощью следующих приемов и средств: вовлечение каждого учащегося в

активный

познавательный

процесс;

обеспечение

положительной

мотивации

обучения с помощью интерактивного диалогового гипертекста; усовершенствование

контроля знаний; рациональной организации учебного процесса.

Увеличение

умственной

нагрузки

на

уроках

математики

заставляет

задуматься над тем, как поддержать интерес к изучаемому материалу у учащихся, их

активность на протяжении всего урока. Вот почему темой нашего педагогического

опыта стала «Использование

информационно-коммуникационных

технологий на

уроках и во внеурочной деятельности с целью повышения интереса учащихся к

предмету «Математика».

4

Цель:

создать

условия

на

уроках

и

во

внеурочной

деятельности

для

использования

ИКТ

с

целью

повышения

интереса

учащихся

на

уроках

«Математика»

и

формирования

у

учеников

приёмов

учебной

деятельности;

добиваться включенности каждого ученика в активную учебную деятельность.

Задачи работы:

-

пройдена

курсовая

подготовка

по

проблеме

использования

ИКТ

на

уроках

математики с целью повышения интереса учащихся к предмету;

-

пройдена

курсовая

подготовка

по

подготовки

использования

интерактивной

системы оценки качества знаний Votum;

- оборудован мультимедийной техникой предметный кабинет;

- изучен опыт учителей России, внедряющих ИКТ на уроках математики с целью

повышения интереса учащихся к предмету;

- сделан отбор необходимых и полезных сайтов по проблеме использования ИКТ

на уроках математики с целью повышения интереса учащихся к предмету;

- систематизирован и подготовлен к активному использованию на уроках материал

электронных учебников: «Семейный наставник 5-6», МАТLAB, «Математика 5–11»,

«УМК Живая Математика»;

-

создан

банк

компьютерных

презентаций

по

различным

темам

предмета

«Математика».

5

Использование информационно-коммуникационных технологий

на уроках и во внеурочной деятельности с целью повышения интереса учащихся

к предмету «Математика»

Цели и задачи использования ИКТ

Цели использования компьютера на уроках математики следующие: развитие

межпредметных связей математики и информатики; формирование компьютерной

грамотности;

развитие

самостоятельной

работы

учащихся

на

уроке;

реализация

индивидуального, личностно-ориентированного подхода.

Мои задачи как учителя математики следующие:

Обеспечить фундаментальную математическую подготовку детей;

Формировать информационную и методическую культуру, творческий стиль

деятельности учащихся;

Подготовить учащихся использовать информационные технологии.

Применение ИКТ на уроках математики дает возможность учителю сократить

время на изучение материала за счет наглядности и быстроты выполнения работы,

проверить знания учащихся в интерактивном режиме, что повышает эффективность

обучения,

помогает

реализовать

весь

потенциал

личности

познавательный,

морально-нравственный,

творческий,

коммуникативный

и

эстетический,

способствует развитию интеллекта, информационной культуры учащихся.

Использование ИКТ в учебном процессе предполагает повышение качества

образования, т. е. решение одной из насущных проблем для современного общества.

Повышения эффективности урока можно добиться двумя способами:

o

за счет возрастания интенсивности учебной деятельности;

o

за счет умелого комбинирования различных методических и технологических

приемов.

Показателями

эффективности

урока

являются:

уровень

учебной

мотивации

учащихся; затраты учебного времени на выполнение заданий; затраты учителя на

подготовку к уроку; качество обучения.

Не

вызывает

сомнения,

что

при

использовании

компьютера

на

уроке

математики

можно

добиться

повышения

первых

двух

показателей,

при

этом

значительно возрастает и третий показатель – затраты учителя на подготовку к

уроку.

Процесс организации обучения школьников с использованием ИКТ позволяет:

сделать

этот

процесс

интересным,

с

одной

стороны,

за

счет

новизны

и

необычности

такой

формы

работы

для

учащихся,

а

с

другой,

сделать

его

увлекательным

и

ярким,

разнообразным

по

форме

за

счет

использования

мультимедийных возможностей современных компьютеров;

6

эффективно решать проблему наглядности обучения, расширить возможности

визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для

учащихся;

индивидуализировать

процесс

обучения

за

счет

наличия

разноуровневых

заданий, за счет погружения и усвоения учебного материала в индивидуальном

темпе, самостоятельно, используя удобные способы восприятия информации,

что вызывает у учащихся положительные эмоции и формирует положительные

учебные мотивы;

раскрепостить

учеников

при

ответе

на

вопросы,

т.к.

компьютер

позволяет

фиксировать результаты (в т.ч. без выставления оценки), корректно реагирует на

ошибки;

самостоятельно

анализировать

и

исправлять

допущенные

ошибки,

корректировать

свою

деятельность

благодаря

наличию

обратной

связи,

в

результате чего совершенствуются навыки самоконтроля;

осуществлять самостоятельную учебно-исследовательскую деятельность (метод

проектов, разработка презентаций), развивая тем самым творческую активность.

Современное информационное общество ставит перед всеми типами учебных

заведений и прежде всего перед школой задачу подготовки выпускников, способных:

гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях,

самостоятельно критически мыслить;

грамотно работать с информацией;

быть

коммуникабельными,

контактными

в

различных

социальных

группах;

самостоятельно

работать

над

развитием

собственной

нравственности,

интеллекта, культурного уровня.

С

целью

интенсификации

обучения,

наряду

с

ранее

использовавшимися

в

обучении

математике

классическими

формами

обучения

в

школе

и

в

самостоятельной работе учеников всё чаще используются программное обеспечение

учебных

дисциплин:

программы-учебники,

программы-тренажёры,

словари,

справочники,

энциклопедии,

видеоуроки,

библиотеки

электронных

наглядных

пособий, тематические компьютерные игры, интерактивные системы голосования.

Возможности

компьютера,

при

использовании

адаптированных

к

нему

дополнительных

технологий:

программных

продуктов,

Интернета,

сетевого

и

демонстрационного оборудования, составляют материальную базу информационно-

коммуникативных технологий.

7

Использование ИКТ на этапах процесса обучения

Информационные технологии в образовании традиционно рассматриваются в

трех аспектах:

- как предмет изучения;

- как средство обучения;

- как инструмент автоматизации учебной деятельности.

На

уроках

математики

компьютер

в

основном

используется

как

средство

обучения

и

как

инструмент

автоматизации

учебной

деятельности.

Его

можно

применять на разных этапах урока: при объяснении нового материала, закреплении,

повторении,

контроле.

При

монотонном

использовании

только

одного

средства

обучения

возникает

торможение

восприятия

материала,

поэтому

необходимо

чередовать разные способы включения ИКТ в урок.

Информационные технологии, которые наиболее часто применяют в учебном

процессе, можно разделить на две группы:

1) сетевые технологии, которые используют локальные сети и глобальную сеть

Internet

(электронный

вариант

методических

рекомендаций,

пособий,

серверы

дистанционного

обучения,

обеспечивающие

интерактивную

связь

с

учащимися

через Internet, в том числе в режиме реального времени);

2)

технологии,

ориентированные

на

локальные

компьютеры

(обучающие

программы,

компьютерные

модели

реальных

процессов,

демонстрационные

программы, электронные задачники, контролирующие программы, дидактические

материалы).

Именно в этом заключается неоспоримое преимущество использования

компьютера в обучении: мы получаем индивидуального объективного наставника

персонально для каждого ученика.

Возможности компьютера могут быть использованы в предметном обучении в

следующих вариантах:

- полная замена деятельности учителя; частичная замена;

- фрагментарное, выборочное использование дополнительного материала;

- использование тренинговых (тренировочных) программ;

- использование диагностических и контролирующих материалов;

- выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий;

- использование компьютера для вычислений, построения графиков;

- использование программ, имитирующих опыты и лабораторные работы;

- использование игровых и занимательных программ;

- использование информационно-справочных программ.

Поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно

8

важную

роль

в

жизни

человека,

то

использование

их

в

изучении

материала

с

использованием ИКТ повышают эффективность обучения:

графика и мультипликация помогают ученикам понимать сложные логические

математические построения;

возможности,

предоставляемые

ученикам,

манипулировать

(исследовать)

различными объектами на экране дисплея, изменять скорость их движения,

размер, цвет и т. д. позволяют детям усваивать учебный материал с наиболее

полным использованием органом чувств и коммуникативных связей головного

мозга.

Компьютер

может

использоваться

на

всех

этапах

процесса

обучения:

при

объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при этом для

ученика он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта

обучения, сотрудничающего коллектива.

Компьютер позволяет усилить мотивацию учения путем активного диалога

ученика с компьютером, разнообразием и красочностью информации (текст + звук +

видео + цвет), путем ориентации учения на успех (позволяет довести решение

любой задачи, опираясь на необходимую помощь), используя игровой фон общения

человека

с

машиной

и,

что

немаловажно,

выдержкой,

спокойствием

и

«дружественностью» машины по отношению к ученику.

Кроме

перечисленного,

имеет

большое

значение

тот

факт,

что

в

процессе

работы ученика и учителя с использованием компьютерных технологий, ученик, во-

первых,

постепенно

входит

в

реальный

мир

взрослых,

производственную

деятельность современного человека.

Во-вторых,

повсеместное

внедрение

в

жизнь

современного

человека

ИКТ

ставит учителя перед дилеммой: либо ты идёшь в ногу со временем, учишь детей

по-современному,

с

использованием

современных

обучающих

технологий,

либо

отстаёшь и уходишь из профессии.

При выборе условий для использования ИКТ мною учитываются:

— наличие соответствующих изучаемой теме программ;

— количество компьютеризированных рабочих мест;

— готовность учеников к работе с использованием компьютера;

— возможностями ученика использовать компьютерные технологии вне класса.

9

Виды реализации ИКТ

Помня слова К.Ф.Гаусса о том, что «математика – наука для глаз, а не для

ушей»,

считаю,

что

математика

это

один

из

тех

предметов,

в

котором

использование

ИКТ

может

активизировать

все

виды

учебной

деятельности:

изучение

нового

материала,

подготовка

и

проверка

домашнего

задания,

самостоятельная работа, проверочные и контрольные работы, внеклассная работа,

творческая работа. На базе использования ИКТ многие методические цели могут

быть реализованы боле эффективно.

Информационная технология, по мнению Г.К.Селевко может быть реализована

в трех вариантах:

как «проникающая» (использование компьютера при изучении отдельных тем,

разделов, для решения отдельных дидактических задач);

как основная (наиболее значимая в используемой педагогической технологии);

как монотехнология (когда все обучение и управление учебным процессом,

включая все виды диагностики, контроля и мониторинга, опираются на применение

компьютера).

Конечно,

идеальный

вариант,

к

которому

стремится

каждый

учитель

монотехнологическое

обучение,

т.е.

самостоятельная

учебная

работа

ребенка

в

интерактивной среде обучения, используя готовые электронные учебные курсы.

Использование

информационных

технологий

необходимо

рассматривать

в

неразрывном единстве всех составляющих образовательного процесса:

создание уроков с использованием ИТ;

творческая проектная работа учащихся;

дистанционное обучение, конкурсы;

библиотека, ресурсы Интернет;

элективные курсы;

социально–психологический мониторинг становления личности учащегося;

творческое взаимодействие с педагогами.

Содержание инновационной деятельности

10

Компьютеризация общества требует нового подхода к преподаванию. Основная

идея обновления образования состоит в том, что образование должно стать более

индивидуализированным,

функциональным,

эффективным.

Сегодня

в

центре

внимания находится обучение в сотрудничестве, исследовательская деятельность,

метод

проектов.

На

первый

план

выходит

приобретение

личностного

и

профессионального опыта в процессе обучения нестандартными средствами. Мы

должны научить детей стремлению самостоятельно добывать новые знания

и

использовать

их.

Современный

учитель

должен

обладать

новыми

качествами,

прежде всего, владеть ИКТ, обладать коммуникационными способностями, быть

креативным. Воспитать в учениках способность к творчеству может только тот, кто

сам обладает таким качеством.

С появлением интерактивных досок мы поняли, что мел, линейка и тряпка нам

теперь стали не нужны. Все проблемы, о которых упоминали в самом начале,

оказались в прошлом.

Интерактивная

доска

позволяет

выстраивать

уроки

совершенно

иначе,

чем

обычно.

Все

чертежи

на

уроках

математики

можно

выполнять

при

помощи

специальных инструментов и графических объектов. Выбрав в меню «прямую

линию», мы «от руки» рисуем системы координат, геометрические фигуры.

Набор рисунков упрощает выполнение чертежей на уроках геометрии.

Обычные чертежные инструменты заменяются электронными. При измерении

углов в 5 классе дети с помощью учителя используют графический объект

«транспортир», свободно подводят его к углу, поворачивают.

На уроках геометрии программа «Живая геометрия» может использоваться в

сочетании с инструментами интерактивной доски.

Роль мультимедийных презентаций

на уроке приобретает совершенно иной

смысл.

Из

видеоряда

для

иллюстрации

к

какому-либо

понятию

или

факту

презентации переходят в разряд конструктивных элементов для организации урока в

интерактивном режиме. На слайдах можно делать любые пометки, устанавливать

соответствия и т.д.

Учитель, работающий в кабинете с интерактивной доской должен владеть ИКТ

на

очень

высоком

уровне.

Работа

с

изображениями,

рисунками,

возможность

переключаться

из

интерактивного

режима

в

обычный,

подготовка

презентаций,

различных документов, организация проверки знаний по-новому – каждая из этих

операций

должна

быть

освоена

учителем

в

совершенстве.

Файлы

нужно

подготовить

заранее,

привязать

к

другим

ресурсам,

только

тогда

урок

будет

динамичным, эффективным с точки зрения его организации.

В прошлом году было проведено анкетирование учащихся 6 и 11 классов,

изучающих математику в кабинете с интерактивной доской.

Результаты анкетирования учащихся 6 класса

11

Вопрос

Варианты ответов

1. Назовите, на Ваш

взгляд, три самых

положительных

момента работы с

интерактивной

доской.

- не нужно стирать с доски, «нажал на кнопочку и все

стерлось»;

- не пачкаются руки и одежда, не дышим меловой пылью;

- можно использовать дополнительные материалы,

электронные инструменты;

- удобно писать, рисовать фигуры без инструментов;

- красиво, цветные, яркие картинки, нет меловых разводов;

2.Назовите, на Ваш

взгляд, три самых

отрицательных

момента работы с

интерактивной

доской.

- может быть зависание компьютера, долго включается;

- непривычно, забываем переключать режимы, иногда доска

не хочет делать то, что надо;

- не всегда удобно писать из-за тени;

- проектор светит в глаза, глаза устают

Результаты анкетирования учащихся 11 класса

плюсы

минусы

Интерактивная доска

легко строить графики, увеличивается

скорость работы при хорошем освоении

возможностей;

много интересных функций,

инструментов, новые технологии,

можно использовать разные заготовки;

отсутствие меловой пыли, не нужно

мыть доску, чистые руки и одежда;

хорошо работать с цветом, красиво,

делает урок необычным, интересным,

весело учиться;

возможно, опыт пригодится в жизни,

сейчас идет развитие технологий

нужно осваивать новые

инструменты;

устают глаза;

сбивается калибровка;

при внезапном отключении

электроэнергии можно все потерять,

техника иногда «глючит»;

неудобно писать, когда на доску

падает тень;

ребята, которые не ладят с

компьютером, теряются;

на доске может писать только один

человек

Меловая доска

привычная, простая в использовании;

надежна, нет шума, не зависит от

электричества;

не устают глаза;

можно писать и не бояться, что случайно

сотрешь нужное, легко стереть рукой, не

надо бегать за функцией «стерка»;

несколько человек могут писать

одновременно

сложно мыть доску, стирать

тряпкой;

весь в мелу после работы на доске,

дышим меловой пылью;

неудобные инструменты, неудобно

рисовать фигуры;

это вчерашний день

Сравнивая ответы шестиклассников и одиннадцатиклассников, можно заметить,

что

младшие

школьники

на

первое

место

ставят

преимущества

внешней

организации

урока,

а

старшие

отмечают

важные

для

изучения

математики

функциональные возможности интерактивной доски.

Два года назад для опробирования в школе появилась интерактивная система

12

голосования

и

опроса Votum. Педагоги отмечают огромное значение применения

интерактивной

системы

в

образовательном

процессе.

Положительных

эффектов

много

от

удобства

составления

теста,

до

решения

«вечной»

проблемы

накопляемости оценок.

Интерактивная система голосования заинтересовала обучающихся, вовлекла их

в процесс обучения. Сейчас уроки не кажутся детям скучными. Мы проводим

тестирование

и

опросы

для

проверки

домашнего

задания,

после

чего

вместе

обсуждаем результаты. Система интерактивного голосования и опроса позволяет

использовать видеоматериалы, картинки, музыку в процессе тестирования. Конечно,

учащиеся стали лучше готовиться к урокам, чтобы показать высокие результаты, это

стало своего рода соревнованием.

Очевидными плюсами этой системы являются:

1) простой и удобный редактор тестов, позволяющий быстро исправить или

добавить вопросы;

2)

простой

интуитивно

понятный

интерфейс

всех

модулей

системы,

не

требующий много времени на изучение;

3)

возможность

создания

вопросов

на

домашнем

компьютере

учителя

и

перенос их в школу;

4)

удобная

форма

отчётов,

позволяющая,

например,

сравнивать

ответы

учеников разных классов на одни и те же вопросы и быстро выявлять пробелы в

знаниях;

5) быстрая регистрация пультов в момент их получения учениками;

6)

возможность

анонимного

анкетирования,

что

важно

при

проведении

различных мероприятий воспитательного характера и для выявления мнения детей

по различным проблемам школьной жизни.

На уроках учителя чаще всего используют тестирование в режиме "Оценка",

который

позволяет

достаточно

просто

и

быстро

выяснить

уровень

усвоения

программного

материала

обучающимися.

При

проверке

знаний

данная

система

позволяет использовать малое количество времени, тем самым остается больше

времени

на

объяснение

нового

материала.

Обучающиеся,

воспитанники

лучше

осознают учебный материал. Между учителями и детьми устанавливается тесная

связь сотрудничества. Работая в духе соревнования у обучающихся повышается

интерес к предмету. Применение интерактивной системы голосования и опроса в

школе повысило интерес к предмету и оживило учебный процесс своей новизной.

Формы использования ИКТ

13

В процессе преподавания математики, информационные технологии могут

использоваться в различных формах. Используемые направления можно представить

в виде следующих основных блоков:

мультимедийные сценарии уроков;

проверка знаний на уроке;

подготовка к ЕГЭ

внеурочная деятельность

Мультимедийные сценарии уроков. Одно из преимуществ использования

ИКТ является резкое увеличение времени самостоятельной работы. Такой процесс

обучения позволяет развивать мышление, активизировать мыслительные процессы.

Работа будет творческой, если в ней проявляется собственный замысел учащихся,

ставятся новые задачи и самостоятельно решаются при помощи вновь добываемых

знаний.

Использование на уроках мультимедиа реализует такие принципы:

Принцип наглядности. Позволяет использовать на любом уроке иллюстративный

материал, аудиоматериал, ресурсы редких иллюстраций. Наглядность материала

повышает его усвоение учениками, т.к. задействованы все каналы восприятия

учащихся - зрительный, механический, слуховой и эмоциональный.

Принцип природосообразности. Использование материалов Интернет вызывает

интерес

учащихся

старших

классов.

Использование

мультимедийных

презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе

урока.

Подача

учебного

материала

в

виде

мультимедийной

презентации

сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.

Принцип

прочности. Использование уроков-презентаций технически позволяет

неоднократно

возвращаться

к

изученному

или

изучаемому

материалу.

Использование

обучающих

программ

позволяет

на

одном

уроке

вызывать

материал предыдущих уроков.

Принцип научности: преобразование этого принципа при мультимедиа обучении

получает более фундаментальную основу.

Принцип

доступности:

данная

технология

интегрируется

с

технологией

дифференцированного обучения и позволяет одновременно на уроке выводить на

монитор

или

экран

разноуровневые

задания,

контрольно-тестовые

задания,

задания повышенной сложности.

Принцип

системности:

использование

уроков-презентаций

позволяет

14

разработать систему уроков по одной теме, а также выводя на экран элементы

предыдущих уроков, объяснять новое.

Принцип последовательности: как и на традиционных уроках, учебный материал

запоминается в большем объеме и более прочно.

Примеры использования уроков-презентаций на уроках математики:

объяснение новой темы, сопровождаемое презентацией (при изучении новой

темы презентацию используют с целью акцентирования внимания учащихся на

значимых моментах излагаемой информации);

работа с устными упражнениями (работа по готовому чертежу способствует

развитию конструктивных способностей, отработке навыков культуры речи,

логике и последовательности рассуждений, учит составлению устных планов

решения

задач

различной

сложности;

особенно

хорошо

это

применять

в

старших классах на уроках геометрии; можно предложить учащимся образцы

оформления решений, записи условия задачи);

использование презентации при повторении пройденного материала (можно

использовать

презентацию

при

закреплении

учебного

материала

для

систематической

проверки

правильности

выполнения

домашнего

задания

всеми

учениками

класса:

так

много

времени

уходит

на

воспроизведение

чертежей

на

доске,

объяснение

тех

фрагментов,

которые

вызвали

затруднения.);

демонстрация условия и решения задачи;

демонстрация геометрических чертежей;

взаимопроверка самостоятельных работ с помощью ответов на слайде;

проведение тестов (обучающие тесты используются с целью тренировки и

отработки знаний и умений учащихся по изучаемой теме; контролирующие

тесты предназначены для проверки знаний учащихся по теме. Тестирование

позволяет организовать самоаттестацию учащихся (проверить свои знания без

участия учителя.) Каждый ученик имеет полную и объективную информацию о

ходе процесса усвоения знаний по теме. Такая форма работы позволяет иметь

оперативную информацию о контроле знаний учащихся, о состоянии процесса

усвоения

знаний

каждым

учеником

по

любой

теме,

видеть

анализ

работ

учащихся с целью ликвидации пробелов знаний у учащихся. При применении

ИКТ, для отработки навыков учащихся по теме и контроле, проведенном с

помощью

данной

технологии

качество

знаний

учащихся

выше,

чем

при

15

традиционных

методах.

Организованная

на

уроке

и

во

внеурочное

время

работа

с

тестами

электронном

виде)

формирует

у

ребят

основные

«информационные» компетенции, а для многих именно они сегодня наиболее

актуальны и будут необходимы ребятам в будущем;

проведение физкультминуток;

проведение рефлексии;

демонстрация портретов известных людей и рассказ об их открытиях;

иллюстрация практического применения теорем в жизни;

создание

учащимися

компьютерных

презентаций

к

урокам

обобщения

и

систематизации знаний и способов деятельности;

внеклассная работа: математические игры и вечера.

Эффективна на уроке лекция с использованием мультимедийного проектора,

когда

компьютер

позволяет

учителю

расширить

возможности

обычной

лекции,

демонстрировать

учащимся

красочные

чертежи

и

проводить

построения

«в

реальном времени», для пояснения использовать звук и анимацию, быстрые ссылки

на

ранее

изученный

материал.

Часто

использую

презентации,

созданные

самостоятельно средствами Microsoft Power Point или удачные, найденные в сети

Интернет,

но

дополнительно

переработанные

под

контингент

учащихся

своей

школы, что позволяет:

продемонстрировать

ученикам

аккуратные,

четкие

образцы

оформления

решений;

продемонстрировать абсолютно абстрактные понятия и объекты;

достичь оптимального темпа работы ученика;

повысить уровень наглядности в ходе обучения;

изучить большее количество материала;

показать ученикам красоту геометрических чертежей;

повысить познавательный интерес;

внести элементы занимательности, оживить учебный процесс;

ввести уровневую дифференциацию обучения;

подтолкнуть учеников использовать домашний ПК для изучения математики;

достичь эффекта быстрой обратной связи.

Такие

уроки

эффективны

своей

эстетической

привлекательностью.

Урок-

презентация обеспечивает получение большего объема информации и заданий за

16

короткий

период.

Всегда

можно

вернуться

к

предыдущему

слайду

(обычная

школьная доска не может вместить тот объем, который можно поставить на слайд).

Электронные учебники.

По функциональному назначению компьютерные программы условно можно

разделить на четыре основных вида:

информационно-иллюстративные (заменяют обычные наглядные пособия и

традиционные аудио-визуальные средства обучения);

развивающие

программы

(ориентированы

на

развитие

памяти,

внимания,

логики, пространственного мышления учащихся);

обучающие программы (предполагают исследовательскую работу учащихся за

компьютером или программы-тренажеры для получения определенных навыков);

контролирующие программы (чаще всего программы тестирования уровня

обученности

учащихся.

Такие

программы

предполагают

индивидуальный

опрос

каждого учащегося).

Например,

диском

«Семейный

наставник.

Средняя

школа.

5-6

класс»

основывается на принципе тестирования. Тесты выполняют как контролирующую,

так и обучающую функцию.

Диск «Математика 5-11 классы. Практикум» можно использовать как для

объяснения нового материала, так и в качестве закрепления пройденного учащимися

при самостоятельной работе с компьютером. Электронное издание представляет

собой комплекс лабораторных работ по геометрии, алгебре, алгоритмике и теории

вероятностей,

предназначенный

для

поддержки

этих

курсов

практическими

заданиями

творческого

характера.

В

комплекс

включены

задания

на

конструирование, моделирование, математический эксперимент, рассчитанные на

все уровни и профили обучения.

Активно пользуюсь информацией из Интернета (при подготовке рефератов,

уроков,

для

проведения

внеклассной

работы).

Большое

количество

цифровых

образовательных

ресурсов

по

изучаемым

темам

взяты

с

Интернет-порталов

Министерства

образования.

Систематизирую

и

формирую

папки

по

темам,

вкладывая в них устный счет, демонстрационный материал, самостоятельные и

контрольные

работы,

тесты,

тренажеры.

Применяю

ЦОРы

при

организации

контроля и самоконтроля. Применение на уроке компьютерных тестов позволяет за

короткое время получить объективную картину уровня усвоения учебного материала

и вовремя ее скорректировать.

17

Рекомендую учащимся сайты, где собран теоретический материал, а также

сайты, где ученики могут самостоятельно проверить уровень своей подготовки,

тесты в режиме on-line.

Интернет — прежде всего важный источник информации. В связи с ростом

объёмов информации необходимо формировать информационную культуру. Под ней

понимается знание источников информации, приёмов и способов рациональной

работы с ними, применение их в практической деятельности. Поэтому вместе с

учителем математики учащиеся используют ресурсы сети Интернет.

Контроль

знаний

на

уроке. В

данном

блоке

реализуется

принцип

доступности,

компьютер

выступает

в

роли

рабочего

инструмента

как

средство

подготовки и хранения заданий и тестов и оценивании знаний учащихся.

Тестирование с использованием компьютера.

1)

Учитель заранее вводит в компьютеры тест и предлагает учащимся выполнить.

Ученик работает самостоятельно. Объём и характер заданий позволяют выявить

знания за 5—10 минут (подобная работа на доске или в тетради – 15-20 минут).

На одно задание есть несколько вариантов ответов. При ошибочном ответе

ученика появляется подсказка: соответствующее правило и примеры. При повторной

ошибке появляется правильный ответ. Последовательность ошибочных действий

ученика сопровождается выведением на экран комментариев. Работа заканчивается

выводом на экран статистической информации о количестве ошибок и выставленной

оценке. В итоге, учитель видит реальные знания, а у учащихся нет претензий к

учителю за выставленную отметку.

2)

Тестирование обучающихся с помощью интерактивной системы оценки качества

знаний Votum.

С

помощью

дистанционных

пультов

ученики

отвечают

на

вопросы

заранее

подготовленного

учителем

теста.

Большим

плюсом

здесь

является то, что в итоговом отчете результата тестирования можно увидеть не

только групповую статистику, но и индивидуальную, а также посмотреть график

правильных ответов участников тестирования.

Одним из наиболее эффективных методов подготовки к ЕГЭ является метод

решения тестовых заданий. Практическое применение тестовых технологий при

подготовке

к

ЕГЭ

показало,

что

учащиеся,

знакомые

с

приемами

работы

над

тестами, по своему уровню подготовки превосходят школьников, готовившихся по

обычным учебникам и задачникам, которые, разумеется, исключать нельзя.

Для

контроля

знаний

на

уроке

помимо

традиционных

КИМов

мною

используются специально составленные мультимедийные презентации, тесты.

18

Подготовка к ЕГЭ. Что я считаю самым важным при подготовке к ЕГЭ?

Первое

-

это

вычислительные

навыки.

Пользоваться

калькулятором

не

рекомендую,

объясняя

его

вред

(исключение

составляют

темы,

где

необходим

калькулятор). Показываю ребятам некоторые способы быстрого умножения чисел

(например на 9,11,99), возведения в квадрат и др.

Второе условие успешной подготовки к ЕГЭ - это обязательное знание правил,

формул. Для этого после изучения теоретических вопросов темы, даю на 7-10 минут

математический диктант, в котором часть вопросов касается теории и вторая часть -

простейшие примеры на ее применение (с самопроверкой).

Третьим

условием

успешной

подготовки

к

ЕГЭ

является

необходимость

внести в программу некоторые коррективы. Так как мы можем до 20% изменять

календарно-тематическое

планирование,

то

за

счет

часов,

выделенных

на

повторение, я увеличиваю количество часов на изучение некоторых очень важных

тем, добавляя задания из КИМов.

Четвертым

условием

подготовки

к

ЕГЭ

является

проведение

элективных

курсов. Поэтому для проведения занятий разработали программы подготовки к ЕГЭ.

Внеурочная

деятельность. Мои ученики принимают участие в школьных

внеклассных мероприятиях (в рамках недели математики), в школьных, районных и

дистанционных

олимпиадах,

в

математических

и интеллектуальных

конкурсах

различного уровня.

ИКТ активно используются мною и учениками при подготовке внеклассных

мероприятий: сканирование текстов, обработка цифровых форматов фотографий,

разработка школьных проектов, подготовка презентаций. Использование ИТ дает

возможность для: повышения мотивации обучения; индивидуальной активности;

формирования

информационной

компетенции;

свободы

т в о рч е с т в а ;

интерактивности обучения.

19

Описание полученных образовательных результатов.

Применяя информационные технологии, мне удалось:

Индивидуализировать учебный процесс, за счет предоставления возможности

учащимся как углубленно изучать предмет, так и отрабатывать элементарные

навыки

и

умения.

В

классах,

как

правило,

20-25

учащихся,

обладающих

неодинаковым развитием, знаниями и умениями, темпом познания и другими

индивидуальными качествами.

Создать условия для развития самостоятельности учащихся. Ученик решает те

или иные задачи самостоятельно (не копируя решения с доски или у товарища),

при этом повышается его интерес к предмету, уверенность в том, что он может

усвоить предмет.

Повысить качество наглядности в учебном процессе (презентации, построение

сечений многогранников, построение сложных графиков т.д.)

Использовать компьютер для освобождения учащихся от рутинных вычислений.

Снизить трудоемкость процесса контроля и консультирования.

Информационные

технологии

повышают

информативность

урока,

эффективность обучения, придают уроку динамизм и выразительность.

Итогом

внедрения

ИКТ

в

образовательный

процесс

является

позитивная

динамика изменения мотивации учащихся. По данным анкетирования психолога

школы за три последних года наблюдается позитивная динамика изменения уровня

мотивации учащихся к предмету.

Мы провели несколько уроков в 5-6 классах с применением ИКТ и увидели

интерес у учащихся к работе на компьютере и повышенный интерес к решению

различных математических задач. Ведь обычно урок математики, как и впрочем,

любой

другой,

часто

сводится

лишь

к

«прохождению»

программы,

причём

преимущественно

с

использованием

объяснительно-иллюстративного

метода.

Поэтому в этих случаях при объяснении нового материала большинство учеников

являются пассивными слушателями. С помощью компьютерных программ можно

осуществлять построение математических моделей многих задач.

Компьютерная

графика

позволяет

детям

незаметно

усваивать

учебный

материал, манипулируя различными объектами на экране дисплея. На любом этапе

урока можно использовать компьютерные презентации, как индивидуально, так и с

помощью интерактивной доски.

«За»

и

«против».

Согласно

опубликованным

в

литературе

данным

максимальная частота и длительность применения средств ТСО в учебном процессе

определяется

возрастом

учащихся,

характером

учебного

предмета

и

необходимостью использования в познавательной деятельности. Продумывая ход,

урок с использованием ИКТ, не забываю о здоровьесбережении учеников.

20

При монотонном использовании одного средства обучения уже к 30-й минуте

возникает торможение восприятия материала. Использование компьютера добавляет

ещё

и

электромагнитное

излучение.

Поэтому

на

уроке

стараюсь

чередовать

напряженный умственный труд и эмоциональную разрядку, разнообразные приемы

и методы, использую упражнения для снятия напряжения и утомления при работе с

компьютером и для улучшения мозгового кровообращения.

Результаты

работы

в

рамках

данного

опыта

были

представлены

на

республиканском семинаре учителей математики 16.12.2010г. по теме «НИКТ на

уроках

математики». Открытый урок в 7 классе по теме «Одночлены» получил

высокую оценку коллег.

На данном этапе опыт активно распространяется. Выступила с докладами на:

1)

заседании ШМО в сентябре 2011г.;

2)

Августовской районной конференции в августе 2010г.;

3)

круглом столе в рамках программы КПК учителей математики в октябре 2011г.

4)

педагогическом совете в январе 2014г.

Портфолио является моей методической копилкой, в дальнейшем я планирую

его

пополнение. На

данный

момент

записалась

в

работу

творческой

группы

«Проектная деятельность» на базе лицея.

Помогли

компьютерные

технологии

и

в

научно-исследовательской

деятельности. Так при подготовке к лицейским научно-практическим конференциям

«Поколение XXI века» (2009, 2010г.) и районной НПК «Мир открытий»(2010г.) мои

ученицы использовали ИКТ при написании реферата и создании презентации к

выступлению.

Результат

выступления:

диплом III степени на лицейской НПК и

диплом I степени на районной НПК.

Заключение

Школьный урок — это социальный заказ общества в системе образования,

21

который

обусловлен

социально-психологическими

потребностями

общества,

уровнем его развития, нравственными и моральными ценностями этого общества. К

сожалению, процесс модернизации в системе образования проходит трудно. Связано

это

с

тем,

что

педагоги

нацеливают

учащихся

только

на

получение

твердых

теоретических знаний, часть которых, на мой взгляд, не получит практического

применения в будущей жизни.

Не секрет, что сложившуюся практику преподавания математики характеризуют

традиционное

изучение

математических

формул,

абстрактность

математических

понятий, которые обычно запоминаются механически.

На мой взгляд, на уроках математики заявленная проблема в какой-то степени

может быть решена путём использования компьютерных технологий. Компьютер

позволяет

усилить

мотивацию

учения.

Усвоение

знаний,

связанных

с

большим

объёмом цифровой и иной конкретной информации, путём активного диалога с

персональным

компьютером

более

эффективно

и

интересно

для

ученика,

чем

штудирование скучных страниц учебника. С помощью обучающих программ ученик

может моделировать реальные процессы, а значит – видеть причины и следствия,

понимать их смысл.

Однако использовать компьютерные технологии необходимо в комплексе с

традиционными методами обучения. Так, например, для устного счёта в 5 классе

удобно использовать фрагменты электронного учебника «Математика 5-11 классы.

Практикум». На каждом конкретном уроке используются определённые фрагменты

данной

программы.

Каждый

ученик

работает

индивидуально

(или

в

группе),

с

помощью проб и ошибок приходит к правильному ответу.

Сегодня существует множество готовых компьютерных программ. Роль учителя

состоит в кропотливом подборе материала к уроку, грамотной расстановке акцентов

и создании своего WEB-ресурса.

Конечно, для того, чтобы использовать ИКТ и учитель и ученик должны быть

знакомы с технологией работы на компьютере. Данный момент нужно учитывать как

при планировании программного материала, так и при повышении квалификации

учителей.

Таким образом, очевидны преимущества использования ИКТ на уроке:

1. Экономия времени. Заранее подготовленные чертежи, схемы, текст позволяют

экономить время урока, за счет чего повышается плотность урока.

2. Строгий алгоритм действий ученика. Ведь не каждый ученик, выучив правила,

может ими пользоваться. Использование алгоритмов, схем-карт, таблиц, то есть

ориентирующих схем, упорядочивает процесс обучения.

22

3. Наглядность и интерактивность. Благодаря этому учащиеся активно работают на

уроке.

Повышается

концентрация

внимания,

улучшается

понимание

и

запоминание материала.

4. Уровневая дифференциация, потому что в условиях компьютерной технологии

ученик имеет право на выбор содержания своего образования, уровня усвоения.

При

этом

деятельность

учителя

должна

обеспечить

возможность

каждому

школьнику овладеть знаниями на обязательном или более высоком уровне (по

выбору

ученика). Школьникам

просто

нравиться

работать

с

интерактивной

доской, учиться становиться интересно и увлекательно.

В

соответствии

с

поставленными

целями,

ИКТ

должны

помочь

ученику

получить более качественные знания, которые необходимы для успешной сдачи

Единого Государственного Экзамена.

Конечно

же,

использование

только

интерактивной

доски

или

только

презентации не решит всех учебных проблем. И учителя совсем не обязаны работать

с

ними

постоянно,

на

каждом

уроке.

Но

использование

ИКТ

делает

урок

увлекательным и динамичным.

Кроме

этого,

в

качестве

ожидаемых

результатов

проекта,

можно

выделить

следующие:

формирование

ключевых

компетенций

учащихся

в

процессе

обучения

и

во

внеурочной деятельности;

повышение мотивации к обучению учащихся;

овладение

компьютерной

грамотности

учащимися,

повышение

уровня

компьютерной грамотности у учителя;

организация самостоятельной и исследовательской деятельности учащихся;

создание собственного банка учебных и методических материалов, готовых к

использованию в учебно-воспитательном процессе.

развитие

пространственного

мышления,

познавательных

способностей

учащихся;

эстетическая привлекательность уроков.

Накопленный

мною

опыт,

частично

отраженный

в

настоящей

работе,

показывает,

что

применение

информационных

технологий

на

уроках

и

во

внеурочной деятельности расширяет возможности творчества как учителя, так и

учеников, повышает интерес к предмету, что, в итоге, ведет к интенсификации

процесса обучения.

Из выше сказанного следует, что знания усваиваются учеником благодаря его

собственной деятельности, организуемой и управляемой так, чтобы ученик имел

перед

собою

реальные

ориентиры,

позволяющие

ему

совершать

все

действия

23

правильно и одновременно контролировать себя.

Повышение качества обучения зависит и от мастерства учителя, причем не

важно, какие технологии он применяет, современные или традиционные, а вот

повышение

мотивации

к

обучению

напрямую

зависит

от

использования

современных технологий, в том числе ИКТ.

Компьютер не панацея от всех проблем в математической подготовке учащихся,

это надо признать, однако с его помощью учитель идет в ногу со временем и со

своими

учениками,

реализуя

задачи,

поставленные

обществом

перед

системой

образования на современном этапе развития.

Итак,

нельзя

отрицать,

что

ИКТ

реальность

современного

урока.

Опыт

использования компьютера на уроках математики показал, что обучающиеся более

активно принимают участие в уроке, меняется отношение к работе даже у самых

проблемных

учеников.

А

от

учителя

требуется

освоение

возможностями

ИКТ,

тщательное продумывание содержания урока и планирование работы учеников на

каждом этапе урока. Время на подготовку учителя к уроку с использованием ИКТ

несомненно увеличивается на первом этапе. Но постепенно накапливается опыт и

методическая база, создаваемая совместно учителя и учениками, что значительно

облегчает подготовку уроков в дальнейшем. Опыт использования ИКТ на уроках

математики

показал,

что

наиболее

эффективно

проходят

уроки

геометрии,

стереометрии, уроки алгебры при изучении функций и графиков, а также занятия,

посвященные материалу, выходящему за рамки школьных учебников. А для этого

возможностей

использования

компьютера

и

проектора

уже

недостаточно

необходимо в кабинете иметь интерактивные доски и достаточное программное

обеспечение электронными ресурсами.

Однако не факт что использование компьютера на уроке даёт возможность

овладеть

математикой

«легко

и

счастливо».

Лёгких

путей

в

науку

нет.

Но

необходимо

использовать

все

возможности

для

того,

чтобы

дети

учились

с

интересом, чтобы большинство подростков испытали и осознали притягательные

стороны

математики,

её

возможности

в

совершенствовании

умственных

способностей, в преодолении трудностей.

Используемая литература

1.

«Большая российская энциклопедия». – 2002.

24

2.

Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь / Б.М. Бим-Бад //

Научное издание

3.

Бобко И.М. – Н.: СИОТ РАО, 1997-с.77-81.

4.

Информационные и дистанционные технологии в образовании: путь в XXI веке.

– М.: 1999.

5.

Информационные

технологии

на

уроках

математики.

Старцева

Надежда

Алексеевна, с.н.с. Института электронных программно-методических средств

обучения РАО.

6.

Молоков

Ю.Г.,

Молокова

А.В.

Актуальные

вопросы

информатизации

образования//Образовательные

технологии:

Сб.

науч.

ст.

Вып.1./Под

ред.

Молокова А.В. О перспективных направлениях в информатизации учебного

процесса

в

средних

общеобразовательных

учебных

заведениях

file://Третий

Сибирский Конгресс по прикладной и индустриальной математике: Тез. докл.,

часть V.-Новосибирск: инст. математики СО РАН, 1998.-с.146-147.

7.

Селевко Г.К. Современные педагогические технологии: Учебное пособие. М.:

Народное образование, 1998. 256 с.

8.Электронные ресурсы.

25



В раздел образования