Авторы: Баринова Нина Васильевна, Белевцева Елена Владимировна
Должность: методисты
Учебное заведение: МБУДО "ГЦРиНТТДиЮ"
Населённый пункт: город Тула
Наименование материала: Статья
Тема: Профилактика негативных явлений в детской и молодежной среде
Раздел: дополнительное образование
Профилактика негативных явлений в детской и молодежной среде
В настоящее время все острее встает задача общественного понимания
необходимости дополнительного образования как открытого вариативного
образования и его миссии наиболее полного обеспечения права человека на
развитие
и
свободный
выбор
различных
видов
деятельности,
в
которых
происходит
личностное
и
профессиональное
самоопределение
детей
и
подростков. В современном обществе дополнительное образование играет
стратегическую
роль.
Концепция
развития
дополнительного
образования
детей
направлена
на
решение
сразу
нескольких
задач.
Дополнительное
образование
в
сравнении
с
другими
видами
формального
образования
предоставляет возможность свободного личностного выбора деятельности,
определяющей
индивидуальное
развитие
человека,
обеспечивает
доступность глобального знания и информации для каждого.
В
дополнительном
образовании
детей
познавательная
активность
личности
выходит
за
рамки
собственно
образовательной
среды
в
сферу
самых
разнообразных
социальных
практик.
Становясь
членами
высоко
мотивированных
детско-взрослых
образовательных
сообществ,
дети
и
подростки
получают
широкий
социальный
опыт
конструктивного
взаимодействия и продуктивной деятельности, что позволяет включать в
образовательный процесс актуальные явления социокультурной реальности,
опыт их проживания и рефлексии.
Оно выполняет функции "социального лифта" для значительной части
детей,
которая
не
получает
необходимого
объема
или
каче ства
образовательных ресурсов в семье и общеобразовательных организациях,
предоставляет
альтернативные
возможности
для
социальных
достижений
различных категорий детей, в том числе и для детей, находящихся в трудной
жизненной ситуации.
Тульская
земля
удивительна,
здесь
хранятся
уникальные
культурные
ценности.
В
тульских
образовательных
организациях
накоплен
опыт
реализации целевых и вариативных программ воспитания, формирования
социальной активности молодых туляков, развития их интересов к участию в
социально-проектной
деятельности,
самоуправлении,
волонтерских
практиках и детском общественном движении.
Однако в детской и подростковой среде порой проявляется ряд
негативных явлений, таких как ценностная дезориентация, дефицит духовно-
нравственных идеалов, обесценивание достижений предыдущих поколений,
низкая
культура
межэтнического
общения,
отчуждение
молодежи
от
производительного труда, рост девиантного поведения. На фоне указанных
тенденций обострились проблемы воспитания в системе образования:
- снижение воспитательной и социализирующей функций образования на
фоне
распространения
отношения
к
образованию
как
«образовательной
услуге»;
-
искажение
воспитательной
деятельности
и
методик
воспитания:
коллективные творческие дела без коллективного планирования и анализа;
-
ученическое
самоуправление
без
передачи
учащимся
сферы
ответственности и ресурсов для ее освоения;
- нечеткость целеполагания, постановка нереалистичных целей воспитания;
- избыточная сосредоточенность на организационных действиях в ущерб
реализации ценностного содержания воспитания и др.;
-
доминирование
мероприятий,
проводимых
взрослыми
для
детей,
над
делами, совместно организованными взрослыми и детьми;
- незрелость детско-взрослых общностей в образовательных организациях.
Для
решения
отмеченных
выше
проблем
требуется
консолидация
усилий
всех
здоровых
сил
общества,
обновление
содержания
и
форм
воспитательной деятельности.
Для системного подхода необходимо рассмотрение всех компонентов
воспитания
(целей,
задач,
содержания,
форм,
методов
и
т.п.),
не
изолированно,
а
в
их
взаимосвязи.
Подход
позволит
преодолеть
фрагментарность
воспитательной
работы,
объединить
и
усилить
педагогический потенциал различных субъектов воспитания, а также поднять
воспитание на новый качественный уровень.
В опро сы
по
совершенст вованию
сист емы
п р о ф и л а к т и к и
правонарушений, терроризма и экстремизма постоянно рассматриваются на
педагогических
советах,
родительских
собраниях,
на
занятиях
детских
объединений Городского центра развития и научно-технического творчества
детей и юношества.
С
этой
целью
осуществляется
выпуск
информационно-методических
материалов,
организуются
массовые
мероприятия для
обучающихся,
родителей
(законных
представителей)
и
педагогов:
конференция по
профилактике
негативных
явлений
в
детской
и
молодежной
среде «Вкус
жизни» (арт-проект «Кругосветка» под девизом «Искусство жить вместе»),
тренинг «Моя профессия – мои возможности», акции «Сообщи, где торгуют
смертью»,
городской интеллектуальный турнир «Стиль жизни - здоровье»,
акции
«Детский
телефон
доверия»,
игровые
программы
«Рады
мы
всем
друзьям, приходите в гости к нам!»
и многие другие. Для эффективного
решения
проблем
профилактики
на
мероприятия
привлекаются
представители отделения по противодействию экстремизму УМВД России по
Тульской области, УФСБ России по Тульской области, отдела профилактики
безнадзорности
и
правонарушений
несовершеннолетних
администрации
города
Тулы,
педагоги-психологи
МБУДО
«Центр
психолого-медико-
социальной помощи».
В
2018-2019
учебном
году
в
учреждении
продолжена
работа
по
профилактике
негативных
явлений.
В
центре
прошел
городской
интеллектуальный марафон «Разноцветный мир», организованный с целью
формирования у подрастающего поколения стойкого неприятия идеологии
терроризма
и
экстремизма;
создания
эффективных
условий
для
формирования
культуры
здорового
и
безопасного
образа
жизни
школьников; привлечения
внимания
к
проблемам
межличностных,
межконфессиональных и межнациональных отношений и другим актуальным
проблемам
в
школьной
среде; формирования
российской
гражданской
идентичности; раскрытия
творческих
и
интеллектуальных
способностей
учащихся, развития нестандартного мышления; использования возможности
привлечения
широкого
круга
потенциально
талантливой
молодежи
к
активной
социальной
и
общественно-полезной
деятельности
на
благо
Отечества.
В марафоне участвовали обучающиеся образовательных организаций,
учреждений дополнительного образования из числа учащихся 8-11 классов, а
также члены детских и молодёжных общественных организаций, лидеры
ученического самоуправления (Городского детского общественного движения
«Юная Тула»,
Тульской городской школьной Думы, члены волонтёрских
отрядов,
местного
отделения
Российского
движения
школьников, клуба
«Интеллект
за
будущее
России»,
Лиги
юных
журналистов
и
детских
творческих коллективов).
Профильное событие прошло на пяти конкурсных площадках:
Видеоролики и мультимедийные презентации «Проблемы негативных
явлений в детской и подростковой среде, которые мы решаем сами».
Эссе по теме «Подросток в современном мире».
Конкурс плаката «Многоцветная планета».
Интеллектуальный
турнир «Разноцветный
мир»
в
форме
игры
«Брейн-ринг» с
правом
выбора
тем
в
каждом
из
8
боёв
по
тематике
профилактики
правонарушений,
террористических
и
экстремистских
проявлений, о культуре здорового и безопасного образа жизни школьников, о
российской гражданской идентичности, а так же проблемах межличностных,
межконфессиональных и межнациональных отношений в школьной среде.
Дебаты
дискуссионного
клуба
«Прошу
слова»
по
теме «Не
могу
молчать!».
В
интеллектуальном
турнире «Разноцветный
мир» в
форме
«Брейн-
ринг»
приняли
участие
13
команд
знатоков
из
11
образовательных
учреждений города Тулы.
В рамках интеллектуального марафона «Разноцветный мир» состоялись
парламентские дебаты. Представители общественных организаций и центров
образования города приняли участие в мастер-классе, который провел член
городского вожатского отряда «Компас». В ходе дебатов команды провели
тренировочную игру по теме: «Эта палата введет единые нормативы для
мужчин
и
женщин
в
профессиональном
спорте».
Остальные
участники
попробовали себя в роли боковых судей.
Лидеры из Городского детского общественного движения «Юная Тула»,
тульского
штаба
Российского
движения
школьников,
Тульской
городской
школьной Думы и Тульской городской школьной избирательной комиссии
ознакомились с технологией проведения дебатов, попробовали себя в роли
спикеров и судей и обсудили проблему равенства полов.
Участие
в
марафоне
позволило
несовершеннолетним
получить
положительный опыт социальной жизни, направленный на самопознание,
самоопределение и самореализацию.
Для достижения дальнейших позитивных результатов по профилактике
правонарушений, защите законных прав и интересов несовершеннолетних
работа
в
учреждении
будет
продолжена
по
принципу
«социального
закаливания», включая обучающихся в ситуации, которые потребуют от них
проявления волевого усилия преодоления негативного воздействия социума.
Белевцева Е.В.,
заведующий отделом инновационной
и методической деятельности МБУДО «ГЦРиНТТДиЮ»;
Баринова Н.В.,
методист МБУДО «ГЦРиНТТДиЮ»