Автор: Дзускаева Залина Ганиметовна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: ГБУДО РДДТ им. Б.Е. Кабалоева "Структурное подразделение "Центр "Заря"
Населённый пункт: г. Владикавказ
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Особенности работы концертмейстера
Раздел: дополнительное образование
Особенности работы концертмейстера
Вершина
исполнительского
мастерства
-
это
синтез
технического
совершенства и музыкально-эмоциональной выразительности музыканта.
При этом развитие техники исполнения не допускает нагромождения и
механического отыгрывания большого количества упражнений. В музыку
необходимо
«вдохнуть»
жизнь.
Научить
слышать,
чувствовать,
понимать
музыку,
передавать
ее
красоту
и
характер.
Работа
соло
и
в
ансамбле
одновременно и слаженно. Весь этот комплекс задач решает концертмейстер
на занятиях с обучающимися.
Основные способы, формы и методы работы. Учебно-тематический
план
концертмейстера
включает
в
себя
теоретический
и практический
образовательный курс.
Для достижения поставленных целей и задач занятия с обучающимися
проводятся в форме:
-
индивидуальная работа;
-
групповая работа.
Специальные
индивидуальные
занятия
планируются
с
учетом
музыкальных способностей и особенностей психологического восприятия
ребенка. Занятия способствуют:
-
индивидуальному
восприятию
и
осознанию
музыкального
произведения;
-
коррекции
и
поэтапному
преодолению
технических
сложностей
музыкального материала;
- повышению уровня исполнительского мастерства.
Групповые
занятия
целесообразно
проводить,
осваивая
следующие
разделы и темы программы:
-
слушание музыки, анализ музыкального произведения;
-
история и теория музыки;
-
освоение музыкальной грамоты;
-
ансамблевая работа.
При
этом
возможно
применение
технических
средств,
наглядного
дидактического материала
Знакомство с музыкальными произведениями, первое впечатление и
ощущение, первый разбор заключает в себе не менее половины всей работы
над произведением, причем для половины очень важной для остального
процесса разучивания и использования в работе.
Осознание
структурных
особенностей
музыкального
языка
и
их
выразительных
возможностей
определяет
правильный
подход
к
образно-
интонационной и жанрово- стилевой природе произведения. Такой способ
соответствует самой сущности художественного мышления и творческого
процесса
и
образует
начальное
звено
объективного
научного
анализа
музыкального произведения.
Развитие технических возможностей.
Исполнительские
приемы:
тремоло,
глиссандо,
вибрато,
флажолет.
Работа
над качеством
звука.
Чтение
с
листа
(уплотнение,
ускорение,
осмысливание нотной партитуры)
Освоение музыкального материала. Репертуар 3-го года обучения.
Способы достижения ансамблевой выразительности. Ауфтакт. Ауфтакт
полный, неполный. Паузы, пустой такт, снятие звука. Работа над звуками.
Динамика. Работа над динамикой и расширением динамического диапазона.
Устойчивая и контрастная динамика. Эмоциональный посыл - качественный
результат работы.
Творчество, рожденное вдохновением.
Вживание-
осмысление-
интерпретация.
Поиск
собственной
интерпретации. Перемена в звучании, нюансировке. Трактовка пьесы.
Эмоциональный
настрой
-
залог
успешного
выступления
(педагог
дополнительного образования- концертмейстер- коллектив ансамбля).
Концертное
выступление-
показатель
технического
мастерства
музыкантов, профессионализма руководителей ансамбля.
Слушание
и
анализ
музыкальных
произведений
расширяет
общий
кругозор обучающихся,
обеспечивает
накопление
музыкально
слуховых
произведения, способствует совершенствованию художественного вкуса.
Для прослушивания и анализа музыкального произведения необходимо
брать произведения из репертуара ансамбля, музыку, доступную понимания
начинающих музыкантов. (П.И. Чайковский, Н.А. Римский- Корсаков, С.С.
Прокофьев и др.)
Во
время
музыкального
анализа
необходимо
избегать
«готовой»
информации, необходимо использовать проблемное обучение, т.е. активную
умственную
и
эмоциональную
деятельность,
направленную
на
самостоятельный поиск знаний.
Среди элементов музыкального языка ритм несет в себе наибольшую
степень узнаваемости
(архитектоническую,
жанровую,
стилистическую).
Хорошо
развитое
ритмическое
чувство
представляет
собой
особо
повышенное
напряженное
ощущение
музыкального
времени,
особую
«собранность сознания, быстроту и точность реализма на импульсы».
Музыка
в
таком
представлении
предстает
в
роли
своеобразной
«загадки»,
разгадку
которой
нужно
отыскать
в
самом
ее
звучании,
организовывая
музыкально-
познавательный
«мозговой
штурм».
Такая
методика
требует
тщательного
подбора
музыкальных
произведений,
для
прослушивания, точной формулировки заданий.
Владение навыком чтения нот с листа является одним из необходимых
условий формирования зрительного музыкального слухового представления.
Без
этого
навыка
невозможно
полноценное
развитие
художественного
и
музыкального мышления, расширение музыкального кругозора.
Появляется
возможность
понимать
яснее
и
быстрее
механизм
реализации выразительных возможностей музыкального языка. На занятиях
принимаются методы: художественно- исполнительские. Применяются
при разучивании и исполнении пьес. С их помощью вырабатываются
навыки
ритмичной
игры,
игры
в
ансамбле,
выразительное
исполнение
музыкального
материала; -
художественно-
образовательные
методы.
Используются во время лекций, бесед, концертов, на групповых
занятиях по изучению музыкальной литературы, нотной грамоты.
методы
самовоспитания
и
самообразования.
Применяются
при
самостоятельном
изучении
книг
по
искусству,
выполнении
домашнего
задания и т.д. Ограничение одним или несколькими методами воспитания
ослабляет
эффект
воздействия,
т.к.
ни
один
из
перечисленных
методов
достаточно полно не раскрывает и не воздействует на обучающихся. Метод
определяет аудиторию, метод «работает» в определенных условиях обучения.
Методика
изучения
основ
теории
музыкального
строения
с
учетом
уровня
музыкально-
теоретической
и
исполнительской
подготовки
обучающихся включает в себя элементы гармонии, анализа музыкальных
произведений.
На
занятиях
необходимо
вводить
элементы
познавательной
деятельности определение
звуков
по
высоте,
запоминание
и
узнавание
небольших мелодий. Это значительно активизирует интерес к занятиям.
Со слабыми, как и с наиболее продвинутыми в освоении музыкального
материала
обучающимися
проводятся
мелкогрупповые
и
индивидуальные
занятия.
Анализируя
музыкальное
произведение
необходимо
рассмотреть
значение каждой лиги, каждого динамического оттенка. Ни один штрих,
акцент не должен быть упущен.
Полезно выучить упражнения, технические карты, играть группой со
счетом
вслух,
для
выработки
навыков
ритмично-слаженной
игры.
Звук
естественный, не формированный. Звук расширять от пл/ до р и от т/ до //.
Важным условием коллективной игры в ансамбле
является
приобретение
музыкального навыка чтения с листа всем ансамблем.
Чтобы суметь сразу воспринять такое большое количество информации
и отреагировать на нее, необходим достаточный запас прочно усвоенных
знаний, умений и навыков. Их накопление - процесс длительный, требующий
систематичности,
последовательности,
умелой
организации
процесса
обучения.
По мере развития у участников ансамбля навыков чтения с листа можно
усложнять пьесы по характеру, темпу, динамике. Практиковать чтение с листа
на каждой репетиции.
От умения правильно и быстро ориентироваться в партитуре зависит
обновления и расширение репертуара, что так важно для коллектива в целом.
Участие
ансамбля
в
различных
массовых
мероприятиях,
поездки
с
концертами,
участие
в
конкурсах
также
способствуют
накоплению
музыкального
и
жизненного
опыта
ребенка,
повышенной
самооценки,
развитие общих и специальных способностей.
Творческая деятельность.
Репертуара
в
ансамбле
народных
инструментов
отвечает
ряду
требований:
-
художественная ценность репертуара, его социальная значимость;
-
жанровое
разнообразие.
Особенности
исполнения
народного
репертуара;
-
пополнение репертуара ансамбля народных инструментов
старинными
народными мелодиями в авторской обработке
Репертуар ансамбля является одновременно и методом, и средством
эстетического
воспитания
обучающегося,
поэтому
он
должен
быть
высокохудожественным, отвечать требованиям идейности и народности.
Умело подобранный музыкальный репертуар знакомит обучающихся с
лучшими
музыкальными
произведениями
прошлого
и
современности,
прививает детям любовь к народной инструментальной музыке.
Освоение
музыкального
материала
от
простого
к
сложному
способствует творческому росту обучающегося.
Залогом
успешной
творческой
деятельности
концертмейстера
являются:
-
благоприятная творческая атмосфера в педагогическом коллективе, на
занятиях с обучающимися;
предоставление
необходимых
условий
для
работы
(светлый,
просторный, теплый, регулярно проветриваемый кабинет, класс с хорошей
акустикой); -наличие в кабинете аппаратуры (бумбокс, телевизор, БУБ) для
прослушивания
и
просмотра
записей
своих
выступлений,
выступлений
известных
исполнителей,
коллективов,
творческих
встреч
с
известными
деятелями культуры .
Воспитание
музыкального
слуха,
эстетического
вкуса
неразделимо связано с качеством звукоизвлечения на инструменте.
Музыкальные инструменты должны быть в рабочем состоянии и хорошо
настроенными. Арсенал музыкальных инструментов:
•
фортепиано;
•
скрипка;
•
балалайка (прима, бас, альт); гармоника
(осетинская); дала -фандыр;
уадындз (свирель); дуадыстон фандыр; къарцгананта (трещотка); доули
(барабан).