Напоминание

Кружок "Моя Хакасия"


Автор: Масюкова Татьяна Павловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Сорская ООШ№2 им. Толстихиной Ю.Н.
Населённый пункт: Республика Хакасия г.Сорск
Наименование материала: Учебная программа
Тема: Кружок "Моя Хакасия"
Дата публикации: 14.03.2019
Раздел: дополнительное образование





Назад




Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Моя Хакасия» составлена на основе

Федерального

государственного

образовательного

стандарта

начального

общего

образования второго поколения;

Авторской программы «Родной

край - Хакасия» А.Н.Балгазиной 2008 г;

Сборник

программ

внеурочной

деятельности:

1-4

классы/

под

ред.

Н.

Ф.

Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2011 г.

Григорьев

Д.

В.,

Степанов

П.

В.

Внеурочная

деятельность

школьников.

Методический конструктор. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010 г.

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального

государственного

образовательного

стандарта

начального

общего

образования.

Она

соответствует

новым

образовательным

стандартам

и

отвечает

образовательным

потребностям родительской общественности и детей городской школы.

Общая характеристика кружка

Общеизвестно, что именно в начальной школе закладываются основы познавательного

интереса

к

изучению

своего

родного

края;

создаются

условия

для

формирования

нравственных чувств, этики поведения, что составляет базу для духовно –нравственных

ценностной и практической ориентации обучающегося.

Ученик на доступном лично для него уровне осознаёт важность и ценность

окружающего его микромира; в привычном окружении открывает новые стороны; учится

грамотно

взаимодействовать

с

микромиром.

Жизнь

родного

края

в

древности,

предыдущие столетия, несомненно, вызывает интерес у детей.

Направленность

программы

предназначена

для

развития

личностных,

коммуникативных, познавательных универсальных учебных действий.

Для этого используются разнообразные методы работы с детьми: личностно-

ориентированные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка.

В курсе

используются различные методы и формы.

Учащиеся ведут наблюдения за

природой,

выполняют

практические

работы,

создают

проекты.

Проводятся

игры,

конкурсы, беседы, викторины, КВН-ы. Эта деятельность дополняется раскрашиванием,

рисованием,

вырезанием,

вышиванием,

конструированием,

лепкой,

просмотром

видеофрагментов. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, на

территории школы (в беседке), в лесу,

в библиотеке, в музее. Программа учитывает

особенности

организации

кружка

учащихся

начальной

школы

с

малым

количеством

обучающихся. Курс «Моя Хакасия» реализует краеведческое направление во внеурочной

деятельности в начальной школе. Эта программа предназначена для

обучающихся 1-4

классов и рассчитан на 33 занятия (1 час в неделю) в 1-2 классах и 34 занятия (1 час в

неделю) в 3- 4 классах, 10 часов теория, что составляет около 30%, 24 часа практической

работы, что составляет около 70 %.

Планируемые результаты изучения курса

В результате освоения программы курса «Хакасия – край мой» формируются

следующие универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС

НОО:

Личностные результаты:

развитие любознательности и формирование интереса к изучению родного края;

развитие интеллектуальных и творческих способностей, дающих возможность

выражать своё отношение к окружающему миру;

воспитание ответственного отношения к природе, культурному наследию Хакасии,

осознание необходимости сохранения родного края;

формирование мотивации дальнейшего изучения хакасской культуры, истории

хакасской народной одежды и жилищного быта.

Метапредметные результаты:

овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности,

что

включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность,

оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня

личных учебных достижений;

освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для

детей младшего школьного возраста;

формулирование с помощью учителя цели

учебного исследования (опыта, наблюдения), составление плана, фиксирование

результатов, формулировка выводов по результатам исследования;

формирование приёмов работы с информацией,

что включает в себя умения поиска и

отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание

информации, представленной в различной знаковой форме – в виде таблиц, диаграмм,

графиков, рисунков и др.;

развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной

коммуникации.

Предметные результаты:

ценностно-ориентационная сфера – сформированность представлений об экологии

как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий

между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта

человечества;

познавательная сфера – наличие углубленных представлений о взаимосвязи мира

живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной

среды под воздействием человека; применение полученных знаний и умений для

решения практических задач в повседневной жизни.

трудовая сфера – владение навыками ухода за растениями комнатными и на

пришкольном участке, за домашними питомцами;

эстетическая сфера – умение приводить примеры, дополняющие научные данные

образами из литературы и искусства;

сфера физической культуры – знание элементарных представлений о зависимости

здоровья человека, его эмоционального и физического состояний от факторов

окружающей среды.

Предполагаемый результат:

В процессе реализации программы учащиеся 1-4 классы будут знать свой родной край

как среду обитания, традиции хакасской культуры: приём гостей, почитание старших,

основы

культуры

общения,

историю

хакасской

национальной

одежды,

животных

и

растении Хакасии.

Ожидаемые результаты

В результате обучения по данной программе:

Познакомятся со своим родным краем (животные, растения)

Познакомятся с традициями хакасской культуры: приём гостей, почитание

старших, основы культуры общения; историю жилищного быта, хакасской

национальной одежды.

Научатся выполнять основные швы хакасской национальной вышивки

(тамбурный шов), делать эскизы хакасского узора для вышивания браслета,

рукавицы, вышивать из бисера.

Научатся вести наблюдения в природе под руководством учителя.

Улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в

коллективе.

Для обучающихся 1 класса возможно достижение результатов первого уровня –

приобретение

школьником

социальных

знаний,

понимания

социальной

реальности

и

повседневной жизни. Элементарные социальные знания обучающийся получает уже тогда,

когда расширяет представление о себе как о жителе того или иного края, постигает этику

поведения в музее, правила поведения в лесу, в горах, на реке.

Содержание программы:

1-2 класса

1. Вводное занятие (1 ч.)

Знакомство со школой. Правила поведения в школе.

2. Виртуальная экскурсия. Знакомство с юртой. (9ч.)

История жилищного быта. Приём гостей. Строение юрты. Мужская и женская сторона

юрты.

3. Хакасские народные сказки (2 ч.)

Чтение сказок, конкурс рисунков.

4. Хакасское прикладное искусство (8 ч.)

Беседа «Хакасская национальная одежда». История развития хакасской парадной одежды.

Знакомство с нагрудным украшением пого. Национальное украшение. Пого.

5. Времена года (2ч.)

Прослушивание стихотворений хакасских поэтов о зимней природе родного края.

Рисование на тему «Зима». Наблюдение за зимующими птицами.

Наблюдение за изменениями в природе. (Экскурсия в лес).

6.Национальные игры (2 ч.)

Знакомство с хакасскими играми. Привитие интереса к национальным играм, развитие у

детей внимания, быстроты движения.

7.История моей семьи (2 ч.)

Семейные традиции, обычаи. Фотографии членов семьи. Знакомство с профессиями.

Создание генеалогического родового дерева.

8. Природа Хакасии (4 ч.)

Названия деревьев, растений, грибов, зверей и птиц. Охрана природы (квн, конкурс,

выставка рисунков и т. д.).

9. Национальные блюда (1 ч.)

Особенности национальных блюд. Молочные блюда.

10. Музеи и театры (2 ч.)

Экскурсия в школьный музей. Экскурсия в музей д. Казановка. Экскурсия в театр

« Сказка».

Правила

посещения

театра,

музея.

Формировать

понимание

школьником

общих

закономерностей исторического развития в определённый период, знания исторических

фактов; умения делать определённые исторические выводы и т. д.

11. Итоговое занятие.(1 ч.)

Что мы узнали и чему научились. Викторина.

Учебно – тематический план

Тема

Всего

Теория

Практика

Дата

План

Факт

1

Школа

1

1

-

2

Виртуальная

экскурсия.

Знакомство с юртой.

1

-

1

3

Техническое

моделирование. Юрта.

2

1

2

4

Быт хакасов. Жильё.

2

1

1

5

Э кс ку р с и я .

С т р о е н и е

юрты.

1

-

1

6

М у ж с к а я

и

ж е н с к а я

сторона юрты.

2

1

1

7

Хакасские народные сказки

2

1

1

8

Хакасское

прикл адно е

искусство

8

1

7

9

Времена года

2

-

2

10

Национальные игры

2

-

2

11

История моей семьи

2

-

2

12

Природа Хакасии

4

2

2

13

Национальные блюда

1

-

1

14

Музеи и театры

2

-

2

15

Итоговое занятие

1

-

1

Итого

33

8

26

Содержание программы:

3-4 класс

1. Республика Хакасия. Образование Республики Хакасия.(2 ч.)

Этапы исторического развития Хакасии.

2. Административное деление. Национальный состав. (2ч.)

Административное деление своей местности.

3. Исторические достопримечательности Республики Хакасия.(3 ч.)

Каменные

бабы,

курганы,

чаатас,

древние

оросительные

каналы,

древние

крепости,

письмена далеких предков, памятные скалы, надписи на предметах.

4. Государственные праздники. (1ч.)

День республики.

5. Особенности труда людей родного края.. (2ч.)

Профессии людей, связанные с социально-экономическими условиями родного края и с

особенностями своей местности.

6. Природа Хакассии: горы и равнины, леса и степи, озера и водоемы. (2 ч.)

Горы и равнины, леса и степи, озера и водоемы в условиях своей местности.

7. Погода в Хакасии. Географические легенды. Топонимика. (2 ч.)

Погода в Хакасии по временам года.

8. Взаимовлияние человека и природы. (2 ч.)

Объекты культурного взаимовлияния человека с природой в условиях своей местности.

9.Поэтический образ природы в творчестве поэтов, художников, композиторов Хакасии.

(2ч.)

Произведения

устного

народного

творчества,

поэтов

и

писателей,

художников

и

композиторов.

10. Заповедные места земли хакасской.(1ч.)

Один из ближайших к местности объектов заповедника.

11.Культура Хакасии.. (1 ч.)

Культурно

-

досуговые

учреждения,

библиотеки,

сеть

учреждений

дополнительного

образования детей, профессиональное искусство, музейная сеть своей местности.

12. Древние образы в народном искусстве. (1ч)

Древний образ Умай – хранительницы детей.

13.Декоративно-прикладное творчеств.(2ч)

Антропоморфные изображения. Мир животных.

14.Изобразительное искусство. (1ч)

Аппликация элементов декоративно-прикладного творчества (абдыра).

15.Музыкальное искусство. (2ч)

Исполнители (по выбору).

16.Поэты и писатели Хакасии. (1ч)

В.Г. Майнашев, М.Р. Баинов, И.М. Костяков.

17.Художники, композиторы, исполнители. (2ч)

А.Л. Ултургашев, Г.Г. Танбаев, Л.А. Арыштаева.

1 8 . И с т о р и я

р о д н о г о

к р а я

в

н а р о д н ом

и с к у с с т в е ,

в

п а м я т н и к а х

и

достопримечательностях республики.(2ч)

Люди, улицы, село или город своей местности.

19.Музеи и театры.(3ч)

Ведущие творческие коллективы

Учебно – тематический план

Тема

Всего

Теория

Практика

Дата

План

Факт

1

Республика Хакасия.

Образование Республики

Хакасия.

2

1

1

2

Административное

деление. Национальный

состав.

2

1

1

3

Исторические

достопримечательности

Республики Хакасия.

3

1

2

4

Государственные

праздники.

1

-

1

5

Особенности труда людей

родного края.

2

1

1

6

Природа Хакасии: горы и

равнины, леса и степи,

озера и водоемы.

2

1

1

7

Погода в Хакасии.

Географические легенды.

Топонимика.

2

1

1

8

Взаимовлияние человека и

природы.

2

1

1

9

Поэтический образ

природы в творчестве

поэтов, художников,

композиторов Хакасии.

2

-

2

10

Заповедные места земли

хакасской.

1

-

1

11

Культура Хакасии.

1

-

1

12

Древние образы в народном

искусстве

1

-

1

13

Декоративно-прикладное

творчество.

2

-

2

14

Изобразительное

искусство.

1

-

1

15

Музыкальное искусство.

2

-

2

16

Поэты и писатели Хакасии.

1

1

-

17

Художники, композиторы,

исполнители.

2

1

1

18

История родного края в

народном искусстве, в

памятниках и

достопримечательностях

республики

2

-

2

19

Музеи и театры.

3

-

3

Всего

34

9

25



В раздел образования