Автор: Лоенко Лилия Юрьевна
Должность: Инструктор фк
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад общеразвивающего вида 11
Населённый пункт: город Майкоп республика Адыгея
Наименование материала: Статья
Тема: Фитбол –гимнастика инновационная технология
Раздел: дошкольное образование
Фитбол-гимнастика как
инновационная технология
инструктор по физической культуре
Лоенко Лилия Юрьевна
2018г.
В эпоху планшетов и интеллектуального развития особо остро стоит вопрос
сохранения и укрепления здоровья детей. А ведь именно в дошкольном периоде
закладываются основы здоровья, правильного физического развития, происходит
становление двигательных способностей, формируется интерес к физической
культуре и спорту, а также воспитываются личностные качества и творческие
способности детей. В своей работе, посредством кружковой деятельности помимо
традиционных методик физического развития, я использую подходы: такие как,
фитбол-гимнастика – гимнастические занятия на фитбол-мячах.
Популярен мяч благодаря своему оздоровительному эффекту. Ряд
отечественных авторов, изучающих влияние фитбол-гимнастики на организм,
пришли к выводу, что она развивает вестибулярный аппарат, улучшает
координацию, стабилизирует равновесие, а также активизирует обмен веществ.
Воздействуя на позвоночник, суставы и межпозвонковые диски, мяч оказывает свое
профилактически-лечебное свойство.
Упражнения с фитболами позволяют:
учиться правильно сидеть на фитболах;
учиться покачиваться и подпрыгивать на фитболах;
научиться выполнять упражнения в разных исходных положениях;
укреплять различные группы мышц;
формировать и закреплять навык правильной осанки;
тренировать способность удерживать равновесие;
учиться выполнять упражнение в паре со сверстниками,
танцевальные движения;
побуждать детей к проявлению самостоятельности, творчества,
активности.
Музыка является одним из средств физического воспитания. Веселее и
ритмичнее выполнять упражнения на фитбол – мячах помогает музыкальное
сопровождение. Она положительно воздействует на эмоции детей, создает у
них хорошее настроение, помогает активировать умственную деятельность,
музыкальное сопровождение способствует увеличению моторной плотности
занятия, его организации, привлекает внимание к жестам, осанке, позе,
мимике. Вот здесь и необходима помощь музыкального руководителя,
который помогает подобрать музыку для элементов на фитбол – мячах.
Заниматься фитбол - гимнастикой можно даже с детьми до года, а вообще
полезно иметь такой мяч дома и не бояться проводить занятия самостоятельно,
ведь специального медицинского образования для этого не требуется.
Однако есть свод «золотых правил», которые надо знать:
угол, сформированный туловищем и ногами в положении сидя, должен
быть больший, чем 90°;
на занятиях необходимо использовать устойчивые, правильно надутые
мячи;
необходимо регулярно проверять осанку, особенно «S-образную» форму
спины и правильность посадки;
ноги занимающего должны всегда находиться в контакте с полом, тело
(рука или ягодицы) должно постоянно поддерживаться мячом;
необходимо постоянно контролировать физическое усилие и, главное,
наслаждаться занятием;
избегайте использовать мяч, размер которого слишком мал для ребенка -
это может стать причиной неправильной осанки и даже вызвать боль;
недостаточно надутый мяч приводит к неправильной посадке «в
подвешенном состоянии»;
необходимо избегать внезапных, неуправляемых движений мышцами
«Обе ноги постоянно и одновременно должны касаться пола на
протяжении всей тренировки с мячом»;
при работе с мячом качество должно преобладать над количеством.
Также не стоит забывать и элементарных вещей, как то: в помещении, где
проводятся занятия, не должно быть острых предметов, одежда и обувь
(заниматься можно и босиком) должны быть такими, чтобы не сковывать движения
ребенка, помещение должно быть хорошо проветрено.
Как проводить занятия?
Дети –очень активные, неусидчивые и даже яркие фитбол - мячи не всегда
могут повлиять на их желание все бросить и начать заниматься. Желательно для
начала рассказать детям о фитбол - мяче, можно в игровой форме познакомиться с
ним. Затем необходимо научить правильной посадке на мяч и приемам страховки.
Также неплохо будет разучить основные исходные движения с мячом (броски,
ловля, удары об пол, упражнения в парах с перекатыванием и перебрасыванием
мяча). Время проведения одного занятия с детьми 5-6 лет – 30-35 минут, с детьми
помладше хватит 15-20 минут.
Как и в любом виде физической активности, в фитбол-гимнастике есть три
основных части:
вводная часть или разминка, в задачи которой входит развитие всех видов
внимания, восприятия и памяти, ориентировки в пространстве на материале
основных движений;
основная часть – собственно сами упражнения на мяче;
заключительная часть – подвижная игра и релаксация.
Чтобы ребенок полюбил занятия, и они шли ему во благо, они должны быть
интересные, эмоционально и музыкально насыщенные. Добиться этого
несложно: музыку подбираем ритмичную, цвета мячей – яркие.
Кстати, различные цвета по-разному воздействуют на психическое состояние и
физиологические функции человека.
Теплый цвет (красный и оранжевый) – повышают активность отдела
вегетативной нервной системы, стимулируют, тонизируют иммунитет, укрепляют
память, зрение, придают бодрость, улучшают цвет кожи.
Холодный цвет (синий, голубой и фиолетовый) – нормализуют сердечную
деятельность, ухудшают скоростно-силовые качества.
Желтый и зеленый цвет – нормализуют сердечную деятельность и ЦНС,
стабилизируют артериальное давление, расслабляют, снимают напряжение,
помогают при заболеваниях позвоночника, обмена веществ.
Более того, существует такое замечательное явление, описанное в пособии
«Двигательный игротренинг для дошкольников», как фитбол - сказки.
Сказкотерапия – самый древний психологический и педагогический прием.
Многие считают, что она адресована только детям, однако охватываемый ее
возрастной диапазон не имеет границ. Именно обращение к сказке позволяет
вспомнить о простых истинах, заново открыть их, создать духовный ресурс
противостояния злу. Фитбол-сказки могут быть самостоятельным занятием,
использоваться в качестве «бодрящей гимнастики» после дневного сна, в
свободной деятельности в группе дети могут повторять и воспроизводить сказку. В
каждой сказке есть схемы упражнений (так называемые мнемотаблицы), показывая
которые детям можно рассказывать сказку с одновременным выполнением
упражнений. Двигательная сказкотерапия представлена различными простыми в
исполнении сюжетами. Сами сказки адаптированы под разные возрастные группы
и возможности детей.
Уважаемые коллеги!
В ваших руках сделать ребенка крепким, физически и эмоционально
развитым! Фитбол – гимнастика, как показывает опыт, применения её в моей
практике, один из наиболее приятных способов для достижения этой цели.
Сегодня Вашему вниманию я представляю, танец воспитанников на фитбол –
мячах.