Напоминание

"Использование интерактивных технологий в ДОУ".


Авторы: Мизюра Анна Борисовна, Бирюкова Марина Сергеевна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МБДОУ комбинированного вида детский сад № 7 "Сказка"
Населённый пункт: Краснодарский край, Мостовский район, пгт. Мостовской
Наименование материала: статья
Тема: "Использование интерактивных технологий в ДОУ".
Раздел: дошкольное образование





Назад




ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ

«АДЫГЕЙСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИМ. ХУСЕЙНА АНДРУХАЕВА»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

«ДЕТСКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО»

Специальность 44.02.01. «Дошкольное образование».

Выполнила:

студентка 3 курса

заочной формы обучения

Бирюкова Марина Сергеевна.

Проверила:

Шангиреева Татьяна Николаевна.

Майкоп 2018г.

Введение

Дошкольное

детство

-

яркая,

неповторимая

страница

в

жизни

каждого

человека.

Это

время

первоначального

развития

личности,

формирования

основ

самосознания и индивидуальности ребенка. Именно в этот период начинается процесс

социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром

людей,

природы,

предметным

миром.

Происходит

приобщение

к

культуре,

к

общечеловеческим ценностям.

Отечественные психологи и педагоги рассматривают творчество как

самоценность ребёнка и его личностное качество, как деятельность естественную и

необходимую для развития способностей каждого дошкольника (Б.В. Асафьев, Л.А.

Венгер, Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Д.Б. Кабалевский, Н.Н.

Поддьяков, Б.М. Теплов и др.)

Наиболее эффективное и действенное средство воспитания и развития детей –

это музыка. Один из ярких эмоциональных видов искусства. Она обладает большой

силой

эмоционального

воздействия,

воспитывает

чувства

человека,

формирует

вкусы.

Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее

развитие: формируется эмоциональная сфера,

совершенствуется

мышление,

воспитывается чуткость к красоте в искусстве и жизни. Только развивая эмоции,

интересы, вкусы ребенка, можно приобщить е г о

к

музыкальной

культуре,

заложить ее основы.

Дошкольный возраст

чрезвычайно важен для дальнейшего овладения

музыкальной

культурой. Е с л и в

процессе музыкальной деятельности

будет

сформировано музыкально-эстетическое сознание, э то не пройдет бесследно для

последующего развития человека, его общего духовного становления.

Общая характеристика детского музыкального творчества

Музыкальное воспитание, музыкальная деятельность — одна из центральных

составляющих эстетического воспитания — играет особую роль во всестороннем

развитии дошкольника, которая определяется спецификой музыки как вида искусства,

с одной стороны, и спецификой детского возраста — с другой [3].

Музыка

развивает

ребенка

умственно,

оказывает

влияние

на

процесс

физического

совершенствования

ребенка,

отражает

многие

жизненные

процессы,

которые обогащают представления детей об обществе, о природе, о быте и традициях

[1].

Детское музыкальное творчество - важный фактор в развитии личности

ребёнка. Оно может проявляться во всех видах музыкальной деятельности: пении,

танцах, игре на детских музыкальных инструментах. Дети обычно импровизируют

спонтанно, в различных играх. Они поют куклам колыбельную, напевают марш для

солдатиков, охотно сочиняют песни, придумывают мелодии на заданный текст. Также

дошкольники способны сочинить простейшие ритмические и мелодические мотивы,

различные

по

характеру

(маршевые,

плясовые,

спокойные),

импровизировать

на

заданную тему на детских музыкальных инструментах [6].

Детское музыкальное творчество можно разделить на исполнительское и

«композиционное».

Такое

разделение

использует

Е.

Горшкова,

основываясь

на

позиции, принятой в искусствоведении Б.В. Асафьевым. Детским исполнительным

творчеством

она

считает

выразительность,

индивидуальную

манеру

исполнения

музыкально-пластических,

танцевальных

образов.

Детское

«композиционное»

творчество в танце – это создание новых музыкально-пластических, танцевальных

образов,

которые

являются

более

или

менее

завершёнными

танцевальными

композициями [4].

Детское творчество имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать,

развивая

творческие

способности

детей.

Оно

обычно

не

имеет

большой

художественной ценности для окружающих людей по качеству, по масштабности

охвата

событий,

по

решению

проблем,

а

является

важным

для

самого

ребёнка.

Творчество

детей

значимо

в

мире

детской

игры.

Психологические

особенности

детского

возраста

определяют

непосредственность

творчества

детей,

его

эмоциональность, правдивость и содержательность, смелость. Сочиняя, придумывая,

изображая, ребёнок берётся за любые темы [5].

Н.А.Ветлугина определяет детское творчество как «первоначальную ступень в

развитии творческой деятельности». Она указывает на то, что ребёнок в творческой

деятельности

выявляет

своё

понимание

окружающего

и

отношение

к

нему.

Он

открывает новое для себя, а для окружающих его людей – новое о себе. Через продукт

детского творчества есть возможность раскрыть внутренний мир ребёнка[2].

По

мнению

Гогоберидзе

А.Г. особенности

детского

творчества

заключаются

в

следующем:

во-первых, в относительной новизне продукта творчества. Сочиняя, ребенок в

первую очередь открывает новое для себя. Это так называемая относительная

или субъективная новизна детского творчества;

во-вторых,

в

рассмотрении

результатов

сочинительства

как

результатов

выражения

внутреннего

мира

ребенка,

его

способностей,

склонностей,

ценностей. Это открытие себя окружающему миру и в какой-то степени самому

себе [4].

Именно эти характеристики отличают творчество детей от творчества взрослых, и

именно поэтому творчество детей определяется как «детское».

Н.А.Ветлугиной б ы л о установлено, что

необходимое условие

возникновения детского творчества – накопление впечатлений о т восприятия

искусства, которое

является

образцом для творчества, его источником. Другое

условие детского музыкального творчества – накопление опыта исполнительства. В

импровизациях ребенок эмоционально,

непосредственно

применяет

все

то,

что

усвоил в процессе обучения. В свою очередь обучение обогащается творческими

проявлениями детей, приобретает развивающий характер [8].

Детское музыкальное творчество, как и детское исполнительство, обычно не

имеет

художественной

ценности

для

окружающих

людей.

Оно

важно

для самого

ребенка.

Критериями е г о успешности является н е художественная ценность

музыкального образа, созданного

ребенком,

а

наличие

эмоционального

содержания,

выразительности

самого

образа

и

его воплощения, вариативности,

оригинальности [9].

Что бы ребенок мог сочинить и спеть мелодию, у него необходимо развить

основные

музыкальные

способности. Кроме того, д л я проявления творчества

требуется воображение, фантазия, свободное ориентировка в

непривычных

ситуациях (Ветлугина).

Детское музыкальное творчество

по

своей

природе синтетическая

деятельность. Оно может проявляться во всех видах музыкальной деятельности: в

пении, ритмике, игре на детских музыкальных инструментах [7].

Таким образом, творчество детей разделяется на изобразительное, словесное,

театрально-игровое и музыкальное. Оно имеет свои особенности, которые отличают

детское творчество от творчества взрослых [11].

Песенное творчество детей дошкольного возраста

Голос ребенка - естественный инструмент, которым он обладает с ранних лет.

Вот

почему

пение

присутствует

в

жизни

ребенка,

заполняет

его

досуг,

помогает

организовывать творческие сюжетные игры [13].

Детское песенное творчество – характерный вид самостоятельной музыкальной

деятельности детей дошкольного возраста. Продукт песенного творчества ребенка

включает несколько небольших интонационных оборотов, мотивов и складывающуюся

из

них

простейшую

мелодию.

Как

всякое

художественное

детское

творчество,

песенное творчество требует совместных действий, сотворчества взрослого и детей,

особенно на первых этапах. Ребенок вначале включается в выполнение отдельных

частей заданий, участвует в сочинении отдельных частей создаваемой песни. По мере

усвоения творческого опыта он выполняет уже необходимое для создания целостной и

завершенной композиции, хотя и в самой простой форме [10].

Источник детского творчества – окружающая жизнь и музыкальное искусство,

отражающее

ее.

Особенное

внимание

в

развитии

песенного

творчества

следует

обращать на использование песен-образцов. Они служат своеобразными побудителями

для решения детьми творческих задач и подсказками для их решения. Музыкальные

темы песен-образцов должны быть точными, ясными и яркими, текст – кратким,

запоминающимся.

Ритм

песни

должен

способствовать

созданию

ребенком

ритма

собственной мелодии [12].

Стремление к песенному творчеству проявляется у детей рано. Начиная с

младшей,

средней

групп

выявляем

эти

склонности

и

содействуем

их

успешному

развитию.

В

старшей

и

подготовительной

группах

продолжается

работа

над

закреплением навыков, полученных детьми в младшем дошкольном возрасте, но на

более

качественном

уровне.

В

старшем

дошкольном

возрасте

дети

знакомятся

с

некоторыми первоначальными звуковысотными и ритмическими понятиями, которые

складываются

в

ходе

постоянных

упражнений,

развивающих

мелодический

слух,

определяют

движение

мелодии

вверх-вниз,

сравнивают

звуки

различной

высоты,

длительности,

поют

интервалы,

попевки.

Слух

ребенка

все

время

контролирует

правильность звучания [15].

Главная цель – расширить музыкальный опыт детей, сформировать навык

самостоятельных импровизаций, а также помочь детям преодолеть неуверенность,

стеснение, снять напряжение, развить воображение, внимание, память [13].

Педагогами специально разработана серия творческих заданий для развития

песенного творчества:1) импровизация имен, звукоподражаний, мелодий без слов; 2)

импровизация музыкальных вопросов и ответов; 3) сочинение попевок контрастного

характера на предлагаемый текст, сочинение попевок в определенном жанре [4].

В годы дошкольного детства голосовой аппарат еще не сформирован, певческое

звучание ввиду неполного смыкания голосовых связок и колебания только их краев

характеризуется легкостью, недостаточной звонкостью и требует к себе бережного

отношения.

Воспитательно-образовательная

работа

должна

включать

организацию

различных видов певческой деятельности детей, таких как исполнение и слушание

песен, пение мелодий и упражнений для развития представлений о высоте, тембре,

длительности,

силе

звуков,

анализ

песен,

импровизацию,

сочинение

мелодий

к

заданным текстам, сочинение хороводов [14].

Музыкальные руководители в своей работе с детьми должны систематически

использовать

упражнения

на

развитие

музыкального

слуха

и

голоса.

Усваивая

упражнения, дети учатся правильно воспроизводить в пении разнообразные виды

мелодического

движения

и

наиболее

характерные

интонационные

обороты,

встречающиеся в песенном репертуаре для детей данного возраста. Для закрепления

певческих навыков нужно, чтобы песня звучала не только в стенах детского сада, но и

в

семье.

Поэтому

педагогам

следует

проводить

соответствующую

работу

с

родителями, знакомя их с детскими песнями [15].

Успешное выполнение детьми творческих заданий, свидетельствует о достаточно

высоком

уровне

развития

их

музыкальности.

Для

получения

у

детей

лучших

результатов в пении нужно, чтобы каждая последующая песня представляла собой

некоторое усложнение по сравнению с предыдущей.

Кроме того, обучение детей пению должно строиться при создании следующих

условий:

взаимосвязи

пения

с

другими

видами

музыкальной

деятельности,

систематическом

проведении

художественных

событий,

влияющих

на

мотивацию

детей,

тесном

сотрудничестве

дошкольного

учреждения

с

семьей,

широком

использовании русской народной песни [6].

Таким образом, песенное творчество является важнейшим условием развития не

только

музыкальной,

но

и

общей

культуры

ребенка.

Оно

формирует

у

детей

эстетическое мировосприятие, обогащает эмоциональный опыт, побуждает осознавать

окружающий мир в его звуковых проявлениях.

Творческие проявления в основных видах музыкальной

деятельности

дошкольников

Детское творчество — одна из форм самостоятельной деятельности ребенка, в

процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления

окружающего мира, экспериментирует и создает нечто новое для себя и других [3].

Деятельность

это активный процесс овладения общественным опытом,

достижениями культуры.

В деятельности совершенствуется восприятие, памяти,

мышление, воображение, ощущения [9].

Музыкальная деятельность дошкольников — это различные способы, средства

познания

детьми

музыкального

искусства,

с

помощью

которых

осуществляется

музыкальное и общее развитие [4].

В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной

деятельности:

восприятие,

исполнительство,

творчество,

музыкально-

образовательная деятельность [8].

Слушание

восприятие.

Слушание

складывается

из

следующих

действий:

слушания произведений; слушания в процессе разучивания песен, хороводов,

танцев; слушания с целью определения свойств звука в дидактических играх.

Пение

(исполнительство)

является

массовым

и

доступным

видом

исполнительства.

Песня

ценное

средство нравственно-эстетического

воспитания, благодаря единству музыкального и литературного текста.

Музыкально – ритмическая деятельность (творчество) условно делиться на две

группы: восприятие музыки и воспроизведение ее выразительных свойств и

движений.

Детское

музыкальное

творчество.

В

пении

это

импровизация

простейших

мотивов,

придумывание

своих

мелодий

на

заданный

текст.

Танцевальное

творчество

проявляется

в

умении

комбинировать

знакомые

элементы

танца,

создавать собственные движения, придумать простой танец.

В с е о н и имеют с в о и разновидности.

Каждый в и д музыкальной

деятельности,

имея

свои особенности, предполагает овладение детьми теми

способами деятельности, б е з которых о н а н е осуществима, и

оказывает

специфическое влияние на музыкальное развитие дошкольников. Поэтому так важно

использовать все виды музыкальной деятельности [1].

«Успешность творческих проявлений детей зависит от прочности певческих

навыков, от умения выражать в пении определённые чувства и настроения, а также

петь чисто и выразительно» О.П. Радынова.

Обычно этими умениями дети овладевают к старшему дошкольному возрасту. Но

формировать

творческие

проявления

необходимо

намного

раньше,

используя

посильные детям творческие задания (спеть своё имя, колыбельную кукле и т.д.).

Творческие проявления детей в ритмике, танцах являются важным показателем

музыкального развития. Ребёнок начинает импровизировать, создавать собственный

музыкально-игровой

образ,

танец,

если

у

него

развито

восприятие

музыки,

её

характера,

выразительных

средств

и

если

он

владеет

двигательными

навыками.

Полноценное

танцевальное

творчество

ребёнка

возможно

при

условии,

что

его

музыкально-эстетические представления постоянно обогащаются и если у него есть

возможность проявить самостоятельность [6].

Инструментальное творчество детей проявляется в импровизациях - сочинении во

время

игры

на

детском

музыкальном

инструменте.

Это

непосредственное,

сиюминутное

выражение

впечатлений.

Оно

возникает

на

основе

жизненного

и

музыкального опыта, имеющегося у детей. Накопление, обогащение музыкальных

впечатлений является непременным условием творческих проявлений детей. Одним из

условий, обеспечивающих успешное инструментальное творчество, является владение

детьми

элементарными

навыками

игры

на

музыкальных

инструментах,

освоение

различных

способов

звукоизвлечения,

которые

позволяют

детям

передавать

простейшие музыкальные образы [3].

Таким

образом,

музыкальная

деятельность

имеет

огромное

значение

для

нравственно-эстетического

воспитания

дошкольников,

содействует

развитию

творческих способностей, которое возможно лишь в процессе усвоения детьми и

практического применения ими знаний, умений и навыков. Каждый вид музыкальной

деятельности, имеет свое, специфическое воздействие на ребенка. Слушание музыки

влияет на развитие чувств, учит видеть красоту.

Заключение

Музыке отводится особая роль в воспитании ребенка. С этим искусством

человек

соприкасается с рождения, целенаправленное музыкальное воспитание он

начинает получать уже в детском саду, а в последующем и в школе. Следовательно,

музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка с

самого раннего возраста. Современные научные исследования свидетельствуют о том,

что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры

- т.е. музыкальное воспитание нужно начинать в дошкольном возрасте. Отсутствие

полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии.

Изучив психолого-педагогическую литературу, мы выяснили, что дошкольный

возраст - период, когда закладывается первоначальные способности, обуславливающие

возможность приобщения ребенка к различным видам деятельности.

Приобщение

к

музыкальному

искусству

в

детском

саду

осуществляется

музыкальными руководителями и воспитателями на музыкальных занятиях, утренней

гимнастике, праздниках и развлечениях, в самостоятельной музыкальной деятельности

и

продолжается

в

школе

на

уроках

музыки.

Поэтому

педагоги

должны

иметь

специальное образование, а также необходимые знания о специфике возраста.

Содержанием музыкального воспитания дошкольников является приобщение его

к разным видам музыкальной деятельности, формирование внимания и интереса к

музыке. В этот период формируется, прежде всего, восприятие музыки. Оно занимает

ведущее место в музыкальном воспитании детей в целом.

Гармоничность музыкально-эстетического воспитания достигается лишь в том

случае,

когда

используются

все

виды

музыкальной

деятельности,

доступные

дошкольному возрасту, все творческие возможности растущего человека. Общество

заинтересовано сохранить и передать будущим поколениям духовные ценности, в том

числе музыкальную культуру. Дети должны развиваться через познания культурного

наследия, воспитываться так, чтобы в будущем быть способными его приумножать.

[1]. Баринова М.Н. О развитии творческих способностей – Л:1961;

[2]. Бекина С.И. Музыка и движение- М.:Просвещение, 1984;

[3]. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду - М.: Просвещение,

1981;

[4]. Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь – М.: Провещение, 1990;

[5]. Вопросы музыкальной педагогики Сб. статей вып.2 [Текст] / ред. - сост.

В.И.Руденко – М.: 1980;

[6]. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология – М.:1993;

[7].Дошкольная педагогика. Учебное пособие для студентов пединститутов

[Текст] / под. Ред. В.И.Логиновой – М.:Просвещение, 1983;

[8]. Кобалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? – М.:1977;

[9]. Методика музыкального воспитания в детском саду [Текст] / под. Ред.

Н.А.Ветлугиной. – М, 1982;

[10]. Метлов Н.А. Музыка – детям – М.:Просвещение, 1985;

[11]. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. – М.: 1972;

[12]. Петрушин В.И. Музыкальная психология М., 1997;

[13].

Радынова

О.П.,

Катинене

А.И.,

Полавандишвили

М.Л.

Музыкальное

воспитание дошкольников [Текст] / под.ред.О.П.Радыновой – М.:Просвещение:

Владос, 1994;

[14]. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей – М., Л., 1977;

[15]. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология – М.: Изд.центр «Академия», 1996;

Список используемой литературы

1. Баринова М.Н. О развитии творческих способностей – Л:1961;

2. Бекина С.И. Музыка и движение- М.:Просвещение, 1984;

3. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду - М.: Просвещение,

1981;

4. Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь – М.: Провещение, 1990;

5. Вопросы

музыкальной

педагогики

Сб.

статей

вып.2

[Текст]

/

ред.

-

сост.

В.И.Руденко – М.: 1980;

6. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология – М.:1993;

7. Дошкольная педагогика. Учебное пособие для студентов пединститутов [Текст] /

под. Ред. В.И.Логиновой – М.:Просвещение, 1983;

8. Кобалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? – М.:1977;

9. Методика

музыкального

воспитания

в

детском

саду

[Текст]

/

под.

Ред.

Н.А.Ветлугиной. – М, 1982;

10.Метлов Н.А. Музыка – детям – М.:Просвещение, 1985;

11.Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. – М.: 1972;

12.Петрушин В.И. Музыкальная психология М., 1997;

13.Радынова О.П., Катинене А.И., Полавандишвили М.Л. Музыкальное воспитание

дошкольников

[Текст]

/

под.ред.О.П.Радыновой

М.:Просвещение:

Владос,

1994;

14.Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей – М., Л., 1977;

15.Урунтаева Г.А. Дошкольная психология – М.: Изд.центр «Академия», 1996;



В раздел образования