Автор: Колесникова Светлана Николаевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ "СШ №15"
Населённый пункт: г.Смоленск
Наименование материала: статья
Тема: "Организация работы по устранению дизорфографии в условиях массовой школы"
Раздел: начальное образование
Учитель-логопед
МБОУ «СШ №15»
Колесникова С.Н.
«Организация работы по устранению дизорфографии в условиях
массовой школы»
Несформированность речевых и неречевых психических функций не
может не отразиться на такой сложной деятельности, какой является учебная
деятельность
по
овладению
орфографическими
умениями
и
навыками.
Процесс письма — сложная, осознанная форма речевой деятельности. Он
отличается
от
процесса
устной
речи
по
своему
возникновению
и
пути
развития;
по
психологическому
содержанию;
по
входящим
в
него
психологическим
операциям.
Усвоение
устной
речи
начинается
рано
и
происходит
в
процессе
практического
общения
со
взрослыми.
Ни
один
ребенок не осознает способов, с помощью которых осуществляется его речь,
правила построения устной речи становятся предметом осознания только в
школе. Письмо с самого начала является осознанным актом, произвольно
строящимся в процессе специального сознательного обучения.
В современной логопедической литературе дизорфография определяется
как стойкое и специфическое нарушение в овладении орфографическими
знаниями,
умениями
и
навыками
(Р.И.
Лалаева,
Л.Г.
Парамонова,
И.В.
Прищепова и др.) Литературные данные свидетельствуют о тесной связи
дисграфических и орфографических ошибок на письме, в основе которых
лежит нарушение языкового и когнитивного развития (И.К.Колповская P.E.
Левина, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, и др.). Усвоение орфографических
знаний,
умений
и
навыков
осуществляется
на
основе
сформированных
когнитивных
предпосылок,
особенно
мыслительных
операций
анализа,
синтеза,
абстрагирования,
обобщения
(Б.Г.
Ананьев,
Д.Н.
Богоявленский,
А.Н. Гвоздев, С.Ф. Жуйков, М.Р. Львов, М.С. Рождественский и др.).
Трудности усвоения правил правописания у школьников носят стойкий
характер и отмечаются не только в младших, но, и в средних и старших
классах. В связи с увеличением числа детей с нарушениями письменной речи
и
усложнением
структуры
речевого
расстройства
проблеме
устранения
дизорфографии
у
школьников
отводится
важное
место
в
современной
логопедии.
Однако
вопрос
о
механизмах,
об
особенностях
речевых
и
неречевых
нарушений
при
дизорфографии,
о
психолого-педагогических
подходах
к
коррекции
этого
нарушения
письменной
речи
изучен
недостаточно. Лишь в исследованиях И.В. Прищеповой представлен анализ
дизорфографии у младших школьников
на начальных этапах овладения
орфографией. Принято
выделять
морфологическую
и
синтаксическую
дизорфографию.
В
основе
первой
лежит
не с формированно сть
морфологического
анализа.
В
основе
второй
-
неспособность
овладеть
синтаксическими
правилами
на
письме,
т.е.
пунктуацией.
По
другой
классификации
выделяют
дизорфографию,
связанную
с
несоблюдением
традиционного,
морфологического
и
графического
(иероглифического)
принципов письма. Дизорфография проявляется как изолированно, так и в
структуре такого сложного нарушения, как общее недоразвитие речи, а также
в сочетании с дисграфией.
Система логопедической работы должна быть направлена на формирование
о р ф о г р а ф и ч е с ко й
з о р ко с т и ,
ф о н е м ат и ч е с к и х ,
л е к с и ч е с к и х ,
словообразовательных,
грамматических
операций
и
их
интеграцию,
на
развитие
лингвистического
мышления,
восприятия,
памяти,
внимания,
а
также на формирование программирования последовательности языковых
операций,
их
реализацию
и
контроль
в
процессе
орфографической
деятельности.
Учащимся предлагались диагностические диктанты, соответствующие по
степени
сложности
программам
указанных
классов,
и
приблизительно
одинаковые по объему. Отличительной особенностью исследования стал его
популяционный
характер:
изучались
ошибки
учащихся
всех
классов
одновременно. При изучении дисграфических ошибок применялась методика
Р.И. Лалаевой. Мы выделяли ошибки фонемного распознавания, языкового
анализа и синтеза, смешение графически сходных букв. Дизорфографические
ошибки изучались с учетом рекомендаций И.В. Прищеповой, Э.Я. Сизовой,
Г.М. Сумченко.
Далее
проводилась
коррекция
дизорфографии
и
дисграфии
с
учетом
выявленных
особенностей
симптоматики
и
механизмов
нарушений
письменной
речи. Особое
внимание
в
процессе
логопедической
работы
уд е л я л о с ь дифференцированному
и
личностно-ориентированному
подходу.
Дифференцированный
подход
предполагал
учет
особенностей
психического развития учащихся каждой группы. Нами были собраны и
проанализированы
данные
медицинского
и
речевого
анамнеза
учащихся,
составлен план обследования их речи и проведено обследование ее фонетико-
фонематической и лексико-грамматической сторон, также составлен план
коррекционной
работы
и
приблизительное
поурочное
планирование,
рассчитанное на два года.
Организация принятия
и
понимания
словесной
или
письменной
инструкции может осуществляться
−
коллективно под руководством учителя;
−
коллективно под наблюдением учителя;
−
индивидуально с опорой на наглядность;
−
индивидуально под наблюдением учителя;
−
в полной мере самостоятельно;
и
на
разном
по
степени
сложности
дидактическом
материале,
постепенно переходя от простого к сложному.
Дети с нарушениями письменной речи нередко удивляют педагогов
тем, что выполняют не то, что им задано. Они постоянно переспрашивают
учителя, когда вроде бы тот достаточно понятно объяснил. Это может быть
связано как с низкой концентрацией внимания ребенка, недостаточностью
кратковременной
слуховой
памяти,
нарушениями
мышления,
так
и
с
несформированностью приемов учебной деятельности. Приемы организации
принятия
и
понимания
словесной
или
письменной
инструкции
должны
варьироваться в зависимости от уровня речевой компетентности учащихся.
Как
правило,
ученики
в
неодинаковой
степени
готовы
к
усвоению
речеведческого
материала
и
обладают
разными
способностями
к
интеллектуально-речевой деятельности. Дифференцированное использование
приемов и вариативный отбор дидактического материала позволяют каждому
ученику работать в зоне его ближайшего развития (термин Л. С. Выготского),
формировать и развивать умения на доступном для него материале, достигать
своих высот.
Предложенный подход может быть использован на занятиях в условиях
логопедических пунктов, на уроках русского языка в условиях массовой
школы.