Автор: Корцев Валентин Иванович
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАОУ ДО "Центр детского творчества"
Населённый пункт: г. Сургут, ХМАО–Югра
Наименование материала: статья
Тема: Творческие способности школьника. как психологические качества личности
Раздел: дополнительное образование
Творческие способности школьника.
как психологические качества личности.
В.И.Корцев, г. Сургут, ХМАО-Югра
Порыв к творчеству может так же легко угаснуть,
как и возник, если оставить его без пищи.
Константин Георгиевич Паустовский
Пределы
развития
личности
неизвестны,
потому
и
принято
считать,
что
возможности развития каждого ребёнка «безграничны». Практически это так и есть,
однако
теоретически
этот
предел
существует,
и
та
его
часть,
которая
определяется
генотипом, и именуется способностями.
Рассмотрим подробнее это свойство личности. Известный отечественный ученый
Б.М. Теплов считал, что способности – это индивидуально-психологические особенности,
отличающие одного человека от другого и имеющие отношения к успешности выполнения
какой-либо деятельности или многих деятельностей.
Это
же
подтверждают
Л.А.
Венгер,
О.М.
Дьяченко
говоря
о
том,
что
от
способностей зависит не только успешность овладения разными видами деятельности, но
и развитие самих способностей, которые существуют и развиваются в деятельности.
А.М.
Прохоров
в
этой
связи
уточняет,
что
способности
обнаруживаются
в
быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности.
По мнению Л.Г. Ковалёва, под способностями следует понимать ансамбль свойств
человеческой
личности,
обеспечивающий
относительную
лёгкость,
высокое
качество
овладения определённой деятельностью, и способами её осуществления.
Для нас важным является утверждение Л.С. Выготского о том, что способности –
это психологические качества, которые необходимы для выполнения деятельности, в ней
проявляются и развиваются.
К.С. Платонов справедливо полагает, что способности нельзя рассматривать вне
личности. Под способностями он понимал такую часть структуры личности, которая,
актуализируясь в конкретном виде деятельности, определяет качество последней.
Фундаментальную
теоретическую
и
практическую
разработку
проблема
способностей
получила
в
трудах
С.Л.
Рубинштейна
прежде
всего
в
плане
развития,
формирования способностей, а позднее в плане выявления их психологической структуры
и механизмов развития.
Выдающийся психолог понимал под способностями пригодность к определенной
деятельности.
Он
считал,
что
главными
показателями,
которые
позволяют
судить
о
способностях, являются лёгкость усвоения новой деятельности, а так же широта переноса
выработанных индивидом способов восприятия и действия с одной деятельности на
другую. Способность, по его мнению, представляет сложное синтетическое образование
личности.
В психологии установлено, что способности формируются на основе врождённых
задатков. В качестве задатков могут выступать:
типологические
свойства
нервной
системы
(характеризующие
работу
разных
анализаторов, разных областей коры больших полушарий), от которых зависят
скорость образования временных нервных связей, их прочность, лёгкость и т.п.
соотношение I
и II
сигнальных
систем,
взаимодействие
и
специализация
полушарий головного мозга.
индивидуальные способности строения анализаторов.
Задатки
являются
предпосылками
возможного
развития
способностей.
Сами
способности
формируются
в
процессе
деятельности
при
взаимодействии
с
другими
людьми, в наиболее концентрированной форме такого взаимодействия – обучение.
2
По определению В.А. Крутецкого, реальное значение задатков при всех прочих
условиях состоит в следующем:
значительно облегчают формирование способностей;
ускоряют темп продвижения в развитии способностей;
определяют высоту достижения;
обуславливают ранние проявления способностей.
Б.М. Теплов уделял вопросу о роли задатков в развитии способностей большое
внимание. Он категорически выступал против признания врожденности способностей и
считал, что врождёнными могут быть известные природные предпосылки, к которым
относил задатки. С одной стороны, считая задатки анатомо-физиологической основой,
которая
может
превращаться
в
психические
образования,
каковыми
являются
способности,
с
другой
–
утверждая
положение
о
том,
что
способности
являются
результатом развития, которое происходит в ходе воспитания и обучения.
Признавая важную роль задатков в развитии способностей, Тепло в то же время
считал,
что
способности
нельзя
сводить
к
ним.
Подчеркивая
связь
способностей
с
некоторыми
свойствами
высшей
нервной
деятельности,
он
предостерегал
против
отождествления.
У
С.Л.
Рубинштейна
намечается
более
четкое
методологическое
понимание
задатков, нежели дает Теплов. Он считает, что способности человека – это «прежде всего
способности
к
труду,
к
обучению.
В
труде
и
обучении
они
и
развиваются».
Мы
придерживаемся
того
мнения
и
считаем,
что
способности
человека
имеют
свои
содержание и структуру, определить которые крайне важно.
Ведущим в раскрытии содержания и структуры способностей является анализ
психологических требований, предъявляемых человеку различными видами деятельности.
Иными словами, следует определить, без каких свойств (качеств, особенностей) личности
невозможно выполнение данного (или любого) вида деятельности. Следовательно, нужен
анализ
деятельности
вообще
или
конкретного
её
вида.
Выполнение
любого
вида
деятельности предполагает определённую систему знаний, умений, навыков. Поэтому при
определении
содержания
способностей
на
первый
план
выступает
вопрос
об
их
соотношении со знаниями, умениями, навыками.
В этом вопросе нет единого мнения:
- способности не сводятся к навыкам, умениям, но могут объяснять лёгкость
быстроту их приобретения (Б.М. Теплов);
- знания, умения, навыки рассматриваются как один из компонентов способности,
но не главный. Ядром является качество процессов, которые регулируют совокупность
применения знаний, умений, навыков (С.Л. Рубинштейн);
- одним из компонентов способностей является особая умелость руки как результат
совершенствования, обобщения умений и навыков (А.Г. Ковалев, В.Н. Мясищев);
- способность включает все подструктуры личности, в том числе знания, умения,
навыки (К.К. Платонов).
В.Н.
Кузин
отмечает,
что
развитие,
к
примеру,
художественных
способностей
возможно лишь в процессе усвоения знаний, умений и навыков. Это замечание важно, так
как нередко в практике происходит резкое противопоставление способностей знаниям,
умениям, навыкам.
Л.А.
Венгер
выдвигал
гипотезу,
суть
которой
–
понимание
способностей
как
ориентировочных
действий.
В
качестве
доказательства
он
приводил
следующие
рассуждения:
в каждом виде деятельности есть ориентировочная и исполнительская части и
соответственно ориентировочные и исполнительские действия; ориентировочные
действия
–
это
оценка
возникшей
задачи,
исследование
условий
её
решения,
соотнесение со своими возможностями, с известными способами решения, выбор
3
способа
выполнения;
исполнительские
действия
–
выполнение
действий
и
достижение результата;
знания, умения и навыки относятся к исполнительской части деятельности, будь то
деятельность практическая или познавательная;
задачи ориентировочных действий не самостоятельны, а они подчинены решению
более общих познавательных или практических задач. Когда надо освоить новые
действия, то быстрота и качество освоения зависят от характера ориентировки в
задании (по данным А.В. Запорожца).
Таким образом, ориентировочные действия лишь косвенно включены в усвоение
или реализацию знаний, умений, навыков, но обуславливают успешность их освоения. Это
согласуется
с
мнением
большинства
ученых
о
способностях
как
качествах,
обеспечивающих лёгкость освоения знаний, умений. Это объясняет, почему способности –
«побочный эффект» обучения.
Большой
интерес
представляет
работа
С.Л.
Рубинштейна
«Проблемы
общей
психологии», в которой он рассматривает вопрос о способностях в его связи с вопросом о
развитии,
отмечая
«развитие
человека,
в
отличии
от
накопления
опыта,
овладения
знаниями, умениями, навыками – это и есть то, что представляет собой развитие как
таковое, в отличие от накопления знаний и умений».
Дж. Гилфорд делит способности на общие и специальные. Общие способности –
это
такие
индивидуальные
свойства
личности,
которые
обеспечивают
относительную
лёгкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществление различных видов
деятельности.
К
общим
способностям
он
относит
психические
функции
(процессы):
способности
ощущения,
восприятия,
памяти,
мышления,
воображения,
внимания,
психомоторную способность. Автор считает, что специальные способности – это варианты
проявления
общих
способностей,
оперативная
форма
общих
способностей.
Говоря
о
соотношении способностей, Дж. Гилфорд отмечает, что человек от природы наделен
общими
способностями,
на
них
строятся
все
виды
деятельности.
«Специальные»
способности есть общие способности, приобретшие черты оперативности под влиянием
требований деятельности. Каждая способность в ансамбле с другими в том или ином виде
деятельности приобретает новые черты.
Для
практического
решения
проблемы
способностей
(в
плане
анализа
и
формирования)
важно
его
замечание
о
том,
что
в
реальном
проявлении
каждая
психическая функция (процесс) неотделима от других, включает их в себя. Различна
только иерархия, она определяется тем, какая психическая функция выбрана в качестве
исходной. Дж. Гилфорд все эти рассуждения относит к познавательным способностям как
отдельным свойствам общей отражательной способности – психике.
Разделяя способности на общие и специальные, Р.С. Немов подходил к выделению
общих
способностей
с
точки
зрения
психофизической
функциональности,
выделяя
умственные, моторные, анемические, речевые и другие способности человека.
Дифференцируя
специальные
способности,
он
определяет
их
по
виду
специфической деятельности, в которой они могли бы проявляться. Это «музыкальные,
математические, технические, литературные, художественные и творческие».
Чтобы
понять
природу
и
механизмы
развития
творческих
способностей,
нам
необходимо
рассмотреть
понятие
«творчество».
Педагоги
и
психологи
по-разному
определяют понятие творчество.
С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова рассматривают творчество как создание новых по
замыслу культурных или материальных ценностей.
В.И. Загвязинский предлагает рассмотреть творчество как «всегда созидание чего-
то нового на основе преобразования, познанного: нового результата или оригинальных
путей и методов его получения. Новизна и преобразование – две наиболее существенные
характеристики творчества.
4
Творчество,
по
мнению
М.И.
Кондаковой,
В.С.
Чуровой
–
это
сознательная
целеполагающая
активность
деятельности
человека,
направленная
на
познание
и
преобразование действительности, создающая новые, оригинальные, никогда ранее не
существовавшие предметы, произведения и т.д., в целях совершенствования материальной
и
духовной
жизни
общества.
Только
в
процессе
творчества
возникают
новые
идеи,
создается
реальная
возможность
ломки
устаревших
стереотипов,
шаблонов,
сдерживающих прогресс, вырабатывается новый стиль мышления и работы.
Творчеством
является
деятельность,
порождающая
нечто
качественно
новое,
и
отличается неповторимостью, оригинальностью.
Л.Ф. Русакова считает, что творчество можно определить как процесс создания
принципиального
нового.
При
этом
имеется
в
виду,
что
новое
можно
создать
и
общественными методами, то есть его проявление может быть заранее запланировано.
Творчество полноценное, несущее на себе яркий отпечаток индивидуальности,
непременно содержит элемент неожиданного, логические рассуждения творца рано или
поздно непременно перекрываются скачком, актом интуитивного озарения.
По
мнению
В.Ф.
Овчинникова творчество
–
это
качественное
состояние
деятельности, которое выражает степень созидательных способностей человека.
По мнению Л.Ю. Сироткина, А.Н. Хузиахметова любое определение творчества
будет не полным, если оно лишится таких признаков как новизна, личностная ценность,
социальная значимость, направленность на человека. Они считают, что творчество – это
универсальный
признак
человеческой
личности,
актуализация
которого
обусловлена
осознанным
ею
объективным
противоречием,
требующим
разрешения,
а
результат
активности, направленной на снятия противоречия, обладает новизной и качественным
своеобразием, личностной ценностью, социальной значимостью и направленностью на
саморазвитие и самовоспитание творческих способностей.
С
психической
точки
зрения творческие способности (т.е. креативность) – это
творческие возможности, способности человека, которые могут проявляться в мышлении,
чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом или
ее
отдельные
стороны,
продукты
деятельности,
процесс
их
создания.
Творческие
способности
рассматривают
как
важнейший
и
относительно
независимый
фактор
одаренности.
По
Я.А.
Пономареву,
суть
творческих
способностей,
как
психологического
свойства, сводиться к интеллектуальной активности и чувствительности к побочным
продуктам своей деятельности. Творческий человек видит побочные результаты, которые
являются творением нового, а нетворческий видит только результаты по достижению
цели, проходя мимо новизны.
Проблема
развития
творческих
способностей
является
многоаспектной
и
не
простой. Сложность ее заключается, прежде всего, в самой сущности явления. Так, по
мнению В.Н. Дружининой, существуют различные подходы, объясняющие происхождение
и природу творческих способностей:
1.
Как таковых нет творческих способностей. Главную роль в проявлении творческого
поведения играют мотивации, ценности, личностные черты. (А.Дж. Ганненбаум, А.
Олах, А. Маслоу).
1.
Творческая
способность
является
самостоятельным
фактором
независимым
от
интеллекта. (Дж. Гилфорд, К. Тейлор, Г. Грубер, Я.А. Пономарев).
Отечественные ученые Б.М. Теплов, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, говоря о
сущности
и
природе
творческих
способностей
подчеркивали,
что
творческими
способностями может обладать только человек с определенными задатками, но их можно
развить под воздействием социальной среды и воспитания. Творческие способности, по
мнению ученых, не сводятся к уровню интеллекта, но предполагается, что человек владеет
некоторым
объемом
знаний
и
умений,
необходимых
для
осуществления
этой
деятельности. Так, чтобы создать неповторимую скульптуру или картину, по крайней мере,
5
необходимы художественные навыки и умения, но сами по себе умения и навыки еще не
говорят
о
том,
что
произведение
будет
выполнено
творчески.
Развитие
творческих
способностей
зависит
от
меры
личных
усилий
самого
человека,
от
стечения
благоприятных обстоятельств.
Исследователями выделяется набор черт, потенциально относящихся к творческим:
самостоятельность
суждений,
уверенность
в
себе,
способность
находить
привлекательность в трудностях, эстетическая ориентация, способность рисковать. Такие
личностные
черты,
как
самоуверенность,
смелость,
свобода,
самопроизвольность,
признание
самого
себя
не
только
свойственны
творческим
людям,
но
и
повышают
вероятность реализации их творческого потенциала.
Диапазон творческих задач необычайно широк, но суть их одна: при их решении
происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь и
требуются, как указывал А.Н. Лук:
1.
Способность видеть проблему там, где ее не видят другие.
2.
Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий
одним и используя все более емкие в информационном отношении символы.
3.
Способность применить навыки, приобретенные при решении одной задачи к
решению другой.
4.
Способность воспринимать действительность целиком, не дробя ее на части.
5.
Способность легко ассоциировать отдалённые понятия.
6.
Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту.
7.
Гибкость мышления.
8.
Способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки.
9.
Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы
знаний.
10. Способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из
того, что привносится интерпретацией.
11. Лёгкость генерирования идей.
12. Творческое воображение.
13. Способность
доработки
деталей,
к
совершенствованию
первоначального
замысла.
То есть все то, что в совокупности и составляет творческие способности.
Исследования ученых доказывают, что творческие способности, да и вообще все
способности
не
могут
существовать
не
иначе
как
в
постоянном
процессе
развития.
Способность,
которая
не
развивается,
которой
на
практике
человек
перестает
пользоваться,
со
временем
утрачивается.
Следовательно,
способности
нуждаются
в
постоянном развитии и совершенствовании.
Творческая деятельность, по мнению Л.С. Выготского, Р.С. Немова, наиболее полно
способствует
развитию
способностей,
ведь
она
заставляет
ребенка
думать,
такая
деятельность всегда связана с созданием чего-либо нового, открытием для себя нового
знания,
обнаружением
в
себе
самом
новых
возможностей.
Более
того,
творческая
деятельность
укрепляет
положительную
самооценку,
повышает
уровень
притязаний,
порождает уверенность в себе и чувства удовлетворенности от достигнутых успехов.
Если выполняемая деятельность находится в зоне оптимальной трудности, то есть
на пределе возможностей ребенка, то она ведет за собой развитие его способностей,
реализуя то, что Л.С. Выготский называл «зоной ближайшего развития».
Это же подтверждает Р.С. Немов и выдвигает ряд требований, наиболее важных для
деятельности развивающей способности:
1.
Деятельность
должна
носить
творческий
характер,
т.е.
должна
быть
связана с созданием чего-то нового, «открытием для себя новых знаний,
обнаружения в себе новых возможностей».
6
2.
Деятельность
должна
быть
оптимально
трудной,
т.е.
находиться
на
пределе возможностей ребенка.
Такая деятельность становится достаточно привлекательным делом «как средство
проверки и развития способностей».
7