"Методика производственного обучения в вопросах и ответах"
Автор: Бакуров Александр Юрьевич Должность: преподаватель Учебное заведение: Курганский технологический колледж Населённый пункт: с.Шмаково, Курганская область Наименование материала: методическая разработка Тема: "Методика производственного обучения в вопросах и ответах" Раздел: среднее профессиональное
ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ШМАКОВСКИЙ ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «КУРГАНСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Н.Я. АФИНАГЕНОВА
ОРГАНИЗАЦИЯ, МЕТОДИКА
ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ В
ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ
2
Шмаково 2016
Рецензия
Качественную подготовку квалифицированных рабочих возможно вести только
при
хорошо
организованной
материально-технической
базе
теоретического
и
производственного обучения. Особенностью обучения в профессиональной школе или
колледже является то, что обучение в мастерских, лабораториях
должно сочетаться с
обучением в условиях производства. Большую роль в обучении играет его комплексно-
методическое обеспечение, которое включает учебно-методические средства обучения и
учебно-методическую
документацию.
В
настоящее
время
стоит
задача
разработки
и
создания
оптимальной
системы
учебно-методической
документации
необходимой
для
качественного обучения профессии
в рамках времени и содержания, определяемых
учебным планом и программами.
Данное
пособие
поможет
будущим
мастерам
производственного
обучения
качественно
и
с
наименьшими
затратами
времени
и
сил
составить
планирующую
документацию
для
проведения
урока
производственного
обучения
и
лабораторно-
практического занятия, а также составить анализ урока.
3
ВВЕДЕНИЕ
ВведениеФедеральных государственных образовательных стандартов РФ в
целях обеспечения качества профессиональной подготовки рабочих и специ-
алистов различного уровня, учет требований рынка труда и социально-эко-
номических изменений в обществе обуславливают принципиально новое со-
держание подходов к уровням профессиональной компетентности обучае-
мых.
Квалифицированный работник должен быть готов к выполнению работы,
технология которой требует творческого подхода, самостоятельного выбора опти-
мального варианта выполнения. Кроме того, необходимо формировать у учащих-
ся активную жизненную позицию – понимание того, что только от уровня соб-
ственной подготовки, стремления к постоянному самообразованию, зависит воз-
можность обеспечения достойной жизни.
В рекомендациях ЮНЕСКО и МОТ, рассмотрены четыре основополага-
ющих принципа образования:
научиться приобретать знания – т.е. становление и дальнейшее разви-
тие личности предполагает непрерывное познавание нового, в том числе
самообразование;
научиться работать – подразумевается не просто выполнение работы,
а деятельностный подход к любому порученному делу (умение оцени-
вать результаты работы на каждом из этапов, корректировать свою дея-
тельность);
научиться жить – уметь адаптироваться к условиям быстро меняюще-
гося мира, творчески реализовывать себя в личной жизни и профессио-
нальной деятельности;
научиться жить вместе – сформировать эмоционально - ценностное
отношение к миру, к людям, к себе.
Для подготовки конкурентоспособного специалиста в современных условиях
основополагающее значение приобретает подготовка мастера производственного
обучения к уроку. Успех (или неудача!) каждого отдельного урока зависит от под-
готовки и продумывания всех этапов урока. Следовательно, необходимо соста-
вить тщательно продуманный план проведения занятия.
4
1.
ХАРАКТЕРИСТИКА ДОКУМЕНТОВ МАСТЕРА
ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
Содержание
образования
в
профессиональных
учебных
заведениях
определяется целым рядом документов.
Совокупность общих требований по каждому уровню образования определяет
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт в
котором
предусмотрены
параметры,
принимаемые
в
качестве
государственной
нормы
образованности
Содержание образования и обучения отражено в учебных планах
Учебный план – это нормативный документ, отражающий основные требованию
к
содержанию образования
по конкретной профессии и специализации. В
учебном плане определен перечень, объем, последовательность и сроки изучения
предметов, виды и продолжительность производственного обучения, основные
формы организации учебного процесса и контроля знаний, умений и навыков
учащихся, поэтапную и итоговую аттестацию в различные периоды обучения.
Тематический план – это документ, который разделяет обучение на отдельные
темы, расположенные в порядке, определяемом сложностью учебного материала.
В
тематическом
плане
указано
количество
времени
в
часах,
выделенное
на
изучение каждой темы.
В
работе
мастера
производственного
обучения
используется
два
вида
тематических планов:
Типовой тематический план – в котором учитывается типовая
последовательность учебных тем и ориентировочное количество
часов для изучения каждой темы.
Рабочий (фактический) тематический план
– отличается от
типового
тем,
что
в
нем
учитывается
профессия
по
которой
ведется
подготовка
в
учебном
заведении,
материально-
техническое
и
дидактическое
оснащение,
индивидуальные
условия, в которых работает мастер или преподаватель, а также
от опыта работы и квалификации педагога.
Учебные
программы
по
производственному
обучению
–
это
нормативный
документ,
определяющий
какими
профессиональными
знаниями,
трудовыми
приемами, способами и видами деятельности должны овладеть учащиеся по
каждой теме или виду работ.
Учебники
и
учебные
пособия
–
один
из
основных
источников
знаний
по
учебному предмету или виду производственной деятельности.
5
Учебник
отличается
от
учебного
пособия
тем,
что
он
составлен
в
полном
соответствии
с
программой,
а
учебное
пособие
может
от
нее
отступать.
Требования к учебным пособиям не отличаются от требований к учебникам.
Мастер
производственного
обучения
или
преподаватель
сам
решает
какую
учебную книгу принять за основу.
Учебная, учебно-производственная и производственная деятельность
учащихся
профессиональных
учебных
заведений
протекает
в
различных
организационных формах. Основной формой обучения как при теоретическом,
так
и
производственном
обучении
является
урок
(исключение
составляет
обучение учащихся в период производственного обучения на производстве).
Для обеспечения четкой организации процесса производственного обуче-
ния мастер должен тщательно продумать и спланировать его конкретное содержа-
ние, последовательность, способы организации, ожидаемые результаты.
Мастер производственного обучения, закрепленный за группой должен
иметь следующие планирующие документы:
перспективно-тематический план;
перечень учебно-производственных работ по профессии;
графики чередования звеньев по рабочим местам (или графики обучения
вождению);
инструкционные и инструкционно-технологические карты;
план урока.
Одним из элементов подготовки к уроку является составление планирующей
документации - это , прежде всего ,
перспективно-тематический план и план
урока
. Для опытных педагогов не составит труда
грамотно выполнить эти
документы.
Проблема
возникает
когда
молодой
специалист
или
квалифицированных
работник
с
производства
приходят
в
профессиональные
учебные заведения.
Примерная форма, разработанная на основе обобщения опыта перспективно-
тематического планирования в учебных заведениях профессионального образова-
ния, приводится в приложениях.
Ниже приводятся некоторые рекомендации при заполнении отдельных
граф перспективно – тематического плана и планов урока.
1.1 Формы организации учебной работы на занятии
Типы уроков производственного обучения:
►
Вводный урок
►
Урок по изучению типовых приемов и операций
►
Урок по выполнению простых комплексных работ
►
Урок по выполнению сложных комплексных работ
►
Контрольно-проверочный урок
►
Совмещенный (бинарный урок)
Неурочные формы обучения:
►
Урок-экскурсия
6
►
Выполнение учащимися домашних заданий
►
Учебная конференция
►
Консультации, групповые и индивидуальные занятия
►
Факультативные занятия
►
Кружки технического творчества
►
Практические зачеты
►
Олимпиады, конкурсы
►
Диспуты
►
Индивидуальное прикрепление учащихся к квалифицированным рабочим
►
Обучение учащихся в составе ученических бригад
►
Обучение учащихся в составе бригад квалифицированных рабочих
►
Обучение учащихся на штатных рабочих местах и др.
1.2 Цели урока :
Образовательная (обучающая, познавательная, учебная)
●
Дать представление учащимся о ...
●
Сформировать у учащихся понятие (представление) о ...
●
Подвести к выводу о ...
●
Научить
применять
знания
по
теме
“..............”
на
практике
и
в
повседневной жизни
●
Устранить пробелы в знаниях по теме.....
●
Обучить новому способу действия
●
Сформировать умение находить связь между понятиями .....
●
Научить учащихся выполнять задания по образцу
●
Формирование умений применять полученные знания на практике
●
Формирование умений применять полученные знания для решения
учебно-производственных задач
Развивающая:
●
Развитие умений выделять существенные признаки и свойства
●
Развитие абстрактного мышления
●
Формирование
умений
воспринимать
и
осмысливать
знания
в
готовом виде... Выделять главное, составлять план, тезисы.
●
Развитие познавательной активности, самостоятельности.
●
Развитие
умений
работать
в
должном
темпе
–
читать,
писать,
чертить, конспектировать
●
Развитие внимания, наблюдательности, настойчивости в достижении
целей.
●
Развитие
конструкторско-технических
умений,
нешаблонно,
творчески подходить к решению разнообразных задач.
●
Формирование и развитие культуры труда
7
●
Развитие
инициативы,
уверенности
в
своих
силах,
развитие
настойчивости, умения преодолевать трудности
●
Развитие
умений
самостоятельно
приобретать
знания,
привычек
самообразования и совершенствования в избранной профессии.
Воспитывающая:
Воспитание уважения к труду
Воспитание бережного отношения к учебному оборудо-
ванию и инструментам
Воспитание любви к избранной профессии
Воспитание чувства товарищества, взаимовыручки, вза-
имоуважения, коллективизма
Воспитание
самостоятельности
и
ответственности
в
принятии решений
Воспитание патриотизма и любви к Родине
Воспитание усидчивости, умения выполнять однообраз-
ную монотонную работу.
Воспитание культуры труда, культуры речи.
1 . 3 Методы
обучения,
используемые
в
работе
мастера
производственного обучения:
1. Словесные методы
Устное изложение материала (рассказ, объяснение, беседа, лекция)
Работа с технической литературой
Учебная дискуссия
Инструктаж
Письменное инструктирование
Звукозапись
Телевидение
2. Письменное инструктирование
Инструкционные карты
Инструкционно-технологические карты
Учебные алгоритмы
Карточки-задания
3. Наглядно-демонстрационные
Демонстрация наглядных пособий
Показ трудовых приемов и операций
Самостоятельное наблюдение учащихся
Использование технических средств обучения
4 . Практические методы
Упражнения
Лабораторно-практические работы
8
Графические работы
Упражнения на тренажерах
Упражнения на учебном оборудовании и технике
Учебно-производственные экскурсии.
1.4 Виды самостоятельной работы на уроке
Для заполнения этой графы перспективно-тематического плана и плана урока
необходимо перечислить те виды самостоятельной работы, которые планируется
использовать на данном уроке:
o
Решение задач творческого характера
o
Упражнения
o
Работа с технической, справочной и др. литературой
o
Разработка технологической схемы
o
Разработка
инструкционных
или
инструкционно-технологиче-
ских карт
o
Работа с текстом, первоисточниками, словарем
o
Сборка, разборка узлов или агрегатов
o
Составление отчета
o
Выполнение схем, чертежей, эскизов, рисунков
o
Самостоятельная работа по выявлению неисправностей оборудо-
вания
o
Анализ (самоанализ) ошибок в выполненной работе
o
Работа с раздаточным материалом и др.
1.5 Вводный инструктаж.
Содержание вводного инструктажа мастера может быть примерно
следующим:
ознакомление учащихся с темой и целью предстоящего занятия,
ознакомление учащихсяс содержанием учебного задания предстоящей
работы, с чертежами, технологическими картами и техническими требо-
ваниями;
показ необходимых материалов, инструмента и приспособлений,
показ наиболее рациональных приемов и способов выполнения задания,
готовых изделий;
объяснения методов контроля качества работы,
объяснение правил техники безопасности,
проведение пробного выполнения учащимися показанных новых прие-
мов, повторные показы и объяснения приемов работы, в выполнении ко-
торых большинство учащихся допускает ошибки;
проверка усвоения учащимися изложенного материала путем привлече-
ния нескольких учащихся для демонстрации приемов работы и объясне-
ния способов выполнения задания.
9
На некоторых занятиях (например, по вождению тракторов, комбайнов и автомо-
билей) следует объяснить и место занятия, маршрут движения.
1.6 Текущий инструктаж.
После окончания вводного инструктажа, получив задание, учащиеся при-
ступают к самостоятельному выполнению запланированных работ.
Эта часть урока является основной.
Цель текущего инструктажа –
контроль за правильностью выполнения учебно-производственных работ. Как
правило, во время текущего инструктажа мастер делает обходы рабочих мест уча-
щихся.
Примерные цели обходов:
проверка правильности организации рабочих мест и соблюдения правил тех-
ники безопасности;
проверка правильности выполнения учащимися трудовых приемов и техно-
логического процесса выполнения работы;
проверка правильности пользования чертежами, инструкционными и техно-
логическими картами;
оказание помощи учащимся при наладке и пуске оборудования;
проверка хода выполнения работ (межоперационный контроль) и оказание
помощи учащимся;
проведение индивидуальных инструктажей, если учащийся начал допускать
ошибки;
проверка умения пользоваться технической и справочной литературой;
1.7 Заключительный инструктаж.
Каждый урок в производственном обучении заканчивается заключитель-
ным инструктажем.
Основная цель заключительного инструктажа – подведение итогов урока.
На заключительном инструктаже проводится:
сообщение и достижение цели урока;
разбор совместно с учащимися типичных ошибок и характерных
недостатков, допущенных при выполнении работ, организации рабо-
чих мест, указание путей их предупреждения и устранения, рабочих
мест,
указание
путей
их
предупреждения
и
устранения,
анализ
соблюдения правил техники безопасности;
рассмотрение случаев потерь рабочего времени, допущения брака и
анализ их причин;
сообщение оценок за выполнение работы;
10
показ лучших учебно-производственных работ учащихся и анализ их
работы;
сообщение учащимися темы следующего урока и выдача домашнего
задания.
1.8. Домашнее задание
Домашнее задание мастер ведет в зависимости от содержания предстоя-
щего учебного материала, и вида, и периода обучения.
Во время изучения операционных тем домашнее задания могут включать
следующие моменты:
изучение предстоящего учебного материала по учебнику, конспекту и
другим пособиям;
выполнение рабочего чертежа той детали, которую предстоит учащемуся
изготовить на очередном уроке;
составление операционной карты и т.д.
В период выполнения комплексных работ тематика домашних заданий
может быть такой:
выполнение рабочего чертежа изделия, которое предстоит изготовить на
очередных занятиях;
составление технологии выполнения работы;
дополнение недостающих данных в технологической карте и т.д.
1.9 Перечень учебно-производственных работ по
профессии
Перечень учебно-производственных работ по профессии – это документ,
который устанавливает конкретные работы, предназначенный для выполнения
учащимися данной конкретной работы, предназначенные для выполнения учащи-
мися данной профессии в процессе обучения, а мастерских и научных участках.
При подборе учебно-производственных работ необходимо учитывать сле-
дующее:
требования учебной программы;
работы
(изделия),
как
правило
должны
иметь
производственную
ценность;
учебно-производственные работы должны быть посильными для выпол-
нения их учащимися по степени сложности, точности, физическим уси-
лиям и объему необходимых профессиональных знаний;
учебно-производственные работы должны подбираться с учетом посте-
пенного их усложнения как в пределах одной темы, так и при переходе
от одной темы к другой;
11
учитывать материально-техническую базу мастерских, заказы предприя-
тий, хозяйственной части школы, учебных кабинетов, лабораторий, ма-
стерских, населения.
Перечень учебно-производственных работ составляется мастером произ-
водственного обучения под руководством старшего мастера.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ РАБОТ
« Подготовка сельскохозяйственных агрегатов к работе»
№
п/п
№
темы
Наименование работ
Наименование изделий
1
1
Вводное
занятие.
Техника
безопасности при работе и об-
служивании трактора
Учебный
комбайн,
н а б ор
инструментов
и
заправочного
ин-
вентаря, топливосмазочные и обти-
рочные материалы, медицинская ап-
течка
2
2
Органы управления тракто-
ром, положение за рулем
Комбайн, заправочное оборудо-
вание,
инструмент,
контрольно-
измерительные
приборы,
меди-
цинская аптечка
3
3
Подготовка
двигателя
к
пуску. Запуск двигателя
Комбайн,
учебный
полигон,
маршрутный
лист,
топливосмазоч-
ные материалы, медицинская аптеч-
ка
4
4
Трогание
с
места
и
оста-
новка,
переключение
передач
при работающем двигателе
Комбайн, маршрутный лист, ме-
дицинская аптечка
5
5
Вождение
трактора
по
маршруту передним, задним хо-
дом, с поворотами
Комбайн, маршрутный лист, ме-
дицинская аптечка
6
6
Вождение трактора в ноч-
ное время
Комбайн,
маршрутный
лист,
фары ФГ-304, медицинская аптечка
1.10 График чередования звеньев по рабочим местам
График чередования звеньев по рабочим местам составляется при звенье-
вой или бригадной форме организации занятий для обеспечения прохождения
всеми учащимися заданий, согласно учебных программ мастером составляется
график чередования звеньев и учащихся по рабочим местам.
При разработке графика следует планировать работу каждого звена на
всех рабочих местах, а также добиваться фронтальности их продвижения. При
составлении графика чередования необходимо предусмотреть, чтобы
12
число звеньев (бригад) соответствовало числу рабочих мест;
каждый учащийся проходил обучение на всех рабочих местах;
на одном рабочем месте обучалось лишь одно звено учащихся;
время обучения на всех рабочих местах должно быть одинаковым;
сокращать количество учащихся в звеньях путем увеличения количества
рабочих мест.
К составленному графику необходимо приложить список учебных групп
по звеньям.
Форма графика чередования звеньев по рабочим местам может быть сле-
дующей.
График
чередования звеньев по рабочим местам по обучению
учащихся ремонтным работам
№ рабочих мест
раб. мест
Наименование рабочих мест
Кол-во уч-ся в
звене
Чередование звеньев
I зв.
6 ч.
II зв.
6 ч.
III зв.
6 ч.
IV
зв.
6 ч.
V
зв.
6 ч.
1.
Вводное
занятие.
Техника
без-
опасности при работе и обслужива-
нии трактора
6
I
II
III
IV
V
2.
Органы управления трактором,
положение за рулем
6
II
III
IV
V
I
3.
Подготовка
двигателя
к
пуску.
Запуск двигателя
6
III
IV
V
I
II
4.
Выполнение
операций
ежесменного
технического обслуживания тракто-
ров и подготовка их к работе.
6
IV
V
I
II
III
5
Выполнение операций ежесменного
технического обслуживания прицепов
и подготовка их к работе.
6
V
I
II
III
IV
Чередование звеньев производить через 6 часов.
Приложение: список учащихся группы № __ по звеньям.
Мастер п/о _____________
13
Образец заполнения перспективно-тематического плана
№
уроков
Количество
часов
Наименование разделов и тем
1
2
3
ТЕМА «Подготовка гусеничных и колесных тракторов к работе и
управление ими на различных передачах» (18 часов)
1
6
Подготовка колесного и гусеничного тракторов к работе
2
6
Подготовка прицепа к работе
3
6
Комплектование транспортного агрегата и
управление им при движении
Формы
организации
учебной работы на
занятиях
Наглядные
пособия
Технические
средства
обучения
Межпредметные
связи
Самостоятельная
работа учащихся
Учебная,
справочная
литература
4
5
6
7
8
Колесные и
Сельскохозяйс.
Изучение оборудо-
Воронов В.В.,
гусеничные
машины,
вания для заправки
Журавлев
В.И.
тракторы;
Ремонт машин
тракторов.
Педагогика.
прицепы; набо-
Слесарная
Выполнение опера
Москва,
Вводный урок
ры инструмент
практика
ций ЕО тракторов
2001 г.
и заправочного
Материало-
Выполнение
Урок по изучению
инвентаря;
ведение
операций ЕО
Скакун В.А.
типовых приемов
топливосмазоч
Черчение
при цепов
Методика
Урок по изучению
ные и обтироч
Постановка
производст
типовых приемов
ные материа-
лы;
тракторов и
венного
медицинские
прицепов
обучения.
аптечки
на.места стоянки
, 1992 г
14
План урока № 1 (Образец заполнения)
1
.Тема урока: Подготовка колесного и гусеничного трактора к работе
2. Тип урока Вводный урок
3. Цели урока:
Образовательная Научить учащихся подготавливать гусеничные и колесные тракторы
к работе, составлять транспортный тракторный агрегат и управлять им на различных
передачах с соблюдением правил дорожного движения и требований охраны труда.
Развивающая : Развитие познавательной активности, самостоятельности.
Развитие
инициативы,
уверенности
в
своих
силах,
р а з в и т и е
настойчивости, умения преодолевать трудности
Воспитывающая: Воспитание уважения к труду. Воспитание бережного отношения к
учебному оборудованию и инструментам.
4. Место проведения урока : Учебные мастерские, машинный двор
5. Учебно – производственные работы (упражнения), выполняемые на уроке:
- Изучение оборудования для заправки тракторов.
- Выполнение операций ежесменного технического обслуживания тракторов и
подготовка их к работе.
- Выполнение операций ежесменного технического обслуживания прицепов и под-
готовка их к работе.
6. Материально – техническое оснащение урока
Колесные и гусеничные тракторы; одноосные и двухосные прицепы; наборы
инструментов и заправочного инвентаря; топливосмазочные и обтирочные мате-
риалы; медицинские аптечки.
7.
Метод
обучения: Объяснение,
инструктаж,
инструкционные
и
инструкционно-
технологические карты;
демонстрация наглядных пособий, показ трудовых приемов и
операций, самостоятельное наблюдение учащихся, упражнения на учебном оборудовании
и технике
8. Ход урока.
8.1.
Организационная часть (3 мин)
Во время организационной части мастер проверяет учащихся по журналу, на-
значает дежурных
8.2 . Вводный инструктаж (45 мин )
Тема и цель занятия.
Содержание и объем работы.
Проверка знаний, полученных учащимися на теоретических занятиях и при вы-
полнении домашнего задания.
вопросы:
1. Какие дополнительные операции необходимо выполнить при подготовке
колесного (гусеничного) трактора к работе с прицепом?
15
2. Как проверить и отрегулировать сходимость передних колес трактора
при использовании его на транспортных работах?
3. Какие операции выполняют при ежесменном техническом обслуживании
прицепа?
4. Как проверить уровень тормозной жидкости в главном тормозном цилин-
дре?
Последовательность выполнения задания, учебно-техническая документация.
Обеспечение безопасности при выполнении операций технического обслуживания
и вождение агрегата.
Возможные ошибки при выполнении задания.
Распределение учащихся по рабочим местам.
Выдача инструмента, приспособлений и учебно-технической документации.
8.3. Самостоятельная работа учащихся (упражнения) и текущий инструктаж
(
300 мин)
8.3.1
Содержание работ (упражнений), выполняемых учащимися:
- Изучение оборудования для заправки тракторов.
- Выполнение операций ежесменного технического обслуживания тракторов
и подготовка их к работе.
- Выполнение операций ежесменного технического обслуживания прицепов и
подготовка их к работе.
- Присоединение прицепа к трактору и опробование транспортного агрега-
та в движении.
- Постановка тракторов и прицепов на места стоянки.
8.3.2
Целевые обходы рабочих мест учащихся:
Перед тем как учащиеся приступят к самостоятельному выполнению рабо-
ты, мастер обходит рабочие места и проверяет, кто, где и как работает, правиль -
но ли учащиеся подготавливают тракторы и прицепы к работе, указать на ошибки
и пояснить, к каким последствиям во время работы они могут привести. Например,
при разном давлении воздуха в шинах колес прицепа или недостаточной затяжке
подшипников колес прицеп и колеса начинают «вилять», затрудняя управление
транспортным агрегатом и т.д. В необходимых случаях мастер оказывает помощь
учащимся при выполнении наиболее сложных операций и помогает устранить допу-
щенные ошибки. В процессе работы мастер следит, как учащиеся соблюдают пра -
вила техники безопасности, производственной санитарии, пожарной охраны и лич-
ной гигиены. В нужных случаях мастер показывает учащимся безопасные приемы
выполнения тех или иных операций, рассказывает о возможных несчастных случа-
ях, которые могут произойти в результате нарушения правил безопасности или не-
брежного выполнения работы. Следит за активностью учащихся на занятии и
обеспечивает своевременное перемещение их по рабочим местам и смену подзвеньев
в соответствии с графиком. Одновременно мастер накапливает конкретный мате-
риал для заключительного инструктажа, а также для оценки успеваемости каж-
дого учащегося.
9.
Уборка рабочих мест, оборудования, инструмента
По окончании работы учащиеся убирают рабочие места, раскладывают
инструмент, приспособления, оснастку по местам, сельхозтехнику ставят в боксы, гара-
жи.
10 . Заключительный инструктаж (15-20 мин)
16
Во время текущего инструктажа мастер отмечает положительные мо-
менты при выполнении задания учащимися, анализирует ошибки, допущенные
учащимися во время выполнения работы, сообщает оценки за выполненную ра-
бот, дает учащимся задание на дом.
11. Задание на дом:
Повторить операции необходимые при подготовке колесного
(гусеничного) трактора к работе с прицепом.
_______________________мастер п/о__________________________________
2.
ОСНОВНЫЕ ОБЪЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ И АНАЛИЗА ПРИ
ПОСЕЩЕНИИ УРОКА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ.
Одним из способом изучения методики проведения уроков производственного
обучения является взаимопосещение уроков мастерами и преподавателями. При
посещении уроков и составления анализа необходимо обратить внимание на
объекты изучения и цели посещения.
Способы целевой установки учащихся на урок : характер вступления;
разъяснение значимости предстоящего к изучению; примеры из практики;
демонстрация образцов продукции и т.д.
Методы эффективной демонстрации трудовых приемов и способов :
расчленение приема на элементы; применение замедления темпа показа;
применение средств наглядности и ТСО; рациональное сочетание показа и
пояснений; попутный контроль восприятие учащимися и т.п.
Методические приемы активизации учащихся : применение эвристиче-
ской беседы; вопросы продуктивного характера; стимулирование самосто-
ятельности и творческого применения знаний и умений учащихся в рабо-
те; приучение учащихся принимать собственные решения и т. п.
Способы
использования
документации
письменного
инструктирова-
ния : применение документации при проведении вводного инструктажа;
приучение учащихся самостоятельно пользоваться документацией в про-
цессе работы; привлечение учащихся к анализу и самостоятельной разра-
ботке технологической документации и т.п.
Индивидуализация процесса обучения : регулирование трудности УПР в
зависимости от опыта и возможностей учащихся; особенности текущего
инструктажа и контроля «сильных», «средних» и «слабых» учащихся; ор-
ганизация взаимопомощи учащихся и т.п.
Контроль и оценка учебных успехов учащихся : непрерывность контроля;
сочетание текущих наблюдений и проверки, выполненных учащимися ра-
17
бот;
межоперационный
контроль
работы;
организация
взаимоконтроля
учащихся; оценочное общение мастера с учащимися; объективность и
справедливость оценки и т.п.
Педагогический стиль мастера : обстановка на уроке; умение мастера
«владеть» группой; характер взаимоотношений мастера и учащихся; ха-
рактер преобладающих методических приемов руководства учебно-произ-
водственной деятельностью учащихся и т.п.
Педагогический такт мастера : тон общения с учащимися; характер дис-
циплинарных и других замечаний учащимся; характер исправления оши-
бок и недоработок учащихся; умение убеждать учащихся; умение работать
с группой, как с коллективом и т.п.
Педагогическая техника мастера : техника речи; умение пользоваться
различными средствами обучения; быстрота принятия решения; умение
держать себя на уроке и др.
При взаимопосещении уроков рекомендуется обращать внимание на :
1)
способы актуализации знаний учащихся, полученных на прошлых уроках
и в процессе производственного обучения.
2)
способы целевой установки учащихся на качественное усвоение мате-
риала.
3)
организация и методика проверки выполнения учащимися домашних за-
даний
4)
способы построения и методики изложения и сообщения нового мате-
риала
5)
поддержание интереса и внимания учащихся к изучаемому.
6)
развитие самостоятельности учащихся
7)
индивидуализация процесса обучения
8)
способы осуществления межпредметных и внутрипредметных связей
9)
способы применения наглядных пособий и ТСО
10)
контроль и оценка учебных успехов учащихся
11)
педагогический стиль преподавателя.
18
6. Цель посещения урока п/о
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
7. Дата проведения урока „_____” ______________________ 20_ г.
8. Тема урока:
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
9. Подготовка учебной мастерской к уроку
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
10. Форма проведения занятия:
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
11. Цели урока:
Образовательная_________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_
Развивающая ____________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_
Воспитывающая
_________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_
12. Содержание урока и его структура
12.1 Анализ организационной части урока
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
12.2 Анализ вводного инструктажа
19
(его целесообразность,
структура,
соответствие
программе, соблюдение принципов
производственного обучения)
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
12.3 Анализ текущего инструктажа и целевых обходов рабочих мест
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
12. 4 Анализ заключительного инструктажа
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
13. Наглядность и средства обучения, применяемые мастером п/о на уроке
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
14. Поведение, дисциплина, активность, внимательность на уроке
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
20
15. Краткие выводы по уроку (положительные и отрицательные моменты урока)
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
16. Урок посетил:______________________________ (Фамилия, И.О.)
______________________________________________ (Подпись)
3. СОСТАВЛЕНИЕ АНАЛИЗА УРОКА
ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
3.1.Анализ вводного инструктажа
Содержание вводного инструктажа мастера может быть примерно сле-
дующим:
ознакомление учащихся с темой и целью предстоящего занятия, с содержанием
учебного задания предстоящей работы, с чертежами, технологическими карта-
ми и техническими требованиями;
показ необходимых материалов, инструмента и приспособлений, наиболее ра-
циональных приемов и методов контроля качества работы, правил техники без-
опасности,
проведение пробного выполнения учащимися показных новых приемов,
повторные
показы
и
объяснения
приемов
работы,
в
выполнении
которых
большинство учащихся допускает ошибки;
проверка
усвоения
учащимися
изложенного
материала
путем
привлечения
нескольких учащихся для демонстрации приемов работы и объяснения спосо-
бов выполнения задания.
На некоторых занятиях (например, по вождению тракторов, комбайнов и
автомобилей) следует объяснить и место занятия, маршрут движения.
В процессе освоения операции, работы учащиеся неизбежно допускают
ошибки. В инструктаже нельзя просто перечислить ошибки. Основное внима-
ние надо сосредоточить на причинах, их вызывающих, на последствиях, к кото-
рым
они
приводят,
и
на
местах
их
предупреждения.
Во
время
вводного
инструктажа не следует излишне увлекаться объяснениями того, что учащимся
известно, его продолжительность должна быть минимальной.
3.2 Анализ текущего инструктажа и целевых
21
обходов рабочих мест
После окончания вводного инструктажа, получив задание, учащиеся при-
ступают к самостоятельному выполнению запланированных работ.
Эта
часть
урока
считается
основой.
Цель
текущего
инструктажа
–
контроль за правильностью выполнения учебно-производственных работ. Во
время текущего инструктажа мастер делает обходы рабочих мест учащихся.
Примерные цели обходов:
проверка правильности организации рабочих мест и соблюдения правил
техники безопасности;
проверка правильности выполнения учащимися трудовых приемов и тех-
нологического процесса выполнения работы;
проверка правильности пользования чертежами, инструкционными и тех-
нологическими картами;
оказание помощи учащимся при наладке и пуске оборудования;
проверка хода выполнения работ (межоперационный контроль) и оказание
помощи учащимся;
проведение индивидуальных инструктажей, если учащийся начал допус-
кать ошибки;
проверка умения пользования технической и справочной литературы.
3.3. Анализ заключительного инструктажа
Основная цель заключительного инструктажа – подведение итогов урока.
На заключительном инструктаже проводится:
сообщение о достижении цели урока;
разбор совместно с учащимися типичных ошибок и характерных недостатков,
допущенных при выполнении работ, организации рабочих мест, указание путей
их предупреждения и устранения, анализ соблюдения правил техники безопас-
ности;
рассмотрение случаев потерь рабочего времени, допущение брака и анализ их
причин;
сообщение оценок за выполнение работы;
показ лучших учебно-производственных работ учащихся и анализ их работы;
сообщение учащимся темы следующего урока и выдача домашнего задания.
3.4. Рекомендации по составлению кратких выводов по уроку
3.4.1. Положительные моменты урока:
Активное влияние мастера на ход урока
Хорошая дисциплина на уроке
Применение ТСО
Высокая степень усвоения изучаемого материала
Высокая активность на уроке
Хорошая посещаемость занятий
22
Индивидуальный подход в обучении
Соблюдение принципа соединения производственного обучения с производи-
тельным трудом
Взаимопонимание и доверие во взаимоотношениях мастера и учащегося
Соблюдение принципа наглядности в обучении
Мастер удачно использует проблемные вопросы и ситуации.
Учащиеся умеют самостоятельно предупреждать и устранять неисправности
Высокая степень самостоятельности в выполнении задания
Удачно выбраны формы и методы обучения
Использование на уроке оборудования и технологий, отвечающих современ-
ным достижениям НТП (научно-технического прогресса)
Отличные знания методики организации и проведения урока
Четкая дикция мастера, спокойный голос, умение хорошо держаться
Учебно-производственные работы, выполняемые учащимися, связаны с темой
урока
Четко указаны цели и задачи урока
Мастер тактично ведет урок, с уважением относится к учащимся
Четко выдержаны все элементы урока
Мастер приводит яркие примеры из жизни
Мастер умело применяет личный показ во время проведения вводного инструк-
тажа.
3.4.2. Отрицательные моменты урока:
Неудовлетворительное санитарное состояние мастерской
Недостаточно четко выделяются основные элементы урока
Слабая степень усвоение материала урока
Низкая посещаемость занятий
Учащиеся изготавливают бесполезную продукцию
Высокие требования к обучаемым
Не используются ТСО
Недостаточно наглядности на уроке
Учащиеся не смогли самостоятельно выполнить задание
Неудачно выбраны методы обучения
На уроке не используется современное оборудование
На уроке не используются новые технологии и современные средства обучения
Мастер не владеет методикой проведения урока
Речь мастера вялая, безэмоциональная, скучная.
Мастер допускает крик, нервозность на уроке, тем самым, провоцируя неаде-
кватное поведение учащихся
Не выдержаны временные рамки основных элементов урока
Необоснованно затянута организационная часть урока
Во время вводного инструктажа до учащихся не доведены цели и задачи урока
Учащиеся выполняют однообразные упрощенные упражнения
Учебно-производственные работы, выполняемые учащимися, не связаны с те-
мой урока
23
Отсутствует связь теории с практикой (тема урока опережает теоретическую
подготовку)
ТЕЗАРУС
Активизация познавательной деятельности - такая организация познавательного про-
цесса, при которой учебный материал становится предметом активных мыслительных и
практических действий каждого обучаемого.
Активизация учебной деятельности - совокупность мер, предпринимаемых с целью ее
интенсификации и повышения эффективности. Осуществляется по трем направлениям:
педагогическому, социально-психологическому, социально-экономическому.
Активность в учении - принцип обучения, отражающий не просто деятельное состояние
студента, а качество деятельности, в которой проявляется личность самого студента с его
отношением к содержанию, характеру деятельности и стремлением мобилизовать свои
нравственно-волевые усилия на достижение учебно-познавательных целей. Принцип ак -
тивности в обучении по своей сути выражает общее требование к организации процесса
обучения, в котором процесс учения представляет собой самоуправляемую отражательно
преобразующую деятельность.
Алгоритм - последовательность выполнения задания; запись, определяющая ход действий
по выполнению задания, то есть план работы и ее выполнения на определенном этапе.
Алгоритм решения изобретательских задач - программа последовательных операций по
обработке изобретательской задачи путем выявления противоречия, из-за которого она
возникла, и его устранение.
Алгоритм управления обучением - система предписаний, определяющих характер и по-
рядок воздействия на студента извне для поддержания достаточной стабильности в выпол -
нении им алгоритма функционирования. Совокупность обоих алгоритмов и составляет пе -
дагогический или, более узко, дидактический процесс.
24
Алгоритм учебный - документ письменного инструктирования; четкое предписание о
наиболее целесообразном выполнении действий с учетом реальных условий, приводящих
кратчайшим путем к желаемому результату.
Алгоритмизированное обучение - обучение, при котором усвоение знаний идет путем
последовательного выполнения одной за другой логически взаимосвязанных операций.
Атрибут - неотъемлемое существенное качество какого-либо явления, объекта, их устой-
чивая характеристика.
Аудиовизуальные средства - средства, основанные на одновременной передаче информа-
ции для слуха и зрения студента (диа-, эпи-, графопроекторы), звуковые (радиопередачи,
магнитофонные и грамзаписи, лингафонные устройства), экранно-звуковые (кино, телеви -
дение, видеозаписи), средства программирования, компьютеры.
Воздействие педагогическое - влияние педагога на сознание, волю, эмоции воспитуемо-
го, на организацию его деятельности в интересах формирования знаний, умений, навыков,
определенных качеств личности.
Вопрос - особая мыслительная форма, содержащая информацию, которая нуждается в
уточнении или восполнении в виде ответа.
Версия (в педагогике) - одно из нескольких изложений (предположений) или объяснений
какого-либо факта или явления.
Внеурочные учебные занятия - различные виды самостоятельной учебной деятельности
студентов: выполнение текущих домашних заданий, подготовка докладов, рефератов, на -
писание сочинений; факультативные занятия, спортивные секции, индивидуальные заня -
тия, техническое творчество и другие виды самостоятельной образовательной деятельно -
сти по своему выбору.
Гигиена учебных занятий - система оптимальных, научно обоснованных требований к
организации учебного процесса - нормирование умственных и физических нагрузок, раци-
ональная организация занятий, чередование видов учебной работы в течение дня, недели,
учебного года.
Декомпозиция - расчленение целостного объекта на составные части, элементы.
Демонстрация наглядных пособий - способ наглядно-чувственного ознакомления сту-
дентов с изучаемым предметом, явлением, процессом.
Диагностика педагогическая - особый вид деятельности, представляющий собой озна-
комление и изучение признаков, характеризующих состояние и результаты процесса обу -
чения и позволяющий на этой основе прогнозировать, определять возможные отклонения,
пути их предупреждения, а также корректировать процесс обучения в целях повышения
качества подготовки квалифицированных специалистов.
25
Дисциплина технологическая - соблюдение режимов работы оборудования, технических
условий, последовательности, методов и способов обработки предметов труда. В основе
технологической дисциплины лежит выполнение параметров технологических процессов,
отступление от которых ведет к браку, ухудшению качества изделий, порче оборудования и
в конечном итоге к дополнительным затратам труда и материалов, снижению эффективно -
сти работы специалиста, участка, цеха, предприятия.
Дисциплина учебная - соблюдение правил, норм и требований организации жизнедея-
тельности учебного заведения и коллектива студентов и педагогов, направленной на разви -
тие личности студента. Это установленный порядок жизни, призванный обеспечивать пло -
дотворный труд студентов, педагогов, обслуживающего персонала и руководителей. Она
выражает гармонию интересов людей, объединенных в коллектив учебного заведения. Со -
знательная дисциплина студентов - это их ответственное отношение к учению, к различ -
ным видам учебной деятельности, осознанное и добровольное выполнение правил поведе -
ния и устава своего учебного заведения, режима его работы. Дисциплина - это норма орга -
низации учебной деятельности, готовность осознанно выполнять эти нормы, само -
контроль и самооценку поведения.
Диффузная группа - случайная, временная группа, в которой не может быть совместной,
т.е. единой (но не одинаковой), деятельности (дискотеки, просмотр фильма).
Закрепление знаний - процесс, который осуществляется на всех этапах обучения и позво-
ляет решать задачу прочности усвоения знаний.
Занятие семинарское - одна из форм учебной работы, цель которой подвести итог само-
стоятельной работы студентов над литературой, помочь им глубже разобраться в изучае -
мой теме путем коллективного обсуждения под руководством преподавателя коренных, ак -
туальных ее вопросов.
Зачет - одна из форм итоговой проверки и оценки полноты и прочности знаний студентов.
Игра деловая (производственная) - активный метод обучения. Обеспечивает эффектив-
ную организацию взаимодействия преподавателя (мастера) и студентов, реальную практи -
ческую значимость полученных студентами знаний и умений, их перенос в новые истин -
ные условия.
Изложение нового материала - составная часть учебного процесса в общеобразователь-
ной школе, в средних и высших учебных заведениях.
Индивидуализация обучения - такой подход к организации учебного процесса, при кото-
ром учитываются личностные особенности студентов, их социальный и учебный опыт, а
также уровень интеллектуального развития, познавательный интерес, социальный статус,
режим жизнедеятельности и другие факторы, оказывающие влияние на успешность уче -
ния.
26
Интеллектуальная деятельность - сознательная самоорганизация познания мира челове-
ком; активное стремление к познавательной (мыслительной) деятельности. Синонимы -
познавательная, умственная деятельность.
Интеллектуальные приемы - такие мыслительные операции, как синтез, обобщение,
конкретизация, классификация, систематизация, аналогия, моделирование, абстрагирова -
ние, акцентуация, алгоритмизация, универсализация и др.
Интенсификация обучения - достижение целей обучения с минимальными затратами сил
студентов и преподавателей с одновременным учетом таких показателей, как высокое ка -
чество обучения и экономия времени.
Информатика - наука, занимающаяся изучением закономерностей, методов и способов
формирования, накопления, преобразования, хранения, передачи и использования всех ви -
дов информации, решением проблем создания, внедрения и использования современных
средств вычислительной и информационной техники, средств связи и технических нако -
пителей информации.
Информационная технология обучения - процесс подготовки и передачи информации
обучаемому, средством осуществления которого является компьютер.
Информационные процессы - средство (источник) воздействия в ходе управления обуче-
нием: рассеянного и направленного характера процессы.
Кабинет учебный - специально оборудованное помещение для проведения определенных
занятий по одной из дисциплин учебного плана.
Кабинетная система - система организации обучения, помогающая значительно обога-
тить педагогический процесс, собрать большой объем информации, приспособить обору-
дование к студенту, совершающему определенный вид деятельности. Здесь возможна орга -
низация научной работы студентов, самостоятельная познавательная и творческая деятель -
ность.
Карты планирования учебного процесса для каждого занятия (группы занятий) - разра-
ботка комплектов дидактических материалов, их систематизация, хранение и алгоритм ис -
пользования студентами в процессе познавательной деятельности.
Класс-кабинет - место для учебной деятельности преподавателя и студентов с современ -
ным оборудованием, техническими средствами и оптимальными условиями труда, с над -
лежащим уровнем автоматизации учебного процесса.
Кабинетно-урочная система – обучение, предусматривающее работу педагога с группами
студентов установленного неизменного состава. В течение академического часа, именуе -
мого уроком, педагог осуществляет контроль усвоения предыдущего материала, сообщает
новые знания и проверяет их закрепление.
27
Классификация вопросов студентам (в процессе учебно-познавательной деятельности) -
простые, сложные, целевые (ориентирующие, направляющие, наводящие, подсказываю -
щие), информационные, проблемные . Оптимальное сочетание этих типов вопросов позво-
ляет преподавателю управлять деятельностью студентов.
Конспект - краткое письменное изложение какого-либо произведения, статьи, доклада,
лекции, включающее в сжатой форме основные положения и их обоснования фактами,
цифрами, примерами.
Консультация - письменное или устное разъяснение специалиста, преподавателя, методи-
ста по сложному теоретическому, методическому вопросу, проблеме. Консультация - важ -
ная форма учебной работы, необходимая предпосылка плодотворного самостоятельного
изучения той или иной темы. Консультации могут быть индивидуальными и групповыми.
Контрольная работа - одна из форм проверки и оценки усвоенных знаний, получения ин-
формации о характере познавательной деятельности, уровне самостоятельности и актив -
ности студентов в учебном процессе, об эффективности методов, форм и способов учеб -
ной деятельности.
Контроль качества учения – определение достигнутого уровня знаний или выявление
разницы между реальным и запланированным уровнем освоения учебной программы.
Материально-техническая база (обеспечение) - система экономических и материальных
факторов, обеспечивающих деятельность учебного заведения.
Междисциплинарные связи – система содержательных и процессуальных связей при
изучении различных учебных дисциплин.
Метод проведения занятий - способ передачи знаний и их усвоения студентам.
Методы формирования чувств - методы стимулирования познания и деятельности, ис-
пользуются в единстве с методами формирования сознания и деятельности.
Модель учебного плана – форма представления учебного плана, отражающая основные
инвариантные структурные компоненты содержания профессионального образования.
Новые информационные технологии в образовании - технологии обучения, воспита-
ния, научных исследований и управления, основанные на применении вычислительной и
информационной техники и специального программного, информационного и методиче-
ского обеспечения.
Обобщение - один из процессов познания, состоящий в мысленном выделении признаков
(свойств) предметов (явлений) и объединении их на основе общности существенных черт.
Обобщение в учебном процессе осуществляется в единстве с другими процессами - анали -
зом, синтезом, сравнением, абстракцией.
28
Обратная связь - понятие, означающее воздействие результатов функционирования ка-
кой-либо системы (объекта) на характер этого функционирования.
Обучающая программа - совокупность некоторой учебной информации, изложенной в
определенной системе, специальных заданий по выполнению студентами определенных
умственных и физических действий, нужных для усвоения приемов интеллектуального
или материального труда и необходимых указаний для правильного выполнения этих зада -
ний.
Обучение – процесс передачи и активного усвоения знаний, навыков и умений, а также
основ познавательной деятельности.
Обученность - результат учения, проявляющийся, в частности, как профессиональная
подготовленность. Она выполняет роль посредника между единым тарифно-квалификаци -
онным справочником, квалификационной характеристикой и учебными программами,
учебниками, разработками учебных занятий.
Оптимизация учебной программы (в ходе ее разработки) - выбор целесообразных
способов организации дидактических процессов и рекомендация этих способов педагогу в
объяснительной записке или примечаниях к отдельным темам программы в виде возмож -
ных карт-планов дидактического процесса. К программе нужно разработать тестовый
сборник - как инструмент для проверки и самопроверки качества реализации программы.
Организационно - педагогические средства - разнообразная учебно-программная доку-
ментация: учебные планы и программы, экзаменационные билеты, карточки-задания,
учебные пособия, методические рекомендации и т.д.
Организация занятия - способ придать ему структуру, определить временные рамки, со-
став участников, разработать программу взаимодействия со студентами, обеспечить сред -
ствами проведения и т.д.
Открытое занятие - форма изучения и распространения опыта работы преподавателя.
Педагогические средства - составная часть материально-технической базы; это матери-
альные объекты, предметы, предназначенные непосредственно для организации и осуще-
ствления педагогического процесса и выполняющие функции развития студентов (учебно-
лабораторное и производственное оборудование, учебно-наглядные пособия, дидактиче-
ская техника (ТСО), организационно-педагогические средства воспитания, документация,
программы, экзаменационные билеты, карточки-задания, учебные пособия, методические
рекомендации).
Повторение материала - прием обучения, предполагающий воспроизведение, обобщение,
систематизацию и закрепление ранее усвоенных знаний, умений и навыков для их даль -
нейшего совершенствования и использования применительно к решению новых учебных
задач.
29
Подготовка процесса обучения (с учетом современной технологии обучения) - создание
учебно-методических комплектов, включающих: источники учебной информации, методи -
ческие указания, обеспечивающие их правильное использование.
Познавательная деятельность - сознательная организация и самоорганизация познания
явлений действительности.
Поурочно-тематический план - план, составленный по одной из дисциплин и включает
перечень тем, задачи их изучения, количество отводимых на темы часов, междисципли -
нарные связи, методическое обеспечение.
Предметные кружки - важное средство профессиональной ориентации студентов. Они
развивают у студентов творческие способности, формируют навыки самостоятельной, ис -
следовательской, изобретательской работы.
Пример - факт, конкретный случай, который приводится на занятиях, в частности с целью
пояснения, освещения того или иного вопроса или в качестве довода (аргумента) в ходе
доказательства истинности или ложности какого-либо тезиса (положения).
Проверка знаний - составная часть процесса обучения в системе образования; позволяет
оценить деятельность студентов, определить прочность и уровни усвоения сформирован -
ных понятий и умений.
Процесс обучения (учебный процесс) – совокупность последовательных и взаимосвязан-
ных действий преподавателя (мастера производственного обучения) и руководимых им
студентов, направленных на сознательное и прочное усвоение системы знаний, навыков и
умений, формирование умения применять их в жизни, на практике, развитие самостоя -
тельного мышления, наблюдательности и других полезных способностей студентов, овла -
дение элементами культуры умственного и физического труда.
Развивающее обучение – тип обучения, в котором развитие человека является не побоч -
ным продуктом, а прямой и главной целью. Основные особенности развивающего обуче -
ния: студент превращается в субъект познавательной деятельности; развивается на фор -
мировании механизмов мышления, а не на эксплуатации памяти; познавательная деятель -
ность студента осуществляется в единстве эмпирического и теоретического познания; про -
цесс познания строится на приоритете дедуктивного способа познания; основа процесса
обучения – учебная деятельность студентов в ходе выполнения учебных заданий.
Самообразование – самостоятельная, целенаправленная учебная деятельность с целью
изучения каких-либо вопросов или проблем с периодическими консультациями у специа -
листа или без них.
Самоконтроль – сознательная самооценка и регулирование студентами своих действий в
соответствии с поставленной целью и существующими правилами выполнения учебных и
учебно-производственных заданий.
30
Самообучение - процесс непосредственного получения человеком опыта поколений по-
средством собственных устремлений и самим выбранных средств.
Стимулирование - побуждение, ускорение, улучшшение качества познавательной и тру -
довой деятельности, создание для нее благоприятных условия.
Творческая активность - высшая форма трудовой активности, связанная с качественны -
ми изменениями трудовой деятельности. Это свойство целостной личности, для которой
труд имеет самостоятельную ценность.
Тематическое планирование - важнейшее средство совершенствования организации
учебного процесса. Оно заключается в разработке перспективы целой учебной темы, части
большой темы или небольшого раздела программы. Оно помогает продумать и осуще-
ствить стройную систему работы преподавателя и студентов по всей планируемой теме,
продумать и учесть различные компоненты системы занятий, знание которых помогает
правильно рассчитать логику учебного процесса. Тематическое планирование позволяет
соблюсти преемственность содержания и методов обучения на данном занятии с предше -
ствующими и последующими занятиями, организовать учебный процесс на основе глав -
ных идей темы и учебной дисциплины в целом, спроектировать связь материала данной
темы с логически связанным материалом по другим дисциплинам учебного плана, с жиз -
нью, с практикой.
Техническое творчество студентов - деятельность студентов в области техники, ре-
зультат которой обладает личной или общественной значимостью и субъективной или
объективной новизной. Понятие "техническое творчество студентов" используется для ха-
рактеристики двух различных процессов: направления учебно-воспитательной работы с
целью развития способностей студентов к творчеству и творческой деятельности студен -
тов по созданию технических объектов. Под результатом творческой деятельности следует
понимать не только сами технические объекты, но и определение способов их создания и
усовершенствования, предложения по разработке технологических процессов или их эле -
ментов и т.п.
Управление обучением - всякое воздействие извне на студента с целью поддержания или
изменения алгоритма его функционирования.
Управлять познавательным процессом - ставить вполне достижимую цель перед про-
цессом познания на занятии, отбирать и дозировать учебный материал, методы преподава -
ния и учения, регулировать и координировать учебную деятельность, контролировать ее.
Управляющая функция преподавателя - планирование процесса обучения (содержания
и методов), реальное воплощение плана, постоянное наблюдение за ходом процесса и его
результатами, регулярная коррекция выбранных средств обучения в соответствии с по -
ставленными целями подготовки специалиста.
Усвоение знаний - познавательная деятельность, направленная на полное овладение зна-
ниями, умениями, навыками.
31
Учебная деятельность - особый вид активной деятельности студентов по усвоению зна-
ний, а также деятельность педагога, создающая условия для усвоения знаний и обеспечи -
вающая умственное развитие студентов. Учебная деятельность предполагает: выполнение
студентами соответствующих действий с учебным материалом; превращение усваиваемо -
го материала в прямую цель этих действий. Учебная деятельность способствует развитию
разнообразных приемов не только преподавания, но и, прежде всего, учения.
Учебная дисциплина -соблюдение правил, норм и требований организации жизнедея-
тельности учебного заведения, коллектива студентов и педагогов, направленной на разви -
тие личности студента. Это определенным образом установленный порядок жизни, при -
званный обеспечивать плодотворный труд студентов, педагогов, обслуживающего персо-
нала и руководителей. Она должна выражать гармонию интересов людей, объединенных в
педагогический коллектив.
Учебная мебель - составляющая учебно-лабораторного оборудования, предназначенная
для создания максимально благоприятных условий для студента в его познавательной дея -
тельности.
Учебная программа - проект конкретной учебной дисциплины, внесенной в учебный
план. В ней изложены цели изучения дисциплины, и ее содержание через разделы, темы,
их последовательность и продолжительность. Программа содержит основной понятийно-
терминологический аппарат, который должен освоить студент, чтобы сформировать свою
профессиональную речь. Закладывает методические основы формирования профессио -
нального мышления, в частности, технического. Она определяет дозировку технических,
технологических, организационно-экономических знаний по дисциплине. Учебная про-
грамма представляет собой некую целостность предметного содержания и некоторых
средств его усвоения, развития и воспитания студентов.
Учебная программа рабочая – разработанная на основе примерной (типовой) учебной
программы применительно к конкретному учебному заведению, с учетом регионального
компонента стандарта профессионального образования.
Учебная программа типовая – документ, который действительно раскрывает обязатель-
ные (федеральные) компоненты содержания обучения и параметры качества усвоения
учебного материала по конкретной дисциплине примерного (типового) учебного плана.
Учебно-методические пособия-руководства и адекватные методы их использования -
продукт творческой деятельности преподавателя, направленный на организацию и обеспе -
чение эффективной самостоятельной учебной работы каждого студента на аудиторных за -
нятиях в учебно-производственных мастерских, дома.
Учебно-наглядные пособия - это то, что показывается или проигрывается с помощью и
посредством технических средств или самим педагогом вручную (плакаты, карты, диа -
фильмы, слайды, фонозаписи, муляжи, педагогические программные средства).
Учебный план - модель профессионально-технического образования, посредством кото-
рой определяется содержание, формы и порядок обучения специалистов. Это документ де -
ятельности любого учебного заведения, на его основе строится педагогический процесс.
32
Учебный план рабочий – учебный план, разработанный для конкретного образовательно-
го учреждения с учетом выбранной специализации и требований регионального компонен -
та стандарта профессионального образования.
Учебный план типовой – документ рекомендательного характера, устанавливающий
перечень и объем учебных циклов и предметов применительно к профессии и специально -
сти с учетом степени квалификации, минимального (базового) срока обучения, определяю -
щий степень самостоятельности региональных органов образования, образовательных
учреждений в разработке рабочей и учебной документации.
Учебный процесс - конкретный вид целостного педагогического процесса, который реа-
лизует цели образования, воспитания и общего развития личности в таких специфических
организационных формах обучения, как лекция, учебное занятие, экскурсия и др. Учеб-
ный процесс характеризуется активным взаимодействием специально организованного
общения преподавателей и обучаемых. Источником развития учебного процесса является
противоречие, возникающее между выдвигаемыми требованиями к обучаемым и уровнем
их реальных учебных возможностей в данный момент. Разрешение этих противоречий ве -
дет к дальнейшему формированию личности.
Для эффективного осущесвления учебного процесса необходимы определенные условия:
учебно-материальные (учебные помещения, наглядные пособия, дидактический материал,
технические средства и др.), учебно-гигиенические (оптимальный световой, воздушный,
температурный режим), морально-психологические (моральный комфорт в коллективе,
соблюдение норм педагогической этики, такта в общении с обучаемыми и пр.). Форма за-
нятия - система организации, внутренняя структура занятия, определенный порядок его
проведения.
Эвристическая беседа - один из методов проблемного обучения, применяемый на заняти-
ях.
33
5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В быстро меняющемся мире невозможно работать по старому. Развитие
высоких технологий, всеобщая компьютеризация, INTERNET а самое главное
изменение
сознания
человека,
заставляют
педагогов
и
маст ер о в
производственного
обучения
пересматривать,
свои
учебные
программы
и
методики
преподавания.
Тенденции
развития
современных
образовательных
технологий напрямую связаны с гумманизацией образования, способствующей
самоактуализации
и
самореализации
личности.
В
документах
ЮНЕСКО
технология профессионального обучения рассматривается как системный метод
создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения
знаний с учётом технических, человеческих ресурсов и их взаимодействия.
Широкое распространение получают идеи педагогов-новаторов в разра-
ботке новых, современных педагогических технологий в профессиональном обу-
чении. Новые технологии позволяют активизировать деятельность учащихся на
уроке, переводят отношения учитель-ученик из субъект-объектных в субъект-
субъектные.
Одним из важнейших факторов влияющих на создание современных пе-
дагогических технологий в профессиональном обучении является огромный по-
ток информации, который должен качественно перейти в знания, умения и навы-
ки ученика, в противовес ограниченности времени, установленной классно-уроч-
ной системой.
Система профессионального образования, как и система образования в
целом, призвана удовлетворять потребности рынка труда в высококвалифициро-
ванных, конкурентоспособных специалистах. Для того, чтобы выпускники могли
конкурировать на мировом рынке труда, необходимо придать обучению лич-
ностно-ориентированный характер, сделать процесс освоения учащимися знаний,
умений и навыков эмоционально стимулирующим: поощрение инициативы уча-
щихся, разработка учебных программ максимально развивающий потенциал и
творческие способности учащихся, отношения сотрудничества и взаимодействия
с учащимися. Это, в первую очередь, возможно при качественном планировании
и своевременным обеспечением учебного процесса учебной и справочной ли-
тературой, материалами, заготовками, инструментами, документацией, созданием
учебно-методических комплексов по каждому предмету и виду производственной
обучения, тщательная подготовка к уроку и создание единой планирующей доку-
ментации.
34
6. ЛИТЕРАТУРА
1.
Скакун В.А. Организация и методика профессионального обучения - М,
2007 – 336с
2.
Скакун В.А. Основы педагогического мастерства - М, 2008 – 208с
3.
Кругликов Г.И. Методика профессионального обучения с практикумом - М,
2005 – 288с
4.
Устемиров К., Шаметов Н.Р., Васильев И.Б. Профессиональная педагогика
- Алматы, 2005.-432с
5.
Жиделев М.А., Коваленко И.Г., Саюшев В.А. – Организация и методика
производственного обучения – М, 1978.- 399с
35
Стр.
Введение …………………………………………………………….. 5
1. Характеристика документов мастера п/о ……………………….. 6
2. Основные объекты изучения и анализа при посещении урока
производственного обучения ………………………………………. 18
3. Составление анализа урока производственного обучения …….. 22
4. МПО в вопросах и ответах ..……………………………………… 25
5. Заключение …………………………………………………………..74
6. Литература…………………………………………………………. 76
36