Напоминание

"Методика производственного обучения в вопросах и ответах"


Автор: Бакуров Александр Юрьевич
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Курганский технологический колледж
Населённый пункт: с.Шмаково, Курганская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Методика производственного обучения в вопросах и ответах"
Раздел: среднее профессиональное





Назад





А.Ю.Бакуров

ОРГАНИЗАЦИЯ, МЕТОДИКА

ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ В

ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ

Шмаково 2016

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ ШМАКОВСКИЙ ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «КУРГАНСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Н.Я. АФИНАГЕНОВА
ОРГАНИЗАЦИЯ, МЕТОДИКА

ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ В

ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ
2

Шмаково 2016

Рецензия
Качественную подготовку квалифицированных рабочих возможно вести только при хорошо организованной материально-технической базе теоретического и производственного обучения. Особенностью обучения в профессиональной школе или колледже является то, что обучение в мастерских, лабораториях должно сочетаться с обучением в условиях производства. Большую роль в обучении играет его комплексно- методическое обеспечение, которое включает учебно-методические средства обучения и учебно-методическую документацию. В настоящее время стоит задача разработки и создания оптимальной системы учебно-методической документации необходимой для качественного обучения профессии в рамках времени и содержания, определяемых учебным планом и программами. Данное пособие поможет будущим мастерам производственного обучения качественно и с наименьшими затратами времени и сил составить планирующую документацию для проведения урока производственного обучения и лабораторно- практического занятия, а также составить анализ урока. 3

ВВЕДЕНИЕ


ВведениеФедеральных государственных образовательных стандартов РФ в целях обеспечения качества профессиональной подготовки рабочих и специ- алистов различного уровня, учет требований рынка труда и социально-эко- номических изменений в обществе обуславливают принципиально новое со- держание подходов к уровням профессиональной компетентности обучае- мых. Квалифицированный работник должен быть готов к выполнению работы, технология которой требует творческого подхода, самостоятельного выбора опти- мального варианта выполнения. Кроме того, необходимо формировать у учащих- ся активную жизненную позицию – понимание того, что только от уровня соб- ственной подготовки, стремления к постоянному самообразованию, зависит воз- можность обеспечения достойной жизни. В рекомендациях ЮНЕСКО и МОТ, рассмотрены четыре основополага- ющих принципа образования: 
научиться приобретать знания
– т.е. становление и дальнейшее разви- тие личности предполагает непрерывное познавание нового, в том числе самообразование; 
научиться работать
– подразумевается не просто выполнение работы, а деятельностный подход к любому порученному делу (умение оцени- вать результаты работы на каждом из этапов, корректировать свою дея- тельность); 
научиться жить –
уметь адаптироваться к условиям быстро меняюще- гося мира, творчески реализовывать себя в личной жизни и профессио- нальной деятельности; 
научиться жить вместе
– сформировать эмоционально - ценностное отношение к миру, к людям, к себе. Для подготовки конкурентоспособного специалиста в современных условиях основополагающее значение приобретает подготовка мастера производственного обучения к уроку. Успех (или неудача!) каждого отдельного урока зависит от под- готовки и продумывания всех этапов урока. Следовательно, необходимо соста- вить тщательно продуманный план проведения занятия. 4

1.

ХАРАКТЕРИСТИКА ДОКУМЕНТОВ МАСТЕРА

ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
Содержание образования в профессиональных учебных заведениях определяется целым рядом документов. Совокупность общих требований по каждому уровню образования определяет
Федеральный

государственный

образовательный

стандарт
в котором предусмотрены параметры, принимаемые в качестве государственной нормы образованности Содержание образования и обучения отражено в учебных планах
Учебный план –
это нормативный документ, отражающий основные требованию к содержанию образования по конкретной профессии и специализации. В учебном плане определен перечень, объем, последовательность и сроки изучения предметов, виды и продолжительность производственного обучения, основные формы организации учебного процесса и контроля знаний, умений и навыков учащихся, поэтапную и итоговую аттестацию в различные периоды обучения.
Тематический план –
это документ, который разделяет обучение на отдельные темы, расположенные в порядке, определяемом сложностью учебного материала. В тематическом плане указано количество времени в часах, выделенное на изучение каждой темы. В работе мастера производственного обучения используется два вида тематических планов: 
Типовой тематический план
– в котором учитывается типовая последовательность учебных тем и ориентировочное количество часов для изучения каждой темы. 
Рабочий (фактический) тематический план
– отличается от типового тем, что в нем учитывается профессия по которой ведется подготовка в учебном заведении, материально- техническое и дидактическое оснащение, индивидуальные условия, в которых работает мастер или преподаватель, а также от опыта работы и квалификации педагога.
Учебные

программы

по

производственному

обучению
– это нормативный документ, определяющий какими профессиональными знаниями, трудовыми приемами, способами и видами деятельности должны овладеть учащиеся по каждой теме или виду работ.
Учебники

и

учебные

пособия


один из основных источников знаний по учебному предмету или виду производственной деятельности. 5
Учебник отличается от учебного пособия тем, что он составлен в полном соответствии с программой, а учебное пособие может от нее отступать. Требования к учебным пособиям не отличаются от требований к учебникам. Мастер производственного обучения или преподаватель сам решает какую учебную книгу принять за основу. Учебная, учебно-производственная и производственная деятельность учащихся профессиональных учебных заведений протекает в различных организационных формах. Основной формой обучения как при теоретическом, так и производственном обучении является урок (исключение составляет обучение учащихся в период производственного обучения на производстве). Для обеспечения четкой организации процесса производственного обуче- ния мастер должен тщательно продумать и спланировать его конкретное содержа- ние, последовательность, способы организации, ожидаемые результаты. Мастер производственного обучения, закрепленный за группой должен иметь следующие планирующие документы:  перспективно-тематический план;  перечень учебно-производственных работ по профессии;  графики чередования звеньев по рабочим местам (или графики обучения вождению);  инструкционные и инструкционно-технологические карты;  план урока. Одним из элементов подготовки к уроку является составление планирующей документации - это , прежде всего
,

перспективно-тематический план и план

урока

.
Для опытных педагогов не составит труда грамотно выполнить эти документы. Проблема возникает когда молодой специалист или квалифицированных работник с производства приходят в профессиональные учебные заведения. Примерная форма, разработанная на основе обобщения опыта перспективно- тематического планирования в учебных заведениях профессионального образова- ния, приводится в приложениях. Ниже приводятся некоторые рекомендации при заполнении отдельных граф перспективно – тематического плана и планов урока.
1.1 Формы организации учебной работы на занятии

Типы уроков производственного обучения:
► Вводный урок ► Урок по изучению типовых приемов и операций ► Урок по выполнению простых комплексных работ ► Урок по выполнению сложных комплексных работ ► Контрольно-проверочный урок ► Совмещенный (бинарный урок)
Неурочные формы обучения:
► Урок-экскурсия 6
► Выполнение учащимися домашних заданий ► Учебная конференция ► Консультации, групповые и индивидуальные занятия ► Факультативные занятия ► Кружки технического творчества ► Практические зачеты ► Олимпиады, конкурсы ► Диспуты ► Индивидуальное прикрепление учащихся к квалифицированным рабочим ► Обучение учащихся в составе ученических бригад ► Обучение учащихся в составе бригад квалифицированных рабочих ► Обучение учащихся на штатных рабочих местах и др.
1.2 Цели урока :

Образовательная (обучающая, познавательная, учебная)
● Дать представление учащимся о ... ● Сформировать у учащихся понятие (представление) о ... ● Подвести к выводу о ... ● Научить применять знания по теме “..............” на практике и в повседневной жизни ● Устранить пробелы в знаниях по теме..... ● Обучить новому способу действия ● Сформировать умение находить связь между понятиями ..... ● Научить учащихся выполнять задания по образцу ● Формирование умений применять полученные знания на практике ● Формирование умений применять полученные знания для решения учебно-производственных задач
Развивающая:
● Развитие умений выделять существенные признаки и свойства ● Развитие абстрактного мышления ● Формирование умений воспринимать и осмысливать знания в готовом виде... Выделять главное, составлять план, тезисы. ● Развитие познавательной активности, самостоятельности. ● Развитие умений работать в должном темпе – читать, писать, чертить, конспектировать ● Развитие внимания, наблюдательности, настойчивости в достижении целей. ● Развитие конструкторско-технических умений, нешаблонно, творчески подходить к решению разнообразных задач. ● Формирование и развитие культуры труда 7
● Развитие инициативы, уверенности в своих силах, развитие настойчивости, умения преодолевать трудности ● Развитие умений самостоятельно приобретать знания, привычек самообразования и совершенствования в избранной профессии.
Воспитывающая:
 Воспитание уважения к труду  Воспитание бережного отношения к учебному оборудо- ванию и инструментам  Воспитание любви к избранной профессии  Воспитание чувства товарищества, взаимовыручки, вза- имоуважения, коллективизма  Воспитание самостоятельности и ответственности в принятии решений  Воспитание патриотизма и любви к Родине  Воспитание усидчивости, умения выполнять однообраз- ную монотонную работу.  Воспитание культуры труда, культуры речи.
1 . 3 Методы

обучения,

используемые

в

работе

мастера

производственного обучения:

1. Словесные методы
 Устное изложение материала (рассказ, объяснение, беседа, лекция)  Работа с технической литературой  Учебная дискуссия  Инструктаж  Письменное инструктирование  Звукозапись  Телевидение
2. Письменное инструктирование
 Инструкционные карты  Инструкционно-технологические карты  Учебные алгоритмы  Карточки-задания
3. Наглядно-демонстрационные
 Демонстрация наглядных пособий  Показ трудовых приемов и операций  Самостоятельное наблюдение учащихся  Использование технических средств обучения 4
. Практические методы
 Упражнения  Лабораторно-практические работы 8
 Графические работы  Упражнения на тренажерах  Упражнения на учебном оборудовании и технике  Учебно-производственные экскурсии.
1.4 Виды самостоятельной работы на уроке
Для заполнения этой графы перспективно-тематического плана и плана урока необходимо перечислить те виды самостоятельной работы, которые планируется использовать на данном уроке: o Решение задач творческого характера o Упражнения o Работа с технической, справочной и др. литературой o Разработка технологической схемы o Разработка инструкционных или инструкционно-технологиче- ских карт o Работа с текстом, первоисточниками, словарем o Сборка, разборка узлов или агрегатов o Составление отчета o Выполнение схем, чертежей, эскизов, рисунков o Самостоятельная работа по выявлению неисправностей оборудо- вания o Анализ (самоанализ) ошибок в выполненной работе o Работа с раздаточным материалом и др.
1.5 Вводный инструктаж.
Содержание вводного инструктажа мастера может быть примерно следующим:  ознакомление учащихся с темой и целью предстоящего занятия,  ознакомление учащихсяс содержанием учебного задания предстоящей работы, с чертежами, технологическими картами и техническими требо- ваниями;  показ необходимых материалов, инструмента и приспособлений,  показ наиболее рациональных приемов и способов выполнения задания, готовых изделий;  объяснения методов контроля качества работы,  объяснение правил техники безопасности,  проведение пробного выполнения учащимися показанных новых прие- мов, повторные показы и объяснения приемов работы, в выполнении ко- торых большинство учащихся допускает ошибки;  проверка усвоения учащимися изложенного материала путем привлече- ния нескольких учащихся для демонстрации приемов работы и объясне- ния способов выполнения задания. 9
На некоторых занятиях (например, по вождению тракторов, комбайнов и автомо- билей) следует объяснить и место занятия, маршрут движения.
1.6 Текущий инструктаж.
После окончания вводного инструктажа, получив задание, учащиеся при- ступают к самостоятельному выполнению запланированных работ. Эта часть урока является основной. Цель текущего инструктажа – контроль за правильностью выполнения учебно-производственных работ. Как правило, во время текущего инструктажа мастер делает обходы рабочих мест уча- щихся. Примерные цели обходов:  проверка правильности организации рабочих мест и соблюдения правил тех- ники безопасности;  проверка правильности выполнения учащимися трудовых приемов и техно- логического процесса выполнения работы;  проверка правильности пользования чертежами, инструкционными и техно- логическими картами;  оказание помощи учащимся при наладке и пуске оборудования;  проверка хода выполнения работ (межоперационный контроль) и оказание помощи учащимся;  проведение индивидуальных инструктажей, если учащийся начал допускать ошибки;  проверка умения пользоваться технической и справочной литературой;
1.7 Заключительный инструктаж.
Каждый урок в производственном обучении заканчивается заключитель- ным инструктажем. Основная цель заключительного инструктажа – подведение итогов урока. На заключительном инструктаже проводится:  сообщение и достижение цели урока;  разбор совместно с учащимися типичных ошибок и характерных недостатков, допущенных при выполнении работ, организации рабо- чих мест, указание путей их предупреждения и устранения, рабочих мест, указание путей их предупреждения и устранения, анализ соблюдения правил техники безопасности;  рассмотрение случаев потерь рабочего времени, допущения брака и анализ их причин;  сообщение оценок за выполнение работы; 10
 показ лучших учебно-производственных работ учащихся и анализ их работы;  сообщение учащимися темы следующего урока и выдача домашнего задания.
1.8. Домашнее задание
Домашнее задание мастер ведет в зависимости от содержания предстоя- щего учебного материала, и вида, и периода обучения. Во время изучения операционных тем домашнее задания могут включать следующие моменты:  изучение предстоящего учебного материала по учебнику, конспекту и другим пособиям;  выполнение рабочего чертежа той детали, которую предстоит учащемуся изготовить на очередном уроке;  составление операционной карты и т.д. В период выполнения комплексных работ тематика домашних заданий может быть такой:  выполнение рабочего чертежа изделия, которое предстоит изготовить на очередных занятиях;  составление технологии выполнения работы;  дополнение недостающих данных в технологической карте и т.д.
1.9 Перечень учебно-производственных работ по

профессии
Перечень учебно-производственных работ по профессии – это документ, который устанавливает конкретные работы, предназначенный для выполнения учащимися данной конкретной работы, предназначенные для выполнения учащи- мися данной профессии в процессе обучения, а мастерских и научных участках. При подборе учебно-производственных работ необходимо учитывать сле- дующее:  требования учебной программы;  работы (изделия), как правило должны иметь производственную ценность;  учебно-производственные работы должны быть посильными для выпол- нения их учащимися по степени сложности, точности, физическим уси- лиям и объему необходимых профессиональных знаний;  учебно-производственные работы должны подбираться с учетом посте- пенного их усложнения как в пределах одной темы, так и при переходе от одной темы к другой; 11
 учитывать материально-техническую базу мастерских, заказы предприя- тий, хозяйственной части школы, учебных кабинетов, лабораторий, ма- стерских, населения. Перечень учебно-производственных работ составляется мастером произ- водственного обучения под руководством старшего мастера.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ РАБОТ
«
Подготовка сельскохозяйственных агрегатов к работе»
№ п/п № темы Наименование работ Наименование изделий 1 1 Вводное занятие. Техника безопасности при работе и об- служивании трактора Учебный комбайн, н а б ор инструментов и заправочного ин- вентаря, топливосмазочные и обти- рочные материалы, медицинская ап- течка 2 2 Органы управления тракто- ром, положение за рулем Комбайн, заправочное оборудо- вание, инструмент, контрольно- измерительные приборы, меди- цинская аптечка 3 3 Подготовка двигателя к пуску. Запуск двигателя Комбайн, учебный полигон, маршрутный лист, топливосмазоч- ные материалы, медицинская аптеч- ка 4 4 Трогание с места и оста- новка, переключение передач при работающем двигателе Комбайн, маршрутный лист, ме- дицинская аптечка 5 5 Вождение трактора по маршруту передним, задним хо- дом, с поворотами Комбайн, маршрутный лист, ме- дицинская аптечка 6 6 Вождение трактора в ноч- ное время Комбайн, маршрутный лист, фары ФГ-304, медицинская аптечка
1.10 График чередования звеньев по рабочим местам
График чередования звеньев по рабочим местам составляется при звенье- вой или бригадной форме организации занятий для обеспечения прохождения всеми учащимися заданий, согласно учебных программ мастером составляется график чередования звеньев и учащихся по рабочим местам. При разработке графика следует планировать работу каждого звена на всех рабочих местах, а также добиваться фронтальности их продвижения. При составлении графика чередования необходимо предусмотреть, чтобы 12
 число звеньев (бригад) соответствовало числу рабочих мест;  каждый учащийся проходил обучение на всех рабочих местах;  на одном рабочем месте обучалось лишь одно звено учащихся;  время обучения на всех рабочих местах должно быть одинаковым;  сокращать количество учащихся в звеньях путем увеличения количества рабочих мест. К составленному графику необходимо приложить список учебных групп по звеньям. Форма графика чередования звеньев по рабочим местам может быть сле- дующей.
График

чередования звеньев по рабочим местам по обучению
учащихся ремонтным работам
№ рабочих мест

раб. мест

Наименование рабочих мест

Кол-во уч-ся в

звене

Чередование звеньев

I зв.

6 ч.

II зв.

6 ч.

III зв.

6 ч.

IV

зв.

6 ч.

V

зв.

6 ч.
1. Вводное занятие. Техника без- опасности при работе и обслужива- нии трактора 6 I II III IV V 2. Органы управления трактором, положение за рулем 6 II III IV V I 3. Подготовка двигателя к пуску. Запуск двигателя 6 III IV V I II 4. Выполнение операций ежесменного технического обслуживания тракто- ров и подготовка их к работе. 6 IV V I II III 5 Выполнение операций ежесменного технического обслуживания прицепов и подготовка их к работе. 6 V I II III IV Чередование звеньев производить через 6 часов. Приложение: список учащихся группы № __ по звеньям. Мастер п/о _____________ 13

Образец заполнения перспективно-тематического плана
№ уроков Количество часов Наименование разделов и тем
1

2

3

ТЕМА «Подготовка гусеничных и колесных тракторов к работе и

управление ими на различных передачах» (18 часов)

1

6
Подготовка колесного и гусеничного тракторов к работе
2

6
Подготовка прицепа к работе
3

6
Комплектование транспортного агрегата и управление им при движении Формы организации учебной работы на занятиях Наглядные пособия Технические средства обучения Межпредметные связи Самостоятельная работа учащихся Учебная, справочная литература
4

5

6

7

8
Колесные и Сельскохозяйс. Изучение оборудо- Воронов В.В., гусеничные машины, вания для заправки Журавлев В.И. тракторы; Ремонт машин тракторов. Педагогика. прицепы; набо- Слесарная Выполнение опера Москва, Вводный урок ры инструмент практика ций ЕО тракторов 2001 г. и заправочного Материало- Выполнение Урок по изучению инвентаря; ведение операций ЕО Скакун В.А. типовых приемов топливосмазоч Черчение при цепов Методика Урок по изучению ные и обтироч Постановка производст типовых приемов ные материа- лы; тракторов и венного медицинские прицепов обучения. аптечки на.места стоянки , 1992 г 14

План урока № 1 (Образец заполнения)

1

.Тема урока:
Подготовка колесного и гусеничного трактора к работе
2. Тип урока
Вводный урок
3. Цели урока:

Образовательная
Научить учащихся подготавливать гусеничные и колесные тракторы к работе, составлять транспортный тракторный агрегат и управлять им на различных передачах с соблюдением правил дорожного движения и требований охраны труда.
Развивающая
: Развитие познавательной активности, самостоятельности. Развитие инициативы, уверенности в своих силах, р а з в и т и е настойчивости, умения преодолевать трудности
Воспитывающая:
Воспитание уважения к труду. Воспитание бережного отношения к учебному оборудованию и инструментам.
4. Место проведения урока
: Учебные мастерские, машинный двор
5. Учебно – производственные работы (упражнения), выполняемые на уроке:
- Изучение оборудования для заправки тракторов. - Выполнение операций ежесменного технического обслуживания тракторов и подготовка их к работе. - Выполнение операций ежесменного технического обслуживания прицепов и под- готовка их к работе.
6. Материально – техническое оснащение урока
Колесные и гусеничные тракторы; одноосные и двухосные прицепы; наборы инструментов и заправочного инвентаря; топливосмазочные и обтирочные мате- риалы; медицинские аптечки.
7.

Метод

обучения:
Объяснение, инструктаж, инструкционные и инструкционно- технологические карты; демонстрация наглядных пособий, показ трудовых приемов и операций, самостоятельное наблюдение учащихся, упражнения на учебном оборудовании и технике
8. Ход урока.
8.1.
Организационная часть
(3 мин) Во время организационной части мастер проверяет учащихся по журналу, на- значает дежурных 8.2
. Вводный инструктаж
(45 мин )  Тема и цель занятия.  Содержание и объем работы.  Проверка знаний, полученных учащимися на теоретических занятиях и при вы- полнении домашнего задания.
вопросы:
1. Какие дополнительные операции необходимо выполнить при подготовке колесного (гусеничного) трактора к работе с прицепом? 15
2. Как проверить и отрегулировать сходимость передних колес трактора при использовании его на транспортных работах? 3. Какие операции выполняют при ежесменном техническом обслуживании прицепа? 4. Как проверить уровень тормозной жидкости в главном тормозном цилин- дре?  Последовательность выполнения задания, учебно-техническая документация.  Обеспечение безопасности при выполнении операций технического обслуживания и вождение агрегата.  Возможные ошибки при выполнении задания.  Распределение учащихся по рабочим местам.  Выдача инструмента, приспособлений и учебно-технической документации. 8.3.
Самостоятельная работа учащихся (упражнения) и текущий инструктаж
( 300 мин) 8.3.1 Содержание работ (упражнений), выполняемых учащимися: - Изучение оборудования для заправки тракторов. - Выполнение операций ежесменного технического обслуживания тракторов и подготовка их к работе. - Выполнение операций ежесменного технического обслуживания прицепов и подготовка их к работе. - Присоединение прицепа к трактору и опробование транспортного агрега- та в движении. - Постановка тракторов и прицепов на места стоянки. 8.3.2 Целевые обходы рабочих мест учащихся: Перед тем как учащиеся приступят к самостоятельному выполнению рабо- ты, мастер обходит рабочие места и проверяет, кто, где и как работает, правиль - но ли учащиеся подготавливают тракторы и прицепы к работе, указать на ошибки и пояснить, к каким последствиям во время работы они могут привести. Например, при разном давлении воздуха в шинах колес прицепа или недостаточной затяжке подшипников колес прицеп и колеса начинают «вилять», затрудняя управление транспортным агрегатом и т.д. В необходимых случаях мастер оказывает помощь учащимся при выполнении наиболее сложных операций и помогает устранить допу- щенные ошибки. В процессе работы мастер следит, как учащиеся соблюдают пра - вила техники безопасности, производственной санитарии, пожарной охраны и лич- ной гигиены. В нужных случаях мастер показывает учащимся безопасные приемы выполнения тех или иных операций, рассказывает о возможных несчастных случа- ях, которые могут произойти в результате нарушения правил безопасности или не- брежного выполнения работы. Следит за активностью учащихся на занятии и обеспечивает своевременное перемещение их по рабочим местам и смену подзвеньев в соответствии с графиком. Одновременно мастер накапливает конкретный мате- риал для заключительного инструктажа, а также для оценки успеваемости каж- дого учащегося. 9.
Уборка рабочих мест, оборудования, инструмента
По окончании работы учащиеся убирают рабочие места, раскладывают инструмент, приспособления, оснастку по местам, сельхозтехнику ставят в боксы, гара- жи.
10 . Заключительный инструктаж (15-20 мин)
16
Во время текущего инструктажа мастер отмечает положительные мо- менты при выполнении задания учащимися, анализирует ошибки, допущенные учащимися во время выполнения работы, сообщает оценки за выполненную ра- бот, дает учащимся задание на дом.
11. Задание на дом:
Повторить операции необходимые при подготовке колесного (гусеничного) трактора к работе с прицепом. _______________________мастер п/о__________________________________ 2.
ОСНОВНЫЕ ОБЪЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ И АНАЛИЗА ПРИ

ПОСЕЩЕНИИ УРОКА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ.
Одним из способом изучения методики проведения уроков производственного обучения является взаимопосещение уроков мастерами и преподавателями. При посещении уроков и составления анализа необходимо обратить внимание на объекты изучения и цели посещения. 
Способы целевой установки учащихся на урок
: характер вступления; разъяснение значимости предстоящего к изучению; примеры из практики; демонстрация образцов продукции и т.д. 
Методы эффективной демонстрации трудовых приемов и способов
: расчленение приема на элементы; применение замедления темпа показа; применение средств наглядности и ТСО; рациональное сочетание показа и пояснений; попутный контроль восприятие учащимися и т.п. 
Методические приемы активизации учащихся
: применение эвристиче- ской беседы; вопросы продуктивного характера; стимулирование самосто- ятельности и творческого применения знаний и умений учащихся в рабо- те; приучение учащихся принимать собственные решения и т. п. 
Способы

использования

документации

письменного

инструктирова-

ния
: применение документации при проведении вводного инструктажа; приучение учащихся самостоятельно пользоваться документацией в про- цессе работы; привлечение учащихся к анализу и самостоятельной разра- ботке технологической документации и т.п. 
Индивидуализация процесса обучения
: регулирование трудности УПР в зависимости от опыта и возможностей учащихся; особенности текущего инструктажа и контроля «сильных», «средних» и «слабых» учащихся; ор- ганизация взаимопомощи учащихся и т.п. 
Контроль и оценка учебных успехов учащихся
: непрерывность контроля; сочетание текущих наблюдений и проверки, выполненных учащимися ра- 17
бот; межоперационный контроль работы; организация взаимоконтроля учащихся; оценочное общение мастера с учащимися; объективность и справедливость оценки и т.п. 
Педагогический стиль мастера
: обстановка на уроке; умение мастера «владеть» группой; характер взаимоотношений мастера и учащихся; ха- рактер преобладающих методических приемов руководства учебно-произ- водственной деятельностью учащихся и т.п. 
Педагогический такт мастера
: тон общения с учащимися; характер дис- циплинарных и других замечаний учащимся; характер исправления оши- бок и недоработок учащихся; умение убеждать учащихся; умение работать с группой, как с коллективом и т.п. 
Педагогическая техника мастера
: техника речи; умение пользоваться различными средствами обучения; быстрота принятия решения; умение держать себя на уроке и др. При взаимопосещении уроков рекомендуется обращать внимание на : 1) способы актуализации знаний учащихся, полученных на прошлых уроках и в процессе производственного обучения. 2) способы целевой установки учащихся на качественное усвоение мате- риала. 3) организация и методика проверки выполнения учащимися домашних за- даний 4) способы построения и методики изложения и сообщения нового мате- риала 5) поддержание интереса и внимания учащихся к изучаемому. 6) развитие самостоятельности учащихся 7) индивидуализация процесса обучения 8) способы осуществления межпредметных и внутрипредметных связей 9) способы применения наглядных пособий и ТСО 10) контроль и оценка учебных успехов учащихся 11) педагогический стиль преподавателя. 18

АНАЛИЗ ПОСЕЩЕНИЯ УРОКА

ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

1. Предмет:____________________________________________________________

2. Фамилия, имя, отчество мастера п/о__________________________________

3. Группа № _____ 4. Специальность _____________________________

5. Урок посетил______________________________________________________

6. Цель посещения урока п/о
______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________
7. Дата проведения урока „_____” ______________________ 20_ г.

8. Тема урока:
______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________
9. Подготовка учебной мастерской к уроку
______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________
10. Форма проведения занятия:
______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________
11. Цели урока:
 Образовательная_________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _  Развивающая ____________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _  Воспитывающая _________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _
12. Содержание урока и его структура
12.1 Анализ организационной части урока ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 12.2 Анализ вводного инструктажа 19
(его целесообразность, структура, соответствие программе, соблюдение принципов производственного обучения) ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ 12.3 Анализ текущего инструктажа и целевых обходов рабочих мест ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ 12. 4 Анализ заключительного инструктажа ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________
13. Наглядность и средства обучения, применяемые мастером п/о на уроке
______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________
14. Поведение, дисциплина, активность, внимательность на уроке
______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ 20

15. Краткие выводы по уроку (положительные и отрицательные моменты урока)
______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________
16. Урок посетил:______________________________
(Фамилия, И.О.) ______________________________________________ (Подпись)
3. СОСТАВЛЕНИЕ АНАЛИЗА УРОКА

ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

3.1.Анализ вводного инструктажа
Содержание
вводного инструктажа
мастера может быть примерно сле- дующим:  ознакомление учащихся с темой и целью предстоящего занятия, с содержанием учебного задания предстоящей работы, с чертежами, технологическими карта- ми и техническими требованиями;  показ необходимых материалов, инструмента и приспособлений, наиболее ра- циональных приемов и методов контроля качества работы, правил техники без- опасности,  проведение пробного выполнения учащимися показных новых приемов,  повторные показы и объяснения приемов работы, в выполнении которых большинство учащихся допускает ошибки;  проверка усвоения учащимися изложенного материала путем привлечения нескольких учащихся для демонстрации приемов работы и объяснения спосо- бов выполнения задания. На некоторых занятиях (например, по вождению тракторов, комбайнов и автомобилей) следует объяснить и место занятия, маршрут движения. В процессе освоения операции, работы учащиеся неизбежно допускают ошибки. В инструктаже нельзя просто перечислить ошибки. Основное внима- ние надо сосредоточить на причинах, их вызывающих, на последствиях, к кото- рым они приводят, и на местах их предупреждения. Во время вводного инструктажа не следует излишне увлекаться объяснениями того, что учащимся известно, его продолжительность должна быть минимальной.
3.2 Анализ текущего инструктажа и целевых
21

обходов рабочих мест
После окончания вводного инструктажа, получив задание, учащиеся при- ступают к самостоятельному выполнению запланированных работ. Эта часть урока считается основой. Цель текущего инструктажа – контроль за правильностью выполнения учебно-производственных работ. Во время текущего инструктажа мастер делает обходы рабочих мест учащихся.
Примерные цели обходов:
 проверка правильности организации рабочих мест и соблюдения правил техники безопасности;  проверка правильности выполнения учащимися трудовых приемов и тех- нологического процесса выполнения работы;  проверка правильности пользования чертежами, инструкционными и тех- нологическими картами;  оказание помощи учащимся при наладке и пуске оборудования;  проверка хода выполнения работ (межоперационный контроль) и оказание помощи учащимся;  проведение индивидуальных инструктажей, если учащийся начал допус- кать ошибки;  проверка умения пользования технической и справочной литературы.
3.3. Анализ заключительного инструктажа
Основная цель заключительного инструктажа – подведение итогов урока. На
заключительном инструктаже
проводится:  сообщение о достижении цели урока;  разбор совместно с учащимися типичных ошибок и характерных недостатков, допущенных при выполнении работ, организации рабочих мест, указание путей их предупреждения и устранения, анализ соблюдения правил техники безопас- ности;  рассмотрение случаев потерь рабочего времени, допущение брака и анализ их причин;  сообщение оценок за выполнение работы;  показ лучших учебно-производственных работ учащихся и анализ их работы;  сообщение учащимся темы следующего урока и выдача домашнего задания.
3.4. Рекомендации по составлению кратких выводов по уроку

3.4.1. Положительные моменты урока:
 Активное влияние мастера на ход урока  Хорошая дисциплина на уроке  Применение ТСО  Высокая степень усвоения изучаемого материала  Высокая активность на уроке  Хорошая посещаемость занятий 22
 Индивидуальный подход в обучении  Соблюдение принципа соединения производственного обучения с производи- тельным трудом  Взаимопонимание и доверие во взаимоотношениях мастера и учащегося  Соблюдение принципа наглядности в обучении  Мастер удачно использует проблемные вопросы и ситуации.  Учащиеся умеют самостоятельно предупреждать и устранять неисправности  Высокая степень самостоятельности в выполнении задания  Удачно выбраны формы и методы обучения  Использование на уроке оборудования и технологий, отвечающих современ- ным достижениям НТП (научно-технического прогресса)  Отличные знания методики организации и проведения урока  Четкая дикция мастера, спокойный голос, умение хорошо держаться  Учебно-производственные работы, выполняемые учащимися, связаны с темой урока  Четко указаны цели и задачи урока  Мастер тактично ведет урок, с уважением относится к учащимся  Четко выдержаны все элементы урока  Мастер приводит яркие примеры из жизни  Мастер умело применяет личный показ во время проведения вводного инструк- тажа.
3.4.2. Отрицательные моменты урока:
 Неудовлетворительное санитарное состояние мастерской  Недостаточно четко выделяются основные элементы урока  Слабая степень усвоение материала урока  Низкая посещаемость занятий  Учащиеся изготавливают бесполезную продукцию  Высокие требования к обучаемым  Не используются ТСО  Недостаточно наглядности на уроке  Учащиеся не смогли самостоятельно выполнить задание  Неудачно выбраны методы обучения  На уроке не используется современное оборудование  На уроке не используются новые технологии и современные средства обучения  Мастер не владеет методикой проведения урока  Речь мастера вялая, безэмоциональная, скучная.  Мастер допускает крик, нервозность на уроке, тем самым, провоцируя неаде- кватное поведение учащихся  Не выдержаны временные рамки основных элементов урока  Необоснованно затянута организационная часть урока  Во время вводного инструктажа до учащихся не доведены цели и задачи урока  Учащиеся выполняют однообразные упрощенные упражнения  Учебно-производственные работы, выполняемые учащимися, не связаны с те- мой урока 23
 Отсутствует связь теории с практикой (тема урока опережает теоретическую подготовку)
ТЕЗАРУС

Активизация познавательной деятельности -
такая организация познавательного про- цесса, при которой учебный материал становится предметом активных мыслительных и практических действий каждого обучаемого.
Активизация учебной деятельности -
совокупность мер, предпринимаемых с целью ее интенсификации и повышения эффективности. Осуществляется по трем направлениям: педагогическому, социально-психологическому, социально-экономическому.
Активность в учении -
принцип обучения, отражающий не просто деятельное состояние студента, а качество деятельности, в которой проявляется личность самого студента с его отношением к содержанию, характеру деятельности и стремлением мобилизовать свои нравственно-волевые усилия на достижение учебно-познавательных целей. Принцип ак - тивности в обучении по своей сути выражает общее требование к организации процесса обучения, в котором процесс учения представляет собой самоуправляемую отражательно преобразующую деятельность.
Алгоритм -
последовательность выполнения задания; запись, определяющая ход действий по выполнению задания, то есть план работы и ее выполнения на определенном этапе.
Алгоритм решения изобретательских задач -
программа последовательных операций по обработке изобретательской задачи путем выявления противоречия, из-за которого она возникла, и его устранение.
Алгоритм управления обучением -
система предписаний, определяющих характер и по- рядок воздействия на студента извне для поддержания достаточной стабильности в выпол - нении им алгоритма функционирования. Совокупность обоих алгоритмов и составляет пе - дагогический или, более узко, дидактический процесс. 24

Алгоритм учебный -
документ письменного инструктирования; четкое предписание о наиболее целесообразном выполнении действий с учетом реальных условий, приводящих кратчайшим путем к желаемому результату.
Алгоритмизированное обучение -
обучение, при котором усвоение знаний идет путем последовательного выполнения одной за другой логически взаимосвязанных операций.
Атрибут -
неотъемлемое существенное качество какого-либо явления, объекта, их устой- чивая характеристика.
Аудиовизуальные средства -
средства, основанные на одновременной передаче информа- ции для слуха и зрения студента (диа-, эпи-, графопроекторы), звуковые (радиопередачи, магнитофонные и грамзаписи, лингафонные устройства), экранно-звуковые (кино, телеви - дение, видеозаписи), средства программирования, компьютеры.
Воздействие педагогическое -
влияние педагога на сознание, волю, эмоции воспитуемо- го, на организацию его деятельности в интересах формирования знаний, умений, навыков, определенных качеств личности.
Вопрос -
особая мыслительная форма, содержащая информацию, которая нуждается в уточнении или восполнении в виде ответа.
Версия (в педагогике) -
одно из нескольких изложений (предположений) или объяснений какого-либо факта или явления.
Внеурочные учебные занятия -
различные виды самостоятельной учебной деятельности студентов: выполнение текущих домашних заданий, подготовка докладов, рефератов, на - писание сочинений; факультативные занятия, спортивные секции, индивидуальные заня - тия, техническое творчество и другие виды самостоятельной образовательной деятельно - сти по своему выбору.
Гигиена учебных занятий -
система оптимальных, научно обоснованных требований к организации учебного процесса - нормирование умственных и физических нагрузок, раци- ональная организация занятий, чередование видов учебной работы в течение дня, недели, учебного года.
Декомпозиция
- расчленение целостного объекта на составные части, элементы.
Демонстрация наглядных пособий -
способ наглядно-чувственного ознакомления сту- дентов с изучаемым предметом, явлением, процессом.
Диагностика педагогическая -
особый вид деятельности, представляющий собой озна- комление и изучение признаков, характеризующих состояние и результаты процесса обу - чения и позволяющий на этой основе прогнозировать, определять возможные отклонения, пути их предупреждения, а также корректировать процесс обучения в целях повышения качества подготовки квалифицированных специалистов. 25

Дисциплина технологическая
- соблюдение режимов работы оборудования, технических условий, последовательности, методов и способов обработки предметов труда. В основе технологической дисциплины лежит выполнение параметров технологических процессов, отступление от которых ведет к браку, ухудшению качества изделий, порче оборудования и в конечном итоге к дополнительным затратам труда и материалов, снижению эффективно - сти работы специалиста, участка, цеха, предприятия.
Дисциплина учебная
- соблюдение правил, норм и требований организации жизнедея- тельности учебного заведения и коллектива студентов и педагогов, направленной на разви - тие личности студента. Это установленный порядок жизни, призванный обеспечивать пло - дотворный труд студентов, педагогов, обслуживающего персонала и руководителей. Она выражает гармонию интересов людей, объединенных в коллектив учебного заведения. Со - знательная дисциплина студентов - это их ответственное отношение к учению, к различ - ным видам учебной деятельности, осознанное и добровольное выполнение правил поведе - ния и устава своего учебного заведения, режима его работы. Дисциплина - это норма орга - низации учебной деятельности, готовность осознанно выполнять эти нормы, само - контроль и самооценку поведения.
Диффузная группа
- случайная, временная группа, в которой не может быть совместной, т.е. единой (но не одинаковой), деятельности (дискотеки, просмотр фильма).
Закрепление знаний -
процесс, который осуществляется на всех этапах обучения и позво- ляет решать задачу прочности усвоения знаний.
Занятие семинарское -
одна из форм учебной работы, цель которой подвести итог само- стоятельной работы студентов над литературой, помочь им глубже разобраться в изучае - мой теме путем коллективного обсуждения под руководством преподавателя коренных, ак - туальных ее вопросов.
Зачет -
одна из форм итоговой проверки и оценки полноты и прочности знаний студентов.
Игра деловая (производственная) -
активный метод обучения. Обеспечивает эффектив- ную организацию взаимодействия преподавателя (мастера) и студентов, реальную практи - ческую значимость полученных студентами знаний и умений, их перенос в новые истин - ные условия.
Изложение нового материала -
составная часть учебного процесса в общеобразователь- ной школе, в средних и высших учебных заведениях.
Индивидуализация обучения -
такой подход к организации учебного процесса, при кото- ром учитываются личностные особенности студентов, их социальный и учебный опыт, а также уровень интеллектуального развития, познавательный интерес, социальный статус, режим жизнедеятельности и другие факторы, оказывающие влияние на успешность уче - ния. 26

Интеллектуальная деятельность
- сознательная самоорганизация познания мира челове- ком; активное стремление к познавательной (мыслительной) деятельности. Синонимы - познавательная, умственная деятельность.
Интеллектуальные приемы
- такие мыслительные операции, как синтез, обобщение, конкретизация, классификация, систематизация, аналогия, моделирование, абстрагирова - ние, акцентуация, алгоритмизация, универсализация и др.
Интенсификация обучения
- достижение целей обучения с минимальными затратами сил студентов и преподавателей с одновременным учетом таких показателей, как высокое ка - чество обучения и экономия времени.
Информатика
- наука, занимающаяся изучением закономерностей, методов и способов формирования, накопления, преобразования, хранения, передачи и использования всех ви - дов информации, решением проблем создания, внедрения и использования современных средств вычислительной и информационной техники, средств связи и технических нако - пителей информации.
Информационная технология обучения
- процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которого является компьютер.
Информационные процессы -
средство (источник) воздействия в ходе управления обуче- нием: рассеянного и направленного характера процессы.
Кабинет учебный
- специально оборудованное помещение для проведения определенных занятий по одной из дисциплин учебного плана.
Кабинетная система
- система организации обучения, помогающая значительно обога- тить педагогический процесс, собрать большой объем информации, приспособить обору- дование к студенту, совершающему определенный вид деятельности. Здесь возможна орга - низация научной работы студентов, самостоятельная познавательная и творческая деятель - ность.
Карты планирования учебного процесса
для каждого занятия (группы занятий) - разра- ботка комплектов дидактических материалов, их систематизация, хранение и алгоритм ис - пользования студентами в процессе познавательной деятельности.
Класс-кабинет
- место для учебной деятельности преподавателя и студентов с современ - ным оборудованием, техническими средствами и оптимальными условиями труда, с над - лежащим уровнем автоматизации учебного процесса.
Кабинетно-урочная система
– обучение, предусматривающее работу педагога с группами студентов установленного неизменного состава. В течение академического часа, именуе - мого уроком, педагог осуществляет контроль усвоения предыдущего материала, сообщает новые знания и проверяет их закрепление. 27

Классификация вопросов студентам
(в процессе учебно-познавательной деятельности) - простые, сложные, целевые (ориентирующие, направляющие, наводящие, подсказываю - щие), информационные, проблемные
.
Оптимальное сочетание этих типов вопросов позво- ляет преподавателю управлять деятельностью студентов.
Конспект -
краткое письменное изложение какого-либо произведения, статьи, доклада, лекции, включающее в сжатой форме основные положения и их обоснования фактами, цифрами, примерами.
Консультация -
письменное или устное разъяснение специалиста, преподавателя, методи- ста по сложному теоретическому, методическому вопросу, проблеме. Консультация - важ - ная форма учебной работы, необходимая предпосылка плодотворного самостоятельного изучения той или иной темы. Консультации могут быть индивидуальными и групповыми.
Контрольная работа -
одна из форм проверки и оценки усвоенных знаний, получения ин- формации о характере познавательной деятельности, уровне самостоятельности и актив - ности студентов в учебном процессе, об эффективности методов, форм и способов учеб - ной деятельности.
Контроль качества учения
– определение достигнутого уровня знаний или выявление разницы между реальным и запланированным уровнем освоения учебной программы.
Материально-техническая база (обеспечение)
- система экономических и материальных факторов, обеспечивающих деятельность учебного заведения.
Междисциплинарные связи –
система содержательных и процессуальных связей при изучении различных учебных дисциплин.
Метод проведения занятий -
способ передачи знаний и их усвоения студентам.
Методы формирования чувств
- методы стимулирования познания и деятельности, ис- пользуются в единстве с методами формирования сознания и деятельности.
Модель учебного плана
– форма представления учебного плана, отражающая основные инвариантные структурные компоненты содержания профессионального образования.
Новые информационные технологии в образовании -
технологии обучения, воспита- ния, научных исследований и управления, основанные на применении вычислительной и информационной техники и специального программного, информационного и методиче- ского обеспечения.
Обобщение -
один из процессов познания, состоящий в мысленном выделении признаков (свойств) предметов (явлений) и объединении их на основе общности существенных черт. Обобщение в учебном процессе осуществляется в единстве с другими процессами - анали - зом, синтезом, сравнением, абстракцией. 28

Обратная связь -
понятие, означающее воздействие результатов функционирования ка- кой-либо системы (объекта) на характер этого функционирования.
Обучающая программа
- совокупность некоторой учебной информации, изложенной в определенной системе, специальных заданий по выполнению студентами определенных умственных и физических действий, нужных для усвоения приемов интеллектуального или материального труда и необходимых указаний для правильного выполнения этих зада - ний.
Обучение
– процесс передачи и активного усвоения знаний, навыков и умений, а также основ познавательной деятельности.
Обученность -
результат учения, проявляющийся, в частности, как профессиональная подготовленность. Она выполняет роль посредника между единым тарифно-квалификаци - онным справочником, квалификационной характеристикой и учебными программами, учебниками, разработками учебных занятий.
Оптимизация учебной программы
(в ходе ее разработки) - выбор целесообразных способов организации дидактических процессов и рекомендация этих способов педагогу в объяснительной записке или примечаниях к отдельным темам программы в виде возмож - ных карт-планов дидактического процесса. К программе нужно разработать тестовый сборник - как инструмент для проверки и самопроверки качества реализации программы.
Организационно - педагогические средства
- разнообразная учебно-программная доку- ментация: учебные планы и программы, экзаменационные билеты, карточки-задания, учебные пособия, методические рекомендации и т.д.
Организация занятия
- способ придать ему структуру, определить временные рамки, со- став участников, разработать программу взаимодействия со студентами, обеспечить сред - ствами проведения и т.д.
Открытое занятие -
форма изучения и распространения опыта работы преподавателя.
Педагогические средства
- составная часть материально-технической базы; это матери- альные объекты, предметы, предназначенные непосредственно для организации и осуще- ствления педагогического процесса и выполняющие функции развития студентов (учебно- лабораторное и производственное оборудование, учебно-наглядные пособия, дидактиче- ская техника (ТСО), организационно-педагогические средства воспитания, документация, программы, экзаменационные билеты, карточки-задания, учебные пособия, методические рекомендации).
Повторение материала -
прием обучения, предполагающий воспроизведение, обобщение, систематизацию и закрепление ранее усвоенных знаний, умений и навыков для их даль - нейшего совершенствования и использования применительно к решению новых учебных задач. 29

Подготовка процесса обучения
(с учетом современной технологии обучения) - создание учебно-методических комплектов, включающих: источники учебной информации, методи - ческие указания, обеспечивающие их правильное использование.
Познавательная деятельность
- сознательная организация и самоорганизация познания явлений действительности.
Поурочно-тематический план
- план, составленный по одной из дисциплин и включает перечень тем, задачи их изучения, количество отводимых на темы часов, междисципли - нарные связи, методическое обеспечение.
Предметные кружки
- важное средство профессиональной ориентации студентов. Они развивают у студентов творческие способности, формируют навыки самостоятельной, ис - следовательской, изобретательской работы.
Пример -
факт, конкретный случай, который приводится на занятиях, в частности с целью пояснения, освещения того или иного вопроса или в качестве довода (аргумента) в ходе доказательства истинности или ложности какого-либо тезиса (положения).
Проверка знаний -
составная часть процесса обучения в системе образования; позволяет оценить деятельность студентов, определить прочность и уровни усвоения сформирован - ных понятий и умений.
Процесс обучения (учебный процесс)
– совокупность последовательных и взаимосвязан- ных действий преподавателя (мастера производственного обучения) и руководимых им студентов, направленных на сознательное и прочное усвоение системы знаний, навыков и умений, формирование умения применять их в жизни, на практике, развитие самостоя - тельного мышления, наблюдательности и других полезных способностей студентов, овла - дение элементами культуры умственного и физического труда.
Развивающее обучение –
тип обучения, в котором развитие человека является не побоч - ным продуктом, а прямой и главной целью. Основные особенности развивающего обуче - ния: студент превращается в субъект познавательной деятельности; развивается на фор - мировании механизмов мышления, а не на эксплуатации памяти; познавательная деятель - ность студента осуществляется в единстве эмпирического и теоретического познания; про - цесс познания строится на приоритете дедуктивного способа познания; основа процесса обучения – учебная деятельность студентов в ходе выполнения учебных заданий.
Самообразование
– самостоятельная, целенаправленная учебная деятельность с целью изучения каких-либо вопросов или проблем с периодическими консультациями у специа - листа или без них.
Самоконтроль
– сознательная самооценка и регулирование студентами своих действий в соответствии с поставленной целью и существующими правилами выполнения учебных и учебно-производственных заданий. 30

Самообучение
- процесс непосредственного получения человеком опыта поколений по- средством собственных устремлений и самим выбранных средств.
Стимулирование
- побуждение, ускорение, улучшшение качества познавательной и тру - довой деятельности, создание для нее благоприятных условия.
Творческая активность
- высшая форма трудовой активности, связанная с качественны - ми изменениями трудовой деятельности. Это свойство целостной личности, для которой труд имеет самостоятельную ценность.
Тематическое планирование
- важнейшее средство совершенствования организации учебного процесса. Оно заключается в разработке перспективы целой учебной темы, части большой темы или небольшого раздела программы. Оно помогает продумать и осуще- ствить стройную систему работы преподавателя и студентов по всей планируемой теме, продумать и учесть различные компоненты системы занятий, знание которых помогает правильно рассчитать логику учебного процесса. Тематическое планирование позволяет соблюсти преемственность содержания и методов обучения на данном занятии с предше - ствующими и последующими занятиями, организовать учебный процесс на основе глав - ных идей темы и учебной дисциплины в целом, спроектировать связь материала данной темы с логически связанным материалом по другим дисциплинам учебного плана, с жиз - нью, с практикой.
Техническое творчество студентов
- деятельность студентов в области техники, ре- зультат которой обладает личной или общественной значимостью и субъективной или объективной новизной. Понятие "техническое творчество студентов" используется для ха- рактеристики двух различных процессов: направления учебно-воспитательной работы с целью развития способностей студентов к творчеству и творческой деятельности студен - тов по созданию технических объектов. Под результатом творческой деятельности следует понимать не только сами технические объекты, но и определение способов их создания и усовершенствования, предложения по разработке технологических процессов или их эле - ментов и т.п.
Управление обучением
- всякое воздействие извне на студента с целью поддержания или изменения алгоритма его функционирования.
Управлять познавательным процессом -
ставить вполне достижимую цель перед про- цессом познания на занятии, отбирать и дозировать учебный материал, методы преподава - ния и учения, регулировать и координировать учебную деятельность, контролировать ее.
Управляющая функция преподавателя -
планирование процесса обучения (содержания и методов), реальное воплощение плана, постоянное наблюдение за ходом процесса и его результатами, регулярная коррекция выбранных средств обучения в соответствии с по - ставленными целями подготовки специалиста.
Усвоение знаний -
познавательная деятельность, направленная на полное овладение зна- ниями, умениями, навыками. 31

Учебная деятельность -
особый вид активной деятельности студентов по усвоению зна- ний, а также деятельность педагога, создающая условия для усвоения знаний и обеспечи - вающая умственное развитие студентов. Учебная деятельность предполагает: выполнение студентами соответствующих действий с учебным материалом; превращение усваиваемо - го материала в прямую цель этих действий. Учебная деятельность способствует развитию разнообразных приемов не только преподавания, но и, прежде всего, учения.
Учебная дисциплина
-соблюдение правил, норм и требований организации жизнедея- тельности учебного заведения, коллектива студентов и педагогов, направленной на разви - тие личности студента. Это определенным образом установленный порядок жизни, при - званный обеспечивать плодотворный труд студентов, педагогов, обслуживающего персо- нала и руководителей. Она должна выражать гармонию интересов людей, объединенных в педагогический коллектив.
Учебная мебель
- составляющая учебно-лабораторного оборудования, предназначенная для создания максимально благоприятных условий для студента в его познавательной дея - тельности.
Учебная программа
- проект конкретной учебной дисциплины, внесенной в учебный план. В ней изложены цели изучения дисциплины, и ее содержание через разделы, темы, их последовательность и продолжительность. Программа содержит основной понятийно- терминологический аппарат, который должен освоить студент, чтобы сформировать свою профессиональную речь. Закладывает методические основы формирования профессио - нального мышления, в частности, технического. Она определяет дозировку технических, технологических, организационно-экономических знаний по дисциплине. Учебная про- грамма представляет собой некую целостность предметного содержания и некоторых средств его усвоения, развития и воспитания студентов.
Учебная программа рабочая
– разработанная на основе примерной (типовой) учебной программы применительно к конкретному учебному заведению, с учетом регионального компонента стандарта профессионального образования.
Учебная программа типовая
– документ, который действительно раскрывает обязатель- ные (федеральные) компоненты содержания обучения и параметры качества усвоения учебного материала по конкретной дисциплине примерного (типового) учебного плана.
Учебно-методические пособия-руководства и адекватные методы их использования
- продукт творческой деятельности преподавателя, направленный на организацию и обеспе - чение эффективной самостоятельной учебной работы каждого студента на аудиторных за - нятиях в учебно-производственных мастерских, дома.
Учебно-наглядные пособия
- это то, что показывается или проигрывается с помощью и посредством технических средств или самим педагогом вручную (плакаты, карты, диа - фильмы, слайды, фонозаписи, муляжи, педагогические программные средства).
Учебный план -
модель профессионально-технического образования, посредством кото- рой определяется содержание, формы и порядок обучения специалистов. Это документ де - ятельности любого учебного заведения, на его основе строится педагогический процесс. 32

Учебный план рабочий –
учебный план, разработанный для конкретного образовательно- го учреждения с учетом выбранной специализации и требований регионального компонен - та стандарта профессионального образования.
Учебный план типовой –
документ рекомендательного характера, устанавливающий перечень и объем учебных циклов и предметов применительно к профессии и специально - сти с учетом степени квалификации, минимального (базового) срока обучения, определяю - щий степень самостоятельности региональных органов образования, образовательных учреждений в разработке рабочей и учебной документации.
Учебный процесс -
конкретный вид целостного педагогического процесса, который реа- лизует цели образования, воспитания и общего развития личности в таких специфических организационных формах обучения, как лекция, учебное занятие, экскурсия и др.
Учеб-

ный процесс
характеризуется активным взаимодействием специально организованного общения преподавателей и обучаемых. Источником развития учебного процесса является противоречие, возникающее между выдвигаемыми требованиями к обучаемым и уровнем их реальных учебных возможностей в данный момент. Разрешение этих противоречий ве - дет к дальнейшему формированию личности. Для эффективного осущесвления
учебного процесса
необходимы определенные условия: учебно-материальные (учебные помещения, наглядные пособия, дидактический материал, технические средства и др.), учебно-гигиенические (оптимальный световой, воздушный, температурный режим), морально-психологические (моральный комфорт в коллективе, соблюдение норм педагогической этики, такта в общении с обучаемыми и пр.).
Форма за-

нятия -
система организации, внутренняя структура занятия, определенный порядок его проведения.
Эвристическая беседа -
один из методов проблемного обучения, применяемый на заняти- ях. 33

5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В быстро меняющемся мире невозможно работать по старому. Развитие высоких технологий, всеобщая компьютеризация, INTERNET а самое главное изменение сознания человека, заставляют педагогов и маст ер о в производственного обучения пересматривать, свои учебные программы и методики преподавания. Тенденции развития современных образовательных технологий напрямую связаны с гумманизацией образования, способствующей самоактуализации и самореализации личности. В документах ЮНЕСКО технология профессионального обучения рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учётом технических, человеческих ресурсов и их взаимодействия. Широкое распространение получают идеи педагогов-новаторов в разра- ботке новых, современных педагогических технологий в профессиональном обу- чении. Новые технологии позволяют активизировать деятельность учащихся на уроке, переводят отношения учитель-ученик из субъект-объектных в субъект- субъектные. Одним из важнейших факторов влияющих на создание современных пе- дагогических технологий в профессиональном обучении является огромный по- ток информации, который должен качественно перейти в знания, умения и навы- ки ученика, в противовес ограниченности времени, установленной классно-уроч- ной системой. Система профессионального образования, как и система образования в целом, призвана удовлетворять потребности рынка труда в высококвалифициро- ванных, конкурентоспособных специалистах. Для того, чтобы выпускники могли конкурировать на мировом рынке труда, необходимо придать обучению лич- ностно-ориентированный характер, сделать процесс освоения учащимися знаний, умений и навыков эмоционально стимулирующим: поощрение инициативы уча- щихся, разработка учебных программ максимально развивающий потенциал и творческие способности учащихся, отношения сотрудничества и взаимодействия с учащимися. Это, в первую очередь, возможно при качественном планировании и своевременным обеспечением учебного процесса учебной и справочной ли- тературой, материалами, заготовками, инструментами, документацией, созданием учебно-методических комплексов по каждому предмету и виду производственной обучения, тщательная подготовка к уроку и создание единой планирующей доку- ментации. 34

6. ЛИТЕРАТУРА
1. Скакун В.А. Организация и методика профессионального обучения - М, 2007 – 336с 2. Скакун В.А. Основы педагогического мастерства - М, 2008 – 208с 3. Кругликов Г.И. Методика профессионального обучения с практикумом - М, 2005 – 288с 4. Устемиров К., Шаметов Н.Р., Васильев И.Б. Профессиональная педагогика - Алматы, 2005.-432с 5. Жиделев М.А., Коваленко И.Г., Саюшев В.А. – Организация и методика производственного обучения – М, 1978.- 399с 35

Стр.
Введение …………………………………………………………….. 5 1. Характеристика документов мастера п/о ……………………….. 6 2. Основные объекты изучения и анализа при посещении урока производственного обучения ………………………………………. 18 3. Составление анализа урока производственного обучения …….. 22 4. МПО в вопросах и ответах ..……………………………………… 25 5. Заключение …………………………………………………………..74 6. Литература…………………………………………………………. 76 36


В раздел образования