Напоминание

Адаптивная физическая культура студентов


Авторы: Богдалова Евгения Юрьевна, Головин Иван Александрович
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: ОрГМУ
Населённый пункт: г. Оренбург
Наименование материала: Статья
Тема: Адаптивная физическая культура студентов
Раздел: высшее образование





Назад




Адаптивная физическая культура в вузах

В последние время наблюдается увеличение числа студентов, имеющих

отклонения в состоянии здоровья. Все это связано с большим количеством

факторов пагубно влияющие на здоровье людей: проблемы экологии,

экономики, условия труда и быта, а так же недооценкой роли физической

культуры для поддержания здоровья. У студентов отсутствует необходимая

физическая образованность, что плохо влияет на состояние здоровья. В

физической культуре множество средств, уменьшающие влияние вредных

факторов, которые негативно влияют на здоровье человека. В наше время

физическая культура в учебных учреждениях представляет собой только на

сдачу нормативов. Занятия направлены на увеличение навыков

упражнений ,что нужно сделать быстрее, выше, сильнее, но увлечение же у

студентов потребности в здоровом образе жизни и самоусовершенствовании

не уделяется должного внимания. Ответы на вопросы , касающиеся основ

здорового образа жизни и их составляющих. не разбирают в теоретическом

курсе и тем более не подкрепляются на практических занятиях. Получаются

занятия не полностью реализует функции, как учебная дисциплина в вузе.

Из-за этого студенты не заинтересованы повышением уровня здоровья,

усовершенствование себя и окружающих людей. В вузах необходима

реконструкция учебного процесса по физической культуре. Особенно

необходимо уделить внимание процессу преподавания студентам

специальной медицинской группы, так как занятия именно с этой группой

студентов всегда вызывает много разногласий. По этой причине

теоретический раздел должен быть значительно увеличен, введены новые

темы занятий, имеющие оздоровительную направленность. Из-за своего

заболевания, студенты специальной медицинской группы не могут выполнять

физические упражнения в течение всего занятия ,так как они нуждаются во

времени на отдых, а это влечет за собой нарушение построения всего

занятия. В связи с этим, была установлнена в практику лекционно-

практическая форма занятий по физической культуре. Эти занятия, содержат

в себе лекцию (примерно 45 мин.) и закрепление практикой , выполнение

заданий, о которых шла речь. При разработке данной программы занятия

пробной группы проводились так : сначала проводилась лекция ,в которой

поясняются ключевые моменты данной темы, показания и противопоказания

к выполнению упражнений при различных заболеваниях, потом

практическая часть занятия .Время ,которое осталось, шло на проверку

знаний, полученных в ходе занятия .На ряду с экспериментальной группой

была создана контрольная группа, в отличие от нее, студенты этой группы

слушали лекцию во время проведения занятия практической части.

Сравнительный анализ результатов тестирования знаний студентов по

изучаемой теме показал, что в экспериментальной группе оценку «4»

получили 70% студентов; «3» – 22% студентов; «2» – 8% студентов. В

контрольной группе студенты показали следующие результаты: «4» – 17%

студентов; «3» – 20%; «2» – 63%.

Следовательно по результатам тестирования мы можем сделать вывод об

эффективности внедрения лекционно-практических занятий. В ходе похожего

исследования

проводился

анализ

сравнительных

результатов

уровня

проявления двигательных способностей. Обучающиеся были разделены на

экспериментальную

и

контрольную

группы.

На

протяжении

4

месяцев

физическая культура проводилась в виде лекционно-практических занятий(в

контрольной группе не выделялась лекционная часть). Отличий по уровню

физической

подготовки

в

группе

не

отмечалось.

После

исследования

на блюд а е т с я

положит е льна я

д ина мика

многих

т е с т и р у е м ы х

показателей(поднимание туловища, сгибание рук в упоре лежа и лежа сзади,

наклон

вперед

на

гимнастической

скамейке,

бросок

набивного

меча,

приседания, бег и др.). По данным тестирования можно сделать вывод об

эффективности лекционно-практических занятий для восприятия теории по

данной

дисциплины,

а

также

при

формировании

моторно-двигательных

способностей у студентов специальной медицинской группы. При включении

лекционно-практических

занятий

у

студентов

специальной

медицинской

группы, нужно учитывать следующие пункты: 1. Теоретический материал

должен

тщательно

отбираться.

Это

должен

быть

основной

материал,

необходимый для манипулирования им в процессе проведения занятия. 2.

Детальный отбор заданий для проверки усвоенной в ходе лекции теории. 3.

Четкая постановка целей и задач занятия перед студентами. 4. Распределение

учащихся в подгруппы. 5. Сжатое, точное, изложение преподавателем теории

в первой части занятия. 6. Конспектирование теоретических знаний, которые

являются

основой

для

решения

задач

в

практической

части

занятия.

7.

Поддержка

педагога

предварительная

письменная

(руководящими

предписаниями) и в некоторых случаях непосредственная помощь в решении

поставленных

задач.

8.

Подведение

итогов

выполненной

работы

самими

студентами. 9. Рассмотрение преподавателем работы учащихся.

Включение

адаптивной

физической

культуры

(АФК)

и

ее

основные

формы(адаптивной

физическое

воспитание,

адаптивную

двигательную

рекреацию,

адаптивный

спорт,

физическую

реабилитацию

и

др.)

может

изменить

в

положительную

динамику

состояние

здоровья

студентов.

Основная цель АФК — это формирование здорового образа жизни у лиц с

ограниченными

физическими

возможностями.

Но

некоторые

студенты,

заболевания

которых

сопровождаются

значительными

ограничениями

двигательной

активности,

сильно

ограждаются

от

физических

нагрузок

несмотря на то, что с точки зрения физиологии двигательная активность

является важным элементом лечения и профилактики заболевания.

Для

каждого заболевания должна быть организована специальная двигательная

активность . Необходимо адекватно, с учетом собственных возможностей

подбирать нагрузку. В ходе занятий особое внимание уделяется основному

заболеванию, а также вторичным отклонениям в здоровье.

АФК основана на игровых методах, что позволяет раскрыть у студентов

фантазию,

воображение

и

творческий

навыки,

получить

положительные

эмоции

от

проведения

занятий.

Во

время

учебного

процесса

по

АФК

студенты

должны

получить

знания

о

нормальном

функционировании

организма и особенности физиологии при каком-либо заболевании и методах

корректировки состояния здоровья.

Список литературы :

Шапкова Л.В. Частные методики адаптивнои

физическои культуры: учеб. пособие/ Л.В. Шапкова.- М.: Советскии спорт, 2003.-

464с.

Бегидова Т.П. Основы адаптационнои физическои культуры: Учебное

пособие / Т.П.Бегидова. - М.: Физическая культура и спорт, 2011. -192с.

Физическая реабилитация: Учебник для академии и институтов физическои

культуры / Под общеи ред. проф. С.Н. Попова. - Ростов н/Д.: Изд-во "Феникс",

2009. - 608 с.



В раздел образования