Авторы: Богдалова Евгения Юрьевна, Головин Иван Александрович
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: ОрГМУ
Населённый пункт: г. Оренбург
Наименование материала: Статья
Тема: Адаптивная физическая культура студентов
Раздел: высшее образование
Адаптивная физическая культура в вузах
В последние время наблюдается увеличение числа студентов, имеющих
отклонения в состоянии здоровья. Все это связано с большим количеством
факторов пагубно влияющие на здоровье людей: проблемы экологии,
экономики, условия труда и быта, а так же недооценкой роли физической
культуры для поддержания здоровья. У студентов отсутствует необходимая
физическая образованность, что плохо влияет на состояние здоровья. В
физической культуре множество средств, уменьшающие влияние вредных
факторов, которые негативно влияют на здоровье человека. В наше время
физическая культура в учебных учреждениях представляет собой только на
сдачу нормативов. Занятия направлены на увеличение навыков
упражнений ,что нужно сделать быстрее, выше, сильнее, но увлечение же у
студентов потребности в здоровом образе жизни и самоусовершенствовании
не уделяется должного внимания. Ответы на вопросы , касающиеся основ
здорового образа жизни и их составляющих. не разбирают в теоретическом
курсе и тем более не подкрепляются на практических занятиях. Получаются
занятия не полностью реализует функции, как учебная дисциплина в вузе.
Из-за этого студенты не заинтересованы повышением уровня здоровья,
усовершенствование себя и окружающих людей. В вузах необходима
реконструкция учебного процесса по физической культуре. Особенно
необходимо уделить внимание процессу преподавания студентам
специальной медицинской группы, так как занятия именно с этой группой
студентов всегда вызывает много разногласий. По этой причине
теоретический раздел должен быть значительно увеличен, введены новые
темы занятий, имеющие оздоровительную направленность. Из-за своего
заболевания, студенты специальной медицинской группы не могут выполнять
физические упражнения в течение всего занятия ,так как они нуждаются во
времени на отдых, а это влечет за собой нарушение построения всего
занятия. В связи с этим, была установлнена в практику лекционно-
практическая форма занятий по физической культуре. Эти занятия, содержат
в себе лекцию (примерно 45 мин.) и закрепление практикой , выполнение
заданий, о которых шла речь. При разработке данной программы занятия
пробной группы проводились так : сначала проводилась лекция ,в которой
поясняются ключевые моменты данной темы, показания и противопоказания
к выполнению упражнений при различных заболеваниях, потом
практическая часть занятия .Время ,которое осталось, шло на проверку
знаний, полученных в ходе занятия .На ряду с экспериментальной группой
была создана контрольная группа, в отличие от нее, студенты этой группы
слушали лекцию во время проведения занятия практической части.
Сравнительный анализ результатов тестирования знаний студентов по
изучаемой теме показал, что в экспериментальной группе оценку «4»
получили 70% студентов; «3» – 22% студентов; «2» – 8% студентов. В
контрольной группе студенты показали следующие результаты: «4» – 17%
студентов; «3» – 20%; «2» – 63%.
Следовательно по результатам тестирования мы можем сделать вывод об
эффективности внедрения лекционно-практических занятий. В ходе похожего
исследования
проводился
анализ
сравнительных
результатов
уровня
проявления двигательных способностей. Обучающиеся были разделены на
экспериментальную
и
контрольную
группы.
На
протяжении
4
месяцев
физическая культура проводилась в виде лекционно-практических занятий(в
контрольной группе не выделялась лекционная часть). Отличий по уровню
физической
подготовки
в
группе
не
отмечалось.
После
исследования
на блюд а е т с я
положит е льна я
д ина мика
многих
т е с т и р у е м ы х
показателей(поднимание туловища, сгибание рук в упоре лежа и лежа сзади,
наклон
вперед
на
гимнастической
скамейке,
бросок
набивного
меча,
приседания, бег и др.). По данным тестирования можно сделать вывод об
эффективности лекционно-практических занятий для восприятия теории по
данной
дисциплины,
а
также
при
формировании
моторно-двигательных
способностей у студентов специальной медицинской группы. При включении
лекционно-практических
занятий
у
студентов
специальной
медицинской
группы, нужно учитывать следующие пункты: 1. Теоретический материал
должен
тщательно
отбираться.
Это
должен
быть
основной
материал,
необходимый для манипулирования им в процессе проведения занятия. 2.
Детальный отбор заданий для проверки усвоенной в ходе лекции теории. 3.
Четкая постановка целей и задач занятия перед студентами. 4. Распределение
учащихся в подгруппы. 5. Сжатое, точное, изложение преподавателем теории
в первой части занятия. 6. Конспектирование теоретических знаний, которые
являются
основой
для
решения
задач
в
практической
части
занятия.
7.
Поддержка
педагога
–
предварительная
письменная
(руководящими
предписаниями) и в некоторых случаях непосредственная помощь в решении
поставленных
задач.
8.
Подведение
итогов
выполненной
работы
самими
студентами. 9. Рассмотрение преподавателем работы учащихся.
Включение
адаптивной
физической
культуры
(АФК)
и
ее
основные
формы(адаптивной
физическое
воспитание,
адаптивную
двигательную
рекреацию,
адаптивный
спорт,
физическую
реабилитацию
и
др.)
может
изменить
в
положительную
динамику
состояние
здоровья
студентов.
Основная цель АФК — это формирование здорового образа жизни у лиц с
ограниченными
физическими
возможностями.
Но
некоторые
студенты,
заболевания
которых
сопровождаются
значительными
ограничениями
двигательной
активности,
сильно
ограждаются
от
физических
нагрузок
несмотря на то, что с точки зрения физиологии двигательная активность
является важным элементом лечения и профилактики заболевания.
Для
каждого заболевания должна быть организована специальная двигательная
активность . Необходимо адекватно, с учетом собственных возможностей
подбирать нагрузку. В ходе занятий особое внимание уделяется основному
заболеванию, а также вторичным отклонениям в здоровье.
АФК основана на игровых методах, что позволяет раскрыть у студентов
фантазию,
воображение
и
творческий
навыки,
получить
положительные
эмоции
от
проведения
занятий.
Во
время
учебного
процесса
по
АФК
студенты
должны
получить
знания
о
нормальном
функционировании
организма и особенности физиологии при каком-либо заболевании и методах
корректировки состояния здоровья.
Список литературы :
Шапкова Л.В. Частные методики адаптивнои
физическои культуры: учеб. пособие/ Л.В. Шапкова.- М.: Советскии спорт, 2003.-
464с.
Бегидова Т.П. Основы адаптационнои физическои культуры: Учебное
пособие / Т.П.Бегидова. - М.: Физическая культура и спорт, 2011. -192с.
Физическая реабилитация: Учебник для академии и институтов физическои
культуры / Под общеи ред. проф. С.Н. Попова. - Ростов н/Д.: Изд-во "Феникс",
2009. - 608 с.