Напоминание

"Устройство компьютера и их функции"


Автор: Черемисина Наталия Владимировна
Должность: учитель информатики
Учебное заведение: МОУ "ШСШ"
Населённый пункт: город Шацк, Рязанская область
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: "Устройство компьютера и их функции"
Раздел: среднее образование





Назад





Ф.И.О. педагога:
Черемисина Наталия Владимировна
Предмет:
информатика и ИКТ
Класс/курс: 7

Тема:
«Устройство компьютера и их функции»
Основные цели:

Метапредметные:
1. Тренировать умение применять правила ведения диалога. 2. Тренировать умение применять правила понимания текста. 3. Тренировать умение планировать свою работу. 4. Тренировать умение применять исследовательские навыки и умение про- водить анализ и синтез.
Предметные:
1. Сформировать у учащихся понятие устройство компьютера. 2. Сформировать умение реализовывать новые способы действий.
Дидактические материалы:
учебник: Информатика: учебник для 7 класса/ Л.Л. Босова. – 2-е изд., испр. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014; презен- тация, карточки с заданиями, карточки для работы в парах и для самостоятель- ной работы, эталоны.
Оборудование:
интерактивный комплекс: доска, ноутбук, проектор, компьюте- ры.
Краткая аннотация к работе:
данный урок ориентирован на учащихся 7-го класса, работающих по учебнику Л.Л. Босова «Информатика», в рамках изуче- ния темы «Компьютер». Одним из важных объектов, изучаемых на уроках ин- форматики, является компьютер. В процессе изучения данной темы учащиеся знакомятся с общим описанием компьютера, программный принципом работы. А также с основными компонентами персонального компьютера (процессор, оперативная и долговременная память, устройства ввода и вывода информа- ции), их функциями и основными характеристиками.

План-конспект урока ОНЗ по информатике.

Тема «Устройство компьютера и их функции», 7 класс ФГОС.

1. Мотивация к учебной деятельности
– Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся друг другу и с хорошим на- строением начнем наш урок. Эпиграфом нашего урока стали слова американского учёного, выдающе- гося математика и философа, основоположника кибернетики и теории искус- ственного интеллекта Норберта Винера. «Человек придает кибернетическим машинам способность творить и со- здает этим себе могучего помощника». – Как вы понимаете эти слова?
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затрудне-

ния в пробном действии.
– Сегодня у нас урок открытия новых знаний. А как происходит познание нового? Узнавать новое мы будем, опираясь на ранее изученное,  для этого нам необходимо повторить уже известное;  вспомнить то, что мы узнали на прошлом уроке;  правильно определить то, что мы не знаем;  найти способ преодоления затруднения,  сформулировав новый способ (алгоритм, формулу, правило), научиться его применять. Прежде чем открывать новые знания, давайте проверим, какими внима- тельными вы были на прошлых уроках. На «рабочем столе» вашего компьютера находится папка Задания. Откройте в ней документ Задание 1. Ответьте на вопросы и результаты запиши- те в тетрадь
.

Задание
1) Расположите единицы измерения количества информации по возрастанию. 2) Переведите 2 Кб в байты ( 2048), переведите 40 бит в байты (5). 3) Какая формула служит для определения количества информации? 4) Сколько букв в иноземном алфавите, если каждый символ несет 7 бит инфор- мации? ( 128) – Итак, работа выполнена. Подведём итоги по образцу. (Проверяют по об- разцу. – Поднимите руки, кто справился с заданием. Молодцы! – Кто не справился с заданиями? – В каких заданиях вы допустили ошибку? Давайте вместе их исправим. – Хорошо. Оцените свои знания, поставив в карте урока, в графе результаты «+», если вы сделали задание правильно, «?», если неправильно.
Сегодня мы с вами побываем в секретной лаборатории и исследуем некий экс- понат. Он здесь, перед вами, скрыт на столе. Узнать, что это нам поможет ребус. – Какое слово зашифровано в ребусе? (Компьютер) – Что же такое компьютер? - Компьютер – это универсальное устройство, предназначенное для накопле- ния, обработки, хранения и передачи информации. – Итак, добро пожаловать в нашу лабораторию. – Мы видим что тут скрывалось. А кто из вас может рассказать, как это все взаимо- действует? Я предлагаю вам выполнить следующее задание в парах. Заполните схему.
3. Выявление места и причины затруднений.
– Кто не справился с заданием? – Что вы не смогли сделать? (Мы не смогли заполнить схему) – Кто справился с заданием? Докажите, что вы правы. (Мы не можем обосно- вать) – В чем возникли затруднения? (Мы не знаем какие устройства входят в состав компьютера)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
– Какова цель нашего урока? (Узнать какие устройства входят в состав компью- тера) – Какая тема урока? (Устройства компьютера). Запишем ее в тетрадь. Ребята, у меня в руках шаги плана открытия новых знаний. Давайте построим план решения данного задания. Эту работу мы осуществим в группах. (Работа в группах. Построение алгоритма) Устройство компьютера

5. Реализация проекта выхода из затруднения.

Работа в парах. На экране
1. Рассмотрите схему 2. Прочитайте тексты. 3. Вставьте пропущенные слова. 4. Заполните схему. 5. Сделайте вывод. – Озвучьте мне результат. (Проверяем алгоритм по образцу) Ребята для открытия нового знания нам необходимо ответить на ряд во- просов. – Очень часто компьютер сравнивают с человеком. Что же у них общего? – В состав современного компьютера входят различные устройства. – Функции, которые выполняют эти устройства , подобны функциям мысляще- го человека. Определим функции человека и компьютера.
– Давайте вспомним какие информационные процессы выполняет человек?
– Что отвечает за хранение, обработку, передачу и прием информации? (Ответы детей) – Итак, за обработку данных отвечает процессор. – В каком виде он обрабатывает информацию? (в форме двоичного кода) Проследим, как обрабатываются данные на компьютере. В процессе обработки информации или данных на компьютере пересылка между отдельными устройствами компьютера осуществляется по магистрали. Однако пользователь компьютера (человек) очень плохо понимает информацию, представленную в двоичном компьютерном коде. Следовательно, в состав компьютера должны входить устройства, которые помогают пользователю пере- водить информацию с языка человека на компьютерный язык и обратно. Для этого существуют устройства ввода и вывода информации. Устройства ввода «переводят» информацию с языка человека на язык компьютера. Устройства вывода, наоборот, «переводят информацию с двоично- го языка компьютера в формы, доступные для человеческого восприятия. Давайте подумаем, какие устройства компьютера мы можем отнести к устройствам ввода и вывода? Для того, чтобы узнать функцию каждого из них я предлагаю поработать с учебниками. (стр. 65-66). На столах лежат карточки «Внешние устройства». Вставьте пропущенные слова. (Выполнение работы) Для того, чтобы компьютер мог выполнить обработку данных они долж- ны быть загружены в оперативную память. Процессор последовательно считы- вает команды программы, а также необходимые данные из оперативной памяти, выполняет команды, а затем записывает полученные данные обратно в опера-
тивную память. В процессе выполнения программы процессор может запраши- вать данные с устройства ввода и пересылать данные на устройства вывода. Однако при выключении компьютера все данные и программы в опера- тивной памяти стираются. Для долговременного хранения большого количества различных программ и данных используется долговременная память в виде раз- личных носителей информации. Каких? (ответы детей)

Какие основные узлы включает в свой состав компьютер? Ответ: процессор, память, устройства ввода и вывода. – Что же представляет собой персональный компьютер? Ответ: Персональный компьютер представляет собой комплекс взаимосвязанных устройств. – Вы правы, а скажите, что является основной частью персонального компьютера? Ответ: Системный блок – Давайте вернемся к нашему экспонату и подумаем, что является основной частью компьютера? (системный блок) Ребята, а кто знает, что находится у него внутри? Для этого мы выполним Задание 2 из папки Задания. – Внимательно рассмотрите картинку и соотнесите составляющие системного блока с их названиями.
6. Первичное закрепление во внешней речи.
− А теперь вернемся к пробному действию и выполним практическое задание. (Один из учеников выполняет задание с проговариванием. Кто прокомментирует свои действия?) Эталон на доске и на экране
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
− Что теперь надо сделать, чтобы определить, поняли вы или нет, как приме- нить данный алгоритм? (Надо выполнить самостоятельную работу.) Тренажер Проверим по образцу Самостоятельная работа − У кого возникли затруднения при выполнении задания? − В каком месте возникли затруднения? − В чем причина, что у вас возникли затруднения? − Что вам необходимо сделать, чтобы в дальнейшем не возникало затруднений? – Оцените себя в графе результаты.
8. Включение в систему знаний.
− Где вы сможете применить новые знания?
9. Рефлексия деятельности на уроке.

− Что нового вы сегодня узнали? − Какую цель вы ставили в начале урока? − Вы достигли поставленной цели?
Домашнее задание.
(задание на использование полученных знаний) Откройте дневники и запишите домашнее задание: § 2.1(вопросы) Продолжить сказку: «Жили были: Клавиатура, Монитор, Память и Процессор. Жили они дружно, пока не возникли у них разногласия, кто из них самый глав- ный?»


В раздел образования