Автор: Черемисина Наталия Владимировна Должность: учитель информатики Учебное заведение: МОУ "ШСШ" Населённый пункт: город Шацк, Рязанская область Наименование материала: методическая разработка урока Тема: "Устройство компьютера и их функции" Раздел: среднее образование
Тема: «Устройство компьютера и их функции»
Основные цели:
Метапредметные:
1.
Тренировать умение применять правила ведения диалога.
2.
Тренировать умение применять правила понимания текста.
3.
Тренировать умение планировать свою работу.
4.
Тренировать умение применять исследовательские навыки и умение про-
водить анализ и синтез.
Предметные:
1.
Сформировать у учащихся понятие устройство компьютера.
2.
Сформировать умение реализовывать новые способы действий.
Дидактические материалы: учебник: Информатика: учебник для 7 класса/
Л.Л. Босова. – 2-е изд., испр. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014; презен-
тация, карточки с заданиями, карточки для работы в парах и для самостоятель-
ной работы, эталоны.
Оборудование: интерактивный комплекс: доска, ноутбук, проектор, компьюте-
ры.
Краткая аннотация к работе: данный урок ориентирован на учащихся 7-го
класса, работающих по учебнику Л.Л. Босова «Информатика», в рамках изуче-
ния темы «Компьютер». Одним из важных объектов, изучаемых на уроках ин-
форматики, является компьютер. В процессе изучения данной темы учащиеся
знакомятся с общим описанием компьютера, программный принципом работы.
А также с основными компонентами персонального компьютера (процессор,
оперативная и долговременная память, устройства ввода и вывода информа-
ции), их функциями и основными характеристиками.
План-конспект урока ОНЗ по информатике.
Тема «Устройство компьютера и их функции», 7 класс ФГОС.
1. Мотивация к учебной деятельности
– Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся друг другу и с хорошим на-
строением начнем наш урок.
Эпиграфом нашего урока стали слова американского учёного, выдающе-
гося математика и философа, основоположника кибернетики и теории искус-
ственного интеллекта Норберта Винера.
«Человек придает кибернетическим машинам способность творить и со-
здает этим себе могучего помощника».
– Как вы понимаете эти слова?
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затрудне-
ния в пробном действии.
– Сегодня у нас урок открытия новых знаний. А как происходит познание
нового? Узнавать новое мы будем, опираясь на ранее изученное,
для этого нам необходимо повторить уже известное;
вспомнить то, что мы узнали на прошлом уроке;
правильно определить то, что мы не знаем;
найти способ преодоления затруднения,
сформулировав новый способ (алгоритм, формулу, правило),
научиться его применять.
Прежде чем открывать новые знания, давайте проверим, какими внима-
тельными вы были на прошлых уроках.
На
«рабочем
столе»
вашего
компьютера
находится папка
Задания.
Откройте в ней документ Задание 1. Ответьте на вопросы и результаты запиши-
те в тетрадь .
Задание
1) Расположите единицы измерения количества информации по возрастанию.
2)
Переведите
2
Кб
в
байты
(
2048),
переведите
40
бит
в
байты
(5).
3)
Какая
формула
служит
для
определения
количества
информации?
4) Сколько букв в иноземном алфавите, если каждый символ несет 7 бит инфор-
мации? ( 128)
– Итак, работа выполнена. Подведём итоги по образцу. (Проверяют по об-
разцу.
– Поднимите руки, кто справился с заданием. Молодцы!
– Кто не справился с заданиями?
– В каких заданиях вы допустили ошибку? Давайте вместе их исправим.
– Хорошо. Оцените свои знания, поставив в карте урока, в графе результаты
«+», если вы сделали задание правильно, «?», если неправильно.
Сегодня мы с вами побываем в секретной лаборатории и исследуем некий экс-
понат. Он здесь, перед вами, скрыт на столе.
Узнать, что это нам поможет ребус.
– Какое слово зашифровано в ребусе? (Компьютер)
– Что же такое компьютер?
- Компьютер – это универсальное устройство, предназначенное для накопле-
ния, обработки, хранения и передачи информации.
– Итак, добро пожаловать в нашу лабораторию.
– Мы видим что тут скрывалось. А кто из вас может рассказать, как это все взаимо-
действует?
Я предлагаю вам выполнить следующее задание в парах. Заполните схему.
3. Выявление места и причины затруднений.
– Кто не справился с заданием?
– Что вы не смогли сделать? (Мы не смогли заполнить схему)
– Кто справился с заданием? Докажите, что вы правы. (Мы не можем обосно-
вать)
– В чем возникли затруднения? (Мы не знаем какие устройства входят в состав
компьютера)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
– Какова цель нашего урока? (Узнать какие устройства входят в состав компью-
тера)
– Какая тема урока? (Устройства компьютера). Запишем ее в тетрадь.
Ребята, у меня в руках шаги плана открытия новых знаний. Давайте построим
план решения данного задания. Эту работу мы осуществим в группах. (Работа в
группах. Построение алгоритма)
Устройство компьютера
5. Реализация проекта выхода из затруднения.
Работа в парах. На экране
1.
Рассмотрите схему
2.
Прочитайте тексты.
3.
Вставьте пропущенные слова.
4.
Заполните схему.
5.
Сделайте вывод.
– Озвучьте мне результат. (Проверяем алгоритм по образцу)
Ребята для открытия нового знания нам необходимо ответить на ряд во-
просов.
– Очень часто компьютер сравнивают с человеком. Что же у них общего?
– В состав современного компьютера входят различные устройства.
– Функции, которые выполняют эти устройства , подобны функциям мысляще-
го человека.
Определим функции человека и компьютера.
– Давайте вспомним какие информационные процессы выполняет человек?
– Что отвечает за хранение, обработку, передачу и прием информации? (Ответы
детей)
– Итак, за обработку данных отвечает процессор.
– В каком виде он обрабатывает информацию? (в форме двоичного кода)
Проследим, как обрабатываются данные на компьютере.
В процессе обработки информации или данных на компьютере пересылка
между отдельными устройствами компьютера осуществляется по магистрали.
Однако пользователь компьютера (человек) очень плохо понимает информацию,
представленную
в
двоичном
компьютерном
коде.
Следовательно,
в
состав
компьютера должны входить устройства, которые помогают пользователю пере-
водить информацию с языка человека на компьютерный язык и обратно. Для
этого существуют устройства ввода и вывода информации.
Устройства ввода «переводят» информацию с языка человека на язык
компьютера. Устройства вывода, наоборот, «переводят информацию с двоично-
го языка компьютера в формы, доступные для человеческого восприятия.
Давайте подумаем, какие устройства компьютера мы можем отнести к
устройствам ввода и вывода?
Для того, чтобы узнать функцию каждого из них я предлагаю поработать
с учебниками. (стр. 65-66).
На столах лежат карточки «Внешние устройства». Вставьте пропущенные
слова.
(Выполнение работы)
Для того, чтобы компьютер мог выполнить обработку данных они долж-
ны быть загружены в оперативную память. Процессор последовательно считы-
вает команды программы, а также необходимые данные из оперативной памяти,
выполняет команды, а затем записывает полученные данные обратно в опера-
тивную память. В процессе выполнения программы процессор может запраши-
вать данные с устройства ввода и пересылать данные на устройства вывода.
Однако при выключении компьютера все данные и программы в опера-
тивной памяти стираются. Для долговременного хранения большого количества
различных программ и данных используется долговременная память в виде раз-
личных носителей информации. Каких? (ответы детей)
– Какие основные узлы включает в свой состав компьютер?
Ответ: процессор, память, устройства ввода и вывода.
– Что же представляет собой персональный компьютер?
Ответ: Персональный компьютер представляет собой комплекс взаимосвязанных
устройств.
– Вы правы, а скажите, что является основной частью персонального компьютера?
Ответ: Системный блок
– Давайте вернемся к нашему экспонату и подумаем, что является основной частью
компьютера? (системный блок)
Ребята, а кто знает, что находится у него внутри?
Для этого мы выполним Задание 2 из папки Задания.
– Внимательно рассмотрите картинку и соотнесите составляющие системного
блока с их названиями.
6. Первичное закрепление во внешней речи.
− А теперь вернемся к пробному действию и выполним практическое задание.
(Один из учеников выполняет задание с проговариванием.
Кто прокомментирует свои действия?)
Эталон на доске и на экране
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
− Что теперь надо сделать, чтобы определить, поняли вы или нет, как приме-
нить данный алгоритм? (Надо выполнить самостоятельную работу.) Тренажер
Проверим по образцу
Самостоятельная работа
− У кого возникли затруднения при выполнении задания?
− В каком месте возникли затруднения?
− В чем причина, что у вас возникли затруднения?
− Что вам необходимо сделать, чтобы в дальнейшем не возникало затруднений?
– Оцените себя в графе результаты.
8. Включение в систему знаний.
− Где вы сможете применить новые знания?
9. Рефлексия деятельности на уроке.
− Что нового вы сегодня узнали?
− Какую цель вы ставили в начале урока?
− Вы достигли поставленной цели?
Домашнее задание.
(задание на использование полученных знаний)
Откройте дневники и запишите домашнее задание: § 2.1(вопросы)
Продолжить сказку: «Жили были: Клавиатура, Монитор, Память и Процессор.
Жили они дружно, пока не возникли у них разногласия, кто из них самый глав-
ный?»