Напоминание

ПОРЯДОК ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ ПРИ УГРОЖАЮЩИХ ЖИЗНИ СОСТОЯНИЯХ


Автор: Скитович Наталья Витальевна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: ГАПОУ НСО "Купинский медицинский техникум"
Населённый пункт: НСО г. Купино
Наименование материала: методическая разработка
Тема: ПОРЯДОК ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ ПРИ УГРОЖАЮЩИХ ЖИЗНИ СОСТОЯНИЯХ
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

«КУПИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ЛЕКЦИИ

По ПМ.07, ПМ.04 ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО ПРОФЕССИИ

МЛАДШАЯ МЕДИЦИНСКАЯ СЕСТРА ПО УХОДУ ЗА БОЛЬНЫМИ

Раздел 1. Оказание медицинских услуг по уходу

МДК 04.01 Технология оказания медицинских услуг

МДК 07.01 Технология оказания медицинских услуг

Тема 1.9 ТЕХНОЛОГИИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЕЖЕДНЕВНЫХ ПРОЦЕДУР

ЛИЧНОЙ ГИГИЕНЫ ПАЦИЕНТУ С ОГРАНИЧЕННЫМИ

ВОЗМОЖНОСТЯМИ САМОУХОДА

Специальность: 34.02.01

Сестринское дело Курс 2

базовая подготовка

Специальность:

31.02.01

Лечебное дело Курс 1

углубленной подготовки

Купино

2019 год

РАССМОТРЕНО

ПЦМК

профессиональных модулей

ГАПОУ НСО «Купинский медицинский техникум»

(протокол от . . № )

Автор – составитель: Н.В. Скитович преподаватель ПМ.07, ПМ.04 Выполнение работ по

профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными, высшей категории

Пояснительная записка

к методической разработке для преподавателя по ПМ.04, ПМ.07 «Выполнение работ по

профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными» по теме: «Технологии

выполнения ежедневных

процедур

личной

гигиены

пациенту

с

ограниченными

возможностями самоухода».

Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями к знаниям по ФГОС

III поколения, для использования на теоретическом

занятии

в рамках специальности

34.02.01.

«Сестринское

дело»

(базовая

подготовка),

31.02.01

«Лечебное

дело»

(углубленная подготовка)

В соответствии с ФГОС, после изучения данной темы студент должен

Знать:

З

2-

технологии выполнения медицинских услуг;

3

3-

факторы, влияющие на безопасность пациента и персонала;

З

4-

принципы санитарно-гигиенического воспитания и образования среди населения;

З

5-

основы профилактики внутрибольничных инфекций;

З

10

- методы безопасного обезвреживания инфицированных и потенциально

инфицированных отходов

З

12

- требования к правилам личной гигиены больных, медицинского и обслуживающего

персонала медицинской организации

При проведении лекции для усвоения новых знаний, формирования ОК были применены

объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы обучения: изложение нового

материала, первичное

применение

нового

материала, демонстрация

видеофильмов

и

презентаций

Методическая разработка состоит из «Пояснительной записки», «Учебно-методического

плана»,

«Хода

занятия»,

«Методического

блока»:

Изложение

нового

материала

(Приложение

№2),

«Блока

контроля

знаний»:

Обеспечение

исходного

уровня

знаний

(Приложение

1),

Контролирующие

задания

для

закрепления

полученных

знаний

(Приложение

№4). Комплекс

упражнений

для физкультминутки (Приложение № 3).

Критерий оценивания студента на лекции (Приложение 5). Карты экспертной оценки для

преподавателя (Приложение 6).

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЯ № 28

Тема занятия: «Технологии выполнения ежедневных процедур личной гигиены пациенту

с ограниченными возможностями самоухода».

Место проведения кабинет.

Продолжительность проведения занятия 90 минут

Мотивация

темы: Данная тема является важной для дальнейшего усвоения учебного

материала.

Цели занятия:

1.Образовательная:

-

п о в т о р и т ь

п р а в и л а

с б о р к и

и

т р а н с п о р т и р о в к и

г р я з н о го

б е л ь я ;

- ознакомить с бельевым режимом стационара

-

изучить

алгоритм

приготовления

постели, смены

нательного

и

постельного

белья

пациенту с недостаточностью самостоятельного ухода.

- закрепить знания по дезинфекции предметов ухода, медицинских изделий, личной и

общественной эпидемиологической безопасности в процессе ухода.

2. Воспитательная: (ОК1) Воспитание устойчивого интереса к своей будущей профессии,

ответственности при выполнении своих обязанностей, профессиональной аккуратности

исполнительности, ответственности к порученному делу. (ОК 13) Привитие студентам

мотивации

к

занятиям

физической

культурой

и

спортом

для

укрепления

здоровья,

достижения жизненных и профессиональных целей. Брать ответственность за работу

членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий (ОК 7), Вести здоровый

образ

жизни,

Работать

в

коллективе

и

команде,

эффективно

общаться

с

коллегами,

руководством, потребителями (ОК 6).

3.

Развивающая:

Развивать

стремление

самостоятельно организовывать собственную

деятельность (ОК2),

определять

задачи

профессионального

и

личностного

развития,

заниматься

самообразованием,

осознанию

планировать

и

осуществлять

повышение

квалификации (ОК 8). Развивать стремление к осуществлению поиска и использование

информации,

необходимой

для

эффективного

выполнения

профессиональных

задач,

профессионального и личностного развития (ОК 4), принятию решения в стандартных и

нестандартных

ситуациях

и

нести

за

них

ответственность

(ОК3),

организовывать

собственную

деятельность,

выбирать

типовые

методы

и

способы

выполнения

профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество (ОК2).Формирование у

студентов: навыка анализа и синтеза изучаемого материала; способности осуществлять

внутрипредметные связи; способности применять межпредметные связи (ОК.3)

ПМ.07

ПМ.04

Фармакология

Лечебное дело

ПМ.01

ПМ. 02

ПМ.03

ПМ.04

Сестринское дело

ПМ.01

ПМ.02

ПМ.03

Анатомия и физиология человека

Здоровый человек и его окружение

Основы патологии

Требования ФГОС к уровню подготовки студента:

Знать:

З

2-

технологии выполнения медицинских услуг;

3

3-

факторы, влияющие на безопасность пациента и персонала;

З

4-

принципы санитарно-гигиенического воспитания и образования среди населения;

З

5-

основы профилактики внутрибольничных инфекций;

З

10

- методы безопасного обезвреживания инфицированных и потенциально

инфицированных отходов

З

12

- требования к правилам личной гигиены больных, медицинского и обслуживающего

персонала медицинской организации

Формируемые компетенции: ОК. 1- ОК.6 - ОК.8 - ОК.13

Междисциплинарная интеграция:

Внутридисциплинарная интеграция:

Раздел

2.

Участие

в

о р г а н и з а ц и и

безопасной

окружающей

среды

для

участников

лечебно-диагностического

процесса

Раздел 1. Оказание медицинских услуг по

уходу

Тема 1.9

Технологии выполнения

ежедневных процедур личной гигиены

пациенту с ограниченными возможностями

самоухода

Методическое

обеспечение

занятия: Вопросы

для

входного

контроля,

содержание

учебного

материала,

тестовые

задания

для

закрепления

материала,

новые

понятия

и

термины для самостоятельной работы.

Домашнее задание:

Обуховец Т.П., Чернова О.В., Основы сестринского дела. Серия «Медицина для вас». 16-е

издание Ростов- на Дону, «Феникс» 2017. Стр. 409-415

.И.Кулешова, Е.В. Пустоветова Основы сестринского дела курс лекций сестринские

технологии. «Феникс». Ростов-на-Дону. 2015 Стр. 410-412

Задания для внеаудиторной работы студентов: ГОСТ Р52623.Технологии выполнения

простых медицинских услуг манипуляции сестринского ухода Изучение технологий

простых медицинских услуг

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень

рекомендуемых

учебных

изданий,

Интернет-ресурсов,

дополнительной

литературы

Основные источники:

Учебники (основная литература)

Обуховец Т.П., Чернова О.В., Основы сестринского дела. Серия «Медицина для вас». 16-е

издание Ростов- на Дону, «Феникс» 2017.

Л.И. Кулешова, Е. В. Пустоветова Основы сестринского дела курс лекций сестринские

технологии. «ФЕНИКС». Ростов – на – Дону. 2015.

Дополнительные источники:

1.Мухина С.А. Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского дела: Учебник.-2-е

изд., исп. и доп.-М.: ГЭОТАР -Медиа, 2008.

2.Обуховец Т.П., Склярова Т.А.Чернова О.В. Основы сестринского дела. –Ростов – на

Дону е/д.: Феникс, 2002.-(Медицина для вас)

3 .Островская И.В., Широкова Н.В. Основы сестринского дела: Учебник. - М. : ГЭОТАР -

Медиа, 2008.

4. Т.П. Обуховец. Основы сестринского дела: практикум. 2013.

Ход занятия

№ Основные

этапы

занятия.

Коды

формируемых компетенций

Время

Содержание этапа. Методическое

обоснование

1.

Организационный момент

Ц е л ь : Обеспечить

готовность

к

з а н я т и ю ,

с о з д а т ь

р а б о ч е е

настроение.

ОК 1.

2 мин.

Преподаватель

-организует и дисциплинирует

студентов;

- воспитывает аккуратность,

ответственность, требовательность к

себе и другим;

-активизирует

внимание,

создает

рабочую обстановку;

2.

Мотивация

учебной

деятельности.

Целевая установка.

Ц е л ь :

а к т и в и з и р о в а т ь

познавательную

д е я т ел ь н о с т ь

с т у д е н т о в .

М о т и в а ц и я

необходимости получения

знаний

и

умений,

использования

их в будущей

практической деятельности.

ОК. 1,5,6.

3 мин.

Преподаватель

сообщает

т ему

занятия,

знакомит

студентов

с

планом.

Четко

и

ясно

определяет

цели занятия.

Отмечает значение данного занятия

при

изучении

темы

в

будущей

практической деятельности;

Объясняет,

что

студенты

должны

изучить, чему научиться в процессе

занятия.

3.

Определение исходного уровня знаний

Приложение №1. ОК. 1,5,6

Цель

занятия:

Определение

исходного уровня знаний

15 мин.

Решение учебных заданий

проблемного характера

4.

Изучение нового материала

Ц ель :

в ы полнение

т р е б о в а н и й

о б р а з о в а т е л ь н о г о

с т а н д а р т а ,

формирование ОК по разделу модуля,

Приложение №2. ОК.1- ОК.8

50 мин.

Объясняет

новый

материал

с

д е м о н с т р а ц и е й

п р е з е н т а ц и и ,

учебных фильмов

Развивает

зрительную

п а м я т ь ,

закрепляет материал

5.

Физкультминутка (Приложение 3)

Цель:

Снять

мышечную

усталость,

усталость глаз ОК.13

5мин.

Проводит комплекс упражнений

6.

Закрепление

нового

мат е р и а л а ,

коррекция полученных знаний.

Ц ель :

П олучен ие

о бъ е к т и в н о й

информации

о

степени

усвоения

учебного

материала,

коррекция

ошибок. ОК 6. Приложение № 4.

5 мин.

И н д и в и д у а л ь н ы й

у с т н ы й

и

письменный контроль

7.

Подведение итогов занятия.

Цель: Оценить достигнуты ли цели

занятия. ОК.1 – ОК.8

Приложение № 5, 6

5 мин.

Обобщающее

слово

преподавателя.

Выставление оценок с комментарием

8.

Домашнее задание

ОК.1 – ОК.8

Цель:

Нацелить

на

закрепл ение

материала, подготовку к занятию

2 мин.

С о о б щ а е т

з а д а н и е ,

п е р е ч е н ь

необходимой литературы.

Активизирует самоподготовку;

Формирует принцип сознательности

и активности.

Всего

90 мин

Приложение № 1

КОНТРОЛЬ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ

Условие выполнения задания:

Место выполнения задания: аудитория №

Максимальное время выполнения задания: 10 мин

Система

оценивания:

Применяется

дихотомическая

система

оценивания.

Критерием

оценки выступает правило: за правильное решение (соответствующее эталонному –

показателю)

выставляется

1

балла,

за

неправильное

решение

(несоответствующее

эталонному – показателю) выставляется 0 баллов.

Критерии оценки

100 - 90 % правильных ответов - «5»

89 - 80% правильных ответов - «4»

79 - 70% правильных ответов - «3»

Менее 70% - «2»

Выберите один правильный ответ:

Текст задания: Определите факторы, способствующие образованию пролежней, места

образования, стадии развития при решении тестовых заданий

1.

Признак пролежня второй стадии

а) пузырь

б) отек, краснота

в) бледность

г) язва

2.

Признак пролежня первой стадии

а) отек, краснота

б) бледность

в) пузырь

г) язва

3.

Признак пролежня третьей стадии

а) пузырь

б) отек, краснота

в) язва

г) поражение кожи и глубжележащих тканей

4.

Места образования пролежней при положении пациента на спине

а) область крестца, пятки, лопатки, затылок

б) область тазобедренного сустава (большого вертела), лодыжки

в) ребра, колени, гребни подвздошных костей, пальцы ног

г) седалищные бугры и ягодицы, стопы

5.

Места вероятного образования пролежней

а) остистые отростки позвонков

б) паховые области

в) подмышечные впадины

г) паховые области

6.

Места образования пролежней при положении пациента на животе

а) область крестца, пятки, лопатки, затылок

б) область тазобедренного сустава (большого вертела), лодыжки

в) седалищные бугры и ягодицы, стопы

г) ребра, колени, гребни подвздошных костей, пальцы ног

7.

Места образования пролежней при положении пациента сидя

а) седалищные бугры и ягодицы, стопы

б) область тазобедренного сустава (большого вертела), лодыжки

в) ребра, колени, гребни подвздошных костей, пальцы ног

г) область крестца, пятки, лопатки, затылок

8.

Место наиболее вероятного образования опрелостей

а) затылок

б) подмышечные впадины

в) лопатки

г) остистые отростки позвонков

9.

Место наиболее вероятного образования опрелостей

а) крестец

б) затылок

в) паховая область

г) лодыжки

10.

Факторы, способствующие образованию пролежней

а) крошки и мелкие предметы в постели

б) высокобелковое питание

в) частая смена положения в постели

г) обильное питье

11.

Факторы, способствующие образованию пролежней

а) белковое питание

б) психическая травма

в) обильное питье

г) длительное пребывание больного в одном положении

12.

Факторы, способствующие образованию пролежней

а) высокобелковое питание

б) недержание мочи и кала

в) частая смена положения в постели

г) обильное питье

13.

Для профилактики пролежней при обработке кожи используется

а) камфорный спирт

б) муравьиный спирт

в) раствор фурацилина

г) метиловый спирт

14. Обработку кожи тяжелобольного проводят:

а) один раз в день.

б) ежедневно утром и вечером;

в) через каждые 2 часа;

15. Менять положение в постели для профилактики пролежней необходимо:

а) через каждые 2 часа;

б) один раз в день;

в) два раза в день.

Эталоны ответа

1 – а

2 – а

3 – в

4 – а

5 – а

6 – г

7 – а

8 – б

9 – в

10 – а

11 – г

12 – б

13 – а

14 – в

15 - а

Приложение № 2

Выделение сальных и потовых желез, роговые чешуйки, пыль, неконтролируемые

физиологические отправления вызывают у лежачих больных ощущение дискомфорта,

ухудшают

общее

физическое

и

психологическое

самочувствие,

провоцируют

возникновение

пролежней,

ведет

к

появлению

сильного

зуда,

расчесов,

вторичного

инфицирования кожи, развитию грибковых заболеваний, возникновению в определенных

областях

(межпальцевых

складках

ног,

межъягодичных

и

паховых

складках,

подмышечных впадинах) опрелостей (мокнущих поверхностей),

Выделение сальных и потовых желез, роговые чешуйки, пыль,

неконтролируемые

физиологические

отправления

вызывают

у

лежачих

больных

ощущение дискомфорта, ухудшают общее физическое и психологическое самочувствие,

провоцируют возникновение пролежней, ведет к появлению сильного зуда, расчесов,

вторичного инфицирования кожи, развитию грибковых заболеваний, возникновению в

определенных областях (межпальцевых складках ног, межъягодичных и паховых складках,

подмышечных впадинах) опрелостей (мокнущих поверхностей),

Чтобы кожа могла нормально функционировать необходимо содержать ее в чистоте и

оберегать от повреждений.

Больным, находящимся на режиме с ограничением двигательной активности медсестра

помогает осуществлять элементы личной гигиены.

После мытья пациента младшая медицинская сестра меняет постельное и нательное

бельё. Смену

постельного

белья

рекомендовано

проводить

один

раз

в

неделю

после

гигиенической ванны или по мере загрязнения.

СМЕНА НАТЕЛЬНОГО И ПОСТЕЛЬНОГО БЕЛЬЯ

Сменить постельное бельё можно двумя способами.

Первый

способ

применяют

в

случае

соблюдения

строгого

постельного

режима

при

условии запрещения пациенту выполнять активные движения в постели. Этот способ

применим в послеоперационный период: при онкологических заболеваниях; при уходе за

лицами пожилого возраста, если перемещения причиняют боль; травмах; заболеваниях

с у с т а в о в

и

д р у г и х

с о с т о я н и я х ,

ко гд а

э т о

п р и ч и н я е т

д и с к о м ф о р т.

Второй способ применяют в случае соблюдения постельного режима пациентом при

условии разрешения поворачиваться в постели. Этот способ можно использовать при

сердечнососудистых заболеваниях (по окончании острых состояний), неврологических

заболеваниях, пациентам пожилого возраста, при суставных заболеваниях, если это не

приводит к болевым ощущениям.

В комнате больного определяют «чистую» зону, где будет лежать чистое белье и

переодетые постельные принадлежности (стол, тумбочка). И «грязную» зону, например,

стул, куда необходимо положить валики и постельные принадлежности без белья.

Приготовить клеенчатый мешок для грязного белья, халат, шапочку, перчатки, чистый

комплект белья в стопке (сверху вниз):

простыня,

клеенка,

пеленка,

пододеяльник,

наволочки.

Простыни, наволочки, пододеяльники, пелёнки должны чётко совпадать по размеру с

размерами подушки, одеяла и матраса.

СМЕНА ПОСТЕЛЬНОГО БЕЛЬЯ (ПАЦИЕНТ В ПОСТЕЛИ) ПРОДОЛЬНЫМ

СПОСОБОМ

(выполняется медсестрой с помощником)

Цель: поддержание личной гигиены, профилактика ВБИ.

Показания: дефицит самоухода.

Оснащение: комплект чистого белья, мешок для грязного белья, перчатки, емкость с

дезинфицирующим раствором.

Этапы

Обоснование

I. Подготовка к процедуре:

1. Доброжелательно и уважительно представиться

пациенту. Уточнить, как к нему обращаться, если

медсестра видит пациента впервые. Объяснить

пациенту цель и ход предстоящей процедуры,

получить его согласие. Оценить возможность паци-

ента участвовать в процедуре.

Внимание! Если к процедуре привлекаются

родственники или другие члены медицинской

бригады, следует заранее определить объем

вмешательств каждого.

Установление контакта с пациентом.

Обеспечение психологической подготовки

пациента к предстоящей процедуре.

Соблюдение прав пациента.

2. Подготовить комплект чистого белья. Скатать

половину простыни в виде валика по всей длине.

Обеспечение инфекционной безопасности

и гигиенического комфорта.

3. Вымыть и осушить руки, при риске контакта с

биологической жидкостью надеть перчатки.

Профилактика ВБИ.

II. Выполнение процедуры:

4. Встать с обеих сторон кровати, опустить

изголовье.

Обеспечение безопасности пациента и

правильной биомеханики тела.

5. Медсестре подвести руки под плечи и голову

пациента и слегка приподнять его, помощнику -

извлечь из-под головы подушку.

Обеспечение эффективности проведения

процедуры.

6. Опустить пациента на кровать (без подушки).

Снять наволочку с подушки и положить ее в мешок

для грязного белья. Надеть чистую наволочку.

7. Медсестре снять с пациента одеяло и прикрыть

его небольшой простыней.

Снижение психологического дискомфорта.

8. Медсестре повернуть пациента набок, лицом к

краю кровати и придерживать его в этом

положении. Одновременно проводить наблюдение

за его состоянием.

Обеспечение возможности смены белья.

Профилактика падения пациента.

9. Помощнику скатать грязную простыню валиком

к спине пациента и расстелить заранее

приготовленную и наполовину скатанную чистую

простыню, закрывая освободившуюся часть по-

стели.

Обеспечение возможности смены белья.

10. Помощнику повернуть пациента на спину,

Обеспечение гигиенического комфорта.

затем осторожно на другой бок, чтобы он оказался

на чистой простыне. Придерживать пациента в

положении на боку.

Профилактика падения пациента.

11. Медсестре скатать грязную простыню и убрать

ее в мешок для грязного белья. Раскатать чистую и

заправить края под матрац.

Обеспечение инфекционной безопасности

и гигиенического комфорта.

12. Повернуть пациента и уложить на спину. Под

голову и плечи подложить подушку.

Обеспечение комфорта в постели.

13. Помощнику снять грязный пододеяльник,

положить его в мешок для грязного белья. Надеть

чистый. Накрыть пациента. Заправить одеяло.

Обеспечение инфекционной безопасности

и гигиенического комфорта.

14. Убедиться, что пациент чувствует себя

комфортно.

Обеспечение психологического комфорта.

III. Окончание процедуры:

15. Удалить из палаты мешок с грязным бельем.

Провести дезинфекцию и дальнейшую утилизацию

перчаток, если они использовались. Вымыть и

осушить руки.

Обеспечение инфекционной безопасности.

16. Сделать отметку о смене белья в документации.

Обеспечение преемственности ухода за

пациентом.

СМЕНА ПОСТЕЛЬНОГО БЕЛЬЯ (ПАЦИЕНТ В ПОСТЕЛИ) ПОПЕРЕЧНЫМ

СПОСОБОМ (выполняется медсестрой с помощником)

Цель: поддержание личной гигиены, профилактика ВБИ. Показания: дефицит самоухода.

Оснащение: комплект чистого белья, мешок для грязного белья, перчатки, емкость с

дезинфицирующим раствором.

Этапы

Обоснование

I. Подготовка к процедуре:

1. Собрать информацию о пациенте. Доброжелательно и

уважительно представиться ему. Уточнить, как к нему

обращаться, если медсестра видит пациента впервые.

Объяснить пациенту ход предстоящей процедуры,

получить его согласие.

Внимание! Если к процедуре привлекаются

родственники или другие члены медицинской бригады,

следует заранее определить объем вмешательств

каждого.

Установление контакта с пациентом.

Обеспечение психологической

подготовки пациента к предстоящей

процедуре. Соблюдение прав

пациента.

2. Подготовить комплект чистого белья. Скатать чистую

Обеспечение инфекционной безопас-

простыню как бинт, в поперечном направлении.

ности и гигиенического комфорта.

3. Вымыть руки, при возможном контакте с

биологическими жидкостями надеть перчатки.

Обеспечение инфекционной безопас-

ности.

II. Выполнение процедуры:

4. Встать с обеих сторон кровати, опустить изголовье.

Обеспечение безопасности пациента

и правильной биомеханики тела.

5. Медсестре подвести руки под плечи и голову

пациента, слегка приподнять его; помощнику - извлечь

из-под головы подушку.

6. Опустить пациента на кровать. Сменить наволочку.

Обеспечение безопасной больничной

среды.

7. Снять с пациента одеяло, прикрыть его небольшой

простыней.

Снижение дискомфорта у пациента,

находящегося без нательного белья.

8. Медсестре приподнять голову и плечи пациента,

помощнику скатать грязную простыню со стороны

изголовья до середины кровати. На освободившейся

части постелить и расправить приготовленную,

свернутую валиком чистую простыню.

Обеспечение инфекционной безопас-

ности и гигиенического комфорта.

9. Положить в изголовье подушку и опустить на нее

голову и плечи пациента.

Обеспечение физического комфорта.

10. Поднять таз пациента (активного больного

попросить опереться на ноги и приподняться над

кроватью), сдвинуть грязную простыню в направлении

стоп, следом расправить чистую, опустить на нее

пациента.

Обеспечение комфорта и инфекцион-

ной безопасности пациента.

Активное участие пациента в уходе

способствует повышению

самооценки.

11. Поместить грязную простыню в мешок для белья.

Обеспечение инфекционной безопас-

ности.

12. Заправить под матрац со всех сторон края чистой

простыни.

Обеспечение комфорта.

13. Снять пододеяльник с одеяла, надеть чистый.

Грязный пододеяльник положить в мешок. Укрыть

пациента. Заправить одеяло.

Обеспечение инфекционной безопас-

ности и гигиенического комфорта.

14. Убедиться, что пациент чувствует себя комфортно.

Обеспечение психологического ком-

форта.

15. Вынести грязное белье из палаты.

Обеспечение инфекционной безопас-

ности.

III. Окончание процедуры:

16. Провести дезинфекцию и дальнейшую утилизацию

перчаток, если они использовались. Вымыть и осушить

руки.

Обеспечение инфекционной безопас-

ности.

17. Сделать отметку о смене белья в документации.

Обеспечение преемственности ухода

за пациентом.

СМЕНА НАТЕЛЬНОГО БЕЛЬЯ

Смена нательного белья

Смену нательного белья производят по мере его загрязнения или одновременно со сменой

постельного

белья.

Оно

должно

быть

мягким,

удобным

с

минимумом

швов.

Приготовьте сменное чистое бельё: разверните его и расстегните все застежки. Подойдите

к больному сбоку или со спины.

Материальное обеспечение:

• Комплект чистого нательного белья.

• Клеенчатый мешок для грязного белья.

• Перчатки.

СМЕНА РУБАШКИ ТЯЖЕЛОБОЛЬНОМУ

Цель: поддержание личной гигиены, профилактика ВБИ.

Показания: дефицит самоухода.

Оснащение: чистая рубашка, мешок для грязного белья.

Этапы

Обоснование

I. Подготовка к процедуре:

1. Доброжелательно и уважительно представиться

пациенту. Уточнить, как к нему обращаться, если

медсестра видит пациента впервые. Объяснить

пациенту цель и ход предстоящей процедуры,

получить его согласие.

Установление контакта с пациентом.

Подготовка пациента к процедуре.

Соблюдение прав нациста.

2. Оценить физические возможности пациента.

Обеспечение возможности сотруд-

ничества.

3. Подготовить чистую рубашку.

Обеспечение инфекционной безо-

пасности.

4. Вымыть руки. При необходимости надеть

перчатки.

Обеспечение инфекционной безо-

пасности.

II. Выполнение процедуры:

5. Поднять голову и плечи пациента, помочь ему

сесть. Собрать рубашку со спины до затылка

переместить ее через голову на грудь, затем

полностью снять с рук. Примечание:

- пациенту, испытывающему трудности при

сидении, смену осуществлять с помощником,

который придерживает пациента за плечи;

- пациенту, прикованному к постели, выполнять

процедуру в той же последовательности, только в

положении лежа.

Обеспечение безопасности пациента.

6. Положить рубашку в мешок для грязного белья.

Обеспечение инфекционной безо-

пасности.

7. Надеть чистую рубашку в обратном порядке:

вначале на руки, затем переместить за голову и

расправить рубашку на спине и груди.

Обеспечение физического и гигиени-

ческого комфорта.

8. Помочь пациенту занять удобное положение.

Укрыть пациента. Убедиться, что он чувствует себя

комфортно.

Обеспечение физического и психо-

логического комфорта.

III. Окончание процедуры:

9. Удалить мешок с грязным бельем из палаты.

Провести дезинфекцию и дальнейшую утилизацию

перчаток, если они использовались. Вымыть и

осушить руки.

Обеспечение инфекционной безо-

пасности.

10. Сделать отметку о смене белья в документации.

Обеспечение преемственности ухода за

пациентом.

Особенности:

Если больной не может самостоятельно поднимать руки и голову, то при снятии

рубашки сначала стягивают рукав со здоровой руки, потом приподнимая голову

пациента, снимают рубашку через голову и только затем – с больной руки.

При надевании рубашки сначала надевают рукав на больную руку, потом

приподнимая голову пациента, одевают рубашку через голову и затем одевают на

здоровую руку.

Если обе руки парализованы, то рубашку снимают с затылка на лицо.

При недержании используют только короткие рубашки

Смену брюк производят аналогичным образом: сначала снимают с больной стороны, затем

- со здоровой.

1.

Переверните пациента на здоровую сторону и аккуратно снимите штанину с

больной конечности.

2.

Переверните пациента на другую сторону и аккуратно снимите штанину с другой

конечности.

Приложение № 3

Комплекс 1

1. И.п. - стоя, руки сзади, пальцы в замок, 1-2 - отводя руки и голову назад,

прогнуться - вдох, 3-4 - в и.п. - выдох. Повторите 4-6 раз.

2. И.п. - стоя. Частые моргания в течение 10-15 сек.

3. И.п.

-

стоя,

кисти

к

плечам.

Круговые

движения

в

одну

и

другую

сторону.

Повторить 6-8 раз в каждую сторону.

4. И.п. - стоя, голову держать прямо. Посмотреть вверх, затем вниз, не изменяя

положения головы. Повторить 6-7 раз.

5. И.п. - стоя, 1 - полуприсед; 2 - и.п. Повторить 10-12 раз.

6. И.п. - стоя, палец держать перед носом на расстоянии 25-30 см., переводить взгляд

с дальнего предмета (смотреть в окно) на палец и обратно в течение 30-40 сек. Выполнять

немедленно.

Приложение 4

Закрепление нового материала, коррекция полученных знаний.

Место выполнения задания: аудитория №

Максимальное время выполнения задания: 5 мин

Система

оценивания: Применяется

дихотомическая

система

оценивания.

Критерием

оценки

выступает

правило:

за

правильное

решение

(соответствующее

эталонному

показателю)

выставляется

1

балла,

за

неправильное

решение

(несоответствующее

эталонному – показателю) выставляется 0 баллов.

Критерии оценки

100 - 90 % правильных ответов - «5»

89 - 80% правильных ответов - «4»

79 - 70% правильных ответов - «3»

Менее 70% - «2»

Текст задания: Определите технологии смены постельного и нательного белья при

решении тестовых заданий

Выберите один правильный ответ

1. Постельное белье тяжелобольному пациенту меняют

а) по мере загрязнения

б) один раз в 2 недели

в) один раз в месяц

г) один раз в 3 дня

2. Постельные принадлежности для пациента состоят из:

а) матрац, одеяло, две простыни, подушка;

б) матрац, простынь, одеяло, пододеяльник, две подушки, два полотенца;

в) две простыни, подушка, одеяло.

3. При перестилании постели тяжелобольному пациенту необходимо:

а) стряхнуть и расправить простынь, осмотреть кожу;

б) подать судно;

в) сделать массаж спины.

4. При смене постельного белья, сброс грязного производят:

а) на пол;

б) в тканевый мешок;

в) в клеенчатый мешок.

5.Установить правильную последовательность действий при смене постельного белья

тяжелобольного пациента:

а) повернуть пациента на бок

б) убрать грязную простыню и расправить чистую

в) чистую простыню скатать по длине до половины

г) на освободившейся части постели расстелить чистую простыню

д) убрать подушку

е) повернуть пациента на другой бок так, чтобы он оказался на чистой простыне

ж) края простыне подвернуть под матрац

з) грязную простыню скатать по всей длине по направлению пациенту

и) уложить пациента на спину, подложить подушку.

Эталоны ответа:

1 – а

2 – б

3 – а

4 – в

5 - ВДАЗГЕБЖИ

Приложение 5

Критерии оценивания ОК студента на лекции

Критерий

Количество баллов

5

4

3

2

ОК1-

ОК8,

ОК 13

- высокая учебно-познавательная

активность

на

занятии

-

обоснованный и быстрый выбор

способов и средств деятельности

в

зависимости

от

реальной

ситуации.

- оптимальный выбор источника

информации

в

соответствии

с

п о с т а в л е н н о й

з а д а ч е й

-

своевременное

и

правильное

в ы п о л н е н и е

з а д а н и й

преподавателя

- грамотность, точность

нахождения и использования

информации для эффективного

выполнения профессиональных

задач, профессионального и

личностного развития

- точное и быстрое оценивание

ситуации и правильное принятие

решения

в

ст андартных

и

нестандартных ситуациях,

-

не

опаздывает

на

занятия,

имеет опрятный вид, застегнутый

халат

-

результативность

проведения

поиска

и

использования

информации

для

эффективного

выполнения

профессиональных

задач

-

использования ИКТ

при решении профессиональных

задач

-

взаимопомощь,

взаимозаменяемость

в

процессе

выполнения

производственных

заданий -

организация

деятельности

в

с о о т в е т с т в и и

с

п л а н о м

-

с о б л ю д е н и е

н о р м

профе ссиональной

этики

в

процессе обучения -

бесконфликтные

отношения

на

теоретических

и

практических

занятиях

-

использование

профессиональных

знаний

и

умений

в

целях

укрепления

собственного здоровья

-

проявляет

активность

н а

в с е х

э т а п а х ,

активность

к

концу

занятий снижается

-

с в о е в р е м е н н о ,

с

небольшими

н е т о ч н о с т я м и

в

оформлении

выполняет

в с е

з а д а н и я

преподавателя

-

не

о па зды ва е т

н а

занятия

-

имеет

опрятный

вид,

застегнутый халат

-

точно,

но

не

быстро

оценивает

ситуацию

и

правильно

принимает

решения в стандартных и

нестандартных

ситуациях,

- грамотность, точность

нахождения и

использования

информации для

эффективного

выполнения

профессиональных

задач,

профессионального и

личностного развития

-

р е з у л ь т а т и в н о с т ь

проведения

поиска

и

использования

и н ф о р м а ц и и

д л я

эффективного

выполнения

профессиональных задач

при

о ф о р м л е н и и

медицинской

документации

пациентов,

-

эффективность

в з а и м о д е й с т в и я

с

обучающимися

работа студента на

з а н я т и и

н е

в

полную силу

-

опаздывает

к

началу

занятия,

неопрятный

вид,

халат не застегнут

- не своевременно

и

с ошибками

выполняет задания

преподавателя

-

н е

т о ч н о ,

быстро

оценивает

ситуацию

-

п р а в и л ь н о

принимает

р е ш е н и я

в

с т а н д а рт н ы х

и

нестандартных

ситуациях,

- не точно найдена

и использована

информации для

эффективного

выполнения

профессиональны

х задач,

профессиональног

о и личностного

развития

Не умение или не

желание

использовать

информационно-

коммуникационны

х

технологий

- взаимодействия с

обучающимися

нет

работа

студента

на

з а н я т и и

н е

в

полную силу, часто

отвлекается,

занимается

посторонними

делами

о п а з д ы в а е т

к

началу

занятия,

неряшливый

вид

(халат не застегнут,

короткий, мятый)

н е

в ы п о л н я е т

задания

преподавателя

- безграмотно, не

точно найдена и

использована

информации для

эффективного

выполнения

профессиональных

задач,

Не умение или не

желание

использовать

информационно-

коммуникационных

технологий

взаимодействия

с

обучающимися

нет,

конфликты

Приложение 6

Карта экспертной оценки для преподавателя

Ф.И.О.

ОК1 -

ОК-8

ОК-13

Определение

исходного

уровня знаний

контроль

усвоения

материала

ИТОГ

1.

2.

3.

4.

Рис 1. Функциональная кровать

а - «Продольный» способ смены постельного белья



В раздел образования