Напоминание

Развитие исполнительской культуры учащихся гитаристов в системе дополнительного образования


Автор: Хасанов Ильшат Зуфарович
Должность: преподаватель по классу гитары
Учебное заведение: МБУ ДО ДМШ2 им. В.А. Коха
Населённый пункт: г. Ноябрьск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Развитие исполнительской культуры учащихся гитаристов в системе дополнительного образования
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования детская

музыкальная школа №2 им. В.А. Коха

Методический реферат на тему «Развитие

исполнительской культуры учащихся

гитаристов в системе дополнительного

образования

Выполнил: преподаватель

по классу гитары МБУ ДО

ДМШ№ 2 им. В.А. Коха

Хасанов Ильшат

Зуфарович

Ноябрьск 2018

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность исследования. Повсеместное

стремление к повышению качества образования может быть достигнуто, по мнению

ЮНЕСКО (резолюция 53/243 Генеральной Ассамблеи ООН), путем диверсификации его

содержания и методов, а также содействия распространению универсальных ценностей

Музыкально-исполнительское искусство является одной из таких ценностей Приобщение

к нему как важнейшей составляющей музыкальной культуры является необходимым

условием полноценного развития личности школьников, их творческого, эстетического и

художественного потенциала

Реализация этих задач во многом обеспечивается системой дополнительного образования

В контексте его развития одним из самых востребованных сегодня музыкальных

инструментов является гитара Обучение школьников игре на классической гитаре в

системе дополнительного образования создает условия для массового приобщения

молодежи к музыкально-исполнительскому искусству

В России издано большое количество различных школ и самоучителей для гитары Однако

с научно-методической точки зрения они содержат весьма скудные, а иногда и

противоречивые рекомендации, минимум сведений по теории музыки и исполнительского

искусства Их содержание в основном составляют упражнения для развития технических

навыков и учебный репертуар различной сложности

Наиболее ценные в методическом отношении работы зарубежных авторов издавались в

нашей стране со значительными сокращениями, что обесценивало издания Кроме того,

долгое время отечественное гитарное исполнительство заметно отставало от мирового

уровня по причине изоляции от развитых в этом отношении стран Западной Европы и

Латинской Америки Только на пороге третьего тысячелетия в России появились молодые

исполнители-гитаристы (А В Дервоед, Д В Илларионов, Д Ю Родичев и др), уровень

исполнительского мастерства которых по всем параметрам не уступает искусству

зарубежных музыкантов

Что же касается научно-методического осмысления процесса обучения игре на гитаре, то

эта область отечественной музыкальной педагогики и методики осталась практически не

разработанной Лишь в последние годы в нашей стране стали проходить научно-

практические конференции по вопросам гитарного искусства, появились серьезные

научные работы, посвященные исполнительству и методике обучения игре на гитаре В В

Домогатского, В А Кузнецова, Н П Михайленко, Н Н Дмитриевой, М А Самохиной, А А

Скрынникова и др

Особый интерес для нас представляют работы выдающихся зарубежных гитаристов Э

Пухоля, Д Рассела, П Роча, А Сеговии и др

Истории гитарного исполнительства посвящены искусствоведческие исследования М А

Вайсборда, Ь Л Вольмана, М Касха, А А Петропавловского, Э Шарнассе, А В Ширялина,

М С Яблокова и др

Большое значение для углубления теории и методики воспитания исполнительской

культуры имеют работы отечественных психологов Л С Выготского, П Я Гальперина, В В

Давыдова, А А Мелик-Пашаева, Б М Теплова, Д Б Эльконина и др , а также современных

педагогов-музыкантов и теоретиков исполнительского искусства А Д Алексеева, Б В

Асафьева, Л В Горюновой, Д Б Кабалевского, Г Г Нейгауза, Г М Цыпина, Л В Школяр и др

В связи с огромной популярностью гитары и необходимостью упорядочения содержания и

совершенствования методов обучения назрела необходимость научного исследования

проблемы развития исполнительской культуры учащегося-гитариста как составляющей

части музыкального образования

Проблема исследования заключается в преодолении противоречий между а) высоким

мировым уровнем развигия исполнительства на классической гитаре и устаревшими

взглядами на гитару как примитивный инструмент, предназначенный только для простого

аккордового аккомпанемента пению, б) большим числом желающих обучаться на этом

инструменте и недостаточным уровнем развития исполнительской культуры учащихся в

системе дополнительного образования, в) необходимостью многочасовых занятий на

классической гитаре для развития исполнительской культуры и потребностью

оптимизации обучения в связи с увеличением учебной нагрузки в общеобразовательной

школе и дефицитом у школьников свободного времени

Необходимость научно-теоретического и методического анализа проблемы, ее

неразработанность в специальной литературе, а также названные противоречия

обусловили основное направление исследования и определили его тему «Развитие

исполнительской культуры учащихся-гитаристов в системе дополнительного образования»

Объект исследования: обучение по классу гитары в системе дополнительного образования

Предмет исследования: процесс развития исполнительской культуры учащихся-гитаристов

в системе дополнительного образования

Цель исследования: научно обосновать, теоретически разработать и экспериментально

проверить содержание и методы развития исполнительской культуры учащихся-

гитаристов в системе дополнительного образования

Задачи исследования: 1 Проанализировать философско-эстетическую, историческую и

психолого-педагогическую литературу по теме исследования

2. Раскрыть сущность исполнительской культуры учащихся-гитаристов, выявить ее

специфику в системе дополнительного образования

3 Разработать методы развития исполнительской культуры учащихся-гитаристов в

процессе обучения

4 Экспериментально проверить и обобщить результаты исследовательской деятельности

по развитию исполнительской культуры учащихся

Гипотеза исследования: развитие исполнительской культуры учащихся-гитаристов в

системе дополнительного образования будет эффективным, если

• процесс обучения на классической гитаре будет опираться на идеи развивающего

обучения в сфере музыкального образования и достижения в области современного

исполнительского искусства,

• будет разработано оптимальное содержание образовательного процесса с учетом

личностно-развивающих задач, реализующихся в системе дополнительного образования,

• будут разработаны соответствующие методы обучения, учитывающие природу

исполнительства на гитаре как музыкальном инструменте неповторимого звучания и

специфику ее освоения учащимися

Методологической основой исследования являются:

- философские концепции развития науки, культуры и образования, позволяющие

рассматривать творческое развитие личности в контексте научных представлений о мире

(Аристотель, Ф Бэкон, Н Бор, Р Декарт, И Кант, М С Каган, А Пуанкаре идр),

- взгляды педагогов-гуманистов на фундаментальные проблемы обучения, воспитания и

развития личности учащихся (Я А Коменский, Ж -Ж Руссо, В А Сухомлинский, К Д

Ушинский, Б П Юсов и др ),

- исследования в области психологии и психоанализа, посвященные проблемам развития

памяти, мышления, анализу ошибочных действий (Л С Выготский, 11Я Гальперин, Д К

Кирнарская, Б М Теплов. 3 Фрейд и др ),

педагогические исследования в области художественно-эстетического воспитания (Е А.

Бодина, Л.В Горюнова, Д Б Кабалевский, А А Мелик-Пашаев, В А Школяр, и др)

- теория развивающего обучения (В В Давыдов, И Г Песталоцци, Л В Школяр Д Б

Эльконин и др),

- психолого-педагогические исследования, посвященные сущности и специфике

музыкальной деятельности, в том числе методике работы над музыкальным

произведением (Л С Гинзбург, Г М Км ан, Е Я Либерман, Я И Мильштейн, Г М Цыпин и

др), проблемам музыкального исполнительства (А Д Алексеев, Б В Асафьев, Г Г Нейгауз,

А И Ямпольский и др), гитарному искусству (М Каркасси, Э Пухоль, Д Рассел, Ф Сор и т

д)

Методы исследования: теоретические изучение философско-эстетической, психолого-

педагогической, музыкально-теоретической,

музыковедческой и методической литературы по теме исследования, анализ, синтез,

обобщение материала, эмпирические педагогическое наблюдение, изучение опыта

преподавания гитары в различных учебных заведениях, анализ и обобщение собственного

практического опыта работы с учащимися-гитаристами в системе дополнительного

образования, диагностические тестирование, анкетирование учащихся, устные беседы с

ними и их родителями, опытно -

экспериментальная работа, состоящая из констатирующего, формирующего и

контрольного этапов эксперимента, математическая обработка полученных результатов, их

интерпретация и обобщение

Научная новизна исследования заключается в следующем Определено содержание

исполнительской культуры учащихся-гитаристов в системе дополнительного образования,

дано ее определение, предполагающее развитие общей культуры личности, музыкальных

способностей, специфических исполнительских умений, в частности культуры

звукоизвлечения, фразировки и т.д

Научно обоснована, разработана и экспериментально проверена авторская методика

развития исполнительской культуры гитаристов, включающая в себя систему методов

интонационно-технологический, импровизации и творческой интерпретации, анализа и

устранения ошибочных действий

Эффективность их применения обеспечивается формированием обобщенного

эмоционального представления о художественном исполнительском результате,

собственными образовательными возможностями на пути его достижения и

педагогическим стимулированием творческой деятельности учащихся

Теоретическая значимость исследования.

Доказано, что развитие исполнительской культуры учащихся-гитаристов происходит по

принципу соответствия (Н Бор), согласно которому старая теория не становится

бессмысленной и ложной, а лишь корректируется Это приводит к расстановке новых

акцентов, углублению связей с сопредельными областями науки, а само знание носит

эволюционный характер

Проведен исторический анализ и рассмотрены современные тенденции развития

исполнительских навыков на гитаре, определено их значение для развития

исполнительской культуры учащихся

Разработаны методы развития исполнительской культуры учащихся-гитаристов,

обеспечивающие процессуальную целостность путем поэтапного и фрагментарного

изучения музыкального материала при соблюдении важнейших методических принципов

приоритета правой руки и логики движений

Сформулированы основные положения методики обучения на гитаре особенности

посадки, постановки, звукоизвлечения и формирования звуко-двигательных навыков, а

также подбора репертуара по принципам художественной ценности, природосообразности

и цикличности изучения Практическая значимость исследования.

Проведенное научное исследование позволяет восполнить дефицит научно-методических

знаний в области обучения исполнительству на гитаре Основные положения диссертации

могут быть применимы при разработке, апробации и внедрении энергосберегающих и

ресурсосберегающих технологий в музыкальном образовании Разработанная методика

развития исполнительской культуры

учащихся-гитаристов позволяет повысить эффективность процесса обучения по другим

исполнительским специальностям

Результаты данного исследования могут быть использованы также при разработке

Государственных стандартов, составлении учебных программ и пособий по предмету

«Музыкальный инструмент» (гитара) в системе дополнительного образования, а также в

процессе кружковой работы в общеобразовательной школе

Материалы исследования могут использоваться в профессиональных средних и высших

музыкально-педагогических учебных заведениях для подготовки специалистов по

обучению игре на гитаре, а также на курсах повышения квалификации и переподготовки

преподавателей специального инструмента в системе дополнительного образования

Достоверность исследования обеспечена прочной методологической основой,

включающей в себя отечественные и зарубежные фундаментальные научные разработки в

области философии, психологии, психоанализа, общей и музыкальной педагогики,

искусствоведения, применением разнообразных и адекватных исследовательских методов,

опытно-экспериментальной работой с учетом многолетней педагогической практики

автора в общеобразовательных и детских музыкальных школах Этапы исследования.

Первый этап (1990-2002 гг) - накопление педагогического опыта в качестве преподавателя

классической гитары в системе дополнительного образования, изучение литературы по

проблемам исполнительства, осмысление основных методических принципов работы с

учащимися

Второй этап (2003-2005 гг) - анализ, систематизация и обобщение информации по теме

исследования, проведение опытно-экспериментальной работы; формулировка концепции

исследования, уточнение ее теоретических и методических положений и оценка их

практической эффективности

Третий этап (2006-2008 гг) - математическая обработка полученных результатов, их

педагогическая интерпретация, написание текста диссертации и его литературная

обработка

Апробация работы и внедрение результатов исследования осуществлялась в процессе

педагогической работы диссертанта, на семинарах и заседаниях лаборатории

музыкального искусства ИХО РАО Основные положения диссертации опубликованы в

статьях и излагались на семинаре журнала «Гитарист» в рамках XI международной

специализированной выставки «Музыка -Москва 2005» в Сокольниках, Международной

научно-практической конференции-съезда «Современное музыкальное и художественное

образование опыт, проблемы, перспективы» (МГПУ, Музыкальный культурно-

образовательный центр им ДБ Кабалевского, 2006 г), научно-практической конференции

«Современные проблемы и перспективы развития педагогики

искусства и художественного образования в столице» (МГПУ, 2006), I, II и III

международных научно-практических конференциях «Классическая гитара современное

исполнительство и преподавание» (ТГМПИ им. С В Рахманинова, г Тамбов, 2005, 2007,

2008 гг), I международной научной сессии «Педагогика искусства как новое направление

гуманитарного знания» (ИХО РАО, 2007) База исследования.

Государственные образовательные учреждения г Москвы Детская музыкальная школа

№60 им Б А Чайковского и Детская музыкальная школа им ЭГ Гилельса

Различными формами эксперимента и творческого сотрудничества было охвачено 72

учащихся-гитариста (40 учащихся младших классов и 32 учащихся старших классов), 15

педагогов классической гитары, 7 концертирующих гитаристов, в том числе бывших

учеников автора

На защиту выносятся следующие положения:

1 Развитие исполнительской культуры учащихся является необходимым условием

полноценного развития личности, ее творческого, эстетического и художественного

потенциала Популярность гитары в современном социуме способствует массовому

приобщению школьников к серьезной музыке и воспитанию их общей культуры

2 Исполнительская культура учащихся - это диалектическое единство процесса и

результата освоения художественно-образной природы музыки в процессе учебной

деятельности, сопровождающейся углублением мотивации, совершенствованием

технических навыков, развитием творческого характера обучения как учения

развивающего Ее развитие должно опираться на глубинный интегративный подход

учителя и учащихся к познанию Поэтому данную проблематику следует рассматривать не

только в логико-историческом контексте с учетом достижений современной

исполнительской школы, но и в рамках концепции развивающего обучения

3. Разработанные методы развития исполнительской культуры учитывают закономерности

и природу исполнительства на гитаре и обеспечивают творческий подход к ее освоению,

сопровождающийся совершенствованием технических навыков, развитием комплекса

основных музыкальных способностей, формированием художественно-образного

мышления, углублением мотивации к учению

4 Ведущими Mei одами развития исполнительской культуры становятся интонационно-

технологический метод, предполагающий, процессуальную целостность, в сочетании с

эскизным и поэтапным изучением репертуара с применением анализа ошибочных

действий, метод импровизации и творческой интерпретации, обеспечивающий развитие

чувства исполнительской свободы и дополнительных выразительных возможностей

5 Развитие исполнительской культуры учащихся-гитаристов в системе дополнительного

образования представляет собой движение от обобщенного эмоционального

представления о художественном образе в процессе исполнения музыки через

рациональную дифференциацию исполнительских задач на каждом из этапов работы к

осмыслению и оценке оптимальных способов достижения выразительных

исполнительских результатов, практической их реализации на занятиях с педагогом и в

процессе самостоятельной работы учащихся дома

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка

литературы и приложения

В заключении представлены основные выводы работы, обобщающие теоретическое и

опытно-экспериментальное исследование

1 Исследование теоретических аспектов развития исполнительской культуры учащихся

показало, что оно должно опираться на глубинный подход к познанию, процессу обучения

и осуществляться по «принципу соответствия» Опора на этот принцип позволяет

рассматривать развитие исполнительской культуры учащихся в логико-историческом

контексте, а также в рамках теории развивающего обучения через осуществление

творческой деятельности учащихся, организацию их мышления в процессе обучения

2 Исполнительская культура учащихся - это диалектическое единство процесса и

результата освоения художественно-образной природы музыки в процессе учебной

деятельности, сопровождающейся углублением мотивации, совершенствованием

технических навыков, развитием творческого характера обучения как учения

развивающего Основными механизмами ее формирования становятся самостоятельное

осознание технологических трудностей в связи с представлением о положительном

художественном результате, их последовательное и поэтапное преодоление, оптимизация

способов решения возникающих проблем

3 Для представления художественного результата характерны целостность, эмоциональная

выразительность, рациональная дифференцированность, технологическая конкретность

Ведущим методом исполнительского освоения музыкального материала становится

интонационно-технологический метод, предполагающий процессуальную целостность, а

также поэтапное и фрагментарное изучение репертуара с применением анализа

ошибочных действий Это способствует проникновению в художественно-образную

природу музыки, выявлению ее сущности и закономерностей в процессе обучения

4 В результате образовательный процесс получает дополнительную педагогическую

мотивацию, обусловленную самостоятельностью и стабильной успешностью учебной

деятельности Положительная самооценка, в свою очередь,

становится стимулом и основой для дальнейшего развития исполнительской культуры

учащихся-гитаристов, их общей культуры Таким образом, разработанная система методов

способствует решению приоритетной воспитательной задачи - творческому развитию

личности, ее самовыражению, саморазвитию и самореализации

Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях, в том числе

изданиях, рекомендованных списком ВАК:

1 Борисевич В Г Особенности музыкального развития учащихся в процессе обучения игре

на классической гитаре // Современное музыкальное и художественное образование (опыт,

проблемы, перспективы) Материалы международной научно-практической конференции-

съезда, состоявшейся в декабре2005 г -М МГЛУ,2006 -С 215-217

2 Борисевич В Г Проблемы обучения игре на гитаре в системе дополнительного

образования // Современные проблемы и перспективы развития педагогики искусства и

художественного образования в столице Материалы научно-практической конференции,

посвященной 10-летию Московского городского педагогического университета - М МГПУ,

2006 -С 127-130

3 Борисевич В Г Формирование исполнительской культуры учащихся-гитаристов в

системе дополнительного образования // Современные проблемы педагогики искусства

Материалы научно-практической конференции, состоявшейся в октябре 2006 г,

посвященной памяти педагога и ученого Л В Горюновой -М МГПУ, 2007 - С 130-134

4 Борисевич В Г Особенности формирования исполнительской культуры учащихся-

гитаристов в системе дополнительного образования // Классическая гитара современное

исполнительство и преподавание Тезисы II международной научно-практической

конференции 12-13 апреля 2007 г - Тамбов ТГМПИ им С В Рахманинова, 2007 -С 83-85

5 Борисевич В Г Исполнительская культура учащихся в свете концепций развивающего

обучения // Педагогика искусства как новое направление гуманитарного знания Часть III

-М ИХО РАО, 2007 - С 25-30

6 Борисевич В Г Анализ и устранение ошибочных действий // Классическая гитара

современное исполнительство и преподавание Тезисы III международной научно-

практической конференции 12-13 апреля 2008 г - Тамбов ТГМПИ им С В Рахманинова,

2008 - С 27-30

7. Борисевич В.Г. Принципы и методы развития исполнительской культуры учащихся в

классе гитары // Искусство в школе. — 2008. - №2. — С. 78-80 (0,4 п.л.)



В раздел образования