Автор: Хасанов Ильшат Зуфарович
Должность: преподаватель по классу гитары
Учебное заведение: МБУ ДО ДМШ2 им. В.А. Коха
Населённый пункт: г. Ноябрьск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Развитие исполнительской культуры учащихся гитаристов в системе дополнительного образования
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования детская
музыкальная школа №2 им. В.А. Коха
Методический реферат на тему «Развитие
исполнительской культуры учащихся
гитаристов в системе дополнительного
образования
Выполнил: преподаватель
по классу гитары МБУ ДО
ДМШ№ 2 им. В.А. Коха
Хасанов Ильшат
Зуфарович
Ноябрьск 2018
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность исследования. Повсеместное
стремление к повышению качества образования может быть достигнуто, по мнению
ЮНЕСКО (резолюция 53/243 Генеральной Ассамблеи ООН), путем диверсификации его
содержания и методов, а также содействия распространению универсальных ценностей
Музыкально-исполнительское искусство является одной из таких ценностей Приобщение
к нему как важнейшей составляющей музыкальной культуры является необходимым
условием полноценного развития личности школьников, их творческого, эстетического и
художественного потенциала
Реализация этих задач во многом обеспечивается системой дополнительного образования
В контексте его развития одним из самых востребованных сегодня музыкальных
инструментов является гитара Обучение школьников игре на классической гитаре в
системе дополнительного образования создает условия для массового приобщения
молодежи к музыкально-исполнительскому искусству
В России издано большое количество различных школ и самоучителей для гитары Однако
с научно-методической точки зрения они содержат весьма скудные, а иногда и
противоречивые рекомендации, минимум сведений по теории музыки и исполнительского
искусства Их содержание в основном составляют упражнения для развития технических
навыков и учебный репертуар различной сложности
Наиболее ценные в методическом отношении работы зарубежных авторов издавались в
нашей стране со значительными сокращениями, что обесценивало издания Кроме того,
долгое время отечественное гитарное исполнительство заметно отставало от мирового
уровня по причине изоляции от развитых в этом отношении стран Западной Европы и
Латинской Америки Только на пороге третьего тысячелетия в России появились молодые
исполнители-гитаристы (А В Дервоед, Д В Илларионов, Д Ю Родичев и др), уровень
исполнительского мастерства которых по всем параметрам не уступает искусству
зарубежных музыкантов
Что же касается научно-методического осмысления процесса обучения игре на гитаре, то
эта область отечественной музыкальной педагогики и методики осталась практически не
разработанной Лишь в последние годы в нашей стране стали проходить научно-
практические конференции по вопросам гитарного искусства, появились серьезные
научные работы, посвященные исполнительству и методике обучения игре на гитаре В В
Домогатского, В А Кузнецова, Н П Михайленко, Н Н Дмитриевой, М А Самохиной, А А
Скрынникова и др
Особый интерес для нас представляют работы выдающихся зарубежных гитаристов Э
Пухоля, Д Рассела, П Роча, А Сеговии и др
Истории гитарного исполнительства посвящены искусствоведческие исследования М А
Вайсборда, Ь Л Вольмана, М Касха, А А Петропавловского, Э Шарнассе, А В Ширялина,
М С Яблокова и др
Большое значение для углубления теории и методики воспитания исполнительской
культуры имеют работы отечественных психологов Л С Выготского, П Я Гальперина, В В
Давыдова, А А Мелик-Пашаева, Б М Теплова, Д Б Эльконина и др , а также современных
педагогов-музыкантов и теоретиков исполнительского искусства А Д Алексеева, Б В
Асафьева, Л В Горюновой, Д Б Кабалевского, Г Г Нейгауза, Г М Цыпина, Л В Школяр и др
В связи с огромной популярностью гитары и необходимостью упорядочения содержания и
совершенствования методов обучения назрела необходимость научного исследования
проблемы развития исполнительской культуры учащегося-гитариста как составляющей
части музыкального образования
Проблема исследования заключается в преодолении противоречий между а) высоким
мировым уровнем развигия исполнительства на классической гитаре и устаревшими
взглядами на гитару как примитивный инструмент, предназначенный только для простого
аккордового аккомпанемента пению, б) большим числом желающих обучаться на этом
инструменте и недостаточным уровнем развития исполнительской культуры учащихся в
системе дополнительного образования, в) необходимостью многочасовых занятий на
классической гитаре для развития исполнительской культуры и потребностью
оптимизации обучения в связи с увеличением учебной нагрузки в общеобразовательной
школе и дефицитом у школьников свободного времени
Необходимость научно-теоретического и методического анализа проблемы, ее
неразработанность в специальной литературе, а также названные противоречия
обусловили основное направление исследования и определили его тему «Развитие
исполнительской культуры учащихся-гитаристов в системе дополнительного образования»
Объект исследования: обучение по классу гитары в системе дополнительного образования
Предмет исследования: процесс развития исполнительской культуры учащихся-гитаристов
в системе дополнительного образования
Цель исследования: научно обосновать, теоретически разработать и экспериментально
проверить содержание и методы развития исполнительской культуры учащихся-
гитаристов в системе дополнительного образования
Задачи исследования: 1 Проанализировать философско-эстетическую, историческую и
психолого-педагогическую литературу по теме исследования
2. Раскрыть сущность исполнительской культуры учащихся-гитаристов, выявить ее
специфику в системе дополнительного образования
3 Разработать методы развития исполнительской культуры учащихся-гитаристов в
процессе обучения
4 Экспериментально проверить и обобщить результаты исследовательской деятельности
по развитию исполнительской культуры учащихся
Гипотеза исследования: развитие исполнительской культуры учащихся-гитаристов в
системе дополнительного образования будет эффективным, если
• процесс обучения на классической гитаре будет опираться на идеи развивающего
обучения в сфере музыкального образования и достижения в области современного
исполнительского искусства,
• будет разработано оптимальное содержание образовательного процесса с учетом
личностно-развивающих задач, реализующихся в системе дополнительного образования,
• будут разработаны соответствующие методы обучения, учитывающие природу
исполнительства на гитаре как музыкальном инструменте неповторимого звучания и
специфику ее освоения учащимися
Методологической основой исследования являются:
- философские концепции развития науки, культуры и образования, позволяющие
рассматривать творческое развитие личности в контексте научных представлений о мире
(Аристотель, Ф Бэкон, Н Бор, Р Декарт, И Кант, М С Каган, А Пуанкаре идр),
- взгляды педагогов-гуманистов на фундаментальные проблемы обучения, воспитания и
развития личности учащихся (Я А Коменский, Ж -Ж Руссо, В А Сухомлинский, К Д
Ушинский, Б П Юсов и др ),
- исследования в области психологии и психоанализа, посвященные проблемам развития
памяти, мышления, анализу ошибочных действий (Л С Выготский, 11Я Гальперин, Д К
Кирнарская, Б М Теплов. 3 Фрейд и др ),
педагогические исследования в области художественно-эстетического воспитания (Е А.
Бодина, Л.В Горюнова, Д Б Кабалевский, А А Мелик-Пашаев, В А Школяр, и др)
- теория развивающего обучения (В В Давыдов, И Г Песталоцци, Л В Школяр Д Б
Эльконин и др),
- психолого-педагогические исследования, посвященные сущности и специфике
музыкальной деятельности, в том числе методике работы над музыкальным
произведением (Л С Гинзбург, Г М Км ан, Е Я Либерман, Я И Мильштейн, Г М Цыпин и
др), проблемам музыкального исполнительства (А Д Алексеев, Б В Асафьев, Г Г Нейгауз,
А И Ямпольский и др), гитарному искусству (М Каркасси, Э Пухоль, Д Рассел, Ф Сор и т
д)
Методы исследования: теоретические изучение философско-эстетической, психолого-
педагогической, музыкально-теоретической,
музыковедческой и методической литературы по теме исследования, анализ, синтез,
обобщение материала, эмпирические педагогическое наблюдение, изучение опыта
преподавания гитары в различных учебных заведениях, анализ и обобщение собственного
практического опыта работы с учащимися-гитаристами в системе дополнительного
образования, диагностические тестирование, анкетирование учащихся, устные беседы с
ними и их родителями, опытно -
экспериментальная работа, состоящая из констатирующего, формирующего и
контрольного этапов эксперимента, математическая обработка полученных результатов, их
интерпретация и обобщение
Научная новизна исследования заключается в следующем Определено содержание
исполнительской культуры учащихся-гитаристов в системе дополнительного образования,
дано ее определение, предполагающее развитие общей культуры личности, музыкальных
способностей, специфических исполнительских умений, в частности культуры
звукоизвлечения, фразировки и т.д
Научно обоснована, разработана и экспериментально проверена авторская методика
развития исполнительской культуры гитаристов, включающая в себя систему методов
интонационно-технологический, импровизации и творческой интерпретации, анализа и
устранения ошибочных действий
Эффективность их применения обеспечивается формированием обобщенного
эмоционального представления о художественном исполнительском результате,
собственными образовательными возможностями на пути его достижения и
педагогическим стимулированием творческой деятельности учащихся
Теоретическая значимость исследования.
Доказано, что развитие исполнительской культуры учащихся-гитаристов происходит по
принципу соответствия (Н Бор), согласно которому старая теория не становится
бессмысленной и ложной, а лишь корректируется Это приводит к расстановке новых
акцентов, углублению связей с сопредельными областями науки, а само знание носит
эволюционный характер
Проведен исторический анализ и рассмотрены современные тенденции развития
исполнительских навыков на гитаре, определено их значение для развития
исполнительской культуры учащихся
Разработаны методы развития исполнительской культуры учащихся-гитаристов,
обеспечивающие процессуальную целостность путем поэтапного и фрагментарного
изучения музыкального материала при соблюдении важнейших методических принципов
приоритета правой руки и логики движений
Сформулированы основные положения методики обучения на гитаре особенности
посадки, постановки, звукоизвлечения и формирования звуко-двигательных навыков, а
также подбора репертуара по принципам художественной ценности, природосообразности
и цикличности изучения Практическая значимость исследования.
Проведенное научное исследование позволяет восполнить дефицит научно-методических
знаний в области обучения исполнительству на гитаре Основные положения диссертации
могут быть применимы при разработке, апробации и внедрении энергосберегающих и
ресурсосберегающих технологий в музыкальном образовании Разработанная методика
развития исполнительской культуры
учащихся-гитаристов позволяет повысить эффективность процесса обучения по другим
исполнительским специальностям
Результаты данного исследования могут быть использованы также при разработке
Государственных стандартов, составлении учебных программ и пособий по предмету
«Музыкальный инструмент» (гитара) в системе дополнительного образования, а также в
процессе кружковой работы в общеобразовательной школе
Материалы исследования могут использоваться в профессиональных средних и высших
музыкально-педагогических учебных заведениях для подготовки специалистов по
обучению игре на гитаре, а также на курсах повышения квалификации и переподготовки
преподавателей специального инструмента в системе дополнительного образования
Достоверность исследования обеспечена прочной методологической основой,
включающей в себя отечественные и зарубежные фундаментальные научные разработки в
области философии, психологии, психоанализа, общей и музыкальной педагогики,
искусствоведения, применением разнообразных и адекватных исследовательских методов,
опытно-экспериментальной работой с учетом многолетней педагогической практики
автора в общеобразовательных и детских музыкальных школах Этапы исследования.
Первый этап (1990-2002 гг) - накопление педагогического опыта в качестве преподавателя
классической гитары в системе дополнительного образования, изучение литературы по
проблемам исполнительства, осмысление основных методических принципов работы с
учащимися
Второй этап (2003-2005 гг) - анализ, систематизация и обобщение информации по теме
исследования, проведение опытно-экспериментальной работы; формулировка концепции
исследования, уточнение ее теоретических и методических положений и оценка их
практической эффективности
Третий этап (2006-2008 гг) - математическая обработка полученных результатов, их
педагогическая интерпретация, написание текста диссертации и его литературная
обработка
Апробация работы и внедрение результатов исследования осуществлялась в процессе
педагогической работы диссертанта, на семинарах и заседаниях лаборатории
музыкального искусства ИХО РАО Основные положения диссертации опубликованы в
статьях и излагались на семинаре журнала «Гитарист» в рамках XI международной
специализированной выставки «Музыка -Москва 2005» в Сокольниках, Международной
научно-практической конференции-съезда «Современное музыкальное и художественное
образование опыт, проблемы, перспективы» (МГПУ, Музыкальный культурно-
образовательный центр им ДБ Кабалевского, 2006 г), научно-практической конференции
«Современные проблемы и перспективы развития педагогики
искусства и художественного образования в столице» (МГПУ, 2006), I, II и III
международных научно-практических конференциях «Классическая гитара современное
исполнительство и преподавание» (ТГМПИ им. С В Рахманинова, г Тамбов, 2005, 2007,
2008 гг), I международной научной сессии «Педагогика искусства как новое направление
гуманитарного знания» (ИХО РАО, 2007) База исследования.
Государственные образовательные учреждения г Москвы Детская музыкальная школа
№60 им Б А Чайковского и Детская музыкальная школа им ЭГ Гилельса
Различными формами эксперимента и творческого сотрудничества было охвачено 72
учащихся-гитариста (40 учащихся младших классов и 32 учащихся старших классов), 15
педагогов классической гитары, 7 концертирующих гитаристов, в том числе бывших
учеников автора
На защиту выносятся следующие положения:
1 Развитие исполнительской культуры учащихся является необходимым условием
полноценного развития личности, ее творческого, эстетического и художественного
потенциала Популярность гитары в современном социуме способствует массовому
приобщению школьников к серьезной музыке и воспитанию их общей культуры
2 Исполнительская культура учащихся - это диалектическое единство процесса и
результата освоения художественно-образной природы музыки в процессе учебной
деятельности, сопровождающейся углублением мотивации, совершенствованием
технических навыков, развитием творческого характера обучения как учения
развивающего Ее развитие должно опираться на глубинный интегративный подход
учителя и учащихся к познанию Поэтому данную проблематику следует рассматривать не
только в логико-историческом контексте с учетом достижений современной
исполнительской школы, но и в рамках концепции развивающего обучения
3. Разработанные методы развития исполнительской культуры учитывают закономерности
и природу исполнительства на гитаре и обеспечивают творческий подход к ее освоению,
сопровождающийся совершенствованием технических навыков, развитием комплекса
основных музыкальных способностей, формированием художественно-образного
мышления, углублением мотивации к учению
4 Ведущими Mei одами развития исполнительской культуры становятся интонационно-
технологический метод, предполагающий, процессуальную целостность, в сочетании с
эскизным и поэтапным изучением репертуара с применением анализа ошибочных
действий, метод импровизации и творческой интерпретации, обеспечивающий развитие
чувства исполнительской свободы и дополнительных выразительных возможностей
5 Развитие исполнительской культуры учащихся-гитаристов в системе дополнительного
образования представляет собой движение от обобщенного эмоционального
представления о художественном образе в процессе исполнения музыки через
рациональную дифференциацию исполнительских задач на каждом из этапов работы к
осмыслению и оценке оптимальных способов достижения выразительных
исполнительских результатов, практической их реализации на занятиях с педагогом и в
процессе самостоятельной работы учащихся дома
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка
литературы и приложения
…
В заключении представлены основные выводы работы, обобщающие теоретическое и
опытно-экспериментальное исследование
1 Исследование теоретических аспектов развития исполнительской культуры учащихся
показало, что оно должно опираться на глубинный подход к познанию, процессу обучения
и осуществляться по «принципу соответствия» Опора на этот принцип позволяет
рассматривать развитие исполнительской культуры учащихся в логико-историческом
контексте, а также в рамках теории развивающего обучения через осуществление
творческой деятельности учащихся, организацию их мышления в процессе обучения
2 Исполнительская культура учащихся - это диалектическое единство процесса и
результата освоения художественно-образной природы музыки в процессе учебной
деятельности, сопровождающейся углублением мотивации, совершенствованием
технических навыков, развитием творческого характера обучения как учения
развивающего Основными механизмами ее формирования становятся самостоятельное
осознание технологических трудностей в связи с представлением о положительном
художественном результате, их последовательное и поэтапное преодоление, оптимизация
способов решения возникающих проблем
3 Для представления художественного результата характерны целостность, эмоциональная
выразительность, рациональная дифференцированность, технологическая конкретность
Ведущим методом исполнительского освоения музыкального материала становится
интонационно-технологический метод, предполагающий процессуальную целостность, а
также поэтапное и фрагментарное изучение репертуара с применением анализа
ошибочных действий Это способствует проникновению в художественно-образную
природу музыки, выявлению ее сущности и закономерностей в процессе обучения
4 В результате образовательный процесс получает дополнительную педагогическую
мотивацию, обусловленную самостоятельностью и стабильной успешностью учебной
деятельности Положительная самооценка, в свою очередь,
становится стимулом и основой для дальнейшего развития исполнительской культуры
учащихся-гитаристов, их общей культуры Таким образом, разработанная система методов
способствует решению приоритетной воспитательной задачи - творческому развитию
личности, ее самовыражению, саморазвитию и самореализации
Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях, в том числе
изданиях, рекомендованных списком ВАК:
1 Борисевич В Г Особенности музыкального развития учащихся в процессе обучения игре
на классической гитаре // Современное музыкальное и художественное образование (опыт,
проблемы, перспективы) Материалы международной научно-практической конференции-
съезда, состоявшейся в декабре2005 г -М МГЛУ,2006 -С 215-217
2 Борисевич В Г Проблемы обучения игре на гитаре в системе дополнительного
образования // Современные проблемы и перспективы развития педагогики искусства и
художественного образования в столице Материалы научно-практической конференции,
посвященной 10-летию Московского городского педагогического университета - М МГПУ,
2006 -С 127-130
3 Борисевич В Г Формирование исполнительской культуры учащихся-гитаристов в
системе дополнительного образования // Современные проблемы педагогики искусства
Материалы научно-практической конференции, состоявшейся в октябре 2006 г,
посвященной памяти педагога и ученого Л В Горюновой -М МГПУ, 2007 - С 130-134
4 Борисевич В Г Особенности формирования исполнительской культуры учащихся-
гитаристов в системе дополнительного образования // Классическая гитара современное
исполнительство и преподавание Тезисы II международной научно-практической
конференции 12-13 апреля 2007 г - Тамбов ТГМПИ им С В Рахманинова, 2007 -С 83-85
5 Борисевич В Г Исполнительская культура учащихся в свете концепций развивающего
обучения // Педагогика искусства как новое направление гуманитарного знания Часть III
-М ИХО РАО, 2007 - С 25-30
6 Борисевич В Г Анализ и устранение ошибочных действий // Классическая гитара
современное исполнительство и преподавание Тезисы III международной научно-
практической конференции 12-13 апреля 2008 г - Тамбов ТГМПИ им С В Рахманинова,
2008 - С 27-30
7. Борисевич В.Г. Принципы и методы развития исполнительской культуры учащихся в
классе гитары // Искусство в школе. — 2008. - №2. — С. 78-80 (0,4 п.л.)