Напоминание

Государственный и муниципальный финансовый контроль Городской управы г.Калуги


Автор: Шаймухаметова Виктория Владимировна
Должность: студент
Учебное заведение: КФ РАНХИГС
Населённый пункт: г.Калуга
Наименование материала: Научная статья
Тема: Государственный и муниципальный финансовый контроль Городской управы г.Калуги
Раздел: высшее образование





Назад




НАУЧНАЯ СТАТЬЯ: « Государственный и муниципальный финансовый

контроль Городской Управы г. Калуги»

Аннотация: в статье рассматривается понятие сущности ,понятия и задач

финансового контроля, проводится анализ методики осуществления

финансового контроля и анализ показателей финансового контроля органами

государственной власти.

Ключевые слова: финансовый контроль, анализ финансового контроля,

экономическая безопасность.

Финансовый контроль это урегулированная нормами права

деятельность государственных и муниципальных органов, общественных

объединений, хозяйствующих субъектов и иных уполномоченных лиц,

которые связаны с проверкой правильности, точности и своевременности

формирования, распределения, использования денежных средств целью

определения законности и эффективности их использования.

Методы осуществления государственного финансового контроля согласно

ст.267.1 Бюджетного кодекса РФ от 31.07.1998 № 145 (ред. от 28.12.2017) –

это проверка, ревизия, обследование, санкционирование операций.

Проверка – это совершение контрольных действий по документальному

и

фактическому

изучению

законности

отдельных

финансовых

и

хозяйственных операций, достоверности бюджетного учета и отчетности в

отношении деятельности объекта контроля за определенный период.

Ревизия – это комплексная проверка деятельности объектов контроля,

которая

выражается

в

проведении

контрольных

действий

по

документальному и фактическому изучению законности всей совокупности

совершенных

финансовых

и

хозяйственных

операций,

достоверности

и

правильности их отражения в отчетности.

Проверки

подразделяются

на

камеральные

и

выездные,

включая

встречные проверки.

Камеральные проверки – это проверки, которые проводятся по месту

нахождения органов государственного финансового контроля.

2

Выездные

проверки

это

проверки,

которые

проводятся

по

месту

нахождения объекта контроля.

Встречные проверки – это проверки, которые проводятся в рамках

выездных или камеральных проверок с целью установления и подтверждения

факторов, которые связаны с деятельностью объекта контроля.

Результаты обследования оформляются заключением.

Ра с с мот р и м

а н а ли з

п о ка зат е ле й

фи н а н с о во го

ко н т р о л я

государственными органами в установленной выше методике осуществления

финансового контроля государственными органами.

Счетная палата осуществляет финансовый контроль за исполнением

федерального бюджета на основании принципов законности, объективности,

независимости, гласности и является полноправным участником бюджетного

процесса. Благодаря принятым в 2013-2014 гг. изменениям в Федеральном

законе

«О

счетной

палате»,

полномочия

контрольного

органа

были

существенно расширены, а также заложен значительный потенциал развития

на перспективу.

Таблица 1– Сумма выявленных Счетной палатой нарушений в 2016-2018 гг.,

млрд. руб.

Виды нарушений

2016

2017

2018

Млрд.

руб.

Уд.

вес.

Млрд.

руб.

Уд.

вес.

Млрд.

руб.

Уд.

вес.

Всего нарушений или недостатков

при использовании бюджетных

средств

722,9

100

781,4

100

718,5

100

Нарушение бюджетного

законодательства

384,2

53,1

187,2

23,9

60,5

8,4

Продолжение таблицы 1

Нарушение законодательства о

налогах и сборов

0,5

0,06

1,4

0,17

0,1

0,01

Нарушение

законодательства

о

бухгалтерском учете и отчетности

41,7

5,7

16,6

2,12

65,3

9,0

Нарушение

законодательства

о

р а з м е щ е н и и

з а к а з о в

д л я

государственных

муниципальных

нужд

233,3

32,2

130,7

16,7

238,5

33,1

Нарушение

при

распоряжении

и

з а я в л е н и и

г о с уд а р с т в е н н о й

23,6

3,2

8,2

1,04

15,5

2,15

3

собственности

Н е с в о е в р е м е н н а я

п е р е д а ч а

накоплений

в

д о ве р и т е л ь н о е

у п р а в л е н и е

у п р а в л я ю щ и м

компаниям

0

0

389,8

49,8

295,8

41,1

Иные нарушения, выявленные при

использовании бюджетных средств

35,7

4,9

46,3

5,92

41,6

5,7

Нецелевое

использование

средств

бюджетной системы

3,88

0,5

1,2

0,15

1,2

0,16

Счетная палата в 2018 году выявила нарушений на общую сумму 718,5

млрд. руб., что ниже показателей 2016 года на 4,4 млрд. руб. или 99,3 %, на

62,9 млрд. руб. или 91,9 %.

Структура нарушений за 3 года остается

практически неизменной, в 2018 году в структуре преобладают нарушения в

области передачи накоплений другим компаниям, которые составили 295,8

млрд. руб., следует отметить, что в 2016 году таких нарушений не было.

Объем нарушений в области исполнения бюджетного законодательства

снизился на 323,7 млрд. руб. или 15,7 % по сравнению с 2016 годом, на 32,3

% или 126,7 млрд. руб. по отношению к 2016 году.

Количество

нарушений

в

области

исполнения

законодательства

о

налогах и сборов снизились на 0,4 млрд. руб. или 20 % по отношению к 2016

году, на 1,3 млрд. руб. или 7,1 %. В структуре такие нарушения занимают

незначительную часть в 2018 году 0,01 %.

Количество нарушений в области законодательства о бухгалтерском

учете и отчетности увеличилось на 23,6 млрд. руб. или 156,5 % к 2014 году

на 48,7 млрд. руб. или 393,3 % к 2017 году.

Число

нарушений

законодательства

о

размещении

заказов

для

государственных муниципальных нужд увеличилось на 5,2 млрд. руб. к 2016

году на 107,8 млрд. руб. к 2017 году.

Несвоевременная

передача

накоплений

в

доверительное

управление

управляющим компаниям составляет самую большую группу нарушений. По

отношению к 2017 году сумма нарушений снизилась на 4,7 млрд. руб. или

89,8 %.

4

Центральный банк осуществляет контроль за деятельностью кредитных

организаций

посредством

организации

различных

мониторинговых

мероприятий и плановых, неплановых проверок, выявляя, таким образом,

нарушения

и

применяя

меры

принудительного

и

предупредительного

характера.

Таблица 2 –Характеристика банковского сектор и надзора за ним ЦБ РФ

Показатель

2016

2017

2018

К о л и ч е с т в о

к р е д и т н ы х

организации

1112

1094

1071

Количество проверок:

1118

1029

817

–плановые

757

688

551

–внеплановые

361

341

266

Количество нарушений

19919

21843

17103

Количество

применяемых

мер

воздействия

1958

2210

1856

Данные таблицы 2 позволяют сформировать вывод о том, что за 2016-

2018 гг. количество кредитных организаций в России сократилась на 4 %. В

свою очередь наблюдается также же резкое снижение количество проверок

проведенных ЦБ РФ в 27 %, что должно положительным образом повлиять

на банковский сектор, в особенности в условиях нестабильной ситуации.

Следует

отметить,

что

по

результатам

проведенных

проверок

аппаратные

власти

ЦБ

РФ

начинают

более

активно

применять

принудительные процедуры, чем процедуры предупредительного характера,

совмещая их с сокращением числа проверок. Число принудительных мер

возросло на 6 %. Так, можно отметить, что ЦБ РФ стал проводить более

жесткую кредитную политику к кредитным организациям.

5

2016

2017

2018

0%

10%

20%

30%

40%

50%

60%

70%

80%

90%

16%

19%

22%

84%

81%

78%

Принудительные меры,%

Предупредительные меры,%

Рисунок 1– Структура мер воздействия ЦБ РФ

Проведя оценку качества проводимых ЦБ РФ мероприятий, которые

связаны с надзором, можно отметить, что сегодня ЦБ РФ перешел на новый

уровень

банковского

надзора

и

его

качество

при

общей

тенденции

к

снижению количества проверок.

В

таблице

3

представлены

коэффициенты

оценки

эффективности

деятельности ЦБ РФ по обеспечению надзора

Таблица 3–Коэффициенты оценки эффективности деятельности ЦБ РФ по

обеспечению финансового надзора

Показатель

2016

2017

2018

Коэффициент

соблюдения

кредитными

организациями нормативных требований

органов банковского надзора

17,9

16,3

14,1

Ко э ф ф и ц и е н т

р е з у л ь т а т и в н о с т и

инспекционной деятельности надзорного

органа

17,8

17,3

18,5

Коэффициент

мер

воздействия

по

выявленным нарушениям

0,1

0,1

0,1

Коэффициент эффективности надзорных

действий

1,8

2,1

2,3

К о э ф ф и ц и е н т

э ф ф е к т и в н о с т и

функционирования

органов

банковского

надзора и регулирования

6,5

7,2

6,3

6

Динамичный

ряд

коэффициента

соблюдения

кредитными

организациями нормативных требований органа банковского надзора имеет

устойчивую тенденцию к снижению показателей, что говорит о том, что если

в 2016 году на одно учреждение приходилось 18 нарушений, то в 2014 году

эта цифра снизилась до 14 нарушений.

Главная функция ЦБ РФ, как уже отмечалось, заключается в контроле

за деятельностью коммерческих банков, а также выдача им лицензий.

В

период

с

2016-2018

гг.

общее

количество

отозванных

лицензий

составило 340, что говорит об ужесточении политики ЦБ РФ к коммерческим

банкам. Причиной резкого увеличения отозванных лицензий стало общение

нового руководства на проведение сомнительных операций.

Основная

задача

налоговых

органов

–контроль

за

соблюдением

налогоплательщиками налогового законодательства.

Основная конфигурация налогового контроля –это налоговая проверка,

которая

предполагает

собой

действие

налогового

органа

по

контролю

за

точностью или правильностью исчисления, полнотой и своевременностью

перечисленных налоговых платежей в бюджет государства.

Налоговые проверки в соответствии с российским законодательством о

налогах

и

сборах

подразделяют

на

камеральные

и

выездные

и

регламентируются

ст.

88

«Камеральная

налоговая

проверка»

и

ст.

89

«Выездные налоговые проверки».

Основным источником анализа налоговых проверок или показателей

налогового

контроля

в

России

являются

данные

отчетов

о

результатах

контрольной работы налоговых органов формы №2-НК, размещенные на

официальном

сайте

ФНС

РФ.

Рассмотрим

и

проанализируем

показатели

налогового контроля за 2016-2086 гг. в таблице 4.

7

Таблица 4–Показатели налоговых проверок за 2016-2018 гг.

Показатели

Количество единиц

Дополнительно начислено платежей,

тыс. руб.

Из графы2 налогов, тыс. руб.

2016

2017

2018

2016

2017

2018

2016

2017

2018

Камеральные проверки

34190550

32869894

31943004

50855679

55484610

827871832

42876476

45689027

68529880

Из них выявлено

нарушений

1764623

1964299

1949491

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Результативность проверки,

%

5,16

5,98

6,10

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Пени за несвоевременную

уплату налогов, штрафов,

взносов и штрафные

санкции по результат

проверок

Х

Х

Х

60672824

65620416

57208547

Х

Х

Х

Выездные проверки

организаций, ИП и других

лиц, занимающих частной

практикой

39770

34245

29394

27846878

288089946

268217296

20979066

2

211320504

19891945

2

Из них выявлено

нарушений

39315

33827

29127

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Результативность проверок

98,86

98,78

99,09

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Выездные проверки физ.

лиц

1560

1512

1269

2257267

2604090

2578550

1580685

1840591

1851211

Из них выявлено

нарушений

1517

1487

1228

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Результативность проверок

97,24

98,35

96,77

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Всего выездных проверок

организаций и физ. лиц

41330

35757

30663

28072714

5

290694036

270795846

211371347

213161095

20077066

3

Из них выявлено

нарушений

40832

35314

30355

Х

Х

Х

Х

Х

Результативность проверок

98,80

98,76

99,00

Х

Х

Х

Х

Х

8

Можно

сделать

вывод,

что

выездные

проверки

оказались

более

результативными в 2018 году в плане раскрытия налоговых правонарушений,

ввиду

чего

существенно

увеличился

приток

денежных

средств

от

налогоплательщиков.

Если

рассматривать

налоговые

контрольные

мероприятия отдельно, то, можно сделать вывод о том, что эффективность

выездных налоговых проверок намного лучше, чем камеральные.

Динамика сумм доначислений по выездным и камеральным проверкам

в 2016-2018 году представлена на рисунке 2.

2016

2017

2018

0

50000000

100000000

150000000

200000000

250000000

300000000

350000000

50855679

55484610

82871832

280727145

290694036

270795846

по результатам камеральных проверок

по результатам выездных проверок

Рисунок 2–Динамика сумм дополнительных платежей по результатам

выездных и камеральных налоговых проверок в 2016-2017 гг., тыс. руб.

Положительным

моментом

является

увеличение

результативности

камеральных налоговых проверок. Список мероприятий или форм налогового

контроля довольно широк. Согласно ст. 82 НК РФ «Общие положения о

налоговом контроле» налоговый контроль ведется должностными лицами

налоговых органов путем налоговых проверок.

9

Таблица

5

Результаты

проведения

выездных

налоговых

проверок

налоговыми органами в 2016–2018 гг.

Год

Количество

проведенн

ых

выездных

проверок,

ед.

Сумма

доначислений,

тыс. руб.

Сумма

доначислений,

тыс. руб.

Сумма

фактических

поступлений

налоговых

доходов, тыс.

руб.

Удельный вес

доначисленных

платежей в

сумме

фактических

налоговых

поступлений, %

2016

41330

280727145

6792,3

11327200000

2,48

2017

35757

290694036

8129,71

1267020000

2,29

2018

30663

270795846

8831,36

1378830000

1,96

Данные таблицы доказывают эффективность организации выездных

налоговых

проверок.

Для

более

объективной

оценки

эффективности

контрольной

работы

налоговых

органов

проанализируем

суммы

дополнительных начислений в расчете на одну налоговую проверку.

2016

2017

2018

0

1000

2000

3000

4000

5000

6000

7000

8000

9000

10000

6792,33

8129,71

8831,36

6875,17

8231,69

8920,96

Доначислено на 1 ВНП

Доначислено на 1 результативную ВНП

Рисунок 3–Динамика сумм дополнительно начисленных платежей в расчете

на одну выездную налоговую проверку, тыс. руб.

10

Наблюдается тенденция к росту начисленных платежей по результатам

выездных

проверок.

Суммы

дополнительно

начисленных

платежей

на

1

проверку выросли на 29,7 %.

2016

2017

2018

0

5

10

15

20

25

30

35

40

45

1,49

1,69

2,59

28,82

28,25

42,51

Доначислено на 1 КНП

Доначислено на 1 результативную КНП

Рисунок 4 – Динамика сумм дополнительно начисленных платежей в расчете

на одну камеральную налоговую проверку, тыс. руб.

Так

можно

отметить,

что

наблюдается

тенденция

увеличения

сумм

дополнительных начисленных платежей. В свою очередь на 1 выездную

камеральную налоговую проверку произошло увеличение с 1,49 тыс. руб. до

2,59 тыс. руб.

Очевидна значимость налогового контроля и его эффективность, что

способствует снижению количества правонарушений, сбережению труда и

материальных ресурсов налоговых органов и, в конечном счете, государство

проводит эффективную налоговую политику.



В раздел образования