Автор: Шаймухаметова Виктория Владимировна
Должность: студент
Учебное заведение: КФ РАНХИГС
Населённый пункт: г.Калуга
Наименование материала: Научная статья
Тема: Государственный и муниципальный финансовый контроль Городской управы г.Калуги
Раздел: высшее образование
НАУЧНАЯ СТАТЬЯ: « Государственный и муниципальный финансовый
контроль Городской Управы г. Калуги»
Аннотация: в статье рассматривается понятие сущности ,понятия и задач
финансового контроля, проводится анализ методики осуществления
финансового контроля и анализ показателей финансового контроля органами
государственной власти.
Ключевые слова: финансовый контроль, анализ финансового контроля,
экономическая безопасность.
Финансовый контроль это урегулированная нормами права
деятельность государственных и муниципальных органов, общественных
объединений, хозяйствующих субъектов и иных уполномоченных лиц,
которые связаны с проверкой правильности, точности и своевременности
формирования, распределения, использования денежных средств целью
определения законности и эффективности их использования.
Методы осуществления государственного финансового контроля согласно
ст.267.1 Бюджетного кодекса РФ от 31.07.1998 № 145 (ред. от 28.12.2017) –
это проверка, ревизия, обследование, санкционирование операций.
Проверка – это совершение контрольных действий по документальному
и
фактическому
изучению
законности
отдельных
финансовых
и
хозяйственных операций, достоверности бюджетного учета и отчетности в
отношении деятельности объекта контроля за определенный период.
Ревизия – это комплексная проверка деятельности объектов контроля,
которая
выражается
в
проведении
контрольных
действий
по
документальному и фактическому изучению законности всей совокупности
совершенных
финансовых
и
хозяйственных
операций,
достоверности
и
правильности их отражения в отчетности.
Проверки
подразделяются
на
камеральные
и
выездные,
включая
встречные проверки.
Камеральные проверки – это проверки, которые проводятся по месту
нахождения органов государственного финансового контроля.
2
Выездные
проверки
–
это
проверки,
которые
проводятся
по
месту
нахождения объекта контроля.
Встречные проверки – это проверки, которые проводятся в рамках
выездных или камеральных проверок с целью установления и подтверждения
факторов, которые связаны с деятельностью объекта контроля.
Результаты обследования оформляются заключением.
Ра с с мот р и м
а н а ли з
п о ка зат е ле й
фи н а н с о во го
ко н т р о л я
государственными органами в установленной выше методике осуществления
финансового контроля государственными органами.
Счетная палата осуществляет финансовый контроль за исполнением
федерального бюджета на основании принципов законности, объективности,
независимости, гласности и является полноправным участником бюджетного
процесса. Благодаря принятым в 2013-2014 гг. изменениям в Федеральном
законе
«О
счетной
палате»,
полномочия
контрольного
органа
были
существенно расширены, а также заложен значительный потенциал развития
на перспективу.
Таблица 1– Сумма выявленных Счетной палатой нарушений в 2016-2018 гг.,
млрд. руб.
Виды нарушений
2016
2017
2018
Млрд.
руб.
Уд.
вес.
Млрд.
руб.
Уд.
вес.
Млрд.
руб.
Уд.
вес.
Всего нарушений или недостатков
при использовании бюджетных
средств
722,9
100
781,4
100
718,5
100
Нарушение бюджетного
законодательства
384,2
53,1
187,2
23,9
60,5
8,4
Продолжение таблицы 1
Нарушение законодательства о
налогах и сборов
0,5
0,06
1,4
0,17
0,1
0,01
Нарушение
законодательства
о
бухгалтерском учете и отчетности
41,7
5,7
16,6
2,12
65,3
9,0
Нарушение
законодательства
о
р а з м е щ е н и и
з а к а з о в
д л я
государственных
муниципальных
нужд
233,3
32,2
130,7
16,7
238,5
33,1
Нарушение
при
распоряжении
и
з а я в л е н и и
г о с уд а р с т в е н н о й
23,6
3,2
8,2
1,04
15,5
2,15
3
собственности
Н е с в о е в р е м е н н а я
п е р е д а ч а
накоплений
в
д о ве р и т е л ь н о е
у п р а в л е н и е
у п р а в л я ю щ и м
компаниям
0
0
389,8
49,8
295,8
41,1
Иные нарушения, выявленные при
использовании бюджетных средств
35,7
4,9
46,3
5,92
41,6
5,7
Нецелевое
использование
средств
бюджетной системы
3,88
0,5
1,2
0,15
1,2
0,16
Счетная палата в 2018 году выявила нарушений на общую сумму 718,5
млрд. руб., что ниже показателей 2016 года на 4,4 млрд. руб. или 99,3 %, на
62,9 млрд. руб. или 91,9 %.
Структура нарушений за 3 года остается
практически неизменной, в 2018 году в структуре преобладают нарушения в
области передачи накоплений другим компаниям, которые составили 295,8
млрд. руб., следует отметить, что в 2016 году таких нарушений не было.
Объем нарушений в области исполнения бюджетного законодательства
снизился на 323,7 млрд. руб. или 15,7 % по сравнению с 2016 годом, на 32,3
% или 126,7 млрд. руб. по отношению к 2016 году.
Количество
нарушений
в
области
исполнения
законодательства
о
налогах и сборов снизились на 0,4 млрд. руб. или 20 % по отношению к 2016
году, на 1,3 млрд. руб. или 7,1 %. В структуре такие нарушения занимают
незначительную часть в 2018 году 0,01 %.
Количество нарушений в области законодательства о бухгалтерском
учете и отчетности увеличилось на 23,6 млрд. руб. или 156,5 % к 2014 году
на 48,7 млрд. руб. или 393,3 % к 2017 году.
Число
нарушений
законодательства
о
размещении
заказов
для
государственных муниципальных нужд увеличилось на 5,2 млрд. руб. к 2016
году на 107,8 млрд. руб. к 2017 году.
Несвоевременная
передача
накоплений
в
доверительное
управление
управляющим компаниям составляет самую большую группу нарушений. По
отношению к 2017 году сумма нарушений снизилась на 4,7 млрд. руб. или
89,8 %.
4
Центральный банк осуществляет контроль за деятельностью кредитных
организаций
посредством
организации
различных
мониторинговых
мероприятий и плановых, неплановых проверок, выявляя, таким образом,
нарушения
и
применяя
меры
принудительного
и
предупредительного
характера.
Таблица 2 –Характеристика банковского сектор и надзора за ним ЦБ РФ
Показатель
2016
2017
2018
К о л и ч е с т в о
к р е д и т н ы х
организации
1112
1094
1071
Количество проверок:
1118
1029
817
–плановые
757
688
551
–внеплановые
361
341
266
Количество нарушений
19919
21843
17103
Количество
применяемых
мер
воздействия
1958
2210
1856
Данные таблицы 2 позволяют сформировать вывод о том, что за 2016-
2018 гг. количество кредитных организаций в России сократилась на 4 %. В
свою очередь наблюдается также же резкое снижение количество проверок
проведенных ЦБ РФ в 27 %, что должно положительным образом повлиять
на банковский сектор, в особенности в условиях нестабильной ситуации.
Следует
отметить,
что
по
результатам
проведенных
проверок
аппаратные
власти
ЦБ
РФ
начинают
более
активно
применять
принудительные процедуры, чем процедуры предупредительного характера,
совмещая их с сокращением числа проверок. Число принудительных мер
возросло на 6 %. Так, можно отметить, что ЦБ РФ стал проводить более
жесткую кредитную политику к кредитным организациям.
5
2016
2017
2018
0%
10%
20%
30%
40%
50%
60%
70%
80%
90%
16%
19%
22%
84%
81%
78%
Принудительные меры,%
Предупредительные меры,%
Рисунок 1– Структура мер воздействия ЦБ РФ
Проведя оценку качества проводимых ЦБ РФ мероприятий, которые
связаны с надзором, можно отметить, что сегодня ЦБ РФ перешел на новый
уровень
банковского
надзора
и
его
качество
при
общей
тенденции
к
снижению количества проверок.
В
таблице
3
представлены
коэффициенты
оценки
эффективности
деятельности ЦБ РФ по обеспечению надзора
Таблица 3–Коэффициенты оценки эффективности деятельности ЦБ РФ по
обеспечению финансового надзора
Показатель
2016
2017
2018
Коэффициент
соблюдения
кредитными
организациями нормативных требований
органов банковского надзора
17,9
16,3
14,1
Ко э ф ф и ц и е н т
р е з у л ь т а т и в н о с т и
инспекционной деятельности надзорного
органа
17,8
17,3
18,5
Коэффициент
мер
воздействия
по
выявленным нарушениям
0,1
0,1
0,1
Коэффициент эффективности надзорных
действий
1,8
2,1
2,3
К о э ф ф и ц и е н т
э ф ф е к т и в н о с т и
функционирования
органов
банковского
надзора и регулирования
6,5
7,2
6,3
6
Динамичный
ряд
коэффициента
соблюдения
кредитными
организациями нормативных требований органа банковского надзора имеет
устойчивую тенденцию к снижению показателей, что говорит о том, что если
в 2016 году на одно учреждение приходилось 18 нарушений, то в 2014 году
эта цифра снизилась до 14 нарушений.
Главная функция ЦБ РФ, как уже отмечалось, заключается в контроле
за деятельностью коммерческих банков, а также выдача им лицензий.
В
период
с
2016-2018
гг.
общее
количество
отозванных
лицензий
составило 340, что говорит об ужесточении политики ЦБ РФ к коммерческим
банкам. Причиной резкого увеличения отозванных лицензий стало общение
нового руководства на проведение сомнительных операций.
Основная
задача
налоговых
органов
–контроль
за
соблюдением
налогоплательщиками налогового законодательства.
Основная конфигурация налогового контроля –это налоговая проверка,
которая
предполагает
собой
действие
налогового
органа
по
контролю
за
точностью или правильностью исчисления, полнотой и своевременностью
перечисленных налоговых платежей в бюджет государства.
Налоговые проверки в соответствии с российским законодательством о
налогах
и
сборах
подразделяют
на
камеральные
и
выездные
и
регламентируются
ст.
88
«Камеральная
налоговая
проверка»
и
ст.
89
«Выездные налоговые проверки».
Основным источником анализа налоговых проверок или показателей
налогового
контроля
в
России
являются
данные
отчетов
о
результатах
контрольной работы налоговых органов формы №2-НК, размещенные на
официальном
сайте
ФНС
РФ.
Рассмотрим
и
проанализируем
показатели
налогового контроля за 2016-2086 гг. в таблице 4.
7
Таблица 4–Показатели налоговых проверок за 2016-2018 гг.
Показатели
Количество единиц
Дополнительно начислено платежей,
тыс. руб.
Из графы2 налогов, тыс. руб.
2016
2017
2018
2016
2017
2018
2016
2017
2018
Камеральные проверки
34190550
32869894
31943004
50855679
55484610
827871832
42876476
45689027
68529880
Из них выявлено
нарушений
1764623
1964299
1949491
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Результативность проверки,
%
5,16
5,98
6,10
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Пени за несвоевременную
уплату налогов, штрафов,
взносов и штрафные
санкции по результат
проверок
Х
Х
Х
60672824
65620416
57208547
Х
Х
Х
Выездные проверки
организаций, ИП и других
лиц, занимающих частной
практикой
39770
34245
29394
27846878
288089946
268217296
20979066
2
211320504
19891945
2
Из них выявлено
нарушений
39315
33827
29127
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Результативность проверок
98,86
98,78
99,09
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Выездные проверки физ.
лиц
1560
1512
1269
2257267
2604090
2578550
1580685
1840591
1851211
Из них выявлено
нарушений
1517
1487
1228
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Результативность проверок
97,24
98,35
96,77
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Всего выездных проверок
организаций и физ. лиц
41330
35757
30663
28072714
5
290694036
270795846
211371347
213161095
20077066
3
Из них выявлено
нарушений
40832
35314
30355
Х
Х
Х
Х
Х
Результативность проверок
98,80
98,76
99,00
Х
Х
Х
Х
Х
8
Можно
сделать
вывод,
что
выездные
проверки
оказались
более
результативными в 2018 году в плане раскрытия налоговых правонарушений,
ввиду
чего
существенно
увеличился
приток
денежных
средств
от
налогоплательщиков.
Если
рассматривать
налоговые
контрольные
мероприятия отдельно, то, можно сделать вывод о том, что эффективность
выездных налоговых проверок намного лучше, чем камеральные.
Динамика сумм доначислений по выездным и камеральным проверкам
в 2016-2018 году представлена на рисунке 2.
2016
2017
2018
0
50000000
100000000
150000000
200000000
250000000
300000000
350000000
50855679
55484610
82871832
280727145
290694036
270795846
по результатам камеральных проверок
по результатам выездных проверок
Рисунок 2–Динамика сумм дополнительных платежей по результатам
выездных и камеральных налоговых проверок в 2016-2017 гг., тыс. руб.
Положительным
моментом
является
увеличение
результативности
камеральных налоговых проверок. Список мероприятий или форм налогового
контроля довольно широк. Согласно ст. 82 НК РФ «Общие положения о
налоговом контроле» налоговый контроль ведется должностными лицами
налоговых органов путем налоговых проверок.
9
Таблица
5
–
Результаты
проведения
выездных
налоговых
проверок
налоговыми органами в 2016–2018 гг.
Год
Количество
проведенн
ых
выездных
проверок,
ед.
Сумма
доначислений,
тыс. руб.
Сумма
доначислений,
тыс. руб.
Сумма
фактических
поступлений
налоговых
доходов, тыс.
руб.
Удельный вес
доначисленных
платежей в
сумме
фактических
налоговых
поступлений, %
2016
41330
280727145
6792,3
11327200000
2,48
2017
35757
290694036
8129,71
1267020000
2,29
2018
30663
270795846
8831,36
1378830000
1,96
Данные таблицы доказывают эффективность организации выездных
налоговых
проверок.
Для
более
объективной
оценки
эффективности
контрольной
работы
налоговых
органов
проанализируем
суммы
дополнительных начислений в расчете на одну налоговую проверку.
2016
2017
2018
0
1000
2000
3000
4000
5000
6000
7000
8000
9000
10000
6792,33
8129,71
8831,36
6875,17
8231,69
8920,96
Доначислено на 1 ВНП
Доначислено на 1 результативную ВНП
Рисунок 3–Динамика сумм дополнительно начисленных платежей в расчете
на одну выездную налоговую проверку, тыс. руб.
10
Наблюдается тенденция к росту начисленных платежей по результатам
выездных
проверок.
Суммы
дополнительно
начисленных
платежей
на
1
проверку выросли на 29,7 %.
2016
2017
2018
0
5
10
15
20
25
30
35
40
45
1,49
1,69
2,59
28,82
28,25
42,51
Доначислено на 1 КНП
Доначислено на 1 результативную КНП
Рисунок 4 – Динамика сумм дополнительно начисленных платежей в расчете
на одну камеральную налоговую проверку, тыс. руб.
Так
можно
отметить,
что
наблюдается
тенденция
увеличения
сумм
дополнительных начисленных платежей. В свою очередь на 1 выездную
камеральную налоговую проверку произошло увеличение с 1,49 тыс. руб. до
2,59 тыс. руб.
Очевидна значимость налогового контроля и его эффективность, что
способствует снижению количества правонарушений, сбережению труда и
материальных ресурсов налоговых органов и, в конечном счете, государство
проводит эффективную налоговую политику.