Напоминание

Система подготовки учащихся 5 – 9 классов к написанию сжатого изложения (ОГЭ, С1).


Автор: Иванова Анна Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Едяйская СОШ" Хангаласский улус Республика Саха Якутия
Населённый пункт: с.Едей
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Система подготовки учащихся 5 – 9 классов к написанию сжатого изложения (ОГЭ, С1).
Раздел: полное образование





Назад




Министерство образования Республики Саха(Якутия)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Едяйская средняя общеобразовательная школа

Система подготовки учащихся 5 – 9 классов

к написанию сжатого изложения (ОГЭ, С1).

Выполнила:Иванова Анна.Николаевна

учитель русского языка и литературы

МБОУ Едяйская СОШ

Хангаласского улуса

2017г

Содержание

Введение.

Теоретические основы подготовки к сжатому изложению.

Научная новизна и практическая значимость.

Система подхода к подготовке написания сжатого изложения.

Виды тренировочных заданий для подготовки учащихся 5-9 классов к написанию

сжатого изложения (ГИА, С-1).

Подготовка к написанию сжатого изложения. Умения, необходимые для его написания.

Виды тренировочных заданий на понимание содержания текста и его структуры в 5-

6классах.

Контрольно-измерительные материалы.

Заключение. Вывод.

Список использованной литературы.

Приложения

Введение.

«Концепция

модернизации

российского

образования

на

период

до

2010

года»

и

«Стратегия

модернизации

содержания

общего

образования»

определили

ключевые

компетенции, являющиеся конкретизированными целями обучения русскому языку в школе, а

именно: формирование языковой, лингвистической, и коммуникативной компетенций, что

заложено в обновленных программах и учебниках для основной и средней школы.

Компетенции рассматриваются как осознанные человеком способности реализации

знаний и умений для эффективной деятельности в конкретной ситуации.

Новая форма аттестации по русскому языку за курс основной школы – ГИА, еще

недавно рассматривавшаяся как одна из возможных, - становится преобладающей, а с 2013

года – основной и единственной. Традиционное подробное изложение с элементами сочинения

проверяет в основном память, владение речевыми навыками и практическую грамотность.

ГИА в новой форме предполагает разнообразные виды деятельности ученика: восприятие

текста на слух и в напечатанном виде, выбор ответа из нескольких предложенных, сжатый

письменный пересказ, создание собственного текста на одну из предложенных тем. Каждый из

них нужно специально отрабатывать.

Анализ работ ГИА показывает, что объектом контроля являются не отдельные знания,

умения и навыки, а их комплексы, составляющие ту или иную компетенцию. Следовательно,

контрольно-измерительные

материалы

надо

готовить

тоже

в

компетентностном

ключе.

Задания, предлагаемые учащимся на итоговой аттестации, проверяют все виды компетенций:

1) лингвистическую, то есть умение проводить элементарный лингвистический анализ

языковых явлений;

2)

языковую,

то

есть

практическое

владение

русским

языком,

его

словарем

и

грамматическим строем, соблюдение языковых норм;

3) коммуникативную, то есть владение разными видами речевой деятельности, умение

воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания.

Первая

часть

экзамена

(С-1)

состоит

в

написании

сжатого

изложения

по

прослушанному

тексту

и

требует

от

школьника

мобилизации

памяти,

владения

норм

правописания,

навыков

информационной

обработки

текста

(выделить

главное,

отсечь

второстепенное, при этом используя адекватные лексические и грамматические средства).

Вряд ли кто-нибудь будет спорить, что в наш информационный век умение воспринимать и

обрабатывать информацию - это отнюдь не школьно-академическое, отвлеченное требование, а

действительно важное умение, постоянно используемое в жизни.

Теоретические основы подготовки к сжатому изложению.

Актуальность.

Анализ учебно-методической литературы позволяет говорить о том, что в современной

методике обучения русскому языку еще существуют нерешенные проблемы. Так, все большую

актуальность приобретает проблема обучения связной речи.

Во-первых, это обусловлено тем, что развитая (устная и письменная) речь - показатель

уровня культуры человека, его интеллекта, кругозора. Кроме того, только развитая связная

речь ребенка позволяет ему свободно общаться с окружающими людьми.

Во-вторых, с каждым годом увеличивается поток информации, в которой нужно уметь

быстро ориентироваться, выбирать главное. Умение уяснить суть, основное в воспринимаемом

материале, а также точно и лаконично передать его другим предстает в таких условиях

насущной проблемой действительности.

В

рамках

школьного

образования

в

процессе

формировании

умения

видеть

сущностную сторону усваиваемого содержания и воспроизводить главное важную роль играет

работа

над

сжатым

изложением

текста.

Кроме

того,

обучение

этому

виду

изложений

способствует

формированию

таких

коммуникативных

качеств

речи,

как

лаконичность

и

точность.

Анализ работ учащихся по русскому языку в новой форме выявил ряд проблем в

написании сжатого изложения:

проблему адекватности восприятия текста на слух;

проблему организации планомерной и постоянной работы над освоением учениками

лексического богатства русского языка;

многие ученики не придают должного значения разделению текста на абзацы или

нечетко обозначают красную строку, а ведь в критериях оценки особое внимание обращается

на абзацное членение текста;

проблема выделения главной и второстепенной информации в тексте;

неумение видеть логику рассуждения и обозначать логический переход от одной мысли

к другой;

многие ученики допускают грамматические и речевые ошибки.

.Результаты экзамена позволяют сделать вывод о том, что в курсе русского языка в

основной школе большее внимание уделяется теоретической составляющей в освоении норм

написания

сжатого

изложения,

чем

практическому

овладению

этими

нормами.

Усиление

практической направленности обучения русскому языку и соединение теории с практикой

может быть достигнуто на основе многоплановой работы с различными видами упражнений,

направленных на подготовку к написанию сжатого изложения.

Проанализировав результаты экзаменационных изложений, я пришла к выводу, что

далеко не все ученики достаточно подготовлены к подобной письменной работе.

Ошибкой было бы считать, что теперь надо писать больше сжатых изложений вместо

сочинений и подробных изложений. Так проблемы не решить. Учителю необходимо осознать,

что этой формой письменной работы проверяется умение точно понимать смысл и принцип

построения

текста,

а

значит

нужно

обучать

школьников

пониманию

текста,

предлагая

различные аналитические и творческие задания с разнообразными формулировками, разного

объема – в том числе и сжатые изложения, когда необходимые для их написания навыки уже

будут выработаны.

Сказанное определяет необходимость совершенствования методики обучения сжатому

изложению, а значит, и актуальность этой темы.

Научно-методическое обоснование.

Целенаправленная, последовательная и систематическая работа по обучению сжатому

изложению могла бы повысить уровень сформированности точности и лаконичности связной

речи учащихся при соблюдении следующих методических условий: во-первых, если в основу

методической системы будет положен необходимый и достаточный минимум теоретических

сведений

о

сокращенной

передаче

информации;

во-вторых,

в

процессе

обучения

будет

использоваться соответствующая формируемым коммуникативно-речевым умениям система

упражнений.

Отсюда вытекают следующие задачи, стоящие перед учителем:

выявить

уровень

сформированности

коммуникативно-речевых

умений,

необходимых для создания сжатого текста;

определить эффективные методы, приемы и средства обучения сжатому

изложению;

разработать

систему

упражнений

по

обучению

сжатому

изложению,

определить их типологию;

Методологическую основу составляет коммуникативно-деятельностный, системный и

личностный подход к процессу обучения связной речи в рамках методики преподавания

русского языка (Н.А.Шапиро, А.В.Волкова, Е.В.Кузнецова, Е.Ю.Шувалова, А.Е.Куманяева,

В.И. Капинос, А.Д.Капинос, И.В.Щербина, Т.А. Ладыженская, и др.).

3.

Научная

новизна

заключается

в

том,

что

теоретически

разработана

и

экспериментально проверена методическая система формирования точности и лаконичности

связной речи в процессе обучения сжатому изложению учащихся , а именно:

- определен перечень формируемых коммуникативно-речевых умений при работе по

обучению

созданию

сжатых

текстов

(умение

выделять

главное

в

информации,

умение

сокращать текст разными способами, умение правильно, логично и лаконично излагать свои

мысли,

умение

находить

и

уместно,

точно

использовать

языковые

средства

обобщенной

передачи содержания);

- отобран, систематизирован и адаптирован необходимый и достаточный минимум

теоретических знаний о сокращенной передаче информации;

-

составлена

текстотека

материалов

для

сжатых

изложений

в

соответствии

со

способами

компрессии

текста

(тексты,

требующие

компрессии

способом

исключения

подробностей, деталей; тексты, требующие компрессии способом обобщения конкретных,

единичных явлений, фактов; тексты, требующие компрессии способом сочетания исключения

и обобщения);

-

разработана

система

упражнений,

направленных

на

формирование

и

совершенствование точности и лаконичности связной речи школьников в процессе обучения

сжатому изложению в соответствии с формируемыми коммуникативно-речевыми умениями в

этой области (упражнения, направленные на формирование умения сокращать текст разными

способами;

упражнения,

направленные

на

формирование

умения

выделять

главное

(существенное)

в

информации;

упражнения,

направленные

на

формирование

умения

правильно,

логично

и

лаконично

излагать

свои

мысли;

упражнения,

направленные

на

формирование умения найти и уместно, точно использовать языковые средства обобщенной

передачи содержания).

Практическая значимость определяется тем, что предложенные виды тренировочных

заданий

могут

быть

использованы

в

практике

обучения

школьников

написанию

сжатого

изложения.

Разработан

конкретный

материал,

позволяющий

повысить

эффективность

обучения сжатому изложению с целью формирования точности и лаконичности связной речи.

Предметно-содержательный анализ как одно из условий успешной подготовки к

сжатому изложению.

«Начните действовать с того, что необходимо, затем сделайте то, что возможно, и

неожиданно вы сможете сделать невозможное». Эти слова я как учитель, много лет готовящий

выпускников к аттестации в разной форме, считаю призывом действовать, учитывая многие

аспекты: уровень подготовленности класса, мотивацию учащихся. Для выявления уровня

подготовки

учащихся

проводится

диагностика,

результаты

которой

ложатся

в

основу

предметно-содержательного анализа. Учитывая данные предметно- содержательного анализа,

корректируется рабочая программа, в частности, в рабочую программу по русскому языку в

раздел «Дополнительное содержание» включаются упражнения, направленные на подготовку

учащихся к написанию сжатого изложения.

Система подхода к подготовке написания сжатого изложения.

Анализ ГИА прошлых лет выявил определенные проблемы в подготовке учащихся к

написанию сжатого изложения, о чем было сказано выше. Следовательно, чтобы эффективнее

шел процесс подготовки, следует продумать виды тренировочных упражнений для подготовки

учащихся 5-9 классов к написанию сжатого изложения..

Необходимо совершенствовать формы промежуточного контроля по русскому языку с

учетом новой формы итоговой аттестации.

На уроках развития речи необходимо достаточное внимание уделять упражнениям на

восприятие и воспроизведение информации в различном объеме.

Каждый

учитель

вырабатывает

свою

систему

подготовки

девятиклассников

к

написанию

сжатого

изложения.

Я

в

своей

работе

пользуюсь

многими

источниками:

специальной литературой (КИМы, тестовые задания, тренировочные упражнения), Интернет-

ресурсами. Далее корректирую полученный материал в соответствии с уровнем подготовки

класса. Я убеждена, что подготовка к написанию сжатого изложения - процесс длительный.

Начинать работу нужно не с 9 класса, а с 5-го.

III. Виды тренировочных заданий для подготовки

учащихся к написанию сжатого изложения(ГИА, С-1).

Подготовка к сжатому изложению.

Умения, необходимые для его написания.

Пересказ – самое распространенное задание, с которым сталкивается ученик в школе.

При этом от него требуется изложение сути, главной, существенной информации. Вот здесь и

необходимо умение сжато излагать мысль, кратко пересказывать текст. Подробный пересказ

требовал

от

ученика

механического

запоминания

информации,

в

то

время

как

краткий

пересказ требует умения запоминать текст осмысленно, то есть анализировать его содержание

и группировать информацию уже на этапе прослушивания. Именно поэтому на экзамене

предпочтение отдано сжатому изложению, которое активизирует аналитические способности

ученика: умение воспринимать и обрабатывать информацию на слух, излагать ее кратко и

связно.

Сжатое изложение считается наиболее трудным упражнением. Это объясняется тем,

что

при

написании

сжатого

изложения

необходимо

осуществить

компрессию

(сжатие)

воспринятой информации, в результате чего добиться построения такого текста, в котором был

бы максимально выражен необходимый смысл при минимальной затрате речевых средств.

Сжатое изложение должно быть коротким по форме, но не бедным по содержанию. Таким

образом, сжатые изложения требуют специальной логической работы над текстом.

При обучении сжатому изложению формируются следующие коммуникативно-речевые

умения:

умение отобрать в исходном тексте основное (относительно частей исходного текста) и

существенное (внутри каждой основной части);

умение сокращать текст разными способами;

умение правильно и логично излагать свои мысли,

умение точно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.

Подготовка к сжатой передаче содержания дисциплинирует мышление учащихся,

приучает их к содержательной, лаконичной и точной речи.

В науке известны три способа сжатия текста:

1) исключение подробностей, деталей;

2) обобщение конкретных, единичных явлений;

3) сочетание исключения и обобщения.

При

обобщении

материала

сначала

вычленяем

единичные

существенные

факты

/несущественные

опускаем/,

объединяем

их

в

одно

целое,

подбираем

соответствующие

языковые средства и составляем новый текст. Обобщая, мы передаем содержание частных

понятий более общим по смыслу словом, словосочетанием, предложением.

Некоторые приемы обобщения:

- образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений,

повествующих об одном и том же предмете речи;

- сокращение сложного предложения за счет менее существенной части;

- разбивка сложного предложения на сокращенные простые;

- обобщить можно однородные по содержанию элементы – однородные члены внутри

предложения или близкие по смыслу предложения внутри абзаца;

-

в

исходном

тексте

могут

оказаться

изречения

известных

людей,

цитаты

из

художественных или научных произведений. Дословно передать их бывает довольно трудно,

поэтому приходится переводить их в косвенную речь, сохраняя смысл высказывания. Во-

вторых, автор исходного текста может аргументировать свою мысль несколькими примерами,

каждый из которых играет важную роль. Нужно "сжать" эти примеры, сохраняя при этом их

смысловую функцию - аргументировать мысль автора.

При

исключении

необходимо

сначала

выделить

главное,

а

затем

убрать

детали

/подробности/.

Исключать

из

текста

нужно

все,

что

не

относится

к

сути

высказывания:

в

повествовании - к основной сюжетной линии кто – когда – где – как – что сделал; в

рассуждении – к основной проблеме.

Примеры исключений из текста:

- исключение подробностей, деталей;

- пропуск предложений, содержащих второстепенные факты;

- пропуск предложений с описаниями и рассуждениями;

- исключение повторов;

- исключение фрагмента предложения;

- исключение одного или нескольких синонимов.

Какой

способ

сжатия

использовать

в

каждом

случае,

будет

зависеть

от

коммуникативной задачи и особенностей текста.

Сжатое изложение должно отвечать следующим методическим требованиям:

сохранение последовательности в развитии событий;

наличие предложений, выражающих мысль, общую для каждой смысловой части;

использование по возможности грамматических форм, отличных от предъявленных для

восприятия;

установление смысловой связи между предложениями;

использование

уместных,

точных

и

лаконичных

языковых

средств

обобщенной

передачи содержания.

Этапы работы над сжатым изложением сходны с последовательностью и приемами

работы над подробным изложением. Различия состоят лишь в методике работы над текстом.

При подготовке сжатого изложения значима роль работы по сокращению текста. Традиционно

она

проводится

в

форме

беседы,

в

которой

учащиеся

решают,

какая

часть

текста

или

предложение особенно важны для выражения главной мысли, какую часть можно выпустить,

содержание какой части передать одним предложением и каким, то есть определяют способ

сжатия текста. При сокращении текста более эффективны приемы по выделению в каждой

микротеме опорных слов. По ним можно легко восстановить основное содержание текста.

Итак, главная задача сжатого изложения - научить детей кратко, в обобщенной форме

освещать описанные в тексте факты, явления или события, глубже вдумываться в содержание

произведения,

вычленять

наиболее

важный

материал,

самостоятельно

подбирать

слова

и

синтаксические конструкции.

III. Виды тренировочных заданий на понимание

содержания текста и его структуры в 5-6 классах.

Начиная

с

5

класса,

необходимо

выполнять

с

обучающимися

разнообразные

логические операции с текстами: выделять главную и второстепенную информацию, искать

тезисы,

сжимать

текст

разными

способами,

записывать

связный

и

логически

стройный

пересказ.

В этом помогают специальные упражнения, которые можно использовать не только на

уроках развития речи, но и на обычных уроках. При этом надо учесть, что в 5-6 классах

обучающиеся должны не только слышать, но и видеть текст.

Повествовательный текст.

Здесь необходимо умение выделить главные события – сюжетные узлы – и понять, как

они связаны между собой.

Например:

Дети прибежали домой и, перебивая друг друга, стали рассказывать о своем открытии:

- Мама, мы нашли странный цветок!

- Он растет за домом, около клена с красными листьями.

- Мы не знаем его названия. Белое колесико с желтой сердцевинкой. Он похож на

маленькое солнце с белыми лучами. Ты не знаешь, что это за цветок?

И

они

зашагали

к

клену

с

красными

листьями.

Присели

на

корточки

и

стали

разглядывать цветок, неожиданно распустившийся в саду. Цветок действительно был похож на

белое колесико с желтой сердцевинкой, но и на солнце с белыми лучами тоже.

- Значит, не ты посадила этот цветок? – сказали дети, и в голосе их прозвучало

разочарование. И они стали ждать отца.

Когда отец вернулся с работы, оказалось, что никаких цветов он не сажал. Он долго

рассматривал незнакомое растение. Измерил рост стебля и диаметр колесика. Все тщательно

записал в книжечку и наконец сфотографировал открытие своих детей. А дети терпеливо

ждали, что скажет отец.

Он сказал:

- Вероятно, семечко этого цветка занесло ветром из жарких стран, где растет много

экзотических цветов.

Приходили

соседи,

разглядывали

таинственного

новосела.

Одни

говорили,

что

в

природе появился новый вид. Другие не исключали, что цветок – инопланетянин, а семечко

занесло на землю потоком космических частиц. Третьи глубокомысленно молчали. Но никого

цветок не оставил равнодушным.

Задание:

- подчеркните только то, без чего нельзя понять смысл рассказа;

- определите микротемы;

- запишите только самое главное, чтобы получился текст.

Основной способ сжатия – обобщенное изложение мысли с исключением деталей.

- оцените, правильно ли ваш товарищ выполнил задание.

В результате работы должен получиться следующий текст:

Дети нашли за домом выросший незнакомый цветок. Он был похож на белое колесико с

желтой сердцевинкой или на маленькое солнце с белыми лучами.

Они

приводили

к

цветку

родных,

соседей.

Каждый

из

них

долго

рассматривал

неизвестное растение. Папа даже измерил его и сфотографировал. Но никто так и не сказал,

что это за цветок.

Эффективной является работа с испорченным текстом.

Например:

Друзья крепко проспали всю ночь. Моховая Борода первым открыл глаза. На поляне

гуляли веселые солнечные лучики. Разбудило его вовсе не солнце. Разбудило его странное

ощущение. Кто-то копошился в его бороде. Моховая Борода решил расчесать бороду. Моховая

Борода поднял руку. Моховая Борода тут же опустил ее. Моховая Борода испуганно вздрогнул.

Из бороды выпорхнула птица. Это была крохотная серая птичка. Птичка отлетела в сторону.

Птичка уселась поблизости. Птичка уселась на ветвистом суку. Птичка стала смотреть на

Моховую Бороду.

Задания и вопросы к «испорченному» тексту, которые помогут ученикам 5-6-го класса

отредактировать его, а потом сжато пересказать.

Прочитайте текст и подчеркните речевые повторы.

Вспомните, чем можно заменить повторяющиеся слова? А что такое синонимы?

Местоимения?

Посмотрите на 4 и 5 предложения. Нужно ли здесь заменять повторяющийся глагол?

А

теперь

скажите,

о

чем

повествует

данный

текст.

Какая

информация

является

главной?

Вычеркните из текста то, что вы считаете лишним, второстепенным, не относящимся к

основной информации.

А теперь посмотрите, какие предложения можно объединить, используя однородные

члены - сказуемые.

Запишите

то,

что

получилось,

заменяя

повторяющиеся

существительные

на

местоимения

и

объединяя

несколько

простых

предложений

в

одно

с

однородными

сказуемыми.

В результате работы у учащихся должен получиться примерно такой текст:

Друзья крепко проспали всю ночь. Моховая Борода первым открыл глаза. Разбудило его

странное ощущение, будто кто-то копошится в его бороде. Он испуганно вздрогнул, потому

что из бороды выпорхнула серая птичка. Она отлетела в сторону, уселась на ветвистом суку и

стала смотреть на Моховую Бороду.

Текст-рассуждение.

Здесь нужно уметь видеть его структуру: различать тезисы и аргументы, логические

переходы от одной мысли к другой. Это умение ключевое и тренировать его необходимо

систематически, включая тексты подобного типа в уроки на протяжении всего учебного года.

Для этого можно использовать любое упражнение учебника, добавив к нему вопросы и

задания, которые позволяют проверить, как ученики поняли основную мысль, логику ее

развития и.т.д.

Пример 1:

Чтобы спартанцы не копили богатств, в Спарте деньгами служили железные прутья.

Железные деньги громоздки: для небольшой покупки их надо вести целый воз. Железные

деньги бесполезны: их нарочно закаливали в уксусе, чтобы железо стало хрупким и его нельзя

было ни во что перековать.

Задание:

- В каждом предложении текста найдите слова, в которых сформулирована основная

мысль (тезис). Остальное заключите в скобки.

- запишите тезисы в тетрадь, соединив их в одно предложение с помощью союзов

- прочитайте получившееся предложение

В результате работы получается текст:

Спартанцы вместо денег использовали железные прутья, потому что они тяжелые,

занимают много места и ни на что не годятся.

Пример 2:

Более двух тысяч лет назад пряности ценились наравне с золотом. Прибыв ко двору

могущественного

царя

Соломона,

царица

Савская

привезла

ему

в

дар

кроме

золота

и

драгоценных камней «великое множество пряностей». Особенно ценился перец. И на Востоке,

и на Западе он иногда служил денежным эквивалентом. Известны случаи, когда перцем

платили налоги.

Задание:

Прежде

всего,

выясняем

значение

слов

пряности,

эквивалент.

Затем

продолжаем

работу.

- подчеркните предложения, в которых содержатся тезисы;

( в тексте 2 тезиса)

- разбейте текст на абзацы (2 абзаца)

- выделите предложения не являющиеся тезисами

- перескажите их кратко, опустив ненужную информацию

- запишите тезисы и аргументы к ним

Пример 3:

Есть

немало

явлений,

которые

происходят

на

Земле

из-за

Луны.

Например,

Луна

способна

превратить

ясный

день

в

настоящую

ночь.

Это

происходит

во

время

полных

солнечных затмений, когда Луна по своей сути оказывается между Землей и Солнцем и

загораживает его. Притяжение Луны вызывает движение воды в земных океанах и морях. С

этим явлением хорошо знакомы моряки и жители прибрежных районов: дважды в сутки

происходят приливы и отливы.

Задание:

- подчеркните предложения, в которых содержатся тезисы

- в остальных предложениях подчеркните ключевые слова

- передайте суть текста одним предложением

У учащихся должно получиться такое предложение:

Из-за Луны на Земле происходят солнечные затмения, приливы и отливы.

Комбинированные упражнения на понимание текста, восстановление логических

связей в 7-9 классах.

В

7-9

классах,

продолжая

подготовку

к

сжатому

изложению,

можно

предложить

обучающимся упражнения для анализа логических связей внутри текста. Эффективными в

этом случае являются упражнения, в которых надо:

восстановить смысловую связь между предложениями или абзацами

исправить нарушенную логику

подобрать вступление или заключение

Лучше всего начать с небольших и простых упражнений, потом перейти к более

сложным, а работу с текстами постепенно заменить работой на слух.

Пример 1.

Известно,

что

характер

логической

связи

между

отдельными

элементами

текста

выражают союзы, частицы, вводные слова и синонимичные им синтаксические конструкции.

Поэтому предлагаю ученикам такой текст, в котором они отсутствуют:

Когда-то купцы, отправляясь путешествовать, не брали с собой денег. Они обменивали

одни товары на другие. Жители пустыни – искусные обработчики металлов – приезжали в

лесистую местность и обменивали изготовленные ими топоры на древесину. Постепенно

вместо товаров для обмена торговцы стали брать золото. На него можно было выменять

любую вещь.

Задания:

- объединить, где нужно, простые предложения в сложные с помощью союзов потому

что, так как.

- найдите предложение, которое является иллюстрацией предыдущей мысли. Вставьте

перед ним слово например.

- запишите логическую схему текста, определив, как связаны между собой части с

помощью союзов;

- кратко перескажите содержание текста

В результате получится примерно такой текст:

Раньше торговали, обменивая одни товары на другие, например, металлические изделия

на древесину. Но со временем любой товар стало возможным обменять на золото.

Пример 2.

Эффективными оказываются упражнения, в которых нужно восстановить правильный

порядок предложений в тексте.

Предлагаю задание:

А) Среди приведенных найдите предложение с наиболее общим смыслом. Запишите

его

в

тетрадь

первым.

Расположите

оставшиеся

предложения

так,

чтобы

они

отражали

последовательное

развитие

мысли,

высказанной

в

первом

предложении.

Допишите

пропущенную часть предложения.

Этот обычай родился много столетий назад.

Мужчина отправлялся в путь только вооруженным.

При встрече мужчины, здороваясь, пожимают друг другу правую руку.

Человеку, которого не уважают, от которого ждут подлости, руки не подадут.

Каждый встречный мог оказаться врагом.

Многие привычные вещи обретают совершенно иной смысл, если вспомнить их

историю.

Открытая ладонь правой руки означала: «___________________________».

Этот смысл утрачен – осталось правило этикета.

б. Соедините простые предложения в сложные с помощью слов когда, потому что,

однако

В результате работы получится текст:

Многие

привычные

вещи

обретают

совершенно

иной

смысл,

если

вспомнить

их

историю. При встрече мужчины, здороваясь, пожимают друг другу правую руку. Этот обычай

родился много столетий назад, когда мужчина отправлялся в путь только вооруженным,

потому что каждый встречный мог оказаться врагом. Тогда открытая ладонь правой руки

означала: «Я не держу оружия, давай мирно встретимся и мирно разойдемся». Теперь этот

смысл утрачен – осталось правило этикета. Однако человеку, которого не уважают, от которого

ждут подлости, руки не подадут.

Упражнения на освоение приемов сжатия.

Перестройте сложные предложение в простые, сохраняя их суть.

Например:

Философы, то есть древние философы, первыми поняли ценность времени – они

наверняка еще до Сенеки пробовали как-то обуздать время, приручить, понять его природу,

ибо и тогда оно доставляло людям огорчение своей быстротечностью.

(Ценность времени – в его быстротечности.)

Сократите сложное предложение за счет менее существенной части.

Например:

Помню, как восхищала меня в детстве суровая и гордая романтика Древней Спарты.

Мне нравилось всё в этой удивительной стране: и то, что слабых детей сбрасывали со скалы, и

что мать-спартанка провожала сына на войну не слезами, а прекрасной, афористичной фразой:

«Со щитом или на щите», и что маленький спартанец, пронёсший в школу под рубахой живого

лисёнка, не плакал и не кричал, когда зверёк вгрызался в его тело.

Помню, как восхищала меня в детстве суровая и гордая романтика Древней Спарты.

Мне нравилось всё в этой удивительной стране.

Замените фрагменты предложений обобщающими понятиями

Например:

Мордочка

Микки-Мауса

изображена

на

куртках,

футболках,

ночных

рубашечках,

пижамках, носках, свитерах, фартучках, портфелях, пеналах, карандашах, на обоях, на часах

(предмет

коллекционный);

на

детских

бутылочках,

на

баночках,

коробках,

картонках,

на

бумаге, пластмассе, дереве, жести.

Мордочка Микки-Мауса изображена на многих вещах, предметах, материалах.

Исключите повторы и объедините предложения.

Например:

В Спарте сразу после рождения в пропасть швыряли слабосильных и нестандартных,

то есть тех, кто в дальнейшем просто вынужден был бы противопоставить безукоризненной

мужественности окружающих мощь разума и силу духа. Тех, кого непосильная тяжесть меча

поневоле отталкивала бы к резцу, линейке и перу. Тех, для кого «выжить» означало бы -

«изобрести».

В Спарте убивали физически слабых детей, хотя среди них могли быть гении.

Замените прямую речь косвенной, сохранив смысл высказывания.

Например:

Знаменитый

художник

В.В.Стасов

так

говорил

об

И.И.

Шишкине:

«Шишкин

-

художник народный. Всю жизнь он изучал русский, преимущественно северный лес, русское

дерево, русскую чащу, русскую глушь. Это его царство, и тут он не имеет соперников, он

единственный».(37 слов)

Знаменитый

художник

В.В.Стасов

утверждал,

что

Шишкин

-

художник

народный,

изучавший всё русское, а потому ему нет равных в этой области.(20 слов)

Изложите указанную часть текста одним предложением.

Например:

Едва ли кто-нибудь может сказать, что, однажды увидев море, он забыл его.

Более того, море продолжает звать к себе, оно является в сновидениях, в мечтах и

думах. И сколько бы ни прошло лет, каждый из нас, вновь увидев море, потрясен его

жизненной

силой,

игрой

волн,

неукротимым

ритмом

движения.

Море

-

вот

поистине

колдовской калейдоскоп самых невероятных сочетаний цветов, бликов и пятен.

Однажды

увидев

море,

вовек

невозможно

забыть

его

невероятную

красоту

и

неукротимую мощь.

Подчеркните в тексте предложения, смысловые части, которые могут быть убраны без

ущерба для содержания.

Например:

На протяжении всей истории человечества волки и люди всегда жили рядом. Эти

хищники всегда представляли опасность для человека. Они нападали на домашний скот, а

иногда и на человека. А потому люди всегда стремились уничтожать этих хищников всеми

способами и средствами. Волков травили ядами, убивали из ружей, ловили в капканы и петли.

В последние годы против волков стали применять самолеты и вертолеты, снегоходы. Несмотря

на все эти меры, волки продолжают жить. Правда, во многих странах Западной Европы волков

уже давно нет, но там мало и условий для их жизни.

Волки очень пластичны и живут в самых разнообразных климатических условиях. Они

обитают в тайге и в тундре, в степях и в пустынях, в городах и болотах.

На протяжении всей истории человечества волки и люди всегда жили рядом. Эти

хищники всегда представляли опасность для человека. Они нападали на домашний скот, а

иногда и на человека. А потому люди всегда стремились уничтожать этих хищников всеми

способами и средствами. Волков травили ядами, убивали из ружей, ловили в капканы и петли.

В последние годы против волков стали применять самолеты и вертолеты, снегоходы. Несмотря

на все эти меры, волки продолжают жить. Правда, во многих странах Западной Европы волков

уже давно нет, но там мало и условий для их жизни.

Волки очень пластичны и живут в самых разнообразных климатических условиях. Они

обитают в тайге и в тундре, в степях и в пустынях, в городах и болотах.

Сжато изложите содержание абзаца.

Что надо лесному зверю, зверьку или зверенышу для зимнего выживания? То же, что и

человеку:

надежная

крыша

над

головой,

удобная,

теплая

одежка

да

приличный

запас

калорийного корма, которого до спасительницы-весны должно хватить. Бобры не исключение.

Но в отличие от всяких разных любителей чужими руками сотворенных убежищ, от охочих до

соседских кладовых воришек, а также от некоторых «хитрецов», погружающихся зимой в

крепкий сон, лесные дровосеки все от начала до конца делают сами. И жилища сооружают,

надежнее не придумаешь, и корм припасают, как усердные домохозяйки, и образ жизни ведут

– любой спортсмен позавидует. (90 слов)

Что надо лесному жителю для зимнего выживания? То же, что и человеку: дом, одежда,

пища. Бобры не исключение.

Но они, в отличие от других зверей, все от начала до конца делают сами: и жилища

сооружают, и корм припасают. (38 слов)

Напишите текст, объединяющий общую информацию высказываний

Андерсен умел радоваться всему интересному и хорошему, что попадается на каждой

тропинке и на каждом шагу. Пожалуй, неправильно называть это свойство умением. Гораздо

вернее назвать его талантом, редкой способностью замечать то, что ускользает от ленивых

человеческих глаз. (37 слов)

Андерсен

умел

радоваться

интересному.

Это

талант,

редкая

способность

человека

обращать внимание на всё. (13 слов)

Комплексный анализ текста как один из видов упражнений

подготовки к сжатому изложению.

Комплексный

анализ

текста

даёт

учащимся

возможность

мыслить,

рассуждать

и

выходить на метапредметные связи.

Кроме

того,

комплексный

анализ

текста

один

из

основных

видов

упражнений

подготовительного характера к проведению уроков развития речи и написания изложений.

Анализировать тексты ребята учатся с 5-го класса. Тогда же начинается их знакомство с

основными лингвистическими понятиями (язык и речь, типы речи (повествование, описание,

рассуждение), стили речи (разговорный и книжный с его разделением на стили деловой,

научный, публицистический, художественный), виды речи (монолог и диалог), текст, тема,

идея, функциональные возможности языковых средств). Задания для анализа текста должны

отвечать его особенностям. Наиболее общие из них можно свести в единую памятку:

1. Определите, что перед вами – слова, предложения или текст. Докажите свою точку

зрения.

2.

Озаглавьте

текст.

(Объясните

имеющееся

заглавие.

Придумайте

свое

заглавие

(варианты заглавий), сопоставьте.)

3. Составьте план, выделите опорные слова.

4. Укажите особенности частей текста. Есть ли смысловая связь между ними? Есть ли

языковая связь?

5. Определите тему текста. (О чем текст?)

6. Назовите идею текста, его главную мысль.

7. Укажите, о чем текст: о развитии действия, о признаках предмета или это вывод на

основе приведенных аргументов к высказанному утверждению? На какой вопрос отвечает

текст? Тип речи текста.

Подумайте, какого стиля текст: разговорного или книжного? (Делового, научного,

публицистического, художественного?)

Для

достижения

результата

такая

работа

проводится

регулярно,

систематически.

Частичный анализ текста осуществляется на каждом уроке, а комплексный анализ – не реже

одного раза в две недели. Практика убедительно показала, что текст является одним из средств

создания

на

уроках

русского

языка

речевой

среды,

направленной

на

развитие

коммуникативных

способностей

учащихся.

Целесообразно

шире

использовать

работу

с

текстом, регулярно проводить многоаспектный анализ текста, начиная со среднего звена – вот

задачи, которые ставит сегодня учитель.

Контрольно-измерительные материалы.

Для

контроля

за

качеством

усвоения

материала

по

сжатию

текста

я

использую

практические и тестовые задания («Тесты для промежуточной и итоговой аттестации в 5-9

классах» под редакцией Н.А.Сениной.), структурированные под экзаменационные материалы.

Задача учителя на уроке - отработать навыки выполнения таких заданий, закрепить их

в индивидуальной, групповой и фронтальной работе и только потом провести контрольную

или проверочную работу с целью проверки знаний, анализа и исправления ошибок.

Такая методика подготовки и проведения практических работ и тестирования дает

прогнозируемый достаточно высокий результат.

IV. Заключение. Вывод

Подготовка к написанию сжатого изложения формирует у учащихся умение в разных

видах

речевой

деятельности.

С

одной

стороны,

умение

воспринимать

текст

на

слух

(аудирование) или зрительно (чтение), с другой - умение пересказывать текст устно или

письменно.

Анализ

исходного

текста,

его

темы,

идей,

композиционных

и

языковых

особенностей и последующее его воспроизведение формирует у учащихся связную речь

(коммуникативное умение). Это умение раскрывает тему и основную мысль высказывания;

умение собирать и систематизировать материал к высказыванию по такому источнику как

книга; умение планировать и создавать высказывание с учетом его задачи, темы, основной

мысли; умение строить монологические высказывания разных функционально-смысловых

типов (описание, повествование, рассуждение).

Проведение специальной подготовки к написанию сжатого изложения положительно

влияет

на

обогащение

словарного

запаса

и

грамматического

строя

речи

учащихся,

совершенствует навыки правописания, учит правильному и целесообразному использованию

языковых средств в соответствии с задачей и условиями общения.

Работа,

направленная

на

обучение

написания

сжатого

изложения,

будет

более

эффективной, если:

элементы

комплексной

работы

по

обучению

чтению

и

пониманию

текста

систематически включать в уроки русского языка (а не только в специальные уроки по

развитию речи) в 5-9-ых классах; использовать для этого различные виды тренировочных

упражнений;

последовательно формировать умения учащихся в понимании прочитанного текста,

сжатии текста и последующей переработке информации путем трансформации, сжатия и др.;

учитывать

необходимость

реализации

внутрипредметных

связей

между

уроками

русского языка и литературы;

методично вырабатывать у школьников навык самоконтроля;

Необходимо помнить также о том, что:

экзаменуемый должен передать главное содержание как каждой микротемы, так и

всего текста в целом;

количество микротем после сжатия текста не должно меняться;

во время чтения текста экзаменуемым разрешается делать записи в черновике;

можно пользоваться орфографическим словарём на протяжении всего экзамена;

максимальное количество баллов, которое может набрать экзаменуемый, равняется 7.

Вывод.

Подготовка к написанию сжатого изложения - одна из центральных задач учителя при

подготовке к ГИА. Умение выразить информацию в краткой, логически стройной форме

необходимо ученикам не только при написании сжатого изложения, но и при подготовке

сообщений, аннотаций, составлении тезисов, конспектировании.

Предложенные

виды

обучающих

заданий

ставят

своей

целью

научить

учащихся

активно прослушивать текст, анализировать его содержание и лингвистические компоненты,

структурировать

информацию,

интерпретировать

текст,

создавать

собственный

текст,

аргументировать.

Работу

над

сжатым

изложением,

учитывая

сложность

данного

вида

деятельности для учащихся,

мы должны вести на каждом занятии и усложнять по мере

овладения данным умением.

Мы учим детей русскому языку и для того, чтобы они поняли, как он устроен, и для

того, чтобы писали грамотно, и для того, чтобы адекватно понимали чужую речь, устную и

письменную. Научим хорошо – и экзамен будет сдан хорошо (если грамотно будут составлены

экзаменационные материалы). Не мы и дети - для экзамена, а экзамен – для нас. Таким

образом, можно считать, что все, что мы делаем на уроках русского языка с пятого класса,

послужит успешной сдаче экзамена в девятом.

Каждый педагог, творчески подходящий к процессу обучения, вырабатывает свою

систему работы с учащимися. Но всех нас объединяет одно: необходим результат. И это не

только успешная сдача выпускниками 9 - х классов ГИА по русскому языку, это прежде всего

воспитание личности, уважительно относящейся к языку, владеющей письменной и устной

речью, личности компетентной.

V. Список использованной литературы..

1.Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов А.Ю. и др. Русский язык: Учебники для 8,

9 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение.

2.Драбкина С.В., Субботин Д.И. "Русский язык 2012. Успешная подготовка. Разбор

заданий. Алгоритмы. Тесты". - М,: «Интеллект», 2012г

3.Комплект методических материалов, обеспечивающих проведение государственной

(итоговой)

аттестации

учащихся

9-х

классов

общеобразовательных

учреждений

в

новых

формах. – 2-е изд.. – М.: Просвещение, 2006.

4.Куманяева А.Е. Изложение на экзамене. – М, «Экзамен», 2006г

5.Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык: Учебники для

5, 6, 7 кл. общеобразовательных учреждений / Научный ред. акад. РАО Н.М. Шанский. – М.:

Просвещение;

7.Львова С. И. ГИА 2010. Русский язык: Сборник заданий: 9 класс – М.:Эксмо,2010.

8.Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. – М.:

Интеллект-Центр, 2001.

9.Разумовская М.М. и др. Русский язык. Учебники для 8,9кл общеобразовательных

учреждений. – М,: Просвещение.

10.Сенина.Н.А. Русский язык. Тесты для промежуточной аттестации. Учебное пособие

5-9кл, - Ростов-на-Дону: Легион, 2011г

11.Сычева В. П. ЕГЭ. Русский язык. 9 класс. Государственная итоговая аттестация (по

новой форме). Типовые тестовые задания. – М.:Экзамен, 2009.

12.Хаустова Д.А. Написание сжатого изложения.-М,: «Экзамен», 2012г

13.Шапиро Н.А. Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: методика и

практика.- М,:Педагогический университет «Первое сентября», 2011г

14.Щербина И.В. Учимся писать изложение. – М, «Школьная пресса», 2005г

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ

Цели урока:

1) обобщение знаний о способах сжатия текста;

2)совершенствование практических навыков компрессии теста

Задачи

Вспомнить особенности сжатого изложения;

Повторить требования, предъявляемые к сжатому изложению на ГИА;

Обобщить знания о способах компрессии текста;

Отрабатывать навыки сжатия текста разными способами.

Что требуется

1.

ПЕРЕДАТЬ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТЕКСТА, ОТРАЗИВ ВСЕ ВАЖНЫЕ ДЛЯ ЕГО ВОСПРИЯТИЯ

МИКРОТЕМЫ

2. ИСПОЛЬЗОВАТЬ В РАБОТЕ СПОСОБЫ СЖАТИЯ ТЕКСТА

3. СОЗДАТЬ СОБСТВЕННЫЙ ТЕКСТ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЙСЯ СМЫСЛОВОЙ ЦЕЛЬНОСТЬЮ, СВЯЗНОСТЬЮ И

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬЮ ИЗЛОЖЕНИЯ

А теперь я предлагаю Вам поработать . У Вас есть ЛИСТОК КОНТРОЛЯ. Нам будет нужно

выполнить все задания.

Приложение № 2

ЛИСТОК КОНТРОЛЯ

ученика 9___ класса ________________________________ .

Тема урока: Практическая работа по применению способов компрессии при

подготовке к написанию сжатого изложения.

I. Исключение подробностей и деталей, второстепенной информации

Задание 1. ПРОЧИТАТЙТЕ ТЕКСТ. СОКРАТИТЕ ЕГО, ИСПОЛЬЗОВАВ

ИСКЛЮЧЕНИЕ ВТОРОСТЕПЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ

Есть люди, которым всё всегда ясно. Это они, по их же собственному мнению,

лучше всех разбираются в политике, медицине, образовании – короче говоря, в любых

областях человеческого знания и деятельности. Такие «знатоки» ничему не удивляются,

а потому и не способны совершить открытие, даже самое маленькое. Вообще, люди,

которым всё ясно, - безнадежные люди. (По В. И. Курбатову)

________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_______________

Задание 2. ПРОЧИТАТЙТЕ ТЕКСТ. СОКРАТИТЕ ЕГО, ИСПОЛЬЗОВАВ

ЯЗЫКОВОЕ ИСКЛЮЧЕНИЕ

В нашей семье, по тогдашнему времени считавшейся передовой и либеральной,

много говорили о народе, но подразумевали под ним преимущественно крестьян, а о

рабочих, пролетариате, говорили

редко.___________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

II. Обобщение конкретных, единичных явлений

Задание 3. СОКРАТИТЕ ТЕКСТ, ИСПОЛЬЗОВАВ ЯЗЫКОВОЕ ОБОБЩЕНИЕ

Умение завязываться в узлы, лежать на гвоздях, ходить по раскалённым

углям, останавливать дыхание и продолжительное время жить без еды и воды – всего

лишь внешняя, удивительная для наблюдателя сторона жизни йогов.

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

Задание 4. ПРИМЕНИТЕ ЯЗЫКОВОЕ ОБОБЩЕНИЕ ПРИ СОКРАЩЕНИИ

ДАННОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Многие утверждают, что слушать музыку лучше дома, чем в зале, потому что

никто не шепчется, не шуршит конфетными бумажками, не кашляет, не скрипит

креслами.

________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________

III. Слияние предложений.

Задание 5. СОКРАТИТЕ ТЕКСТ, ИСПОЛЬЗОВАВ СЛИЯНИЕ ПРОСТЫХ

ПРЕДЛОЖЕНИЙ В СЛОЖНОЕ.

Помню вечер перед Новым годом. Мне было шесть или семь лет. В подарок я

получил книгу со сказками Андерсена. Так в моей жизни появился этот датский

сказочник.

(По К.

Паустовскому)

________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________

IV. СОКРАТИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ, ИСПОЛЬЗОВАВ УПРОЩЕНИЕ (ЗАМЕНУ)

Чтобы получилась чайная ложечка мёда, двести пчёл должны трудиться весь

день, собирая нектар с тысяч цветков, а для того, чтобы запасти килограмм, на сбор

нектара отправится уже не сотенная, а тысячная армия.

________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

____________________

Спасибо за внимание. Желаю всем отличных результатов на ГИА!!!



В раздел образования