Напоминание

Поклассово–ступенчатое формирование коммуникативных компетентностейобучающихся


Автор: Тегюрюкова Валентина Власьевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ Крест–Хальджайская СОШ
Населённый пункт: с. Крест–Хальджай Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: статья
Тема: Поклассово–ступенчатое формирование коммуникативных компетентностейобучающихся
Раздел: полное образование





Назад




П О К Л А С С О В О - С Т У П Е Н Ч А Т О Е

Ф О Р М И Р О В А Н И Е

КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В

ЯКУТСКОЙ ШКОЛЕ

Те г ю р ю к о в а

В . В . ,

М Б ОУ

К р е с т - х а л ь д ж а й с к а я

с р е д н я я

общеобразовательная

школа

имени

Героя

Советского

Союза

Ф.М.

Охлопкова

Республики

Саха

(Якутия),

учитель

истории

и

обществознания

678724 РС(Я) Томпонский район с. Крест-Хальджай, ул. Коммунальная

2б,

Русский язык в якутских школах изучают с первого класса, задача учителя

русского языка очень трудная и ответственная: научить ребенка не только

грамотно писать и читать на русском языке, но и научить его общаться,

грамотно

выражать

свои

мысли,

стать

интересным

собеседником.

Следовательно,

развитие

коммуникативной

компетентности

ученика

актуальная задача учебного процесса школы.

Овладение русским языком для якутов открыло доступ к другим культурам и

цивилизациям

Русский

язык

давно

уже

укоренился

в

Якутии.

Многие

северяне

называют его своим вторым родным языком.

Двуязычие в Якутии — это

абсолютно обыкновенное явление. В Якутии уважение к русскому языку не

менялось

даже

в

удалые

годы

перестройки,

пересмотра

многих

наших

духовных начал. У северных народов никогда не повернется язык назвать

русский язык “языком колонизаторов” или “оккупантов”. Овладение русским

языком для якутов открыло доступ к другим культурам и цивилизациям. Он

остается таким и сегодня.

Российская Федерация - многонациональное государство. Все народы,

населяющие её, развивают свою национальную культуру и язык. Русский

язык

используется

народами

Российской

Федерации

как

язык

межнационального

общения.

Знание

русского

языка

облегчает

общение

людей различных национальностей, населяющих нашу страну, облегчает их

взаимопонимание. Русский язык - один из замечательных языков мира по

разнообразию грамматических форм и по богатству словаря. Он всегда был

предметом

гордости

русских

писателей,

любивших

свой

народ

и

свою

родину. «Народ, у которого такой язык,- народ великий»,- говорил один из

прекрасных

знатоков

русского

слова

И.

С.

Тургенев.

М.

В.

Ломоносов

находил в русском языке «великолепие испанского, живость французского,

крепость немецкого, нежность итальянского» и, кроме того, «богатство и

сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка». Русский

язык - один из замечательных языков мира по разнообразию грамматических

форм и по богатству словаря. Он всегда был предметом гордости русских

писателей, любивших свой народ и свою родину. «Народ, у которого такой

язык,- народ великий»,- говорил один из прекрасных знатоков русского слова

И. С. Тургенев. М. В. Ломоносов находил в русском языке «великолепие

испанского,

живость

французского,

крепость

немецкого,

нежность

итальянского» и, кроме того, «богатство и сильную в изображениях краткость

г р е ч е с к о г о

и

л а т и н с к о г о

я з ы к а » .

А.С. Пушкин характеризовал русский язык как язык «гибкий и мощный в

своих оборотах и средствах...», «переимчивый и общежительный в своих

отношениях к чужим языкам...» Великий русский писатель высоко ценил

народную

русскую

речь,

её

«свежесть,

простоту

и,

так

сказать,

чистосердечность

выражений»

и

главное

преимущество

русского

литературного

языка

видел

в

его

близости

к

языку

народному.

«Великий,

могучий,

правдивый

и

свободный»

-такими

словами

х а р а к т е р и з о в а л

р у с с к и й

я з ы к

И .

С .

Т у р г е н е в .

Таким

образом,

огромная

роль

русского

языка

в

современном

мире

определяется его культурной ценностью, его мощью и величием.

Русский язык на сегодня остается единственным объединяющим фактором для

народов, населяющих Россию. Не осталось ни идеологии, ни партии, в рамках

которой мы бы чувствовали себя вместе, сплоченно. Только русский язык

остается языком нашего единства, государствообразующим фактором. Наше

сегодняшнее “чувство семьи единой” основано на русском языке.

Русский язык в якутских школах изучают с первого класса, задача

учителя русского языка очень трудная и ответственная: научить ребенка не

только

грамотно

писать

и

читать

на

русском

языке,

но

и

научить

его

общаться, грамотно выражать свои мысли, стать интересным собеседником.

Следовательно,

развитие

коммуникативной

компетентности

ученика

актуальная задача учебного процесса школы.

Каково

значение

коммуникативной

компетентности

ученика

в

образовательном процессе?

Во-первых,

она

влияет

на

учебную

успешность.

Простой

пример:

если

ученик стесняется отвечать у доски или испытывает при этом чрезмерную

тревогу,

его

реальный

ответ

(как

воплощение

коммуникативной

компетентности)

будет

хуже

имеющихся

знаний,

а

его

оценка,

соответственно, ниже. Полученный негативный опыт отрицательно повлияет

на последующую учебную деятельность.

Во-вторых, от коммуникативной компетентности во многом зависит процесс

адаптации ребенка к школе, в частности его эмоциональное благополучие в

классном коллективе. Как известно, школьная адаптация подразделяется на

учебную

и

социально-психологическую.

Ребенок

должен

привыкнуть

не

только к новому виду деятельности (обучению), но и к окружающим людям.

Если

он

легко

находит

общий

язык

с

одноклассниками,

то

испытывает

больший

психологический

комфорт

и

удовлетворенность

ситуацией.

И

напротив,

неумение

контактировать

с

ровесниками

сужает

круг

друзей,

вызывает

ощущения

непринятости,

одиночества

в

классе,

может

провоцировать асоциальные формы поведения.

В-третьих,

коммуникативная

компетентность

учащихся

может

рассматриваться

в

образовательном

процессе

не

только

как

условие

сегодняшней

эффективности

и

благополучия

ученика,

но

и

как

ресурс

эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни.

Для развития коммуникативной компетентности необходимо:

определить ее понятие и структуру, а также содержание на разных

возрастных этапах;

применить системный подход, обеспечить взаимодействие различных

субъектов, направлений и технологий в целях достижения полноценного

результата;

выбрать метод, разработать программы, направления, технологию и

техники развития коммуникативной компетентности учащихся.

Весь

образовательный

процесс

строится

на

формировании

ключевых

компетентностей:

- составлять план по прочитанному, выделять главное;

- задавать вопросы на уточнение понимания, вопросы, развивающие диалог;

- выдвигать гипотезу: свое предположение;

- отвечать на вопросы по прочитанному;

- работать со словарями;

- организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать

средства

их

реализации

на

практике,

взаимодействовать

в

группе

в

достижении общих целей, оценивать достигнутые результаты;

- применять знания в повседневных ситуациях;

- работать с различными источниками информации – научными, правовыми,

художественными.

Для достижения поставленных задач школа разработала технологию,

которую

назвали

так:

поклассово-ступенчатое

формирование

коммуникативных компетентностей обучающихся. Суть данной технологии

состоит в том, что на каждом этапе обучения у ребенка развивается одна-две

определенные коммуникативные компетентности. Например, в 5 классе мы

учим детей выделять гипотезу, т.е. предположение, учим их фантазировать,

этому умению учим их на всех уроках по всем предметам. Учителя в своих

тематических планах этот раздел обязательно фиксируют и связывают со

своим предметом. Ответственным за формирование данной компетентности

назначается

классный

руководитель,

который

ведет

наблюдения

за

учащимися. Внеклассные мероприятия должны строиться с учетом данного

направления. В конце каждой четверти завуч проводит проверку по развитию

умения выдвигать гипотезу на разные темы.

Таким

образом,

формирование

коммуникативных

компетентностей

распределено по классам следующим образом:

5 класс – умение выдвигать гипотезу

6 класс - Умение выделять главное

7 класс - Умение вести диалог

8 класс - Умение организовывать свою деятельность

9 класс - Умение работать со словарями

10 класс - Умение применять знания в повседневных ситуациях

11 класс - Умение заполнять деловые бумаги

Ожидаемые результаты:

1. 1 ступень (1-4 классы)

Оценка

сформированности

универсальных

учебных

действий

(УУД)

учащихся начальных классов:

- умеет слушать и слышать учителя;

- по своей инициативе задает вопросы;

- понимает задачу, стремится ее выполнить;

- имеет друзей, общается со сверстниками;

- умеет контролировать свои действия на уроках.

Ожидаемые результаты в начальной школе:

Формирование предметных и универсальных способов действия;

Воспитание умения учиться;

Индивидуальный

прогресс

в

основных

сферах

личностного

развития-

эмоциональной, познавательной, саморегуляции.

2.2 ступень (5-9 классы)

Основная

школа

наиболее

трудное

для

модернизации

звено

общеобразовательной школы. Именно на фазе основной школы наблюдаются

наибольшая перегрузка, многопредметность, снижение учебной мотивации

учащихся. Сегодняшняя практика сформировала господствующую

точку

зрения на подростковый возрастной период как на трудный для решения

общеобразовательных задач.

Основные проблемы:

-

несоответствие

содержания

и

организации

образования

возрастным

потребностям

и

интересам

подростков,

их

растущему

стремлению

к

самопознанию и самореализации;

-

многопредметность

и

перегруженность

содержания

образования

учебным материалом (чрезмерная онаученность, малодоступность и проч.);

-

низкая функциональность сложившегося образования (основная школа

не дает того, что современная жизнь требует от каждого человека);

-

слаб ая

практич е ская

и

д ея тельно стная

н а п р а в л е н н о с т ь

образовательного процесса;

-

недостаточность

школьных

форм

социализации

для

решения

индивидуальных

задач

взро сления,

отсутствие

во зм ож н о с т е й

самоорганизации, самостоятельного и коллективного социального действия

подростков в школе;

-

очевидная

для

ребенка

бессмысленность

значительного

объема

содержания и школярского типа обучения в жизненной перспективе;

-

доминирование вербально-репродуктивной формы обучения.

Таким

образом,

современные

педагогические

подходы

фактически

агрессивны по отношению к подросткам и неэффективны как для решения

задач обучения, так и для преодоления подросткового отчуждения от школы и

от

взрослых.

Поэтому

подростковый

возраст

продолжает

оставаться

периодом

снижения

интереса

к

учебе,

ухудшения

здоровья,

расцвет

отклоняющегося поведения и по сути периодом потери многих детей для

образования.

Возможным

выходом

из

этой

ситуации

является

постановка

школой

адекватных образовательных задач, задач развития. Школа должна отвечать

интересам, влечениям и потребностям подростка, предлагая ему культурные

формы

реализации

этих

увлечений

и

«возвышения»

его

потребностей.

Основой этих интересов и потребностей является ориентация подростка на

пробу своих возможностей в разных сферах; интеллектуальной, социальной,

межличностной, личностной.

Выпускник основной школы должен:

Уметь вести дискуссию, отстаивая свою точку зрения;

Владеть монологической речью;

Уметь выдвигать свою гипотезу на основании изученного или прочитанного;

Уметь

заполнять

деловые

бумаги

(заявление,

справку,

протокол,

объяснительную, автобиографию)

Уметь составлять сложный план по тексту;

Давать оценку своим действиям и поступкам других людей.

3 ступень (10-11 классы)

Выпускник

должен

владеть

следующими

базовыми

компетентностями

современного человека:

Информационная

(умение

искать,

анализировать,

преобразовывать,

применять информацию для решения проблемы);

Коммуникативная (умение эффективно сотрудничать с другими лицами);

Самоорганизация

(умение

ставить

цели,

планировать,

ответственно

относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);

Самообразование (готовность конструировать и осуществлять собственную

образовательную

траекторию

на

протяжении

всей

жизни,

обеспечивая

успешность и конкурентноспособность)

Основная идея обновления старшей школы состоит в том, что существенно

расширяются

возможности

выбора

каждым

школьником

индивидуальной

образовательной

программы.

Сама

жизнь

уже

убедительно

показала,

что

малоэффективно учить «всех всему». Обучение старшеклассников должно

быть построено в максимально возможной мере с учетом юношей и девушек

своих интересов в дальнейших, послешкольных жизненных планов.

В

концепции

модернизации

Российского

образования

ставится

задача

создания системы специализированной подготовки (профильного обучения) в

старших

классах

общеобразовательной

школы,

ориентированной

на

индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с

учетом

реальных

потребностей

рынка

труда.

Отработка

гибкой

системы

профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального,

среднего и высшего профессионального образования.

Основной задачей введения профильного обучения является практическая

обработка механизмов формирования у будущего выпускника средней школы

набора ключевых компетентностей.

Профильное обучение должно способствовать формированию социальной

адаптации и мобильности выпускника. В работе нужно усилить акцент на

задачи

социализации

обучения,

которые

должна

реализовывать

школа

в

сотрудничестве

с

другими

учреждениями,

также

заинтересованными

в

развитии ключевых компетентностей.

В программе заложено принципиальное положение о том, что профильное

обучение

должно

обеспечить

равенство

доступа

к

качественному

образованию.

Ресурсы

любого

образовательного

учреждения,

особенно

сельского,

ограничены,

то

введение

определенной

модели

профильного

обучения

должно

предполагать

оптимальный

выбор

и

комбинирование

ресурсов.

Ожидаемые результаты

1.

расширение и углубление знаний учащихся в различных

образовательных областях и переход от ориентации учащихся на

усвоение заданного объема учебного материала к развитию у них

способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах

деятельности на основе использования освоенного опыта;

2.

повышение способности учащихся к адекватной ориентации в

жизненном пространстве благодаря сформированности базовых

профессиональных компетентностей (увеличение числа учащихся

готовых к выбору профессии);

3.

повышение заинтересованности и компетентности родителей в

вопросах профопределения учащихся (увеличение количества

родителей, посещающих школьные мероприятия и консультации);

4.

повышение педагогического мастерства путем внедрения

инновационных технологий

Литература

Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. - Екатеринбург:

Деловая книга, 1996. - 344 с.

Вопросы проблемного обучения в школе / Под ред. М.И. Махмутова.

Казань: Изд-во Казанского университета, 1970.

Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата

образования. - Журнал "Высшее образование сегодня", 2003 , № 5, с. 34-

42.

Подласый И.П. Педагогика: Учебник.- М.: Высшее образование, 2006. -

540 с.

Татур Ю.Г. Компетентностный подход в описании результатов и

проектировании стандартов высшего профессионального образования:

Материалы ко второму заседанию методологического семинара. Авторская

версия. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки

специалистов, 2004. - 17 с.

Харламов И.Ф. Педагогика. Учеб. пособие. - 3-е изд.,перераб. и доп. -

М.:Юристъ, 1997.-512 с.

Шишов С.Е., Агапов И.Г. Компетентный подход к образованию как

необходимость //Мир образования - образование в мире. - 2001. - №4. - с.

8-12.



В раздел образования