Напоминание

Проектная методика на уроках немецкого языка


Автор: Кнауб Алёна Фридриховна
Должность: учитель немецкого языка
Учебное заведение: МАОУ "Физико–математический лицей № 93"
Населённый пункт: город Уфа
Наименование материала: статья
Тема: Проектная методика на уроках немецкого языка
Раздел: полное образование





Назад




ПРОЕКТНАЯ МЕТОДИКА НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА.

Изучение языка не всегда продвигается

так, как мы этого хотим.

На промежуточном уровне может

возникнуть момент, когда требуется

дополнительный импульс, стимул для

изучения иностранного языка (ИЯ).

Таким стимулом вполне может стать

проектная работа. Мотивация лежит в

самом проекте. Ученику, наконец,

предоставлена возможность

использовать приобретенные языковые

навыки в новых реальных ситуациях.

Применение проектной методики повышает интерес учащихся к изуче-

нию ИЯ путем развития внутренней мотивации при помощи переноса центра

процесса обучения с учителя на ученика. А позитивная мотивация - это ключ

к

успешному

изучению

ИЯ.

Современные

подходы

к

обучению

языку

подчеркивают важность сотрудничества и взаимодействия между учениками

как мотивирующего фактора.

Поделюсь с читателями своими наблюдениями и выводами при работе

школьников над проектом.

Что такое проект?

Проект - это возможность учащимся выразить свои собственные идеи в

удобной для них творчески продуманной форме: изготовление коллажей,

афиш и объявлений, проведение интервью и исследований (с последующим

оформлением),

демонстрация

моделей

с

необходимыми

комментариями,

составление планов посещения различных мест с иллюстрациями, картой и

т.д. В процессе проектной работы ответственность за обучение возлагается на

самого ученика как индивида и как члена проектной группы. Самое важное

то, что ребенок, а не учитель определяет, что будет содержать проект, в какой

форме и как пройдет его презентация.

Основные принципы проектной работы.

1.

Вариативность.

Вариативность

деятельности

на

уроке

предполагает

индивидуальную,

парную и групповую формы работы. Что касается текстов, то это могут быть

диалоги,

письма,

таблицы,

описания,

диаграммы,

карты,

комиксы.

Необходимы различные варианты тем и типов упражнений.

2. Решение проблем.

Процесс

изучения

языка

осуществляется

более

эффективно,

когда

мы

используем ИЯ для решения проблем. Проблемы заставляют детей думать, а

думая, они учатся.

3. Когнитивный подход к грамматике.

Не все ученики легко усваивают правила или структуры. Я помогаю

учащимся самим поработать над ними. Таким образом, у ребят исчезает страх

перед грамматикой, и они лучше усваивают ее логическую систему. Но так

как главная задача – научиться пользоваться ИЯ, школьникам предлагается

множество

возможностей

применить

пройденные

грамматические

структуры и явления.

4. Учение с увлечением.

Учащиеся

много

усваивают,

если

им

нравится

процесс

обучения.

Получение

удовольствия

-

это

одно

из

главных

условий

эффективности

обучения, поэтому важно включать в учебный процесс игры, шутки, загадки.

5. Личностный фактор.

Посредством

проектной

работы

ребятам

предоставляется

много

возможностей думать и говорить о себе, своей жизни, интересах, увлечениях

и т.д.

6. Адаптация заданий.

Нельзя предлагать ученику задание, которое он не может выполнить.

Задания должны соответствовать уровню, на котором находится обучаемый.

Проектная

работа

может

быть

использована

на

любом

уровне,

в

любом

возрасте. Например, проект по теме «Семья» может включать такие задания:

сделать

подписи

под

фотографиями

членов

семьи;

нарисовать

семейное

древо и рассказать о своих предках; написать рассказ о жизни родителей,

бабушек и дедушек; сравнить свое детство с детством родителей; рассказать,

как в семье распределены обязанности по дому; и т.п.

Это только несколько примеров возможных тем и видов работы. Выбор

зависит от многих факторов, включая возраст, уровень знаний, интересы

учеников, материалы, которые доступны обучаемым, временные рамки.

Возможные проблемы.

При

проведении

проектной

работы

перед

учителем

возникает

ряд

проблем, назовем их.

1.

Организация. Проекты, конечно же, создают дополнительную работу

для учителя. Они требуют дополнительных действий, таких, например, как

установление контактов, нахождение подходящих источников материалов и

т.д.

Выскажу

несколько

советов

и

пожеланий

в

организации

учебного

процесса.

а) Тщательно подготовьтесь к выполнению задания. Убедитесь в том,

что

каждый

ученик

понимает,

какое

конкретно

задание

ему

предстоит

выполнить еще до начала работы над проектом.

б) Не спешите. Подробно объясните, что и как следует делать.

в) Терпимо относитесь к шуму. Учащимся потребуется иногда встать,

чтобы взять ножницы или заглянуть в справочник. Такой вид шума — это

естественная

составляющая

продуктивной

работы,

но

пресекайте

любой

другой шум, не связанный с выполнением задания.

)

Внимательно наблюдайте за тем, что делают ребята. Если они не

поняли свое задание, не отменяйте его. Остановитесь и выясните, в чем

проблемы. Разберитесь в каждой из них.

2 .

Мониторинг. Необходимо знать, что делает ученик за пределами

класса. Но, с другой стороны, проект – это возможность школьнику выразить

свои

собственные

идеи.

Желательно,

чтобы

не

было

слишком строгого

контроля.

3.

Личностные проблемы. Учитель может столкнуться с трудностями,

связанными

с

личностью

ученика,

такими,

как

отсутствие

интереса

или

мотивации, трудности во взаимоотношениях с другими членами группы. Но,

с

другой стороны, работа над проектом дает ребятам возможность проявить

таланты, например оформительские, которые н е менее важны для успеха

проекта, чем умение хорошо писать по-английски, и т.д.

4.

Трудности в создании успешно действующих групп.

Большинство

проектов можно сделать индивидуально, но работа в группах носит более

творческий характер. Групповая

работа особенно эффективна для

сбора

иллюстративного материала. Необходимо сохранять группы до окончания

работы над проектом. Состав групп можно поменять только тогда, когда

начинается работа над новым проектом.

Теперь

несколько

слов

о

формировании

групп.

Успех

группы,

рассчитанной на длительное действие, зависит от интересов учащихся и

взаимоотношений между ними. Предпочтительное количество учеников в

группе 3-4. Насколько это возможно, позволяйте самим ученикам разрешать

проблемы внутри группы без вмешательства учителя. Учитель может дать со-

веты по формированию групп детей с разными способностями.

Этапы проектной работы.

Главное отличие между обычной и проектной работой состоит в том,

что при обычной работе основная деятельность ограничена рамками класса, а

при проектной работе она выходит за пределы класса.

Полномасштабный проект включает три стадии.

I этап - планирование в классе.

Школьники при участии учителя обсуждают содержание и характер

проекта;

составление

интервью;

способы

сбора

и

вид

необходимой

информации (статьи, брошюры, иллюстрации и т.д.).

II этап - выполнение проекта.

Обычно на этой стадии деятельность выходит за пределы классной

комнаты Учащиеся берут интервью, делают аудио- и видеозаписи, собирают

печатный и иллюстративный материал. Важно помнить, что ребята будут

использовать

все

четыре

вида

речевой

деятельности:

чтение,

письмо,

говорение и аудирование. Главная задача на этом этапе - сбор информации.

Чтобы

помочь

детям

в

организации

данного

процесса,

посоветуйте

им

определиться, что они хотят узнать; решить, где лучше добыть нужную

информацию,

как

записать

полученные

данные,

как

преподнести

информацию

группе;

проанализировать

и

объединить

индивидуально

собранные материалы членами группы в единое целое; откорректировать и

оформить материал как проект группы.

Выходя за пределы класса в процессе работы над проектом, ученик

ликвидирует разрыв между языком, который он изучает, и языком, который

использует, что является ценным средством в расширении коммуникативных

навыков, полученных на уроках. На обычных уроках учитель определяет

язык, его содержание. В условиях проекта учащийся определяет содержание

проекта и соответственно языковое содержание.

III этап - возвращение в класс.

На этом этапе ученики оформляют свою проектную работу, используя

ножницы, линейки, клей, картинки, фломастеры и т.д.

IV этап - презентация проекта.

Способ презентации будет в значительной степени зависеть от вида

конечного

продукта:

будет

ли

это

схема,

буклет, видеопоказ

или

устная

презентация. Польза для учащегося очевидна. Он (или она) работает над

интересной темой, используя уже выученное и дополнительно изучая еще и

то, что необходимо в связи с поставленной задачей. Учителю рекомендуется

доброжелательно принимать все, что ученики сделали. Это важное условие

дальнейшей творческой работы, действенный источник мотивации, средство

воспитания уверенности в себе.

Устная презентация всегда включает определенную долю риска для

учащихся,

поэтому

для

некоторых

из

них

нужны

предварительные

репетиции, чтобы помочь им исключить ошибки, добиться успеха, избежать

разочарований.

Каждая

группа

сама

решает,

как

приготовить

презентацию

своего

проекта,

назначая

докладчиков

и

распределяя

роли.

Ребята

могут

использовать

плакаты,

раздать

слушателям

план

своей

презентации,

представить

все

в

виде

маленькой

пьесы,

использовать

музыку

и

т.д.

Остальные группы делают записи. По окончании презентации ученики этих

групп анализируют проект, комментируют его и вносят свои предложения.

Очень важно, чтобы учащиеся увидели положительный опыт в процессе

презентации.

V этап - контроль.

Оценка

проектной

работы

нелегкое

дело.

Способы

оценки

ее

вступают в противоречие с официальной процедурой выставления оценки за

работу ученика.

С моей точки зрения, есть два принципа оценки проектной работы.

1 . Очевидно, что язык – это только составная часть всего проекта.

Ошибочно

оценивать

проект

только

на

основе

лингвистической

правильности.

Оценку

следует

выставлять

за

проект

в

целом,

мно-

гоплановость его характера, уровень проявленного творчества, четкость

презентации.

2. Я бы советовала не исправлять ошибки в конечном варианте проекта

(или,

по

крайней

мере,

не

делать

этого

чернилами).

Проект

обычно

представляет гобой работу,

в

которую

вложено

очень

много

усилий,

и,

возможно,

ученики

захотят

сохранить

ее

для

себя.

Не

стоит

делать

исправления красным цветом. Это привлекает внимание к тому, что в проекте

неправильно, и отвлекает внимание от положительных моментов. Хотя, с

другой стороны, вполне вероятно, что учащиеся лучше запомнят ошибки,

отмеченные в их проектной работе, потому что она значит для них больше,

чем обыкновенная классная работа.

Так как же все-таки работать над ошибками?

Советую

ученикам

делать

черновой

вариант

проектной

работы.

Проверяю его. В итоге в конечном варианте ошибок не будет.

Если

есть

ошибки

в

конечном

варианте

проекта,

исправляю

их

карандашом или записываю замечания на отдельном листе бумаги. Тогда

сами учащиеся решают, хотят ли они исправлять конечный вариант работы. С

моей точки зрения, не стоит беспокоиться об ошибках. Обычно ученики

вкладывают много труда в проект и стараются сделать все как можно лучше.

Нужно помнить, что любой проект – это только часть общего объема работы,

которую

ребята

выполняют

в

течение

всего

языкового

курса,

и

оценить

грамотность учитель может в других видах деятельности. А проектная работа

дает

возможность

развивать

у

ребенка

творческие

способности,

навыки

исследования, умение выразить себя.

Никто не утверждает, что проектная

работа поможет решению всех

проблем в обучении ИЯ, но это

эффективное средство от однообразия,

скуки, оно способствует развитию

учащегося, осознанию себя как члена

группы, расширению языковых

знаний. Проект - это также реальная

возможность использовать знания,

полученные на других предметах,

средствами иностранного языка.

Т.В. Душеина,

MOY «Английская школа»,

Выборг, Ленинградская обл.



В раздел образования