Напоминание

Организация работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ в условиях ФГОС ДО


Автор: Арсланова Гузель Сайфулловна
Должность: заведующий
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад № 226
Населённый пункт: город Уфа Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: Организация работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ в условиях ФГОС ДО
Раздел: дошкольное образование





Назад




Организация работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ в условиях ФГОС ДО

Арсланова Г.С.,

заведующий МБДОУ Детский сад № 226

городского округа город Уфа Республики Башкортостан

Д е т и

с ограниченными

возможностями

здоровья

-

это

дети,

состояние

здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных

условий обучения и воспитания.

Группа дошкольников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде

всего, тем,

что

в

нее

входят

дети

с

разными

нарушениями

развития:

нарушениями

слуха, зрения,

речи,

опорно-двигательного

аппарата,

интеллекта,

с

выраженными

расстройствами

эмоционально-волевой

сферы,

с

з а д е р ж к о й

и комплексными

нарушениями развития.

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами

образования

является

одним

из

основных

и

неотъемлемых

условий

их

успешной

социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной

самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В

связи

с

этим

обеспечение

реализации

права

детей

с

ограниченными

возможностями

здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной

политики

в

области

образования

и

социально-экономического

развития

Российской

Федерации.

Задача

педагогов,

воспитателей

и

родителей

помочь

детям

с

ограниченными

возможностями здоровья понять, что они не одиноки, что они не являются изгоем в

обществе

и

могут

наравне

со

всеми

детьми

расти,

развиваться

и

добиваться

новых

достижений, не отставая от своих сверстников. Необходимо общаться с детьми, учить

ребенка думать, размышлять, сопереживать.

Все большее распространение получает инклюзивное воспитание детей с ОВЗ в

условиях специальной группы в массовом детском саду и среди сверстников в обычной

группе. Даже дети со значительными нарушениями могут быть интегрированы по 2-3

человека в обычную группу, но при этом им требуется не только индивидуальный подход,

но и специальное обучение.

Если

в

дошкольное

образовательное

учреждение

поступают

дети

с

ОВЗ,

обследованием

занимаются

специалисты

(педагог-психолог,

учитель-логопед,

учитель-

дефектолог). В план изучения ребенка входят такие мероприятия, как:

- беседа с родителями;

- изучение медицинской карты ребенка;

- обследование физического развития;

- обследование психического развития: характеристика детских видов деятельности

и познавательных психических процессов, речи.

Далее под руководством психолога в дошкольном учреждении разрабатываются

индивидуальные карты развития определенного содержания.

Модель

профессиональной

взаимосвязи

всех

специалистов

ДОУ

(педагога-

психолога, учителя-логопеда,

воспитателя,

музыкального

руководителя,

инструктора

по физической культуре) в работе с ребенком с особыми образовательными потребностями

следующая:

1.

Педагог-психолог:

организует взаимодействие педагогов;

разрабатывает коррекционные программы индивидуального развития ребенка;

проводит психопрофилактическую и психодиагностическую работу с детьми;

организует специальную коррекционную работу с детьми, входящими в группу

риска;

повышает уровень психологической компетентности педагогов детского сада;

проводит консультативную работу с родителями.

2.

Учитель-дефектолог:

диагностирует уровень познавательного развития каждого ребенка;

собирает сведения медицинских специалистов о состоянии здоровья ребенка.

на основе полученных данных составляет карту развития ребенка, определяет

основные направления коррекционной работы для конкретного ребенка;

планирует коррекционно-образовательный процесс в группе

3.

Учитель-логопед:

диагностирует уровень импрессивной и экспрессивной речи;

составляет индивидуальные планы развития;

проводит индивидуальные

занятия

(постановка

правильного

речевого

дыхания,

коррекция звуков, их автоматизация, дифференциация и введение в самостоятельную

речь), подгрупповые занятия (формирование фонематических процессов);

консультирует педагогических

работников

и

родителей

о

применении

логопедических методов и технологий коррекционно-развивающей работы;

4.

Музыкальный руководитель:

осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей;

учитывает психологическое,

речевое

и

физическое

развитие

детей

при

подбор

материала для занятий;

использует на занятиях элементы музыкотерапии и др.

5.

Инструктор по физической культуре:

осуществляет укрепление здоровья детей;

совершенствует психомоторные способности дошкольников.

5 Воспитатель:

проводит занятия

по

продуктивным

видам

деятельности

(рисование,

лепка,

конструирование) по

подгруппам

и

индивидуально.

Организует

совместную

и

самостоятельную деятельность детей;

воспитывает культурно-гигиенические

навыки,

развивает

тонкую

и

общую

моторику;

организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций

специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда);

применяет здоровьесберегающих технологии, создает благоприятный микроклимат

в группе;

консультирует родителей о формировании культурно-гигиенических навыков, об

индивидуальных особенностях ребенка, об уровне развития мелкой моторики.

6.

Медицинский персонал:

проводит лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия;

осуществляет контроль

за

состоянием

здоровья

детей

посредством

регулярных

осмотров, за соблюдением требований санитарно-эпидемиологических норм.

Для

оптимального

осуществления

интеграции

на

этапе

дошкольного детства

необходимо

соблюдать

специальные

условия

воспитания

и

обучения детей

с

ОВЗ,

организовывать безбарьерную среду их жизнедеятельности. В процессе образовательной

деятельно сти

в

дет ском

с аду

важно гибко

сочетать

индивидуальный

и

дифференцированный подходы, что будет способствовать активному участию детей в

жизни коллектива.

Одним из условий повышения эффективности развивающей педагогической работы

является создание адекватной возможностям ребенка предметно-развивающей среды, то

есть

системы

условий,

обеспечивающих

полноценное

развитие

всех

видов

детской

деятельности, развитие высших психических функций и становление личности ребенка.

Для большинства

детей

характерны

моторные

трудности,

двигательная

расторможенность,

низкая

работоспособность,

что

требует

внесения

изменений в

планирование образовательной деятельности и режим дня. В режиме дня должны быть

предусмотрены увеличение времени, отводимого на проведение гигиенических процедур,

прием

пищи.

Предусматривается

широкое варьирование

организационных

форм

образовательной работы: групповых, подгрупповых, индивидуальных.

Детям

с

ОВЗ

необходим

адаптационный

период.

Адаптация—это

часть

приспособительных

реакций

ребенка,

который

может

испытывать

трудности

при

вхождении

в

интеграционное

пространство

(не

вступает

в контакт,

не

отпускает

родителей, отказывается от еды, игрушек и др.). В этот период воспитатель должен снять

стресс,

обеспечить

положительное

эмоциональное

состояние

дошкольника,

создать

спокойную обстановку, наладить контакт с ребенком и родителями.

Для

организации

и

проведения

развивающих мероприятий

необходимо

знать

некоторые особенности дидактического материала. При подборе материала для детей с

нарушениями зрения надо учитывать его размеры, контрастность цветов; для детей с

нарушениями опорно-двигательного аппарата подбирать выраженную, легко ощутимую

тактильную поверхность.

В соответствии с возможностями детей с ОВЗ определяются методы обучения и

технологии. При планировании работы важно использовать наиболее доступные методы:

наглядные, практические, словесные. Вопрос о рациональном выборе системы методов и

отдельных методических приемов, технологий решается педагогом в каждом конкретном

случае.

В тех случаях, когда программа не может быть освоена из-за тяжести физических,

психических

нарушений,

проектируются

индивидуальные коррекционные

программы,

направленные

на

социализацию

воспитанников

и

способствующие

нормализации

эмоционального

поведения,

формированию

навыков

самообслуживания,

игровых

действий, предметной деятельности.

Необходимо также организовать активную работу с родителями. Методы могут быть

абсолютно

разными

по

форме,

но

направленные

на

решение

одной

проблемы

объединить

работу

семьи

и

педагогов

в

единое

целое.

Только

при

совместной

и

непрерывной

работе

педагогов

и

семьи

будет

положительный

результат.

Можно

рассматривать следующие формы работы:

Консультирование

дифференцированный

подход

к

каждой

семье,

имеющей

«особого» ребенка. Главное, чтобы родители верили в своих детей и были помощниками

для педагогов.

Дни

открытых

дверей

родители

посещают

группу,

вместе

с

ребенком,

наблюдают за работой специалистов.

Семинары-практикумы – где родители знакомятся с литературой, играми, учатся

применять полученные знания на практике.

Проведение

совместных

праздников, где

родители

могут

видеть

достижения

своего ребенка, участвовать совместно с ребенком в конкурсах, соревнованиях и т.п.

В заключении хотелось бы сказать, что доступным для детей с ограниченными

возможностями

здоровья

образовательное

учреждение

делают

педагоги,

способные

реализовать особые образовательные потребности детей данной категории. Это создание

психологической,

нравственной

атмосферы,

в

которой

особый

ребенок перестанет

ощущать себя не таким как все и приобретает право на счастливое детство. Главное,

чтобы у педагогов было желание работать с детьми с особыми вариантами развития,

помогать им занять достойное место в обществе и наиболее полно реализовать свои

личностные возможности.



В раздел образования