Напоминание

"Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями по социализации детей с нарушениями слуха"


Автор: Левинская Лилия Петровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ РХ "Школа–интернат для детей с нарушениями слуха"
Населённый пункт: г.Абакан
Наименование материала: статья
Тема: "Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями по социализации детей с нарушениями слуха"
Раздел: начальное образование





Назад




Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями по

социализации детей с нарушениями слуха

Левинская Лилия Петровна

учитель начальных классов

ГБОУ РХ «Школа-интернат для детей с нарушениями слуха»

В семье, образно говоря,

закладываются корни,

из которых вырастают потом и ветви,

и цветы, и плоды.

Семья - это источник, водами которого

питается полноводная река нашей страны.

В. Сухомлинский.

Ребенка с ограниченными возможностями здоровья часто называют

«особым ребенком», «ребенком с особыми нуждами». Это свидетельствует

о том, что такого ребенка воспринимают как человека, которому с детства

пришлось столкнуться с труднейшими проблемами и который нуждается в

особой поддержке и помощи. Для любого ребенка семья – это самое

главное в жизни, это то, с чего жизнь начинается, где закладываются

основы будущей взрослой жизни. А для ребенка с нарушениями слуха это

особенно верно: такие дети большую часть своей жизни проводят в кругу

семьи (преимущественно с мамой), причем круг этот достаточно узкий и

замкнутый.

Семья является важнейшим фактором воспитания и социализации

таких детей, т.к. организует жизнь и развитие ребенка с самого рождения.

Ни один ребёнок не может полноценно развиваться - духовно, умственно,

эстетически, физически вне семьи, и никакой самый профессиональный

педагог

не

может

обеспечить

ребёнку

полноты

впечатлений

и

представлений

об

окружающем

мире,

полноты

общения

(духовного

и

речевого) в той мере, в какой это могут сделать родители.

Вовлечение родителей в деятельность образовательного учреждения

приносит пользу каждому из участников воспитательно-образовательного

процесса - детям, родителям, педагогам.

Семья и школа представляют два важных института социализации

детей

с

проблемами

слуха:

для

полноценного

развития

ребенка

с

нарушениями

слуха

необходимо

их

тесное

взаим одействие.

Следовательно, задача учителя сделать родителей активными участниками

педагогического процесса. Поэтому коллектив нашей школы на ряду с

традиционными формами решил использовать нетрадиционные формы и

способы

работы,

которые

помогут

детям

незаметно

входить

в

мир

взрослых,

адаптироваться

и

успешно

социализироваться

в

обществе

слышащих сверстников.

К нетрадиционным формам сотрудничества с родителями можно

отнести:

дискуссионные формы:

Родительские конференции.

Цель:

обмен

опытом

семейного

воспитания.

Родители

заранее

готовят

сообщение,

педагог

при

необходимости

оказывает

помощь

в

выборе

темы,

оформлении

выступления.

На

конференции

может

выступить

специалисты:

представители

медицинской

службы,

учителя,

педагоги-психологи и т.д. Кроме того, эта форма позволяет педагогам,

специалистам

и

родителям

моделировать

жизненные

ситуации,

проигрывая их. Это дает возможность родителям не только накапливать

профессиональные знания в области воспитания детей, но и устанавливать

доверительные

отношения

с

педагогами

и

специалистами.

Важно

определить актуальную тему конференции ("Забота о здоровье детей",

"Роль семьи в воспитании ребенка с ОВЗ").

Родительские

ринги

одна

из

дискуссионных

форм

общения

родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг

готовится

в

виде

ответов

на

вопросы

по

педагогическим

проблемам.

Вопросы выбирают сами родители. На один вопрос отвечают две семьи. У

них

могут

быть

разные

позиции,

разные

мнения.

Остальная

часть

аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей

аплодисментами. Экспертами в родительских рингах выступают педагоги

образовательного учреждения, определяя, какая семья в ответах на вопрос

была наиболее близка к правильной их трактовке.

Темы

родительских

рингов

в

школе

могут

быть

самыми

разнообразными. Можно предложить, например, такие:

- Плохие привычки — наследственность или влияние социума?

- “За” и “против” школьной формы.

- Нужны ли ребенку праздники?

- Трудности школьного урока. В чем они состоят?

Вечер вопросов и ответов.

Цель: уточнить педагогические знания родителей, умение применять

их на практике, узнать о чем-либо новом, пополнить знаниями друг друга,

обсудить некоторые проблемы развития детей. Вечера вопросов и ответов

представляют собой концентрированную педагогическую информацию по

самым разнообразным вопросам, которые зачастую носят дискуссионный

характер, и ответы на них нередко переходят в горячее, заинтересованное

обсуждение. Они должны проходить как непринужденное, равноправное

общение родителей и педагогов. Родителям не позднее, чем за месяц

объявляется о проведении этого вечера. В течение этого времени педагоги

и родители готовятся: составляют вопросы, группируют, распределяют их

в коллективе для подготовки ответов.

"Круглый стол" с родителями

Цель:

в

нетрадиционной

обстановке

обсудить

с

родителями

актуальные проблемы воспитания с обязательным участием специалистов

- медиков, дефектологов, социальных педагогов, психологов. Встречи за

Круглым

столом

расширяют

воспитательный

кругозор

не

только

родителей,

но

и

самих

педагогов.

На

заседание

"Круглого

стола"

приглашаются

родители,

письменно

или

устно

выразившие

желание

участвовать в обсуждении той или другой темы со специалистами. В

проведении «Круглых столов» реализуется принцип партнерства, диалога,

родителям

предлагается

подписать

«визитку»,

приколоть

ее

на

груди.

Общение происходит в непринужденной форме с обсуждением актуальных

проблем

воспитания

детей

с

нарушениями

слуха,

учетом

пожеланий

родителей.

Родительские

вечера

форма

работы,

которая

прекрасно

сплачивает родительский коллектив.

Родительские вечера проводятся в 2–3 раза в год без присутствия

детей. Родительский вечер – это праздник общения с родителями друга

своего

ребенка,

это

праздник

воспоминаний

младенчества

и

детства

собственного

ребенка,

это

поиск

ответов

на

вопросы,

которые

перед

родителями ставит жизнь и собственный ребенок. Темы родительских

вечеров могут быть самыми разнообразными. Главное, они должны учить

слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос.

Примерные темы родительских вечеров:

1. Рождение ребенка и первый год его жизни и развития.

2. Первые книжки ребенка.

3. Будущее моего ребенка. Каким я его вижу?

4. Друзья моего ребенка.

Формы вечеров позволяют не только высказывать свое мнение по

предложенным

темам,

но

и

услышать

нечто

полезное

для

себя

в

рассуждениях

других

родителей,

взять

на

вооружение

в

свой

воспитательный арсенал что-то новое, интересное.

Родительские вечера помогают более тепло и сердечно пережить

обиды и огорчения, посмотреть на наболевшие проблемы в воспитании

ребенка с ОВЗ спокойно.

Досуговые формы взаимодействия с родителями.

Цель:

устанавливать

теплые

неформальные

отношения

между

педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между

родителями и детьми.

Праздники, утренники, мероприятия (концерты, соревнования). К

данной группе форм относятся проведение педагогами образовательного

учреждения

совместных

праздников,

как

«Встреча

Нового

года»,

«Рождественские

забавы»,

«Масленица»,

«Праздник

мам»,

«Лучший

папа», «Папа, мама, я — дружная семья», «Праздник говорения», «День

именинника», «День добрых дел» (ко дню пожилого человека).

Не обойтись и без спортивных развлечений таких как «Зарничка»,

семейные

Олимпийские

игры.

Совместное

участие

в

мероприятиях

помогают

создать

эмоциональный

комфорт,

сблизить

участников

педагогического процесса. Родители с детьми могут проявить смекалку и

фантазию

в

различных

конкурсах.

Они

могут

выступать

в

роли

непосредственных

участников:

участвовать

в

составлении

сценария,

читать стихотворения, петь песни, играть на музыкальных инструментах и

рассказывать интересные истории и т.д.

В нашей школе стало традицией участие родителей в соревнованиях

и

развлечениях,

проходящих

в

дни

каникул.

Подобные

мероприятия

сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой

обстановке, укрепляют сотрудничество с семьей.

Досуговые

формы

работы

с

родителями

являются

самыми

привлекательными, востребованными, полезными, но и самым трудными в

организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие

позволяет родителям: не только социализировать ребёнка, но и увидеть

изнутри его проблемы, трудности во взаимоотношениях; апробировать

разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести

опыт

взаимодействия

не

только

со

своим

ребенком,

но

и

с

другими

родителями и их детьми.

творческие формы:

Семейная газета оформляется родителями совместно с детьми. В

ней они отмечают интересные случаи из жизни семьи, делятся опытом

воспитания по отдельным вопросам. Например, «Выходной день семьи»,

«Моя мама», «Мой папа», «Я дома» и т.д.

Видеофильмы.

Создаются

по

определенной

тематике,

например

«Трудовое воспитание ребенка в семье», " Семейные праздники".

Семейный альбом «Наша дружная семейка», «Наша жизнь день за

днем», «Воспитание со всех сторон»;

Фотовыставки «Моя бабушка - лучше всех», «Мама и я, счастливые

мгновения», «Папа, мама, я - дружная семья».

Такие

формы

работы

демонстрируют

результаты

совместной

деятельности

родителей

и

детей.

Это

важный

момент

в

построении

взаимоотношений между ребёнком и родителем.

Творческие мастерские на тему: «Мои интересы и увлечения». Их

проводят

учащиеся,

родители

и

родственники.

Они

не

только

рассказывают о своем досуге, но и проводят небольшие мастер-классы,

обучая

друг

друга

изготовлению

различных

аксессуаров

из

кожи,

бисероплетению, вышиванию, макраме и т. д.

Активность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том,

что эти формы работы являются востребованными. Эти формы работы

дают возможность донести до родителей любую информацию в доступной

форме. С этими материалами знакомятся другие семьи на родительских

собраниях,

в

личных

беседах

с

педагогами,

что

вызывает

желание

у

многих принять участие в совместных мероприятиях в следующий раз.

Все

участники

соревнований,

выставок,

конкурсов

обязательно

награждаются призами и грамотами на общих линейках, собраниях.

формы психологического просвещения:

Родительский тренинг – это активная форма работы с родителями,

которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с

собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным. В

родительских

тренингах

учувствуют

оба

родителя.

От

этого

эффективность

тренинга

возрастает,

и

результаты

не

заставляют

себя

ждать. Родительские тренинги будут успешными, если все родители будут

в них активно участвовать и регулярно их посещать. Родительский тренинг

проводится, как правило, психологом школы, который дает возможность

родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще

раз

детские

впечатления.

С

большим

интересом

родители

выполняют

такие тренинговые задания, как «Детские гримасы», «Любимая игрушка»,

«Мой

сказочный

образ»,

«Детские

игры»,

«Воспоминания

детства»,

«Фильм о моей семье».

формы работы вне школы:

Совместные экскурсии, походы, пикники.

Цель

таких

мероприятий

-

укрепление

детско-родительских

отношений.

У

родителей

появляется

возможность

побыть

с

ребенком,

завлечь,

заинтересовать

личным

примером.

Из

этих

походов

дети

возвращаются

обогащенные

новыми

впечатлениями

о

природе,

о

насекомых, о своем крае, которые помогают обогатить словарный запас

ребёнка, расширить его кругозор.

Затем,

после

походов

увлеченно

рисуют,

делают

поделки

из

природного материала, оформляют выставки совместного творчества «Во

поле березонька стояла», «Чудеса для детей из ненужных вещей», «Руки

мамы, руки папы и мои ручонки», «Природа и фантазия». В результате у

детей

воспитывается

трудолюбие,

аккуратность,

внимание

к

близким,

уважение к труду.

Благотворительные акции. Такая форма совместной деятельности

имеет большое воспитательное значение не только для детей, которые

учатся

не

только

принимать

подарки,

но

и

делать.

Родители

тоже

не

останутся равнодушными, видя как их ребёнок с увлечением играет с

друзьями в детском саду в давно заброшенную дома игру, а любимая книга

стала еще интереснее и звучит по – новому в кругу друзей. А это большой

труд, воспитания человеческой души. Например, акция «Подари книгу

другу». Благодаря такой форме работы с родителями может обновиться и

пополниться библиотека (школы, группы.)

Проведение

нетрадиционных

форм

работы

-

это

шаг

навстречу

семье, это шанс понять друг друга и протянуть руку помощи. В таких

мероприятиях родители могут выступать в разных ролях: от активного

участника до члена жюри или болельщика. Любая из ролей и позиций

полезна

с

педагогической

точки

зрения,

главное,

чтобы

такое

взаимодействие было постоянным.

Совместное участие (детей, родителей и учителя) позволяет близким

включиться

в

общение

со

своим

ребенком,

наблюдать

деятельность

педагога,

осваивать

методические

приемы

активизации

речевой

и

познавательной деятельности, а также устанавливать и поддерживать связь

с социумом.

При подготовке к проведению таких мероприятий педагоги должны

учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся, уровень

образованности

и

заинтересованности

родителей,

цели

и

задачи

воспитания, стоящие перед школой.

Подводя итог вышеизложенному, остается добавить: чтобы родители

помогли ребенку с нарушениями слуха социализироваться, найти свое

место

в

жизни,

самоопределиться,

нам

необходимо

показать,

что

их

ребенок уникален! А сделать это возможно лишь тогда, когда учителя, дети

и

родители

-

становятся

единым

целым,

большим

и

сплоченным

коллективом.

Воспитание и развитие ребенка невозможны без участия родителей.

Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с

детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет

увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а

поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными и тогда все

получится.



В раздел образования