Напоминание

"Рукоделие для современных девочек" (первый год обучения)


Авторы: Плаксина Валентина Андреевна, Фасхутдинова Луиза Рафагатовна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ "Средняя школа № 76" города Ульяновска
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: Программа кружка по технологии
Тема: "Рукоделие для современных девочек" (первый год обучения)
Раздел: среднее образование





Назад




Программа кружка

«Рукоделие для современных девочек»

(первый год обучения)

Авторы: учителя технологии МБОУ «Средняя школа № 76» города

Ульяновска Плаксина Валентина Андреевна, Фасхутдинова Луиза

Рафагатовна

Содержание

1.Пояснительная записка 2

2. Учебный план кружка (первый год обучения) 7

3. Содержание программы кружка (первый год обучения) 8

4. Календарно-тематическое планирование (первый год обучения) 11

5. Мониторинг результатов обучения 19

6.Литература 21

Пояснительная записка

1

1.Описание и содержательные компоненты программы курса

Настоящая авторская программа является составной частью целостной

образовательной программы духовно-нравственного развития и воспитания

обучающихся школы, включающей урочную, внеурочную и внешкольную

деятельность,

составленной

в

соответствии

с

ФГОС

ООО,

Законом

об

образовании РФ и Законом об образовании Ульяновской области.

Кружок «Рукоделие для современных девочек» является практическим

компонентом этой программы и способствует приобщению обучающихся к

культурным

ценностям,

к

народному

художественному

творчеству

и

прикладному

искусству,

развитию

общей

культуры,

потребности

в

самореализации

в

образовательной

и

творческой

деятельности.

Народное

искусство, возрожденное и бережно хранимое, несет людям свет красоты и

добра,

помогает

раскрыть

систему

миропонимания,

секреты

народной

мудрости.

Целью

создания

программы является

приобщение

обучающихся

к

культурным традициям и обычаям родного края, формирование творческой

личности

на

основе

занятий

декоративно-прикладным

творчеством.

Художественное творчество, прикладное искусство помогает восстановить

связи поколений, глубже понять и осознать чувство патриотизма, любви к

своей Родине. Соприкасаясь с миром искусства, создавая изделия своими

руками, дети становятся духовно богаче, постигают непреходящую ценность

высоких идеалов красоты.

Цели изучения программы:

формирование

основ

нравственной,

эстетической,

духовной

культуры

обучающихся

через

творческую

деятельность

и

освоение художественного наследия народов России и мира,;

знакомство

с историей

возникновения

и

развития

рукоделий,

народными традициями, промыслами;

обучение технологиям разных видов рукоделия;

социализации личности в обществе.

Задачи программы:

приобщение обучающихся к культуре и традициям родного края;

восстановление

исторической

связи

поколений,

традиций

семейного воспитания;

интеграция и расширение знаний, полученных обучающимися в

процессе изучения

предметов «Технология», «Изобразительное

искусство»;

знакомство

обучающихся

с

различными

видами

рукоделия

и

декоративно- прикладного творчества;

создание

условий

для

творческой

активности

и

самореализации

обучающихся.

2

Практическое значение программы заключается в том, что занятия

рукоделием

развивают

трудолюбие,

аккуратность,

образное

мышление,

творческое воображение, мелкую моторику обеих рук. Овладев несколькими

видами

рукоделия

и

комбинируя

их,

учащиеся

получают

возможность

создавать

художественные

изделия

с

применением

различных

техник.

Созданная своими руками вещь приносит в дом не только красоту, но и

приятную атмосферу уюта и покоя. Использование на занятиях различных

видов

творческой

деятельности

дает

возможность

ребенку

найти

себя

в

одном из видов рукоделия, реализовать свои творческие способности.

Программа

актуальна,

так

как

предполагает

формирование

ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и

овладение основами творческой деятельности.

2. Требования к образовательным результатам

Программа

«Рукоделие

для

современных

девочек»

является

комплексной,

вариативной.

Разделы

составлены

таким

образом,

что

знакомство с техниками декоративно-прикладного искусства и выполнение

изделий

осуществляются

от

простых

(первый

год

обучения),

до

более

сложных

(второй

год

обучения).

В

программе

органически

сочетаются

разнообразные

досуговые

и

образовательные

формы

деятельности:

презентации, посещение

музеев,

выставок

народного

творчества,

организация выставок изготовленных изделий, мастер-классы и встречи с

людьми творческих профессий и другие, позволяющие расширить кругозор и

повысить интерес обучающихся к изучаемым темам.

В

процессе

её

реализации

формируются

новые,

закрепляются

и

совершенствуются универсальные учебные действия, полученные в рамках

школьного курса технологии.

2

.1 Личностные результаты

воспитывать

у

учащихся

чувство

патриотизма

и

уважения

к

народным традициям;

развивать

творческие

способности

учащихся,

воспитывать

трудолюбие, формировать эстетический вкус, чувство гармонии;

формировать

технологическую

и

эстетическую

культуру

учащихся;

воспитывать культуру поведения и бесконфликтного общения;

способствовать социализации личности в обществе.

2.2. Метапредметные результаты

проектирование

и

создание

объектов,

самостоятельная

организация

и

выполнение

различных

творческих

работ

по

созданию изделий;

3

моделирование изделий, технологических процессов, проявление

инновационного подхода к решению учебных и практических

задач;

умение правильно организовать свое рабочее место;

владение безопасными приемами труда.

2.3 Предметные результаты

Знать:

виды декоративно-прикладного творчества, историю возникновения

рукоделий, народные художественные промыслы России и родного

края;

роль

и

значение

декоративно-прикладного

искусства

в

жизни

человека;

названия, назначения инструментов и приспособлений ручного труда;

ручные и механические операции по изготовлению изделий;

возможности различных видов декоративно-прикладного творчества,

основные приемы и материалы, применяемые в них;

традиции и новейшие технологии обработки различных материалов.

основы

композиции,

цветоведения,

дизайна

и

художественного

оформления изделий.

правила безопасного труда при выполнении различных операций;

Уметь:

выполнять

основные

технологические

операции

и

осуществлять

подбор материалов, инструментов и приспособлений;

выполнять разработку несложных рисунков, орнаментов;

ориентироваться в видах вышивок, читать схемы;

выполнять изделия в различных техниках рукоделия;

выполнять пошив изделия по алгоритму ( раскладка, раскрой и т.д.);

сотрудничать со своими сверстниками, оказывать взаимопомощь в

процессе выполнения работы;

применять

безопасные

приемы

работы

острыми

и

режущими

инструментами, электронагревательными приборами и др.);

осуществлять оценку качества изделия.

3. Место программы в образовательном процессе школы

Программа

кружка

«Рукоделие

для

современных

девочек»

предназначена для учащихся 5-6 классов и рассчитана на 2 года обучения –

4

136 часов. Первый год обучения – 68 часов (2 часа в неделю). Второй год

обучения – 68 часов (2 часа в неделю). Для успешного освоения программы

занятия проводятся в группах из 10 – 15 человек.

В программу входит учебный план и содержание программы, а также

календарно-тематическое планирование (

таблица 1)

Программа

включает в себя следующие разделы: вышивка, лоскутная

пластика, мягкая игрушка (загадочная страна кукол).

4. Структурные компоненты программы

Вышивка

Вышивка

-

один

из

самых

распространенных

видов

декоративно-

прикладного искусства. Это не только женское рукоделие, но и в большей

степени духовное занятие, требующее умения видеть и понимать красоту.

Изучение

вышивки,

как

части

духовного

и

материального

наследия,

способствует

воспитанию

уважения

к

истории

и

традициям,

развитию

чувства

красоты

и

гармонии,

способности

воспринимать

мир

х у д о ж е с т в е н н ы х

о б р а з о в .

Долгое время вышивкой украшали одежду, головные уборы, постельное и

столовое белье (скатерти, салфетки, наволочки и так далее). Сейчас все

большую

популярность

приобретает

создание

вышитых

картин:

натюрмортов,

пейзажей,

портретов,

изображений

животных.

Более

интересной

эта

работа

становится,

если

учащиеся

имеют

возможность

поработать в различных техниках как традиционных (мережка, крест), так и

нетрадиционных (вышивка лентами, бисероплетение). Выполняя картину или

панно,

учащиеся

овладевают

техникой

какой-либо

вышивки,

получают

знания

композиции,

орнамента,

цветоведения,

узнают

основы

дизайна

и

художественного

оформления.

Овладение

учащимися

содержанием

программы кружка «Рукоделие для современных девочек» не только обогатит

их духовно, но и подготовит к взрослой жизни.

Лоскутная пластика

Увлекательное рукоделие «шитье из лоскутков» появилось в России в

незапамятные времена, но особую популярность оно получило во второй

половине 19 века. Рачительные хозяйки кроили и шили одежду, а лоскутки

собирали

и

из

них

впоследствии

шили

всевозможные

изделия

(панно,

наволочки

на

диванные

подушки,

покрывала,

одеяла,

жилеты,

сумочки,

игрушки и др.). Этим занятием можно украшать свой дом, делать подарки,

шить эксклюзивные, неповторимые вещи для себя и своей семьи. Лоскутное

шитье

(пэчворк)

и

аппликация

-

очень

модные

виды

рукоделия,

увлекательные, развивающие фантазию, а самое главное – не требующие

больших

затрат

при

изготовлении.

Работа

в

этой

технике

имеет

много

положительных

моментов:

возможность

самовыражения,

знакомства

с

основами

декоративно-прикладного

искусства,

приобщения

к

народному

творчеству. Вооружившись фантазией и желанием создать что-либо новое,

можно

почувствовать

себя

творцом,

способным

создать

истинно

рукотворную

вещь.

Лоскутное

шитье

нельзя

отнести

к

простым

видам

рукоделия. Оно требует терпения, тщательности, умения подбирать кусочки

5

ткани различной расцветки и составлять из них гармоничные узоры. На

занятиях дети расширяют свои познания, полученные на уроках технологии,

осваивают новые приемы формирования блоков, изучают способы быстрой

сборки блоков.

Загадочная страна кукол

Увлечение шитьем мягкой игрушки дает возможность погрузиться в мир

пушистого

меха,

пластичной

замши,

стильного

бархата,

переливающегося

трикотажа, смешного ситца. Так заманчиво сшить свою версию куклы, медведя,

жирафа, зайца, уточки и др. Идя от замысла к рабочему эскизу, от эскиза к

чертежу и выкройке, найдя неожиданный образ знакомого зверька или птицы,

учащиеся совмещают творчество с игрой. Любителей этого вида творчества

очень

много.

Тряпичные

куклы

никого

не

оставляют

равнодушными.

Очаровательные и домашние, забавные, а порой и немного нелепые, но всегда

душевные - они покоряют с первого взгляда, несут любовь и делают счастливее.

Шитье куклы – настоящее волшебство. Процесс создания «почти человечка»

доставляет огромное удовольствие. Куклы несут уют и поднимают настроение.

Игрушки, сшитые своими руками, не спутать с фабричными.

Ребенку гораздо

полезнее и приятнее держать в руках сшитую самим игрушку, чем безликий

экземпляр многотиражного производства. Любовь и уважение к своему труду

дают этой вещи дополнительную ценность в глазах маленького человека. Их

берегут, коллекционируют, дарят только близким и самым дорогим людям.

5. Формы организации.

Одним из главных принципов организации занятий кружка является

чередование

разнообразных

видов

деятельности

обучающихся.

При

проведении

занятий

используются

различные

формы

организации

образовательного процесса: видеолекции, презентации, беседы, практические

занятия.

На

каникулах

-

экскурсии,

развлекательные

программы.

Новая

форма

работы

-

участие

в

выставках,

мастер-классах,

где

обучающиеся

демонстрируют изделия, изготовленные своими руками для сверстников и

родителей. Они дополняют учебную программу, являясь тематическим и

логическим

её

продолжением.

Такие

формы

работы

способствуют

обобщению и повторению пройденного материала в ненавязчивой, игровой

форме, кроме того позволяют установить связь с семьей обучающихся, а

родителям увидеть результаты труда своего ребенка. На таких мероприятиях

обучающиеся имеют возможность проявить свои творческие способности,

которые

не

востребованы

в

учебном

процессе,

полнее

раскрыть

свою

индивидуальность,

что

способствует

развитию

самоутверждения

и

самоуважения

ребенка.

На

занятиях

используются

наглядные

пособия:

альбомы с образцами швов, поузловой обработки, чертежи изделий, схемы

вышивок, методические пособия, журналы и книги по различным видам

рукоделия;

инструменты

и

приспособления:

швейная

машина,

ножницы,

пяльцы,

утюг,

гладильная

доска,

иглы,

нитки,

мулине,

канва,

ленты,

наперстки, калька, мел, швейные булавки, ткань. Занятия строятся так, что

6

теоретические

вопросы

по

каждой

теме

предшествуют

практическим

работам,

учитываются

возрастные

и

индивидуальные

особенности

детей.

Перед практическими занятиями с иглой, ножницами и утюгом необходимо

провести инструктаж по технике безопасности труда. В процессе работы

обучающиеся

осваивают

приемы

самостоятельной

и

коллективной

творческой

деятельности

от

идеи

до

конечного

результата,

формируют

способность

оценивать

идеи,

исходя

из

реальных

возможностей,

умение

выбирать наиболее технологичные, экономичные, отвечающие потребностям

семьи

варианты

их

реализации.

Итогом

работы

по

программе

является

участие в конкурсах и выставках работ различного уровня, где наглядно

можно увидеть мастерство своих учеников, их индивидуальность, творческое

самовыражение. Лучшие работы отмечаются дипломами и грамотами.

Для

предотвращения

статического

напряжения

и

усталости

глаз

на

каждом занятии предусмотрено проведение физкультминуток и зрительной

гимнастики.

Занятия проводятся в хорошо освещенном и проветриваемом кабинете.

Программа

может

быть

использована

для

организации

внеурочной

деятельности

учителями

технологии

общеобразовательных

учреждений

и

педагогами Центров дополнительного образования города и области.

Учебный план кружка

«Рукоделие для современных девочек»

(первый год обучения)

Темы

Количество

часов

Теорети

ческая

часть

Практиче

ская

часть

Вышивка

1

Вводное занятие.

1

1

2

Ручные стежки.

4

1

3

3

Мережка

5

1

4

4

Изготовление изделия.

4

4

5

Бисероплетение

4

4

6

Вышивки - малютки крестиком.

Оформление подарка к Новому году и

Рождеству.

6

6

Итого

24

3

21

Лоскутная пластика

7

Лоскутная пластика.

1

1

8

Техники и приёмы лоскутного шитья.

4

1

3

9

Изготовление изделия в технике

лоскутного шитья.

6

1

5

10

Изготовление подарка в технике

лоскутного шитья

8

8

7

Итого

19

3

16

Загадочная страна кукол

11

Загадочная страна кукол

1

1

12

Изготовление куклы тильды без

одежды

10

10

13

Игрушка в подарок

10

10

Итого

21

1

20

Экскурсии. Выставки.

14

Экскурсия в музей народного

творчества

2

2

15

Итоговое занятие. Выставка работ

учащихся

2

2

Итого

4

4

Всего

68

11

57

Содержание программы кружка

«Рукоделие для современных девочек»

(

первый год обучения)

1 час. Вводное занятие.

Общие

сведения

об

организации

работы

коллектива.

Цели

и

задачи.

Инструменты,

материалы

и

приспособления

для

вышивания.

Техника

безопасности

при

работе

с

различными

инструментами.

Практическое

использование предметов рукоделия в дизайне интерьера и повседневной

жизни.

2 – 5 час. Ручные стежки.

Использование вышивки в дизайне интерьера и украшении одежды.

Материалы

и

инструменты

для

вышивания:

Общие

сведения

о

тканях.

Цветовая

гармония

вышивки.

Техника

безопасности

при

вышивании.

Выполнение простейших ручных стежков.

6 – 10 час. Мережка.

Использование

мережки

в

дизайне

одежды

и

интерьера.

Материалы

и

инструменты. Выполнение простейших мережек. Отделка мережкой изделия.

11 – 14 час. Изготовление изделия.

8

Выбор

изделия.

Увеличение

и

уменьшение

рисунка.

Способы

переноса

рисунка на ткань. Уход за вышитым изделием. Способы оформления изделий.

Изготовление салфетки, отделанной ручными стежками.

15 – 18 час. Бисероплетение.

Техники и приемы бисероплетения. Простые цепочки и изделия из них.

Выбор изделия и схемы для плетения. Изготовление изделия.

19

24

час.

Вышивки-малютки

крестиком.

Оформление

подарка

к

Новому году.

Использование

вышивки

крестиком

в

дизайне

интерьера.

Материалы

и

инструменты для вышивания. Схемы и наборы для вышивания. Техника

безопасности

при

вышивании.

Выполнение

стежков:

закрепление

нити,

традиционный крест, отступ вовнутрь, отступ наружу, перенос нити, пропуск

стежков.

Монохромная

вышивка

несложных

схем.

Оформление

готовых

изделий в виде открыток. Оформление готовых изделий в рамку.

25 час. Лоскутная пластика.

Из

история

лоскутной

пластики.

Виды

лоскутного

шитья.

Инструменты,

материалы

и

оборудование.

Подготовка

материалов

к

работе.

Техника

безопасности.

26 – 29 час. Техники и приемы лоскутного шитья.

Основные

понятия

об

орнаменте

и

технике

составления

блоков.

Изготовление

шаблонов.

Корректировка

шаблонов.

Увеличение

и

уменьшение размеров. Цветовая гармония в лоскутной пластике. Техники и

приёмы лоскутного шитья. «Необычные ромбы» и «Полоски». Клеёная и

термоаппликация.

Подбор

материалов.

Изготовление

шаблонов.

Раскрой

деталей. Соединение элементов между собой.

30 – 35 час. Изготовление изделия в технике лоскутного шитья.

Выбор дизайна изделия. Подготовка выкройки. Изготовление прихватки в

технике лоскутного шитья. Подбор материалов. Изготовление шаблонов.

Соединение

элементов

в

блок.

Раскрой

деталей

изделия

и

подкладки.

Соединение деталей между собой. Пошив. Окончательная отделка.

36 – 43 час. Изготовление подарка в технике лоскутного шитья.

Выбор

изделия.

Изготовление

выкройки,

шаблонов.

Подбор

материалов.

Соединение

элементов

в

блок.

Раскрой

деталей.

Соединение

деталей.

Изготовление изделия в технике лоскутного шитья. Окончательная отделка.

9

44 час. Загадочная страна кукол.

История

тряпичных

кукол,

их

разновидность,

используемые

материалы,

инструменты, приспособления.

45 – 54 час. Изготовление куклы Тильды без одежды.

Выбор куклы. Подбор материалов. Изготовление выкройки. Раскрой деталей.

Сметывание

и

стачивание

деталей

между

собой.

Пошив.

Набивка.

Окончательная отделка и оформление куклы.

55 – 64 час. Игрушка в подарок.

Выбор

игрушки.

Подбор

материалов.

Изготовление

выкройки.

Раскрой

деталей.

Сметывание

и

стачивание

деталей

между

собой.

Набивка.

Окончательная отделка. Оформление куклы.

65 – 66 час. Экскурсия в музей

Знакомство с экспонатами музея.

67 – 68 час. Итоговое занятие. Выставка работ учащихся.

Подготовка экспонатов к выставке. Организация выставки.

10

Календарно-тематическое планирование. Первый год обучения.

Таблица 1

п/п

Колич

ество

часов

Тема занятия

Дата

Содержание

Техническое оснащение

1

1

Вводное занятие

Цели и задачи. План работы. Оборудование кабинета,

организация рабочего места. Техника безопасности в

кабинете. Знакомство с образцами. Знакомство с

материалами, инструментами и приспособлениями для

вышивания. Презентация «Использование рукоделия в

дизайне интерьера и повседневной жизни».

Компьютер,

журналы

и

книги

по

рукоделию

2

4

Ручные стежки.

Презентация «Использование вышивки в дизайне

интерьера и украшении одежды». Знакомство с

образцами. Цветовая гармония вышивки. Общие

сведения о тканях, используемых в вышивке. Техника

безопасности при вышивании.

Компьютер,

журналы

и

книги

по

рукоделию, образцы стежков. Нитки для

вышивания, ткани для вышивания, иглы,

пяльцы, ножницы.

3

Ручные стежки.

Выполнение простейших ручных стежков: вперед

иголку, назад иголку, петельный шов, гладьевые

стежки, тамбурный шов. Знакомство с образцами

вышитых ручными швами изделий. Выбор рисунка

для вышивания, подбор мулине.

Журналы и книги по рукоделию, образцы

стежков.

Нитки

для

вышивания,

ткани

для вышивания, иглы, пяльцы, ножницы.

4

Ручные стежки.

Перевод рисунка для вышивания на ткань. Способы

оформления изделий. Подготовка ткани. Вышивка

рисунка.

Журналы и книги по рукоделию, образцы

стежков.

Нитки

для

вышивания,

ткани

для вышивания, иглы, пяльцы, ножницы.

5

Ручные стежки.

Техника безопасности при работе с утюгом. Вышивка

рисунка, оформление бахромой, влажно-тепловая

обработка вышивки.

Журналы и книги по рукоделию, образцы

стежков.

Нитки

для

вышивания,

ткани

для вышивания, иглы, пяльцы, ножницы.

6

5

Мережка.

Презентация «Использование ажурных швов в

дизайне одежды и интерьера». Ткани для мережки,

виды переплетения тканей, основа, уток, нитки,

инструменты и приспособления. Знакомство с

образцами.

Компьютер,

журналы

и

книги

по

рукоделию. Образцы вышивок.

7

Мережка.

Подготовка ткани. Выполнение простейших мережек:

«кисточка», «столбик».

Журналы и книги по рукоделию, образцы

стежков.

Нитки

для

вышивания,

ткани

для вышивания, иглы, пяльцы, ножницы.

8

Мережка.

Выполнение простейших мережек: «в раскол»,

скрещенные «столбики».

Журналы и книги по рукоделию, образцы

стежков.

Нитки

для

вышивания,

ткани

для вышивания, иглы, пяльцы, ножницы.

9

Мережка.

Выполнение простейших мережек: «снопик»,

«жучок».

Журналы и книги по рукоделию, образцы

стежков.

Нитки

для

вышивания,

ткани

для вышивания, иглы, пяльцы, ножницы.

10

Мережка.

Выполнение простейших мережек: «панка».

Знакомство с образцами. Выбор изделия для вышивки.

Журналы и книги по рукоделию, образцы

стежков.

Нитки

для

вышивания,

ткани

для вышивания, иглы, пяльцы, ножницы.

11

4

Изготовление изделия.

Подготовка ткани. Увеличение и уменьшение рисунка.

Перенос рисунка на ткань.

Журналы и книги по рукоделию. Образцы

оформления изделия. Мулине, ткани для

вышивания, иглы, пяльцы, ножницы.

12

Изготовление изделия.

Вышивка изделия ручными стежками и мережкой.

Образцы оформления изделия. Мулине,

ткани для вышивания, иглы, пяльцы,

ножницы.

13

Изготовление изделия.

Вышивка изделия ручными стежками и мережкой.

Образцы оформления изделия. Мулине,

ткани для вышивания, иглы, пяльцы,

ножницы.

14

Изготовление изделия.

Окончательная отделка. Влажно-тепловая обработка

Образцы оформления изделия. Мулине,

ткани для вышивания, иглы, пяльцы,

ножницы. Утюг, гладильная доска.

15

4

Бисероплетение

Техники и приемы бисероплетения.

Компьютер,

журналы

и

книги

по

рукоделию.

Образцы

изделий.

Иглы,

нитки, леска, бисер.

16

Бисероплетение

Простые цепочки и изделия из них.

Журналы и книги по рукоделию.

Образцы изделий. Иглы, нитки, леска,

бисер.

17

Бисероплетение

Выбор изделия и схемы для плетения. Изготовление

изделия.

Журналы и книги по рукоделию.

Образцы изделий. Иглы, нитки, леска,

бисер.

18

Бисероплетение

Изготовление изделия.

Журналы и книги по рукоделию.

Образцы изделий. Иглы, нитки, леска,

бисер.

19

6

Вышивки – малютки

крестиком. Оформление

подарка к Новому году и

Рождеству.

Презентация «Вышивка крестиком вчера и сегодня»,

использование вышивки в дизайне интерьера.

Компьютер,

журналы

и

книги

по

рукоделию. Образцы изделий.

20

Вышивки - малютки

крестиком. Оформление

подарка к Новому году и

Рождеству.

Знакомство

с

образцами

вышитых

и зде ли й .

Материалы и инструменты для вышивания. Схемы и

наборы для вышивания.

Мулине,

иглы

для

вышивания,

канва,

пяльцы, ножницы.

21

Вышивки - малютки

крестиком. Оформление

подарка к Новому году и

Рождеству.

Техника безопасности при вышивании. Подготовка

канвы. Выполнение стежков: закрепление нити,

гобеленовый стежок, традиционный крест.

Мулине, иглы для вышивания, канва,

пяльцы, ножницы.

22

Вышивки - малютки

крестиком. Оформление

подарка к Новому году и

Рождеству.

Выполнение стежков: традиционный крест, отступ

вовнутрь, отступ наружу, перенос нити, пропуск

стежков. Подбор монохромной схемы для вышивки.

Мулине, иглы для вышивания, канва,

пяльцы, журналы для рукоделия, схемы

вышивок, ножницы.

23

Вышивки - малютки

крестиком. Оформление

подарка к Новому году и

Рождеству.

Вышивка изделия по схеме. Оформление вышивки в

виде открытки. Оформление вышивки в рамку.

Мулине, иглы для вышивания, канва,

пяльцы, журналы для рукоделия, схемы

вышивок, ножницы, образцы рамок,

картон.

24

Вышивки - малютки

крестиком. Оформление

подарка к Новому году и

Рождеству.

Вышивка изделия по схеме. Оформление вышивки в

виде открытки. Оформление вышивки в рамку.

Мулине, иглы для вышивания, канва,

пяльцы, ножницы, картон, образцы

рамок.

25

1

Лоскутная пластика

Из

история

лоскутной

пластики.

Виды

лоскутного

Компьютер,

журналы

и

книги

по

шитья.

Инструменты,

материалы

и

оборудование.

Подготовка

материалов

к

работе.

Те х н и к а

безопасности

рукоделию, образцы изделий.

26

4

Т е х н и к и

и

п р и ё м ы

лоскутного шитья.

Основные

понятия

об

орнаменте

и

технике

составления

блоков.

Изготовление

шаблонов.

Цветовая гармония в лоскутной пластике.

Компьютер,

журналы

и

книги

по

рукоделию. Образцы лоскутного шитья.

27

Т е х н и к и

и

п р и ё м ы

лоскутного шитья.

Корректировка шаблонов. Увеличение и уменьшение

размеров. Техники и приёмы лоскутного шитья.

«Необычные ромбы». Раскрой деталей. Соединение

элементов между собой

Журналы и книги по рукоделию. Образцы

лоскутного

шитья,

нитки,

иглы

для

шитья,

ножницы,

швейные

машины,

утюг, гладильная доска.

28

Т е х н и к и

и

п р и ё м ы

лоскутного шитья.

Техники и приёмы лоскутного шитья. «Полоски».

Изготовление шаблонов. Раскрой деталей. Соединение

элементов между собой

Журналы и книги по рукоделию. Образцы

лоскутного

шитья,

нитки,

иглы

для

шитья,

ножницы,

швейные

машины,

утюг, гладильная доска.

29

Т е х н и к и

и

п р и ё м ы

лоскутного шитья.

Клеёная

и

термоаппликация.

Подбор

материалов.

Раскрой деталей. Соединение элементов между собой

Журналы и книги по рукоделию. Образцы

лоскутного

шитья,

нитки,

иглы

для

шитья,

ножницы,

швейные

машины,

утюг, гладильная доска.

30

6

Изготовление

изделия

в

технике лоскутного шитья.

Выбор дизайна изделия. Подбор материалов.

Изготовление шаблонов.

Журналы и книги по рукоделию. Образцы

лоскутного шитья, ножницы.

31

Изготовление

изделия

в

технике лоскутного шитья.

Раскрой деталей.

Соединение элементов в блок.

Журналы и книги по рукоделию. Образцы

лоскутного

шитья,

нитки,

иглы

для

шитья,

ножницы,

швейные

машины,

утюг, гладильная доска.

32

Изготовление

изделия

в

технике лоскутного шитья.

Подготовка выкройки изделия. Раскрой деталей

изделия. Соединение деталей между собой.

Образцы лоскутного шитья, нитки, иглы

для шитья, ножницы, швейные машины,

утюг, гладильная доска.

33

Изготовление

изделия

в

технике лоскутного шитья.

Раскрой подкладки. Соединение с изделием.

Образцы лоскутного шитья, нитки, иглы

для шитья, ножницы, швейные машины,

утюг, гладильная доска

34

Изготовление

изделия

в

технике лоскутного шитья.

Изготовление прихватки в технике лоскутного шитья.

Окончательная отделка.

Образцы лоскутного шитья, нитки, иглы

для шитья, ножницы, швейные машины,

утюг, гладильная доска.

35

Изготовление

изделия

в

технике лоскутного шитья.

Изготовление прихватки в технике лоскутного шитья.

Окончательная отделка.

Образцы лоскутного шитья, нитки, иглы

для шитья, ножницы, швейные машины,

утюг, гладильная доска.

36

8

Изготовление

подарка

в

технике лоскутного шитья

Выбор изделия. Изготовление шаблонов.

Компьютер.

Журналы

и

книги

по

рукоделию. Шаблоны, швейные машины,

ножницы, иглы и нитки, утюг, гладильная

доска.

37

Изготовление подарка в

технике лоскутного шитья

Подбор материалов. Изготовление выкройки.

Журналы и книги по рукоделию.

Шаблоны, швейные машины, ножницы,

иглы и нитки, утюг, гладильная доска

38

Изготовление подарка в

технике лоскутного шитья

Соединение элементов в блок. Раскрой деталей.

Журналы и книги по рукоделию.

Шаблоны, швейные машины, ножницы,

иглы и нитки, утюг, гладильная доска

39

Изготовление подарка в

технике лоскутного шитья

Соединение деталей. Изготовление изделия в технике

лоскутного шитья. Окончательная отделка.

Журналы и книги по рукоделию.

Шаблоны, швейные машины, ножницы,

иглы и нитки, утюг, гладильная доска

40

Изготовление подарка в

технике лоскутного шитья

Изготовление изделия в технике лоскутного шитья.

Шаблоны, швейные машины, ножницы,

иглы и нитки, утюг, гладильная доска

41

Изготовление подарка в

технике лоскутного шитья

Изготовление изделия в технике лоскутного шитья.

Швейные машины, ножницы, иглы и

нитки, утюг, гладильная доска

42

Изготовление подарка в

технике лоскутного шитья

Изготовление изделия в технике лоскутного шитья.

Окончательная отделка.

Швейные машины, ножницы, иглы и

нитки, утюг, гладильная доска

43

Изготовление подарка в

технике лоскутного шитья

Изготовление изделия в технике лоскутного шитья.

Окончательная отделка.

Швейные машины, ножницы, иглы и

нитки, утюг, гладильная доска

44

1

Загадочная страна кукол

История

тряпичных

кукол,

их

разновидность,

и с п о л ь з у е м ы е

м а т е р и а л ы ,

и н с т р у м е н т ы ,

приспособления.

Компьютер,

журналы

и

книги

по

рукоделию

45

10

Изготовление куклы

Тильды без одежды

Выбор куклы. Подбор материалов.

Журналы и книги по рукоделию. Образцы

кукол,

выкройки,

нитки

и

иглы

для

шитья,

ножницы,

швейные

машины,

утюг, гладильная доска.

46

Изготовление куклы

Тильды без одежды

Изготовление выкройки.

Журналы и книги по рукоделию. Образцы

кукол, выкройки, нитки и иглы для

шитья, ножницы, швейные машины,

утюг, гладильная доска.

47

Изготовление куклы

Тильды без одежды

Раскрой деталей.

Журналы и книги по рукоделию. Образцы

кукол, выкройки, нитки и иглы для

шитья, ножницы, швейные машины,

утюг, гладильная доска.

48

Изготовление куклы

Тильды без одежды

Сметывание и стачивание деталей между собой.

Образцы кукол, выкройки, нитки и иглы

для шитья, ножницы, швейные машины,

утюг, гладильная доска.

49

Изготовление куклы

Тильды без одежды

Сметывание и стачивание деталей между собой.

Образцы кукол, выкройки, нитки и иглы

для шитья, ножницы, швейные машины,

утюг, гладильная доска.

50

Изготовление куклы

Тильды без одежды

Сметывание и стачивание деталей между собой.

Образцы кукол, выкройки, нитки и иглы

для шитья, ножницы, швейные машины,

утюг, гладильная доска.

51

Изготовление куклы

Тильды без одежды

Набивка.

Окончательная отделка и оформление куклы

Образцы кукол, выкройки, нитки и иглы

для шитья, ножницы, синтепон, швейные

машины, утюг, гладильная доска.

52

Изготовление куклы

Тильды без одежды

Набивка.

Окончательная отделка и оформление куклы

Образцы кукол, выкройки, нитки и иглы

для шитья, ножницы, синтепон, швейные

машины, утюг, гладильная доска.

53

Изготовление куклы

Тильды без одежды

Окончательная отделка и оформление куклы

Нитки и иглы для шитья, ножницы,

швейные машины, утюг, гладильная

доска.

54

Изготовление куклы

Тильды без одежды

Окончательная отделка и оформление куклы

Нитки и иглы для шитья, ножницы,

швейные машины, утюг, гладильная

доска.

55

10

Игрушка в подарок.

Выбор игрушки. Подбор материалов.

Журналы и книги по рукоделию. Образцы

кукол,

выкройки,

нитки

и

иглы

для

шитья,

ножницы,

швейные

машины,

утюг, гладильная доска.

56

Игрушка в подарок.

Изготовление выкройки.

Журналы и книги по рукоделию. Образцы

кукол, выкройки, нитки и иглы для

шитья, ножницы, швейные машины,

утюг, гладильная доска.

57

Игрушка в подарок.

Раскрой деталей. Сметывание деталей между собой.

Журналы и книги по рукоделию. Образцы

кукол, выкройки, нитки и иглы для

шитья, ножницы, швейные машины,

утюг, гладильная доска.

58

Игрушка в подарок.

Сметывание и стачивание деталей между собой.

Журналы и книги по рукоделию. Образцы

кукол, выкройки, нитки и иглы для

шитья, ножницы, швейные машины,

утюг, гладильная доска.

59

Игрушка в подарок.

Сметывание и стачивание деталей между собой.

Журналы и книги по рукоделию. Образцы

кукол, выкройки, нитки и иглы для

шитья, ножницы, швейные машины,

утюг, гладильная доска.

60

Игрушка в подарок.

Стачивание деталей между собой.

Журналы и книги по рукоделию. Образцы

кукол, выкройки, нитки и иглы для

шитья, ножницы, швейные машины,

утюг, гладильная доска.

61

Игрушка в подарок.

Стачивание деталей между собой. Набивка.

Журналы и книги по рукоделию. Образцы

кукол, выкройки, нитки и иглы для

шитья, ножницы, швейные машины,

утюг, гладильная доска.

62

Игрушка в подарок.

Стачивание деталей между собой. Набивка.

Журналы и книги по рукоделию. Образцы

кукол, выкройки, нитки и иглы для

шитья, ножницы, швейные машины,

утюг, гладильная доска.

63

Игрушка в подарок.

Окончательная отделка. Оформление куклы.

Образцы кукол, выкройки, нитки и иглы

для шитья, ножницы, швейные машины,

утюг, гладильная доска.

64

Игрушка в подарок.

Окончательная отделка. Оформление куклы.

Образцы кукол, выкройки, нитки и иглы

для шитья, ножницы, швейные машины,

утюг, гладильная доска.

65

2

Экскурсия в музей

Знакомство с экспонатами музея

66

Экскурсия в музей

Знакомство с экспонатами музея

67

2

Итоговое занятие. Выставка

работ учащихся.

Подготовка экспонатов к выставке.

Компьютер,

оформленные

изделия

учащихся.

68

Итоговое занятие. Выставка

работ учащихся.

Организация выставки.

Оформленные изделия учащихся.

Мониторинг результатов обучения

Таблица2

п/

п

Показатели

(оцениваемые

параметры

)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Возможное

количество

баллов

Методы

диагностики

1

Теоретические

знания по

основным разделам

программы.

Соответствие

теоретических знаний

обучающего

программным

требованиям.

Минимальный уровень:

обучающийся овладел менее половины объема знаний,

предусмотренных программой за конкретный период;

Средний уровень: объем усвоенных знаний составляет более

половины;

Максимальный уровень: обучающийся освоил практически весь

объем знаний.

1

2

3

Тестирование

2

Владение

специальной

терминологией.

Осмысленность,

правильность

использования

специальной

терминологии.

Минимальный уровень:

обучающийся слабо владеет специальными терминами;

Средний уровень: обучающийся в основном освоил специальную

терминологию;

Максимальный уровень: обучающийся освоил специальную

терминологию в полном объеме.

1

2

3

Тестирование

3

Практические

умения и навыки

по основным

разделам

программы

Соответствие

практических умений и

навыков программным

требованиям

Минимальный уровень:

обучающийся, овладел менее половины объема знаний,

предусмотренных программой за конкретный период;

Средний уровень: объем усвоенных знаний составляет более

половины;

Максимальный уровень: обучающийся освоил практически весь

объем знаний

1

2

3

Контрольные

задания

4

Творческие

достижения

Креативность в

выполнении

практических заданий,

творческих работ

Начальный уровень развития креативности;

Репродуктивный уровень (выполнение заданий на уровне образца)

Творческий уровень (выполнение творческих работ, проектов)

1

2

3

Контрольные

задания,

анализ

творческих

работ.

5

Умение работать с

источниками

информации, вести

учебно-

исследовательскую

работу

Самостоятельность в

выборе и анализе

источников информации,

учебно-

исследовательской работе

Минимальный уровень: обучающийся испытывает затруднения при

работе с источниками информации, нуждается в постоянной

помощи и контроле;

Средний уровень:

работает с источниками информации с помощью педагога или

родителей;

1

2

Наблюдение

Максимальный уровень: работает самостоятельно

3

6

Активность

обучающегося

Позиция активности

обучающегося и

устойчивого интереса к

деятельности

Минимальный уровень: обучающийся на занятиях неактивен,

выполняет задания только по четким инструкциям;

Средний уровень:

Проявляет интерес к деятельности, активен на определенных

этапах работы;

Максимальный уровень: проявляет активный интерес к обучению,

стремится к самостоятельной творческой деятельности;

1

2

3

Анализ

творческой

работы

7

Учебно-

коммуникативные

умения и навыки.

Умение слушать

педагога, выступать

перед аудиторией,

участвовать в дискуссии

Минимальный уровень: обучающийся испытывает затруднения в

восприятии информации и нуждается в постоянной помощи и

контроле;

Средний уровень:

Активен на определенных этапах деятельности;

Максимальный уровень: высокая активность на занятиях,

свободное владение информацией и логичность в построении

выступления, дискуссии.

1

2

3

Наблюдение

8

Учебно-

организационные

умения и навыки

Способность

организовывать свое

рабочее место,

соблюдение правил

техники безопасности,

аккуратность и

ответственность

Минимальный уровень: обучающийся овладел менее половины

объема навыков безопасной деятельности, неаккуратен, не

организован

Средний уровень:

объем усвоенных навыков составляет более половины;

Максимальный уровень: освоил практически весь объем учебно-

организационных навыков.

1

2

3

Наблюдение

9

Организационно-

волевые качества

Степень развития

терпения, воли,

самоконтроля

Минимальный уровень: обучающийся не доводит начатое дело до

конца без посторонней помощи;

Средний уровень: обучающийся в основном выполняет все задания

самостоятельно до конца;

Максимальный уровень: обучающийся выполняет все задания

самостоятельно до конца;

1

2

3

Наблюдение

10

Характер

отношений в

коллективе

Уровень

коммуникативных

качеств, степень участия

в делах коллектива

Минимальный уровень: обучающийся не совсем готов к

сотрудничеству со сверстниками, не проявляет активности в делах

коллектива.

Средний уровень: обучающийся, в основном, готов к

сотрудничеству со сверстниками и руководителем, принимает

участие в делах коллектива.

Максимальный уровень: обучающийся активно сотрудничает со

1

2

3

Наблюдение

сверстниками и руководителем, активен в делах коллектива.

Литература

1.

Агапова, И. Аппликация [Текст] / И. Агапова, М. Давыдова. – М.: ООО «ИКТЦ

«ЛАДА», 2009. – 118 с.

2.

Агапова, И. 114 игрушек и поделок из всякой всячины [Текст] / И. Агапова, М.

Давыдова. – М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2008. – 200с + 8 ил.

3.

Артамонова, Е.В. Украшения из бисера [Текст] /Е.В. Артамонова – М.: Эксмо,2010. –

64с.: ил.

4.

Белякова, О.В. 207 лучших подарков своими руками [Текст] / О.В.Белякова. – М.:

ООО ИКТЦ «ЛАДА»,2009. – 112с.+12с,ил.

5.

Божко, Л.А. Бисер для стильных девочек [Текст] / Л.А.Божко. – М.: Мартин,2010. –

120с.,ил.

6.

Вышивка

лентами.

Эксклюзивные

подарки

своими

руками.

100

уникальных

примеров[Текст] – Минск: Харвест, 2012. – 160с.

7.

Вышивка лентами [Текст] – Минск: Харвест, 2010. – 160с.

8.

Гусева, Н. 365 фенечек из бисера [Текст] /Н.Гусева. – М.: АйрисПресс, 2003. – 183с.

9.

Данкевич, Е.В. Бисер для девочек [Текст] /Е.В.Данкевич. – М.: Астрель, СПб.:Сова,

2010. – 128с.: ил.

10.Данкевич,

Е.В.

Бижутерия

из

бисера

[Текст]

/Е.В.Данкевич.

М.:

Астрель,

СПб.:Сова,2012 –32с.

11.Дильмон,

Т.

Полный

курс

женских

рукоделий [Текст]

/ Т.Дильмон,

пер.

М.

Авдониной. – М.: Эксмо, 2006. – 255с.

12.Журналы рукоделия: «Лена. Рукоделие» ЗАО «ЭДИПРЕСС – КОНЛИГА»;

13.Журналы рукоделия «Вышиваю крестиком» Издатель ООО «Гейм Лэнд;

14.Журналы рукоделия «Susanna.Рукоделие» ЗАО «ЭДИПРЕСС – КОНЛИГА»;

15.Журналы рукоделия «Formula рукоделия» ООО «Формула рукоделия»;

16.Журналы рукоделия «Diana. Креатив» ЗАО «ЭДИПРЕСС – КОНЛИГА»;

17.Журналы рукоделия «Валя-Валентина» учредитель ЗАО «ПРАЙМ-ТАЙМ», издатель

ЗАО «ИМПОСТ».

18.Зайцев, В.Б. Вышивка крестом. Новые орнаменты и схемы [Текст] /В.Б.Зайцев. – М.:

РИПОЛ классик, 2008. – 63с.

19.Зайцева,

А.А.

Вышивка

ленточками:

мастер-класс

для

начинающих

мастериц

[Текст] / А.А.Зайцева. – М.: Эксмо, 2010. – 64с.: ил. – (Азбука рукоделия).

20.Золотарева, Е.Н. Подарки из бисера [Текст] /Е.Н. Золотарева. – М.: Айрис Пресс,

2010. – 176с.: цв. ил. – (Внимание: дети!).

21.Золотая книга домашнего рукоделия [Текст] /Автор-сост. С.А.Хворостухина. – М.:

Вече, 2005. – 512с.

22.Иванова, А.А. Искусство вышивки пейзажей и цветов [Текст] / А.А.Иванова. –

М.:ОЛМА МЕДИА ГРУПП,2010. – 160с.+ 64с.вкл. – (Рукоделие. Мастерица).

23.Ликсо, Н.Л. Бисер [Текст] /Н.Л. Ликсо. – Минск: Харвест,2010. – 34с.

24.Лоскутное шитье: Швейная мастерская дома [Текст]: Справочное издание. Авт.сост.

Н.М. Волчек. – М.: Современный литератор, 2001. – 78с.

25.Лунева, А.Л. Украшения из бисера [Текст] / А.Л.Лунева, А.Л.Лунев.

– М.:Эксмо,

2007. – 256с.: ил. – (Академия «Умелые руки»)

26.Ляукина, М.В. Бисер [Текст] / М.В. Ляукина – М.:АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2005. – 147с.

27.Максимова,

М.В.

Девичьи

хлопоты

[Текст]

/

М.В.Максимова,

М.А.Кузьмина.

М.:Эксмо, 2003. – 80с.(Серия «Заботы маленькой хозяйки»)

28.Матюхина, Ю. Стильные сумки от идеи до воплощения. Модные женские сумки

своими руками [Текст] /Ю.Матюхина, М.Рахно. –

Ростов н/Д.: Владис, 2009. –

208с.,с ил.(Умелые руки. Красивые вещи своими руками).

29.Митителло, К. Золотая коллекция аппликации [Текст] / К.Матителло – М.: Эксмо,

2005. – 63с.

30.Митителло, К. Мягкая игрушка по правилам и без [Текст] / К.Матителло – М.: Эксмо,

2007. – 64с.

31.Наниашвили,

И.Н.

Вышивка

крестом

[Текст]

/

И.Н.

Наниашвили.

Харьков

:

Книжный клуб «Клуб смейного досуга»; Белгород.: ООО «Книжный клуб «Клуб

семейного досуга»,2010. – 96с.: ил.

32.Нестерова,

Д.В.

Рукоделие:

энциклопедия

[Текст]

/

Д.В.Нестерова.

М.:

ООО

АСТ,2007. – 158, [2]с.: ил.

33. Овчинникова, О. Н. "Приемы изготовления изделий в лоскутной технике" [Текст] /

О.Н.Овчинникова. – М.: Эксмо, 2001. – 55с.

34.Полный курс современного рукоделия [Текст] – Минск: Харвест, 2007.– 336с.:ил.

35.Плотникова,

Т.Ф.

Занимательная

вышивка

[Текст]

/

Т.Ф.Плотникова.

М.:

ООО

«ИКТЦ «ЛАДА», 2008. – 113с +16, ил.

36.Плотникова,

Т.В

Вышивка

крестом

для

начинающих.Техника

вышивки

крестом.

Приемы,

хитрости,

узоры

[Текст]

/

Т.В.Плотникова.

Ростов

н/Д.:

«Владис».

М.:

«Рипол Классик»,2008. 192с., с илл.

37.Румянцева, Е.А. Аппликация. Простые поделки [Текст] / Е.А.Румянцева. – М.: Айрис

– пресс,2010. 55с.

38.Рукоделие: Популярная энциклопедия [Текст] /Гл.ред. И.А.Андреева. – М.: Большая

Рос.Энциклопедия, 1992. – 287с.: ил.

39.Фадеева, Е.В. Простые поделки из бисера [Текст] / Е.В.Фадеева. – М.: Айрис –

пресс,2010. – 144с.: цв. ил. – (Внимание: дети!).

40.Чиотти, Д. Бисер:создаем уникалльные украшения [Текст] / Донателла Чиотти; (пер.с

ит. И.И.Голубковой). – М.:Эксмо, 2011. – 96с.:ил. – (Азбука рукоделия. Бисер).

41.Энциклопедия для маленьких принцесс [Текст] – СПб.: Диамант, 2000. – 55с.



В раздел образования