"Снижение негативного воздействия на окружающую среду от эксплуатации тепловозов"
Автор: Отчик Дмитрий ВасильевичДолжность: преподаватель
Учебное заведение: филиал ФГБОУ ВО Самарский государственный университет путей сообщения в г. Казани
Населённый пункт: г. Казань, Республика Татарстан
Наименование материала: Статья
Тема: "Снижение негативного воздействия на окружающую среду от эксплуатации тепловозов"
Раздел: высшее образование
Назад
УДК
Д.В.Отчик
инженер, преподаватель филиала ФГБОУ ВО
«Самарский государственный университет
путей сообщения» в г. Казани
г. Казань, Российская Федерация
СНИЖЕНИЕ НЕГАТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ
СРЕДУ ОТ ЭКСПЛУАТАЦИИ ТЕПЛОВОЗОВ
Обеспечение экологической безопасности транспортных объектов, в том
числе тепловозов, дизель-поездов, рельсовых автобусов, автомотрис и путевой
техники при их эксплуатации и воздействии на окружающую среду, является
актуальной задачей инженерной экологии. Предприятиями, эксплуатирующие
локомотивы
на
автономной
(дизельной)
тяге
являются
ремонтные
и
эксплуатационные
локомотивные
депо,
тепловозоремонтные
заводы,
железнодорожные
станции,
промышленные
предприятия,
имеющие
железнодорожную инфраструктуру, детские железные дороги, расположенные,
как правило, в городских и пригородных парках и зонах отдыха.
Предприятия, эксплуатирующие маневровые и магистральные тепловозы,
специальный самоходный подвижной состав на автономной тяге и путевые
машины
имеют
установленную
санитарно-защитную
зону
(СЗЗ).
Она
представляет
собой
территорию
определенной
протяженности
и
ширины,
отделяющую
источники
загрязнения
атмосферного
воздуха
от
жилой
(селитебной)
зоны.
В
зависимости
от
класса
предприятия
устанавливается
нормативная ширина СЗЗ. Для локомотивных депо, железнодорожных станций
и
предприятий,
эксплуатирующих
тепловозы,
относящиеся
к III
классу
производства, СЗЗ составляет 300 метров.
Размеры санитарно-защитных зон проверяются расчётом в зависимости
от загрязнения атмосферного воздуха. Если при этом размеры СЗЗ получаются
больше,
чем
установленные
государственными
стандартами,
то
необходим
пересмотр организационно-технических решений [1,c 107].
Результаты определения максимальных приземных концентраций частиц
сажи (С) в атмосферном воздухе показывают, что ПДК превышена в 3,5 – 4,8
раз для магистральных тепловозов и в 4-5 раз для маневровых, работающих на
номинальном режиме. При этом, расстояние, на котором достигается ПДК
сажи,
составляет
для
магистральных
тепловозов
345-400
метров,
а
для
маневровых 215-235 метров.
Для снижения выбросов загрязняющих веществ (ЗВ) в атмосферный
воздух
от
предприятий
тепловозного
хозяйства,
необходим
правовой
и
экономический
механизмы
регулирования
природопользования.
В
области
правовых
аспектов,
это,
в
первую
очередь,
совершенствование
санитарно-
гигиенических
требований
и
нормативов
к
воздуху
рабочей
зоны
и
норм
выбросов.
Связующим
показателем
при
этом
должен
стать
технический
норматив
выбросов.
Он
позволит
ограничить
выбросы
ЗВ
в
атмосферу.
Экономические
механизмы
призваны
ввести
льготное
субсидирование
и
внедрение инженерно-технических решений в счёт платежей за загрязнение
окружающей среды, что снизит антропогенное воздействие на атмосферу.
В
качестве
организационно-технических
мероприятий,
позволяющих
снизить количество выбросов ЗВ в атмосферу, могут быть приняты следующие
меры:
- выдача разрешения на эксплуатацию каждого локомотива в соответствии
с ТНВ, отвечающим требованиям ГОСТ Р50953-96, на основании результатов
экологического контроля тепловозов на ПЭК предприятия;
- внедрение на предприятиях тепловозного хозяйства природоохранных
мероприятий
для
достижения
установленных
выбросов
ЗВ
в
случае
их
превышения;
- проведение эффективных мероприятий по урегулированию выбросов ЗВ
в периоды неблагоприятных метеорологических условий (НМУ).
Инженерно-технические
мероприятия
заключаются
в
установке
стационарной
системы
очистки
отработанных
газов
при
стендовых
и
реостатных
испытаниях
тепловозов,
что
позволит
добиться
высокой
эффективности очистки по оксидам азота (NO) до 80 %.
Снижение выбросов также, можно добиться с помощью нейтрализаторов
отработанных газов и катализаторов, обеспечивающие более плотное сгорание
топлива,
а
также
применяя
в
тепловозных
дизелях
топливные
насосы
аккумуляторного типа. Они способны значительно снизить выбросы оксидов
азота и сажи на режимах малых нагрузок и холостого хода благодаря более
качественной подаче топлива в цилиндры.
Установка
нейтрализаторов
на
дизельных
двигателях
ведёт
к
значительному
снижению
(до
90%)
выбросов
оксидов
углерода
(СО)
и
углеводородов.
Система FUEL-FINISHER
(FF)
является
альтернативным
решением различным нейтрализаторам окислительного типа. Это специальное
химико-каталитическое устройство, разработанное на основе каталитического
конвертера
и
предназначенное
для
стабилизации
органических
продуктов.
Топливо,
протекающее
через
устройство FF,
обогащается
небольшим
количеством катализатора и наиболее полно сгорает. Снижается концентрация
вредных веществ в отработанных газах и экономится топливо. Таким образом,
экономический аспект проблемы направлен не в ущерб экологиии, что мало
возможно другим технологиям.
Список использованной литературы:
1. «Методики расчёта концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ,
содержащихся в выбросах предприятий» ОНД-86. Москва:, Госкомгидромет,
1987
© Д.В.Отчик, 2016
В раздел образования