Напоминание

"Снижение негативного воздействия на окружающую среду от эксплуатации тепловозов"


Автор: Отчик Дмитрий Васильевич
Должность: преподаватель
Учебное заведение: филиал ФГБОУ ВО Самарский государственный университет путей сообщения в г. Казани
Населённый пункт: г. Казань, Республика Татарстан
Наименование материала: Статья
Тема: "Снижение негативного воздействия на окружающую среду от эксплуатации тепловозов"
Раздел: высшее образование





Назад





УДК

Д.В.Отчик
инженер, преподаватель филиала ФГБОУ ВО «Самарский государственный университет путей сообщения» в г. Казани г. Казань, Российская Федерация
СНИЖЕНИЕ НЕГАТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ

СРЕДУ ОТ ЭКСПЛУАТАЦИИ ТЕПЛОВОЗОВ
Обеспечение экологической безопасности транспортных объектов, в том числе тепловозов, дизель-поездов, рельсовых автобусов, автомотрис и путевой техники при их эксплуатации и воздействии на окружающую среду, является актуальной задачей инженерной экологии. Предприятиями, эксплуатирующие локомотивы на автономной (дизельной) тяге являются ремонтные и эксплуатационные локомотивные депо, тепловозоремонтные заводы, железнодорожные станции, промышленные предприятия, имеющие железнодорожную инфраструктуру, детские железные дороги, расположенные, как правило, в городских и пригородных парках и зонах отдыха. Предприятия, эксплуатирующие маневровые и магистральные тепловозы, специальный самоходный подвижной состав на автономной тяге и путевые машины имеют установленную санитарно-защитную зону (СЗЗ). Она представляет собой территорию определенной протяженности и ширины, отделяющую источники загрязнения атмосферного воздуха от жилой (селитебной) зоны. В зависимости от класса предприятия устанавливается нормативная ширина СЗЗ. Для локомотивных депо, железнодорожных станций и предприятий, эксплуатирующих тепловозы, относящиеся к III классу производства, СЗЗ составляет 300 метров. Размеры санитарно-защитных зон проверяются расчётом в зависимости от загрязнения атмосферного воздуха. Если при этом размеры СЗЗ получаются
больше, чем установленные государственными стандартами, то необходим пересмотр организационно-технических решений [1,c 107]. Результаты определения максимальных приземных концентраций частиц сажи (С) в атмосферном воздухе показывают, что ПДК превышена в 3,5 – 4,8 раз для магистральных тепловозов и в 4-5 раз для маневровых, работающих на номинальном режиме. При этом, расстояние, на котором достигается ПДК сажи, составляет для магистральных тепловозов 345-400 метров, а для маневровых 215-235 метров. Для снижения выбросов загрязняющих веществ (ЗВ) в атмосферный воздух от предприятий тепловозного хозяйства, необходим правовой и экономический механизмы регулирования природопользования. В области правовых аспектов, это, в первую очередь, совершенствование санитарно- гигиенических требований и нормативов к воздуху рабочей зоны и норм выбросов. Связующим показателем при этом должен стать технический норматив выбросов. Он позволит ограничить выбросы ЗВ в атмосферу. Экономические механизмы призваны ввести льготное субсидирование и внедрение инженерно-технических решений в счёт платежей за загрязнение окружающей среды, что снизит антропогенное воздействие на атмосферу. В качестве организационно-технических мероприятий, позволяющих снизить количество выбросов ЗВ в атмосферу, могут быть приняты следующие меры: - выдача разрешения на эксплуатацию каждого локомотива в соответствии с ТНВ, отвечающим требованиям ГОСТ Р50953-96, на основании результатов экологического контроля тепловозов на ПЭК предприятия; - внедрение на предприятиях тепловозного хозяйства природоохранных мероприятий для достижения установленных выбросов ЗВ в случае их превышения; - проведение эффективных мероприятий по урегулированию выбросов ЗВ в периоды неблагоприятных метеорологических условий (НМУ).
Инженерно-технические мероприятия заключаются в установке стационарной системы очистки отработанных газов при стендовых и реостатных испытаниях тепловозов, что позволит добиться высокой эффективности очистки по оксидам азота (NO) до 80 %. Снижение выбросов также, можно добиться с помощью нейтрализаторов отработанных газов и катализаторов, обеспечивающие более плотное сгорание топлива, а также применяя в тепловозных дизелях топливные насосы аккумуляторного типа. Они способны значительно снизить выбросы оксидов азота и сажи на режимах малых нагрузок и холостого хода благодаря более качественной подаче топлива в цилиндры. Установка нейтрализаторов на дизельных двигателях ведёт к значительному снижению (до 90%) выбросов оксидов углерода (СО) и углеводородов. Система FUEL-FINISHER (FF) является альтернативным решением различным нейтрализаторам окислительного типа. Это специальное химико-каталитическое устройство, разработанное на основе каталитического конвертера и предназначенное для стабилизации органических продуктов. Топливо, протекающее через устройство FF, обогащается небольшим количеством катализатора и наиболее полно сгорает. Снижается концентрация вредных веществ в отработанных газах и экономится топливо. Таким образом, экономический аспект проблемы направлен не в ущерб экологиии, что мало возможно другим технологиям.
Список использованной литературы:
1. «Методики расчёта концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий» ОНД-86. Москва:, Госкомгидромет, 1987 © Д.В.Отчик, 2016


В раздел образования