Напоминание

"Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность"


Автор: Халюткина Елена Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №15 "Югорка"
Населённый пункт: Мегион, Ханты-Мансийский округ Югра
Наименование материала: статья
Тема: "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через

игровую деятельность»

Современная

экологическая

ситуация

в

мире

далеко

не

оптимистична. Экологическое

воспитание считается учеными составляющей экологического образования и рассматривается

как направление дошкольной педагогики. Исходя из актуальности обозначенной проблемы, со

всей

остротой

встает

вопрос

об

улучшении экологического

воспитания подрастающего

поколения.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этом

возрасте

закладываются

основы

экологической

культуры

личности,

что

является

частью

духовной культуры. Экологическое воспитание детей, таким образом, есть целенаправленный

процесс. Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребёнка

осознано правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с

которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Результатом

экологического

воспитания

является

экологическая

культура

личности.

Ведущим

направлением

в моей

педагогической

деятельности

является

экологическое

воспитание детей. В своей работе использую программу Николаевой С. Н. «Юный эколог». На

занятиях с детьми много внимания уделяю изучению природы родного края, используя новинки

методической литературы. Продуманная организация и экологически оборудованные уголки

обеспечивают

возможность

осуществлять

экологическое

воспитание

детей

различными

м е т о д а м и :

п р о г у л к и ,

н а б л ю д е н и я ,

и г р ы ,

б е с е д ы ,

т р е н и н г и .

Воспитание любви к природе, навыков бережного отношения к ней, заботы о живых существах

рождает не только познавательный интерес к природе, но и способствует формированию у детей

лучших черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, гуманность, уважение к труду

взрослых, охраняющих и умножающих природные богатств.

В работе с детьми по экологическому воспитанию мною определены следующие задачи:

Формирование

у дошкольников

осознанного

отношения

к природе,

ее

явлениям

и объектам;

формирование основ собственной безопасности и безопасности окружающего мира (в

быту, социуме, природе).

Развитие экологического мышления и творческого воображения в процессе исследования

объектов окружающего мира и экспериментирования с ними;

Воспитание

элементарных

норм

поведения

по

отношению

к миру

природы

и окружающему миру в целом.

Для успешной реализации поставленных задач, мною разработаны:

План мероприятий по экологии.

Разработан

перспективный

план

наблюдений

за

объектами

и

явлениями

в живой

и неживой природе.

Создан

уголок

природы

для

наблюдений

и экспериментирования

с необходимым

оборудованием.

Создана картотека экологических игр, физкультминуток, загадок и стихотворений

о природе.

Целью повышения эффективности образовательных занятий с детьми мною, в программе Рower

Рoint, создана серия презентаций, которая помогает доступно и в современной форме донести

до детей нужную информацию.

В нашем детском саду и группе есть условия для ознакомления детей с окружающей природой.

В группе имеется большое количество комнатных растений. Дети с удовольствием ухаживают

за растениями. На территории дошкольного учреждения имеются различные деревья

и кустарники, где организую ежедневные наблюдения за природой. Каждое лето на наших

клумбах цветут цветы, которые мы сажаем вместе с детьми, затем ухаживаем за ними,

любуемся их красотой.

Систематически упражняю детей в выполнении правил поведения в природе:

В лесу надо ходить по тропинкам, т. к. можно случайно наступить на насекомых;

На утоптанной земле дождевым червям трудно делать свои ходы и почва не рыхлится,

а корни растений без воздуха «задыхаются» и постепенно отмирают;

Нельзя

разжигать

костры,

ломать

ветки,

рвать

много

цветов.

Среди

разнообразных

методов экологического воспитания дошкольников ведущее место отвожу наблюдению.

Дети в моей группе владеют элементарными правилами ухода за растениями, животными,

знают их строение, повадки, правила ухода, назначение; какую пользу приносят те или иные

животные. Очень любят дети кормить птиц, особенно зимой, когда им не хватает корма, каждую

весну проводится конкурс на лучший скворечник.

Осенью вместе с детьми и родителями воспитанников изготавливаем

кормушки для птиц.

Постоянное

общение

с животными,

птицами,

участие

в выращивании

цветов,

овощей,

подкормка

птиц

в зимнее

время —

это

хорошие

условия

для

выработки

у детей

навыков

заботливого и гуманного отношения ко всему живому.

С целью обогащения знаний детей я в своей работе по экологическому воспитанию использую

художественную литературу природоведческого содержания. Это помогает мне учить детей

глубже

всматриваться

в окружающий

мир,

искать

ответы

на

многие

вопросы.

Большие

возможности

в воспитании

экологических

чувств

по

отношению

к окружающему

миру

заложены в играх.

Мной разработаны и изготовлены дидактические игры, очень помогающие мне в ознакомлении

детей с животными, птицами, явлениями природы: «Правила поведения в лесу», «На лесной

тропинке», «Развивающее лото», «Найди и назови птицу»», «Кто лишний», «Когда это бывает»,

«Кто где живет», «Помоги найти маму», «Большой–маленький», «Где чей домик?», «Назови, кто

я?»,

«Времена

года»,

«С

какого

дерева

листик»,

«Оденем

куклу

на

прогулку»

и другие.

Словесные игры: «Узнайте по описанию», «Съедобное — несъедобное», «Хорошо — плохо»,

«Что лишнее?», «Волшебная палочка», «Узнай по голосу», «Кто как кричит?», «Это кто к нам

пришел?» развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире.

В результате проделанной работы достигнуты положительные результаты:

сформированы начала экологической культуры у детей;

сформировано

осознанно

правильное

отношение

к объектам

и

явлениям

природы,

экологическое мышление;

дети учатся практическим действиям по охране природы;

развиваются

умственные

способности

детей,

которые

проявляются

в умении

экспериментировать, анализировать, делать выводы;

у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через

различные виды деятельности.

Таким

образом,

мы

постоянно

привлекаем

детей

и их

родителей

к тесному

общению

с природой,

познанию

мира

флоры

и фауны.

Только

мы,

взрослые,

можем

способствовать

развитию

у детей

таких

качеств,

как

доброта,

трудолюбие,

милосердие.

Тогда

эти

черты,

заложенные в раннем детстве, прочно войдут в характер человека и станут его основой, тогда

мы можем быть спокойными за будущее окружающего мира, природы и общества.

Человек — частица природы. И мы должны уметь жить в ладу с ней. Беречь ее, не наносить ей

вреда и всячески стараться воссоздать то, что потеряно в результате активной добычи нефти

в нашем регионе.



В раздел образования