Автор: Рябова Людмила Александровна
Должность: концертмейстер, педагог
Учебное заведение: ДШИ №8
Населённый пункт: город Красноярск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Педагогические особенности работы концертмейстера детской школы искусств в классе домры"
Раздел: дополнительное образование
Методический доклад концертмейстера ДШИ Рябовой Л.А.
Педагогические особенности работы концертмейстера детской школы
искусств в классе домры
Концертмейстер – самая распространенная профессиональная деятельность
пианиста, одна из самых востребованных профессий в сфере специального
музыкального образования. В деятельности концертмейстера объединяются
педагогические, психологические, творческие функции. Отделить одно от
другого трудно. Концертмейстер должен владеть необходимым комплексом
знаний, умений и навыков. Несмотря на это, многие музыканты склонны
относиться к концертмейстерству свысока: игра по нотам якобы не требует
большого мастерства. Это глубоко ошибочная позиция. Без деятельного
участия концертмейстеров сложно представить не только подготовку
профессиональных исполнителей, но и занятия с юными музыкантами на
начальном этапе обучения музыке.
Тема актуальна для всех музыкальных отделений дополнительного
образования и рекомендована для изучения в ДШИ и ДМШ.
Цель работы: раскрыть специфику деятельности концертмейстера в классе
домры.
Задачи:
•
определить основные задачи работы концертмейстера с
инструменталистами;
•
обозначить профессионально-личностные качества концертмейстера,
необходимые для работы в инструментальном классе;
•
охарактеризовать специфику домры как сольного инструмента;
•
рассмотреть специфические задачи концертмейстера в работе над
произведениями для домры.
В творческом процессе педагога и ученика незаменимым звеном является
концертмейстер. Он не только помогает ученику преодолевать
психологические трудности на сцене, подготавливая его перед
выступлением, снимая излишнее напряжение, но и помогает педагогу
осуществить его задумки над художественными и техническими звуковыми
проблемами. Творческий процесс и творческий «союз» педагога и
концертмейстера – это путь к достижению поставленных целей.
В классе народных инструментов концертмейстер всегда должен следить за
балансом звучания, который зависит от различных факторов – акустики
помещения, тембра инструмента, а также рояля, на котором приходится
аккомпанировать солисту. В союзе «солист-концертмейстер», в отличие от
ансамбля равноправных партнеров, выполнение ансамблевых задач и
ответственность за качество ансамбля ложатся практически полностью на
пианиста. Хороший концертмейстер должен быть музыкально одаренным
человеком, видеть и слышать все произведение: форму, услышать и
разграничить фразировку солиста, уметь сразу охватить характер и
настроение произведения. Не редкими бывают случаи, когда ученик может
остановиться, а также пропустить некоторое количество тактов в
произведении. Поэтому при исполнении аккомпанемента нужно быть
внимательным, вслушиваясь и анализируя игру солиста. Штрихи должны
соответствовать стилю, характеру и образу произведения. Добиваться четкой
вертикали, одновременного вступления и снятия длинных звуков, фраз,
«вместе дышать», создавая единый ансамбль. Таким образом, одним из
важнейших условий эффективной работы концертмейстера становится
степень сформированности его профессионально-коммуникативных
качеств.
Природа звукообразования фортепиано и домры близка (оба имеют ударное
начало). Однако, домра – это еще и щипковый инструмент. Это качество
необходимо учитывать концертмейстеру при игре с домристами. Стиль
исполнения должен как бы напоминать звучание народного оркестра (за
исключением произведений старинной музыки). Здесь имеется в виду не
воспроизведение тех или иных тембров народного оркестра, а способность
создания художественных образов, интересных и красочных эффектов
звучания фортепиано, тем самым вызвав у слушателя соответствующие
звуковые ассоциации. Очень важна хорошая артикуляция при игре мелких
длительностей, особенно при их параллельном звучании с солистом. Для
достижения максимального ансамблевого соотношения необходимо заранее
обсудить с педагогом динамику произведения, фразировку, цезуры и
обязательно окончания фраз («тремоло» или «удар»). Педаль в
аккомпанементе используется очень лаконично: в основном для
подчеркивания ритмической основы произведения, кое-где для увеличения
звучности, либо для соединительной функции. Традиционная педаль
используется в сольных эпизодах произведения, а также в произведениях
кантиленного склада, написанных приемом «тремоло». Хотя и в пьесах на
«тремоло» все зависит от типа фактуры, выбранного композитором либо
автором переложения. Применении левой педали зависит от
исполнительских возможностей солиста, особенностей инструмента (рояля,
фортепиано), акустики помещения, а также носит колористическую
функцию.
Основные приемы игры на домре—удар и тремоло (быстрое чередование
ударов), которые непрерывно дополняются за счет применения приемов,
заимствованных из практики игры на других инструментах (струнных
смычковых, балалайки): пиццикато левой и правой рукой, натуральные и
искусственные флажолеты, удар за подставкой, пиццикато вибрато и
тремоло вибрато. Имеет место одновременное использование различных
приемов. Звук домры, извлекаемый ударом медиатора, звонкий и ясный,
а на тремоло—льющийся и певучий. Игра на грифе создает приглушенное,
матовое звучание, а у подставки, наоборот, дает открытый, слегка
«гнусавый» звук, напоминающий банджо. Некоторую трудность
представляет собой игра в верхних ладах из-за меньшего размера и
сложности попадания. Струна ми, особенно в прижатом состоянии, звучит
довольно глухо. В целом динамика может быть достаточно разнообразной:
от нежнейшего пианиссимо на пиццикато и флажолетах до весьма мощного
фортиссимо, на аккордах тремоло. Домра обладает широкими
виртуозными возможностями, что с успехом применяется композиторами
в сочинениях для этого инструмента. В поисках тембрового и динамического
слияния с домрой концертмейстер должен стремиться к сухому, четкому
звукоизвлечению, что особенно сложно сохранить в параллельных с домрой
пассажах. В таких случаях legato у пианиста должно быть non troppo legato,
слегка маркатированное, сочень резким отпусканием клавиши после ее
нажатия. Этот прием в сочетании с предельно ровным ритмичным
исполнением позволяет концертмейстеру решить не только проблему
соответствия штрихов, но также и проблему синхронности в виртуозных
фрагментах. Здесь необходимо отметить, что работа со струнными
щипковыми инструментами подвигает концертмейстера на поиск новых
пианистических приемов, которые порой противоречат звуковым
требованиям, предъявляемым в сольном исполнительстве, с целью
достижения тембровой и артикуляционной идентичности звучания
фортепиано и домры.
Работа концертмейстера в классе домры очень интересна, требует от
пианиста прекрасной исполнительской формы, потому что фортепианная
партия часто очень насыщенна и сложна. Но самой главной наградой
исполнителям за их труд является благодарность и восхищение зрительного
зала после успешного сценического выступления.