Автор: Морозова Екатерина Андреевна
Должность: педагог–психолог
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 73 "Малыш"
Населённый пункт: Смоленск
Наименование материала: тренинг для педагогов ДОУ
Тема: "Воспитание толерантности начинается с педагога"
Раздел: дошкольное образование
Тренинг с педагогами ДОУ
Тема: ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ НАЧИНАЕТСЯ С
ПЕДАГОГА
.
Организационная информация.
Количество участников: 20 человек, в просторном, помещение.
Форма проведения тренинга – круг, возможно свободное перемещение по залу при
выполнении упражнение в подгруппах.
ЦЕЛЬ:
формировать навыки поведения толерантного педагога.
Задачи:
Систематизировать
у
педагогов
знания
о
понятии
«толерантность»
и
«интолерантность»;
Помочь
педагогам
и
родителям
в
осознании
того,
что
существует
взаимосвязь в толерантном отношении к себе и другим;
Формировать толерантное отношение к другим людям.
1.
Вводное слово
Цель: ознакомление участников с содержанием предстоящего курса занятий.
«Здравствуйте! Я рада приветствовать вас на занятии. И буду очень рада
если, кто- то почерпнет для себя пищу для мыслей. Тема нашего занятия -
воспитание толерантности начинается с педагога.
2.
Правила работы в группе.
Доверительный стиль общения (насмешки и злословие исключаются);
Общение по принципу «здесь и сейчас» ( обсуждение только того над
чем ведется работа);
Обращение на ты;
Активность ( даже если упражнение кажется неинтересным – нужно его
выполнить);
Искренность в общение;
Недопустимость непосредственных оценок (оценивается не человек: «Он
не прав», «Он мне не нравится»)
Уважение
к
говорящему
(
У
каждого
должна
быть
возможность
высказаться).
Упражнение 1. «Я очень рад тому, что я….»
Каждый из участников (по кругу или в произвольном порядке) дополняет фразу: «Я
очень рад тому, что я...»;Например: «Я очень рад тому, что я сегодня не услышал
звонок будильника и не проспал» и так далее.
Вводное слово:
Теперь, когда мы научились
Летать по воздуху, как птицы,
Плавать под водой, как рыбы,
Нам не хватает только одного:
Научиться жить на земле, как люди.
Б. Шоу
На слайде вы можете увидеть, что же каждая буква этого слова означает. Давайте
каждый по очереди прочитает значение букв в этом слове.
Т – терпимость
О – ответственность
Л - лучшее качество человека
Е - единство, взаимопонимание и дружба
Р – равноправие
А – активность
Н - не безразличие к окружающим людям
Т - творческое общение
Н - наш мир
О – отличия
С - справедливость, сострадание
Т-труд
Ь - личное понятие толерантности
- Сейчас вам необходимо дать свое понятие толерантности.
Участникам предлагается подумать и дать свое определение толерантности,
что они включают в данное понятие.
Теория:
Понятие «Толерантность» и понятие «Интолерантность».
Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого
многообразия культур нашего мира, наших форм
самовыражения и способов
проявления человеческой индивидуальности. Толерантность делает возможным
достижение
мира
и
способствует
замене
культуры
войны
культурой
мира.
Проявление
толерантности
не
означает
терпимого
отношения
к
социальной
несправедливости, отказа от своих убеждений или уступки чужим. Толерантность
означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое
же
право
за
другими;
означает
признание
того,
что
люди
по
своей
природе
различаются
по
внешнему
виду,
положению,
речи,
поведению
и
ценностям,
обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность и не могут
навязывать взгляды одного человека другим.
Интолерантность
-
это
неприятие
другого
человека,
неготовность
к
сосуществованию с другими (иными) людьми; интолерантность проявляется через
деструктивное, конфликтное, агрессивное поведение.
Благодаря
усилиям
ЮНЕСКО
в
последние
десятилетия
понятие
"толерантность" стало международным термином, важнейшим ключевым словом
в проблематике мира.
В
научной
литературе
толерантность
рассматривается
прежде
всего
как
уважение и признание равенства, отказ
от
доминирования и насилия, признание
многообразия человеческой культуры, норм, верований и отказ от сведения этого
многообразия к единению или к преобладанию какой-то одной точки
зрения. Толерантность предполагает готовность принять других такими,
какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. Толерантность не
должна сводиться к индифферентности, конформизму, ущемлению собственных
интересов.
В
первую
очередь
она
предполагает
взаимность
и
активную
позицию всех заинтересованных сторон. Толерантность является важным
компонентом жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и
интересы, готовой, если потребуется, их защищать, но одновременно с уважением
относящейся к позициям и ценностям других людей.
Упражнение 2 «Спорные утверждения».
Я называю утверждение. Если вы с ним полностью согласны, то поднимите руке,
если не согласны, то ничего не делайте.
Каждый человек – эгоист.
Педагог всегда прав.
Деньги – залог успеха.
Я всегда говорю правду.
Учитель не имеет права на ошибку.
- Вы услышали, как разнообразны могут быть мнения. И каждый человек имеет
право на свою точку зрения.
3.Упражнение-демонстрация «Влияние слова на человека»
Материалы: стакан с чистой водой, соль, перец, горстка земли.
Психолог. Возьмем стакан воды. Представим, что это человеческая душа – чистая,
простая, наивная, способная впитывать в себя все и хорошее, и плохое.
Соль – грубые, соленые слова;
Перец – жгучие, обидные слова;
Ком земли – невнимательность, безразличие, игнорирование.
Когда мы это все смешаем – получим состояние человека. Сколько пройдет
времени, пока все осядет, забудется? А стоит только легонько взболтать – и все
поднимется на поверхность. А это стрессы, неврозы.
Обсуждение
– Какие чувства у вас возникли во время этого упражнения-демонстрации?
Вывод. Когда мы с кем-то ссоримся и говорим что-то неприятное, мы оставляем в
душе человека негативные следы. И не имеет значения, сколько раз мы потом
попросим прощения. Словесные раны причинят такую же боль, как и физические.
Поэтому
свою
терпимость,
понимание
мы
можем
проявлять
по-разному:
спокойно, выдержанно, доброжелательно, то есть толерантно.
Упражнение 4 «2 портрета»
Цель:
осознать
роль
установки
в
аспекте
проявления
толерантности.
Двум
группам даются совершенно одинаковые портреты и задание, в котором одной
группе сообщается, что данный человек – преступник, а другой группе, что
данный человек – известный ученый. Далее предлагается найти черты лица,
которые доказывают, что перед ними именно такой тип человека.
Рефлексия. Вывод о влиянии установок на проявление толерантности
Упражнение 5 “Волшебное озеро”.
Для упражнения понадобится шкатулка, в которую заранее кладётся небольшое
зеркало. Все участники садятся в круг и закрывают глаза.
Инструкция:
«Сейчас
Вы
будете
передавать
друг
другу
шкатулку.
Тот,
кто
получает
эту
шкатулку,
должен
открыть
глаза
и
заглянуть
внутрь.
Там,
в
маленьком “волшебном” озере, Вы увидите самого уникального и неповторимого
человека на свете. Улыбнитесь ему».
- Как вы понимаете значение слова “уникальный”?
Вопросы
после выполнения упражнения.
1.Изменилась
ли
Ваша
точка
зрения
о
том,
кто
же
самый
уникальный
и
неповторимый человек на свете?
2. Как в ходе выполнения этого упражнения ответил Вам этот человек на Вашу
улыбку?
3. Какого отношения Вы ждёте к себе как уникальной и неповторимой личности?
Упражнение 6 «Лучики толерантности» на конец тренинга
Цель: систематизирование знаний о понятии «толерантность».
Перед
вами
«Солнышко»,
ему
не
хватает
лучиков,
а
лучики
это
наша
толерантность, из чего же она состоит?. Ваша задача написать на лучике: «Что для
Вас означает толерантность?» (можно усложнить: можно использовать буквы
слова «Толерантность» (подсказку распечатать)
Еще, в качестве примера характеристик толерантной личности, приведем следу-
ющие:
терпение,
доверие,
умение владеть собой,
снисходительность,
доброжелательность,
умение не осуждать других,
терпимость к различиям,
способность к сопереживанию,
умение слушать.
Общее обсуждение того, что получилось.
Притча
Жил в пустыне маленький кактус – прикольная, любопытная колючка. И
мечтал он познакомиться с людьми. Другие кактусы его отговаривали: «У них нет
колючек, и они не любят нас! Проходя мимо только и думают, как нас пнуть
побольнее». Но малыш продолжал думать о встрече с людьми. И вот однажды
проходил
в
пустыне
караван.
Все
кактусы
будто
съежились,
стараясь,
стать
незаметнее. И только наш малыш приветливо расправил свои колючки, приглашая
к знакомству. К нему подошел человек, как водится, укололся и произнес: «Ты
такой
же
уродец,
как
и
остальные»
и
отошел.
Огорчился
наш
кактусенок,
заплакал, и вдруг его слезы стали превращаться в прекрасный цветок.
Обернулся человек, увидел такую красоту и подумал: «Надо же! И в таком уродце
может быть красота!»
Давайте же учиться видеть в других и показывать в себе не колючки, а красоту и
доброту коллеги!
Рефлексия: Скажите по два слова каждый о проделанной работе.