Напоминание

"Воспитание толерантности начинается с педагога"


Автор: Морозова Екатерина Андреевна
Должность: педагог–психолог
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 73 "Малыш"
Населённый пункт: Смоленск
Наименование материала: тренинг для педагогов ДОУ
Тема: "Воспитание толерантности начинается с педагога"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тренинг с педагогами ДОУ

Тема: ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ НАЧИНАЕТСЯ С

ПЕДАГОГА

.

Организационная информация.

Количество участников: 20 человек, в просторном, помещение.

Форма проведения тренинга – круг, возможно свободное перемещение по залу при

выполнении упражнение в подгруппах.

ЦЕЛЬ:

формировать навыки поведения толерантного педагога.

Задачи:

Систематизировать

у

педагогов

знания

о

понятии

«толерантность»

и

«интолерантность»;

Помочь

педагогам

и

родителям

в

осознании

того,

что

существует

взаимосвязь в толерантном отношении к себе и другим;

Формировать толерантное отношение к другим людям.

1.

Вводное слово

Цель: ознакомление участников с содержанием предстоящего курса занятий.

«Здравствуйте! Я рада приветствовать вас на занятии. И буду очень рада

если, кто- то почерпнет для себя пищу для мыслей. Тема нашего занятия -

воспитание толерантности начинается с педагога.

2.

Правила работы в группе.

Доверительный стиль общения (насмешки и злословие исключаются);

Общение по принципу «здесь и сейчас» ( обсуждение только того над

чем ведется работа);

Обращение на ты;

Активность ( даже если упражнение кажется неинтересным – нужно его

выполнить);

Искренность в общение;

Недопустимость непосредственных оценок (оценивается не человек: «Он

не прав», «Он мне не нравится»)

Уважение

к

говорящему

(

У

каждого

должна

быть

возможность

высказаться).

Упражнение 1. «Я очень рад тому, что я….»

Каждый из участников (по кругу или в произвольном порядке) дополняет фразу: «Я

очень рад тому, что я...»;Например: «Я очень рад тому, что я сегодня не услышал

звонок будильника и не проспал» и так далее.

Вводное слово:

Теперь, когда мы научились

Летать по воздуху, как птицы,

Плавать под водой, как рыбы,

Нам не хватает только одного:

Научиться жить на земле, как люди.

Б. Шоу

На слайде вы можете увидеть, что же каждая буква этого слова означает. Давайте

каждый по очереди прочитает значение букв в этом слове.

Т – терпимость

О – ответственность

Л - лучшее качество человека

Е - единство, взаимопонимание и дружба

Р – равноправие

А – активность

Н - не безразличие к окружающим людям

Т - творческое общение

Н - наш мир

О – отличия

С - справедливость, сострадание

Т-труд

Ь - личное понятие толерантности

- Сейчас вам необходимо дать свое понятие толерантности.

Участникам предлагается подумать и дать свое определение толерантности,

что они включают в данное понятие.

Теория:

Понятие «Толерантность» и понятие «Интолерантность».

Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого

многообразия культур нашего мира, наших форм

самовыражения и способов

проявления человеческой индивидуальности. Толерантность делает возможным

достижение

мира

и

способствует

замене

культуры

войны

культурой

мира.

Проявление

толерантности

не

означает

терпимого

отношения

к

социальной

несправедливости, отказа от своих убеждений или уступки чужим. Толерантность

означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое

же

право

за

другими;

означает

признание

того,

что

люди

по

своей

природе

различаются

по

внешнему

виду,

положению,

речи,

поведению

и

ценностям,

обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность и не могут

навязывать взгляды одного человека другим.

Интолерантность

-

это

неприятие

другого

человека,

неготовность

к

сосуществованию с другими (иными) людьми; интолерантность проявляется через

деструктивное, конфликтное, агрессивное поведение.

Благодаря

усилиям

ЮНЕСКО

в

последние

десятилетия

понятие

"толерантность" стало международным термином, важнейшим ключевым словом

в проблематике мира.

В

научной

литературе

толерантность

рассматривается

прежде

всего

как

уважение и признание равенства, отказ

от

доминирования и насилия, признание

многообразия человеческой культуры, норм, верований и отказ от сведения этого

многообразия к единению или к преобладанию какой-то одной точки

зрения. Толерантность предполагает готовность принять других такими,

какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. Толерантность не

должна сводиться к индифферентности, конформизму, ущемлению собственных

интересов.

В

первую

очередь

она

предполагает

взаимность

и

активную

позицию всех заинтересованных сторон. Толерантность является важным

компонентом жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и

интересы, готовой, если потребуется, их защищать, но одновременно с уважением

относящейся к позициям и ценностям других людей.

Упражнение 2 «Спорные утверждения».

Я называю утверждение. Если вы с ним полностью согласны, то поднимите руке,

если не согласны, то ничего не делайте.

Каждый человек – эгоист.

Педагог всегда прав.

Деньги – залог успеха.

Я всегда говорю правду.

Учитель не имеет права на ошибку.

- Вы услышали, как разнообразны могут быть мнения. И каждый человек имеет

право на свою точку зрения.

3.Упражнение-демонстрация «Влияние слова на человека»

Материалы: стакан с чистой водой, соль, перец, горстка земли.

Психолог. Возьмем стакан воды. Представим, что это человеческая душа – чистая,

простая, наивная, способная впитывать в себя все и хорошее, и плохое.

Соль – грубые, соленые слова;

Перец – жгучие, обидные слова;

Ком земли – невнимательность, безразличие, игнорирование.

Когда мы это все смешаем – получим состояние человека. Сколько пройдет

времени, пока все осядет, забудется? А стоит только легонько взболтать – и все

поднимется на поверхность. А это стрессы, неврозы.

Обсуждение

– Какие чувства у вас возникли во время этого упражнения-демонстрации?

Вывод. Когда мы с кем-то ссоримся и говорим что-то неприятное, мы оставляем в

душе человека негативные следы. И не имеет значения, сколько раз мы потом

попросим прощения. Словесные раны причинят такую же боль, как и физические.

Поэтому

свою

терпимость,

понимание

мы

можем

проявлять

по-разному:

спокойно, выдержанно, доброжелательно, то есть толерантно.

Упражнение 4 «2 портрета»

Цель:

осознать

роль

установки

в

аспекте

проявления

толерантности.

Двум

группам даются совершенно одинаковые портреты и задание, в котором одной

группе сообщается, что данный человек – преступник, а другой группе, что

данный человек – известный ученый. Далее предлагается найти черты лица,

которые доказывают, что перед ними именно такой тип человека.

Рефлексия. Вывод о влиянии установок на проявление толерантности

Упражнение 5 “Волшебное озеро”.

Для упражнения понадобится шкатулка, в которую заранее кладётся небольшое

зеркало. Все участники садятся в круг и закрывают глаза.

Инструкция:

«Сейчас

Вы

будете

передавать

друг

другу

шкатулку.

Тот,

кто

получает

эту

шкатулку,

должен

открыть

глаза

и

заглянуть

внутрь.

Там,

в

маленьком “волшебном” озере, Вы увидите самого уникального и неповторимого

человека на свете. Улыбнитесь ему».

- Как вы понимаете значение слова “уникальный”?

Вопросы

после выполнения упражнения.

1.Изменилась

ли

Ваша

точка

зрения

о

том,

кто

же

самый

уникальный

и

неповторимый человек на свете?

2. Как в ходе выполнения этого упражнения ответил Вам этот человек на Вашу

улыбку?

3. Какого отношения Вы ждёте к себе как уникальной и неповторимой личности?

Упражнение 6 «Лучики толерантности» на конец тренинга

Цель: систематизирование знаний о понятии «толерантность».

Перед

вами

«Солнышко»,

ему

не

хватает

лучиков,

а

лучики

это

наша

толерантность, из чего же она состоит?. Ваша задача написать на лучике: «Что для

Вас означает толерантность?» (можно усложнить: можно использовать буквы

слова «Толерантность» (подсказку распечатать)

Еще, в качестве примера характеристик толерантной личности, приведем следу-

ющие:

терпение,

доверие,

умение владеть собой,

снисходительность,

доброжелательность,

умение не осуждать других,

терпимость к различиям,

способность к сопереживанию,

умение слушать.

Общее обсуждение того, что получилось.

Притча

Жил в пустыне маленький кактус – прикольная, любопытная колючка. И

мечтал он познакомиться с людьми. Другие кактусы его отговаривали: «У них нет

колючек, и они не любят нас! Проходя мимо только и думают, как нас пнуть

побольнее». Но малыш продолжал думать о встрече с людьми. И вот однажды

проходил

в

пустыне

караван.

Все

кактусы

будто

съежились,

стараясь,

стать

незаметнее. И только наш малыш приветливо расправил свои колючки, приглашая

к знакомству. К нему подошел человек, как водится, укололся и произнес: «Ты

такой

же

уродец,

как

и

остальные»

и

отошел.

Огорчился

наш

кактусенок,

заплакал, и вдруг его слезы стали превращаться в прекрасный цветок.

Обернулся человек, увидел такую красоту и подумал: «Надо же! И в таком уродце

может быть красота!»

Давайте же учиться видеть в других и показывать в себе не колючки, а красоту и

доброту коллеги!

Рефлексия: Скажите по два слова каждый о проделанной работе.



В раздел образования