Автор: Данилова Людмила Владимировна
Должность: директор
Учебное заведение: ГБУ КО Калужский социально–реабилитационный центр "Надежда"
Населённый пункт: г.Калуга
Наименование материала: Инновационная деятельность
Тема: Увидеть главное
Раздел: дополнительное образование
Обобщая опыт работы
Увидеть главное…
«Социальная политика имеет несколько целей, несколько измерений.
Это поддержка слабых, тех, кто по объективным причинам
не может зарабатывать себе на жизнь.
Это обеспечение работы социальных лифтов, «равного старта» и продвижения
каждого человека на основе его способностей и таланта. Эффективность социальной
политики измеряется мнением
людей - справедливо ли устроено общество, в котором мы живем.
Ключевая проблема социальной политики России - даже не объем ресурсов,
который мы направляем на решение социальных задач.
А эффективность, целевой характер проводимых мер».
Статья В.В. Путина - «КП»:
«Строительство справедливости.
Социальная политика для России», 13 февраля 2016
На
протяжении
всей
своей
жизни
человек
неоднократно
сталкивается
с
ситуацией,
когда
возникает
необходимость
обратиться
за
помощью
в
социальное
учреждение. Решая те или иные проблемы, мы порой не осознаем, какая огромная и
отлаженная система стоит за его спиной.
Система социальной защиты населения является одним из институтов реализации
социально-экономической политики, цель которой состоит в обеспечении социальной
стабильности и устойчивого экономического развития всего общества. И конечно, для
достижения
этой
цели
необходим
эффективный
механизм
защиты
трудоспособного
населения
и
несовершеннолетних
от
социальных
рисков.
Принято
считать,
что
социальными рисками являются: болезнь, инвалидность, потеря кормильца, травматизм,
безработица, миграция, потеря жилья, старость, бедность и им может быть подвержен
любой человек в течение своей жизни. И решение всех этих социальных проблем зависит
от сущности и содержания социальной политики в обществе, которая политика должна
быть нацелена не только на оказание помощи, но и на предотвращение возможных
социальных проблем.
В настоящее время, основанием для получения государственного социального
обслуживания
служит
трудная
жизненная
ситуация,
объективно
нарушающая
жизнедеятельность
гражданина,
преодолеть
которую
самостоятельно
он
не
может.
Особенно это актуально для несовершеннолетних, которым данная ситуация является
важным основанием для бесплатного государственного социального обслуживания.
Теперь уже можно назвать историей то, что Центр «Надежда» был создан в 1995
году в целях осуществления профилактики безнадзорности и беспризорности, а также
социальной
реабилитации
несовершеннолетних,
оказавшихся
в
трудной
жизненной
ситуации.
В
то
неспокойное
время
такие
учреждения
создавались
по
всей
стране.
На
передний план социальной политики в отношении несовершеннолетних тогда вышла
задача
создания
системы
профилактики.
Сам
термин
«профилактика»
(от
греческого
«предохранительный»)
обычно
ассоциируется
с
запланированным
предупреждением
какого-то неблагоприятного события, т.е. с устранением причин, способных вызвать те
или иные нежелательные последствия.
Из
этого
следует,
что
профилактика
должна
проводиться
в
форме
запланированных
действий,
нацеленных
главным
образом
на
достижение
желаемого
результата, но в то же время и на предотвращение возможных негативных явлений.
Поэтому, не только осуществление мер социальной поддержки семей и детей,
нуждающихся в помощи государства, восстановление и укрепление семьесберегающей
среды,
но
и
принятие
мер,
поддерживающих
профилактический
подход
в
вопросах
детской и подростковой безнадзорности – вот спектр задач, и сегодня стоящих перед
сотрудниками Центра «Надежда».
Пожалуй,
важным
позитивным
нашим
опытом
в
реализации
системы
профилактики стал проект - «Социальный патруль», который был разработан и внедрен
ещё в 2008 году, и действует в настоящее время.
Как подтверждают многие специалисты социальной сферы: одной из причин
невысокой эффективности профилактики детского и семейного неблагополучия является
позднее выявление проблемных ситуаций в семьях, отсутствие комплексной работы с
семьей на ранней стадии кризиса. Принимая во внимание приоритетность именно раннего
выявления социально-проблемных ситуаций в семьях, на базе Центра «Надежда» была
разработана и введена в действие эта программа профилактической направленности.
Программа «Социальный патруль» реализуется по трём основным направлениям:
1.
Интеграционно-практическое:
проведение
рейдов
в
вечернее
время
по
улицам
города и его пригородным зонам, пропаганда значимых социальных норм, семейного
благополучия, здорового образа жизни, безбарьерных форм общения, выявление
несовершеннолетних с предпосылками антисоциального поведения.
2.
Непосредственно-реабилитационное: охватывает семьи, нуждающиеся в помощи
государства. Работа, направленная на выведение семьи из сложившейся проблемной
ситуации, подразумевает использование методики «интенсивная семейная терапия
мобильными
бригадами».
Методика
признана
эффективной
в
работе
с
асоциальными семьями, которые сами не идут на контакт, но при этом остро
нуждаются в помощи. Она позволяет семье выйти из кризиса и приобрести опыт,
который ей поможет решать проблемы в будущем.
3.
Информационно–просветительское
подразумевает
проведение
демонстративных
лекториев, показ социально-направленных фильмов и роликов, распространение
наглядного материала среди учащихся учебных заведений г. Калуги и пригородной
зоны, а также обобщение и распространение опыта работы в рамках проекта среди
коллег и других заинтересованных лиц (семинар, круглый стол).
Программа «Социальный патруль» вызывает живой интерес не только у основной
целевой
аудитории
(подростков),
но
и
у
педагогов
школ,
которые
принимают
непосредственное участие в системе профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних.
За
время
реализации
проекта
в
рамках
просветительного
направления
было
обслужено
более
10
000
несовершеннолетних
из
45
образовательных
учреждений
г.
Калуги.
По
мнению
самих
ребят,
после
практических
занятий
у
них
улучшились
взаимоотношения и с родителями, и со сверстниками.
В
целом
программу
«Социальный
патруль»
по
праву
можно
считать
высокоэффективным
и
перспективным
инновационным
направлением
работы
с
подрастающим поколением.
Специалисты
Центра
«Надежда»
вкладывают
много
душевных
сил,
чтобы
к
каждому ребёнку найти свой индивидуальный подход, не ранив его души. Надо заметить,
что большинство детей, чувствуя любовь и заботу к себе, отвечают взаимностью. Это
проявляется в их поступках и поведении.
Однако,
по
мнению
специалистов
социальной
сферы,
большое
влияние
на
мышление и поступки детей оказывают средства массовой информации, которые искажая
духовные ценности, наносят морально-психологический ущерб ещё незрелым душам.
Нельзя сбрасывать со счетов низкий экономический и материальный уровень
обеспеченности многих семей, что не позволяет удовлетворить основные потребности
детей,
которые
доступными
для
них
способами
пытаются
решить
этот
вопрос
самостоятельно, не думая о последствиях.
Ещё один важный фактор, оказывающий огромное влияние на сознание и психику
детей
–
это
«улица»,
которая
затягивает,
предоставляя
подростку
ранее
неведомые
возможности.
Согласно
социальной
статистике
последствия
«улицы»
вообще
труднообратимы – это и наркомания, и проституция, и криминал.
Детство
и
подростковый
период
–
важные
этапы
в
жизни
каждого
человека.
Именно в это время формируются основные черты личности, представления о жизни и
мире в целом, жизненные ценности и приоритеты.
Безусловно, важную роль в духовном, нравственном развитии ребенка играет его
семья. Благополучию маленького человека способствуют доброжелательная атмосфера и
такая
система
семейных
отношений,
которая
дает
чувство
защищенности,
любви
и
принятия, стимулирует и направляет его развитие. Любовь родителей - величайший и
незаменимый источник духовного и эмоционального развития ребенка, его нравственных
качеств, чувства уверенности в себе, позитивного восприятия мира.
Но, к сожалению, в настоящее время большое количество детей хотя и живут дома,
но, по сути, лишены родительской заботы и внимания. У ребенка есть мама и папа,
бабушки и дедушки, но в силу ряда обстоятельств и факторов они не выполняют в полной
мере
своих
родительских
функций.
Детско-родительские
отношения
нарушены,
дети
ощущают недостаток внимания, любви со стороны взрослых. Большой блок работы по
профилактике
специалистов
Центра
«Надежда»
посвящается
именно
поддержанию
детско-родительских
отношений.
Созданы
программы:
«Родительские
университеты»,
«Школа для мам» и «Равновесие», где детально прорабатываются проблемы семьи и
создаются новые подходы к решению сложных семейных ситуаций.
Специалисты Центра раздают буклеты и в ходе проведения ежемесячных промо -
акций на улицах города. Причем раздаточный материал получают не только дети, но и
родители. Для них разработаны специальные буклеты: «Детская агрессия», «Проблемы
компьютерной зависимости», «Воспитание – трудный процесс».
Немаловажным направлением в работе с семьей является консультативная работа с
родителями. Для этого специалистами проводятся родительские собрания в школах,
организуются
круглые
столы
и
семинары
для
родителей,
где
им
предоставляется
необходимая
информация,
способствующая
повышению
психолого-педагогической
грамотности.
Важно отметить, что в своей работе особое внимание педагоги уделяют духовно-
нравственному, патриотическому воспитанию детей. Тематические беседы, спортивные
соревнования,
встречи
с
Ветеранами
Великой
Отечественной
войны,
шефство
над
пожилыми людьми в Доме-интернате для престарелых и инвалидов – все это способствует
формированию у ребят истинных ценностей добра, уважения, толерантности и дружбы; а
всеми любимые праздники, такие как Новый год, 8-е марта, День Семьи, День Матери, на
которые
приглашаются
родители,
способствуют
укреплению
семейных
ценностей
и
традиций.
В настоящее время можно с уверенностью сказать, что Центр успешно следует
выбранной цели, и решает все задачи, которые ставит перед ним бурно развивающаяся
жизнь.
В центре внимания у нас всегда дети. Они – главное в нашей работе.
Двадцать
лет непрерывной работы в данной сфере позволяют сделать правильные выводы…
Данилова Л.В., директор ГБУ КО Калужский СРЦН «Надежда»