Авторы: Мишкина Ирина Анатольевна, Бояркина Светлана Михайловна
Должность: директор, заместитель директор по воспитательной работе
Учебное заведение: БОУ "Кольтюгинская СОШ"
Населённый пункт: Омская область, Тарский район, д.Кольтюгино
Наименование материала: Внеурочная деятельность в образовательной организации
Тема: Волонтёрская деятельность в БОУ «Кольтюгинская СОШ» как способ развития духовно–нравственных ценностей школьников
Раздел: полное образование
Волонтёрская деятельность в БОУ «Кольтюгинская СОШ» как
способ развития духовно-нравственных ценностей школьников.
И.А. Мишкина.
Филиал Омского государственного педагогического университета в г.
Таре
Человеку "нужны правила поведения.
У него есть идеалы, стремления, желания, цели...
В нем борются мысли и чувства, ища ответ на вопрос: "Что делать?"
Этих ответа два:
"приспособляйся к условиям окружающей тебя жизни";
"приспособляй к себе условия окружающей тебя жизни"
(Н.К. Михайловский).
В настоящее время происходят глубокие преобразования во всех сферах
жизни
общества.
Ни
для
кого
не
является
секретом,
что
в
течение
длительного
времени
в
нашей
стране
происходило
разрушение
традиционных для России нравственных ценностей. Снижение жизненного
уровня
населения,
рост
преступности,
пропаганда
насилия
средствами
массовой информации и другие негативные общественные явления привели
к нарастанию в России нравственного кризиса. В результате значительная
часть
современной
молодежи
оказалась
малоспособной
жизненно
самоопределиться в жестких современных условиях жизни общества, не
отвергая при этом общечеловеческие ценности. Не обошли стороной данные
проблемы и подрастающее поколение нашего села.
Проработав
не
один
десяток
лет,
педагоги
школы
наблюдали,
как
меняются нравственные ориентиры школьников. Подрастающее поколение
становится более безразличным не только к своим односельчанам, соседям,
дальним родственникам, но и к близким и родным людям. Они с лёгкостью
предают
товарищей,
становятся
более
агрессивными,
ничему
не
верят.
Приходилось
ни
раз
наблюдать
как
школьники,
встретив
на
улице
односельчанина не знают, кто он такой, как его зовут и где живёт. Это при
том, что в деревне всего около 200 человек и не более 120 домов. Внуки
редко ходят в гости к бабушкам и дедушкам, не говоря уже о сродных и
двоюродных
братьях
и
сёстрах.
Всё
это
заставило
нас,
педагогов,
задуматься: «А что же нужно сделать для того, чтобы у детей нынешнего
поколения, кроме жестоких компьютерных игр и виртуального общения
через интернет, было живое, дружеское общение друг с другом?». Как
сделать так,
чтобы дети проявляли заботу к ближнему своему, умели
сочувствовать и сострадать. Ведь семья и школа- это то место, где данные
качества прививаются, а затем развиваются. Задача взрослого любого ранга
и чина воспитать высокие моральные качества (доброта, милосердие и др.),
сформировать
нормы
поведения
(вежливость,
тактичность,
соблюдение
правил этикета и др.), прививать нравственные ценности.
Нравственные
ценности,
входят
в
психолoгическую
структуру
личнoсти в формe личныx ценностей, являясь мотивацией ее поведения.
Нравственный
мир
личности
характеризует
индивидуальная
иерархия
личностных
нравственных
ценностей,
которые
связаны
между
индивидуальным
и
общественным
бытием.
Человек,
при
знакомстве
с
нравственными ценностями, анализирует свою деятельность, самого себя,
присваивает только те ценности, которые считает наиболее значимыми для
себя и окружающих. [1, с. 98]
Нравственное воспитание - целенаправленный двухсторонний процесс
формирования
морального
сознания,
развития
нравственных
чувств
и
выработки
навыков
и
привычек
нравственного
поведения.
Поведение
нравственно,
если
человек
взвешивает,
продумывает
свои
действия,
поступает со знанием дела, выбирая верный путь решения стоящей перед
ним проблемы.[2, с. 134]
Необходимо отметить, что процесс нравственного воспитания должен
быть направлен на развитие, выработку и совершенствование нравственных
качеств
школьников.
Для
этого
необходимо
включать
учащихся
в
следующие виды деятельности: общественную, патриотическую, учебную,
трудовую, в деятельность по сбережению материальных ценностей и охране
природы, общение с другими людьми и др. [3, с. 13].
В 2012 году в нашей школе был создан волонтёрский отряд «Сердце
Данко».
Программа
волонтёрской
деятельности
«Сердце
Данко»
в
БОУ
«Кольтюгинская СОШ» преследует основную идею – воспитать поколение
тех,
кто
способен
помочь
и
понять,
что
важны
не
слова
жалости,
а
отношения
на
равных
и
реальная
помощь,
основанная
на
уважении
к
человеку.
Организация деятельности волонтерского отряда позволяет создать
условия для формирования системы духовно–нравственных ценностей у
ребят.
Это
гарантия
того,
что
ребята
станут
открытыми,
честными,
милосердными людьми. Волонтерство формирует готовность подростков к
самостоятельному
принятию
решений,
развивает
восприимчивость
к
проблемам
другого
человека
и
общества
в
целом.
Все
эти
качества
способствуют
успешному
нравственному
становлению
подростков.
Но
научить подростков проявлять чуткость, сердечность, внимание невозможно
без
пробуждения
в
них
чувств
беспокойства
об
окружающих
людях:
о
родителях,
бабушке,
дедушке,
больных
сверстниках.
Забота
о
других
становится внутренним качеством молодого человека только тогда, когда он
сам
активно
принимает
участие
в
добрых
поступках,
учится
присматриваться
к
физическому
и
душевному
состоянию
окружающих
людей.
Волонтерство – это не только призвание, но и образ жизни. Волонтер
получает возможность реализовать себя с новой стороны, проявить свои
таланты и способности, получить полезные знания, но важнее всего –
получить
возможность
изменить
к
лучшему
жизнь
кого-то,
кто
в
этом
нуждается! В основе любого волонтерского движения лежит старый как мир
принцип: хочешь почувствовать себя человеком – помоги другому – это
одна из важных христианских ценностей. Этот признак понятен и близок
всем тем, кому знакомо чувство справедливости, кто понимает, что жить
нужно по христианским заповедям [4, с. 43]..
Программа
"
Сердце
Данко"
социальной
и
духовно-нравственной
направленности создана для обучающихся 5 – 11 классов. Занятия проходят
во внеурочное время. Задания направлены на освоение теоретической базы
волонтёрского
движения,
а
также
их
практической
реализации.
Практические
занятия
проводится
в
форме
бесед,
игр,
проектов,
экологических
десантов,
а
главное
реальная
помощь
нуждающимся:
ветеранам
войны,
труженикам
тыла
и
просто
одиноким
людям.
Они
выполняют
по
собственной
воле
посильную
для
себя
работу.
Старшеклассники
носят
воду,
складывают
дрова
и
чистят
снег.
Ребята
помладше подметают полы, наводят порядок около дома, выносят мусор и
ходят в магазин за хлебом. Поддерживать порядок на школьной территории
и у обелиска-это главная обязанность всех наших обучающихся. Работа на
пришкольном участке, помощь в ремонте классов и подготовке школы к
новому
учебному
году
также
является
задачей
волонтёров.
Подготовка
праздничных
концертов
ко
Дню
победы,
23
февраля,
8
марта,
ко
Дню
сельскохозяйственного работника является неотъемлемой частью в жизни
каждого школьника.
За
7
лет
существования
волонтёрского
отряда
«Сердце
Данко»,
сменились обучающиеся, руководитель отряда, но результаты уже видны.
Они свободно и без всяких стеснений вносят свои идеи и предложения.
Устраивают походы, берут шефство над обучающимися начальной школы и
ребятами из детского сада, с радостью помогают старикам и престарелым
людям. Меньше стали увиливать от порученных дел, сплочённее работают в
команде. В своей работе отряд руководствуется следующими принципами:
д о б р о в о л ь н о с т ь ,
б е з в о з м е з д н о с т ь ,
д о б р о с о в е с т н о с т ь ,
самосовершенствование.
Ребята
знают,
согласно
легенде,
маленькое
сердце
одного
человека
способно помочь сотням других людей. М.Горький характеризует Данко как
лучшего
из
людей.
Действительно,
основные
черты
характера
героя-
душевная
стойкость,
сила
воли,
бескорыстие,
стремление
беззаветно
служить людям. Наши воспитанники хотят иметь такое же сердце, как у
Данко, а мы, педагоги, им в этом помогаем!
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аверина, Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших
школьников/ Н.Г. Аверина. – М.: Начальная школа, 2005. – 150 с.
2. Матвеев П.Е. Моральные ценности — Владимир: Владим. гос. ун-т.
Монография, 2004. — 190 с.
3. Подласый, И.П. Процессы воспитания. Книга вторая / И.П.
Подласый. - М.: Феникс, 2006. - 67 c.
4. Чанилова, Н.Г. Инновационные технологиии в воспитательном
процессе / Н.Г. Чанилова, Н.Б. Дворцова, Н.А. Полякова. - Саратов, 2008. -
[с.114]