Напоминание

Волонтёрская деятельность в БОУ «Кольтюгинская СОШ» как способ развития духовно–нравственных ценностей школьников


Авторы: Мишкина Ирина Анатольевна, Бояркина Светлана Михайловна
Должность: директор, заместитель директор по воспитательной работе
Учебное заведение: БОУ "Кольтюгинская СОШ"
Населённый пункт: Омская область, Тарский район, д.Кольтюгино
Наименование материала: Внеурочная деятельность в образовательной организации
Тема: Волонтёрская деятельность в БОУ «Кольтюгинская СОШ» как способ развития духовно–нравственных ценностей школьников
Раздел: полное образование





Назад




Волонтёрская деятельность в БОУ «Кольтюгинская СОШ» как

способ развития духовно-нравственных ценностей школьников.

И.А. Мишкина.

Филиал Омского государственного педагогического университета в г.

Таре

Человеку "нужны правила поведения.

У него есть идеалы, стремления, желания, цели...

В нем борются мысли и чувства, ища ответ на вопрос: "Что делать?"

Этих ответа два:

"приспособляйся к условиям окружающей тебя жизни";

"приспособляй к себе условия окружающей тебя жизни"

(Н.К. Михайловский).

В настоящее время происходят глубокие преобразования во всех сферах

жизни

общества.

Ни

для

кого

не

является

секретом,

что

в

течение

длительного

времени

в

нашей

стране

происходило

разрушение

традиционных для России нравственных ценностей. Снижение жизненного

уровня

населения,

рост

преступности,

пропаганда

насилия

средствами

массовой информации и другие негативные общественные явления привели

к нарастанию в России нравственного кризиса. В результате значительная

часть

современной

молодежи

оказалась

малоспособной

жизненно

самоопределиться в жестких современных условиях жизни общества, не

отвергая при этом общечеловеческие ценности. Не обошли стороной данные

проблемы и подрастающее поколение нашего села.

Проработав

не

один

десяток

лет,

педагоги

школы

наблюдали,

как

меняются нравственные ориентиры школьников. Подрастающее поколение

становится более безразличным не только к своим односельчанам, соседям,

дальним родственникам, но и к близким и родным людям. Они с лёгкостью

предают

товарищей,

становятся

более

агрессивными,

ничему

не

верят.

Приходилось

ни

раз

наблюдать

как

школьники,

встретив

на

улице

односельчанина не знают, кто он такой, как его зовут и где живёт. Это при

том, что в деревне всего около 200 человек и не более 120 домов. Внуки

редко ходят в гости к бабушкам и дедушкам, не говоря уже о сродных и

двоюродных

братьях

и

сёстрах.

Всё

это

заставило

нас,

педагогов,

задуматься: «А что же нужно сделать для того, чтобы у детей нынешнего

поколения, кроме жестоких компьютерных игр и виртуального общения

через интернет, было живое, дружеское общение друг с другом?». Как

сделать так,

чтобы дети проявляли заботу к ближнему своему, умели

сочувствовать и сострадать. Ведь семья и школа- это то место, где данные

качества прививаются, а затем развиваются. Задача взрослого любого ранга

и чина воспитать высокие моральные качества (доброта, милосердие и др.),

сформировать

нормы

поведения

(вежливость,

тактичность,

соблюдение

правил этикета и др.), прививать нравственные ценности.

Нравственные

ценности,

входят

в

психолoгическую

структуру

личнoсти в формe личныx ценностей, являясь мотивацией ее поведения.

Нравственный

мир

личности

характеризует

индивидуальная

иерархия

личностных

нравственных

ценностей,

которые

связаны

между

индивидуальным

и

общественным

бытием.

Человек,

при

знакомстве

с

нравственными ценностями, анализирует свою деятельность, самого себя,

присваивает только те ценности, которые считает наиболее значимыми для

себя и окружающих. [1, с. 98]

Нравственное воспитание - целенаправленный двухсторонний процесс

формирования

морального

сознания,

развития

нравственных

чувств

и

выработки

навыков

и

привычек

нравственного

поведения.

Поведение

нравственно,

если

человек

взвешивает,

продумывает

свои

действия,

поступает со знанием дела, выбирая верный путь решения стоящей перед

ним проблемы.[2, с. 134]

Необходимо отметить, что процесс нравственного воспитания должен

быть направлен на развитие, выработку и совершенствование нравственных

качеств

школьников.

Для

этого

необходимо

включать

учащихся

в

следующие виды деятельности: общественную, патриотическую, учебную,

трудовую, в деятельность по сбережению материальных ценностей и охране

природы, общение с другими людьми и др. [3, с. 13].

В 2012 году в нашей школе был создан волонтёрский отряд «Сердце

Данко».

Программа

волонтёрской

деятельности

«Сердце

Данко»

в

БОУ

«Кольтюгинская СОШ» преследует основную идею – воспитать поколение

тех,

кто

способен

помочь

и

понять,

что

важны

не

слова

жалости,

а

отношения

на

равных

и

реальная

помощь,

основанная

на

уважении

к

человеку.

Организация деятельности волонтерского отряда позволяет создать

условия для формирования системы духовно–нравственных ценностей у

ребят.

Это

гарантия

того,

что

ребята

станут

открытыми,

честными,

милосердными людьми. Волонтерство формирует готовность подростков к

самостоятельному

принятию

решений,

развивает

восприимчивость

к

проблемам

другого

человека

и

общества

в

целом.

Все

эти

качества

способствуют

успешному

нравственному

становлению

подростков.

Но

научить подростков проявлять чуткость, сердечность, внимание невозможно

без

пробуждения

в

них

чувств

беспокойства

об

окружающих

людях:

о

родителях,

бабушке,

дедушке,

больных

сверстниках.

Забота

о

других

становится внутренним качеством молодого человека только тогда, когда он

сам

активно

принимает

участие

в

добрых

поступках,

учится

присматриваться

к

физическому

и

душевному

состоянию

окружающих

людей.

Волонтерство – это не только призвание, но и образ жизни. Волонтер

получает возможность реализовать себя с новой стороны, проявить свои

таланты и способности, получить полезные знания, но важнее всего –

получить

возможность

изменить

к

лучшему

жизнь

кого-то,

кто

в

этом

нуждается! В основе любого волонтерского движения лежит старый как мир

принцип: хочешь почувствовать себя человеком – помоги другому – это

одна из важных христианских ценностей. Этот признак понятен и близок

всем тем, кому знакомо чувство справедливости, кто понимает, что жить

нужно по христианским заповедям [4, с. 43]..

Программа

"

Сердце

Данко"

социальной

и

духовно-нравственной

направленности создана для обучающихся 5 – 11 классов. Занятия проходят

во внеурочное время. Задания направлены на освоение теоретической базы

волонтёрского

движения,

а

также

их

практической

реализации.

Практические

занятия

проводится

в

форме

бесед,

игр,

проектов,

экологических

десантов,

а

главное

реальная

помощь

нуждающимся:

ветеранам

войны,

труженикам

тыла

и

просто

одиноким

людям.

Они

выполняют

по

собственной

воле

посильную

для

себя

работу.

Старшеклассники

носят

воду,

складывают

дрова

и

чистят

снег.

Ребята

помладше подметают полы, наводят порядок около дома, выносят мусор и

ходят в магазин за хлебом. Поддерживать порядок на школьной территории

и у обелиска-это главная обязанность всех наших обучающихся. Работа на

пришкольном участке, помощь в ремонте классов и подготовке школы к

новому

учебному

году

также

является

задачей

волонтёров.

Подготовка

праздничных

концертов

ко

Дню

победы,

23

февраля,

8

марта,

ко

Дню

сельскохозяйственного работника является неотъемлемой частью в жизни

каждого школьника.

За

7

лет

существования

волонтёрского

отряда

«Сердце

Данко»,

сменились обучающиеся, руководитель отряда, но результаты уже видны.

Они свободно и без всяких стеснений вносят свои идеи и предложения.

Устраивают походы, берут шефство над обучающимися начальной школы и

ребятами из детского сада, с радостью помогают старикам и престарелым

людям. Меньше стали увиливать от порученных дел, сплочённее работают в

команде. В своей работе отряд руководствуется следующими принципами:

д о б р о в о л ь н о с т ь ,

б е з в о з м е з д н о с т ь ,

д о б р о с о в е с т н о с т ь ,

самосовершенствование.

Ребята

знают,

согласно

легенде,

маленькое

сердце

одного

человека

способно помочь сотням других людей. М.Горький характеризует Данко как

лучшего

из

людей.

Действительно,

основные

черты

характера

героя-

душевная

стойкость,

сила

воли,

бескорыстие,

стремление

беззаветно

служить людям. Наши воспитанники хотят иметь такое же сердце, как у

Данко, а мы, педагоги, им в этом помогаем!

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аверина, Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших

школьников/ Н.Г. Аверина. – М.: Начальная школа, 2005. – 150 с.

2. Матвеев П.Е. Моральные ценности — Владимир: Владим. гос. ун-т.

Монография, 2004. — 190 с.

3. Подласый, И.П. Процессы воспитания. Книга вторая / И.П.

Подласый. - М.: Феникс, 2006. - 67 c.

4. Чанилова, Н.Г. Инновационные технологиии в воспитательном

процессе / Н.Г. Чанилова, Н.Б. Дворцова, Н.А. Полякова. - Саратов, 2008. -

[с.114]



В раздел образования