Напоминание

Рабочая программа по физике 7-8 класс


Автор: Огизова Назгуль Владимировна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МКОУ "Жана-Аульская СОШ"
Населённый пункт: с. Жана-Аул, Кош-Агачский район, республика Алтай
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Рабочая программа по физике 7-8 класс
Раздел: полное образование





Назад




Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету

«Физика» 7-9 классы

разработана на основе

следующих нормативных документов:

1.

Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской

Федерации»;

2.

Федерального

государственного

образовательного

стандарта

основного

общего

образования,

утвержденный

приказом Министерства

образования

и

науки

Российской

Федерации от 17.12.2010 г №1897

4.

Требований к результатам освоения основной образовательной программы

основного

общего

образования

муниципального

казенного

общеобразовательного

учреждения

«Жана-Аульская СОШ».

5.

Приказа

Министерства

образования

и

науки

Российской

Федерации

от

31.12.2015

1577«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт

основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и

науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897» (Зарегистрирован в Минюсте

России 02.02.2016 № 40937).

6.

Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

7.

СанПиН 2.4.2.28.21-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и

организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены

постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189,

зарегистрированном в Минюсте России 3.03.2011г, регистрационный номер 1993).

Цель учебного предмета:

развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и

опыта познавательной и творческой деятельности;

• понимание учащимися смысла основных научных понятий и законов физики,

взаимосвязи между ними;

• формирование у учащихся представлений о физической картине мира.

образовательные результаты

Задачи учебного предмета:

• знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования

объектов и явлений природы;

• приобретение учащимися знаний о физических величинах, характеризующих эти

явления;

• формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять

опыты,

лабораторные

работы

и

экспериментальные

исследования

с

использованием

измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;

• овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление,

эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат

экспериментальной проверки;

• понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации,

ценности

науки

для

удовлетворения

бытовых,

производственных

и

культурных

потребностей человека.

Рабочая программа разработана в соответствии с

Программой для общеобразовательных учреждений. Физика. 7-9 классы /авт.-сост. Е.М.

Гутник, А.В. Перышкин - М.: Дрофа, ..

Для реализации программы используется учебно-методический комплект, включающий:

.

Перышкин

А.В.

Физика

7

кл.:

учебник

для

общеобразовательных

учреждений/А.В.

Перышкин – 12-е издание, доработанное – М.: Дрофа, 2017;

Перышкин

А.В.

Физика

8

кл.:

учебник

для

общеобразовательных

учреждений/А.В.

Перышкин – 12-е издание, доработанное – М.: Дрофа, 2017;

Перышкин

А.В.

Физика

9

кл.:

учебник

для

общеобразовательных

учреждений/А.В.

Перышкин – 12-е издание, доработанное – М.: Дрофа, 2017;

Согласно учебному плану МКОУ «Жана-Аульская СОШ» на учебный предмет «Физика»

в 7-8 классах отведено по 2 часа в неделю, по70ч в год (35 недель), в 9 классе по 2 часа в

неделю, 68 часов в год (34 недели)

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к

прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и

долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная

значимость

использования

русского

языка

и

языков

народов

России,

осознание

и

ощущение

личностной

сопричастности

судьбе

российского

народа).

Осознание

этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края,

основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с

российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств,

находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических,

демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества.

Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии,

традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на

основе

мотивации

к

обучению

и

познанию;

готовность

и

способность

осознанному

выбору

и

построению

дальнейшей

индивидуальной

траектории

образования

на

базе

ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых

познавательных интересов.

3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем

на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного

поведения,

осознанного

и

ответственного

отношения

к

собственным

поступкам

(способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное

отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных

норм

морали,

нравственных,

духовных

идеалов,

хранимых

в

культурных

традициях

народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках,

поведении,

расточительном

потребительстве;

сформированность

представлений

об

основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и

истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской

государственности;

понимание

значения

нравственности,

веры

и

религии

в

жизни

человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению;

уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде.

Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной

жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному

уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,

языковое, духовное многообразие современного мира.

5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку,

его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и

способность

вести

диалог

с

другими

людьми

и

достигать

в

нем

взаимопонимания

(идентификация

себя

как

полноправного

субъекта

общения,

готовность

к

конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа

допустимых

способов

диалога,

готовность

к

конструированию

процесса

диалога

как

конвенционирования

интересов,

процедур,

готовность

и

способность

к

ведению

переговоров).

6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной

жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной

жизни

в

пределах

возрастных

компетенций

с

учетом

региональных,

этнокультурных,

социальных

и

экономических

особенностей

(формирование

готовности

к

участию

в

процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые

формируют

сами

учащиеся;

включенность

в

непосредственное

гражданское

участие,

готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения,

продуктивно

взаимодействующего

с

социальной

средой

и

социа льными

институтами;идентификация

себя

в

качестве

субъекта

социальных

преобразований,

освоение

компетентностей

в

сфере

организаторской

деятельности;

интериоризация

ценностей

созидательного

отношения

к

окружающей

действительности,

ценностей

социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности,

самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера,

формирование

компетенций

анализа,

проектирования,

организации

деятельности,

рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации

собственного лидерского потенциала).

7.

Сформированность

ценности

здорового

и

безопасного

образа

жизни;

интериоризация

правил

индивидуального

и

коллективного

безопасного

поведения

в

чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на

транспорте и на дорогах.

8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия

народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность

понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей

духовной

культуры,

как

особого

способа

познания

жизни

и

средства

организации

общения;

эстетическое,

эмоционально-ценностное

видение

окружающего

мира;

способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации

в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры

своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в

общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к

традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой

ценности).

9.

Сформированность

основ

экологической

культуры,

соответствующей

современному

уровню

экологического

мышления,

наличие

опыта

экологически

ориентированной

рефлексивно-оценочной

и

практической

деятельности

в

жизненных

ситуациях

(готовность

к

исследованию

природы,

к

занятиям

сельскохозяйственным

трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том

числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).

Метапредметные результаты :

Регулятивные УУД

1.

Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать

новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей

познавательной деятельности. Обучающийся сможет:

анализировать

существующие

и

планировать

будущие

образовательные

результаты;

идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать

конечный результат;

ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих

возможностей;

формулировать

учебные

задачи

как

шаги

достижения

поставленной

цели

деятельности;

обосновывать

целевые

ориентиры

и

приоритеты

ссылками

на

ценности,

указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

2.

Умение

самостоятельно

планировать

пути

достижения

целей,

в

том

числе

альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и

познавательных задач. Обучающийся сможет:

определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной

задачей и составлять алгоритм их выполнения;

обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения

учебных и познавательных задач;

определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для

выполнения учебной и познавательной задачи;

выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые

ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая

логическую последовательность шагов);

выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы

для решения задачи/достижения цели;

составлять

план

решения

проблемы

(выполнения

проекта,

проведения

исследования);

определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной

задачи и находить средства для их устранения;

описывать

свой

опыт,

оформляя

его

для

передачи

другим

людям

в

виде

технологии решения практических задач определенного класса;

планировать

и

корректировать

свою

индивидуальную

образовательную

траекторию.

3.

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять

контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы

действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в

соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:

определять

совместно

с

педагогом

и

сверстниками

критерии

планируемых

результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых

результатов и оценки своей деятельности;

отбирать

инструменты

для

оценивания

своей

деятельности,

осуществлять

самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

оценивать

свою

деятельность,

аргументируя

причины

достижения

или

отсутствия планируемого результата;

находить

достаточные

средства

для

выполнения

учебных

действий

в

изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;

работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе

анализа

изменений

ситуации

для

получения

запланированных

характеристик

продукта/результата;

устанавливать

связь

между

полученными

характеристиками

продукта

и

характеристиками

процесса

деятельности

и

по

завершении

деятельности

предлагать

изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;

сверять

свои

действия

с

целью

и,

при

необходимости,

исправлять

ошибки

самостоятельно.

4.

Умение

оценивать

правильность

выполнения

учебной

задачи,

собственные

возможности ее решения. Обучающийся сможет:

определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария

для выполнения учебной задачи;

свободно

пользоваться

выработанными

критериями

оценки

и

самооценки,

исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;

оценивать

продукт

своей

деятельности

по

заданным

и/или

самостоятельно

определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих

внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;

фиксировать

и

анализировать

динамику

собственных

образовательных

результатов.

5.

Владение

основами

самоконтроля,

самооценки,

принятия

решений

и

осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:

наблюдать

и

анализировать

собственную

учебную

и

познавательную

деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

соотносить

реальные

и

планируемые

результаты

индивидуальной

образовательной деятельности и делать выводы;

принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить

способы выхода из ситуации неуспеха;

ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или

параметры

этих

действий

привели

к

получению

имеющегося

продукта

учебной

деятельности;

демонстрировать

приемы

регуляции

психофизиологических/

эмоциональных

состояний

для

достижения

эффекта

успокоения

(устранения

эмоциональной

напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта

активизации (повышения психофизиологической реактивности).

Познавательные УУД

6.

Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,

классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,

устанавливать

причинно-следственные

связи,

строить

логическое

рассуждение,

умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся

сможет:

подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки

и свойства;

выстраивать

логическую

цепочку,

состоящую

из

ключевого

слова

и

соподчиненных ему слов;

выделять

общий

признак

двух

или

нескольких

предметов

или

явлений

и

объяснять их сходство;

объединять

предметы

и

явления

в

группы

по

определенным

признакам,

сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

выделять явление из общего ряда других явлений;

определять

обстоятельства,

которые

предшествовали

возникновению

связи

между

явлениями,

из

этих

обстоятельств

выделять

определяющие,

способные

быть

причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;

строить

рассуждение

от

общих

закономерностей

к

частным

явлениям

и

от

частных явлений к общим закономерностям;

строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при

этом общие признаки;

излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой

задачи;

самостоятельно

указывать

на

информацию,

нуждающуюся

в

проверке,

предлагать и применять способ проверки достоверности информации;

вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;

объяснять

явления,

процессы,

связи

и

отношения,

выявляемые

в

ходе

познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением

формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки

зрения);

выявлять

и

называть

причины

события,

явления,

в

том

числе

возможные

/наиболее

вероятные

причины,

возможные

последствия

заданной

причины,

самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;

делать

вывод

на

основе

критического

анализа

разных

точек

зрения,

подтверждать

вывод

собственной

аргументацией

или

самостоятельно

полученными

данными.

7.

Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и

схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать

данные логические связи с помощью знаков в схеме;

создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;

строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;

создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением

существенных

характеристик

объекта

для

определения

способа

решения

задачи

в

соответствии с ситуацией;

преобразовывать

модели

с

целью

выявления

общих

законов,

определяющих

данную предметную область;

переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического

или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;

строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный

ранее

алгоритм

на

основе

имеющегося

знания

об

объекте,

к

которому

применяется

алгоритм;

строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;

анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта,

исследования

(теоретического,

эмпирического)

на

основе

предложенной

проблемной

ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.

8.

Смысловое чтение. Обучающийся сможет:

находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей

деятельности);

ориентироваться

в

содержании

текста,

понимать

целостный

смысл

текста,

структурировать текст;

устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

резюмировать главную идею текста;

преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать

текст

(художественный

и

нехудожественный

учебный,

научно-популярный,

информационный, текст non-fiction);

критически оценивать содержание и форму текста.

9.

Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в

познавательной,

коммуникативной,

социальной

практике

и

профессиональной

ориентации. Обучающийся сможет:

определять свое отношение к природной среде;

анализировать

влияние

экологических

факторов

на

среду

обитания

живых

организмов;

проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;

прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на

действие другого фактора;

распространять экологические знания и участвовать в практических делах по

защите окружающей среды;

выражать

свое

отношение

к

природе

через

рисунки,

сочинения,

модели,

проектные работы.

10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей

и других поисковых систем. Обучающийся сможет:

определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

осуществлять

взаимодействие

с

электронными

поисковыми

системами,

словарями;

формировать

множественную

выборку

из

поисковых

источников

для

объективизации результатов поиска;

соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

Коммуникативные УУД

11.

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность

с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение

и

разрешать

конфликты

на

основе

согласования

позиций

и

учета

интересов;

формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:

определять возможные роли в совместной деятельности;

играть определенную роль в совместной деятельности;

принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его

речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы,

теории;

определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или

препятствовали продуктивной коммуникации;

строить

позитивные

отношения

в

процессе

учебной

и

познавательной

деятельности;

корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь

выдвигать

контраргументы,

перефразировать

свою

мысль

(владение

механизмом

эквивалентных замен);

критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать

ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

выделять общую точку зрения в дискуссии;

договариваться

о

правилах

и

вопросах

для

обсуждения

в

соответствии

с

поставленной перед группой задачей;

организовывать

учебное

взаимодействие

в

группе

(определять

общие

цели,

распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

устранять

в

рамках

диалога

разрывы

в

коммуникации,

обусловленные

непониманием/неприятием

со

стороны

собеседника

задачи,

формы

или

содержания

диалога.

12.

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей

коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и

регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической

контекстной речью. Обучающийся сможет:

определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые

средства;

отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими

людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);

представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной

деятельности;

соблюдать

нормы

публичной

речи,

регламент

в

монологе

и

дискуссии

в

соответствии с коммуникативной задачей;

высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера

в рамках диалога;

принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

создавать

письменные

«клишированные»

и

оригинальные

тексты

с

использованием необходимых речевых средств;

использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения

смысловых блоков своего выступления;

использовать

невербальные

средства

или

наглядные

мате р иа л ы,

подготовленные/отобранные под руководством учителя;

делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно

после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

13.

Формирование

и

развитие

компетентности

в

области

использования

информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:

целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые

для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для

передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с

условиями коммуникации;

выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать

модель решения задачи;

использовать

компьютерные

технологии

(включая

выбор

адекватных

задаче

инструментальных

программно-аппаратных

средств

и

сервисов)

для

решения

информационных

и

коммуникационных

учебных

задач,

в

том

числе:

вычисление,

написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;

использовать информацию с учетом этических и правовых норм;

создавать

информационные

ресурсы

разного

типа

и

для

разных

аудиторий,

соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

Предметные результаты:

Выпускник научится:

соблюдать

правила

безопасности

и

охраны

труда

при

работе

с

учебным

и

лабораторным оборудованием;

понимать смысл основных физических терминов: физическое тело, физическое

явление, физическая величина, единицы измерения;

распознавать

проблемы,

которые

можно

решить

при

помощи

физических

методов; анализировать отдельные этапы проведения исследований и интерпретировать

результаты наблюдений и опытов;

ставить опыты по исследованию физических явлений или физических свойств

тел

без

использования

прямых

измерений;

при

этом

формулировать

проблему/задачу

учебного эксперимента; собирать установку из предложенного оборудования; проводить

опыт и формулировать выводы.

понимать роль эксперимента в получении научной информации;

проводить прямые измерения физических величин: время, расстояние, масса

тела, объем, сила, температура, атмосферное давление, влажность воздуха, напряжение,

сила

тока,

радиационный

фон

использованием

дозиметра);

при

этом

выбирать

оптимальный способ измерения и использовать простейшие методы оценки погрешностей

измерений.

проводить исследование зависимостей физических величин с использованием

прямых

измерений:

при

этом

конструировать

установку,

фиксировать

результаты

полученной зависимости физических величин в виде таблиц и графиков, делать выводы по

результатам исследования;

проводить

косвенные

измерения

физических

величин:

при

выполнении

измерений собирать экспериментальную установку, следуя предложенной инструкции,

вычислять значение величины и анализировать полученные результаты с учетом заданной

точности измерений;

анализировать ситуации практико-ориентированного характера, узнавать в них

проявление изученных физических явлений или закономерностей и применять имеющиеся

знания для их объяснения;

понимать

принципы

действия

машин,

приборов

и

технических

устройств,

условия их безопасного использования в повседневной жизни;

использовать при выполнении учебных задач научно-популярную литературу о

физических явлениях, справочные материалы, ресурсы Интернет.

Выпускник получит возможность научиться:

осознавать

ценность

научных

исследований,

роль

физики

в

расширении

представлений об окружающем мире и ее вклад в улучшение качества жизни;

использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки

доказательств

выдвинутых

гипотез

и

теоретических

выводов

на

основе

эмпирически

установленных фактов;

сравнивать

точность

измерения

физических

величин

по

величине

их

относительной погрешности при проведении прямых измерений;

самостоятельно проводить косвенные измерения и исследования физических

величин с использованием различных способов измерения физических величин, выбирать

средства измерения с учетом необходимой точности измерений, обосновывать выбор

способа измерения, адекватного поставленной задаче, проводить оценку достоверности

полученных результатов;

воспринимать

информацию

физического

содержания

в

научно-популярной

литературе

и

средствах

массовой

информации,

критически

оценивать

полученную

информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;

создавать собственные письменные и устные сообщения о физических явлениях

на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией,

учитывая особенности аудитории сверстников.

Механические явления

Выпускник научится:

распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний

основные свойства или условия протекания этих явлений: равномерное и неравномерное

движение, равномерное и равноускоренное прямолинейное движение, относительность

механического движения, свободное падение тел, равномерное движение по окружности,

инерция, взаимодействие тел, реактивное движение, передача давления твердыми телами,

жидкостями и газами, атмосферное давление, плавание тел, равновесие твердых тел,

имеющих

закрепленную

ось

вращения,

колебательное

движение,

резонанс,

волновое

движение (звук);

описывать

изученные

свойства

тел

и

механические

явления,

используя

физические величины: путь, перемещение, скорость, ускорение, период обращения, масса

тела, плотность вещества, сила (сила тяжести, сила упругости, сила трения), давление,

импульс

тела,

кинетическая

энергия,

потенциальная

энергия,

механическая

работа,

механическая

мощность,

КПД

при

совершении

работы

с

использованием

простого

механизма, сила трения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость

ее

распространения;

при

описании

правильно

трактовать

физический

смысл

используемых

величин,

их

обозначения

и

единицы

измерения,

находить

формулы,

связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение

физической величины;

анализировать

свойства

тел,

механические

явления

и

процессы,

используя

физические законы: закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, принцип

суперпозиции сил (нахождение равнодействующей силы), I, II и III законы Ньютона, закон

сохранения импульса, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда; при этом различать

словесную формулировку закона и его математическое выражение;

различать основные признаки изученных физических моделей: материальная

точка, инерциальная система отсчета;

решать задачи, используя физические законы (закон сохранения энергии, закон

всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил, I, II и III законы Ньютона, закон

сохранения

импульса,

закон

Гука,

закон

Паскаля,

закон

Архимеда)

и

формулы,

связывающие физические величины (путь, скорость, ускорение, масса тела, плотность

вещества, сила, давление, импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия,

механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма, сила трения

скольжения, коэффициент трения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и

скорость ее распространения): на основе анализа условия задачи записывать краткое

условие,

выделять

физические

величины,

законы

и

формулы,

необходимые

для

ее

решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической

величины.

Выпускник получит возможность научиться:

использовать

знания

о

механических

явлениях

в

повседневной

жизни

для

обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами,

для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей

среде;

приводить

примеры

практического

использования

физических

знаний

о

механических явлениях и физических законах; примеры использования возобновляемых

источников энергии; экологических последствий исследования космического пространств;

различать

границы

применимости

физических

законов,

понимать

всеобщий

характер

фундаментальных

законов

(закон

сохранения

механической

энергии,

закон

сохранения

импульса,

закон

всемирного

тяготения)

и

ограниченность

использования

частных законов (закон Гука, Архимеда и др.);

находить

адекватную

предложенной

задаче

физическую

модель,

разрешать

проблему

как

на

основе

имеющихся

знаний

по

механике

с

использованием

математического аппарата, так и при помощи методов оценки.

Тепловые явления

Выпускник научится:

распознавать

тепловые

явления

и

объяснять

на

базе

имеющихся

знаний

основные свойства или условия протекания этих явлений: диффузия, изменение объема

тел

при

нагревании

(охлаждении),

большая

сжимаемость

газов,

малая

сжимаемость

жидкостей

и

твердых

тел;

тепловое

равновесие,

испарение,

конденсация,

плавление,

кристаллизация,

кипение,

влажность

воздуха,

различные

способы

теплопередачи

(теплопроводность, конвекция, излучение), агрегатные состояния вещества,поглощение

энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара, зависимость

температуры кипения от давления;

описывать изученные свойства тел и тепловые явления, используя физические

величины: количество теплоты, внутренняя энергия, температура, удельная теплоемкость

вещества,

удельная

теплота

плавления,

удельная

теплота

парообразования,

удельная

теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя; при

описании

правильно

трактовать

физический

смысл

используемых

величин,

их

обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую

величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;

анализировать свойства тел, тепловые явления и процессы, используя основные

положения

атомно-молекулярного

учения

о

строении

вещества

и

закон

сохранения

энергии;

различать основные признаки изученных физических моделей строения газов,

жидкостей и твердых тел;

приводить

примеры

практического

использования

физических

знаний

о

тепловых явлениях;

решать задачи, используя закон сохранения энергии в тепловых процессах и

формулы,

связывающие

физические

величины

(количество

теплоты,

температура,

удельная

теплоемкость

вещества,

удельная

теплота

плавления,

удельная

теплота

парообразования, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия

теплового двигателя): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие,

выделять

физические

величины,

законы

и

формулы,

необходимые

для

ее

решения,

проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.

Выпускник получит возможность научиться:

использовать

знания

о

тепловых

явлениях

в

повседневной

жизни

для

обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами,

для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей

среде; приводить примеры экологических последствий работы двигателей внутреннего

сгорания, тепловых и гидроэлектростанций;

различать

границы

применимости

физических

законов,

понимать

всеобщий

характер фундаментальных физических законов (закон сохранения энергии в тепловых

процессах) и ограниченность использования частных законов;

находить

адекватную

предложенной

задаче

физическую

модель,

разрешать

проблему как на основе имеющихся знаний о тепловых явлениях с использованием

математического аппарата, так и при помощи методов оценки.

Электрические и магнитные явления

Выпускник научится:

распознавать

электромагнитные

явления

и

объяснять

на

основе

имеющихся

знаний

основные

свойства

или

условия

протекания

этих

явлений:

электризация

тел,

взаимодействие

зарядов,

электрический

ток

и

его

действия

(тепловое,

химическое,

магнитное), взаимодействие магнитов, электромагнитная индукция, действие магнитного

поля

на

проводник

с

током

и

на

движущуюся

заряженную

частицу,

действие

электрического поля на заряженную частицу, электромагнитные волны, прямолинейное

распространение света, отражение и преломление света, дисперсия света.

составлять схемы электрических цепей с последовательным и параллельным

соединением элементов, различая условные обозначения элементов электрических цепей

(источник тока, ключ, резистор, реостат, лампочка, амперметр, вольтметр).

использовать оптические схемы для построения изображений в плоском зеркале

и собирающей линзе.

описывать

изученные

свойства

тел

и

электромагнитные

явления,

используя

физические

величины:

электрический

заряд,

сила

тока,

электрическое

напряжение,

электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа электрического

поля,

мощность

тока,

фокусное

расстояние

и

оптическая

сила

линзы,

скорость

электромагнитных волн, длина волны и частота света; при описании верно трактовать

физический

смысл

используемых

величин,

их

обозначения

и

единицы

измерения;

находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами.

анализировать свойства тел, электромагнитные явления и процессы, используя

физические законы: закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи,

закон

Джоуля-Ленца,

закон

прямолинейного

распространения

света,

закон

отражения

света, закон преломления света; при этом различать словесную формулировку закона и его

математическое выражение.

приводить

примеры

практического

использования

физических

знаний

о

электромагнитных явлениях

решать задачи, используя физические законы (закон Ома для участка цепи, закон

Джоуля-Ленца, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света,

закон преломления света) и формулы, связывающие физические величины (сила тока,

электрическое

напряжение,

электрическое

сопротивление,

удельное

сопротивление

вещества, работа электрического поля, мощность тока, фокусное расстояние и оптическая

сила линзы, скорость электромагнитных волн, длина волны и частота света, формулы

расчета электрического сопротивления при последовательном и параллельном соединении

проводников): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять

физические

величины,

законы

и

формулы,

необходимые

для

ее

решения,

проводить

расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.

Выпускник получит возможность научиться:

использовать знания об электромагнитных явлениях в повседневной жизни для

обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами,

для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей

среде; приводить примеры влияния электромагнитных излучений на живые организмы;

различать

границы

применимости

физических

законов,

понимать

всеобщий

характер

фундаментальных

законов

(закон

сохранения

электрического

заряда)

и

ограниченность

использования

частных

законов

(закон

Ома

для

участка

цепи,

закон

Джоуля-Ленца и др.);

использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки

доказательств

выдвинутых

гипотез

и

теоретических

выводов

на

основе

эмпирически

установленных фактов;

находить

адекватную

предложенной

задаче

физическую

модель,

разрешать

проблему

как

на

основе

имеющихся

знаний

об

электромагнитных

явлениях

с

использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.

Квантовые явления

Выпускник научится:

распознавать

квантовые

явления

и

объяснять

на

основе

имеющихся

знаний

основные свойства или условия протекания этих явлений: естественная и искусственная

радиоактивность, α-, β- и γ-излучения, возникновение линейчатого спектра излучения

атома;

описывать

изученные

квантовые

явления,

используя

физические

величины:

массовое число, зарядовое число, период полураспада, энергия фотонов; при описании

правильно

трактовать

физический

смысл

используемых

величин,

их

обозначения

и

единицы измерения; находить формулы, связывающие данную физическую величину с

другими величинами, вычислять значение физической величины;

анализировать квантовые явления, используя физические законы и постулаты:

закон сохранения энергии, закон сохранения электрического заряда, закон сохранения

массового

числа,

закономерности

излучения

и

поглощения

света

атомом,

при

этом

различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;

различать основные признаки планетарной модели атома, нуклонной модели

атомного ядра;

приводить

примеры

проявления

в

природе

и

практического

использования

радиоактивности, ядерных и термоядерных реакций, спектрального анализа.

Выпускник получит возможность научиться:

использовать

полученные

знания

в

повседневной

жизни

при

обращении

с

приборами и техническими устройствами (счетчик ионизирующих частиц, дозиметр), для

сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;

соотносить энергию связи атомных ядер с дефектом массы;

приводить примеры влияния радиоактивных излучений на живые организмы;

понимать принцип действия дозиметра и различать условия его использования;

понимать экологические проблемы, возникающие при использовании атомных

электростанций, и пути решения этих проблем, перспективы использования управляемого

термоядерного синтеза.

Элементы астрономии

Выпускник научится:

указывать названия планет Солнечной системы; различать основные признаки

суточного вращения звездного неба, движения Луны, Солнца и планет относительно звезд;

понимать

различия

между

гелиоцентрической

и

геоцентрической

системами

мира;

Выпускник получит возможность научиться:

указывать общие свойства и отличия планет земной группы и планет-гигантов;

малых тел Солнечной системы и больших планет; пользоваться картой звездного неба при

наблюдениях звездного неба;

различать

основные

характеристики

звезд

(размер,

цвет,

температура)

соотносить цвет звезды с ее температурой;

различать гипотезы о происхождении Солнечной системы

Содержание учебного предмета

I. Введение (4 ч)

Предмет и методы физики. Экспериментальный метод изучения природы. Измерение

физических величин.

Погрешность измерения. Обобщение результатов эксперимента.

Наблюдение простейших явлений и процессов природы с помощью органов чувств

(зрения,

слуха,

осязания).

Использование

простейших

измерительных

приборов.

Схематическое изображение опытов. Методы получения знаний в

физике. Физика и

техника.

Л а б о р а т о р н а я

р а б о т а .

1.Определение цены деления измерительного прибора.

II. Первоначальные сведения о строении вещества (6 ч)

Гипотеза о дискретном строении вещества. Молекулы. Непрерывность и хаотичность

движения частиц вещества.

Диффузия. Броуновское движение. Модели газа, жидкости и твердого тела.

Взаимодействие частиц вещества. Взаимное притяжение и отталкивание молекул.

Три состояния вещества.

Л а б о р а т о р н а я

р а б о т а

2 . И з м е р е н и е

р а з м е р о в

м а л ы х

т е л .

III. Взаимодействие тел (21 ч)

Механическое движение. Равномерное и не равномерное движение. Скорость.

Расчет пути и времени движения. Траектория. Прямолинейное движение.

Взаимодействие тел. Инерция. Масса. Плотность.

Измерение массы тела на весах. Расчет массы и объема по его плотности.

Сила. Силы в природе: тяготения, тяжести, трения, упругости. Закон Гука. Вес тела. Связь

между силой тяжести и массой тела. Динамометр. Сложение двух сил, направленных по

одной прямой. Трение.

Упругая деформация.

Л а б о р а т о р н а я

р а б о т а

3.Измерение массы тела на рычажных весах.

4.Измерение объема тела.

5.Измерение плотности твердого вещества.

6.Градуирование пружины и измерение сил динамометром.

IV. Давление твердых тел, жидкостей и газов (24 ч)

Давление. Опыт Торричелли.

Барометр-анероид.

Атмосферное давление на различных высотах. Закон Паскаля. Способы увеличения и

уменьшения давления.

Давление газа. Вес воздуха. Воздушная оболочка. Измерение атмосферного давления.

Манометры.

Поршневой жидкостный насос. Передача давления твердыми телами, жидкостями, газами.

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Расчет давления жидкости на дно и

стенки сосуда.

Сообщающие сосуды. Архимедова сила. Гидравлический пресс.

Плавание тел. Плавание судов. Воздухоплавание.

Л а б о р а т о р н а я

р а б о т а

7.Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.

8.Выяснение условий плавания тела в жидкости.

V. Работа и мощность. Энергия (13 ч)

Работа.

Мощность.

Энергия.

Кинетическая

энергия.

Потенциальная

энергия.

Закон

сохранения механической энергии. Простые механизмы. КПД механизмов.

Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Момент силы. Рычаги в технике, быту и природе.

Применение

закона

равновесия

рычага

к

блоку.

Равенство

работ

при

использовании

простых механизмов. «Золотое правило» механики.

Л а б о р а т о р н а я

р а б о т а

9.Выяснение условия равновесия рычага.

10.Измерение КПД при подъеме по наклонной плоскости.

VI. Повторение (2ч)

Закрепление знаний, умений и навыков, полученных на уроках по данным темам

(курс физики 7 класса).

7 класс

Название раздела

кол-во часов

кол-во

лабораторных

работ

кол-во

контрольных

работ

1

Введение

4

1

2

Первоначальные сведения

о строении вещества

6

1

3

Взаимодействие тел

21

4

2

4

Давление твердых тел,

жидкостей и газов

24

2

3

5

Работа и мощность.

Энергия

13

2

1

6

Повторение

2

ИТОГО

70

10

6

8

класс (70 часов)

Тепловые явления (15 часов)

Тепловое

движение.

Термометр.

Связь

температуры

со

средней

скоростью

движения его молекул. Внутренняя энергия. Два способа изменения внутренней

энергии:

теплопередача

и

работа.

Виды

теплопередачи.

Количество

теплоты.

Удельная

теплоемкость

вещества.

Удельная

теплота

сгорания

топлива.

Закон

сохранения энергии в механических и тепловых процессах.

Демонстрации.

Изменение энергии тела при совершении работы. Конвекция в жидкости.

Теплопередача

путем

излучения.

Сравнение

удельных

теплоемкостей

различных веществ.

Лабораторные работы и опыты.

Исследование

изменения

со

временем

температуры

остывающей

воды.

Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры.

Измерение удельной теплоемкости твердого тела.

Изменение агрегатных состояний вещества. (12 часов)

Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание тел. Температура

плавления.

Удельная

теплота

плавления.

Испарение

и

конденсация.

Насыщенный

пар.

Относительная

влажность

воздуха

и

ее

измерение.

Психрометр.

Кипение.

Зависимость

температуры

кипения

от

давления.

Удельная

теплота

парообразования.

Объяснение

изменения

агрегатных

состояний

на

основе

молекулярно-кинетических

представлений.

Преобразования

энергии

в

тепловых

двигателях.

Двигатель

внутреннего

сгорания.

Паровая

турбина.

Холодильник.

КПД

теплового

двигателя.

Экологические проблемы использования тепловых машин.

Демонстрации.

Явление

испарения.

Кипение

воды.

Зависимость

температуры

кипения

от

давления. Плавление и кристаллизация веществ. Измерение влажности воздуха

психрометром.

Устройство

четырехтактного

двигателя

внутреннего

сгорания.

Устройство паровой турбины.

Лабораторная работа. Измерение относительной влажности воздуха.

Электрические явления. (27 часов)

Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Проводники, непроводники

(диэлектрики)

и

полупроводники.

Взаимодействие

заряженных

тел.

Электрическое

поле.

Закон

сохранения

электрического

заряда.

Делимость

электрического заряда. Электрон. Строение атомов.

Электрический

ток.

Гальванические

элементы

и

аккумуляторы.

Действия

электрического

тока.

Направление

электрического

тока.

Электрическая

цепь.

Электрический

ток

в

металлах.

Носители

электрического

тока

в

полупроводниках, газах и электролитах. Полупроводниковые приборы. Сила тока.

Амперметр.

Электрическое

напряжение.

Вольтметр.

Электриче ское

сопротивление.

Закон

Ома

для

участка

электрической

цепи.

Удельное

электрическое

сопротивление.

Реостаты.

Последовательное

и

параллельное

соединения проводников.

Работа и мощность тока. Количество теплоты, выделяемое проводником с током.

Лампа

накаливания.

Электрические

нагревательные

приборы.

Электрический

счетчик.

Расчет

электроэнергии,

потребляемой

электроприбором.

Короткое

замыкание. Плавкие предохранители.

Демонстрации.

Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Устройство и действие

электроскопа. Проводники и изоляторы. Электризация через влияние. Перенос

электрического заряда с одного тела на другое. Источники постоянного тока.

Составление электрической цепи.

Лабораторные работы.

Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках.

Измерение

напряжения

на

различных

участках

электрической

цепи.

Регулирование силы тока реостатом. Исследование зависимости силы тока в

проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении.

Измерение сопротивления. Измерение работы и мощности электрического

тока в лампе.

Электромагнитные явления. (6 часов)

Магнитное

поле

тока.

Электромагниты

и

их

применение.

Постоянные

магниты. Магнитное поле Земли. Магнитные бури. Действие магнитного поля

на проводник с током. Электродвигатель. Динамик и микрофон.

Демонстрации.

Опыт Эрстеда. Принцип действия микрофона и громкоговорителя.

Лабораторные работы.

Сборка электромагнита и испытание его действия. Изучение электрического

двигателя постоянного тока (на модели).

Световые явления (10часов)

Источники света. Прямолинейное распространение света в однородной среде.

Отражение света. Закон отражения. Плоское зеркало. Преломление света. Линза.

Фокусное

расстояние

и

оптическая

сила

линзы.

Построение

изображений

в

линзах. Глаз как оптическая система. Дефекты зрения. Оптические приборы.

Демонстрации.

Источники света. Прямолинейное распространение света. Закон отражения

света. Изображение в плоском зеркале. Преломление света. Ход лучей в

собирающей и рассеивающей линзах. Получение изображений с помощью

линз. Принцип действия проекционного аппарата. Модель глаза.

Лабораторные работы.

Исследование зависимости угла отражения от угла падения света. Исследование

зависимости

угла

преломления

от

угла

падения

света.

Измерение

фокусного

расстояния собирающей линзы. Получение изображений.

8 класс

Название раздела

кол-во часов

кол-во

лабораторных

работ

кол-во

контрольных

работ

1

Тепловые явления

15

2

2

2

Изменение агрегатного

состояния вещества

12

1

1

3

Электрические явления

27

5

2

4

Электромагнитные

явления

6

2

1

5

Световые явления

10

3

2

ИТОГО

70

13

8

9 класс (68 часов)

Законы взаимодействия и движения тел (25 часов)

Материальная

точка.

Система

отсчета.

Перемещение.

Скорость

прямолинейного

равномерного

движения.

Прямолинейное

равноускоренное

движение.

Мгновенная

скорость. Ускорение. Графики зависимости скорости и перемещения от времени при

прямолинейном

равномерном

и

равноускоренном

движениях.

Относительность

механического

движения.

Геоцентрическая

и

гелиоцентрическая

системы

мира.

Инерциальная система отсчета. Первый, второй и третий законы Ньютона. Свободное

падение.

Невесомость.

Закон

всемирного

тяготения.

Искусственные

спутники

Земли.

Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

Демонстрации.

Относительность движения. Равноускоренное движение. Свободное падение тел в

трубке

Ньютона.

Направление

скорости

при

равномерном

движении

по

окружности.

Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Невесомость. Закон сохранения импульса.

Реактивное движение..

Лабораторные работы и опыты.

Исследование

равноускоренного

движения

без

начальной

скорости.

Измерение

ускорения свободного падения.

Механические колебания и волны. Звук. (11 часов)

Колебательное

движение.

Пружинный,

нитяной,

математический

маятники.

Свободные и вынужденные колебания. Затухающие колебания. Колебательная система.

Амплитуда,

период,

частота

колебаний.

Превращение

энергии

при

колебательном

движении. Резонанс.

Распространение колебаний в упругих средах.

Продольные и поперечные волны.

Длина

волны.

Скорость

волны.

Звуковые

волны.

Скорость

звука.

Высота,

тембр

и

громкость звука. Эхо.

Демонстрации.

Механические

колебания.

Механические

волны.

Звуковые

колебания.

Условия

распространения звука.

Лабораторная работа. Исследование зависимости периода колебаний пружинного

маятника от массы груза и жесткости пружины. Исследование зависимости периода и

частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины нити.

Электромагнитное поле (17 часов)

Магнитное поле. Однородное и неоднородное магнитное поле. направление тока и

направление линий его магнитного поля. Правило буравчика. Обнаружение магнитного

поля.

Правило

левой

руки.

Индукция

магнитного

поля.

Магнитный

поток.

Опыты

Фарадея. Электромагнитная индукция. Направление индукционного тока. Правило Ленца.

Явление самоиндукции. Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразования

энергии

в

электрогенераторах.

Трансформатор.

Передача

электрической

энергии

на

расстояние.

Электромагнитное

поле.

Электромагнитные

волны.

Скорость

электромагнитных

волн.

Влияние

электромагнитных

излучений

на

живые

организмы.

Конденсатор.

Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и

телевидения.

Электромагнитная

природа

света.

Преломление

света.

Показатель

преломления. Дисперсия света. Типы оптических спектров. Поглощение и испускание

света атомами. Происхождение линейчатых спектров.

Демонстрации.

Устройство

конденсатора.

Энергия

заряженного

конденсатора.

Электромагнитные

колебания. Свойства электромагнитных волн. Дисперсия света. Получение белого света

при сложении света разных цветов.

Лабораторные работы.

Изучение

явления

электромагнитной

индукции.

Наблюдение

сплошного

и

линейчатого спектров.

Строение атома и атомного ядра. 11 часов

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета-, гамма-

излучения.

Опыты

Резерфорда.

Ядерная

модель

атома.

Радиоактивные

превращения

атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях. Методы

наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике.

Протонно-нейтронная

модель

ядра.

Физический

смысл

зарядового

и

массового

чисел. Изотопы. Правила смещения. Энергия связи частиц в ядре. Деление ядер урана.

Цепная

реакция.

Ядерная

энергетика.

Экологические

проблемы

использования

АЭС.

Дозиметрия. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние радиоактивных

излучений на живые организмы. Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и

звезд.

Демонстрации.

Модель опыта Резерфорда. Наблюдение треков в камере Вильсона. Устройство и

действие счетчика ионизирующих частиц.

Лабораторные работы.

Изучение

деления

ядра

атома

урана

по

фотографии

треков.

Изучение

треков

заряженных частиц по готовым фотографиям. Измерение естественного радиационного

фона дозиметром.

Итоговое повторение 4 часа

9 класс

Название раздела

кол-во часов

кол-во

лабораторных

работ

кол-во

контрольных

работ

1

Законы движения и

взаимодействия тел

25

2

3

2

Механические колебания и

волны. Звук

11

2

1

3

Электромагнитное поле

17

2

1

4

Строение атома и

атомного ядра

11

2

1

5

Повторение

4

1

ИТОГО

68

7

7

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п\п

Наименование раздела и тем

Количество

часов

Дата по

плану

Дата по

факту

ТЕМА 1: Введение

4 ч

1

ТБ. Что изучает физика. Наблюдения и опыты

04.09

2

Физические величины. Измерение физических величин.

Точность измерений

08.09

3

Лабораторная работа № 1

«Определение цены деления измерительного прибора»

11.09

4

Физика и техника

15.09

ТЕМА 2: Первоначальные сведения о строении вещества

5

Строение вещества. Молекулы

18.09

6

Лабораторная работа № 2

«Измерение размеров малых тел»

22.09

7

Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах

25.09

8

Взаимное притяжение и отталкивание молекул

29.09

9

Три состояния вещества. Различия в молекулярном строении

твердых тел, жидкостей и газов

02.10

10

Обобщающий урок по теме «Первоначальные сведения о

строении вещества»

06.10

ТЕМА 3: Взаимодействие тел

21ч

11

Механическое движение. Равномерное и

неравномерное движение

1ч.

09.10

12

Скорость. Единицы скорости

13.10

13

Расчет пути и времени движения. Решение задач

16.10

14

Явление инерции. Решение задач

20.10

15

Взаимодействие тел

23.10

16

Масса тела. Единицы массы. Измерение массы

27.10

17

Лабораторная работа №3

«Измерение массы тела на рычажных весах»

6.11

18

Лабораторная работа №4

«Измерение объема тела»

10.11

19

Плотность вещества

13.11

20

Лабораторная работа №5

«Определение плотности твердого тела»

17.11

21

Расчет массы и объема тела по его плотности

20.11

22

Решение задач по теме «Взаимодействие тел»

24.11

23

Контрольная работа №1 по теме «Механическое

движение. Масса тела. Плотность вещества»

01.12

24

Сила. Явление тяготения. Сила тяжести

04.12

25

Сила упругости. Закон Гука

08.12

26

Вес тела

11.12

27

Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой

тела

15.12

28

Динамометр. Лабораторная работа №6

«Градуирование пружины и измерение сил

динамометром»

18.12

29

Сложение двух сил, направленных вдоль одной прямой

22.12

30

Сила трения. Трение скольжения. Трение покоя

25.12

31

Трение в природе и технике. Контрольная работа №2 по

теме «Сила. Равнодействующая сила»

25.12

ТЕМА 4: Давление твердых тел, жидкостей и газов

24ч

32

Давление. Единицы давления

15.01

33

Способы изменения давления

19.01

34

Давление газа

22.01

35

Закон Паскаля

26.01

36

Давление в жидкости и газе. Контрольная работа№3 по

теме «Давление. Закон Паскаля»

29.01

37

Расчет давления на дно и стенки сосуда

02.02

38

Решение задач по теме «Давление твердых тел, жидкостей и

газов»

05.02

39

Сообщающие сосуды

09.02

40

Вес воздуха. Атмосферное давление

12.02

41

Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли

16.02

42

Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных

высотах

19.02

43

Решение задач по теме «Давление твердых тел, жидкостей и

газов»

23.02

44

Манометры. Контрольная работа №4 по теме «Давление в

жидкостях и газах»

26.02

45

Поршневой жидкостной насос

02.03

46

Гидравлический пресс

05.03

47

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело

09.03

48

Архимедова сила

12.03

49

Лабораторная работа №7 «Определение выталкивающей

силы, действующей на погруженное в жидкость тело»

16.03

50

Плавание тел

19.03

51

Решение задач по теме «Давление твердых тел, жидкостей и

газов»

23.03

52

Лабораторная работа №8 «Выяснение условий плавания

тела в жидкости»

02.04

53

Плавание судов

06.04

54

Воздухоплавание

09.04

55

Контрольная работа№5 по теме «Давление твердых тел,

13.04

жидкостей и газов»

ТЕМА 5: Работа и мощность. Энергия

13ч

16.04

56

Механическая работа

20.04

57

Мощность

23.04

58

Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге

27.04

59

Момент силы

30.04

60

Рычаги в технике, быту и природе. Лабораторная работа

№9 «Выяснение условия равновесия рычага»

04.05

61

« Золотое правило механики» Равенство работ при

использовании механизмов.

07.05

62

Решение задач по теме «Работа и мощность»

11.05

63

Коэффициент полезного действия механизма.

14.05

64

Лабораторная работа №10 «Определение КПД при подъеме

тела по наклонной плоскости»

16.05

65

Решение задач по теме «Работа и мощность»

18.05

66

Энергия

21.05

67

Превращение энергии. Закон сохранения энергии

23.05

68

Контрольная работа№6 по теме «Работа и мощность»

25.05

ТЕМА 6: Повторение

69

Повторение. Взаимодействие тел

28.05

70

Повторение. Давление твердых тел, жидкостей и газов

30.05

Календарно-тематическое планирование 8 класс

урока

Наименование раздела и тем

Количество

часов

Дата по

плану

Дата по

факту

Тепловые явления 15 часов

1

ТБ . Тепловое движение. Температура

1

5.09

2

Внутренняя энергия

1

7.09

3

Способы изменения внутренней энергии

12.09

4

Теплопроводность

1

14.09

5

Конвекция.

1

19.09

6

Излучение

21.09

7

Количество теплоты. Единицы количества

теплоты.

1

26.09

8

Удельная теплоемкость

1

28.09

9

Стартовая контрольная работа

1

3.10

10

Расчет количества теплоты, необходимого для

нагревания тела и выделяемого им при

охлаждении

1

5.10

11

ТБ. Лабораторная работа №1 «Сравнение

количеств теплоты при смешивании воды разной

температуры»

1

10.10

12

ТБ. Лабораторная работа №2 «Измерение

удельной теплоемкости твердого тела»

1

12.10

14

Энергия топлива. Удельная теплота сгорания.

1

17.10

15

Контрольная работа №1 по теме «Тепловые

явления»

1

19.10

Изменение агрегатных состояний 12 часов

16

Агрегатные состояния вещества.

1

24.10

17

Плавление и отвердевание кристаллических тел.

1

26.10

18

График плавления и отвердевания

1

7.11

19

Удельная теплота плавления

1

9.11

20

Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар.

Поглощение энергии при испарении

1

14.11

21

Кипение.

1

16.11

22

Влажность воздуха и ее измерение. ТБ.

Лабораторная работа №3 «Измерение

относительной влажности воздуха»

1

21.11

23

Удельная теплота парообразования и

конденсации

1

23.11

24

Работа газа и пара при расширении. Двигатель

внутреннего сгорания

1

28.11

25

Паровая турбина. КПД теплового двигателя.

Экологические проблемы использования

тепловых машин.

1

30.11

26

Решение задач по теме «Изменение агрегатных

состояний вещества»

1

5.12

27

Контрольная работа №2 по теме «Изменение

агрегатных состояний вещества»

1

7.12

Электрические явления 27 часов

28

Электризация тел при соприкосновении.

Взаимодействие заряженных тел. Два рода

зарядов

1

12.12

29

Электроскоп. Проводники, полупроводники и

непроводники электричества. Электрическое

поле.

1

14.12

30

Делимость электрического заряда. Электрон.

Строение атомов.

1

19.12

31

Объяснение электрических явлений.

1

21.12

32

Электрический ток. Источники электрического

тока

1

26.12

33

Электрическая цепь и ее составные части.

1

28.12

34

Электрический ток в металлах,

полупроводниках, газах и электролитах.

Действия электрического тока

16.01

35

Направление электрического тока. Сила тока

1

18.01

36

Амперметр. Измерение силы тока. ТБ.

Лабораторная работа №4 «Сборка

электрической цепи и измерение силы тока в

ее различных участках»

1

23.01

37

Электрическое напряжение

1

25.01

38

Измерение напряжения. ТБ. Лабораторная

работа №5 «Измерение напряжения на

различных участках электрической цепи»

1

30.01

39

Зависимость силы тока от напряжения.

1

1.02

40

Электрическое сопротивление.

1

6.02

41

Закон Ома для участка цепи

1

8.02

42

ТБ. Лабораторная работа №6 «Исследование

зависимости силы тока в проводнике от

напряжения на его концах. Измерение

сопротивления проводника»

1

13.02

43

Расчет сопротивления проводника. Удельное

сопротивление.

1

15.02

44

Реостаты. ТБ. Лабораторная работа

1

20.02

№7«Регулирование силы тока реостатом»

45

Решение задач по теме «Электрические явления

1

22.02

46

Контрольная работа №3 по теме

«Электрические явления»

1

27.02

47

Полупроводниковые приборы. Последовательное

соединение проводников.

1

1.03

48

Параллельное соединение проводников

1

6.03

49

Работа электрического тока

1

8.03

50

Мощность электрического тока. ТБ.

Лабораторная работа №8 «Измерение работы

и мощности тока в лампе»

1

13.03

51

Нагревание проводников электрическим током.

Закон Джоуля-Ленца

1

15.03

52

Лампа накаливания. Нагревательные приборы.

Короткое замыкание.

1

20.03

53

Решение задач по теме «Постоянный ток»

1

22.03

54

Контрольная работа №4 по теме «Постоянный

ток»

1

3.04

Электромагнитные явления 6 часов

55

Магнитное поле. Магнитные линии

1

5.04

56

Магнитное поле катушки с током.

Электромагниты .ТБ. Лабораторная работа №9

«Сборка электромагнита и испытание его

действия»

1

10.04

57

Магнитное поле Земли

1

12.04

58

Действие магнитного поля на проводник с током.

Электродвигатель. Динамик и микрофон

1

17.04

59

ТБ. Лабораторная работа №10 «Изучение

электрического двигателя постоянного тока»

1

19.04

60

Контрольная работа №5 по теме

«Электромагнитные явления»

1

24.04

Световые явления 10 часов

61

Источники света. Распространение света.

1

26.04

62

Отражение света. Законы отражения света. ТБ.

Лабораторная работа №11 «Исследование

зависимости угла отражения от угла падения

света»

1

3.05

63

Преломление света

1

8.05

64

ТБ. Лабораторная работа №12«Исследование

зависимости угла преломления от угла

падения света»

1

10.05

65

Линзы. Оптическая сила линзы Изображения,

даваемые линзой

1

15.05

66

Годовая контрольная работа

1

17.05

67

Глаз и зрение. Оптические приборы.

1

68

ТБ. Лабораторная работа №13 «Измерение

фокусного расстояния собирающей линзы.

Получение изображений»

22.05

69

Решение задач по теме «Световые явления».

1

24.05

70

Контрольная работа №6 по теме «Световые

явления»

1

29.05

Календарно-тематическое планирование 9 класс

урок

а

Наименование раздела и тем

Количеств

часов

Дата по

плану

Дата по

факту

Законы движения и взаимодействия тел 25 часов

1

ТБ. Материальная точка. Система отсчета

1

2

Перемещение. Скорость прямолинейного

равномерного движения

1

3

Решение задач. Прямолинейное равномерное

движение

1

4

Прямолинейное равноускоренное движение.

1

5

Графики зависимости кинематических

величин от времени при равномерном

прямолинейном движении

1

Скорость при равноускоренном движении.

График скорости

6

Перемещение при равномерном и

равноускоренном движениях

1

7

Стартовая контрольная работа

1

8

ТБ. Лабораторная работа №1

«Исследование равноускоренного

движения без начальной скорости»

1

9

Решение задач по теме «Основы кинематики»

1

10

Контрольная работа №1 по теме «Основы

кинематики»

1

11

Относительность движения. Инерциальные

системы отсчета. Первый закон Ньютона.

1

12

Второй закон Ньютона

1

13

Третий закон Ньютона

1

14

Свободное падение тел

1

15

Движение тела, брошенного вертикально

1

вверх. Невесомость.

16

ТБ. Лабораторная работа №2

«Исследование свободного падения»

1

17

Закон всемирного тяготения

1

18

Ускорение свободного падения на Земле и

других небесных тел

1

19

Прямолинейное и криволинейное движение.

Движение тела по окружности с постоянной

по модулю скоростью.

1

20

Искусственные спутники Земли

1

21

Импульс тела. Закон сохранения импульса

1

22

Реактивное движение. Ракеты

1

23

Закон сохранения механической энергии

1

24

Решение задач по теме «Основы динамики»

1

25

Контрольная работа №2 по теме «Основы

динамики»

1

26

Механические колебания и волны. Звук

.

(11 часов)

Колебательное движение. Колебательные

системы.

1

27

Величины, характеризующие колебательное

движение

1

28

ТБ. Лабораторная работа №3

«Исследование зависимости периода

колебаний пружинного маятника от массы

груза и жесткости пружины»

1

29

Математический маятник. ТБ. Лабораторная

работа №4 «Исследование зависимости

периода и частоты свободных колебаний

нитяного маятника от длины нити»

1

30

Превращения энергии при колебательном

движении. Затухающие и вынужденные

колебания

1

31

Механические волны. Продольные и

поперечные волны

1

32

Длина и скорость распространения волны

1

33

Источники звука. Звуковые колебания.

34

Распространение звука. Скорость звука

1

35

Отражение звука. Решение задач по теме

«Механические колебания и звук»

1

36

Контрольная работа №3 по теме

«Механические колебания и звук»

1

37

Электромагнитное поле (17 часов)

Магнитное поле. Однородное и

неоднородное магнитное поле

1

38

Направление тока и направление линий его

магнитного поля.

1

39

Обнаружение магнитного поля по его

действию на электрический ток.

1

40

Индукция магнитного поля. Магнитный

1

поток

41

Явление электромагнитной индукции.

Правило Ленца

1

42

Явление самоиндукции. Инструктаж по ТБ.

Лабораторная работа №5 «Изучение

явления электромагнитной индукции»

43

Получение и передача переменного

электрического тока. Трансформатор.

1

44

Электромагнитное поле. Электромагнитные

волны.

1

45

Конденсатор.

1

46

Колебательный контур. Получение

электромагнитных колебаний

1

47

Принципы радиосвязи и телевидения

48

Электромагнитная природа света.

1

49

Преломление света.

1

50

Дисперсия света.

1

51

Испускание и поглощение света атомами.

Линейчатые спектры. Инструктаж по ТБ.

Лабораторная работа №6 «Наблюдение

сплошного и линейчатого спектров»

1

52

Решение задач по теме «Электромагнитные

явления»

1

53

Контрольная работа №4 по теме

«Электромагнитное поле»

1

Строение атома и атомного ядра 11 часов

54

Радиоактивность как свидетельство сложного

строения атомов

1

55

Модели атомов. Опыт Резерфорда

1

56

Радиоактивные превращения атомных ядер

1

57

Экспериментальные методы исследования

частиц. Открытие протона и нейтрона.

Состав атомного ядра

1

58

Ядерные силы. Энергия связи. Дефект масс.

1

59

Деление ядер урана. Цепная реакция.

Лабораторная работа №7 «Изучение

деления ядра урана по фотографии

треков»

1

60

Ядерный реактор. Атомная энергетика

1

61

Лабораторная работа №8 «Изучение

треков заряженных частиц по готовым

фотографиям»

1

62

Биологическое действие радиации.

Закон

радиоактивного распада.

1

63

Термоядерная реакция. Решение задач по

теме «Ядерная физика»

1

64

Контрольная работа №5 по теме «Ядерная

физика»

1

Итоговое повторение 4 часа

65

Повторение материала по теме «Основы

кинематики и динамики»

1

66

Повторение материала по теме

«Механические колебания и волны»

1

67

Повторение материала по теме

«Электромагнитные явления»

1

68

Итоговая контрольная работа

1



В раздел образования