Автор: Ихсанова Олеся Газинуровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Школа 147
Населённый пункт: город Казань, Республика Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: Что такое пейзаж и каковы его функции в литературном произведении
Раздел: среднее образование
Большую
роль
в
композиции
литературного
произведения
играют
внесюжетные
элементы: вставные эпизоды, пейзаж, портрет, интерьер, отступление.
Пейзаж в литературе – это описание природы. Своеобразие пейзажа зависит от
эпохи, когда написано произведение, индивидуального стиля писателя, литературного
направления, к которому принадлежит автор. Иногда пейзаж понимается в более широком
смысле – как городской ландшафт, изображение предметно мира, включающее обстановку,
антураж
действия,
вплоть
до
интерьера.
В
литературе
важна
не
столько
точность
воспроизведения
картин
природы,
сколько
определенный
эстетический
выбор,
то
неповторимое
взаимодействие
и
согласование
образов,
которое
оптимально
отвечает
поставленным художником идейно–эстетическим задачам.
Образы природы всегда играли важнейшую роль в литературе, начиная с ранних
этапов ее развития. В древней литературе природа понималась как живое существо и
потому часто олицетворялась, принимая участие наряду с героями. В героическом эпосе
развернутых описаний природы немного, но они тем не менее постоянно сопровождают
развитие
действия,
являются
его
поэтическим
фоном.
Образы
природы
в
древней
литературе
носят
идеальный,
возвышенный
характер,
лишены
конкретно–
индивидуальных,
национальных
черт.
С
их
помощью
раскрывалось
символическое
значение
тех
или
иных
явлений
природы,
выявлялась
скрытая
в
ней
божественная
мудрость, извлекались моральные уроки. Природа ценна не сама по себе, а лишь как
«Божье творение», влияющее на развитие событий. Идеальный пейзаж гармонировал с
природой человека, отвечал всем подробностям человеческих чувств.
Постепенно
в
описании
природы
появляются
новые
черты:
пейзаж
начинает
перекликаться с душевным состоянием героя, символизируя его. Буря отражает порыв
человеческих
страстей,
тишина
подчеркивает
умиротворенное
безмолвие.
Пейзаж
становится
не
просто
фоном,
он
конкретизирует
изображение
событий,
создает
настроение и сам постепенно индивидуализируется, приобретает национальные, местные
черты.
В литературе нового времени пейзаж становится неотъемлемой частью образа мира,
в который вписан образ человека. Эволюция пейзажа – во все большей и большей
психологизации,
углублении
связи
с
внутренним
миром
человека,
его
мыслями
и
переживаниями. Природа сама по себе обладает для художника особым очарованием,
глубиной и многозначностью, оказывающими сильное воздействие на человеческую душу.
Роль
пейзажа
в
произведении
велика.
Пейзаж
может
играть
роль
социальную,
символическую и аллегорическую, композиционную или обрамляющую, поэтическую. Он
выполняет следующие функции: 1. функцию обозначения места и времени действия. С
помощью
пейзажа
можно
предположить,
где
(в
деревне,
в
горах,
на
реке)
и
когда
(обозначено время года, суток) происходит действие. Иногда на это указывает заглавие
произведения; 2. функцию сюжетной мотивировки. Иногда события изменяются из–за
природных процессов; 3. функцию создания психологизма. Пейзаж, каким его видит
герой, раскрывает его психологическое состояние. Пейзаж может быть фоном развития
сюжета. А.И. Буров замечает: «В искусстве, кроме картин человеческой жизни, может
быть так или иначе изображено великое множество предметов и явлений окружающего
нас мира». И так как в произведении «раскрывается картина человеческой жизни», «все
остальное находит свое место как необходимое окружение и условие этой жизни (и в
конечном счете как сама эта жизнь), и в такой степени, в какой способствует раскрытию
сущности человеческой жизни – характеров, их отношений и переживаний» [2, с.59–60].
В русской литературе пейзаж – один из важнейших слагаемых национального образа
мира, в частности у И.С. Тургенева с ландшафтами средней полосы России («Записки
охотника»). Природа в произведениях Тургенева как бы одушевлена, живет, изменяется,
гармонизируя или контрастируя с переживаниями персонажей. Лиризм придает пейзажу
эмоциональность и задушевность, превращая их во вполне законченные поэтические
описания. В выработке своего художественного подхода к пейзажу Тургенев во многом
опирается на опыт поэзии Фета и Тютчева, подмечавших, по его словам, «многие оттенки,
многие часто неуловимые частности» [5, с.246]. Все творчество Тургенева проникнуто
искренней любовью к России, родной природе. Не случайно Тургенев вошел в историю
русской литературы как выдающийся мастер художественного пейзажа.
В статье «Записки оружейного охотника Оренбургской губернии С. А–ва» Тургенев
определил
в
литературе
два
взгляда
на
пейзаж.
Первый
взгляд
–
романтически
приподнятый,
субъективированный.
В
такой
зарисовке,
по
мнению
писателя,
много
красок, ярких и сочных, она изобилует частностями и деталями, скрывающими сущность
картины
природы.
Второй
взгляд
–
реалистический.
В
отличие
от
романтических,
реалистические описания природы четкие и ясные, они не лишены частностей и деталей,
ярких
красок,
но
выписаны
в
естественных
тонах,
правдиво.
Природа
у
Тургенева
детализированная, она насыщена реалистическими деталями, которые не отвлекают взгляд
читателя
от
главного,
существенного,
а
наоборот,
дополняют
художественный
образ,
делают его более содержательным и емким. Буквально в каждом из описаний природы
можно
встретить
зрительные
подробности,
слуховые
образы,
запахи,
всевозможные
оттенки цветов; пейзажи всегда насыщены эпитетами, повышающими эмоциональную
окраску текста. Как правило, пейзажи Тургенева конкретные, сжатые и точные.
Порой создается мнение, что они самостоятельные, но это только внешне. Картины
природы насыщены социальным и философским смыслом, играют существенную роль в
сюжетостроении произведений. Большую роль тургеневская природа играет в раскрытии
человеческих характеров, она психологизированная. Отношение героев к природе – часто
своеобразный
экзамен
по
проверке
гражданской
зрелости,
идейно–композиционной
значимости лица. Близкие писатели люди находятся в общении с природой. Природу
Тургенев
изображает
ласковой,
переливающейся
всеми
своими
красками
(«Записки
охотника»). Постигнуть суть природы, ее тайны – только половина задачи для художника.
Надо уметь выразит эту суть словами, выразить свободно и точно.
Когда Тургенев прочел «Записки оружейного охотника Оренбургской губернии» С.
Аксакова, он сразу обратил внимание на форму выражения, на слог писателя: «Слог его
мне чрезвычайно нравится. Это настоящая русская» речь, добродушная и прямая, гибкая и
ловкая, ничего вялого – свобода и точность выражения одинаково замечательны». В той же
рецензии на книгу С. Аксакова Тургенев не случайно, говоря о форме выражения, снова
аппелирует к природе, которую считает высшим критерием красоты: «В самой природе
нет ничего ухищренно го и мудреного, она никогда ничем не щеголяет, не кокетничает; в
самых своих прихотях она добродушна. Все поэты с истинными и сильными талантами не
становились в «поэзии образовательной деятельности Филология и лингвистика туру»
перед
лицом
природы;
великими
и
простыми
словами
передавали
ее
простоту
и
величие…».
В создании целостного образа живой России в «Записках охотника» активную роль
играет
природа.
Поэтичных
героев
Тургенева
чаще
всего
сопровождает
родственный
пейзажный
мотив.
Мы
видим
лицо
Калиныча,
кроткое
и
ясное,
как
вечернее
небо.
Душевная кротость героя подхвачена природой, в ней разлита. Расставаясь с Калинычем,
Тургенев
вновь
затронет
эту
художественную
связь:
«Мы
поехали;
заря
только
что
разгоралась…Мы въехали в кусты. Калиныч запел вполголоса, подпрыгивая на облучке, и
все глядел да глядел на зарю». Вечерняя заря предваряет появление нового спутника –
Ермолая, очередной вариации на тему Калиныча: приглушается поэтическая одаренность,
но зато усиливается свойственное Калинычу чутье к природе. Герои тургеневской книги
часто не просто изображаются на фоне природы, а выступают как продолжение ее стихий,
как духовная их кристаллизация. Заметим, что они чаще всего неожиданно «являются»
перед взором охотника. Из игры света и тени в березовой роще проступает Акулина в
«Свидании».
Окутанная
тьмой,
в
фосфорическом
свете
молнии,
как
привидение,
«почудилась» охотнику загадочная фигура Бирюка. Из трепета листьев в лесной чаще
возникает девочка, дочка Касьяна. В рассказе «Живые мощи» охотник пошел было прочь,
но вдруг из темной глубины сарая послышался голос – «слабый, медленный и сиплый, как
шелест болотной осоки». В страшный момент, когда заблудившийся охотник «вдруг»
очутился над бездной, из ночной мглы в неверном свете костра показались мальчики
«Бежина луга»: «Я быстро отдернул занесенную ногу и, сквозь едва прозрачный сумрак
ночи, увидел далеко перед собой огромную равнину… Под самой кручью холма красным
пламенем горели и дымились друг подле дружки два огонька. Вокруг них копошились
люди, колебались тени, иногда ярко освещалась передняя половина маленькой кудрявой
головы».
«Бежин
луг»
в
«Записках
охотника»
занимает
особое
место.
Ему
свойственен
исключительный лиризм, проявляющийся в том, что значительная часть произведения
отведена волнующим, красочным описаниям природы. Читая «Записки охотника», ловишь
себя на ощущении, что Тургенев долго и пристально всматривается в трепетный образ
природы, вслушивается в шепот трав, в голоса насекомых и птиц, прежде чем природа
«явит» перед ним человека. Как будто нужны напряженное усилие зрения и крайняя
осмотрительность, чтобы не исчез человеческий образ, не рассеялся, не растворился в
природе.