Напоминание

Что такое пейзаж и каковы его функции в литературном произведении


Автор: Ихсанова Олеся Газинуровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Школа 147
Населённый пункт: город Казань, Республика Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: Что такое пейзаж и каковы его функции в литературном произведении
Раздел: среднее образование





Назад




Большую

роль

в

композиции

литературного

произведения

играют

внесюжетные

элементы: вставные эпизоды, пейзаж, портрет, интерьер, отступление.

Пейзаж в литературе – это описание природы. Своеобразие пейзажа зависит от

эпохи, когда написано произведение, индивидуального стиля писателя, литературного

направления, к которому принадлежит автор. Иногда пейзаж понимается в более широком

смысле – как городской ландшафт, изображение предметно мира, включающее обстановку,

антураж

действия,

вплоть

до

интерьера.

В

литературе

важна

не

столько

точность

воспроизведения

картин

природы,

сколько

определенный

эстетический

выбор,

то

неповторимое

взаимодействие

и

согласование

образов,

которое

оптимально

отвечает

поставленным художником идейно–эстетическим задачам.

Образы природы всегда играли важнейшую роль в литературе, начиная с ранних

этапов ее развития. В древней литературе природа понималась как живое существо и

потому часто олицетворялась, принимая участие наряду с героями. В героическом эпосе

развернутых описаний природы немного, но они тем не менее постоянно сопровождают

развитие

действия,

являются

его

поэтическим

фоном.

Образы

природы

в

древней

литературе

носят

идеальный,

возвышенный

характер,

лишены

конкретно–

индивидуальных,

национальных

черт.

С

их

помощью

раскрывалось

символическое

значение

тех

или

иных

явлений

природы,

выявлялась

скрытая

в

ней

божественная

мудрость, извлекались моральные уроки. Природа ценна не сама по себе, а лишь как

«Божье творение», влияющее на развитие событий. Идеальный пейзаж гармонировал с

природой человека, отвечал всем подробностям человеческих чувств.

Постепенно

в

описании

природы

появляются

новые

черты:

пейзаж

начинает

перекликаться с душевным состоянием героя, символизируя его. Буря отражает порыв

человеческих

страстей,

тишина

подчеркивает

умиротворенное

безмолвие.

Пейзаж

становится

не

просто

фоном,

он

конкретизирует

изображение

событий,

создает

настроение и сам постепенно индивидуализируется, приобретает национальные, местные

черты.

В литературе нового времени пейзаж становится неотъемлемой частью образа мира,

в который вписан образ человека. Эволюция пейзажа – во все большей и большей

психологизации,

углублении

связи

с

внутренним

миром

человека,

его

мыслями

и

переживаниями. Природа сама по себе обладает для художника особым очарованием,

глубиной и многозначностью, оказывающими сильное воздействие на человеческую душу.

Роль

пейзажа

в

произведении

велика.

Пейзаж

может

играть

роль

социальную,

символическую и аллегорическую, композиционную или обрамляющую, поэтическую. Он

выполняет следующие функции: 1. функцию обозначения места и времени действия. С

помощью

пейзажа

можно

предположить,

где

деревне,

в

горах,

на

реке)

и

когда

(обозначено время года, суток) происходит действие. Иногда на это указывает заглавие

произведения; 2. функцию сюжетной мотивировки. Иногда события изменяются из–за

природных процессов; 3. функцию создания психологизма. Пейзаж, каким его видит

герой, раскрывает его психологическое состояние. Пейзаж может быть фоном развития

сюжета. А.И. Буров замечает: «В искусстве, кроме картин человеческой жизни, может

быть так или иначе изображено великое множество предметов и явлений окружающего

нас мира». И так как в произведении «раскрывается картина человеческой жизни», «все

остальное находит свое место как необходимое окружение и условие этой жизни (и в

конечном счете как сама эта жизнь), и в такой степени, в какой способствует раскрытию

сущности человеческой жизни – характеров, их отношений и переживаний» [2, с.59–60].

В русской литературе пейзаж – один из важнейших слагаемых национального образа

мира, в частности у И.С. Тургенева с ландшафтами средней полосы России («Записки

охотника»). Природа в произведениях Тургенева как бы одушевлена, живет, изменяется,

гармонизируя или контрастируя с переживаниями персонажей. Лиризм придает пейзажу

эмоциональность и задушевность, превращая их во вполне законченные поэтические

описания. В выработке своего художественного подхода к пейзажу Тургенев во многом

опирается на опыт поэзии Фета и Тютчева, подмечавших, по его словам, «многие оттенки,

многие часто неуловимые частности» [5, с.246]. Все творчество Тургенева проникнуто

искренней любовью к России, родной природе. Не случайно Тургенев вошел в историю

русской литературы как выдающийся мастер художественного пейзажа.

В статье «Записки оружейного охотника Оренбургской губернии С. А–ва» Тургенев

определил

в

литературе

два

взгляда

на

пейзаж.

Первый

взгляд

романтически

приподнятый,

субъективированный.

В

такой

зарисовке,

по

мнению

писателя,

много

красок, ярких и сочных, она изобилует частностями и деталями, скрывающими сущность

картины

природы.

Второй

взгляд

реалистический.

В

отличие

от

романтических,

реалистические описания природы четкие и ясные, они не лишены частностей и деталей,

ярких

красок,

но

выписаны

в

естественных

тонах,

правдиво.

Природа

у

Тургенева

детализированная, она насыщена реалистическими деталями, которые не отвлекают взгляд

читателя

от

главного,

существенного,

а

наоборот,

дополняют

художественный

образ,

делают его более содержательным и емким. Буквально в каждом из описаний природы

можно

встретить

зрительные

подробности,

слуховые

образы,

запахи,

всевозможные

оттенки цветов; пейзажи всегда насыщены эпитетами, повышающими эмоциональную

окраску текста. Как правило, пейзажи Тургенева конкретные, сжатые и точные.

Порой создается мнение, что они самостоятельные, но это только внешне. Картины

природы насыщены социальным и философским смыслом, играют существенную роль в

сюжетостроении произведений. Большую роль тургеневская природа играет в раскрытии

человеческих характеров, она психологизированная. Отношение героев к природе – часто

своеобразный

экзамен

по

проверке

гражданской

зрелости,

идейно–композиционной

значимости лица. Близкие писатели люди находятся в общении с природой. Природу

Тургенев

изображает

ласковой,

переливающейся

всеми

своими

красками

(«Записки

охотника»). Постигнуть суть природы, ее тайны – только половина задачи для художника.

Надо уметь выразит эту суть словами, выразить свободно и точно.

Когда Тургенев прочел «Записки оружейного охотника Оренбургской губернии» С.

Аксакова, он сразу обратил внимание на форму выражения, на слог писателя: «Слог его

мне чрезвычайно нравится. Это настоящая русская» речь, добродушная и прямая, гибкая и

ловкая, ничего вялого – свобода и точность выражения одинаково замечательны». В той же

рецензии на книгу С. Аксакова Тургенев не случайно, говоря о форме выражения, снова

аппелирует к природе, которую считает высшим критерием красоты: «В самой природе

нет ничего ухищренно го и мудреного, она никогда ничем не щеголяет, не кокетничает; в

самых своих прихотях она добродушна. Все поэты с истинными и сильными талантами не

становились в «поэзии образовательной деятельности Филология и лингвистика туру»

перед

лицом

природы;

великими

и

простыми

словами

передавали

ее

простоту

и

величие…».

В создании целостного образа живой России в «Записках охотника» активную роль

играет

природа.

Поэтичных

героев

Тургенева

чаще

всего

сопровождает

родственный

пейзажный

мотив.

Мы

видим

лицо

Калиныча,

кроткое

и

ясное,

как

вечернее

небо.

Душевная кротость героя подхвачена природой, в ней разлита. Расставаясь с Калинычем,

Тургенев

вновь

затронет

эту

художественную

связь:

«Мы

поехали;

заря

только

что

разгоралась…Мы въехали в кусты. Калиныч запел вполголоса, подпрыгивая на облучке, и

все глядел да глядел на зарю». Вечерняя заря предваряет появление нового спутника –

Ермолая, очередной вариации на тему Калиныча: приглушается поэтическая одаренность,

но зато усиливается свойственное Калинычу чутье к природе. Герои тургеневской книги

часто не просто изображаются на фоне природы, а выступают как продолжение ее стихий,

как духовная их кристаллизация. Заметим, что они чаще всего неожиданно «являются»

перед взором охотника. Из игры света и тени в березовой роще проступает Акулина в

«Свидании».

Окутанная

тьмой,

в

фосфорическом

свете

молнии,

как

привидение,

«почудилась» охотнику загадочная фигура Бирюка. Из трепета листьев в лесной чаще

возникает девочка, дочка Касьяна. В рассказе «Живые мощи» охотник пошел было прочь,

но вдруг из темной глубины сарая послышался голос – «слабый, медленный и сиплый, как

шелест болотной осоки». В страшный момент, когда заблудившийся охотник «вдруг»

очутился над бездной, из ночной мглы в неверном свете костра показались мальчики

«Бежина луга»: «Я быстро отдернул занесенную ногу и, сквозь едва прозрачный сумрак

ночи, увидел далеко перед собой огромную равнину… Под самой кручью холма красным

пламенем горели и дымились друг подле дружки два огонька. Вокруг них копошились

люди, колебались тени, иногда ярко освещалась передняя половина маленькой кудрявой

головы».

«Бежин

луг»

в

«Записках

охотника»

занимает

особое

место.

Ему

свойственен

исключительный лиризм, проявляющийся в том, что значительная часть произведения

отведена волнующим, красочным описаниям природы. Читая «Записки охотника», ловишь

себя на ощущении, что Тургенев долго и пристально всматривается в трепетный образ

природы, вслушивается в шепот трав, в голоса насекомых и птиц, прежде чем природа

«явит» перед ним человека. Как будто нужны напряженное усилие зрения и крайняя

осмотрительность, чтобы не исчез человеческий образ, не рассеялся, не растворился в

природе.



В раздел образования