Напоминание

Организация мероприятий по декоративно–прикладному творчеству для детей и родителей, как способ духовно–нравственного развития обучающихся


Автор: Ишмитова Альбина Габидулловна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУДО г.Нижневартовска ЦДТ
Населённый пункт: г.Нижневартовск
Наименование материала: Педагогический опыт
Тема: Организация мероприятий по декоративно–прикладному творчеству для детей и родителей, как способ духовно–нравственного развития обучающихся
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

города Нижневартовска «Центр детского творчества»

Педагогический опыт

«Организация мероприятий по декоративно-прикладному

творчеству для детей и родителей,

как способ духовно-нравственного развития обучающихся»

Нижневартовск, 2018

Ишмитова Альбина Габидулловна,

педагог дополнительного

образования.

2

Содержание

Введение

1.

Введение

3

2.

Основная часть

4

3.

Заключение

9

4.

Список используемой литературы

10

3

Актуальность проекта.

Духовность

это

«высшее

начало

в

человеке,

ориентированное

относительно высших ценностей человеческого бытия как творческая сила и

источник созидания ценностей совместной жизни людей, их самосозидания,

стремления к духовному идеалу». (В.А. Беляева)

Вопрос

духовно-нравственного

воспитания

детей

является

одной

из

ключевых

задач,

стоящих

перед

каждым

родителем,

обществом

и

государством в целом. Семья

как

социальная

общность

в

России

традиционно

выступала

важнейшей

ценностью,

одним

из

важнейших

институтов воспитания. В тоже время образованию отводится ключевая роль

в

духовно-нравственной

консолидации

российского

общества.

Таким

образом

системно,

последовательно

и

глубоко

духовно-нравственное

развитие

и

воспитание

детей

происходит

при

взаимодействии

и

сотрудничестве образования и семьи.

Новизна

проекта

в

формировании

базовых

духовно-нравственных

ценностей через систему совместных мероприятий (для детей и родителей)

по

декоративно-прикладному

творчеству.

Данная

задача

отвечает

современной

Концепции

духовно-нравственного

развития

и

воспитания

личности

гражданина

России,

Федеральному

государственному

образовательному стандарту.

В

отделе

эстетики

быта

Цента

детского

творчества

ведется

систематическая

и

целенаправленная

работа

в

рамках

духовно-

нравственного воспитания на традициях русской культуры.

4

Основная часть

Научная

база

опыта

основывается

на

духовно-нравственном

воспитании наряду с возрождаемым в России религиозным воспитанием

(А.В. Мудрик, Т.В. Склярова); взглядах Т.Г. Русакова на нравственность, как

форму духовности; на работах Н.А. Бердяев, В.Н. Лосский, В.С. Соловьёв

посвященных проблеме духовно-нравственного воспитания через народную

культуру,

в

воспитании

патриотизма,

чувства

сопричастности

с

национальной историей, инициативы творческой активности направленных

на сохранение и возрождение народных традиций Т.Я. Шпикаловой, М.А.

Некрасовой, Н.И. Бондаря, Е.Г. Вакуленко.

Духовно-нравственное

воспитание

современных

школьников

в

отечественной

системе

дополнительного

образования

осуществляется

в

последнее

десятилетие

наряду

с

возрождаемым

в

России

религиозным

воспитанием

(А.В.

Мудрик,

Т.В.

Склярова).

нравственность,

как

форма

духовности,

имеет

собственное

содержание,

выраженное

в

ориентации

человека на самостоятельно принятые принципы и ценности, соотносимые с

абсолютными (Т.Г. Русакова)

Цель: создание пространства, в котором нравственные ценности будут

реализовываться в практической жизнедеятельности: способах организации

совместной деятельности взрослых и детей.

Задачи: формирование нравственных качеств у детей и подростков,

укрепление семейных ценностей, связи поколений; раскрытие творческого

потенциала; стимулирование и развитие семейного творчества; сохранение

народных традиций.

Для

успешного

решения

этих

задач

работа

ведется

по

трем

направлениям:

нравственная,

эстетическая,

религиозная

и

строиться

на

расширении знаний самого ребенка; включение детей и родителей в систему

семейных отношений и совместной деятельности; самосовершенствование

родителей.

Как сказал В.В. Зеньковский «Все три составляющих духовной жизни

находят

свое

выражение

в

чувствах,

работе

ума

и

активности»

(В.В.

Зеньковский)

Таким образом, духовно-нравственное воспитание – это развитие у

ребёнка:

нравственной

способности

к

различению

добра

и

зла;

эстетической

способности

к

различению

прекрасного

и

безобразного;

религиозной

способности

к

различению

истинного

и

ложного.

(О.М.

Потаповская)

Стабильность опыта.

Для эффективной работы был составлен Календарь мероприятий по

декоративно-прикладному

творчеству,

который

учитывает

все

три

направления работы и включает различные формы их проведения.

5

Месяц

Название мероприятия

Описание

Январь

Рождественский

концерт

коллективов

Центра

детского творчества

Приглашаются

семьи

на

рождественский концерт.

Февраль

Мероприятие для детей и

родителей «Починки»

Мастер-классы,

посвящены

техникам

декорирования

одежды.

Март

Конкурс

«Русь

мастеровая»

Обучающиеся города

представляют на конкурс

работу по декоративно-

прикладному творчеству в

номинации: народные

традиции или традиции и

современность.

Апрель

Мероприятие для детей и

родителей

«Благовещение».

В

рамках

праздника

проводятся

мастер-классы,

посвящённые

изготовлению

птиц – жаворонков.

Май

Мероприятие для детей и

родителей

«Никто

не

забыт. Ничто не забыто».

Мастер-классы

проходят

на

концертах,

в

Детских

объединениях,

посвящены

изготовлению

открыток

Ветеранам

ВОВ,

изготовлению

георгиевских

ленточек.

Июнь

Мероприятие для жителей

города

«День

защиты

детей»

Проводятся мастер-классы для

детей

и

родителей

по

декоративно-прикладному

творчеству

в

рамках

городского празднования Дня

защиты детей.

Июль

Мероприятие для детей и

родителей

«День

семьи,

любви и верности»

Проводятся мастер-классы для

жителей

города/воспитанников

летних

лагерей

на

тему

«Изготовление

символа

праздника».

Август

Образовательный ресурс

Знакомство

с

направлениями

работы

через

группы

в

социальных

сетях

и

через

личные

образовательные

ресурсы педагогов.

Сентябрь

День открытых дверей

Проводится выставка детских

работ

и

мастер-классы

по

6

направлениям работы отдела.

Октябрь

Конкурс

семейного

творчества

«Неиссякаемый источник

Конкурс

проводится

среди

жителей

города.

На

конкурс

семья представляет творческие

работы

декоративно-

прикладного

направления

(участие

минимум

3-х

поколений);

и

рассказ

о

совместном

занятии

рукоделием

в

семье

«Совместное

творчество

объединяет семью»

Ноябрь

Мероприятие для детей и

родителей «Кузьминки»

Проводятся мастер-классы для

детей

и

родителей

по

изготовлению

народных

игрушек/сувениров/подарков.

Декабрь

Мероприятие для детей и

родителей

«Новогодний

калейдоскоп»

Проводятся

мастер-классы,

посвященные

изготовлению

игрушек/декораций

для

Нового года.

Ручной

художественный

труд

является

необходимым

элементом

нравственного и эстетического воспитания детей. Ценность произведений

народного

декоративного

искусства

состоит

не

только

в

том,

что

они

представляют предметный мир, материальную культуру, но еще и в том, что

они являются памятниками культуры духовной. Поделки, сделанные руками

детей, вносят в нашу жизнь праздничность и красоту. Они все больше входят

в

семейный

быт

как

художественные

произведения,

отвечающие

нашим

эстетическим идеалам, сохраняющие историческую связь времен. Народное

искусство

соединяет

прошлое

с

настоящим,

сберегая

национальные

художественные традиции – это красной нитью проходит через все занятия

на кружках декоративно-прикладного творчества.

Особая роль в духовно - нравственном воспитании ребенка принадлежит

музыке.

Ведь

музыкальное

воспитание

является

одним

из

средств

формирования личности ребенка. Поэтому все мероприятия сопровождаются

музыкальными

номерами:

народными

песнями,

инструментальными

номерами и тд.

В центре детского творчества есть литературно-музыкальная гостиная и

музей

народных

ремесел

и

промыслов.

Поэтому

при

проведении

мероприятий

используется

посещение

музея

(мероприятия

Кузьминки,

Починки),

литературно-музыкальной

гостиной

(Новогодний

калейдоскоп,

Благовест) и тд.

7

Оптимальность.

На

примере

семейного

творческого

конкурса

«Неиссякаемый

источник»

можно проследить востребованность мероприятий данного рода. За три года

увеличилось число участников (с 120 человек в 2015 году, до 450 человек в

2017 году; направлений для выполнения работ; возраста представленных

работ (до 1850 года)).

Эффективность опыта.

Стабильность

подтверждается

показателями

результативности

проводимой работы. В конце мероприятий проводится анкетирование с

целью

получения

обратной

связи.

Анкетирование

показало,

что

98%

участников мероприятий удовлетворены общей организацией мероприятий,

100% участников – удовлетворены выбранными темами мастер-классов,

95% участников – узнали что-то новое в ходе выполнения работ. Анализ

мероприятий показал, что дети и родители с удовольствием включаются в

работу. Стоит отметить и тот факт, что ежегодно увеличивается количество

участников

мероприятий.

При

этом

возрастает

количество

семей,

для

которых

эти

мероприятия

становятся

традиционными,

к

которым

они

готовятся и ждут. Поиск новых форм взаимодействия семьи и учреждения

продолжает быть актуальным.

8

Заключение.

Как показала практика, при многообразии форм взаимодействия семьи

и

образовательного

учреждения,

возможно

выстроить

единое

образовательное

пространство,

способствующее

духовно-нравственному

развитию обучающихся.

Востребованность

данного

проекта

и

его

эффективность

подтверждается увеличением количества семей – участников традиционных

мероприятий и расширением спектра семейных досуговых мероприятий.

Данный

опыт

может

быть

использован

в

любом

образовательном

учреждении в рамках программы по духовно-нравственному воспитанию.

9

Список используемой литературы

1.

Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. – М.: Просвещение,

1979.

2.

Барадулин В. Л. Уральский букет. Свердловск., 1987.

3.

Банников

В.

Н.,

Петрук

О.

И.

Изобразительное

искусство

в

национальной

школе;

методическое

пособие.

Ханты-Мансийск,

2005.

4.

Болдырев

Н.И.

Нравственное

воспитание

школьников:

(Вопросы

теории). – М.: Педагогика, 1989.

5.

Зимняя

И.А.

Педагогическая

психология:

Учебник

для

студентов

высш.

учеб.

заведений,

обучающихся

по

пед.

и

психологическим

направлениям и спец. -2-е изд., доп., испр. и перераб. -М.: Логос, 2000.

6.

Игнатьев Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности

человека. М., 1968.

7.

Марьенко И.С. Нравственное становление личности. - М., 1985г.

8.

Некрасова М. А. Современное народное искусство. Л.,

Художник РСФСР, 1980.

9.

Спирин

Л.Ф.

Теория

и

технология

педагогических

задач

/

Л.Ф.

Спирин.- М., 1997.

10.

Устенко Л. Н. Виды и жанры пластических искусств: методическое

пособие. - Ханты-Мансийск, 2006.

11.

Шпикалова

Т.Я.

Изобразительное

искусство:

Основы

народного

и

декоративно-прикладного искусства. М., 1996.

12.

Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология. –

М.: Педагогическое общество России, 2001.

10



В раздел образования