Автор: Ишмитова Альбина Габидулловна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУДО г.Нижневартовска ЦДТ
Населённый пункт: г.Нижневартовск
Наименование материала: Педагогический опыт
Тема: Организация мероприятий по декоративно–прикладному творчеству для детей и родителей, как способ духовно–нравственного развития обучающихся
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
города Нижневартовска «Центр детского творчества»
Педагогический опыт
«Организация мероприятий по декоративно-прикладному
творчеству для детей и родителей,
как способ духовно-нравственного развития обучающихся»
Нижневартовск, 2018
Ишмитова Альбина Габидулловна,
педагог дополнительного
образования.
2
Содержание
Введение
1.
Введение
3
2.
Основная часть
4
3.
Заключение
9
4.
Список используемой литературы
10
3
Актуальность проекта.
Духовность
–
это
«высшее
начало
в
человеке,
ориентированное
относительно высших ценностей человеческого бытия как творческая сила и
источник созидания ценностей совместной жизни людей, их самосозидания,
стремления к духовному идеалу». (В.А. Беляева)
Вопрос
духовно-нравственного
воспитания
детей
является
одной
из
ключевых
задач,
стоящих
перед
каждым
родителем,
обществом
и
государством в целом. Семья
как
социальная
общность
в
России
традиционно
выступала
важнейшей
ценностью,
одним
из
важнейших
институтов воспитания. В тоже время образованию отводится ключевая роль
в
духовно-нравственной
консолидации
российского
общества.
Таким
образом
системно,
последовательно
и
глубоко
духовно-нравственное
развитие
и
воспитание
детей
происходит
при
взаимодействии
и
сотрудничестве образования и семьи.
Новизна
проекта
в
формировании
базовых
духовно-нравственных
ценностей через систему совместных мероприятий (для детей и родителей)
по
декоративно-прикладному
творчеству.
Данная
задача
отвечает
современной
Концепции
духовно-нравственного
развития
и
воспитания
личности
гражданина
России,
Федеральному
государственному
образовательному стандарту.
В
отделе
эстетики
быта
Цента
детского
творчества
ведется
систематическая
и
целенаправленная
работа
в
рамках
духовно-
нравственного воспитания на традициях русской культуры.
4
Основная часть
Научная
база
опыта
основывается
на
духовно-нравственном
воспитании наряду с возрождаемым в России религиозным воспитанием
(А.В. Мудрик, Т.В. Склярова); взглядах Т.Г. Русакова на нравственность, как
форму духовности; на работах Н.А. Бердяев, В.Н. Лосский, В.С. Соловьёв
посвященных проблеме духовно-нравственного воспитания через народную
культуру,
в
воспитании
патриотизма,
чувства
сопричастности
с
национальной историей, инициативы творческой активности направленных
на сохранение и возрождение народных традиций Т.Я. Шпикаловой, М.А.
Некрасовой, Н.И. Бондаря, Е.Г. Вакуленко.
Духовно-нравственное
воспитание
современных
школьников
в
отечественной
системе
дополнительного
образования
осуществляется
в
последнее
десятилетие
наряду
с
возрождаемым
в
России
религиозным
воспитанием
(А.В.
Мудрик,
Т.В.
Склярова).
нравственность,
как
форма
духовности,
имеет
собственное
содержание,
выраженное
в
ориентации
человека на самостоятельно принятые принципы и ценности, соотносимые с
абсолютными (Т.Г. Русакова)
Цель: создание пространства, в котором нравственные ценности будут
реализовываться в практической жизнедеятельности: способах организации
совместной деятельности взрослых и детей.
Задачи: формирование нравственных качеств у детей и подростков,
укрепление семейных ценностей, связи поколений; раскрытие творческого
потенциала; стимулирование и развитие семейного творчества; сохранение
народных традиций.
Для
успешного
решения
этих
задач
работа
ведется
по
трем
направлениям:
нравственная,
эстетическая,
религиозная
и
строиться
на
расширении знаний самого ребенка; включение детей и родителей в систему
семейных отношений и совместной деятельности; самосовершенствование
родителей.
Как сказал В.В. Зеньковский «Все три составляющих духовной жизни
находят
свое
выражение
в
чувствах,
работе
ума
и
активности»
(В.В.
Зеньковский)
Таким образом, духовно-нравственное воспитание – это развитие у
ребёнка:
нравственной
способности
–
к
различению
добра
и
зла;
эстетической
способности
–
к
различению
прекрасного
и
безобразного;
религиозной
способности
–
к
различению
истинного
и
ложного.
(О.М.
Потаповская)
Стабильность опыта.
Для эффективной работы был составлен Календарь мероприятий по
декоративно-прикладному
творчеству,
который
учитывает
все
три
направления работы и включает различные формы их проведения.
5
Месяц
Название мероприятия
Описание
Январь
Рождественский
концерт
коллективов
Центра
детского творчества
Приглашаются
семьи
на
рождественский концерт.
Февраль
Мероприятие для детей и
родителей «Починки»
Мастер-классы,
посвящены
техникам
декорирования
одежды.
Март
Конкурс
«Русь
мастеровая»
Обучающиеся города
представляют на конкурс
работу по декоративно-
прикладному творчеству в
номинации: народные
традиции или традиции и
современность.
Апрель
Мероприятие для детей и
родителей
«Благовещение».
В
рамках
праздника
проводятся
мастер-классы,
посвящённые
изготовлению
птиц – жаворонков.
Май
Мероприятие для детей и
родителей
«Никто
не
забыт. Ничто не забыто».
Мастер-классы
проходят
на
концертах,
в
Детских
объединениях,
посвящены
изготовлению
открыток
Ветеранам
ВОВ,
изготовлению
георгиевских
ленточек.
Июнь
Мероприятие для жителей
города
«День
защиты
детей»
Проводятся мастер-классы для
детей
и
родителей
по
декоративно-прикладному
творчеству
в
рамках
городского празднования Дня
защиты детей.
Июль
Мероприятие для детей и
родителей
«День
семьи,
любви и верности»
Проводятся мастер-классы для
жителей
города/воспитанников
летних
лагерей
на
тему
«Изготовление
символа
праздника».
Август
Образовательный ресурс
Знакомство
с
направлениями
работы
через
группы
в
социальных
сетях
и
через
личные
образовательные
ресурсы педагогов.
Сентябрь
День открытых дверей
Проводится выставка детских
работ
и
мастер-классы
по
6
направлениям работы отдела.
Октябрь
Конкурс
семейного
творчества
«Неиссякаемый источник
Конкурс
проводится
среди
жителей
города.
На
конкурс
семья представляет творческие
работы
декоративно-
прикладного
направления
(участие
минимум
3-х
поколений);
и
рассказ
о
совместном
занятии
рукоделием
в
семье
«Совместное
творчество
объединяет семью»
Ноябрь
Мероприятие для детей и
родителей «Кузьминки»
Проводятся мастер-классы для
детей
и
родителей
по
изготовлению
народных
игрушек/сувениров/подарков.
Декабрь
Мероприятие для детей и
родителей
«Новогодний
калейдоскоп»
Проводятся
мастер-классы,
посвященные
изготовлению
игрушек/декораций
для
Нового года.
Ручной
художественный
труд
является
необходимым
элементом
нравственного и эстетического воспитания детей. Ценность произведений
народного
декоративного
искусства
состоит
не
только
в
том,
что
они
представляют предметный мир, материальную культуру, но еще и в том, что
они являются памятниками культуры духовной. Поделки, сделанные руками
детей, вносят в нашу жизнь праздничность и красоту. Они все больше входят
в
семейный
быт
как
художественные
произведения,
отвечающие
нашим
эстетическим идеалам, сохраняющие историческую связь времен. Народное
искусство
соединяет
прошлое
с
настоящим,
сберегая
национальные
художественные традиции – это красной нитью проходит через все занятия
на кружках декоративно-прикладного творчества.
Особая роль в духовно - нравственном воспитании ребенка принадлежит
музыке.
Ведь
музыкальное
воспитание
является
одним
из
средств
формирования личности ребенка. Поэтому все мероприятия сопровождаются
музыкальными
номерами:
народными
песнями,
инструментальными
номерами и тд.
В центре детского творчества есть литературно-музыкальная гостиная и
музей
народных
ремесел
и
промыслов.
Поэтому
при
проведении
мероприятий
используется
посещение
музея
(мероприятия
Кузьминки,
Починки),
литературно-музыкальной
гостиной
(Новогодний
калейдоскоп,
Благовест) и тд.
7
Оптимальность.
На
примере
семейного
творческого
конкурса
«Неиссякаемый
источник»
можно проследить востребованность мероприятий данного рода. За три года
увеличилось число участников (с 120 человек в 2015 году, до 450 человек в
2017 году; направлений для выполнения работ; возраста представленных
работ (до 1850 года)).
Эффективность опыта.
Стабильность
подтверждается
показателями
результативности
проводимой работы. В конце мероприятий проводится анкетирование с
целью
получения
обратной
связи.
Анкетирование
показало,
что
98%
участников мероприятий удовлетворены общей организацией мероприятий,
100% участников – удовлетворены выбранными темами мастер-классов,
95% участников – узнали что-то новое в ходе выполнения работ. Анализ
мероприятий показал, что дети и родители с удовольствием включаются в
работу. Стоит отметить и тот факт, что ежегодно увеличивается количество
участников
мероприятий.
При
этом
возрастает
количество
семей,
для
которых
эти
мероприятия
становятся
традиционными,
к
которым
они
готовятся и ждут. Поиск новых форм взаимодействия семьи и учреждения
продолжает быть актуальным.
8
Заключение.
Как показала практика, при многообразии форм взаимодействия семьи
и
образовательного
учреждения,
возможно
выстроить
единое
образовательное
пространство,
способствующее
духовно-нравственному
развитию обучающихся.
Востребованность
данного
проекта
и
его
эффективность
подтверждается увеличением количества семей – участников традиционных
мероприятий и расширением спектра семейных досуговых мероприятий.
Данный
опыт
может
быть
использован
в
любом
образовательном
учреждении в рамках программы по духовно-нравственному воспитанию.
9
Список используемой литературы
1.
Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. – М.: Просвещение,
1979.
2.
Барадулин В. Л. Уральский букет. Свердловск., 1987.
3.
Банников
В.
Н.,
Петрук
О.
И.
Изобразительное
искусство
в
национальной
школе;
методическое
пособие.
–
Ханты-Мансийск,
2005.
4.
Болдырев
Н.И.
Нравственное
воспитание
школьников:
(Вопросы
теории). – М.: Педагогика, 1989.
5.
Зимняя
И.А.
Педагогическая
психология:
Учебник
для
студентов
высш.
учеб.
заведений,
обучающихся
по
пед.
и
психологическим
направлениям и спец. -2-е изд., доп., испр. и перераб. -М.: Логос, 2000.
6.
Игнатьев Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности
человека. М., 1968.
7.
Марьенко И.С. Нравственное становление личности. - М., 1985г.
8.
Некрасова М. А. Современное народное искусство. Л.,
Художник РСФСР, 1980.
9.
Спирин
Л.Ф.
Теория
и
технология
педагогических
задач
/
Л.Ф.
Спирин.- М., 1997.
10.
Устенко Л. Н. Виды и жанры пластических искусств: методическое
пособие. - Ханты-Мансийск, 2006.
11.
Шпикалова
Т.Я.
Изобразительное
искусство:
Основы
народного
и
декоративно-прикладного искусства. М., 1996.
12.
Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология. –
М.: Педагогическое общество России, 2001.
10