Автор: Серёгина Светлана Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ОГБОУ "Школа – интернат "Вера""
Населённый пункт: город Рязань, Рязанская область
Наименование материала: конспект занятия
Тема: Подводный мир Оки.
Раздел: дополнительное образование
Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Школа-интернат « Вера»»
Занятие:
« Подводный мир Оки»
Составитель: воспитатель
Серегина С.А.
Цель: формирование коммуникативных навыков у воспитанников через
знакомство с подводным миром Оки.
Задачи:
Познавательная – развивать навыки общения и адекватного поведения в
процессе ознакомления с жизнью речных рыб.
Коррекционная– способствовать развитию речи и умению поддержать
беседу через пополнение активного и пассивного словаря воспитанников на
основе обогащения знаний о подводном мире Оки.
Способствовать развитию памяти, внимания, двигательной активности.
Воспитательная - воспитывать бережное отношение к природе, дружеское
отношение в коллективе.
Ход занятия:
Воспитатель:
–Ребята, в каком городе мы живём?(в Рязани)
–На берегу какой реки расположился наш город?(на берегу реки Ока)
–А всё ли вы знаете про обитателей нашей красавицы-реки?
–Кто знает, какие рыбы живут в Оке?(Ответы детей записать. За верные
ответы впоследствии при проверке вручить «жетоны»)
–Давайте проверим, правы ли вы. Предлагаю отправиться в подводное
путешествие по Оке. Наша научная экспедиция познакомится с речными
обитателями, изучит их повадки и сделает выводы об их пользе. Надевайте
воображаемые подводные костюмы, и мы погружаемся на дно реки.
–Почему по дну реки нельзя путешествовать без гидрокостюма?
(В воде недостаточное для дыхания человека количество кислорода)
-Акваланг или скуба — лёгкое водолазное снаряжение, позволяющее
погружаться на глубины до трёхсот метров.
Есть еще подводный аппарат для исследования морских глубин- батискаф в
котором под водой может находиться от одного до нескольких человек)
-Протяжённость Оки по Рязанской области 489 км
-Средняя глубина Оки 5м. Максимальная глубина до 23м
–По своему разнообразию рыб Ока считается одной из богатейших рек
России. В её водах обитает много всякой рыбы. Щука, судак, плотва,
красноперка, жерех, чехонь, налим, ерш, лещ, подлещик, окунь, подуст, сом,
голавль, уклейка, густера, пескарь, язь, сазан.
Но мне хотелось бы обратить Ваше внимание на Царскую рыбу, а конкретно
на стерлядь.
За последние годы этой благородной рыбы в реке Ока заметно
поприбавилось, стерлядь гораздо чаще стала попадаться на различные
рыболовные снасти, что говорит о повышении её численности. Это
происходит благодаря большой работе проделываемой людьми, которым
небезразличен Окский биоресурс.
Особенно хочется отметить Алексинский химкомбинат, на базе которого в
1994 году был создан лучший в России рыбный цех. В нем собранна целая
коллекция редчайших осетровых видов, это белуги, русские осетры, севрюга,
аральский редчайший шип, ну и конечно же стерлядь. В этой артели
ежегодно выращивается свыше миллиона штук малька, которого регулярно
выпускают как в Оку, так и в другие реки нашей родной страны.
Река, имеющая название Ока, является самым большим и самым
многоводным правым притоком огромной Волги. В Оке живёт практически
всё многообразие разновидностей рыб, обитающих в Волжском бассейне. Что
касается самых распространённых, то к ним относятся следующие: окунь,
плотва, судак.
Про всех рыб мы сегодня узнать не успеем.
Поговорим о самых распространённых.
(показ слайдов)
Отгадайте загадку.
(загадывает ребенок)
У неё во рту пила.
Под водой она жила,
Всех пугала, всех глотала,
А теперь - в котёл попала.
(Щука)
Хищная, пятнистая,
Ловкая и быстрая.
Если зазевался,
К ней на зуб попался!
Может даже цапнуть руку.
Угадали? Рыба - …(щука)
–Эта рыба водится только в пресной воде и имеет прекрасный аппетит на
зависть всем детям. Гроза всех рыбок в округе, может даже скушать
маленькую птичку, если та будет неосторожна. Не брезгует лягушками,
раками, червями, успешно ловит молодняк водоплавающих птиц. В щучьих
желудках находили также шерсть ондатр и бобров. Щуку не так просто
обнаружить, ведь она отлично прячется. Коварные щуки – отличные
охотницы за добычей, они владеют всеми навыками слежки и неожиданного
резкого нападения. Хитрая щука почти никогда не промахивается.
(Заранее подготовленные дети читают стихи)
А. Гришин
Щука-рыба хищная,
Малосимпатичная,
Длинная, пятнистая,
Хитрая и быстрая.
Любит карасей гонять,
Не давая им дремать.
Ю. Камышева
Воспитатель:
У речных проточных вод
Щука в заводи живёт,
Здесь зимой и летом тишь,
И растет густой камыш.
Над водой ольха склонилась,
Щука наша - затаилась.
Чуть прищурила глазок,
И попалась на крючок!
Е. Филиппова
Щука щучила щурят:
Мол, негодные, шалят.
Мол, попрятались в пруду.
Мол, никак их не найду.
Тут сердитый папа Щук,
Вдруг издал шипящий звук:
Хоть весь пруд прополощу,
А негодных отыщу!
Я шкодливым малышам
В камышах шалить не дам!
Шлёпал Щук щурят хвостищем,
Замутил вокруг водищу!
Не купаюсь я три дня:
Вдруг он шлёпнет и меня?
-Знаменитый баснописец И.А.Крылов написал басню, где одной из героинь
является щука.(слайд)
Воспитатель:
послушайте замечательное стихотворение, которое написал Б.Заходер
Жил да был один Судак -
Удивительный чудак:
Жил не в море, жил не в речке,
Жил у бабушки на печке!
Не успев туда вселиться,
Начал он, чудак, хвалиться:
- До чего мне повезло!
Тут и сухо и тепло!
Эй вы, щуки-судаки!
Вылезайте из реки!
Речка - это не квартира,
Там и холодно и сыро!
Не ходите, рыбы, в море -
В море вы хлебнете горя,
А у бабки на печи -
И блины и калачи!
Затопила бабка печь -
Калачей-блинов испечь.
И зажарился Судак...
А ведь мог бы жить,
Чудак!
Судак
- Эх, – вздыхали рыбаки, -
Разве это судаки?
Раньше вытащишь, бывало,
Хвост, бывало, в пол-руки!
- Эх, - вздыхали судаки, -
Раньше были червяки…
Червяком одним, бывало,
Наедалось пол-реки!
- Эх, - вздыхали червяки, -
Раньше врали рыбаки!
Мы послушать их, бывало,
Сами лезли на крючки!
Про какую рыбу рассказывается в стихотворении( Дети отвечают)
Судак – это рыба чистых рек. Он очень болезненно переживает все
загрязнения, сбросы неочищенных сточных вод и стремится уплыть в более
чистые участки водоёма. Этих хищников можно ловить в любое время суток,
но наибольшую активность они проявляют ночью, в вечерних сумерках и на
утренней заре. Взрослые особи питаются мелкой белой рыбёшкой – уклеей,
верховкой, плотвичкой, ротаном, гольцом, подустом, пескарями и др.
Охотиться может как на дне, так и на поверхности. Судаки очень осторожны
– в светлое время суток к берегу подходят редко. Их излюбленные места –
коряжники, камни и прочие неровности на глубине 3-5 м на течении. Они
стоят там, где можно спрятаться за какое-либо укрытие, где они поджидают
свою жертву. Их главные конкуренты – щуки. Они охотятся на тех же рыб,
что и судак. Между ними всегда происходят столкновения «за место под
солнцем». Поэтому, как правило, в тех местах, где ловят много судака, щук
обычно нет.
На рыбалку я пошёл,
Место классное нашёл.
Да, хороший я рыбак!
Кто в моём садке?(Судак)
Жерех
Как ни странно, но эта хищная рыба относится к семейству “мирных”
карповых. Правда, хищничать она начинает только по достижении двух-
трёхлетнего возраста. В реках жерех питается разной рыбой, но более всего
уклейкой. Во время охоты жерех производит такой шум, что его погоню за
добычей принято называть "боем". Он подобно молнии врезается в стадо
мелочи, оглушает жертву ударом сильного широкого хвоста, выпрыгивает из
воды и падает обратно с большим шумом и брызгами, повторяя этот маневр
несколько раз. Испуганная мелочь то там, то здесь выскакивает из воды, а он,
развернувшись вниз по течению, подхватывает оглушённую жертву. За
быстроту движения, способность выскакивать из воды и способ охоты жереха
зовут «конём», «хватом», «гонцом». Выпрыгивая, он расправляет широкие
твердые лучи хвостового и спинных плавников, за что его ещё называют
шереспером. "Бой" жереха можно наблюдать с берега, вблизи перекатов и
песчаных отмелей, где легче поймать мелкую рыбу. В реках жерех держится в
одиночку. Летом обилие корма несколько меняет поведение и характер охоты
жереха. Жерех держится и охотится значительными группами, выбирая
обычно участки в местах резких изгибов реки, где образуются завихрения.
А сейчас давайте поиграем:
игра «Уплыви от хищника»
Цель: закреплять знания детей о различных видах рыб, совершенствовать
умение действовать по правилам.
Ход игры. Из детей выбираются «щука», «сом», «жерех», «судак», «налим»,
«окунь». Они расходятся по разным краям площадки. Остальные дети
-мелкие рыбёшки. Они свободно «плавают» по площадке. По команде
ведущего «Щука!» (или «Судак!» и т.д.) ребёнок с этим названием ловит
рыбок. Ведётся подсчет улова.
Воспитатель:
–Отгадайте загадку.
Он в самом омуте живёт,
Хозяин глубины.
Имеет он огромный рот,
А глазки чуть видны.(сом)
Больших размеров достигает,
Усами рыба обладает,
И любит в ямах зимовать,
Так, как же рыбу эту звать?(сом)(слайд)
Сом - крупнейший хищник наших водоёмов. У него удлинённое тело,
покрытое мелкой плотно сидящей чешуёй, огромная голова. Пасть оснащена
щётками мелких, но острых зубов, пара длинных усов на верхней челюсти и
четыре покороче — на нижней. Сом способен заглотнуть добычу, иногда
мало уступающую ему по объёму и весу. Однако это ему удается крайне
редко, чаще всего пищей служат мелкая придонная рыбёшка, моллюски и
раки. В большинстве случаев сомы держатся в глубоких ямах,
расположенных неподалеку от русла. Сомовьи ямы часто завалены упавшими
деревьями, топляком и валежником. Всё это служит для него укрытием от
сильного течения и одновременно местом засады. Сом не любит быстрого
течения и выходит на основное русло только во время охоты.
Послушайте стихотворение(Читают дети)
Рыба с мелкими глазами,
И с длиннющими усами.
Вечно спит на самом дне,
В тёмной, мрачной глубине.
Под корягой его дом,
Называют рыбу сом. (А. Ясноокий)
Однажды Лучик Солнечный
От Солнышка сбежал.
По облачкам и тучкам
Поутру ускакал.
Под радугой промчался
На фоне тёмных туч,
В дожде, искрясь, купался,
Весёлый желтый Луч.
Потом запрыгнул в речку,
И омут осветил.
Здесь, в илистом местечке
Сома он разбудил.
Сом старый улыбался:
«Какой чудесный день!»
И дальше Луч помчался,
Сминая ночи тень!
Воспитатель:
Отгадайте загадку про следующую рыбу:
(загадывает ученик)
На реке живёт один
Очень странный господин.
Между рыбами чудак,
Всё он делает не так:
В холода ему не спится,
Ищет, чем бы поживиться,
А в жару, как нелюдим,
Под корягой спит…(налим)
(слайд)
Воспитатель:
Налим - единственный представитель семейства тресковых, обитающий в
пресных водах. Это холоднолюбивая рыба, проявляющая активность при
температуре воды не выше +10°С, поэтому в летнее время увидеть его
практически невозможно. Налим - хищник, поэтому в рацион его питания
входят мелкая рыба, раки, лягушки, черви, различные личинки. Обитает
практически во всех водоемах с проточной водой, предпочитая глинистое и
каменистое дно с неровностями.
Воспитатель: А сейчас поговорим о всем известной рыбе
Отгадайте следующую загадку.
На дворе зима ли, осень,
В глубине родной реки
Мы тельняшки гордо носим,
Как лихие моряки. (Окуни.)(слайд)
Окунь обитает в чистой воде. Различают два вида окуней: травяников и
глубинных окуней. Травяники – это мелкие окуни, живущие на заросших
травами мелководьях. Они растут медленно и редко достигают веса более
200 г. Другое дело окуни глубинные, быстрорастущие. Это беспощадные
хищники, с возрастом у них на спине вырисовывается горб, потому и
получили они среди рыболовов имя горбачи. Окрас окуня очень яркий и
красивый, у него тёмно-зеленая спина, зеленовато-жёлтые бока, которые
испещрены 5–9 тёмными поперечными полосами. Первый спинной плавник
сизый с большим чёрным пятном в задней его части, второй – зеленовато-
жёлтый. Однако, окраска окуня меняется в разных водоёмах.
– Пора выходить на берег. Вот каких рыб мы обнаружили в нашей Оке. Кто
запомнил, как они называются?
– А какое общее свойство объединяет всех перечисленных рыб?
(Они - хищники.)
– В чём польза этих рыб?
Полезные свойства рыбы.
Мясо речной рыбы очень вкусно и питательно, а печень налима считается
деликатесом. Рыба - практически единственный продукт, который в большом
количестве содержит такой набор жирорастворимых витаминов, как
витамины А, С, D, Е и витамины группы В. Витамины А и Е повышают
сопротивляемость организма инфекциям и предупреждают онкологические
заболевания. А витамин D незаменим для укрепления костей. В
пресноводной рыбе содержатся очень важные минералы: кальций и фосфор.
Регулярное употребление рыбы укрепляет зубы и кости. Рыба, наряду с
куриным мясом, является одним из лучших источников высококачественного
белка, который содержит все необходимые для организма незаменимые
аминокислоты. Молодые люди, которые с детства едят много рыбы, имеют
больше шансов преуспеть в учёбе. Зависимость интеллекта от количества
съеденной рыбы весьма значительна – на 6% повышаются зрительно-
пространственные и речевые способности. И это от одного рыбного блюда в
неделю! Ешьте рыбу хотя бы один раз в неделю и будьте здоровы!
– А ещё все эти рыбы любят чистую воду. К сожалению, в последнее время
экологи всё чаще бьют тревогу: Ока сильно загрязняется в результате
хозяйственной и социальной деятельности человека. (слайд)
Ученик:
Пусть на Земле не умирают реки,
Пусть стороной обходит их беда,
Пусть чистой остаётся в них навеки
Студёная и вкусная вода.
Пусть никогда не зарастает тиной
Тот берег, на котором я стою.
Большие дяди, взрослые мужчины,
Храните речку светлую мою!
Давайте беречь нашу любимую Оку!
Давайте завершим нашу экскурсию в водный мир Оки песней
« Страна чудес».