Напоминание

Особенности занятий детей в группе мини–баскетбола


Автор: Недева Ольга Витальевна
Должность: Студентка 4 курса
Учебное заведение: Нижегородского Губернского колледжа им. К. Д. Ушинского
Населённый пункт: Г. Нижний Новгород
Наименование материала: Статья
Тема: Особенности занятий детей в группе мини–баскетбола
Раздел: начальное образование





Назад




Реферат

По физической культуре

на тему «Особенности занятий в группе мини-баскетбола».

Выполнила студентка 4 курса группы 444 «Б»

Недева Ольга Витальевна

Нижний Новгород

2018-2019 г.

Содержание.

1.

Введение………………………………………………………...3

2.

Особенности правил игры в мини-баскетбол………………...3

3.

Площадка, оборудование, инвентарь………………………....5

4.

Организация учебно-тренировочной работы………………...6

5.

Как укомплектовать учебную группу………………………...7

6.

Значение домашних занятий…………………………......……8

7.

Как организовать занятия……………………………………...9

8.

Заключение…………………………………………………….10

9.

Список литературы……………………………………………11

Введение.

В течение многих лет, проработав тренером по баскетболу с детскими

командами, хочу обратить внимание на недооценку роил мини-баскетбола в

общеобразовательных школах. Особенно это касается школьников младшего

возраста.

В настоящее время забыто самое главное правило- «младший брат»

баскетбола начинается в школе, что его необходимо развивать с раннего

школьного возраста, что на занятия в секциях должны привлекаться все

желающие дети.

Прежде всего, мини-баскетбол- это игра для развлечения детей,

приобщения их к физической культуре и спорту. На мой взгляд, мини-

баскетбол должен стать хорошим средством всесторонней физической

подготовки младших школьников, ведь эта игра развивает не только

быстроту, выносливость, ловкость, но и выдержку, трудолюбие, силу воли. От

преподавателей, берущихся за это не простое дело, требуется многое- нужно

любить детей, любить баскетбол, знать, что не «победа» главная цель.

Необходимо помнить, что главное- воспитать достойных граждан своей

страны, которые с честью смогут отстоять свой класс, свою школу, свой город

во всех спортивных соревнованиях, и не только по мини-баскетболу!

В это работе я хочу отразить свое видение на игры в мини-баскетбол

для детей младшего школьного возраста.

Особенности правил игры.

Мини-баскетбол- «младший брат» баскетбола, игра для детей младшего

школьного возраста. Поэтому здесь уменьшены размеры площадки, мяча, и

время игры не столь продолжительно.

В настоящее время существует программа для отделений ДЮШС- за

основу необходимо взять ее, и постараться видоизменить, применительно к

тем условиям, в которых находитесь, а именно:

Установить возраст занимающихся- до 10 лет (т.е. до окончания

4-го класса начальной школы).

Согласно правилам баскетбола- игровое время для основной

группы 10- летних равно 2х8 минут, для подготовительной (8-9

летние) 2х6 минут.

Каждая половина делится на 2 периода, т.е. все время- 4 периода

по 4 минуты или 4 периода по 3 минуты. Меду периодами

обязателен минутный перерыв. Правило «3-х секунд» - не

применяется.

Секундомер останавливается при штрафных бросках, спорных

бросках, минутных перерывах, во время замен.

В первой половине играет одна пятерка, во второй- другие игроки

(вторая пятерка). В заключительных 3 и 4 периодах, можно

доверить место на площадке любым игрокам команды.

За каждую персональную ошибку команда противника получает

право на выполнение 2-х штрафных бросков.

В защите можно играть только- личную защиту.

Игра может быть остановлена по следующим причинам:

недисциплинированность игроков, порча мяча или неисправность щита,

корзин, поверхности площадки, травма игрока, спорные и штрафные броски

и т.п. Мяч считается вышедшим из игры: если он коснется линий,

ограничивающих поле, или предметов за ним; если игрок с мячом коснется

этих линий и выйдет за них; если совершена персональная или техническая

ошибка во время игры. В этих случаях мяч вбрасывается игроком

противоположной команды из-за боковых линий. Разрешается ведение мяча

ударом одной рукой или попеременно обеими руками, можно стоять на месте,

ударяя мячом о поверхность площадки, катить мяч толчками по площадке.

Игрок с мячом в руках может делать неограниченное число повторов, не

сдвигая с места опорной ноги. С мячом в руках разрешается делать не более

двух шагов. Если игрок получил мяч, стоя на месте, то ему разрешается

сделать только один шаг.

Прыжок игрока с мячом с последующим приземлением с ним запрещается.

При нарушении этих правил, мяч передается игрокам противоположной

команды для вбрасывания из-за боковой линии.

Повтор., что использ0ование правил игры в мини-баскетбол применительно к

местным условиям, имеет большое значение, где спортивные залы

небольших размеров (особенно в центральных районах города). Поэтому

играйте 3х3 игрока, или 2х2.

Площадка, оборудование, инвентарь.

Площадка- размеры 18х12 метров, возможно 18х9 метров, или даже

12х6 метров ( при игре 2х2 или 3х3). Но соревнования проводить на

площадке 26х14 метров.

Линия штрафного броска проходит в 3,6 метра от щита.

Щит. Особо остановлюсь на высоте корзины над уровнем площадки,

которая должна быть 2,6 метра, так как в спортивных залах высота корзины

3,05 метра. Необходимо закупить (изготовить) универсальную, переносную

(регулируемую по высоте) стойку, которую можно использовать не только в

спортивных залах, но и на пришкольных спортивных площадках, и даже в

коридорах.

Рекомендуемые подвесные щиты, которые подвешиваются на

стационарные конструкции- громоздки, не безопасны (травмоопасны),

требуют тщательной установки, что не приемлемо в общеобразовательных

школах.

Можно рекомендовать сделать самостоятельно или купить готовые

навесные детские баскетбольные щиты, размером 60х80 см, или более.

Они легко навешиваются на гимнастические стенки в спортивных залах

и на школьных площадках, и в любое время могут быть убраны.

Немаловажную роль играет баскетбольный мини-мяч. Он должен быть

хорошего качества, окружностью 60-73 см, вес 400-500 гр. Для младшего

школьника не приемлема «работа» с большим баскетбольным мячом (№ 7).

Ребенок должен учиться управлять мячом, а не быть его «рабом».

Поэтому здесь экономить не нужно.

Большое значение имеет и спортивная форма, в которой проходят

занятия- она должна доставлять эстетическое удовольствие.

Организация учебно-тренировочной работы.

Работа в группах по мини-баскетболу проводится на основании

программы. Занимающиеся делятся на две возрастные группы:

подготовительную- 8-9 лет (1-2 класс), и основную -10 лет (3-4 класс).

В группе целесообразно принимать всех желающих, но отдавать

предпочтения высокорослым, подвижным, трудолюбивым и настойчивым

ребятам. Для отбора в группу можно организовать специальные

соревнования в форме подвижных игр.

В подготовительной группе уроки проводятся 3 раза в неделю по 60

мин., в основной группе- 3 раза в неделю по 75 мин.

Все занимающиеся в группах по мини-баскетболу должны ежедневно

проводить утреннюю физзарядку, продолжительностью 15-20 мин. И

выполнять домашние задания.

Школьники, занимающиеся в группах мини-баскетбола, должны быть

в доступной форме ознакомлены с развитием физической культуры и спорта

России, и историей баскетбола, основными принципами гигиены и

врачебного контроля, правилами игры. На занятиях полезно также проводить

разбор уже проведенных игр.

Особое внимание нужно уделять углубленному и систематическому

медицинскому контролю.

Как укомплектовать учебную группу.

Отбирая детей в группы баскетбола ДЮСШ, тренеры руководствуются

соответствующими рекомендациями.

Думается, что первоначальная задача при отборе в учебную группу-

привлечение детей к занятиям, притом всех желающих.

Большое значение будут иметь показательные игры по мини-

баскетболу, тренировки, соревнования по выполнению приемов техники,

выступления известных баскетболистов.

При укомплектовании групп мини-баскетбола особое значение имеет

эмоциональная сторона. Дети должны иметь четкое представление о том,

куда их приглашают и зачем. Вряд ли сухое устное объявление без

демонстрации самой игры будут иметь успех.

Цель мини- баскетбола- прежде всего пропаганда баскетбола среди

детей, разносторонняя физическая подготовка, увлечение игрой всех детей, а

так же определение более способных и талантливых для приема в отделение

баскетбола ДЮСШ.

В группы могут попасть и такие дети, которые изначально не проявят

интереса к баскетболу, а некоторые из них и вовсе перестанут посещать

занятия. Приложите все усилия, чтобы заинтересовать их. Преподаватель

должен быть особо внимательным к детям с хорошими физическими

данными, высоким ростом, а также к тем, у кого высокие родители. Будут и

такие дети, особенно высокорослые, которых придется уговаривать-убеждать

не раз и не два, не обращая внимания на их отказы заниматься в группе.

Такое отношение к делу требует от преподавателя дополнительных,

иногда значительных усилий. Но без любви к своей работе, в данном случае

без преданности баскетболу, подход к занятиям будет фронтальным и вряд ли

гарантирует успех.

Поэтому при отборе детей в группу надо быть особенно осторожным и

деликатным. Лучше принимать всех, стараясь в течении нескольких лет

прослеживать за учениками, за их работой, развитием, прогрессом или

отставанием.

Значение домашних заданий.

Физическое воспитание- один из тех немногих предметов, по которому

пока еще не везде даются задания на дом, и который, казалось бы, не требует

таковых. Однако это в корне неверно. Многолетний опыт ведущих педагогов

физического воспитания, а также тренеров, уделяющих особое внимание

выполнению индивидуальных заданий, подтверждает необходимость такой

работы.

Домашнее задание в группах по мини-баскетболу дети должны

получать после каждой тренировки. Очень хорошо если, преподаватель

может организовать в начале учебного года собрание для родителей группы и

объяснить им необходимость систематического выполнения домашних

заданий. Родители могут и должны стать первыми помощниками. Именно

родители должны приучить ребенка заниматься утренней физзарядкой,

выполнять домашнее задание, а также следить за соответствующими

записями в тетради.

Не все группы мини-баскетбола, и особенно те, которые созданы на

базе общеобразовательных школ, будут заниматься круглогодично. Однако

при умелой, своевременной подготовке совместно с родителями можно

обеспечить довольно успешную индивидуальную работу летом.

Каждому участнику группы обязательно надо вручить индивидуальный

план домашних заданий и разъяснить его.

Каждый занимающийся в группе должен иметь дома мяч.

Многие упражнения, особенно такие имитации движений, как

повороты, вышагивание, финты, можно выполнять и дома или на лестничной

площадке.

Можно с уверенностью сказать, что дети, систематически

выполняющие домашние задания, быстрее совершенствуются в выполнении

приемов техники и эффективнее развивают физические качества.

Как организовать занятия.

Вначале необходимо добиться, чтобы детям понравились занятия,

чтобы они из спортивного зала вернулись домой довольными и с

нетерпением ждали следующей тренировки. Не рекомендуется уже с первых

занятий начинать форсированное освоение приемов техники. Главная задача-

привлечение к занятиям, постепенная физическая подготовка, ознакомление с

приемами техники и самой игры. Совершенно противопоказано как главную

цель намечать победы в предстоящих соревнованиях.

Приемы техники надо демонстрировать. Очень важно добиться

правильного их выполнения, так как исправление неправильных навыков

движения- весьма трудоемкий и неблагодарный процесс.

Необходимо научить детей выполнять приемы техники как правой, так

и левой рукой, постепенно увеличивая скорость выполнения приемов. Можно

так же использовать круговой метод тренировки.

Сама тренировка должна проходить как приятная, легкая, веселая игра.

Дети должны с интересом ждать следующего упражнения. Если они будут

скучать на занятии, или почувствуют какую-то принудительность, то все их

внимание будет поглощено ожиданием конца тренировки. Конечно, это будет

свидетельствовать о слабой подготовке и неудовлетворительном руководстве

тренера. А если урок закончится, и дети с неохотой будут покидать

спортивный зал, спрашивая, почему так быстро или рано закончилась

тренировка, и будут просить разрешения еще остаться, чтобы покидать мяч в

корзину или поиграть, то знайте, что вы как тренер и проведенный вами урок

заслужили хорошую оценку.

В группах мини-баскетбола должна создаваться прочная, крепкая

основа обучения. Самой грубой ошибкой будет увлечение в учебно-

тренировочной работе не обучением, а тренировкой.

Будет методически правильным, если начинать двусторонние игры

только после достаточного овладения приемами техники, ознакомления с

правилами игры и самой игрой. Не надо особенно торопиться с

двусторонними играми- все же дети, как уже говорилось, пришли и

посоревноваться, поиграть. Вот для этого и существуют подвижные игры,

или, как их принято называть, подготовительные.

А когда, наконец, наступает пора игры на два щита, не следует начинать

с игры 5х5. Получится уже известная картина- где мяч, там и все10 игроков.

Понятно, что такая кучность затрудняет развитие игрового мышления,

препятствует выполнении. Приемов техники. Наоборот, дети должны

действовать на свободном пространстве, легко замечать товарища по команде

и выполнять передачу, ведение или другой прием техники. Поэтому начинать

надо с игры 3х3 даже на нормальной площадке.

Постарайтесь обеспечить дополнительное оборудование и инвентарь,

т.е. не только щиты у боковых стен, но и стойки для обводки, тумбы для

прыжков, мячи разного объема и веса.

Заключение.

Какую спортивную игру для детей младшего школьного возраста

необходимо развивать?? Не задумываясь, отвечу- мини-баскетбол! Так как эта

игра для всестороннего физического развития детей, приобщение к

физической культуре и спорту, к баскетболу.

Создание школьной баскетбольной команды с младшего возраста

позволит учителям больше не беспокоиться- «кем» участвовать и побеждать

практически во всех соревнованиях по всем видам спорта, на протяжении

всех лет нахождения учеников в школе.

Если ребенок «влюбился» в эту игру, «заразился» баскетболом (а в этом

и есть главная задача педагога), то успех обеспечен!

И в заключении:

Надо активно привлекать родителей. Придумывать совместно

праздники по мини-баскетболу, развивающие игры, спортивные

конкурсы.

Доказывать и убеждать в необходимости выделения

финансирования на такой важный вид спорта, как мини-

баскетбол, а также на инвентарь.

Список литературы.

1)

Основы теории физической культуры., Москва., ГИЦ Владос.,

2006 г.

2)

Баскетбол, изд. Физкультура и спорт., Костикова Л. В. 2002 г.

3)

Особенности отбора в баскетболе., изд. Физкультура и спорт.,

Губа В. П., 2006 г.



В раздел образования