Автор: Недева Ольга Витальевна
Должность: Студентка 4 курса
Учебное заведение: Нижегородского Губернского колледжа им. К. Д. Ушинского
Населённый пункт: Г. Нижний Новгород
Наименование материала: Статья
Тема: Особенности занятий детей в группе мини–баскетбола
Раздел: начальное образование
Реферат
По физической культуре
на тему «Особенности занятий в группе мини-баскетбола».
Выполнила студентка 4 курса группы 444 «Б»
Недева Ольга Витальевна
Нижний Новгород
2018-2019 г.
Содержание.
1.
Введение………………………………………………………...3
2.
Особенности правил игры в мини-баскетбол………………...3
3.
Площадка, оборудование, инвентарь………………………....5
4.
Организация учебно-тренировочной работы………………...6
5.
Как укомплектовать учебную группу………………………...7
6.
Значение домашних занятий…………………………......……8
7.
Как организовать занятия……………………………………...9
8.
Заключение…………………………………………………….10
9.
Список литературы……………………………………………11
Введение.
В течение многих лет, проработав тренером по баскетболу с детскими
командами, хочу обратить внимание на недооценку роил мини-баскетбола в
общеобразовательных школах. Особенно это касается школьников младшего
возраста.
В настоящее время забыто самое главное правило- «младший брат»
баскетбола начинается в школе, что его необходимо развивать с раннего
школьного возраста, что на занятия в секциях должны привлекаться все
желающие дети.
Прежде всего, мини-баскетбол- это игра для развлечения детей,
приобщения их к физической культуре и спорту. На мой взгляд, мини-
баскетбол должен стать хорошим средством всесторонней физической
подготовки младших школьников, ведь эта игра развивает не только
быстроту, выносливость, ловкость, но и выдержку, трудолюбие, силу воли. От
преподавателей, берущихся за это не простое дело, требуется многое- нужно
любить детей, любить баскетбол, знать, что не «победа» главная цель.
Необходимо помнить, что главное- воспитать достойных граждан своей
страны, которые с честью смогут отстоять свой класс, свою школу, свой город
во всех спортивных соревнованиях, и не только по мини-баскетболу!
В это работе я хочу отразить свое видение на игры в мини-баскетбол
для детей младшего школьного возраста.
Особенности правил игры.
Мини-баскетбол- «младший брат» баскетбола, игра для детей младшего
школьного возраста. Поэтому здесь уменьшены размеры площадки, мяча, и
время игры не столь продолжительно.
В настоящее время существует программа для отделений ДЮШС- за
основу необходимо взять ее, и постараться видоизменить, применительно к
тем условиям, в которых находитесь, а именно:
Установить возраст занимающихся- до 10 лет (т.е. до окончания
4-го класса начальной школы).
Согласно правилам баскетбола- игровое время для основной
группы 10- летних равно 2х8 минут, для подготовительной (8-9
летние) 2х6 минут.
Каждая половина делится на 2 периода, т.е. все время- 4 периода
по 4 минуты или 4 периода по 3 минуты. Меду периодами
обязателен минутный перерыв. Правило «3-х секунд» - не
применяется.
Секундомер останавливается при штрафных бросках, спорных
бросках, минутных перерывах, во время замен.
В первой половине играет одна пятерка, во второй- другие игроки
(вторая пятерка). В заключительных 3 и 4 периодах, можно
доверить место на площадке любым игрокам команды.
За каждую персональную ошибку команда противника получает
право на выполнение 2-х штрафных бросков.
В защите можно играть только- личную защиту.
Игра может быть остановлена по следующим причинам:
недисциплинированность игроков, порча мяча или неисправность щита,
корзин, поверхности площадки, травма игрока, спорные и штрафные броски
и т.п. Мяч считается вышедшим из игры: если он коснется линий,
ограничивающих поле, или предметов за ним; если игрок с мячом коснется
этих линий и выйдет за них; если совершена персональная или техническая
ошибка во время игры. В этих случаях мяч вбрасывается игроком
противоположной команды из-за боковых линий. Разрешается ведение мяча
ударом одной рукой или попеременно обеими руками, можно стоять на месте,
ударяя мячом о поверхность площадки, катить мяч толчками по площадке.
Игрок с мячом в руках может делать неограниченное число повторов, не
сдвигая с места опорной ноги. С мячом в руках разрешается делать не более
двух шагов. Если игрок получил мяч, стоя на месте, то ему разрешается
сделать только один шаг.
Прыжок игрока с мячом с последующим приземлением с ним запрещается.
При нарушении этих правил, мяч передается игрокам противоположной
команды для вбрасывания из-за боковой линии.
Повтор., что использ0ование правил игры в мини-баскетбол применительно к
местным условиям, имеет большое значение, где спортивные залы
небольших размеров (особенно в центральных районах города). Поэтому
играйте 3х3 игрока, или 2х2.
Площадка, оборудование, инвентарь.
Площадка- размеры 18х12 метров, возможно 18х9 метров, или даже
12х6 метров ( при игре 2х2 или 3х3). Но соревнования проводить на
площадке 26х14 метров.
Линия штрафного броска проходит в 3,6 метра от щита.
Щит. Особо остановлюсь на высоте корзины над уровнем площадки,
которая должна быть 2,6 метра, так как в спортивных залах высота корзины
3,05 метра. Необходимо закупить (изготовить) универсальную, переносную
(регулируемую по высоте) стойку, которую можно использовать не только в
спортивных залах, но и на пришкольных спортивных площадках, и даже в
коридорах.
Рекомендуемые подвесные щиты, которые подвешиваются на
стационарные конструкции- громоздки, не безопасны (травмоопасны),
требуют тщательной установки, что не приемлемо в общеобразовательных
школах.
Можно рекомендовать сделать самостоятельно или купить готовые
навесные детские баскетбольные щиты, размером 60х80 см, или более.
Они легко навешиваются на гимнастические стенки в спортивных залах
и на школьных площадках, и в любое время могут быть убраны.
Немаловажную роль играет баскетбольный мини-мяч. Он должен быть
хорошего качества, окружностью 60-73 см, вес 400-500 гр. Для младшего
школьника не приемлема «работа» с большим баскетбольным мячом (№ 7).
Ребенок должен учиться управлять мячом, а не быть его «рабом».
Поэтому здесь экономить не нужно.
Большое значение имеет и спортивная форма, в которой проходят
занятия- она должна доставлять эстетическое удовольствие.
Организация учебно-тренировочной работы.
Работа в группах по мини-баскетболу проводится на основании
программы. Занимающиеся делятся на две возрастные группы:
подготовительную- 8-9 лет (1-2 класс), и основную -10 лет (3-4 класс).
В группе целесообразно принимать всех желающих, но отдавать
предпочтения высокорослым, подвижным, трудолюбивым и настойчивым
ребятам. Для отбора в группу можно организовать специальные
соревнования в форме подвижных игр.
В подготовительной группе уроки проводятся 3 раза в неделю по 60
мин., в основной группе- 3 раза в неделю по 75 мин.
Все занимающиеся в группах по мини-баскетболу должны ежедневно
проводить утреннюю физзарядку, продолжительностью 15-20 мин. И
выполнять домашние задания.
Школьники, занимающиеся в группах мини-баскетбола, должны быть
в доступной форме ознакомлены с развитием физической культуры и спорта
России, и историей баскетбола, основными принципами гигиены и
врачебного контроля, правилами игры. На занятиях полезно также проводить
разбор уже проведенных игр.
Особое внимание нужно уделять углубленному и систематическому
медицинскому контролю.
Как укомплектовать учебную группу.
Отбирая детей в группы баскетбола ДЮСШ, тренеры руководствуются
соответствующими рекомендациями.
Думается, что первоначальная задача при отборе в учебную группу-
привлечение детей к занятиям, притом всех желающих.
Большое значение будут иметь показательные игры по мини-
баскетболу, тренировки, соревнования по выполнению приемов техники,
выступления известных баскетболистов.
При укомплектовании групп мини-баскетбола особое значение имеет
эмоциональная сторона. Дети должны иметь четкое представление о том,
куда их приглашают и зачем. Вряд ли сухое устное объявление без
демонстрации самой игры будут иметь успех.
Цель мини- баскетбола- прежде всего пропаганда баскетбола среди
детей, разносторонняя физическая подготовка, увлечение игрой всех детей, а
так же определение более способных и талантливых для приема в отделение
баскетбола ДЮСШ.
В группы могут попасть и такие дети, которые изначально не проявят
интереса к баскетболу, а некоторые из них и вовсе перестанут посещать
занятия. Приложите все усилия, чтобы заинтересовать их. Преподаватель
должен быть особо внимательным к детям с хорошими физическими
данными, высоким ростом, а также к тем, у кого высокие родители. Будут и
такие дети, особенно высокорослые, которых придется уговаривать-убеждать
не раз и не два, не обращая внимания на их отказы заниматься в группе.
Такое отношение к делу требует от преподавателя дополнительных,
иногда значительных усилий. Но без любви к своей работе, в данном случае
без преданности баскетболу, подход к занятиям будет фронтальным и вряд ли
гарантирует успех.
Поэтому при отборе детей в группу надо быть особенно осторожным и
деликатным. Лучше принимать всех, стараясь в течении нескольких лет
прослеживать за учениками, за их работой, развитием, прогрессом или
отставанием.
Значение домашних заданий.
Физическое воспитание- один из тех немногих предметов, по которому
пока еще не везде даются задания на дом, и который, казалось бы, не требует
таковых. Однако это в корне неверно. Многолетний опыт ведущих педагогов
физического воспитания, а также тренеров, уделяющих особое внимание
выполнению индивидуальных заданий, подтверждает необходимость такой
работы.
Домашнее задание в группах по мини-баскетболу дети должны
получать после каждой тренировки. Очень хорошо если, преподаватель
может организовать в начале учебного года собрание для родителей группы и
объяснить им необходимость систематического выполнения домашних
заданий. Родители могут и должны стать первыми помощниками. Именно
родители должны приучить ребенка заниматься утренней физзарядкой,
выполнять домашнее задание, а также следить за соответствующими
записями в тетради.
Не все группы мини-баскетбола, и особенно те, которые созданы на
базе общеобразовательных школ, будут заниматься круглогодично. Однако
при умелой, своевременной подготовке совместно с родителями можно
обеспечить довольно успешную индивидуальную работу летом.
Каждому участнику группы обязательно надо вручить индивидуальный
план домашних заданий и разъяснить его.
Каждый занимающийся в группе должен иметь дома мяч.
Многие упражнения, особенно такие имитации движений, как
повороты, вышагивание, финты, можно выполнять и дома или на лестничной
площадке.
Можно с уверенностью сказать, что дети, систематически
выполняющие домашние задания, быстрее совершенствуются в выполнении
приемов техники и эффективнее развивают физические качества.
Как организовать занятия.
Вначале необходимо добиться, чтобы детям понравились занятия,
чтобы они из спортивного зала вернулись домой довольными и с
нетерпением ждали следующей тренировки. Не рекомендуется уже с первых
занятий начинать форсированное освоение приемов техники. Главная задача-
привлечение к занятиям, постепенная физическая подготовка, ознакомление с
приемами техники и самой игры. Совершенно противопоказано как главную
цель намечать победы в предстоящих соревнованиях.
Приемы техники надо демонстрировать. Очень важно добиться
правильного их выполнения, так как исправление неправильных навыков
движения- весьма трудоемкий и неблагодарный процесс.
Необходимо научить детей выполнять приемы техники как правой, так
и левой рукой, постепенно увеличивая скорость выполнения приемов. Можно
так же использовать круговой метод тренировки.
Сама тренировка должна проходить как приятная, легкая, веселая игра.
Дети должны с интересом ждать следующего упражнения. Если они будут
скучать на занятии, или почувствуют какую-то принудительность, то все их
внимание будет поглощено ожиданием конца тренировки. Конечно, это будет
свидетельствовать о слабой подготовке и неудовлетворительном руководстве
тренера. А если урок закончится, и дети с неохотой будут покидать
спортивный зал, спрашивая, почему так быстро или рано закончилась
тренировка, и будут просить разрешения еще остаться, чтобы покидать мяч в
корзину или поиграть, то знайте, что вы как тренер и проведенный вами урок
заслужили хорошую оценку.
В группах мини-баскетбола должна создаваться прочная, крепкая
основа обучения. Самой грубой ошибкой будет увлечение в учебно-
тренировочной работе не обучением, а тренировкой.
Будет методически правильным, если начинать двусторонние игры
только после достаточного овладения приемами техники, ознакомления с
правилами игры и самой игрой. Не надо особенно торопиться с
двусторонними играми- все же дети, как уже говорилось, пришли и
посоревноваться, поиграть. Вот для этого и существуют подвижные игры,
или, как их принято называть, подготовительные.
А когда, наконец, наступает пора игры на два щита, не следует начинать
с игры 5х5. Получится уже известная картина- где мяч, там и все10 игроков.
Понятно, что такая кучность затрудняет развитие игрового мышления,
препятствует выполнении. Приемов техники. Наоборот, дети должны
действовать на свободном пространстве, легко замечать товарища по команде
и выполнять передачу, ведение или другой прием техники. Поэтому начинать
надо с игры 3х3 даже на нормальной площадке.
Постарайтесь обеспечить дополнительное оборудование и инвентарь,
т.е. не только щиты у боковых стен, но и стойки для обводки, тумбы для
прыжков, мячи разного объема и веса.
Заключение.
Какую спортивную игру для детей младшего школьного возраста
необходимо развивать?? Не задумываясь, отвечу- мини-баскетбол! Так как эта
игра для всестороннего физического развития детей, приобщение к
физической культуре и спорту, к баскетболу.
Создание школьной баскетбольной команды с младшего возраста
позволит учителям больше не беспокоиться- «кем» участвовать и побеждать
практически во всех соревнованиях по всем видам спорта, на протяжении
всех лет нахождения учеников в школе.
Если ребенок «влюбился» в эту игру, «заразился» баскетболом (а в этом
и есть главная задача педагога), то успех обеспечен!
И в заключении:
Надо активно привлекать родителей. Придумывать совместно
праздники по мини-баскетболу, развивающие игры, спортивные
конкурсы.
Доказывать и убеждать в необходимости выделения
финансирования на такой важный вид спорта, как мини-
баскетбол, а также на инвентарь.
Список литературы.
1)
Основы теории физической культуры., Москва., ГИЦ Владос.,
2006 г.
2)
Баскетбол, изд. Физкультура и спорт., Костикова Л. В. 2002 г.
3)
Особенности отбора в баскетболе., изд. Физкультура и спорт.,
Губа В. П., 2006 г.