Автор: Воробьева Елена Валентиновна
Должность: преподаватель эстрадного вокала
Учебное заведение: МАУ ДО Детская школа искусств № 7
Населённый пункт: г. Улан–Удэ
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Работа над певческим дыханием в классе эстрадного вокала»
Раздел: дополнительное образование
«Работа над певческим дыханием в классе эстрадного вокала»
Вопрос о дыхании в вокальной методике имеет немаловажное значение потому, что
дыхание является той силой, которая приводит в действие голосовой аппарат.
Искусство пения – говорили старые мастера – это искусство вдоха и выдоха.
Дыхание- это источник энергии для возникновения звука.
Великий
певец
Карузо
говорил:
«Невозможно
художественно
петь,
не
владея
в
совершенстве контролем дыхания. Общеизвестно классическое наречение: «Искусство
пения есть искусство дыхания». И действительно, дыхание - это двигательная сила голоса.
Без дыхания голосовой аппарат при всем его природном совершенстве будет мерта. Атака
звука, филировка его, фразировка, техника всех видов зависят, в основном, от степени
владения
дыханием.
Управляет
дыханием
нервная
система
человека:
автоматически
(непроизвольно), когда речь идет о дыхании как о физиологическом процессе организма, и
до некоторой степени произвольно, когда этот процесс становится на службу задачам речи
и вокального искусства. Эта относительная произвольность выражается в управлении
движениями внешней (скелетной) мускулатуры грудной клетки и брюшными мышцами.
Что же касается диафрагмы и всей внутренней, так называемой гладкой, мускулатуры
дыхательного
аппарата,
то
работа
их
не
поддается
произвольному
управлению
и
происходит также автоматически, как и при обычном физиологическом дыхании.
Знаменитый в свое время педагог и исследователь в области теории и методологии
вокала Мануэль Гареева - сын (изобретатель ларингоскопа
1
- гортанного зеркала) в своем
методическом труде «Полный трактат об искусстве пения», изданном впервые в 1847 г., а
затем
в
1856г.,
пишет:
«Нельзя
сделаться
искусным
певцом,
не
овладев
искусством
управления дыханием».
И т а к , ц е л ь данной
работы
поиску
и
апробации
методов,
способствующих
постановке правильного вокального дыхания.
С учётом цели поставлены следующие задачи:
1.
изучить
литературу
психолого-педагогического
и
методологического
направления.
2. Рассмотреть специфику работы с детьми.
3. Определить методы постановки дыхания.
4. Обобщение материалов, выводы.
Методы:
анализ
психолого-педагогической
и
методической
литературы,
самостоятельное наблюдение и обобщение педагогического опыта, обобщение.
Основой вокальной техники является навык правильного певческого дыхания, так
как от него зависит качество звука голоса. Певческое дыхание во многом отличается от
обычного жизненного дыхания.
Певческое дыхание является основой вокальной техники. Приобретение других
вокальных навыков во многом зависит от приобретения навыка певческого дыхания.
Дыхание, как основа вокального исполнительства.
Несмотря на то, что дыхание, в силу единого строения дыхательного аппарата,
должно было бы быть единообразным у всех людей, оно по типу имеет различные
оттенки. Наблюдения показывают, что у мужчин дыхание большей частью глубокое,
низкое и производится, главным образом, при участии брюшного пресса и диафрагмы; у
женщин
дыхание
обычно
более
поверхностное
и
производится
за
счет
мышц,
расположенных в верхней части грудной клетки.
В певческой практике, вследствие приобретаемых со временем певцами хороших и
дурных привычек и благодаря существованию на этот счет различных взглядов, также
выявились
различные
способы-типы
дыхания.
Следует
оговориться,
что
собственно
чистых типов дыхания, также как и какого-то особого специального певческого дыхания, в
действительности не существует. «Есть лишь, - как справедливо замечает известный
фониатр доктор Левидов, - приспособление нашего обычного дыхания к пению». Поэтому
деление
дыхания
на
типы
следует
понимать
как
условное,
облегчающее
наиболее
правильное
понимание
дыхательных
движений.
Сущность
указанной
условности
заключается в том, что, например, при ключичном дыхании наблюдается, в основном,
движение
верхней
части
груди.
Это,
однако,
не
значит,
что
более
низкая
ее
часть
абсолютно не работает. Напротив, работа производится, но значительно слабее. То же
самое происходит и при других типах дыхания.
Среди наблюдаемых типов дыхания есть физиологически неправильные и для
пения мало продуктивные. К таким типам можно отнести следующие:
Дыхание, при котором в момент вдоха втягивается живот, раздвигаются только
нижние
ребра.
Благодаря
втянутому
животу
нарушается
свободная
циркуляция
диафрагмы. Ясно, что этот прием вступает в противоречие с естественным процессом
дыхания.
В педагогической практике, хотя и редко, встречается требование раздвинутые
вдохом нижние ребра не отпускать при выдохе, а держать все время раздвинутыми. Нет
нужды доказывать, что подобный прием крайне вреден, противоестествен и должен быть
изгнан из певческой практики.
Малопродуктивное ключичное дыхание, которое, к сожалению, можно наблюдать
иногда даже у певцов-профессионалов, определяется по подъему верхней части грудной
клетки вместе с плечами. В процессе этого движения легкие с диафрагмой подтягиваются
кверху. Вслед за диафрагмой приподнимаются кверху и брюшные органы; передняя стенка
живота втягивается вовнутрь на уровне желудка.
В
педагогической
практике
также
редко,
но
все
же
встречается
требование,
выражаемое следующей формулой: «дыши спиной и при вдохе втягивай переднюю стенку
живота».
Требование «дышать спиной» малоосуществимо, так как нижние ребра, концы
которых
спереди
свободны,
сзади
намертво
прикреплены
к
позвоночному
столбу
и,
следовательно, раздвигаться в спине не могут.
Что
же
касается
втягивания
стенки
живота
во
время
вдоха,
то
оно
будет
ограничивать свободное сокращение (опускание) диафрагмы. Однако какое- то участие в
дыхании мышцы спины, несомненно, принимают, и ощущаться это должно как общее
органичное расширение нижней части грудной клетки (в области пояса), но ни в коем
случае не должно являться самоцелью.
Все приведенные типы дыхания вредны, так как, нарушая естественный процесс
дыхания,
сопровождаются
сильнейшим
перенапряжением
организма
и
нарушением
кровообращения.
Врачами-фониатрами
совместно
с
вокальными
педагогами
в
течение
ряда
лет
проводились и проводятся исследования в целях выявления наилучшего для пения типа
дыхания. В результате этих работ и певческой практики большинство вокальных школ
пришли к выводу, что наиболее правильным является естественное глубокое дыхание,
получившее условное название смешанное или нижнереберно-диафрагмальное
Такое дыхание, сопровождаемое одновременным движением диафрагмы и нижних
ребер, позволяет достигать значительного увеличения емкости легких. Кроме того, оно
перестает
быть
поверхностным,
а
напротив,
становятся
глубоким,
объемным
и,
что
особенно важно, соответствует естественному процессу дыхания.
Регуляция смешанного типа дыхания должна происходить не только при помощи
нижних ребер и диафрагмы, но и обязательно при участии брюшных мышц (косых мышц
и
прямой
мышцы
живота).
Поддержка
дыхания
указанными
мышцами,
несомненно,
придаст ему большую эластичность и силу. Происходит это дыхание следующим образом:
легкие при вдохе, расширяясь в стороны, раздвигают нижние ребра; расширяясь вниз,
отжимают диафрагму. Диафрагма, в свою очередь, сокращаясь, опускается и отжимает
книзу и вперед брюшные органы, благодаря чему стенка живота также выдвигается
(выпячивается) вперед. При этом движении и активизируются брюшные мышцы. Плечи и
верхняя часть груди неподвижны. При обычном физиологическом дыхании диафрагма
активна больше при вдохе. Во время выдоха она расслабляется и пассивно поднимается
вверх. Во время же пения, когда выдох по времени удлиняется во много раз, диафрагма
должна быть не расслабленной, а активной в целях торможения выдоха. Контролироваться
эта
активность
может
лишь
косвенным
путем:
при
выдохе
нижние
ребра
следует
возвращать в исходное положение постепенно и также постепенно отпускать (втягивать)
переднюю
стенку
живота.
Многочисленные
спирометрические
исследования
в
педагогический опыт доказывают, что у певцов, пользующихся глубоким, так называемым
нижнереберно-диафрагмальным
(смешанным)
дыханием,
эластичность
его
лучше
и
емкость
легких
больше,
чем
у
певцов,
пользующихся
другими
типами
дыхания.
Происходит
это
потому,
что
нижние
ребра
могут
быстро
и
легко
расширяться
(раздвигаться), а диафрагма - сокращаться без лишнего напряжения и чувства утомления;
кроме того, такой тип дыхания позволяет в случае необходимости сделать более глубокий
вдох и, следовательно, запастись большим количеством воздуха. При других же типах
дыхания, особенно при ключичном, воздухом заполняется в основном верхняя часть
легких, что требует затраты очень больших сил, так как приходящие в движение части
организма (ключица, верхние ребра и их мышцы) крепко связаны между собой.
Чрезмерное
сокращение
мышц
создает
определенное
препятствие
свободному
кровообращению
в
сосудах
головы
и
шеи.
Внешний
вид
певца,
пользующегося
ключичным дыханием, крайне неприятный: грудь и плечи приподняты, сосуды на шеи
вздуты, лицо багровое. Голос теряет способность филировки, красоту тембра; появляется
форсировка, качание и т.п. Происходит перенапряжение голосовых связок вследствие
чрезмерного давления воздуха, стремящегося вырваться из легких и пассивности мышц,
управляющих дыханием. Такое положение часто вызывает различные профессиональные
заболевания и ранний износ голосового аппарата.
Певец должен свободно владеть своим дыханием, чтобы в случае необходимости
сделать более глубокий вдох, уметь максимально быстро перехватывать дыхание, словом,
уметь управлять им в зависимости от требований исполняемого произведения. Путем
постоянной тренировки должна быть достигнута полная автоматизация дыхания, которая
снимет нагрузку с соответствующих нервных центров и обеспечит саморегуляцию его, то
есть будет достигнуто такое положение, при котором певец перестает замечать свое
дыхание
Специфика работ над дыханием в классе эстрадного вокала
У
начинающего
петь,
прежде
всего,
необходимо
ликвидировать
вредные
дыхательные
движения,
которые
могут
помешать
успешному
развитию
певческого
дыхания.
Таким
движением
является
привычка
поднимать
плечи
при
вдохе:
это
неразрывно
связано
с
поверхностным
ключевым
дыханием.
Надо
отучать
и
от
порывистых, судорожных вздохов, которые довольно часто наблюдаются у детей. Иногда
уже в начале пения музыкальной фразы быстрое «спадение» стенок грудной клетки. Это
недопустимо, так как указывает на то, что поющий, не сохраняет вдыхательной позиции
во время пения и поэтому опора отсутствует.
Певческое
дыхание
воспитывается
постепенно
и
систематически.
Элементы
певческого дыхания, особенно вдоха, на начальном этапе усваивается учащимися пению
сознательно. Учащийся должен, прежде всего, понять поставленные перед ним задачи,
осознать все элементы дыхания (взятие дыхания, задержку вдоха и сохранение состояния
вдоха во время пения музыкальной фразы), запомнить связанные с ними ощущения, затем
путем постоянных упражнений научится их правильно выполнять. На первых порах
нужно научиться в замедленном темпе, сознательно контролируя себя, готовиться к подаче
звука.
В
начале
даются
короткие
упражнения
в
медленном
темпе,
не
требующего
большого запаса дыхания, длительного вдоха и большой опоры.
Для развития певческого дыхания, опоры, следует применять сначала беззвуковые
дыхательные упражнения,
а затем звуковые, т.к. работа дыхательных мышц во время
пения тесно связана с работой гортани и верхних резонаторов. Основным критерием
певческой опоры является качество воспроизводимого звука. Звук собранный, богатый
тембровыми окрасками, хорошо несущийся, вокалисты определяют как опёртый звук.
Беззвуковые упражнения:
1.
Тренаж вдоха. Представить букет цветов, сделать спокойный вдох носом,
вспомнить приятный аромат. Небольшая задержка. Выдох.
2.
«Испугайся» упражнение полезно для развития дыхания, диафрагмы,
мышц брюшного пресса.
3.
упражнение
на
тренировку
брюшного
пресса:
активные
движения
передней
стенки
живота.
Необходимо
следить
за
тем,
что
бы
не
поднимались плечи, не напрягались мышцы шеи.
4.
Тренаж выдоха. «Дуем на свечу» - стараемся сохранить ровность выдоха,
чтобы воображаемая свеча не потухла.
Переход от беззвуковых упражнений к звуковым.
1.
Активный вдох, задержка, длинный выдох на «с». В конце упражнения –
вдох оставшегося воздуха.
2.
Короткие активные выдохи на «ф» - хорошая тренировка для диафрагмы.
3.
Продолжительно пение с закрытым ртом. На таком упражнении хорошо
отрабатывать все виды атаки.
4.
Упражнения, аналогичные первому, на гласные «ю», «ё», «я».
5.
гаммаобразные упражнения. В диапазоне от секунды до децимы.
Так же дыхательные упражнения применялись мной на занятиях по методике А. Н.
Стрельниковой. Ниже приведу несколько примеров данных упражнений.
Одна из основных задач, которая стоит перед педагогом и учеником в процессе
обучения
вокалом,-
это постановка
и разработка
правильного
певческого
дыхания.
Существует целая программа упражнений, которая используется на занятиях вокалом
разными
педагогами
–
это дыхательная
гимнастика
Стрельниковой.
Она используется
при обучении эстрадному, джазовому, рок вокалу, т.к. дыхательные упражнения являются
базовыми на занятиях вокалом. Итак, немного о дыхательной гимнастике.
6 правил выполнения дыхательной гимнастики:
1. Нужно думать только о вдохе носом. Тренируйте только вдох. Вдох –
активный, громкий и быстрый.
2. Выдох осуществляется после каждого вдоха через рот. Он не задерживается
и не выталкивается. Выдох должен быть таким, чтобы
его не было видно и слышно. Выдох бесшумный!
3. Одновременно с вдохом делаются движения. В гимнастике нет вдоха
без движения, и наоборот.
4. Вдохи и движения делаются в темпоритме строевого шага.
5. Существует счет в стрельниковской гимнастике - на 8. Считать нужно мысленно.
6. Упражнения можно выполнять в любом положении — стоя, сидя и лежа.
Начинать выполнение гимнастики надо с изучения первых трех упражнений
комплекса – «Ладошки» — 24 раза по 4 вдоха-движения; «Погончики» — 12
раз по 8 вдохов-движений; «Насос» по 8 вдохов-движений. Каждый
следующий день прибавляется по одному новому упражнению. Выполнять
занятия нужно дважды в день: утром и вечером.
«Ладошки»
Исходное положение: встать прямо, руки согнуты в локтях и ладони раскрыты
и развернуты как бы к зрителю. Выполнять шумные ритмичные вдохи носом
и одновременно делать хватательные движения кистями рук. Так 4 раза подряд затем
отдых 3-4 секунды с опущенными руками. Далее снова 4 вдоха и пауза. Плечи в момент
вдоха неподвижны!
Выполнять 24 раза по 4 вдоха-движения.
«Погончики»
Исходное положение: встать прямо, кисти сжаты в кулаки и прижаты к животу на уровне
пупка. Во время вдоха нужно резко толкать кулаки вниз, плечи напряжены, руки прямые,
тянутся к полу. Затем руки возвращаются обратно. Расслабив плечи нужно сделать выдох.
Сделать подряд 8 вдохов-движений. Затем отдых 3-6 секунд и снова 8 вдохов.
Выполнять 12 раз по 8 вдохов-движений.
«Насос»
Исходное положение: встать прямо, ноги поставить на ширине плеч, руки вдоль туловища.
Нужно сделать легкий поклон, тянуться руками к полу, не касаясь его и одновременно
вдох во второй половине поклона. Приподняться не выпрямляясь до конца, и снова поклон
с вдохом.. Поклоны делаются ритмично, спина круглая, голова опущена, сильно
наклоняться не нужно.
Выполнять 12 раз по 8 вдохов-движений.
«Кошка» («Приседание с поворотом»)
Встать прямо, ноги на ширине плеч, от пола не отрываются. Выполнить приседание
и одновременно повернуть корпус вправо — вдох. Затем приседание с поворотом влево
и вдох. Выдохи происходят непроизвольно. Приседание легкое не глубокое. Руками нужно
делать хватательные движения на уровне пояса. Спина прямая.
Выполнять 12 раз по 8 вдохов-движений.
«Обними плечи»
Встать, руки согнуты в локтях и находятся на уровне плеч. Нужно бросать руки навстречу
друг другу, как бы обнимая себя. И одновременно с «объятием» резкий вдох. Руки
двигаются параллельно друг другу, нельзя их менять (все равно какая рука сверху); руки
расслаблены и широко не разводятся.
Выполнять 12 раз по 8 вдохов-движений.
«Поворот головы»
встать прямо, ноги на ширине плеч. Поворот головы вправо – вдох с правой стороны.
Затем поворот головы влево — вдох с левой стороны. Вдох справа — вдох слева. Голову
не останавливать, шея расслаблена.
Выполнять 12 раз по 8 вдохов-движений.
«Ушки»
Встать прямо, ноги на ширине плеч. Наклон головы вправо, правое ухо тянется к плечу —
вдох. Затем наклон головы влево, левое ухо тянется к плечу — тоже вдох. Смотреть прямо
перед собой. Это упражнение напоминает «китайского болванчика».
Выполнять 12 раз по 8 вдохов-движений.
«Маятник головой»
Встать прямо, ноги на ширине плеч. Голова вниз (смотреть на пол) — вдох. Голову вверх
(смотреть на потолок) — тоже вдох. Вниз – вверх. Выдох непроизвольно производится
после каждого вдоха.
Выполнять 12 раз по 8 вдохов-движений.
«Перекаты»
Левая нога впереди, правая сзади. Тяжесть тела перенесите на левую ногу. Нога
и туловище прямые. Правую ногу согнуть и поставить на носок. Выполнить легкое
приседание на левой ноге одновременно сделать вдох. После левая нога резко
выпрямляется и вес тела переносится на правую и на ней делается приседание с вдохом
И снова не левой ноге. Приседание и вдох делаются строго одновременно
Выполнять 12 раз по 8 вдохов-движений.
Далее поменяйте ноги местами и выполните тоже самое.
Дыхательная
гимнастика
Стрельниковой
была
разработана
в лечебных
целях,
но явилась
ценной
находкой
для вокалистов,
педагогов
по вокалу и
всех
желающих
обучаться вокалу. Для того чтобы ученики выполняли упражнения верно, преподаватели
на занятиях
вокалом
демонстрируют
и выполняют
упражнения
вместе
с учениками.
Выполняя
руководства
педагога
по вокалу
и эти несложные
упражнения
дыхательной
гимнастики Вы ощутите как процесс обучения вокалу будет проходить быстрее, легче
и интенсивней.
И немаловажно,
что обучаюсь
вокалу
и занимаясь
дыхательной
гимнастикой
Стрельниковой
вы обучаетесь
любимому
искусству
и приносите
пользу
своему организму!
А
так
же
существуют
упражнения
для
активизации
подбадривания.
Обычно
требуется «полное дыхание» с сильным вдохом. Упражнения с медленным и постепенным
вдохом и выдохом являются успокаивающими.
Такие упражнения снимают неблагоприятные эмоциональные состояния, помогают
певцам овладеть своими эмоциями, помогают избавиться от неуравновешенности, боязни,
робости.
Заключение
В сложном процессе пения дыхание выступает, как один из важнейших факторов,
дающих
возможность
голосовому
аппарату
выполнять
его
функции
-
образование
певческого и речевого голоса. Поэтому все, что говорилось в предыдущих главах о
дыхании, следует рассматривать как подготовку к звукообразованию - исполнительскому
средству
вокального
искусства.
Расшифровать
этот
термин
можно
как совокупность
действий
дыхательного
и
голосового
аппаратов
под
влиянием
волевых
импульсов,
поступающих из центральной нервной системы. Или иначе - звукообразование является
результатом
взаимодействия
дыхательного
и
голосового
аппаратов,
управляемых
центральной нервной системой человека.
Огромная работа должна быть проделана певцом для того, чтобы добиться полной
свободы в передаче музыкальных образов. В работе над звуком развитие технических и
исполнительских навыков должно идти рука об руку.
Певческое дыхание является основой
вокальной техники.
Список используемой литературы
1. О. Павлищева «Методика постановки голоса»- М.: 1964г.
2. Н.Б. Гонтаренко «Сольное пение». Ростов на дону-Феникс, 2007г. Издание второе.
3. К. Плужников «Механика пения».Санкт-Петербург, 2006г.
4. Л.В. Романова «Школа эстрадного вокала»Учебное пособие.
5. Василенко Ю.С. Голос. Фониатрические аспекты. – М.: Энергоиздат, 2002. – 480 с.
6. Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики. М., 1968. 675 с.
7. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг. – Санкт-Петербург: Лань,
1997. – 192 с.
8. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг. – Серия «Мир медицины». –
СПб.: издательство «Лань», 2006г
9. Морозов В.П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники. –
М.: ИП РАН, МГК им. П.И.Чайковского, Центр «Искусство и наука», 2002. – 496 с
10. Назаренко И.К. Искусство пения. М., Музыка, 1968. – 622 с
11. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. – М.: Прометей,
1992. – 270 с.
12. Юшманов В.И. Вокальная техника и её парадоксы. Изд. второе. – СПб.: Издательство
ДЕАН, 2002. – 128 с.