Автор: Струкова Ксения Александровна
Должность: преподаватель по классу хореографии
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ№5
Населённый пункт: город Воронеж, Воронежская область
Наименование материала: открытый урок по предмету народно–сценический танец с учащимися 5 класса
Тема: "Основные элементы молдавского танца"
Раздел: дополнительное образование
Народно - сценический танец является одним из профилирующих
предметов хореографического образования. В процессе его
изучения дети знакомятся с различными танцевальными
культурами, с бытом и историей народов.
Данное занятие направленно на приобщение детей к истокам
народной культуры, бережное хранение и изучения танцевального
фольклора и развитию творческих способностей детей.
Учащиеся 5-го класса изучают новые движения у станка и на
середине зала. У детей совершенствуются техника исполнения за
счет музыкального темпа, координации движений, отмечается
индивидуальность в передаче образа. Дети танцуют более
осмысленно, прекрасно владеют чувством партнера, стремясь
согласованно двигаться в паре. На пятом году обучения учащиеся
знакомятся с молдавскими танцами на примере «Сырбы», «Хоры»,
«Молдовеняски».
Цели урока:
1.
Закреплять и обобщать знания учащихся о народной культуры,
средствами хореографического искусства.
2.
Возрождение культурных ценностей и развитие народных
традиций.
Задачи:
1.
Направлять учащихся к познанию красоты и гармонии,
пробуждать у детей творческие силы и способности.
2.
Способствовать развитию чувства ритма, координации и
правильному исполнению.
3.
Содействовать развитию образно - эмоциональное
мышление.
4.
Формировать танцевальные способности (музыкально-
двигательные и художественно-творческие).
5.
Воспитывать интерес и любовь к народному танцу, научить
полноценно воспринимать произведения танцевального искусства.
Ход урока:
1.Вводная часть. Организационный момент.
Педагог приглашает участников в зал, дети встают на свои места.
Занятие начинается с поклона.
2.Подготовительная часть.
Эта часть состоит из разминки по кругу, в которую входят
следующие движения: танцевальный шаг (исполняется с носка
вытянутой ноги, корпус прямой, шея вытянутая, руки на поясе),
шаги на полупальцах, шаги с каблука, шаги с согнутыми коленями,
галоп, подскоки, бег, прыжки. Разминка необходима для
разогрева мышц тела, связок ног и стоп. Это даёт возможность
вести работу у станка более эффективно. А так же разминка
настраивает учащихся на рабочее настроение.
3.Экзерсис у станка.
1. Полуприседания и полные приседания плавные и резкие по
открытым и прямым позициям в координации с движениями рук и
корпуса.
2. Скольжение стопой по полу (battement tendu) в комбинациии с
другими элементами.
3. Маленькие броски ( battement tendu jete) с проскальзыванием
на опорной ноге в полуприседании, в молдавском характере.
4. Каблучный батман на 45° и на 90°:
- с ковырялочкой
5. Дробное выстукивание в испанском характере по 1-ой прямой
позиции в координации с движениями рук.
6. Подготовка к «веревочке»:
- в открытом положении
- с поворотом из открытого в закрытое положение и обратно.
7. Большие броски (grand battement):
- с увеличением размаха;
- с полуприседанием на опорной ноге.
4. Упражнения на середине зала. Этюдная работа
Молдавские народные танцы известны своим жизнерадостным
характером и темпераментом, отражающие труд, быт и характер
людей. С учащимися на уроке изучались медленная, широкая
«Хора», и быстрая, огневая «Молдовен
я́
ска». Элементы
молдавского танца - подскоки, различные ходы, прыжки, вращения
в сочетании со сложными движениями рук и трудными ритмами в
ногах – помогают учащимся выработать танцевальность,
техническое мастерство позы, выносливость. В основном
молдавские танцы массовые, что дает возможность точной
отработки движений у учащихся, приучает к ансамблевой
дисциплине, коллективу.
Молдовен
я́
ска (молд. молдовеняска, moldovenească; букв. —
«молдавская») — один из наиболее популярных молдавских
народных танцев.
Музыкальный размер 2/4 , темп быстрый. В композиционной
структуре преобладает форма рондо. Все учащиеся становятся в
круг, после разбегаются по парам и начинают зажигательный
танец, затем снова становясь в круг после определенного набора
фигур. Круг, которым обычно начинают молдовеняску, образуется
каждый раз с новой фигуры.
Основные движения танца:
1.
Положение ног, рук в массовом танце
2.
Основной
ход
с
подскоком
(на
месте,
с
поворотом,
с
продвижением)
3.
Бег с отбрасыванием ноги назад (на месте, с поворотом, с
продвижением)
4.
Боковой ход на одну ногу, другая поднимается под колено
5.
Припадания
со
сменой
позиции
спереди
и
сзади
(перекрестный ход)
6.
Ход на одну ногу с прыжком
7.
Боковой ход с ударом каблука
8.
Выбросы ног крест- накрест с подскоком на одной ноге.
9.
Мелкие переступания по I, III позициям
10.
Вращения в паре
«Хора»
-
народный
танец
–
хоровод
у
молдаван,
музыкальный
размер 2/4/.
Исполнители держаться за руки поднятые от локтя
вверх.
Основные движения танца:
1.
Шаг в сторону с выносом другой ноги наверх на 30° в
перекрещенное положение
2.
Мелкие
переступания
на
полупальцах
на
месте,
вокруг
себя и с продвижением в сторону
3.
Шаг на ребро каблука с последующим соскоком
4.
Вращение в паре внутрь и наружу на подскоках
5.
Прыжок с поджатыми ногами
6.
«Ключ»
молдавский
(носок
-
каблук,
носок
–
каблук
разными
ногами,
соскок
на
две
ноги
и
прыжок
с
поджатыми ногами)
7.
Тройные переборы ногами
8.
Подъем девушки за талию на месте и с переносом
5. Заключительная часть урока:
Поклон в характере русского народного танца. Преподаватель
оценивает работоспособность учащихся, результативность работы.
Оценивает их грамотное исполнение танцевальных композиций,
включённых в урок, обращая внимание на выразительность и
техничность исполнения.
Список используемой литературы:
1.
Ткаченко Т.С. «Народный танец» М., 1954г., 1967г.
2.
Ткаченко Т.С. «Народный танец» М., 1975г.
3.
Гусев Г.П. Методика преподавание народного танца М.,
Владос, 2002г.
4.
Есаулов И.Г., Есаулова К.А. Народно-сценический танец.
СПб.:Планета музыки, 2014г.
5.
Лопухов А.В., Ширяев А.В., Бочаров А. И. Основы характерного
танца. - СПб.: Лань; Планета музыки,2007г.
6.
Матвеев В.Ф. Русский народный танец. Теория и методика
преподавания. - СПб.: Лань; Планета музыки, 2010г.