Напоминание

«РОЛЬ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ОБУЧАЩИХСЯ «ДХШ»


Автор: Люкина Татьяна Михайловна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО "ДШИ" обособленное структурное подразделение "НДХШ"
Населённый пункт: город Новомосковск, Тульская область
Наименование материала: доклад
Тема: «РОЛЬ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ОБУЧАЩИХСЯ «ДХШ»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Доклад на тему:

«РОЛЬ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ

В РАЗВИТИИ

ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

У ОБУЧАЩИХСЯ «ДХШ»

Острым является вопрос о перегрузке школьников домашними заданиями.

Домашняя

работа

служит

важнейшим

средством

углублённого

усвоения и закрепления знаний, умений и навыков. Домашняя учебная работа

не должна быть копией того, что было на уроке. Повторение и закрепление

организуется на другом уровне, в несколько иной форме. Если это условие не

выполняется,

домашняя

работа

может

вместо

пользы

приносить

вред.

Формирование самостоятельности в учебно-познавательной деятельности –

одна из ведущих функций домашней работы.

Воспитание

инициативы,

активности,

тех

качеств,

без

которых

невозможен творческий труд. Способствовать творческому отношению к делу

– одна из задач домашней учебной работы. С пытливости, любознательности,

интереса и начинается творчество. В младшем возрасте обычно ребёнка

направляет учитель. Учащиеся с готовностью находят материал к уроку и

дополнительную информацию.

Основанием в выборе темы послужила актуальная вечная проблема,

проблема

эстетического

воспитания.

В

современном

мире

господства

массовой

культуры

особенно

необходимо

опираться

на

классиков

и

сохранять традиции русской художественной школы.

Мир,

который

окружает

художника,

даже

если

это

начинающий

художник, состоит из удивительных вещей и задача детской художественной

школы научить детей открывать и познавать этот мир через творчество.

Научить детей отличать прекрасное от безвкусицы и халтуры. Наиболее

полное и эффективное

раскрытие творческого потенциала ребенка -

это

постепенный

переход

от

восприятия

-

к

изображению

и

созиданию.

Необходимо

помнить,

что

ребенку,

обучающемуся

сразу

в

общеобразовательной

школе

и

в

художественной

школе,

приходится

трудиться с большой учебной нагрузкой.

Обучение в ДХШ состоит из теоретических и практических

классных занятий, которые подкрепляются домашними заданиями.

Зачастую

роль

домашнего

задания

недооценивается,

но

исходя

из

практики домашнее задание просто необходимо.

Домашнее задание:

1.

активизирует и развивает творческие способности учащихся;

2.

развивает индивидуальные способности учащихся мыслить и

выражать свои мысли;

3.

дисциплинирует, приучает к ответственности и трудолюбию;

4.

может являться продолжением урока, за счет чего увеличиваются

часы на завершение задания и качественного его выполнения;

5.

расширяет кругозор, активизирует познавательную деятельность.

На

уроках

учащиеся

получают

знания

по

таким

дисциплинам как

рисунок, живопись, станковая и декоративно-прикладная композиция,

скульптура, история изобразительного искусства.

Здесь

четко

соблюдаются

принципы

наглядности,

последовательности, посильности и доступности обучения.

На уроке

2

ученик постоянно находится в коллективе детей под непосредственным

присмотром преподавателя.

Это не всегда позволяет ученику раскрыться

в полной мере, задуматься и проанализировать то, что он делает, над

чем трудиться, как применить те знания, которые он получил на уроке.

Для некоторых учеников необходимо уединение, возможность остаться

наедине со своей работой.

Домашнее задание, которое дает преподаватель, может быть

практическим

и

теоретическим. Это

выполнение

набросков, этюдов,

зарисовок,

как

с

натуры, так

и

выполнение

копий. Это

сбор

теоретического материала по теме жанровой композиции или

прочтение литературных произведений для иллюстрирования. Это

комплекс заданий, связанных непосредственно с учебой на уроках в

ДХШ.

Но ученик должен подходить к выполнению домашнего задания

творчески. Одним из видов домашней работы является творческая домашняя

работа. Зачастую

разделяются

академические

и

творческие

занятия

изобразительным искусством, но дело в том, что в творческих

занятиях ученик должен быть грамотен, и показывать свои знания,

умения и навыки, полученные на занятиях. Творческие возможности

большинства

начинающих

заниматься

изобразительной

деятельностью

обычно равны нулю.

Поэтому помимо заданий, которые будут служить материалом для

уроков в ДХШ, необходимы творческие задания на развитие фантазии и

наблюдательности.

Образование художника должно обязательно содержать две

линии: развитие наблюдательности и развитие фантазии.

Это два

крыла творчества. Научить видеть прекрасное вокруг себя, в

окружающей

действительности

призвано

изобразительное

искусство. Изобразительное

искусство

заключает

в

себе

большой

потенциал для развития личности. Занятие изобразительным искусством

не только открывает душу человека навстречу краскам и формам мира,

но и в целом способствует более полному, более связному и

глубокому

пониманию

мира

и

более

гармоничному,

всестороннему

раскрытию себя. Наблюдательность можно развить только через натуру,

через изображение ее. Рисование с натуры и рисование по представлению

- единый процесс изучения формы.

Свои принципы педагогики так сформулировал Костантин Юон:

«... Этюды хорошо помогают изучению общих законов, знание

которых для художника является совершенно обязательным. Далее

нужно учить искать характерное и типичное. Кроме того, я всегда

стремился привить своим ученикам умение работать по памяти... Работы

по памяти, то есть по наблюдению, имеют огромное значение».

Нельзя не отметить того, что постоянные упражнения дают

возможность глубже проникнуть в суть воспринятого, способствуют

3

привить навыки рисовать по памяти. Развитие памяти в значительной

степени является воспитанием не только ума, но и воли, воспитанием

личности

человека.

Развитие

памяти

требует

усилия.

Рисунок

сознательный, аналитический влияет на закрепление памяти.

С целью закрепления в памяти можно рекомендовать отдельные

упражнения:

1. Кратковременный рисунок (этюд) по памяти натюрморта,

рисованного ранее с натуры.

2. Упражнение на сравнивание.

3. Воспроизведение по памяти ранее наблюдаемых, но не рисованных

объектов.

4. Доработка по памяти кратковременного рисунка с натуры.

5. Рисунок по памяти городского пейзажа:

а) на основании беглого наброска с натуры городского пейзажа на

другом листе выполнить по памяти завершенный рисунок.

б) без предварительного натурного рисунка, сразу по памяти

исполнить рисунок пейзажа.

С

целью

развития

воображения

и

развития

объемно

-

пространственных представлений можно рекомендовать примерно такие

упражнения:

1. Рисунок натюрморта на представление его с другой точки зрения, с

изменением линии горизонта.

2. Рисунок по наброску интерьера с разных точек зрения.

3. Рисунок натюрморта на основе случайно поставленных предметов.

4. Задания на выражение движения.

5. Наброски с движущей, не позирующей модели.

6. Рисунки и этюды по воображению в связи с композиционным

замыслом.

Целью домашних заданий является также и контроль знаний и

умений, который состоит в обнаружении достижений, успехов

учащихся и в указании путей совершенствования, углубления знаний,

умений, с тем, чтобы создавались условия для последующего

включения учащихся в активную творческую деятельность. Эта цель в

первую очередь связана с определением качества усвоения учащимися

учебного материала - уровня овладения знаниями, умениями и

навыками, предусмотренными программой. Во-вторых, конкретизация

основной цели контроля, связанной с обучением приемам

самоконтроля, формирования приемов самоконтроля. В-третьих, эта

цель предполагает воспитание у учащихся таких качеств личности, как

ответственность за выполненную работу, проявление инициативы.

Роль домашних заданий практически обесценивается, если не налажена

их проверка.

Можно использовать разные формы проверки:

4

- индивидуальный разбор работ:

- непосредственно проверка задания;

- взаимопроверка;

- выставка, просмотр.

Все мы знаем, что человек развивается с возрастом. И поэтому не

надо сразу требовать от ученика результатов. Все должно достигаться

постепенно.

В первом классе домашнее задание проверяется, но без отметок.

Отметка травмирует ребенка; искажает его отношение с преподавателем,

с родителями, с самим собой; повышает тревожность; искажает учебную

мотивацию; снижает детскую самооценку. Преподаватель, планируя свою

работу наряду с классными занятиями, обязательно должен планировать

и домашние задания. Поощряя творческие усилия ученика, учитель не

может сказать ему: творить надо следующим образом. Ремесло,

полученное на уроках, обеспечивает возможность творчества.

Сальвадор Дали говорил: « Научись, прежде всего, рисовать и

писать, как старые мастера. Потом можешь делать что хочешь, и каждый

будет тебя уважать».

Помимо ремесла необходимо знание теории, так как понимание

смысла предмета - необходимое условие учебы.

Усердная практика -

это умелая рука. Знание теории - это умелая мысль, которая рукой

управляет. Удовольствие доставляют результаты труда или предвидение

и предвкушение результатов. Способность предвидения - важная сторона

творческого мышления, становлению которой способствует опять же

знание теории предмета. Сама учеба - при любых условиях - есть

творчество. Она же, учеба, - постоянная основа творчества, без

которой

любые

благоприятствующие творчеству условия останутся

малосостоятельными.

Домашние задания играют большую роль и в эстетическом

воспитании учащихся. Эстетическое воспитание вовлекает детей в

разнообразную художественную творческую деятельность.

Эстетическое

воспитание

гармонизирует

и

развивает

все

духовные

способности человека, необходимые в различных областях творчества.

Оно тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота

выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений.

Благодаря красоте человек интуитивно тянется к добру.

Необходимо воспитывать у учащихся идеалы, стремление искать в

жизни хорошее, прекрасное, искать то, что будущий художник будет

утверждать своим творчеством.

Главное, нужно создать обстановку в

ДХШ, при которой могли бы возрасти творческие личности, а для этого

нужно все: помыслы, обстановка, пример преподавателя.

Обучение и творчество - цепь открытий. Чтобы сделать открытие,

нужно изучение, внимание, стремление к совершенству, истине,

огромная воля.

5

И необходимо приучать к вниманию, настойчивости, скромности,

умению анализировать и находить свои ошибки, надо научить извлечь из

всего этого урок и тем самым подготовить себя к движению вперед.

Умение подвести учащегося к открытию - искусство преподавателя.

Общество все больше начинает осознавать, что главное его богатство

- человек, а точнее творческая личность. Истиной является потребность

человека

в

творчестве,

самовыражении, утверждении

себя

в

мире

посредством внесения в него нового, созданного им. Именно творческая

позиция обеспечивает человеку устойчивость его существования, ибо

дает возможность адекватно и своевременно реагировать на все новые

ситуации

постоянно

меняющегося

мира. Изобразительное

искусство

является эффективным средством воздействия на ум, чувства и волю

человека, на формирование в каждом его творческих способностей

на основе природных дарований.

Продуманное, взвешенное интересное домашнее задание способно

творить просто чудеса. А чтобы оно было таким, надо, чтобы, выполняя

работу, ученик почувствовал бы вкус хотя и крошечного, но лично им самим

сделанного

для

себя

открытия,

а

значит,

понял

бы,

что

он

не

машина,

обязанная выполнять определённую работу, а человек, которому эта работа

может приносить радость и пользу.

Что

любят

10–11

летние

ребята?

Конечно,

играть,

путешествовать,

искать клады, разгадывать тайны, придумывать необыкновенные истории…

Так надо дать им эту возможность! Но от домашнего задания отказываться

всё же не стоит. Его необходимо лишь грамотно использовать в своей работе,

например, так:

-данное

в

начале

или

середине

урока

домашнее

задание

поможет

направить

внимание

учеников

в

нужное

учителю

русло,

подготовит

восприятие нового материала;

-правильно

подготовленное

и

организованное

задание

сможет

превратить сам факт домашнего труда из скучной и нудной необходимости в

увлекательную

и

полезную

по-своему

незаменимую

с

точки

зрения

самообразования ученика работу;

-сделать

следующий

урок,

на

котором

оно

будет

выслушано

и

проверено, значительно содержательнее, эффективнее интереснее;

-даст

возможность

гармонично

связать

несколько

уроков

в

единую

систему;

-сделать приобретение знаний учениками личностным процессом, т.е.

превратить знания в инструмент познания;

-оказать неоценимую помощь в формировании характера, личности

ученика.

Домашнее

задание

должно

служить

развитию

личности

учащихся.

Чтобы обосновать необходимость домашнего задания с педагогической точки

зрения,

нужно

выявить

взаимосвязь

между

видами

деятельности,

6

предлагаемым домашним заданием и теми личностными качествами, которые

должны развиваться в этой деятельности.

Человек развивается в деятельности и с помощью деятельности, отсюда

вывод:

домашнее

задание,

привлекая

школьников

к

деятельности,

стимулирует их личностное развитие. Это звучит банально, так как домашнее

задание не выполняется само по себе, но бывают случаи, когда по тем или

иным

причинам

отдельные

ученики

или

целые

классы

не

выполняют

домашнюю работу. И тут, естественно, нет смысла ждать запланированных

результатов.

А

списывание

заданий

у

одноклассников

и

уроки,

приготовленные родителями? Необходимо подумать о том, какой дефицит

развития

личности

может

наступить,

если

деятельность,

которую

предполагает

домашнее

задание,

не

осуществляется

или

осуществляется

нежелательным образом.

В деятельности личность себя проявляет и развивает в единстве всех

своих сторон. Если я задала детям упражнение, то при его выполнении

требуются и развиваются не только гуманитарные навыки и способности, но

и

общие

интеллектуальные

способности,

навыки

чтения

и

письма,

определённое отношение к этой задаче, к гуманитарной науке, к обучению в

школе

как

к

общественному

долгу.

Здесь

действуют

и

вместе

с

тем

испытывают влияние: интересы и наклонности, навыки, мотивы, чувства и

такие

черты

характера,

как

дисциплинированность,

выдержка,

чувство

ответственности

и

долга. Любое

домашнее

задание

если

школьник

выполняет его сам – оказывает комплексное воздействие на развитие

личности.

Чтобы

обосновать

необходимость

какого-либо

домашнего

задания,

нужно:

-определить свойства личности, развитию которых служит задание, и

доказать, что развитие этих свойств входит в задачи урока;

-доказать,

что

объективные

требования,

выдвигаемые

заданием,

стимулируют формирование именно необходимых качеств и соответствуют

уровню развития класса или (при дифференцированном домашнем задании)

отдельного ученика.

-объяснить, почему невозможно, нежелательно или нецелесообразно

выполнение этого задания на уроке.

Наши учебные планы нацелены на всестороннее развитие личности

школьника: каждый предмет вносит в этот процесс свой специфический

вклад. С одной стороны, знания и умения являются неотъемлемой частью,

основой, предпосылкой для развития личностных качеств. С другой – вместе

с

ростом

знаний

и

развитием

умений

совершенствуются

и

личностные

качества.

Итак:

любое

домашнее

задание,

направленное

на

усвоение

всеми

учащимися основных знаний и умений, влияет и на становление личности. Я

уже говорила, что регулярные домашние задания способствуют развитию у

7

учеников

самодисциплины,

чувства

долга

и

силы

воли.

Хорошо,

когда

преподаватель имеет это в виду.

Творческие способности развиваются в творческой деятельности

учащихся. Другого пути нет. Большинство школьников говорят о таких

заданиях, что они доставляют им удовольствие. Однако применяются на

практике такие задания очень редко.

Выполнение любого задания требует трудового напряжения. Умение

правильно распределять свои силы, мобилизуя волю, настойчивость, чтобы

добиваться результатов, оттачивая постепенно, приучая трудиться ежедневно.

Но,

задавая

задание

на

дом,

преподаватель

должен

учитывать,

в

какой

степени развито это умение ребят, повышать трудовую нагрузку незаметно,

без чрезмерного перенапряжения.

Кроме

образовательного,

чрезвычайно велик

воспитательный

потенциал творческих домашних заданий. Ведь учитель даёт знания прежде

всего

для

того,

чтобы

воспитать

человека,

личность

творческую,

неравнодушную.

И

в

этом

благородном

деле

творческие

задания

незаменимый

помощник. Главное, чтобы в преподавателе не гас этот свет

творчества, чтобы ему самому было всё это интересно. Если ученики увидят,

что преподавателю тоже интересно, как выполняется домашнее задание, в

каком виде оно преподносится, то они будут любить и учителя и его предмет.

Организация и проверка домашней работы являются одним из главных

вопросов методики преподавания.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. О.А. Авсиян. Натура и рисование по представлению.

8

2. В. Алексеева. Изобразительное искусство и школа.

3. Журнал «Художественная школа» № 4 2000г.

4. Н.И. Ростовцев. Методика преподавания изобразительного

искусства в школе.

5. Е.В.Соловей. Методы и модели интеллектуального

автоматизированного контроля знаний.

6. И.В. Ягненкова. Эстетическое воспитание.

9



В раздел образования