Напоминание

"Растворимость веществ в воде"


Автор: Голодова Марина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №83
Населённый пункт: г. Кемерово
Наименование материала: конспект
Тема: "Растворимость веществ в воде"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МАДОУ №83 «Детский сад общеразвивающего вида»

Конспект открытого занятия в средней группе

Тема: «Растворимость веществ в воде»

Составитель:

Голодова М.А.

Кемерово 2019г.

Программное содержание: Учить детей выявлять вещества, которые

растворяются в воде. Воспитывать аккуратность и безопасное поведение при

работе с различными веществами. Развивать исследовательскую

деятельность детей.

Раздаточный материал: Сахарный песок, речной песок, пищевой

краситель, стиральный порошок, стаканы с чистой водой на пару детей,

ложки каждому, подносы.

Демонстрационный материал: Упаковки с различными веществами,

игрушка медведь, карточки с символическим изображением правил

поведения в лаборатории.

Методические приемы: вопрос-ответ, опыты.

1 часть. Мотивация.

Беседа с детьми о значении и свойствах воды.

(на столе под салфеткой стаканчики с водой, пустой стаканчик

В. Ребята, я сегодня пришла в детский сад, а наш мишка у меня спрашивает, а

знают ли наши дети, что такое – вода? Расскажите мишке.

Д. (варианты ответов детей).

В. Правильно. А как вы думаете, для чего нужна вода?

Д. Пить, умываться и т.д.

В. Правильно, а вот интересно, какая вода жидкая или твёрдая?

Д. Жидкая.

В. А как можно проверить, что она жидкая?

Д. Перелить из стакана в стакан.

В. Правильно, скажите, а какая вода прозрачная или нет?

Д. Прозрачная.

В. Правильно. А вода имеет вкус или запах?

Д. Нет.

В. А как проверить?

Д. Попробовать, понюхать.

В. Правильно. А я предлагаю вам сегодня посетить лабораторию и стать

лаборантами, чтобы больше узнать о свойстве воды. Хотите? (Да).

2 часть.

Речевая игра. (выезд в группу на машине).

Ход занятия.

Воспитатель: Сегодня наш медвежонок принёс «чудесный мешочек».

Интересно, что лежит в мешочке? (Воспитатель по очереди достает пакетики

с веществами и спрашивает у детей, что это)

Дети: Сахарный песок, речной песок, стиральный порошок и пищевой

краситель.

Воспитатель: Медвежонок, а зачем ты нам всё это принес?

Медвежонок: Сорока рассказала мне, что все вещества растворяются в воде, и

я решил показать это ребятам.

Воспитатель: А ты уверен, что все вещества растворяются в воде?

Медвежонок: Да, можете проверить.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, все ли вещества в воде растворяются?

Дети: Да/нет.

Воспитатель: Сегодня мы с вами это проверим. Но сначала мы вспомним,

какими свойствами обладает вода? Что она может делать?

Дети: Она течет, льется, ее можно переливать, наливать.

Воспитатель: Какая бывает вода?

Дети: Бесцветная, без запаха, безвкусная, жидкая.

Воспитатель: Ребята, пройдемте в лабораторию, мы с вами стали

лаборантами.

(дети рассаживаются по два за столы, на которых стоят стаканы на подносах

с водой и ложечки).

Воспитатель: Вот сейчас мы вместе с медвежонком проверим, что же

произойдет с сахарным песком? Но прежде чем начать опыт давайте

вспомним, что можно и нельзя делать в лаборатории. (воспитатель

показывает карточки с символами)

Дети отвечают, а воспитатель обобщает:

- нельзя без разрешения брать предмет и вещества,

- нельзя брать их в рот, трогать после опыта глаза руками,

- внимательно слушать задание,

- убирать за собой после опытов,

- мыть руки после окончания опытов.

Воспитатель: Давайте возьмем ложечки и добавим сахарный песок в стакан с

водой и перемешаем. Данный опыт мы с вами выполняем каждый день утром

дома, когда собираемся пить чай.

Теперь наблюдаем, что изменилось? Растворился сахар или нет?

Дети: растворился.

Воспитатель: правильно сахар постепенно растворяется в воде. А, что будет,

если в другой стакан мы добавим речной песок и перемешаем, он

растворится, как вы думаете?

Дети: да/нет.

Воспитатель: Давайте проверим. Добавляйте речной песок и перемешайте,

растворился или нет?

Дети: не растворился.

Воспитатель: Правильно он не растворился, т. к. речной песок состоит из

мелких частиц, которые в воде не растворяются. Ребята, покажите

медвежонку свои стаканчики. Вот видишь, медвежонок, речной песок не

растворяется, запомни это.

Воспитатель: Ребята, медвежонок предлагает нам всем отдохнуть и сделать

весёлую разминку вместе с ним.

ФИЗМИНУТКА

Капля первая упала – кап. (ладонь левой руки вверх, правая пальчиком на

ладонь)

И другая пробежала – кап.

Мы на небо посмотрели (руки подняли вверх)

Кап-кап-кап капельки запели.

Намочились наши лица, мы их вытирали

Туфли посмотрите мокрыми стали (наклон вперед)

Мы плечами потрясём.

Капельки стряхнем.

От дождя мы убежим

Под кусточком посидим. (присесть)

Воспитатель: Вот какую интересную разминку показал нам медвежонок. А

мы продолжим наш эксперимент. Как вы думаете, какое следующее вещество

мы положим в воду?

Дети: стиральный порошок.

Воспитатель: Правильно. Ребята, как вы думаете, он тоже растворится как

сахарный песок, или, как речной не растворится?

Дети: да/нет.

Воспитатель: давайте попробуем. Добавьте ложечку стирального порошка и

перемешайте, наблюдаем, что получилось? Какая стала вода?

Дети: Мутная, мыльная, появились пенные пузырьки.

Воспитатель: Что стало с порошком? (он растворился)

Воспитатель: Посмотрите на ваши столы, у нас остался пищевой краситель,

который мы с вами еще не растворили, давайте посмотрим, что произойдёт с

пищевым красителем, ребята возьмите ложечки и добавьте краситель в

стакан с водой, что произошло с водой?

Дети: Вода стала красная, синяя; окрасилась.

Воспитатель обобщает: Правильно краска растворилась и изменила цвет

воды.

Воспитатель: Ребята, давайте напомним медвежонку, какие вещества у нас

растворились. А какие нет.

Дети: Стиральный порошок, краситель, сахарный песок растворились, а

речной песок нет.

Воспитатель: Вот видишь, медвежонок, не все вещества, которые ты нам

принес, растворяются в воде.

Медвежонок: Да, теперь я понял, что нельзя доверять Сороке, нужно

проверять всё самому.

Воспитатель: А сейчас наша лаборатория закрывается (сбор на ковре).

Ребята, сегодня вы все хорошо поработали. Молодцы! А вы когда придете

домой расскажите мамам и папам о наших опытах. Может быть, родители

тоже захотят проверить, то о чем вы рассказали.



В раздел образования