Автор: Голодова Марина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №83
Населённый пункт: г. Кемерово
Наименование материала: конспект
Тема: "Растворимость веществ в воде"
Раздел: дошкольное образование
МАДОУ №83 «Детский сад общеразвивающего вида»
Конспект открытого занятия в средней группе
Тема: «Растворимость веществ в воде»
Составитель:
Голодова М.А.
Кемерово 2019г.
Программное содержание: Учить детей выявлять вещества, которые
растворяются в воде. Воспитывать аккуратность и безопасное поведение при
работе с различными веществами. Развивать исследовательскую
деятельность детей.
Раздаточный материал: Сахарный песок, речной песок, пищевой
краситель, стиральный порошок, стаканы с чистой водой на пару детей,
ложки каждому, подносы.
Демонстрационный материал: Упаковки с различными веществами,
игрушка медведь, карточки с символическим изображением правил
поведения в лаборатории.
Методические приемы: вопрос-ответ, опыты.
1 часть. Мотивация.
Беседа с детьми о значении и свойствах воды.
(на столе под салфеткой стаканчики с водой, пустой стаканчик
В. Ребята, я сегодня пришла в детский сад, а наш мишка у меня спрашивает, а
знают ли наши дети, что такое – вода? Расскажите мишке.
Д. (варианты ответов детей).
В. Правильно. А как вы думаете, для чего нужна вода?
Д. Пить, умываться и т.д.
В. Правильно, а вот интересно, какая вода жидкая или твёрдая?
Д. Жидкая.
В. А как можно проверить, что она жидкая?
Д. Перелить из стакана в стакан.
В. Правильно, скажите, а какая вода прозрачная или нет?
Д. Прозрачная.
В. Правильно. А вода имеет вкус или запах?
Д. Нет.
В. А как проверить?
Д. Попробовать, понюхать.
В. Правильно. А я предлагаю вам сегодня посетить лабораторию и стать
лаборантами, чтобы больше узнать о свойстве воды. Хотите? (Да).
2 часть.
Речевая игра. (выезд в группу на машине).
Ход занятия.
Воспитатель: Сегодня наш медвежонок принёс «чудесный мешочек».
Интересно, что лежит в мешочке? (Воспитатель по очереди достает пакетики
с веществами и спрашивает у детей, что это)
Дети: Сахарный песок, речной песок, стиральный порошок и пищевой
краситель.
Воспитатель: Медвежонок, а зачем ты нам всё это принес?
Медвежонок: Сорока рассказала мне, что все вещества растворяются в воде, и
я решил показать это ребятам.
Воспитатель: А ты уверен, что все вещества растворяются в воде?
Медвежонок: Да, можете проверить.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, все ли вещества в воде растворяются?
Дети: Да/нет.
Воспитатель: Сегодня мы с вами это проверим. Но сначала мы вспомним,
какими свойствами обладает вода? Что она может делать?
Дети: Она течет, льется, ее можно переливать, наливать.
Воспитатель: Какая бывает вода?
Дети: Бесцветная, без запаха, безвкусная, жидкая.
Воспитатель: Ребята, пройдемте в лабораторию, мы с вами стали
лаборантами.
(дети рассаживаются по два за столы, на которых стоят стаканы на подносах
с водой и ложечки).
Воспитатель: Вот сейчас мы вместе с медвежонком проверим, что же
произойдет с сахарным песком? Но прежде чем начать опыт давайте
вспомним, что можно и нельзя делать в лаборатории. (воспитатель
показывает карточки с символами)
Дети отвечают, а воспитатель обобщает:
- нельзя без разрешения брать предмет и вещества,
- нельзя брать их в рот, трогать после опыта глаза руками,
- внимательно слушать задание,
- убирать за собой после опытов,
- мыть руки после окончания опытов.
Воспитатель: Давайте возьмем ложечки и добавим сахарный песок в стакан с
водой и перемешаем. Данный опыт мы с вами выполняем каждый день утром
дома, когда собираемся пить чай.
Теперь наблюдаем, что изменилось? Растворился сахар или нет?
Дети: растворился.
Воспитатель: правильно сахар постепенно растворяется в воде. А, что будет,
если в другой стакан мы добавим речной песок и перемешаем, он
растворится, как вы думаете?
Дети: да/нет.
Воспитатель: Давайте проверим. Добавляйте речной песок и перемешайте,
растворился или нет?
Дети: не растворился.
Воспитатель: Правильно он не растворился, т. к. речной песок состоит из
мелких частиц, которые в воде не растворяются. Ребята, покажите
медвежонку свои стаканчики. Вот видишь, медвежонок, речной песок не
растворяется, запомни это.
Воспитатель: Ребята, медвежонок предлагает нам всем отдохнуть и сделать
весёлую разминку вместе с ним.
ФИЗМИНУТКА
Капля первая упала – кап. (ладонь левой руки вверх, правая пальчиком на
ладонь)
И другая пробежала – кап.
Мы на небо посмотрели (руки подняли вверх)
Кап-кап-кап капельки запели.
Намочились наши лица, мы их вытирали
Туфли посмотрите мокрыми стали (наклон вперед)
Мы плечами потрясём.
Капельки стряхнем.
От дождя мы убежим
Под кусточком посидим. (присесть)
Воспитатель: Вот какую интересную разминку показал нам медвежонок. А
мы продолжим наш эксперимент. Как вы думаете, какое следующее вещество
мы положим в воду?
Дети: стиральный порошок.
Воспитатель: Правильно. Ребята, как вы думаете, он тоже растворится как
сахарный песок, или, как речной не растворится?
Дети: да/нет.
Воспитатель: давайте попробуем. Добавьте ложечку стирального порошка и
перемешайте, наблюдаем, что получилось? Какая стала вода?
Дети: Мутная, мыльная, появились пенные пузырьки.
Воспитатель: Что стало с порошком? (он растворился)
Воспитатель: Посмотрите на ваши столы, у нас остался пищевой краситель,
который мы с вами еще не растворили, давайте посмотрим, что произойдёт с
пищевым красителем, ребята возьмите ложечки и добавьте краситель в
стакан с водой, что произошло с водой?
Дети: Вода стала красная, синяя; окрасилась.
Воспитатель обобщает: Правильно краска растворилась и изменила цвет
воды.
Воспитатель: Ребята, давайте напомним медвежонку, какие вещества у нас
растворились. А какие нет.
Дети: Стиральный порошок, краситель, сахарный песок растворились, а
речной песок нет.
Воспитатель: Вот видишь, медвежонок, не все вещества, которые ты нам
принес, растворяются в воде.
Медвежонок: Да, теперь я понял, что нельзя доверять Сороке, нужно
проверять всё самому.
Воспитатель: А сейчас наша лаборатория закрывается (сбор на ковре).
Ребята, сегодня вы все хорошо поработали. Молодцы! А вы когда придете
домой расскажите мамам и папам о наших опытах. Может быть, родители
тоже захотят проверить, то о чем вы рассказали.