Автор: Люкина Татьяна Михайловна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО "ДШИ" обособленное структурное подразделение "НДХШ"
Населённый пункт: город Новомосковск, Тульская область
Наименование материала: статья
Тема: ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ УЧАЩИХСЯ ДЕТСКИХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ШКОЛ
Раздел: дополнительное образование
«ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ
УЧАЩИХСЯ ДЕТСКИХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ШКОЛ»
Каждый
человек
единственный
и
неповторимый
в
своей
индивидуальности, которая выражается в индивидуальных особенностях.
Считается, что воспитание и обучение должны максимально опираться на
индивидуальность. Необходимость индивидуального подхода вызвана тем
обстоятельством, что любое воздействие на ребенка преломляется через
его индивидуальные особенности, через «внутренние условия», без учета
которых
невозможен
по
–
настоящему
действенный
воспитательно–
образовательный процесс.
Ввиду неравноценности способностей учащихся, различии конечных
з а д ач
и х
о бу ч е н и я
в
Д Ш И
в о з н и к а е т
н е о бхо д и м о с т ь
в
дифференцированном подходе к детям.
Цель дифференцированного отношения к учащимся в том, чтобы
дать
ученику
без
насилия
проявить
в
полной
мере
его
природные
возможности,
акцентировать
обучение
на
его
заметных
достоинствах,
избегая опасного ущемления чувства собственного достоинства, подбирать
задания в соответствии с уровнем способностей.
При
этом
очень
важна
организация
процесса
обучения,
которая
связана с графиком контрольных мероприятий.
Необходимо
создавать
предпосылки
для
стремления
ученика
к
познанию и продвижению, воспитанию художественного вкуса и опыта.
Дифференцированная
система
предполагает
условные
разделения
учащихся по уровню подготовки на группы.
С помощью индивидуального подхода мы найдем «ключ» к каждому
ребенку. Индивидуальный подход подчеркивает неповторимость качеств и
свойств
личности
каждого
ребенка.
В
нем
нуждается
каждый
без
исключения учащийся.
Индивидуальный подход нацелен, в первую очередь, на укрепление
положительных
качеств
и
устранения
недостатков.
При
умении
и
своевременном
вмешательстве
можно
избежать
мучительного
процесса
исправления ошибок образования и воспитания.
В чем же сущность индивидуального подхода?
Индивидуальный
подход
является
активным,
формирующим,
развивающим
принципом
обучения
и
является
главным
принципом
педагогики.
Сама проблема индивидуального подхода носит творческий характер,
н о
с у щ е с т в у ю т
о с н о в н ы е моменты
при
о с у щ е с т в л е н и и
дифференцированного подхода к детям:
-знание и понимание детей,
-любовь к детям,
-основательный теоретический баланс,
-способность преподавателя размышлять и умение анализировать.
Индивидуальный подход требует от педагога большого терпения,
умения разобраться в различных педагогических ситуациях.
Индивидуальный
подход
никак
не
противостоит
принципу
коллективности.
Научные
исследования
конкретно
подтвердили
это
положение «Я» возможно только потому, что есть «мы».
Индивидуальный
подход
не
должен
рассматриваться
как
разовое
мероприятие, он должен пронизывать всю систему воздействия на ребенка,
и именно потому это общий принцип образования и воспитания.
Принцип
индивидуального
подхода
предусматривает
организацию
обучения
на
основе
глубокого
знания
индивидуальных
особенностей
ребенка, создания условия для активной познавательной деятельности всех
детей класса и каждого ребенка в отдельности.
Знание преподавателем возможностей каждого ребенка поможет ему
правильно
организовать
работу
со
всем
классом.
Однако
для
этого
преподаватель
должен
постоянно
изучать
детей,
выявлять
уровень
развития
каждого,
темп
его
продвижения
вперед,
искать
причины
отставания, намечать и решать конкретные задачи, которые обеспечивали
бы дальнейшее развитие.
Одним
из
главных
факторов
индивидуализации
учебно
-
воспитательного процесса является учет индивидуально-типологических
качеств
ребенка
(типа
темперамента).
Тип
темперамента
обусловлен
генетическими особенностями личности.
Индивидуальный подход к ребенку осуществляется как в процессе
организации коллективных занятий, так и индивидуальных форм работы.
При организации работы преподаватель должен опираться на такие
показатели как:
-
характер
переключения
умственных
процессов
(гибкость
и
стереотипность ума, быстрота или вялость установления взаимосвязей,
наличие
или
отсутствие
собственного
отношения
к
изучаемому
материалу);
-уровень знаний и умений;
-работоспособность (возможность действовать длительное время, степень
интенсивности деятельности, отвлечение внимания, утомляемость);
-уровень самостоятельности и активности;
-отношение к обучению;
-характер познавательных интересов;
- уровень волевого развития.
На
занятиях
преподаватель
стремится
избежать
влияния
отрицательных
факторов:
ребенка,
который
плохо
слышит
или
видит,
лучше посадить ближе к столу преподавателя, к постановке; подвижному
ребенку,
часто
отвлекающемуся
от
основного
занятия,
систематически
задавать вопросы, давать ему промежуточные задания; ребенку, который
медленно,
неуверенно
действует,
вовремя
помочь,
дать
наглядный
материал, как бы подсказать ему решение и т. д.
2
Преподаватель
должен
помнить,
что
нет
единых
для
всех
детей
условий успеха в обучении. Очень важно выявить наклонности каждого
ребенка,
раскрыть
его
силы
и
возможности,
дать
ему
почувствовать
радость успеха в умственном труде.
Сущность
индивидуального,
дифференцированного
подхода
заключается
в
организации
учебного
процесса
с
учетом
возрастных
особенностей,
в
создании
оптимальных
условий
для
эффективной
деятельности всех детей, в перестраивании содержания, методов, форм
обучения,
максимально
учитывающих
индивидуальные
особенности
учащихся. Это образование, ориентированное на ребенка, ищущее пути,
как
наилучшим
образом
удовлетворить
познавательные
потребности
растущего человека, как решить проблемы развития и поддержки ребенка.
Дифференцированное обучение, как говорит доктор педагогических
наук
Владислав
Сериков,
не
занимается
формированием
личности
с
заранее
заданными
свойствами,
а
создает
условия
для
полноценного
проявления и соответственно развития личностных функций субъектов
образовательно
–
воспитательного
процесса.
Предполагает
помощь
учащемуся
в
осознании
себя
личностью,
в
выявлении,
раскрытии
его
возможностей, становлении самосознания, в самоопределении.
Дифференциация
учащихся
по
уровню
умственного
развития
позволит
исключить
неоправданные
и
нецелесообразные
для
общества
уравниловку и усреднение детей. У преподавателя появляется возможность
помогать
«слабому»,
уделять
внимание
«сильному»,
работать
более
эффективно с детьми, испытывающими трудности в обучении.
Дети с пониженной обучаемостью требуют особой формы учебной
деятельности. Ребенок, у которого неустойчивое внимание, недостаточно
развита память, не сможет выполнить многое из традиционных заданий, в
этом
случае
требуется
особая
форма
предъявления
материала.
Дети
с
повышенной
обучаемостью
также
нуждаются
в
особом
внимании
преподавателя для развития своих способностей. Значит, даже при полной
успеваемости всем детям требуется индивидуальный подход.
Проблеме индивидуального подхода в воспитании и обучении детей
уделяли внимание многие представители прогрессивной педагогики, как
русской, так и зарубежной. Уже в педагогической системе Яна Коменского
– великого чешского педагога - четко обозначены положения о том, что
весь процесс обучения и воспитания детей необходимо строить с учетом их
возрастных и индивидуальных особенностей и выявлять эти особенности
путем систематических наблюдений.
Замечательный русский педагог Константин Ушинский разработал
обширную методику приемов индивидуального подхода к детям. В то же
время
он
высказал
мнение,
что
в
сложном
процессе
индивидуального
подхода к ребенку нельзя давать какие-то определенные рецепты, тем
самым подчеркнув творческий характер решения проблемы.
3
В вопросе об индивидуальном подходе к детям, я обращаю большое
внимание на то, что при условии воспитания ребенка в коллективе может
полностью раскрыться его индивидуальность, способности.
Осуществление
индивидуального
подхода
к
детям
необходимо
рассматривать как определенную взаимосвязанную систему.
Работа
с
семьей
–
это
неотъемлемый
фактор
индивидуального
подхода к детям, индивидуальной помощи.
Таким
образом, индивидуальный
подход
–
важнейший
принцип
образования и воспитания. Он предполагает профессиональное знание и
научно
обоснованное
понимание
индивидуально
–
психологических
особенностей каждого ребенка, так же специфических условий которые
повлияли на формирование определенной черты личности.
Задачи преподавателя художественной школы чрезвычайно широки
и
отнюдь
не
ограничиваются
воспитанием
только
профессиональных
навыков. Преподаватель в значительной мере формирует личность ребенка,
воспитывает его характер, развивает его культуру и художественный вкус,
содействует
пробуждению
у
него
активного
интереса
к
искусству
и,
наконец, формирует его как творческого человека.
П о д г о т а в л и в а я
к
практической художественной деятельности, настоящим преподавателем в
ДХШ может стать только тот преподаватель, которому удается проникнуть
в духовный мир ребенка. Без понимания психики ребенка, без знания
особенностей его мышления, его интересов, увлечений, способностей, без
глубокой любви к детям нельзя заниматься педагогической деятельностью.
Виднейшие
люди
искусства
считали
одним
из
самых
трудных
и
ответственных - первоначальный этап обучения. Начало – это дело такой
огромной важности. Что тут хорошо только самое лучшее. Для начала
развивает им свою мысль – «нужен учитель основательный, внимательный,
добросовестный, бдительный и опытный», «можно взять какого-нибудь
исключительно искусного учителя с отличной репутацией, который будет
превосходным
преподавателем
для
продвинутого
ученика,
но
можно
оказаться
неспособным
заложить
доброкачественный
фундамент
у
начинающего.
На
вопрос
–
что
является
необходимым
условием
воспитания
художника?
–
можно
ответить
«Прежде
всего
хороший
руководитель, который сумеет и сможет наблюдать за первыми этапами
маленького художника».
С самого начала занятий, с первых уроков, преподаватель должен
проявить такт, доброжелательность, терпимость по отношению к ученикам,
чтобы
завоевать
их
доверие,
должен
вызвать
интерес
к
творчеству,
желание научиться «самому» рисовать. Именно в этот период решается
вопрос о том, быть или не быть ребенку художником.
Один
из
важнейших
«секретов»
педагогического
мастерства
–
глубокое понимание индивидуальных особенностей детей, умение найти
особый подход к каждому ребенку. Есть дети, которые очень болезненно
переживают
неудовлетворительные
оценки,
воспринимают
их
как
акт
4
несправедливости со стороны учителя, испытывают порой даже неприязнь
к учителю, поставившему «двойку».
В практике воспитательной работы нередко бывает и так, что дети,
систематически получающие неудовлетворительные или посредственные
оценки, примиряются с этим, проявляют полное равнодушие к отметкам,
«привыкают» к ним, и, в конце концов, теряют веру в себя.
Оценки знаний учащихся – это умение педагога найти правильный
подход к каждому ребенку. Часто ребенок плохо выполняет задание не
потому что не хочет, а потому, что еще не умеет это сделать и ему не
понятно,
за
что
ему
поставили
плохую
оценку.
Известно
что
В.
А.
Сухомлинский, один из выдающихся деятелей советской педагогической
науки, ученый, теоретик и педагог - оценивал труд ребенка лишь тогда,
когда он приносил положительный результат. Если ученик не достигал тех
результатов, к которым стремился, он не ставил никакой оценки.
Самое важное, чтобы ребенок понял, что такое труд, упорный
прилежный труд.
В художественной школе умение учиться и трудиться имеют особое
значение, т.к. приобретение навыков рисования , практика - требует очень
большей затраты времени, сил, настойчивости, терпения, воли и желания.
Без наличия интереса – это недостижимо.
Преподаватель должен уметь поддерживать непрерывный интерес к
своему
предмету
и
увлекать
ученика
ученьем.
Сухомлинский
придает
огромное
значение
«осмыслению
материала»,
воспитанию
в
ученике
думать, мыслить.
Обучение
творчеству
–
это
глубоко
индивидуальный
процесс,
зависящий не только от способностей и характера ребенка, но и от многих
других условий. Дети приходят в художественную школу с искренним
желанием
научиться
хорошо
рисовать.
Для
некоторых
это
стремление
становится
смыслом
их
жизни
и
преподаватель
должен
всячески
его
поддерживать
и
поощрять.
Если
ребенок
не
видит
положительного
результата своего труда, он теряет веру в свои способности, более того,
постепенно свыкается с мыслью, что лишен их и у него появляется апатия,
безразличие к занятиям.
5
Преподаватель
должен
научить
детей
трудиться
так,
чтобы
в
процессе обучения они испытывали чувство гордости за преодоленные
трудности,
познали
радость
труда.
Успех
в
художественном
учении
–
единственный источник внутренних сил ребенка, рождающих энергию для
преодоления
трудностей.
Дать
детям
радость
труда,
радость
успеха
в
учении,
пробудить
в
их
сердцах
чувство
гордости,
собственного
достоинства – это первая заповедь воспитания – учил В. А. Сухомлинский.
Огромное
значение
в
педагогике
имеет
педагогический
такт,
-
бережное,
чуткое
внимательное
отношение
к
ученику,
соединенное
с
уважением к его личности. Поступать тактично не значит быть всегда
мягким
и
не
выражать
своего
отрицательного
отношения
к
дурным
поступкам. В тех случаях, когда этого требуют обстоятельства, характер и
натура ученика, педагогу необходимо действовать энергично, но при этом
он должен неизменно проявлять благожелательность к каждому ученику.
Индивидуальное обучение – активнейшее средство приобщить детей
к
искусству,
дать
им
возможность
непосредственно
соприкоснуться
с
миром
художественно
творчества,
миром
прекрасного.
Эффективность
индивидуального развития учащихся в основном зависит от правильного
руководства обучением, а также от взаимосвязи его с индивидуальными
особенностями
личности.
В
построении
индивидуализированных
программ развития требуется знание механизмов личностного развития,
особенностей
имеющегося
психоэмоционального
опыта
ребенка
и
типологические особенности темперамента.
Общие сенсомоторные особенности организма человека во многом
предопределяют
его
успешность
в
той
или
иной
специальной
деятельности. И наоборот, тот или иной специальный вид деятельности
способен
активно
влиять
на
развитие
сенсомоторных
способностей
человеческого
организма
в
целом,
его
типологических
свойств
темперамента.
Рассмотрим традиционные типы темпераментов.
Под
темпераментом
понимается
врожденная
индивидуальная
особенность человека, он не подвержен изменениям. Человек, обладающий
любым типом темперамента, может быть способным и не способным. Тип
темперамента не влияет на способности человека, просто одни жизненные
задачи легче решаются человеком одного типа темперамента, другие —
другого.
Темперамент,
проявляющийся
в
общей
психической
активности,
моторике,
эмоциональности
и
требует
от
взрослых
учитывать
тип
темперамента
ребенка,
а
также
знать
достоинства
и
недостатки
типа
темперамента, для того, чтобы применяемые методы воспитания были
максимально эффективными.
6
Темперамент влияет на:
На скорость возникновения и протекания психических процессов, их
устойчивость и интенсивность.
На
темп
и
ритм
деятельности,
поведение,
речь,
мимику,
пантомимику.
На формирование характера и поведение.
На поступки людей.
Психологическая характеристика типов темперамента ребенка
В психологии выделяют 4 типа темперамента ребёнка:
1. холерик;
2. сангвиник;
3. флегматик;
4. меланхолик.
Сангвиник (от лат. «сангвис» кровь) – уравновешен, общителен,
практичен, выдержан.
Холерик (от греч. «холе» — красно-желтая желчь) — порывист, энергичен,
эмоционален, не сдержан.
Флегматик (от греч. «флегма» — слизь) – вдумчив, миролюбив, надежен,
старателен, неразговорчив.
Меланхолик (от греч. «мелайн холе» — черная желчь) – тревожен,
необщителен, замкнут, угрюм.
Для каждого типа темперамента ребенка применяются свои особые методы
воспитания. У каждого типа темперамента имеются как достоинства, так и
недостатки. Поэтому в процессе воспитания необходимо развивать и
опираться на положительные стороны темперамента, учитывать
особенности темперамента у детей.
Темперамент и характер ребенка
Тип темперамента ребенка -Холерик
Ребенок холерического типа вспыльчив, агрессивен, неуравновешен,
несдержан, резок, обидчив, в общении прямолинеен. Его реакции сильны и
быстры. Легко берется за работу. Работает на подъеме сил, но недолго,
через определенное время происходит затухание и спад деятельности.
7
Монотонную работу выполняет с трудом.
Холерики способны быстро принимать решения и действовать. В
критической ситуации проявляют напор и решимость.
Подростки-холерики — веселые, активные, озорные ребята. Они способны
вести за собой как сверстников, так и взрослых. В тоже время подростки
холерического типа часто являются инициаторами срыва уроков,
ввязываются в ссоры и драки.
Холерики подвержены резкой перемене настроения и нервным срывам.
Особенности воспитания холерика
Темпераменту холерика свойственна чрезмерная энергичность, поэтому
используйте ее «в мирных целях». Поддерживайте его полезные увлечения,
связанные с двигательной активностью. Говорите с ребенком спокойным,
тихим голосом, но требовательно без уговоров.
Ограничивайте все, что возбуждает нервную систему ребенка.
Давать ребенку задания, которые не будут приносить постоянного успеха.
Разговаривайте с ребенком о его поведении.
Не позволяйте ребёнку быть хозяином положения и всех вести за собой.
Помогайте ребенку переживать его неудачи, так как переживания могут
выразиться в виде взрыва.
Научитесь предвидеть выброс сил холерика.
Тип темперамента ребенка -Сангвиник
Дети-сангвиники отличаются активностью, энергичностью,
уравновешенностью, общительностью. В стрессовой ситуации сохраняет
самообладание.
Проявляет настойчивость в достижении поставленной цели. За дело
берется с энтузиазмом, работает долго, не уставая, но если теряет к нему
интерес тут же бросает, не доделав до конца. Сангвиник обладает хорошей
выносливостью и работоспособностью. Прекрасно переключается с одного
вида деятельности на совершенно другой.
Неудачи и неприятности сангвиник переживает легко. Чувства радости,
гнева, недовольства, враждебности, горя, привязанности возникают
быстро, они искренние, но неглубоки.
Дети-сангвиники прекрасно адаптируются к новым условиям,
быстро находят общий язык с малознакомыми людьми.
Как правило дети хорошо учатся, быстро схватывают новый материал.
Интересы детей-сангвиников весьма разнообразны.
Особенности воспитания сангвиника
Проявляйте строгость и требовательность к сангвинику.
8
Контролируйте его действия и поступки.
Добивайтесь, чтобы начатое дело было окончено с хорошим качеством.
Небрежно выполненную работу предложите выполнить заново, при этом
можно помогать ребенку.
Учите ребёнка-сангвиника внимательно относиться к товарищам,
стремитесь, чтобы складывались устойчивые отношения.
Формируйте устойчивость интересов ребёнка.
Мотивируйте деятельность сангвиника, через необходимость кому-либо
помочь.
Подходить к детям-сангвиникам следует с теплым отношением, иначе он
замкнется.
По возможности прерывать дело сангвиника быстрее, чем это сделает он
сам.
Тип темперамента ребенка -Флегматик
Ребенок флегматик отличается уравновешенностью, рассудительностью,
хладнокровностью, медлительностью, усидчивостью, спокойствием,
скрытностью, инертностью, мало разговорчивостью, незлопамятностью.
В делах проявляет последовательность и обстоятельность. Флегматики
настойчивы и упорны в достижении своих целей, начатое дело всегда
доводят до конца.
Речь флегматиков спокойная, неторопливая, без резко выраженных эмоций,
мимики и жестов.
Для флегматиков характерно постоянство в отношениях, увлечениях и
интересах. В работу флегматик включается медленно, столь же медленно
переключается с одного вида деятельности на другой.
Флегматики любят аккуратность и порядок во всем. Разум флегматиков
преобладает над чувством. Они медленно сходятся с новыми людьми, но в
тоже время затем прекрасно контактируют с ними. Эмоции флегматики
предпочитают держать в себе. Чувства их глубоки, но тщательно спрятаны
от посторонних глаз.
Пока не будут затронуты личные интересы флегматиков, их сложно
вывести из себя.
Особенности воспитания флегматика
Не торопите ребенка.
Создавайте специальную обстановку, ставьте его в условия, когда
необходимо проявить собранность.
Хвалите флегматика за скорые действия.
Подружите его с подвижными ребятами.
Относитесь к флегматику так, как он относится к миру – спокойно.
Уважайте его внутренний покой.
9
Обращайтесь к флегматику в случае необходимости.
Тип темперамента ребенка -Меланхолик
Меланхолики отличаются неуравновешенностью, малоподвижностью,
высокой эмоциональной чувствительностью, застенчивостью, ранимостью,
скрытностью, нерешительностью, неуверенностью в себе,
пессимистичностью, замкнутостью, обидчивостью, плаксивостью,
тревожностью.
В благоприятной обстановке сдержаны, тактичны, милы.
Мысли и переживания меланхолики держат в себе. Они тяжело переносят
огорчения, обиды, неудачи хотя внешне это может никак не проявляться.
Ребенок меланхолик испытывает трудности адаптации, долго адаптируется
в новом коллективе, теряется в новой обстановке, испытывает трудности,
смущается при общении с малознакомыми людьми. Настоящих друзей у
меланхоликов немного.
Меланхолики быстро устают, утомляются, поэтому в процессе работы им
необходимо делать паузы. В спокойной обстановке работает продуктивно.
Меланхолик предъявляет высокие требования не только к себе, но и
окружающим.
Особенности воспитания меланхолика
Придерживайтесь принципа постепенности.
На ребенка нельзя кричать. Говорите с ним спокойно, мягко, убеждающее.
Взрослым детям помогать действиями и советом.
Поддерживайте положительные эмоции ребенка.
Необходимо давать идеалы и образцы для подражания.
Каждая победа ребенка должна сопровождаться благодарностью.
Уважайте внутренний мир ребенка.
Сущность
индивидуального
подхода
выражается
в
том,
что
задачи
развития способностей, которые стоят перед преподавателем, решаются им
посредством педагогического воздействия на каждого ребенка, исходя из
знания его психологических особенностей и условий жизни, где главная
точка опоры – ориентир на положительные качества ученика. В основе
индивидуального подхода лежит выявление особенностей ребенка. Это
должно
сочетаться
с
чуткостью
и
разумной
требовательностью;
преподавателю необходимо в своем обращении с детьми быть тактичным,
естественным
и
искренним.
Индивидуальный
подход
требует
от
преподавателя любви к детям, большого терпения, умения разобраться в
сложных проявлениях ребенка.
10
Для раскрытия возможностей ученика - методы обучения должны
быть
ориентированы
на
конкретного
учащегося
с
учетом
его
типа
темперамента, мышления, психоэмоционального опыта.
Необходимо соблюдать ряд правил:
– признавать за ребенком право на индивидуальность, право быть другим;
– не сравнивать ребенка с другими, хвалить за его успехи и достижения;
– изучать индивидуальные особенности детей;
–
подбирать
задания
разные
по
сложности
с
учетом
способностей,
технической базы учащегося, его психоэмоционального опыта;
–
на
занятиях
включать
разнообразные
формы
работы:
разбор
нового
материала, проверка домашней работы, проработка учебного материала на
уроке;
– стремиться ощущать психологическую атмосферу на уроке;
– уметь наблюдать за детьми;
– воспринимать выражение глаз ребенка, его мимику и т.д.;
– обращать внимание на поведение и на настроение;
– быть гибким и оперативным в своих реакциях на поведение;
– учиться видеть себя со стороны глазами детей;
– быть щедрым на одобрение, похвалу, поощрение;
– понимать и уважать ученика.
Занятия
художественной
деятельностью
представляют
широкие
возможности
для
изучения
особенностей
детей
и
осуществления
индивидуального подхода к каждому ребенку, что способствует развитию у
них
не
только
творческих
способностей,
но
и
внимания,
мышления,
памяти,
эмоциональности,
настойчивости
и
воли.
Формирование
этих
качеств
является
существенным
условием
для
дальнейшего
обучения
ученика в школе и полноценного развития личности.
11
Список использованных источников:
1. «Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и
арт-терапии» - Лебедева Л. Д., Никонорова Ю. В., Тараканова Н. А.
2. «Окна в мир ребенка. Руководство по детской психотерапии» -
Оклендер В.
3. «Семья глазами ребенка»- Хоментаускас Г.Т.
4. «Вопросы детской психологии»- Выготский Л.С.
12