Напоминание

"Методы и формы воспитательной работы в образовательном учреждении"


Автор: Иманова Виктория Владиславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ДС №45
Населённый пункт: город Нижневартовск, ХМАО-Югра
Наименование материала: статья
Тема: "Методы и формы воспитательной работы в образовательном учреждении"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Методы и формы воспитательной работы

в образовательном учреждении
Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не мыслится как пассивное существо. Он выступает как субъект своего собственного формирования и развития. Воспитание – специально организованный процесс формирования и развития человека, прежде всего его духовной сферы. Воспитание является одним из ведущих понятий в педагогике. В ходе исторического развития общества и педагогики определились различные подходы к объяснению этой категории. Прежде всего, различают воспитание в широком и в узком смысле. Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность. В данном случае воспитание практически отождествляется с социализацией. Воспитание в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Деятельность педагогов в этом случае называется воспитательной работой. Классификация видов воспитательной работы Основания классификации Виды воспитания: В зависимости от различных направлений воспитательной р а б о т ы в образовательных учреждениях:  умственное,  гражданское,  политическое ,  интернацион альное,  нравственное ,  эстетическое,  трудовое,  физическое,  правовое,  экологическое,  экономическое воспитание. По институциональному признаку:  семейное,  школьное,  внешкольное,  конфессиональное (религиозное),  по месту жительства,  в о с п и т а н и е в д ет ских, ю н о ш е с к и х организациях,  в о с п и т а н и е в профессиональных образовательных учреждениях.
П о с т и л ю отношений между во спит ателями и воспитанниками:  авторитарное,  демократическое,  либеральное,  свободное воспитание Процесс воспитания характеризуется разносторонностью содержания, исключительным богатством и мобильностью методов воспитания и организационных форм. Методы воспитания – способы профессионального взаимодействия воспитателя и воспитуемых с целью решения воспитательных задач. Есть методы, отражающие содержание и специфику воспитания; есть методы, непосредственно ориентированные на работу с младшими или старшими школьниками, либо со с туд е н т а м и профессиональных учебных заведений, есть методы работы в каких-то специфических условиях. Но есть и общие методы воспитания в системе образования. Общими они называются потому, что сферы их применения распространяются на весь воспитательный процесс. Классификация общих методов воспитания К настоящему времени накоплен обширный научный фонд, раскрывающий сущность и закономерности функционирования методов воспитания. Система общих методов воспитания: Общие методы воспитания: Возможные формы воспитательной работы: Ме тод ы ф о р м и р о в а н и я сознания личности: рассказ, беседа, лекция, диспут, метод примера и др. М е т о д ы о р г а н и з а ц и и д е я т е л ь н о с т и и ф о р м и р о в а н и я о п ы т а общественного поведения личности: приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое т ребование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации и др. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание и др. М е т о д ы к о н т р о л я , самоконтроля и самооценки в воспитании тесты, дискуссии, демонстрации и др.


В раздел образования