"Методы и формы воспитательной работы в образовательном учреждении"
Автор: Иманова Виктория Владиславовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ ДС №45 Населённый пункт: город Нижневартовск, ХМАО-Югра Наименование материала: статья Тема: "Методы и формы воспитательной работы в образовательном учреждении" Раздел: дошкольное образование
в образовательном учреждении
Личность
человека
формируется
и
развивается
в
результате
воздействия
многочисленных
факторов,
объективных
и
субъективных,
природных
и
общественных,
внутренних
и
внешних,
независимых
и
зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно
определенным целям. При этом сам человек не мыслится как пассивное
существо. Он выступает как субъект своего собственного формирования и
развития.
Воспитание – специально организованный процесс формирования и
развития человека, прежде всего его духовной сферы. Воспитание является
одним из ведущих понятий в педагогике. В ходе исторического развития
общества и педагогики определились различные подходы к объяснению этой
категории. Прежде всего, различают воспитание в широком и в узком смысле.
Воспитание
в
широком
смысле
рассматривается
как
общественное
явление, как воздействие общества на личность. В данном случае воспитание
практически отождествляется с социализацией.
Воспитание
в
узком
смысле
рассматривается
как
специально
организованная
деятельность
педагогов
и
воспитанников
для
реализации
целей
образования
в
условиях
педагогического
процесса.
Деятельность
педагогов в этом случае называется воспитательной работой.
Классификация видов воспитательной работы
Основания
классификации
Виды воспитания:
В
зависимости
от
различных
направлений
воспитательной
р а б о т ы
в
образовательных
учреждениях:
умственное,
гражданское,
политическое
,
интернацион
альное,
нравственное
,
эстетическое,
трудовое,
физическое,
правовое,
экологическое,
экономическое
воспитание.
По
институциональному
признаку:
семейное,
школьное,
внешкольное,
конфессиональное
(религиозное),
по месту жительства,
в о с п и т а н и е
в
д ет ских,
ю н о ш е с к и х
организациях,
в о с п и т а н и е
в
профессиональных
образовательных
учреждениях.
П о
с т и л ю
отношений
между
во спит ателями
и
воспитанниками:
авторитарное,
демократическое,
либеральное,
свободное воспитание
Процесс воспитания характеризуется разносторонностью содержания,
исключительным
богатством
и
мобильностью
методов
воспитания
и
организационных форм. Методы воспитания – способы профессионального
взаимодействия
воспитателя
и
воспитуемых
с
целью
решения
воспитательных задач. Есть методы, отражающие содержание и специфику
воспитания; есть методы, непосредственно ориентированные на работу с
младшими
или
старшими
школьниками,
либо
со
с туд е н т а м и
профессиональных
учебных
заведений,
есть
методы
работы
в
каких-то
специфических условиях. Но есть и общие методы воспитания в системе
образования. Общими они называются потому, что сферы их применения
распространяются на весь воспитательный процесс.
Классификация общих методов воспитания
К
настоящему
времени
накоплен
обширный
научный
фонд,
раскрывающий
сущность
и
закономерности
функционирования
методов
воспитания.
Система общих методов воспитания:
Общие методы воспитания:
Возможные формы воспитательной работы:
Ме тод ы
ф о р м и р о в а н и я
сознания личности:
рассказ, беседа, лекция, диспут, метод примера
и др.
М е т о д ы
о р г а н и з а ц и и
д е я т е л ь н о с т и
и
ф о р м и р о в а н и я
о п ы т а
общественного
поведения
личности:
приучение,
метод
создания
воспитывающих
ситуаций,
педагогическое
т ребование,
инструктаж, иллюстрации и демонстрации и
др.
Методы
стимулирования
и
мотивации
деятельности
и
поведения личности
соревнование, познавательная игра, дискуссия,
эмоциональное
воздействие,
поощрение,
наказание и др.
М е т о д ы
к о н т р о л я ,
самоконтроля и самооценки
в воспитании
тесты, дискуссии, демонстрации и др.