Автор: Войнова Наталья Евгеньевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "ДШИ"
Населённый пункт: Трехгорный, Челябинская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: занятие по хореографии для 1 класса "Балет П.И.Чайковского "Щелкунчик""
Раздел: дополнительное образование
Конспект занятия по хореографии в 1 классе.
«Музыка Чайковского нам дарит волшебство, сказка о
Щелкунчике нас ждёт уже давно».
Задачи:
-
познакомить детей с музыкой русского композитора П.И. Чайковского
(балет «Щелкунчик», «Детский альбом»);
-
знакомить детей с шедеврами мирового балета;
-
развивать способность понимать содержание музыкальных
произведений разного жанра, и характера и эмоционально и ритмически
откликаться на выраженные в них чувства и настроения;
-
учить детей ритмично двигаться в соответствии с различным характером
музыки, музыкальными образами;
-
развивать настойчивость в выполнении упражнений («корзиночка»,
«качалка», «лягушка в пруду» и др.);
-
учить танцевальным движениям и совершенствовать их исполнение (шаг
польки, боковой галоп, поскоки, уральский бег, переменный шаг);
-
учить выразительно выполнять движения с предметами;
-
учить действовать самостоятельно в музыкальных играх и танцах, не
подражая друг другу.
Предварительная работа: знакомство со сказкой «Щелкунчик» (прочтение сказки,
просмотр фрагментов балета на видео) и музыкой П.И. Чайковского (разминка и ряд
упражнений на протяжении нескольких занятий выполняются под музыку из балета
«Щелкунчик» и «Детского альбома»), заранее разучивается этюд – полька с куклами.
Материалы: куклы (по количеству девочек), широкие цветные ленты или шифоновые
шарфики (минимально - по количеству детей в группе, можно больше)
Ход занятия
Музыка «Трепак» - дети лёгким бегом на полупальцах забегают в зал, пробегают по
кругу, затем бегут через середину зала вперёд, дойдя до передней линии, через одного
разбегаются в стороны. Пробегая полукруг, встречаются парами и продвигаются вперёд.
Дойдя до передней линии, разбегаются парами (одна пара влево, вторая вправо и т.д.).
Пробегая ещё один полукруг, встречаются четвёрками, продвигаются вперёд и
останавливаются в линиях по четыре человека (рис.1).
Педагог:
Для начала потянулись
И друг другу улыбнулись.
А теперь мы без запинки
Дружно сделаем разминку.
Музыка «Китайский танец» из балета «Щелкунчик» и «Игра в лошадки» из «Детского
альбома» П.И.Чайковского. Дети выполняют разминку (приложение №1).
Педагог: Вместе с музыкой хорошей
К нам приходит волшебство.
Осторожней, осторожней
Не спугнуть бы нам его.
Звучит музыка со звоном колокольчиков.
Педагог:
«Ой, ребята, что это за удивительный перезвон? Вы случайно не знаете, чей это
чудесный голос, кто это поёт такую звонкую песенку?
Голос на фонограмме: «Да кто-кто!? Это я - Бимбомчик».
Педагог: Да где же ты? Ребята вы никого не видите? Давайте поищем Бимбомчика
(дети по залу ищут Бимбомчика).
Голос на фонограмме:
«Да вот же я. Смотрите внимательнее».
Педагог: (достает колокольчик, звонит в него и обращается к нему)
Привет, Бимбомчик! Как ты поживаешь?
Голос Бимбомчика: Да подожди же ты, там Маша, Щелкунчик в опасности,
там бегают страшные мыши!
Педагог: Ребята, надо помочь Маше и Щелкунчику, но как мы туда попадем?
Голос Бимбомчика: «Надо три раза хлопнуть - раз, два, три. Три раза топнуть – раз, два, три.
Хорошенько зажмуриться и три раза повернуться вокруг себя – раз, два, три (дети выполняют
все движения на слова «раз, два, три»).
Музыка – на фоне музыки педагог:
Был вечер, в комнате было темно, и вдруг Маша увидела множество огоньков. Что это? Это
чьи-то глазки. Маша пригляделась и увидела, что по комнате бегали мыши.
Ребята, давайте представим, что мы с вами те самые мыши, которых увидела Маша.
Продолжает звучать та же музыка. (Дети, свободно двигаясь по залу, изображают мышей).
Педагог: Посмотрите, все игрушки начали оживать.
Музыка - «Марш» из «Детского альбома».
(Дети, маршируя, возвращаются на свои места).
Педагог: На какое-то мгновенье стало тихо, лишь потрескивали дрова в печи, да пела за
окном свою песню вьюга.
Музыка «Танец снежных хлопьев» - упражнение плие и пор де бра (приложение №2).
Педагог: А вот выстроились в ряд оловянные солдатики.
Музыка «Марш» - упражнение батман тондю (выдвижение ноги на носок в сторону и вперёд)
(приложение №3).
Педагог: Даже цветные карандаши начали подниматься из своих коробочек, чтобы
посмотреть, что же творится в комнате, что там за шум.
Музыка «Танец пастушков» - упражнение, лежа на полу на мышцы брюшного пресса
(приложение №4)
Педагог: А на комоде шевельнулась статуэтка египетского мальчика.
Музыка «Арабский танец» - упражнение «Бабочка» (приложение №5). Дети выполняют
упражнение, и на фоне музыки педагог произносит слова.
Педагог: Краснеющий песок, пылающий от солнца
Как мертвый океан на древнем ложе спит.
Пресыщенные львы попрятались в горах лениво по пещерам
И близ высоких пальм так памятных пантерам
Жирафы воду пьют и мнут ковёр травы.
Педагог: А вот и лошадки – качалки
Музыка «Новая кукла» из «Детского альбома» - упражнение «качалка» (приложение №6).
Педагог: Маша в темноте пыталась нащупать какой-нибудь предмет, чтобы бросить в
мышиного короля. Она попробовала дотянуться до коробки, которая стояла на краю стола.
Музыка «Тема мышей» - упражнение «коробочка» (приложение №7).
Педагог: не смогла Машенька дотянуться до коробочки и вдруг Ей под руку попалась
корзинка.
Музыка «Тема мышей» - упражнение «Корзиночка» (приложение №7).
Педагог: Она бросила корзинку в мышиного короля, раздался пронзительный писк, и
вдруг всё стихло. Маше казалось, что все это был страшный сон, и она
начала вспоминать все сначала. Были гости, дарили всем подарки, и они
весело танцевали польку.
Музыка «Маленькая полька» Д. Кабалевского - композиция польки с
куклами (приложение №8).
Педагог: Вперёд! Всё дальше и дальше стремится радужный хоровод стремительных
образов. Ничто не остановит его, оловянные солдатики стояли на месте,
строго на своих местах; куклы, разделившись на 2 кружочка (девочек и
мальчиков), танцевали польку, снежные хлопья за окном кружились в вальсе,
а матрёшки, встав в один большой круг, водили хоровод.
Игра «Услышь музыку» - под марш дети маршируют на месте, под польку
делятся на 2 круга (девочек и мальчиков) и выполняют движения, которые
скажет педагог (поскоки, галоп), под вальс свободно танцуют по залу, на
русскую мелодию в общем кругу выполняют переменный шаг, шаг с носка (приложение №9).
Педагог:
- Тихо- тихо рядом сядем,
Входит музыка в наш дом
В удивительном наряде –
Разноцветном, расписном!
И раздвинулись вдруг стены –
Вся земля видна вокруг.
Плывут звуки речкой пенной,
Тихо дремлют лес и луг.
Вдаль бегут лесные тропки,
Тают в дымке голубой.
Это музыка торопит
И зовет нас за собой!
Звучит музыка Танец феи Драже».
Игра «Нарисуй музыку».
Педагог предлагает детям сесть на ковёр, закрыть глазки и послушать
музыку. Затем педагог по очереди дотрагивается до детей. До кого дотронулись, тот встает,
берёт ленту понравившегося цвета в волшебном сундучке, свободно танцует с ней по залу,
придумывая свой танец, свои танцевальные движения, после чего подходит к фланелеграфу и
при помощи педагога прикрепляет ленту. Когда все дети прикрепят свои ленточки, получается
разноцветная картина, которой можно дать название.
Голос Бимбомчика: Ой, как красиво!!! Просто замечательно! Да, ребята,
забыл спросить, какая музыка звучала у вас сегодня?
Дети отвечают: музыка Чайковского из балета «Щелкунчик» и «Детского
альбома».
Бимбомчик: А под какую музыку вы танцевали веселую польку с куклами?
Дети: «Маленькая полька» Д. Кабалевского.
Бимбомчик: А расписные матрешки?
Дети: под русскую народную песню «Светит месяц».
Бимбомчик: Спасибо вам, ребята, за то, что вы помогли Маше и Щелкунчику
и развеселили меня своими веселыми танцами, очаровательными картинами.
Музыка «Трепак» - дети возвращаются на свои места в линии и
делают поклон.