Автор: Федосова Ксения Борисовна
Должность: педагог–психолог высшей квалификационной категории
Учебное заведение: ГБОУ "Школа №1530 "Школа Ломоносова"
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: Возможности метода песочной терапии в работе школьного психолога
Раздел: дополнительное образование
Возможности метода песочной терапии в
психологической работе школьного психолога (на
примере работы с часто болеющими детьми)
Федосова Ксения Борисовна
педагог-психолог
ГБОУ «Школа №1530 «Школа Ломоносова»
г. Москва
«Все, что находится в бессознательном, стремится проявиться вовне,
и личность также в своем развитии стремится перейти из
бессознательного к целостному переживанию самой себя», - К.Г. Юнг
Аннотация: в статье рассматриваются возможности метода песочной
терапии в практике психологической работы.
Ключевые
слова: психологическая работа с песком, метод песочной
терапии, психосоматические расстройства, часто болеющие дети.
В
н а с т о я щ е е
в р е м я
с у щ е с т в у е т
б о л ь ш о е
к о л и ч е с т в о
психотерапевтических школ и направлений, использующих интересные, а
порой даже нестандартные техники и методы. Но в силу их относительной
молодости не всегда очевидно, насколько широки возможности этих методов,
могут ли они быть полезными и в других областях практики. Это можно
сказать и про метод работы с песком.
В
России
песочная
терапия
мало
исследована
и
только
начинает
завоевывать
себе
известность.
В
связи
с
этим
необходимо
активно
исследовать
и
открывать
новые
возможности
данного
метода,
которые
позволили бы расширить арсенал методов школьного психолога. Разработка
данного
вопроса
особенно
актуальна
в
виду
того,
что
в
программе
федерального государственного
образовательного стандарта
высокие
требования
предъявляются
к
развитию
личности
учащихся
и
их
возможностей.
В
связи
с
этим
перед
школьными
психологами
стоит
задача
в
нахождении
и
использовании
новых
методов,
позволяющих
быстро
и
эффективно отреагировать личностные проблемы и вскрыть существующие
внутренние конфликты; методов, подходящих для работы с детьми (а по
возможности,
и
взрослыми)
всех
возрастов,
минующих
сильное
психологическое сопротивление.
Песок является природным материалом, испокон веков используемым
человеком.
Психотерапевтические
свойства
песка
были
открыты
Карлом
Гу с т а вом
Ю н гом
в
кач е с т ве
д о п ол н и т е л ь н о го
и н с т р у м е н т а
психотерапевтического процесса. Теоретическим фундаментом применения
песочной терапии в качестве дополнения традиционной работы является
техника
«активного
воображения»,
предполагающая
экспрессивное
использование различных изобразительных средств в психотерапевтическом
процессе и связь с коллективным бессознательным, которое отражает опыт
предков и является общим для всех людей [9, С. 21].
Как
известно,
возникновение
песочной
терапии
связывают
с
1929
годом,
когда
английский
детский
психотерапевт
Маргарет
Ловенфельд
применила
в
игровой
психотерапии
с
детьми
песочницу.
Ловенфельд
придавала большое значение тактильному контакту ребенка с песком и водой,
дополнявшему
проективную
игру
с
различными
предметами
и
куклами.
Следующий значимый вклад в развитие песочной терапии внесла психолог
Руфь Бауэр. Она освоила технику «построения мира» Ловенфельд и начала
применять
ее
в
своей
практике.
Бауер
обнаружила,
что
манипуляции
клиентов с песком с целью создания из них каких-либо форм привносят в
процесс терапии большую экспрессию и наиболее богатый материал для
анализа,
придает
особую
глубину
переживаниям
клиента.
«Песок
дает
возможность для выражения широкой гаммы различных чувств: его можно
сыпать, наносить по нему удары, закапывать в него разные предметы и т.д.»
[9, С. 60].
Такие психотерапевты, как Мелани Кляйн, Анна Фрейд и Дональнд
Винникот также использовали в своей практике миниатюрные фигурки и
подчеркивали их значение для психотерапии, но не применяли песок.
Непоредственной
основательницей
юнгианской
песочной
терапии
принято считать детского психотерапевта Дору Кальфф. Изучив по совету
Юнга в 1956 году песочную терапию у Ловенфельд, Кальфф дополнила ее
технику юнгианским подходом и идеями восточной философии. Она указала
на
возможность
использования
песочной
терапии
не
только
в
работе
с
детьми, но и в работе со взрослыми. Основное действие ее песочной терапии
было направлено на понимание клиентом собственных внутренних процессов
как разрушительного, так и созидательного характера. Именно она выбрала
голубой
цвет
для
окраски
внутренней
поверхности
подноса
и
изменила
размер песочницы для того, чтобы клиент мог удерживать в поле зрения
сразу всю песочную композицию.
Итак, основным атрибутом песочной терапии или метода работы с
песком является прямоугольный деревянный поднос размером 50х70х7 см,
заполненный песком. Дно подноса и его борта выкрашены в голубой цвет, что
символизирует небо и воду. Кроме того, при работе с песком используются
наборы
миниатюрных
фигурок,
расположенные
рядом
с
подносом
и
тематически отсортированные. Клиенту также предлагается сосуд с водой и
дается необходимая инструкция.
Процесс создания песочной картины может включать в себя различные
манипуляции
со
всеми
предложенными
материалами
в
одних
случаях
(песком, миниатюрными фигурками и водой) и использование лишь песка – в
других. Так, Штейнхард говорит о том, что формы, создаваемые детьми и
взрослыми в песочнице, можно поделить на три основных типа:
1.
Совершение
определенных
манипуляций
с
пе сочной
поверхностью.
2.
Проникновение в толщу песка, создание тоннелей и ям, прятанье
в песок предметов.
3.
Использование воды.
Сочетание всех типов работ ведет к созданию более сложных и
насыщенных форм.
Образы,
создаваемые
в
песочнице,
способствуют
включению
неосознаваемых психических содержаний в сознание и обеспечивают тем
самым
взамиодействие
«Я»
с
источником
психической
жизни,
вызывая
исцеляющий эффект. Клиент интернализирует свою работу и впоследствии
сохраняет воспоминание о созданном им образе. После окончания сеанса
психотерапевт фотографирует работу клиента (с целью дальнейшего анализа
всех ее элементов) и затем разбирает ее. При завершении терапевтического
процесса (обычно включающего 8 – 10 сеансов) психотерапевт показывает
клиенту
все
слайды
(фотографии)
с
целью
совместного
просмотра
и
обсуждения [(2, С. 248])
Создание песочных картин не требует каких-либо особых умений, так
как позволяет активизировать фантазию и выразить возникающие при этом
образы
средствами
художественной
экспрессии.
Простота
использования
всех материалов песочной терапии и то, что вода и песок являются наиболее
естественными
материалами,
способствуют
проявлению
творческого
потенциала.
В процессе песочной терапии клиент может использовать различные
группы
материалов,
каждый
из
которых
обладает
определенным
содержанием
и
может
вызывать
у
клиента
различные
реакции.
При
смешивании с водой песок превращается в материал, позволяющий лепить
трехмерные
формы,
создавать
различные
пещеры
и
замки.
Песок
символизирует
Землю,
материнское
начало,
все
то,
что
поддерживает
и
питает;
он
может
ассоциироваться
со
зноем,
прохладой,
водой,
наготой,
строительством или похоронами. Прикасаясь к песку, человек прикасается к
миллионам столетий.
Песок
в
песочной
терапии
–
это
всегда
прочный
фундамент
для
создания композиции в целом: он во многом определяет характер итоговой
картины. Это объясняется тем, что руки клиента, прикасающиеся к песку,
инстинктивно
пытаются
предать
определенную
форму
своим
чувствам
и
мыслям.
Когда
это
удается,
клиент
ощущает
удовлетворение
и
начинает
располагать в песочнице миниатюрные фигурки. Удовлетворение возникает
также и за счет того, что тактильный контакт с песком придает творческому
процессу
личностный
характер:
созданные
формы
—
это
некий
символ
присутствия и существования человека в мире [9, С. 112стр].
Используемые клиентом в процессе песочной терапии предметы делят
на различные группы. Это важно, поскольку при выборе предметов клиенты
часто руководствуются именно свойствами материала, из которого изготовлен
предмет. Так, набор предметов обязательно должен включать естественные
природные объекты, созданные самой природой (камни, кости, раковины,
минералы, дерево, солома, сухие цветы и листья, перья и т.д.) и продукты
деятельности человека.
Набор
миниатюрных
фигурок,
используемых
в
песочной
терапии,
может включать несколько сотен миниатюр. Они разделены на несколько
категорий, связанных с одушевленностью предметов, с характером живых
существ, с местом их обитания и т.д. Так, Т.Д. Зинкевич – Евстигнеева
предлагает
целую
классификацию
типов
предметов,
используемых
в
песочной
терапии.
Перечисленные
там
фигурки
могут
символизировать
субличности клиента или являться воплощением реальных людей и явлений
той среды, в которую он включен. С помощью этих фигурок клиент может
отыгрывать те жизненные ситуации, относительно которых он испытывает
затруднения. Кроме того, выбирая те или иные из них, автор строит новые
взаимоотношения с самим собой. Полученный в работе с песком, водой и
миниатюрными фигурками опыт, человек переносит в реальность. Именно
поэтому анализу использованных миниатюр уделяется большое внимание.
Предметы
песочницы
могут
быть
изготовлены
из
металла,
камня,
стекла или кристаллов, минералов, дерева, раковины, костей, перьев или
пластмассы. В зависимости от материала, они будут вызывать у клиента
различные чувства и ассоциации.
Помимо
анализа
выбранных
клиентом
фигурок
проводится
также
анализ их расположения в песочнице. Юнгианские песочные психотерапевты
заметили,
что
пространство
песочницы
используется
клиентами
определенным образом. На основании этого, Амман предложил поделить
пространство песочницы на сектора, чтобы понять, какой смысл несет в себе
расположение фигурок в различных частях песочницы [6, С.118].
Таким
образом,
благодаря
перечисленным
особенностям
метода
он
способен оказывать терапевтическое воздействие на психические процессы
человека, помогает клиенту выразить и осознать волнующие переживания,
справиться
с
проблемой,
не
вызывая
сильного
психологического
с о пр от ивле ния .
Н о
помимо
е го
ис пользо ва ния
в
ко н т е к с т е
психотерапевтической
практики,
его
также
можно
применять
в
качестве
диагностического метода. Однако этому вопросу посвящено крайне мало
практических исследований. Рассмотрим данный вопрос более подробно.
Сбор
данных
относительно
эмоционально-личностной
сферы
и
межличностных отношений в контексте игры с песком чаще всего начинается
с предъявления определенной инструкции, которая будет направлять течение
мыслей и чувств клиента. Так, «если песочный терапевт желает исследовать
определенную сторону жизни клиента, инструкция формулируется с учетом
того, что конкретно он хочет узнать» [6, С.71].
Кроме того, в песочных картинах анализу подвергаются все малейшие
детали построенных картин. Таким образом, сбору необходимой информации
способствует анализ символов, воплощенных в выбранных миниатюрных
фигурках, особенности рельефа, сюжета и проблематики картины.
Основная идея песочной картины отражает актуальные жизненные
ценности, потребности автора, она рассказывает о том, что хочет узнать
терапевт, давая ту или иную инструкцию.
Сюжет
картин
позволяет
увидеть
динамику
внутреннего
процесса,
связанного с актуальным переживанием человека, его глубиной.
Конфликтное
содержание
песочных
картин
отражает,
как
правило,
внутреннее
напряжение
человека.
Задействованность
в
работе
с
песком
глубинных
уровней
психики
способствует
проявлению
той
информации,
которую человек, возможно, намеренно не сообщает психологу или просто не
осознает.
Чрезвычайно
информативным
является
символическое
поле
песочницы, так как оно содержит в себе информацию о внутреннем мире
клиента, зашифрованную в образах и символах. Анализ символов является
дополнительным эффективным методом сбора необходимой информации о
клиенте и его проблемах. Символическое поле подразумевает:
Символизм
пространственного
расположения
предметов
в
песочнице (в соответствии с моделью Аммана);
Символизм предметов, использованных в песочной картине;
Символизм
ландшафта
песочной
картины
(скульптурные
композиции из песка, рытье ямок и углублений и т.п).
Поскольку мы хотели раскрыть диагностические возможности метода
психологической работы с песком, то в качестве экспериментальной группы
для
проведения
исследования
мы
выбрали
детей
с
психосоматическими
расстройствами респираторной сферы. Данный выбор обусловлен тем, что по
данным ВОЗ, число часто болеющих детей с каждым годом растет [8], в
детских
садах
и
начальной
школе
все
чаще
можно
встретить
детей
с
бронхиальной
астмой,
хроническим
и
аллергическим
ринитом
и
т.д.
Современный ритм жизни, условия жизни в мегаполисах и многие другие
факторы приводят к неуклонному росту психосоматических заболеваний у
детей и взрослых. Для детей с хроническими респираторными заболеваниями
характерны
такие
проявления
в
эмоционально-личностном
плане,
как
повышенная
чувствительность,
недоверчивость,
раздражительность,
инфантилизм [1, 4]. Описанные личностные особенности часто болеющих
детей
делают
их
целевой
группой
для
использования
песочницы
в
психологической работе.
Итак, чтобы оценить возможности сбора диагностической информации
при работе с песком, на базе Школы № 1530 «Школа Ломоносова» нами было
проведено исследование, в котором принимали участие ученики 2-4 классов,
половина которых, по свидетельству родителей, являются часто болеющими
детьми. Детям предлагалась песочница стандартных размеров, вода и набор
миниатюрных фигурок. Необходимо было выбрать из предложенных фигурок
«главного
героя»
и
построить
песочную
картину
в
соответствии
со
следующей инструкцией: «Представь, что твой главный герой попал в мир,
где рядом существуют две страны: Счастливая и Несчастливая, и он по ним
путешествует. Какими будут эти страны? Постарайся их построить». По
завершении испытуемого просили описать построенную картину и рассказать
о том, что там происходит. Песочная картина фиксировалась с помощью
фотоаппарата, а рассказ записывался на диктофон.
Для
анализа
песочной
картины
и
последующей
интерпретации
полученных данных были выделены следующие критерии:
Описание
«главного
героя»:
пол,
отнесение
к
той
или
иной
категории
(люди,
животные,
персонажи
мультфильмов
и
книг,
неодушевленные предметы), причина выбора;
Местонахождение
выбранного
героя
в
одной
из
стран
(его
перемещение из страны в страну);
Очередность построения стран, причина;
Конфликтное содержание сюжета песочных картин;
Ресурсное содержание;
Основная идея песочной картины;
Количество
фигурок
в
«счастливой
стране»
и
«несчастливой
стране»;
Общее количество фигурок в песочнице;
Описание фигурок по категориям (люди, животные, персонажи,
транспорт, растения, предметы быта и т.д.) и т.д…
Был
осуществлен
контент-анализ,
качественный
и
количественный
анализ
полученных
данных,
проведено
сравнение
этих
данных
в
экспериментальной
и
контрольной
группах.
Остановимся
подробно
на
наиболее интересных результатах исследования.
Все рассказы часто болеющих детей отличаются более конкретными
описаниями,
перечислением
отдельных
действий,
отсутствием
ярких
эмоциональных описаний («Счастливая страна – веселая, живут там люди,
они веселятся, есть остров с пальмами. Главный герой будет знать, что есть
зоопарк, что крот поливает цветы и можно ездить на машине. Лес, цветы,
растения – «Счастливая» страна, в нее попала девочка, которая про нее
ничего не знает, и мальчик ей тут все показывает. «Несчастливая» страна:
люди грустные, они работают»). Все дети контрольной группы описывали
более
яркие
ситуации,
их
рассказы
были
более
логично
простроены,
отличались лаконичностью и связанностью («В «Счастливой» стране люди
радуются жизни, они мирные и дружные, а в «Несчастливой» им никак не
удается жить хорошо: у людей пятно в сердце (им ничего не нравится) и они
не
могут
жить
спокойно.
Главный
герой
в
«Счастливой»
стране
принес
одному человеку несчастье – поджег его дом»).
Различия
в
построении
песочных
картин
детьми
с
частыми
респираторными
заболеваниями
и
здоровыми
детьми,
выявленные
в
результате
анализа,
могут
являться
прямым
следствием
их
личностных
особенностей, их эмоционального состояния.
Так, расположение детьми с респираторными заболеваниями всех своих
главных героев в «Счастливой» стране может являться попыткой сгладить
или
разрешить
внутренний
конфликт,
внутреннее
противоречие
за
счет
создания вокруг своего героя некой идеальной, бесконфликтной среды. В
пользу
данного
предположения
свидетельствует
и
факт
наличия
в
экспериментальной группе песочных картин с динамичными и смешанными
сюжетами,
что
говорит
о
существовании
у
часто
болеющих
детей
потребности в изменении сложившейся ситуации, в активных действиях для
разрешения внутренних конфликтов.
Использование
меньшего
количе ства
фигурок
детьми
и з
экспериментальной группы по сравнению с детьми из контрольной группы
может говорить о некой избирательности общения. Они не могут полностью
довериться окружающему их миру (в том числе и «Несчастливой» стране),
вследствие чего пытаются отгородиться от него заборами, уехать, то есть
всячески защититься и почувствовать себя в полной безопасности.
Использование в песочных картинах транспорта, оружия и заборов,
построение пещер может выступать и в качестве средств для отыгрывания
деструктивных способов поведения, понижения общего уровня тревожности.
Кроме
того,
об
общем
внутренне
напряженном
состоянии
детей,
страдающих
частыми
респираторными
заболеваниями,
свидетельствует
топографическое расположение стран в песочнице: «Несчастливая» страна во
всех
песочных
картинах
данной
группы
детей
расположена
над
«Счастливой», она как бы нависает над ней, давит сверху. Возможно, это
своеобразное
отображение
болезненного
состояния
детей,
их
эмоционального
состояния.
Сюда
же
можно
отнести
основные
идеи
песочных картин этих детей: они все содержат идеи противоборства и некого
противопоставления.
Это
можно
рассматривать
как
отражение
попыток
борьбы
с
болезнью
или
как
отражение
внутренних
неосознаваемых
конфликтов и противоречий.
Кроме того, песочные картины детей экспериментальной группы очень
символичны: в них часто используется вода и имеют место пещеры из песка,
что говорит о «фантазиях, связанных с внутриутробной жизнью» («которые
проявляются в форме символики воды, или входа в пещеры, закрытых мест и
т.д.»,
-
3,
С.
155).
Использование
бессознательной
внутриутробной
символики может быть связано с выражением своего неосознанного желания
вернуться на более благополучные стадии развития, в более безопасное и
стабильное положение. Это так же является своеобразным способом ухода от
болезненного состояния или внутреннего конфликта.
Отнесение главных героев к «Счастливой» стране всеми детьми из
экспериментальной группы и тот факт, что именно этой стране уделялось
наибольшее
внимание,
может
рассматриваться
как
проявление
инфантильности и поиска некой стабильности и благополучия. К проявлению
инфантильности
можно
отнести
также
и
то,
что
в
рассказах
детей
с
респираторными
заболеваниями
отсутствует
тенденция
к
изменению
сложившейся ситуации: ресурсные содержания их картин ограничиваются
перечислением
отдельных
положительных
характеристик
стран
или
персонажей,
в
то
время
как
здоровые
дети
подчеркивают
возможность
позитивных изменений через описание конкретных действий.
Большое количество существительных, и глаголов в рассказах детей
экспериментальной
группы
и
несущественная
разница
по
количеству
прилагательных с контрольной группой, характер рассказов свидетельствует
о том, что использование большого количества слов в описаниях может быть
связано
с
невозможностью
или
неумением
достаточно
красочно
и
ярко
описать ситуацию, четко ее структурировать, передать с помощью эмоций ее
атмосферу.
Таким образом, репрезентация внутреннего опыта детьми с частыми
психосоматическими расстройствами в респираторной сфере является более
расплывчатой
и
неопределенной.
Они
чувствуют
внутреннюю
напряженность, стремятся разрешить сложившийся конфликт, но часто не
имеют достаточно средств и навыков для этого. И, наоборот, мир здоровых
детей более структурирован и эмоционально окрашен.
На основании результатов проведенного исследования можно сделать
следующие выводы относительно особенностей построения песочных картин
детьми с психосоматическими заболеваниями в респираторной сфере:
1.
В
песочных
картинах
таких
детей
отражены
желание
быть
защищенными и окруженными заботой, которое проявляется в более частом
использовании заборов, огражденных пространств, оружия по сравнению со
здоровыми детьми. Также картины часто отражают деструктивные тенденции
и потребность в активных действиях по их разрешению. В целом это может
свидетельствовать
об
инфантильности
детей,
страдающих
частыми
психосоматическими расстройствами.
2.
Песочные картины часто содержат бессознательную символику (в
том числе внутриутробную): дети используют воду, строят пещеры.
3.
Р а с с ка з ы
д е т е й ,
ч а с то
б ол е ющ и х
р е с п и р ат о р н ы м и
заболеваниями, содержат очень большое количество слов, большинство из
которых
–
существительные
и
глаголы,
они
отличаются
меньшей
эмоциональной
окрашенностью,
чем
рассказы
здоровых
детей.
Все
это
свидетельствует
о
трудности
выражения
эмоциональной
составляющей
рассказа, возникающих чувств и переживаний.
Опираясь на сделанные выводы, можно заключить, что построение
песочных
картин
является
весьма
эффективным
методом
не
только
для
коррекционно-развивающей
и
психотерапевтической
работы,
но
и
для
диагностики особенностей эмоционально-личностной сферы детей. В том
числе
данный
метод
психологической
работы
показывает
себя
особенно
эффективным при работе с часто болеющими детьми и тревожными детьми,
позволяет им спокойно отреагировать свои личностные проблемы.
Соприкасаясь
с
песком,
человек
соприкасается
с
бесконечностью,
переживает одиночество, или наполняется гордостью от осознания своей
созидательной
силы.
Картины,
создаваемые
человеком
на
песке
–
это
отражения его внутреннего мира, который вдруг открывается человеку и
становится доступным пониманию. Подробное изучение различных методов
работы
с
песком
раскрывает
перед
школьной
психологической
службой
огромный потенциал и практически безграничные возможности по сбору
диагностической
информации,
возможности
психо-коррекционной
и
терапевтической работы с детьми.
Список литературы
1.
Александер
Ф.
Психосоматическая
медицина.
Принципы
и
применение. – М.: Институт Общегуманитарных Исследований,
2006. – 336с.
2.
А л л а н
Д ж .
Л а н д ш а вт
д е т с ко й
д у ш и .
Ю н г и а н с ко е
консультирование в школах и клиниках // Ред. В.В. Зеленского. –
М.: ПЕР СЭ, 2006. – 272 с.
3.
Аммон Г. Психосоматическая терапия. – СПб.: Изд-во «Речь»,
2000. – 238с.
4.
Ант ропов
Ю.Ф.,
Шевч енко
Ю.С.
Леч ение
детей
с
психосоматическими
расстройствами.
-
СПб.:
Изд-во
«Речь»,
2002. – 560с.
5.
Булыгина М.С. Особенности коммуникации между матерью и
ребенком
с
хроническим
соматическим
расстройством
(на
материале
гастропатологии):
Автореф.
дис.
…
канд.
психол.
наук.- М., 2007. – 27 с.
6.
Зинкевич – Евстигнеева Т.Д, Грабенко Т.М. Чудеса на песке.
Практикум по песочной терапии. – СПб.: Изд-во «Речь», 2007. –
340с.
7.
Исаев
Д.Н.
Психосоматические
расстройства
у
детей:
руководство для врачей. – СПб.: Изд-во «Питер», 2000. – 512с.
8.
Коровина Н.А., Заплатников А.Л., Чебуркин А.В., Захарова И.Н.
Часто и длительно болеющие дети: современные возможности
иммунореабилитации. Руководство для врачей. — М., 2011. — 68
с.
9.
Штейнхард
Л.
Юнгианская
песочная
терапия.
-
СПб.:
Изд-во
«Питер», 2001. – 320с.