Автор: Чередова Елена Александровна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: МАУДО "Эжвинская детская музыкальная школа"
Населённый пункт: г. Сыктывкар, Эжвинский район
Наименование материала: Методическое сообщение
Тема: «Специфика работы концертмейстера в классе домры»
Раздел: дополнительное образование
МАУДО «Эжвинская детская музыкальная школа»
Методическое сообщение
на тему
«Специфика работы концертмейстера в классе
домры».
Составитель: преподаватель
фортепианного объединения
Чередовой Е.А.
г. Сыктывкар
2018 год
Содержание
1.
Пояснительная записка……………………..……………………………...3
2.
Введение……………………………………..……………………………..4
3.
З а д а ч и
ко н ц е р т м е й с т е р а
в
р а б о т е
с
и с п о л н и т е л я м и
инструменталистами ………………………………………………………5
4.
Специфика солирующего инструмента………………………………….. 8
5.
Специфические задачи концертмейстера в работе над произведениями для
домры……………………………………………………………....................... 10
6.
Динамика………………………………………………………………………. 13
7.
Педаль………………………………………………………………………….. 14
8.
Заключение………………………………………………………............. 15
9.
Список литературы……………………………………………………….16
2
Пояснительная записка
Данная
работ а
рассмат ривает
общие
принципы
р а б о т ы
концертмейстера в инструментальном классе, дает краткую характеристику
домры как сольного инструмента. Задачи концертмейстера анализировались
с позиций
выполнения
им исполнительских,
ансамблевых,
педагогических
и психологических функций, составляющих сущность концертмейстерской
деятельности.
Отсюда
следует
актуальность
такой
темы,
как специфика
работы концертмейстера в классе домры, которую автор попытается раскрыть
в данной работе.
Цель:
Исследование проблемы специфики работы концертмейстера в классе
домры.
Задачи:
1.
О п р е д е л и т ь
о с н о в н ы е
з а д а ч и
к о н ц е р т м е й с т е р а
с
инструменталистами.
2.
Охарактеризовать специфику домры как сольного инструмента.
3.
Рассмотреть специфические задачи концертмейстера в работе над
произведениями для домры.
Введение
3
Концертмейстер. Само это понятие состоит из двух слов: концерт и
мастер (по-немецки meister). Концертмейстер- пианист очень востребован в
ДМШ и ДШИ.
Его
роль очень многогранна, поэтому пианист должен
обладать
серьёзными
профессиональными
навыками
и
умениями.
Постоянное
и
быстрое
освоение
нового
репертуара
требует
хорошей
исполнительской
формы,
развитие
таких
навыков
как
чтение
с
листа
и
транспонирование.
От
мастерства
концертмейстера
зависит
успех
юного
музыканта.
Задачи концертмейстера в работе с исполнителями-инструменталистами
4
В настоящее время концертмейстерство является распространенной
формой исполнительства для пианистов, одной из самой востребованной
профессией
в
сфере
музыкального
образования.
Без
деятельности
концертмейстеров
сложно
представить
не
только
п од гото в ку
профессиональных
исполнителей,
но
юных
музыкантов
на
начальном
обучении музыке. Работа концертмейстера в музыкальной школе занимает
почетное место. Концертмейстерство является
примером универсального
сочетания в рамках профессии элементов мастерства педагога, исполнителя,
импровизатора и психолога.
Как отмечает Е. М. Шендерович: «…В деятельности концертмейстера
объединяются
педагогические,
психологические,
творческие
функции.
Отделить одно от другого и понять, что превалирует в экстремальных или
конкурсных
ситуациях,
трудно».
Для
успешного
осуществления
многофункциональной
деятельности
концертмейстер
должен
владеть
необходимым комплексом знаний, умений и навыков.
Концертмейстер
должен
знать
не только
основные
принципы
ансамблевой
техники,
но и технические
и тембровые
возможности
солирующего
инструмента,
учебный
и концертный
репертуар
и его
стилистические
особенности,
а также
методы
репетиционной
работы
в ансамбле
и совместной
исполнительской
работы
над
музыкальным
произведением.
Концертмейстеру
необходимо
обладать
умениями,
позволяющими
применять
теоретические
знания
при
исполнительском
анализе
партии
солиста и фортепианной партии в музыкальном произведении, определять
художественные
и технические
особенности
аккомпанемента,
трактовать
свою
партию
как
часть
цельного
музыкального
образа,
создавать
художественную
интерпретацию
фортепианной
партии,
демонстрировать
5
р а з л и ч н ы й
п од ход
к исполнению
фортепианных
и оркестровых
аккомпанементов.
Для концертмейстерской деятельности необходимо:
владение
арсеналом
пианистиче ских
средств
( з ву ко во й
и артикуляционной
палит рой,
техниче ским
м а с т е р с т в ом ,
художественной педализацией и т. д.);
умение
выбрать
необходимые
исполнительские
решения
(звуковые,
динамические, тембровые, артикуляционные и др.);
умение воспринимать и анализировать исполнение партии солистом
и звучание фортепианной партии;
слышать одновременно каждую партию в их единстве, контролировать
звучание
ансамбля
и корректировать
исполнительские
действия
в соответствии с исполнительским состоянием солиста;
обладать
способностью
к художественной
антиципации
(от лат.
anticipatio — предвосхищение);
раскрывать
художественное
произведение
в образно-эмоциональном
и выразительно-смысловом единстве с солистом.
Необходимо
помнить,
что
приступая
к
работе
над
фортепианной
партией, концертмейстер должен изучить произведение в целом, в единстве с
партией солиста, хорошо знать солирующую партию. Освоение партии в
инструментальных произведениях подвижного характера могут представлять
определенные трудности, так как ее сложно пропеть и не всегда удобно
играть на фортепиано, в отличие от вокальных произведений. Одним из
вспомогательных
средств
ознакомления
может
служить
просмотр
и
6
прослушивание в интернете. Однако следует учесть, что такой способ не
заменяет настоящего слухового освоения концертмейстером партии солиста с
ее интонационным строем, темповым и динамическим планом. Не следует
рассчитывать на то, что партию солиста можно выучить на слух в процессе
игры
в
классе
на
репетициях,
так
как
способные
ученики
виртуозные
произведения учат быстрее, чем может ожидать концертмейстер.
Самое главное в деятельности концертмейстера – вовремя уступить и
вовремя повести. Надо играть ярко, выразительно, но соизмерять свою игру
со звуковыми и эмоциональными возможностями ученика.
Важной
творческой
задачей,
стоящей
перед
концертмейстером,
является умение начать произведение в оптимальном темпе. Для этого надо
мысленно
пропеть
начало
сольной
партии
инструменталиста,
а
Евгений
Шендерович советовал своим студентам мысленно заканчивать произведение
и как бы начать его во второй раз.
Стоит
напомнить
основные
правила
поведения
концертмейстера
на
сцене.
Выходить
на
эстраду
нужно
вместе,
концертмейстер
пропускает
солиста вперед. Подойдя к роялю, концертмейстер должен положить ноты с
левой стороны и не садиться к инструменту, пока не смолкнут аплодисменты.
На пюпитр не стоит ставить более одного издания. Вовремя аплодисментов
не стоит отвлекать слушателей заменой нот.
Специфика солирующего инструмента (домра)
7
Домра - щипковый инструмент, это качество необходимо учитывать
концертмейстеру при игре с домристами. Стиль исполнения должен как бы
напоминать
звучание
народного
оркестра
(за
исключением
произведений
старинной музыки). Здесь имеется в виду не воспроизведение тех или иных
тембров
народного
оркестра,
а
способность
создания
художественных
образов, интересных и красочных эффектов звучания фортепиано, тем самым
вызвав у слушателя соответствующие звуковые ассоциации.
Концертмейстеру, посвятившему себя работе с народными струнными
инструментами (домрой, балалайкой), необходимо иметь представление об
основных приёмах звукоизвлечения на инструментах, с которыми приходится
играть. Знание особенностей штриховой и звукоизобразительной палитры
поможет
в
аккомпанементе
найти
им
соответствующее
звучание,
найти
динамическое
и
колористическое
соотношение
с
тембрами
данных
инструментов.
Основные
приемы
игры
на домре —
уд а р
и тремоло
(быстрое
чередование ударов), которые непрерывно дополняются за счет применения
приемов,
заимствованных
из практики
игры
на других
инструментах
(струнных
смычковых,
балалайки):
пиццикато
левой
и правой
рукой,
натуральные
и искусственные
флажолеты,
удар
за подставкой,
пиццикато
вибрато
и тремоло
вибрато.
Имеет
место
одновременное
использование
различных приемов. Звук домры, извлекаемый ударом медиатора, звонкий
и ясный,
а на тремоло —
льющийся
и певучий.
Игра
на грифе
создает
приглушенное, матовое звучание, а у подставки, наоборот, дает открытый,
слегка
«гнусавый»
звук,
напоминающий
банджо.
Некоторую
трудность
представляет
собой
игра
в верхних
ладах
из-за
меньшего
размера
и сложности попадания. Струна ми, особенно в прижатом состоянии, звучит
довольно
глухо.
В целом
динамическая
шкала
может
быть
достаточно
разнообразной:
от нежнейшего
пианиссимо
на пиццикато
в правой
руке
8
и флажолетах до весьма мощного фортиссимо на аккордах тремоло. Домра
обладает
широкими
виртуозными
возможностями,
что
с успехом
применяется композиторами в сочинениях для этого инструмента.
С овершенно
о собую
роль
в развитии
сольного
домрового
исполнительства и создании репертуара для этого инструмента, в том числе
обработок
народных
песен,
сыграл
народный
артист
России,
профессор
Российской
академии
музыки
им. Гнесиных
Александр
Цыганков.
Его
произведения несут в себе отпечаток яркой творческой индивидуальности
их автора —
блестящего
виртуоза,
обогатившего
арсенал
выразительных
средств
множеством
новых
приемов,
заимствованных
из арсенала
других
инструментов,
владеющего
богатой
палитрой
звучания,
обладающего
чарующим артистизмом и сценическим обаянием.
Специфические задачи концертмейстера в работе над произведениями для
домры
9
В работе
с солистом-инструменталистом
концертмейстер
решает
как
общие,
т ак
и специфические
профессиональные
задачи,
связанные
с особенностями данного инструмента.
От специфики
солирующего
инструмента
и репертуара
зависит
конкретное
решение
ансамблевых
и пианистических
задач,
направленное
на воплощение
о сновных
анс амблевых
парамет ров:
е д и н с т в а
художественных
намерений
партнеров,
синхронности
звучания,
динамического
баланса,
эквивалентности
штрихов,
тембрового
слияния
инструментов.
Многие
концертмейстеры,
начинающие
работу
в
классе
народных
инструментов
(домры,
балалайки),
обладающие
хорошей
музыкальной
интуицией и чуткостью, испытывают пианистическое неудобство оттого, что
привычная
игра
«на
опоре»,
которой
учат
на
специальности,
здесь
не
подходит, так как домра является щипковым инструментом и её звучание не
отличается полётным, долгим звуком.
Народные
аккомпанементы
требуют
от
концертмейстера
хорошей
технической базы, умения играть легко в быстрых темпах пассажи «туше» –
«шепчущей» звучностью. Движения пальцев почти невидимые, игра лишь
кончиками
–
«кожей»
подушки
пальца.
Иногда
бывает
достаточно
веса
пальца, но с особой артикуляцией – «говорком» (parlando).
В п о и с ка х
т е м б р о во го
и динамиче ского
слияния
с домрой
концертмейстер должен стремиться к сухому, четкому звукоизвлечению, что
особенно
сложно
сохранить
в параллельных
с домрой
пассажах.
В таких
случаях
legato
у пианиста
должно
быть
non
troppo
legato,
слегка
маркатированное, с очень резким отпусканием клавиши после ее нажатия.
Этот прием в сочетании с предельно ровным ритмичным исполнением
позволяет
концертмейстеру
решить
не только
проблему
соответствия
10
штрихов,
но также
и проблему
синхронности
в виртуозных
фрагментах.
Здесь
необходимо
отметить,
что
работа
со струнными
щипковыми
инструментами подвигает концертмейстера на поиск новых пианистических
приемов,
которые
порой
противоречат
звуковым
т ребованиям,
предъявляемым в сольном исполнительстве, с целью достижения тембровой
и артикуляционной идентичности звучания фортепиано и домры.
Основой
организации
фактуры,
как
и в любых
аккомпанементах,
д о л ж е н
б ы т ь
б а с ,
а звучание
партии
правой
руки
пианист а,
в аккомпанементах
типа
«бас-аккорд»,
«гармоническая
фигурация»,
«мелодиче ская
фигурация»
должно
быть
легким
и прозрачным,
за исключением
тематических
произведений
с обозначенной
яркой
динамикой.
Для
достижения
максимального
ансамблевого
соотношения
не-
обходимо заранее обсудить с педагогом динамику произведения, фразировку,
цезуры
и
обязательно
окончания
фраз
(«тремоло»
или
«удар»).
Особенно
тщательно
нужно
следить
за одновременностью
снятия
звуков
и аккордов,
отсутствие
которой
чрезвычайно
портят
художественное
впечатление от ансамбля. С точки зрения синхронности особого внимания
требует такой прием как флажолеты: для их взятия домристу необходимо
чуть
больше
времени,
чем
для
обычно
удара,
и в игре
с неопытными
исполнителями
концертмейстер
должен
быть
бдительным,
чтобы
момент
появления звука у фортепиано и домры точно совпадал.
В
классе
народных
инструментов
концертмейстер
всегда
должен
следить за балансом звучания, разные регистры домры всегда нуждаются в
опытном сопровождении. Так, к примеру, низкий регистр домры не должен
перекрываться фортепиано, а должен помочь показать всю красоту звучания
инструмента солиста.
11
Динамика
Выстраивая
динамический
баланс,
необходимо
учитывать
приглушенный характер звучания домры в нижней тесситуре (на струне ми),
12
легкое,
воздушное
звучание
флажолетов,
когда
звук
фортепиано
должен
встраиваться в звук домры, мягкое звучание пиццикато вибрато. С другой
стороны, плотное аккордовое звучание, особенно на тремоло,
нуждается
в мощной
поддержке
фортепиано.
В
пассажной
технике
–
фортепиано
отступает на второй план, но играть следует очень активно, цепко.
П р и
аккомпанировании
народным
инструментам crescendo
на
фортепиано в пассажах нужно делать позже, как бы «подхватывая» солиста,
усиливая
впечатление
общего
звучания, diminuendo
–
раньше,
делая
это
сознательнодля того, чтобы «освободить» звуковое пространство для солиста.
Педаль
Педаль
при
игре
с домрой
должна
быть
прозрачной:
в исполнении
аккомпанемента
типа
«бас-аккорд»
в быстрых
эпизодах
от ее применения
13
лучше
отказаться.
Традиционную
педаль
можно
использовать
в фортепианных соло, а также в кантиленных произведениях или фрагментах,
когда
фортепиано
плавностью
и мягкостью
должно
компенсировать
возможный недостаток певучести домры на тремоло у учащихся. Проблема
педализации в игре со струнными щипковыми инструментами является очень
важной,
но в ее решении
не всегда
можно
надеяться
на помощь
педагога
данного
класса.
Начинающему
пианисту
лучше
обращаться
за помощью
к более опытным коллегам, которые могли бы послушать репетицию или
концертное
выступление.
Следует
поинтересоваться
не только
общим
впечатлением
от и г р ы ,
н о и отдельными
параметрами
исполнения,
в частности
педализацией.
Кроме
того,
желательно
как
можно
чаще
записывать
совместную
игру
с солистом
на видео-
или
аудиоаппаратуру
и внимательно прослушивать записи. Этот способ помогает концертмейстеру
не только
в решении
вопроса
о педализации,
но и в целом
для
улучшения
качества ансамбля.
Заключение
В данной работе мы рассмотрели задачи концертмейстера в работе с
исполнителями инструменталистами, специфику солирующего инструмента
14
домра,
специфические задачи концертмейстера в работе над произведениями для
домры.
Искусство
концертмейстера
требует
высокого
музыкального
мастерства, художественной культуры и особого призвания к этому делу.
Мастерство
концертмейстера,
владеющего
исполнительскими
навыками,
анализирующего
процесс
подготовки
к
сценическому
выступлению,
понимание психологических особенностей солиста, сильных и слабых его
сторон, должно способствовать созданию единого ансамбля, музыкального
образа.
Список используемой литературы:
15
1.
Островская
Е.А.
Психологические
аспекты
деятельности
концертмейстера
в музыкально-образовательной
сфере
инструментального
исполнительства: Диссертация кандидата искусствоведения - Тамбов, 2006.
2.
Темнова Н.Н. Задачи концертмейстера в работе над произведениями
для домры. Методические рекомендации // ОмГУ им. Ф. М. Достоевского -
Омск, 2012.
3.
Шендерович
Е.
М.
В концертмейстерском
классе.
Размышления
педагога - М.: Музыка, 1996.
4.
Шендерович Е. М. Об искусстве аккомпанемента // Советская музыка,
№ 4 – М., 1969.
16